Ю.А. Филясова
Роль структуры высказывания в обучении аудированию студентов с высоким уровнем владения английским языком (L2)
Структурирование высказывания имеет особое значение во всех видах речевой деятельности как в продуктивных (говорение, письмо), так и в рецептивных (чтение, аудирование). Правильно структурированная речь логична и легко воспринимаема слушающими или читающими. Вместе с тем она принимается как нечто само собой разумеющееся. Только в случаях, когда автор устной или письменной речи нарушает правила построения высказывания, у окружающих возникают подозрения о логичности услышанного или прочитанного. Следовательно, для правильного построения речевого высказывания необходимо знать правила его структурной организации.
При обучении аудированию как рецептивному виду речевой деятельности студенты оказываются в сложном положении без знания правил структурирования высказывания разной продолжительности - в терминах синтаксической организации, от одного предложения до нескольких абзацев. В данной работе будет рассмотрено построение абзаца как основа для понимания внутридискурсных отношений.
Тренировочные материалы для подготовки к экзамену CAE1 включают такие задания, как множественный выбор (multiple choice), заполнение пропусков в предложениях (sentence completion), множественное сопоставление (multiple matching). Некоторые вопросы нацелены на правильное понимание высказываний продолжительностью в один абзац: первая и четвертая части.
Сложности, с которыми сталкиваются студенты, возникают с выбором того или иного варианта ответа (например, почему A, а не B), что фактически связано с распределением информации внутри высказывания.
В английской речевой практике абзац состоит из трех основных частей2:
1) тематическое предложение (topic sentence), в котором заявлена общая идея / мысль абзаца - содержит информацию общего характера;
2) развитие идеи (supporting sentence), как правило, иллюстрированное примерами, фактами - содержит конкретную информа-
1 Kenny N., Newbrook J. CAE Plus. Practice Tests. Edinburgh: Pearson Education Limited, 2008. 192 p.
2 Oshima A., Hogue A. Writing Academic English. New York: Pearson, 2006. P. 2-13.
382
цию, которая дополняет / объясняет / доказывает мысль тематического предложения;
3) заключительное предложение (concluding sentence), которое резюмирует или перефразирует идею, заявленную в тематическом предложении.
л
Рассмотрим структуру высказывания на конкретных примерах1.
Первое высказывание
M: Do you have a story to tell or do you just love writing? Our short-story competition has great prizes and could set you on the path to great things. You could win a first prize of £1500 and see your story in print in a top weekly newspaper. The nine finalists will get the chance to attend the glittering National Book Awards dinner in London - where they’ll rub shoulders with the big names who’ll also be up for awards, as well as hearing whether they’ve impressed the judges with their own efforts. Moira Blake, who heads the panel, is with me now. Any advice, Moira, for anyone thinking of having a go?
Второе высказывание
F: Well, I’d say first read lots of different short stories to get into the shape and rhyme of them - any good ones will do - and you’ll see they don’t always have a twist at the end. Then, once you start writing, be yourself - don’t imitate others, it’s your story, your spark, just keep it very tight. The real secret is to keep your timeframe nice and simple. You’ll get into hot water if you try to construct a sweeping family saga within the word limit!
В первом высказывании (М) можно выделить следующие составляющие:
1) тематическое предложение:
Our short-story competition has great prizes and could set you on the path to great things.
2) развитие идеи:
You could win a first prize of £1500 and see your story in print in a top weekly newspaper. The nine finalists will get the chance to attend the glittering National Book Awards dinner in London - where they’ll rub shoulders with the big names who’ll also be up for awards, as well as hearing whether they’ve impressed the judges with their own efforts.
3) переход к следующему высказыванию в форме представления слушающим другого собеседника:
Moira Blake, who heads the panel, is with me now. Any advice, Moira, for anyone thinking of having a go?
С точки зрения его грамматического построения, тематическое предложение содержит параллельную конструкцию, части которой
1 Kenny N., Newbrook J. P. 179.
383
соединены сочинительным союзом «и». Они вводят две тематические идеи, которые далее последовательно развиваются:
Тематическое предложение - первая часть: Our short-story competition has great prizes.
Тематическое предложение - вторая часть: Our short-story competition could set you on the path to great things.
Развитие идеи - первая часть: You could win a first prize of £1500 and see your story in print in a top weekly newspaper.
Развитие идеи - вторая часть: The nine finalists will get the chance to attend the glittering National Book Awards dinner in London -where they’ll rub shoulders with the big names who’ll also be up for awards, as well as hearing whether they’ve impressed the judges with their own efforts.
Во втором высказывании (F), которое представляет собой ответ на вопрос, заданный первым говорящим, можно выделить три части, каждая из которых содержит совет начинающим писателям:
1) Well, I’d say first read lots of different short stories to get into the shape and rhyme of them - any good ones will do - and you’ll see they don’t always have a twist at the end.
2) Then, once you start writing, be yourself - don’t imitate others, it’s your story, your spark, just keep it very tight.
3) The real secret is to keep your timeframe nice and simple. You’ll get into hot water if you try to construct a sweeping family saga within the word limit!
В данной части аудирования (Part I) задания включают, во-первых, заявление общей темы устно-речевой записи (a short story competition), во-вторых, два вопроса, которые относятся к разным высказываниям (M и F)1:
Тема. You hear two people on a radio program talking about a short story competition.
Вопрос 1. The presenter says that each of the finalists in the competition will
A win a money prize.
B be invited to a prestigious event.
C have their story published in the press.
Вопрос 2. Moira advises those entering the competition to
A write about their own life and experiences.
B base their story on one by a well-known writer.
C avoid being over-ambitious in the scope of the story.
Очевидно, что вопрос для первого высказывания (М) нацелен на вторую часть структурной составляющей абзаца - к развитию
1 Kenny N., Newbrook J. P. 25.
384
идеи, в частности, ко второй части развития тематического предложения. Рассмотрим варианты ответов A-C к первому вопросу.
A win a money prize. Получение денежного приза относится к первой части тематического предложения и его развитию, согласно которому денежный приз может получить любой участник конкурса, а не только финалисты, как сказано в вопросе.
B be invited to a prestigious event. Этот вариант является правильным ответом на первый вопрос, так как во второй части развития тематического предложения сказано, что девять финалистов конкурса будут приглашены на обед в Лондоне по случаю вручения наград за лучшую работу.
C have their story published in the press. Публикация сочинения победителя в периодическом печатном издании действительно упоминается как одна из наград за победу (see your story in print in a top weekly newspaper) в развитии первой части тематического предложения. Однако, так же как и денежный приз, публикация является стимулом для всех участников, а не только для девяти финалистов, как сформулировано в вопросе.
Ответ на вопрос ко второму высказыванию (F) может одинаково относится к любой из трех его составляющих.
A write about their own life and experiences. Во второй части высказывания Moira дает совет создавать свой стиль письма: be yourself - don’t imitate others. Однако это не значит описывать ситуации из своего жизненного опыта.
B base their story on one by a well-known writer. В первой части высказывания Moira советует для начала почитать известные рассказы (any good ones will do), но не для того, чтобы скопировать сюжет, как сказано в варианте В, а чтобы почувствовать их внутреннюю структуру и ритм (to get into the shape and rhyme of them).
C avoid being over-ambitious in the scope of the story. Этот вариант является правильным ответом на вопрос, так как полностью соответствует содержанию третьего совета, который дала Moira (You’ll get into hot water if you try to construct a sweeping family saga within the word limit!)
Схематически высказывания можно представить следующим образом:
Первое высказывание: Listen and fill in the gaps
Do you have a story to tell or do you just love writing?
Topic Sentence One:_______________________________
Topic Sentence Two:_______________________________
Supporting Sentence One:_______________________________
Supporting Sentence Two:_______________________________
385
Moira Blake, who heads the panel, is with me now. Any advice, Moira, for anyone thinking of having a go?
Второе высказывание: Listen and write down the pieces of advice
ONE:______________________________
TWO:______________________________
THREE:______________________________
В зависимости от различных факторов, таких как цель, стратегия речевого общения и др., высказывания разнообразны по своей структуре. Для анализа были отобраны те, которые соответствуют указанной выше структуре абзаца. В
13 высказываниях вопросы были заданы ко второй структурной части: развитию идеи (65 %); в семи высказываниях - к первой, тематической, части (35 %). В случаях, когда вопрос относится к тематическому предложению, задача студентов заключается в умении перефразировать сказанное говорящим и таким образом определить правильный ответ. В случаях, когда в фокусе внимания оказывается центральная часть, или развитие идеи, задача студентов усложняется, так как в этом случае приходится анализировать отношения между компонентами дискурса так, как показано выше на примере первого высказывания.
Для обучения аудированию на основе структуры высказывания, необходимо, во-первых, ознакомить студентов с правилами структурной организации высказываний. Во-вторых, анализировать каждое конкретное высказывание и визуализировать его в виде схематического представления, поскольку устное речевое высказывание воспринимается последовательно во времени. В-третьих, определять, к какой части высказывания относится вопрос и варианты ответов. На начальных этапах обучения данную работу следует выполнять, безусловно, преподавателю. В последующем, у студентов должен сформироваться навык понимания структуры любого высказывания, с помощью которого они смогут выявлять отношения между информационными элементами дискурса и успешно решать тестовые задачи по аудированию.
Как было сказано в начале, навыки структурирования высказывания относятся не только к одному виду речевой деятельности. Приобретая их при выполнении заданий по аудированию, студенты могут использовать их при чтении, а также в продуктивных видах речи - письме и говорении.
386