Научная статья на тему 'РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В БОРЬБЕ ПРОТИВ ДИКТАТУРЫ "ЧЁРНЫХ ПОЛКОВНИКОВ" В ГРЕЦИИ'

РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В БОРЬБЕ ПРОТИВ ДИКТАТУРЫ "ЧЁРНЫХ ПОЛКОВНИКОВ" В ГРЕЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
84
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ГРЕЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / СТУДЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ДИКТАТУРА "ЧЕРНЫХ ПОЛКОВНИКОВ" / ВОЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ / ВОССТАНИЕ В АФИНСКОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зиновьев Е. С.

В статье анализируются социально-политические процессы и события, протекавшие в Греции в конце 60-х - начале 70-х годов XX века, связанные с диктатурой «черных полковников». Характеризуются предпосылки прихода к власти «черных полковников», их деятельность по подготовке и организации военного переворота в стране, особенности политического режима, установившегося в Греции с конца 60-х годов. Рассматривается реакция зарубежных стран на политику военной хунты. Раскрывается процесс преобразования Греции из монархии в республику, деятельность Г. Пападопулоса в качестве президента страны. Анализируются факторы, способствовавшие подъёму студенческого движения, его организации, студенческие акции протеста против диктатуры «черных полковников». Рассматривается хронология событий 14-17 ноября 1973 года в Афинском Политехническом университете (Политехнио), объединивших страну и направленных на свержение военного режима и восстановление демократии в Греции. Характеризуются последствия студенческих протестов в контексте политических преобразований и дальнейшего развития греческого общества. Раскрываются предпосылки возвращения к власти Константиноса Караманлиса, который сформировал правительство национального согласия и стал проводить демократические реформы в стране. Отмечается, какое значение имеет день 17 ноября для граждан современной Греции и, особенно, для студенческой молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE STUDENT MOVEMENT IN THE STRUGGLE AGAINST THE DICTATORSHIP OF THE "BLACK COLONELS" IN GREECE

The article analyzes the social and political processes and events that took place in Greece in the late 60s - early 70s of the XX century, associated with the dictatorship of the "black colonels". The prerequisites for the coming to power of the "black colonels", their activities in preparing and organizing a military coup in the country, the peculiarities of the political regime established in Greece since the late 60s are characterized. The reaction of foreign countries to the policy of the military junta is considered. The process of Greece's transformation from a monarchy to a republic, the activities of G. Papadopoulos as president of the country are revealed. The factors contributing to the rise of the student movement, its organization, student protests against the dictatorship of the "black colonels" are analyzed. The chronology of the events of November 14-17, 1973 at the Athens Polytechnic University (Politechnio), which united the whole country and aimed at overthrowing the military regime and restoring democracy in Greece, is considered. The consequences of student protests in the context of political transformations and further development of Greek society are characterized. The prerequisites for the return to power of Konstantinos Karamanlis, who formed the Government of National Accord and began to carry out democratic reforms in the country, are revealed. It is noted how important the day of November 17 is for the citizens of modern Greece and, especially, for students.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В БОРЬБЕ ПРОТИВ ДИКТАТУРЫ "ЧЁРНЫХ ПОЛКОВНИКОВ" В ГРЕЦИИ»

Научная статья Новейшая история

УДК: 94(49 5)

РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В БОРЬБЕ ПРОТИВ ДИКТАТУРЫ «ЧЁРНЫХ ПОЛКОВНИКОВ» В ГРЕЦИИ

Зиновьев Е.С.

[email protected]

Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России

г. Москва, Россия

Аннотация. В статье анализируются социально-политические процессы и события, протекавшие в Греции в конце 60-х - начале 70-х годов XX века, связанные с диктатурой «черных полковников». Характеризуются предпосылки прихода к власти «черных полковников», их деятельность по подготовке и организации военного переворота в стране, особенности политического режима, установившегося в Греции с конца 60-х годов. Рассматривается реакция зарубежных стран на политику военной хунты. Раскрывается процесс преобразования Греции из монархии в республику, деятельность Г. Пападопулоса в качестве президента страны. Анализируются факторы, способствовавшие подъёму студенческого движения, его организации, студенческие акции протеста против диктатуры «черных полковников». Рассматривается хронология событий 14-17 ноября 1973 года в Афинском Политехническом университете (Политехнио), объединивших страну и направленных на свержение военного режима и восстановление демократии в Греции. Характеризуются последствия студенческих протестов в контексте политических преобразований и дальнейшего развития греческого общества. Раскрываются предпосылки возвращения к власти Константиноса Караманлиса, который сформировал правительство национального согласия и стал проводить демократические реформы в стране. Отмечается, какое значение имеет день 17 ноября для граждан современной Греции и, особенно, для студенческой молодёжи.

Ключевые слова: история Греции, социально-политические процессы, студенческое движение, диктатура «черных полковников», военный переворот, восстание в Афинском политехническом университете

Для цитирования: Зиновьев Е.С. Роль студенческого движения в борьбе против диктатуры «чёрных полковников» в Греции // Казанский вестник молодых учёных. 2022. Т. 6. № 2. С. 50-55.

Молодёжные движения часто являются акторами в различных исторических событиях. Как показывает мировая история, прежде всего студенческие объединения выступают в качестве активных субъектов политической жизни общества. Такие процессы усилились в XX веке и были характерны для многих стран мира, в том числе и для Греции.

Я заинтересовался и стал более глубоко изучать новейшую историю Греции, поскольку обучаюсь по программе «Дипломатия и политика зарубежных стран» и изучаю греческий язык в качестве первого иностранного языка. Тема исследования представляется достаточно актуальной в современных условиях, поскольку можно видеть, как в ряде западных стран возрождаются националистические, неофашистские течения, и опыт борьбы греческих студентов против диктатуры «черных полковников» является показательным в том плане, как студенческая молодежь может сплотить все общество и отстаивать демократию, права личности и гуманистические ценности.

Цель исследования - проанализировать социально-политические процессы, протекавшие в Греции в конце 60-х - начале 70-х гг., роль студенческого движения в борьбе против диктатуры «черных полковников» и изменении политического устройства греческого общества.

При исследовании данной темы были изучены научные работы как российских, так и зарубежных авторов. Проанализированы диссертационные исследования, а также публикации в журналах «Новая и новейшая история», «Исторические исследования» относительно социально-политических событий, происходивших в Греции в конце 60-х - начале 70-х годов.

В 1967 году власть в Греции оказалась в руках военной хунты «черных полковников», во главе которой были Георгиос Пападопулос, Николаос Макарезос и Стилианос Паттакос. Режим «черных полковников» получил свое название из-за черных мундиров военных, захвативших власть. Их приход к власти связан с борьбой левых и правых сил, начавшейся в Греции с 1930-х годов. С начала 1960-х гг. в стране развивался общественно-политический кризис, и в этих условиях политическая борьба еще больше обострилась. Сложившаяся система «троевластия», элементами которой являлись институт монархии, парламент и армия, позволяла армии оказывать серьёзное воздействие на социально-политические процессы [4].

В Греции 28 мая 1967 года должны были состояться парламентские выборы. Высокие шансы на победу в них имели центристские и левые политики. Такого результата опасались король и командование вооруженных сил. Они не хотели допустить подобного развития политической ситуации. По этой причине греческий генералитет при явном одобрении короля рассматривал вопрос о взятии армией власти в свои руки. Одновременно, втайне от генералитета и короля, в среде старших офицеров был создан подпольный, так называемый, Революционный комитет. На его заседании 13 декабря 1966 года обсуждалась подготовка военного переворота в стране, смещение одного из ключевых деятелей оппозиции Г. Папандреу и захват власти военным путём. 21 апреля 1967 года Папандреу был арестован. Действия заговорщиков были неожиданными как для короля Константина II, так и для союзников Греции по НАТО. Именно эффектом неожиданности объясняется успех переворота. В Афины были введены танки и заняты стратегически важные позиции, город оказался в полном подчинении военных. Ведущих политиков арестовали и поместили в одиночные камеры [6].

В момент прихода к власти «черные полковники» понимали, что в стране оставались и другие влиятельные силы. Главным образом - король Константин II и верные ему генералы. По этой причине полковники вынуждены были пойти на уступки - премьер-министром страны был назначен Константинос Колиас. Он не был военным и был достаточно лоялен Константину II. Однако у него почти не было никакой реальной власти, и его нахождение на должности было скорее формальным.

В декабре 1967 года король Греции Константин II предпринял попытку контрпереворота. Он понимал, что Афины полностью находятся во власти «черных полковников» и поэтому хотел создать альтернативную администрацию на севере страны. С этой целью он уехал в город Кавала, который расположен рядом со вторым по значимости городом Греции - Салониками. Важно отметить, что «черные полковники» были представителями сухопутных войск, и их хунта не имела большого влияния в командовании авиации и флота. Этим и хотел воспользоваться Константин II. Он выступил с обращением к нации по радио, призвав не подчиняться «черным полковникам». Одновременно верные ему генералы собирали войска на севере страны. Однако многие офицеры среднего звена симпатизировали «черным полковникам» и отказались подчиниться приказам генералов. К тому же, сторонники Константина II делали ставку на бескровные акции протеста и возвращение власти мирным путём. Организованного выступления не получилось, «черные полковники» перехватили инициативу, направили войска против самого короля. В этих условиях Константин II вынужденно покинул страну и уехал в Италию. Вместе с ним уехал и премьер-министр Константинос Колиас.

Лидером хунты «черных полковников» был военный Георгиос Пападопулос. Он решил сосредоточить всю власть в своих руках и стал занимать одновременно разные посты в стране: с декабря 1967 года был премьер-министром и министром национальной обороны, с 1970 года одновременно являлся министром иностранных дел, в 1972 году занял пост регента, поскольку Греция оставалась монархией. Г. Пападопулос характеризовался жестким отношением к коммунистам и левым движениям, которые были популярны и активно поддерживались населением Греции в то время. В стране началась диктатура [1].

Политические свободы, существовавшие в стране десятилетиями, отменялись одна за другой. Были распущены политические партии, учреждены военные суды. В стране стали действовать тайная полиция и военная полиция. Политические заключенные подвергались пыткам. Пресса находилась под жесткой цензурой, не допускалось никакого проявления инакомыслия. Парламентские выборы в Греции так и не были проведены.

Диктаторская политика военной хунты вызвала критику за рубежом. Это спровоцировало негативную реакцию Пападопулоса, и он вышел из Совета Европы. В Советском Союзе военный переворот был осужден. Советские газеты того времени писали о репрессиях в отношении левых и других инакомыслящих граждан. США не выразили негативного отношения, закрыли глаза на военный переворот, так как в условиях «холодной войны» Греция была одним из важных форпостов НАТО в противостоянии СССР.

Многим находящимся у власти полковникам не нравилось, что Пападопулос всю власть сосредоточил в своих руках. Они по-разному видели будущее страны, что привело к противоречиям и борьбе в самой хунте. На протяжении семи лет правления «черных полковников» в Греции не функционировал ни один демократический институт.

В сложившейся политической ситуации студенческие акции протеста стали достаточно частым явлением. 21 февраля 1973 года студенты выступили против изменений в регулировании выдачи отсрочек от армии. Георгиос Пападопулос подписал указ, согласно которому Министерство обороны могло по своему усмотрению забирать у «непослушных» студентов отсрочку от призыва в армию. Это вызвало серьёзные студенческие волнения. Тысячи студентов выступили с требованием немедленного отзыва правительственного указа. Через два дня протесты прекратятся по решению самих студентов. 20 марта студенческие акции протеста повторились, однако на этот раз правительство действовало более жестко, и для их разгона применило силу. Данные события способствовали усилению и объединению студенческого движения в стране.

Важным политическим событием для Греции явилось упразднение монархии 1 июня 1973 года. 29 июля был проведён референдум, приняты конституционные поправки, которые преобразовали Грецию в республику. Была введена должность президента, и её занял Г. Пападопулос. Управлять страной он должен был совместно с парламентом, но выборы в него целенаправленно затягивались. Нарушения демократических свобод привели к массовым протестам против режима. 9 ноября 1973 года студенты выступили против судебного преследования 17 жителей Афин — участников столкновений с полицией [8]. Анализ сложившейся в Греции политической ситуации показывает, что именно студенческая молодёжь явилась катализатором антидиктаторских выступлений.

В историю Греции вошли студенческие протесты 14-17 ноября 1973 года. Их причиной стали нарушения демократических свобод и попытки правительства вмешаться в ход предстоящих студенческих выборов. 14 ноября студенты заняли здание Афинского Политехнического университета (Политехнио), из представителей всех факультетов создали Координационный совет. Посредством рупоров и небольшого передатчика стали транслироваться лозунги восставших студентов. Студенты выступили и с политическими требованиями: выход Греции из НАТО, суд над руководителями военной диктатуры и восстановление демократии в стране [7]. Вокруг университета в качестве поддержки собрались десятки тысяч жителей Афин.

Протестные студенческие выступления продолжились 15 ноября. Студенты полностью заняли двор и здания Политехнио, построили там баррикады. Координационный совет заявил, что выступление в Политехнио носит антифашистский и антиимпериалистический характер. В поддержку Политехнио, студентами в Салониках и Патрах были тоже заняты университетские здания. Крестьяне из Мегара направились в Афины. Начались выступления в афинском районе Эгалео, за ним последовал Пирей. Вся Греция поддержала поднявшихся на борьбу студентов.

На следующий день студенческие волнения переросли в протест всего народа. Студенческое радио уже открыто призывало граждан к свержению хунты - к «борьбе до победы». К вечеру 16 ноября столкновения демонстрантов с полицией постепенно охватили весь центр города, были

зафиксированы перестрелки. Около одиннадцати вечера был отдан приказ о вмешательстве армии, и ближе к полуночи из пригородного района Гуди выдвинулась колонна бронемашин.

В ночь с 16 на 17 ноября к Политехнио подошли танки, начался его штурм, в ходе которого были убитые и раненые. Сотни студентов были арестованы. Точное количество погибших и раненых до сих пор остается неизвестным. В знак протеста последовали антиправительственные демонстрации, которые были жестко подавлены. После данных событий Греция в течение семи дней соблюдала режим военного времени, ежедневно с 19.00 вводился комендантский час. Но студенческому восстанию все же удалось положить конец правлению «черных полковников». Их власть продержалась менее года.

Спустя несколько дней глава хунты Георгиос Пападопулос был смещён другим военным Димитриосом Иоаннидисом, который воспользовался политической нестабильностью в стране, и при поддержке которого президентом стал Федон Гизикис [10]. Пришедшее к власти руководство не спешило проводить демократические преобразования. Наоборот, была ужесточена цензура, восставшие студенты Политехнио были подвергнуты наказанию. Недовольство в обществе возрастало.

Иоаннидис и его окружение опасались социального взрыва и стремились его не допустить. С целью отвлечь внимание от внутриполитической ситуации, было решено сделать акцент на внешнеполитические успехи. Так была предпринята попытка организации переворота на Кипре, чтобы присоединить его к Греции. «Черные полковники» оказали существенную помощь радикальным движениям Кипра, которые свергли президента Макариоса. На Кипре стала проводиться агрессивная политика в отношении турко-киприотов, что не могло остаться незамеченным со стороны Турции. Стоит отметить, что Турция, Греция и Великобритания были гарантами независимости острова. Турция под предлогом защиты турко-киприотов ввела свои войска на остров, они имели превосходство над войсками греко-киприотов. Греция была вынуждена оказать военную помощь. «Черные полковники» объявили мобилизацию, но она не нашла поддержки ни среди населения, ни в армии [3].

Против Иоаннидиса стала складываться новая армейская группировка, которая выступала за возвращение демократического правления в стране, демократические ценности, широко поддерживаемые населением. Под их командованием были силы, равные армейскому корпусу, и они были готовы выдвинуться на Афины. Президент Греции Федон Гизикис поддержал это движение и также выступил против Иоаннидиса.

Было принято решение о возвращении к власти Константиноса Караманлиса, который был премьер министром Греции в 1955-1963 гг. Во время правления диктатуры «черных полковников» он находился за границей. После приезда в Грецию он сформировал правительство национального согласия и стал проводить демократические реформы [5]. Караманлис отменил цензуру, распустил военные суды, вернул свободу университетам. Пападопулос и другие полковники, руководившие страной, были арестованы. Их обвинили в измене родине, коррупции, взяточничестве и приговорили к смертной казни. Впоследствии высшая мера наказания была заменена пожизненным заключением. Караманлис является основателем партии «Новая демократия», являющейся одной из главных политических сил в Греции и сегодня [2]. Во внешней политике он ориентировался на расширение связей с арабскими странами и СССР.

С момента восстановления демократического правления греческие университеты вплоть до 2019 года пользовались правом экстерриториальности. Оно заключалось в том, что полиция и другие силовые ведомства не могли входить на территорию университетов. Допустить полицию мог только ректорский совет, состоящий из преподавателей и студентов, и для этого требовалось единогласное решение [9]. В память о жертвах Политехнио в Греции установили памятники, а многие улицы были названы в честь Героев Политехнио. В настоящее время день подавления студенческого восстания 17 ноября отмечается по всей Греции, особенно в учебных заведениях, и служит напоминанием о борьбе греческих студентов за будущее своей страны.

Проведенное исследование показало, что студенческая молодежь является активным субъектом социально-политических процессов и может быть движущей силой прогрессивных социальных

изменений в современном обществе. Студенческие акции протеста, проходившие в Греции в 1973 году, смогли сплотить все общество, способствовали восстановлению демократии в стране и привели в дальнейшем к серьезным политическим изменениям. Борьба греческих студентов против диктатуры «черных полковников» может быть в определенной степени показательным примером, как граждане могут отстаивать демократию, свои права и гуманистические ценности.

Список источников

1. Andrews K. Greece in the dark: 1967-1974. London, 1980. 330 p.

2. Woodhouse, C.M. Modern Greece: a Short History. London: Faber & Faber, 1998. 365 p.

3. Woodhouse, C.M. The Rise and Fall of the Greek Colonels. London; New York: Granada, 1985. 192 p.

4. Круговая Е.Г. Экономическое и политическое развитие Греции в период правления «черных полковников» 1967-1972 гг.: дис. ...канд. истор. наук. М., 2002. 208 с.

5. Никитина Т.В., Степанидина В.И. Демократизация Греции после военного режима «черных полковников» (1974-1975) // Исторические исследования. Электронный журнал Исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова URL https://cyberleninka.ru/article/n/demokratizatsiya-gretsii-posle-voennogo-rezhima-chernyh-polkovnikov- 1974-1975/viewer

6. Тоталитаризм в Европе XX века: из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления / рук. авт. кол. Я.С. Драбкин, Н.П. Комолова. М.: Памятники исторической мысли, 1996. 540 с.

7. Улунян Ар. А. Политическая история современной Греции. Конец XVIII в.- 90-е гг. XX в. Курс лекций. - М: ИВИ РАН, 1998. - 331с.

8. Улунян Ар. А. Ошибка полковника Пападопулоса. Крах идеи «сильной руки» и крах «управляемой демократии» в Греции (1967-1974). М: ИВИ РАН, 2004. 319 с.

9. Улунян Ар. А. После режима. Греция: от военно-политической системы к парламентской демократии (1974-1981 гг.). М.: ИВИ РАН, 2005. 239 с.

10. Шеменков К. А. Греция: проблемы современной истории. М.: Мысль, 1987. 286 c.

Original article Recent History

THE ROLE OF THE STUDENT MOVEMENT IN THE STRUGGLE AGAINST THE DICTATORSHIP OF THE "BLACK COLONELS" IN GREECE

Zinovyev E.S.

Moscow State Institute of International Relations (MGIMO University)

Moscow, Russia

Abstract. The article analyzes the social and political processes and events that took place in Greece in the late 60s - early 70s of the XX century, associated with the dictatorship of the "black colonels". The prerequisites for the coming to power of the "black colonels", their activities in preparing and organizing a military coup in the country, the peculiarities of the political regime established in Greece since the late 60s are characterized. The reaction of foreign countries to the policy of the military junta is considered. The process of Greece's transformation from a monarchy to a republic, the activities of G. Papadopoulos as president of the country are revealed. The factors contributing to the rise of the student movement, its organization, student protests against the dictatorship of the "black colonels" are analyzed. The chronology of the events of November 14-17, 1973 at the Athens Polytechnic University (Politechnio), which united the whole country and aimed at overthrowing the military regime and restoring democracy in Greece, is considered. The consequences of student protests in the context of political transformations and further

development of Greek society are characterized. The prerequisites for the return to power of Konstantinos Karamanlis, who formed the Government of National Accord and began to carry out democratic reforms in the country, are revealed. It is noted how important the day of November 17 is for the citizens of modern Greece and, especially, for students.

Keywords: History of Greece, social and political processes, student movement, dictatorship of the "black colonels", military coup, Athens Polytechnic University uprising

For citation: Zinovyev E.S. The role of the student movement in the struggle against the dictatorship of the "black colonels" in Greece. Kazan Bulletin of Young Scientists. 2022;6(2):50-55. (In Russ.).

Автор публикации

Зиновьев Егор Сергеевич, студент факультета Международных отношений. науч. рук. д-р ист. наук, проф. Черникова Т.В., Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, г. Москва, Россия.

Author of the publication

Egor S. Zinovyev, Moscow State Institute of International Relations (MGIMO University), Moscow, Russian Federation, student of the Faculty of International Relations.

Материал поступил в редакцию 21.05.2022; принят к публикации 04.07.2022. The article was submitted 21.05.2022; accepted for publication 04.07.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.