▲1
SSM
УДК: 616.45-001.1/3:616.74-009 Код специальности ВАК: 14.01.11
РОЛЬ СТРЕССА В ФОРМИРОВАНИИ КЛИНИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ ФОКАЛЬНОЙ ДИСТОНИИ
В.А. Суворова1, Е.А. Антипенко1, М.С. Дьячкова2, Д.В. Сердцева2, А.В. Дерюгина2, А.В. Густов1,
1ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная медицинская академия»,
2ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Суворова Варвара Андреевна - e-maii: [email protected]
Дата поступления 25.05.2017
Фокальные мышечные листании - одно из наиболее распространенных двигательных расстройств. В работе представлен анализ показателей психофизиологического стресса у пациентов с фокальными мышечными дистониями. Проведено обследование 27 пациентов в возрасте от 19 до 69 лет с подтвержденным диагнозом цервикальной дистонии и блефароспазмом. Психофизиологический стресс, ассоциированный с фокальными дистониями, присутствовал у подавляющего числа пациентов. Имелась высокая частота и значительная выраженность психоэмоциональных расстройств. Своевременная медикаментозная коррекция психоэмоциональных расстройств и повышение неспецифической стрессоустойчивости позволят улучшить качество жизни пациента.
Ключевые слова: фокальные мышечные дистонии, стресс, тревога, депрессия.
Focal muscular dystonia is one of the most common motor disorders. The paper presents an analysis of the indices of psychophysiological stress in patients with focal muscular dystonia. A survey of 27 patients aged 19 to 69 years with a confirmed diagnosis of cervical dystonia and blepharospasm was carried out. Psychophysiological stress associated with focal dystonia was present in the vast majority of patients. There was a high frequency and considerable severity of psychoemotional disorders. Timely medication correction of psychoemotional disorders and increase in nonspecific stress resistance will improve the patient's quality of life.
Key words: focal muscular dystonia, stress, anxiety, depression.
/V истония - расстройство движения, проявляющееся ^^Аустойчивыми мышечными сокращениями, которые приводят к инвалидизирующим насильственным движениям и формированию патологических поз [1, 2]. Фокальные дистонии относятся к числу наиболее широко распространенных форм двигательных расстройств: они встречаются в популяции у 30-60 человек на 100 000 населения. По частоте встречаемости среди фокальных дистоний первое место занимает блефароспазм; на втором месте - цервикальная дистония. Фокальные дистонии чаще манифестируют в возрасте после 40 лет [3]. Высокая распространенность дистонии среди лиц трудоспособного возраста, значительное снижение функциональных возможностей пациентов и их качества жизни определяют медико-социальную значимость и актуальность проблемы.
Двигательные дефекты, возникающие при мышечных дистониях, являются не единственным проявлением данного заболевания, большой вклад в клиническую картину вносят немоторные проявления, к которым прежде всего относятся психоэмоциональные нарушения. Исследователями обсуждается влияние предшествующих стрессовых событий в дебюте заболевания [4]. Известно, что стресс является универсальным ответом организма на внешние раздражители и изменения гомеостаза, с биологической точки зрения он полезен и обязателен, поскольку в состоянии стресса происходит тренировка адаптационных резервов организма. Однако длительный хронический стресс напрямую связан с развитием многих патологических состояний [5]. В 1936 году канадский ученый Ганс Селье выделил три стадии стресса:
1. стадия мобилизации, напряжения,
2. стадия сопротивления и адаптации,
3. стадия истощения.
Длительное действие стрессовых факторов приводит к нарушению адаптации, которое вызывает так называемый «дистресс», являющийся предиктором заболеваний [6]. Стресс расценивается как неспецифическая психофизиологическая реакция, реализующаяся на различных уровнях регуляции. На клеточном уровне это проявляется, в первую очередь, так называемым оксидантным стрессом, при этом избыточно активизируется свободнорадикальное окисление, продукты которого атакуют липидную основу клеточной мембраны [7]. Окислительный стресс является универсальным механизмом развития многих заболеваний.
Было установлено, что депрессивные расстройства выявляются достоверно чаще у больных с цервикальной дисто-нией, блефароспазмом, ларингеальной дистонией и фокальной дистонией рук по сравнению со здоровыми людьми [8]. Данные о распространенности тревожных расстройств при дистониях противоречивы. Однако большинство авторов указывают на высокую коморбидность дистонических гиперкинезов и тревожных расстройств, включая обсессивно-компульсивное расстройство и социальную фобию [9, 10]. Тем не менее, структура и выраженность тревожно-депрессивных расстройств при фокальных дистониях нуждаются в уточнении. Неспецифические стрессовые реакции организма и значимость предшествующих стрессовых событий в дебюте заболевания при различных вариантах фокальных дистоний также изучены недостаточно.
Цель исследования: оценить уровень стрессовых реакций и выраженность психоэмоциональных нарушений у больных с фокальной дистонией.
Материал и методы
Под наблюдением находились 27 пациентов в возрасте от 19 до 69 лет с установленным диагнозом фокальной мышечной дистонии, среди них было 11 мужчин и 16 женщин.
Мк
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
У 17 пациентов диагностирована цервикальная дистония, у 10 - блефароспазм. 20 человек (74%) имели инвалидность по данному заболеванию, 14 человек (70%) имели III группу и 6 человек (30%) II группу инвалидности. Длительность заболевания в среднем составила 7,0 [4; 19] лет.
Обследование включало анализ данных анамнеза, исследование соматического и неврологического статуса, в том числе с помощью шкал, оценивающих выраженность мышечной дистонии: «Toronto Western Spasmodic Torticollis Rating Scale» (TWSTRS) [11] для оценки цервикальной дистонии и «Jankovic Rating Scale» (JRS) [12] для оценки выраженности блефароспазма, исследование психоэмоциональной сферы с помощью шкалы тревоги и депрессии Гамильтона [13], госпитальной шкалы тревоги и депрессии HADS [14]. Выраженность неспецифической стрессовой реакции оценивали по электрофоретической подвижности эритроцитов (ЭФПЭ). Клеточная мембрана является посредником для реализации адаптивного либо повреждающего эффекта любого фактора воздействия на организм. ЭФПЭ отражает морфофункциональное состояние мембран эритроцитов. В норме значения ЭФПЭ лежат в интервале 1,24-1,26 мкмхсм/Вхс. ЭФПЭ закономерно изменяется при развитии в организме неспецифической стрессовой реакции. Так, в фазу мобилизации показатель снижается и значения располагаются в интервале 1,20-1,23 мкмхсм/Вхс, в фазу сопротивления - увеличивается до 1,27-2,8 мкмхсм/ Вхс, а в фазу истощения составляет менее 1,20 мкмхсм/Вхс.
Для оценки склонности к развитию стресса и стрессоустой-чивости использовались опросник, определяющий склонность к развитию стресса (по Т.А. Немчину и Дж. Тейлору), и методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (T. Holms и R. Rahe) [15].
Полученные результаты по опроснику, определяющему склонность к развитию стресса (по Т.А. Немчину и Дж.Тей-лору), интерпретировались следующим образом: 5-15 баллов - низкий уровень тревоги и высокая стрессо-устойчивость; 15-25 баллов - оптимальный баланс стрессоустойчивости и эмоциональной отзывчивости; 25-40 баллов наличие стресса при относительной стрессоустойчивости; 40-50 баллов - высокая вероятность развития дистресса.
Результаты, полученные по «Методике определения стрессоустойчивости и социальной адаптации» (T.Holms и R.Rahe), оценивались следующим образом: от 150 до 199 баллов - высокая степень сопротивляемости стрессу; от 200 до 299 баллов - средняя; свыше 300 баллов -низкая (ранимость).
Для статистической обработки полученных данных использовали пакет прикладных программ Statistica 6.0 (StatSoft, Inc., США). Для характеристики представленных данных использовались критерии описательной статистики. При распределении, отличном от нормального, данные представлялись в виде медианы с указанием 25-го и 75-го процентилей - Ме (25%; 75%).
Результаты и их обсуждение
Степень выраженности цервикальной дистонии оценивалась с помощью шкалы TWSTRS и составила 34 [23; 49] балла. Тяжесть блефароспазма по шкале JRS составила 6 [5; 7] баллов.
При обследовании обращала на себя внимание высокая частота встречаемости тревожных расстройств при оценке по шкале тревоги Гамильтона. Они имелись у 20 из 27 пациентов (74%), у 5 человек (18,5%) выявлено легкое тревожное расстройство, у 7 (25,9%) - среднее, у 8 (29,6%) -тяжелое тревожное расстройство. Депрессивные расстройства встречались у 18 из 27 пациентов (66,6%) обследованных. Оценка по шкале Гамильтона позволила определить легкое депрессивное расстройство у 14 человек (51,8%), депрессию средней степени тяжести у 3 человек (11,1%) и
РИС. 1.
Показатели тревоги и депрессии у пациентов с фокальной мышечной дистонией по шкале Гамильтона.
РИС. 2.
Показатели тревоги и депрессии у пациентов с фокальной мышечной дистонией по шкале HADS.
РИС. 3.
Фазы стресса по данным ЭФПЭ.
▲1
SSM
тяжелую депрессию у 1 пациента (3,7%). По данным Госпитальной шкалы тревоги и депрессии клинически значимая тревога и депрессия диагностировались в 40,7% и 29,6% случаев соответственно. Показатели тревоги и депрессии представлены на рисунках 1 и 2.
Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (T. Holms и R. Rahe) позволила ретроспективно установить, что 24 (88,8%) из 27 пациентов связывали начало заболевания с какими-либо стрессовыми событиями в своей жизни: развод с супругом/супругой, смерть близкого члена семьи, увольнение с работы, тяжелая травма или болезнь и т. д. Результаты исследования уровня стресса на данный момент времени по опроснику, выявляющему склонность к развитию стресса (по Т.А. Немчину и Дж. Тейлору), были следующие: у 7 пациентов (25,9%) был выявлен низкий уровень тревоги и высокая стрессоустойчивость; у 7 (25,9%) - оптимальное соотношение между стрессоустойчивостью и эмоциональной отзывчивостью; 11 человек (40,7%) обследованных имели наличие стресса при относительной стрессоустойчивости, у 2 человек (7,4%) отмечалась высокая вероятность развития дистресса. Однако при исследовании ЭФПЭ было установлено, что все 27 (100%) пациентов имели отклонения от нормальных показателей, из них 22 (81,4%) находились в стадии истощения, 2 (7,4%) - в стадии сопротивления и 3 (11,1%) - в стадии мобилизации, что значительно выше данных, полученных с помощью опросника (рис. 3).
Значимость психоэмоционального стресса в развитии фокальных дистоний подтверждается результатами проведенного исследования. Так, выявлена хронологическая связь начала заболевания со стрессом у 88% пациентов, в половине наблюдений определялась склонность к стрессу по данным опросников, имелась высокая частота и значительная выраженность (средняя и тяжелая степень) тревожных расстройств, у половины пациентов выявлялись депрессивные расстройства легкой, а у 11% - средней степени тяжести. Показатели ЭФПЭ, отражающие уровень стрессовых реакций гипоталамо-гипофизарно-надпочеч-никовой системы, указывали на состояние хронического стресса с истощением адаптационных резервов у большинства пациентов с фокальной дистонией.
Заключение
Таким образом, психофизиологический стресс, ассоциированный с фокальными дистониями, присутствует у подавляющего большинства пациентов. Своевременное лечение психоэмоциональных расстройств и повышение неспецифической стрессоустойчивости позволят улучшить качество жизни пациента, повысить уровень адаптации и эффективность проводимой терапии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Костич В.С. Дистонические синдромы: современное состояние проблемы // Болезнь Паркинсона и расстройства движений: руководство для врачей / под ред. С.Н. Иллариошкина, Н.Н. Яхно). М. 2008. С. 213-216.
Kostich V.S. Dystonicheskie sindromi: sovremennoe sostojanie problem // Bolezn' Parkinsona I rasstroistva dvizhenij: rukovodstvo dlja vrachej. M. 2008. S. 213-216.
2. Маркова Е.Д. Дистонические гиперкинезы // Экстрапирамидные расстройства. Руководство по диагностике и лечению /под. ред. В.Н. Штока, И.А. Ивановой-Смоленской, О.С. Левина О.С. М.: МЕДпресс-информ, 2002. С. 282-290.
Markova E.D. Dystonicheskie giperkinezi// Ekstrapiramidnie rasstroistva. Rukovodstvo po diagnostike i lechenij. M.: MEDpress-inform, 2002. S. 282-290.
3. Орлова О.Р. Фокальные дистонии: современные подходы к диагностике и возможности ботулинотерапии. Нервные болезни. 2016. № 4. С. 3-12.
Orlova O.R. Fokalnie dystonii:sovremenniepodhodik diagnostike I vozmozh-nosti botulinoterapii. Nervnie bolezni. 2016. № 4. S. 3-12.
4. Логинова Н.В., Каракулова Ю.В. Коморбидность болевого синдрома и эмоциональных расстройств у пациентов со спастической кривошеей. Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=230 88
Loginova N.V., Karaulova J.V. Comorbidnost' bolevogo syndrome I emocional'nih rasstroistv u patientov so spasticheskoi krivocheej. Sovremennie problem nauki I obrazovanija. 2015. № 6. https://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=23088
5. Munhoz C.D., Garcia-Bueno B., Madrigal J.L.M. et al. Stress-induced neuroinflammation:mechanisms and new pharmacological targets. Braz J Med Biol Res. 2008. № 41. Р. 1038-1046.
6. Marseden W.N. Stressor-induced NMDAR dysfunction as a unifying hypothesis for the aetiology pathogenesis and comorbidity of clinical depression. Med Hypotheses. 2011. Oct. № 77 (4). Р. 508-528
7. Антипенко Е.А., Густов А.В., Дерюгина А.В., Крылов В.Н., Паренко М.К. Комплексная оценка адаптационного процесса при хронической ишемии головного мозга. Практическая неврология и нейрореабилитация. 2008. № 4. С. 6-9.
Antipenko E.A., Gustov A.V,Derygina A.V.,Krilov V.N, Parenko M.K. Kom-plexnaya ozenka adaptazionnogo prozessa pri chronisteskoyischemii golovno-go mozga. Praktisteskaya nevrologia I neiroreabilitaziya. 2008. № 4. S. 6-9.
8. Voon V., Butler T.R., Ekanayake V., Gallea C., Ameli R., Murphy D.L. et al. Psychiatric symptoms associated with focal hand dystonia. Mov Disord. 2010. № 25. Р. 2249-2252.
9. Cavallaro R., Galardi G., Cavallini M.C., Henin M., Amodio S., Bellodi L. et al. Obsessive compulsive disorder among idiopathic focal dystonia patients: an epidemiological and family study. Biol Psychiatry. 2002. № 52. Р. 356-361.
10. Moraru E., Schnider P., Wimmer A., Wenzel T., Birner P., Griengl H. et al. Relation between depression and anxiety in dystonic patients: implications for clinical management. Depress Anxiety. 2002. № 16. Р. 100-103.
11. Consky E.S., Lang A.E. Clinical assessments of patients with cervical dystonia / In: Jankovic J., Hallett M. eds. Therapy with Botulinum Toxin.New York, NY: Marcel Dekker, Inc. 1994. Р. 211-237.
12. Jankovic J., Kenney C., Grafe S., Goertelmeyer R., Comes G. Relationship between various clinical outcome assessments in patients with blepharospasm. Mov Disord. 2009. № 24. Р. 407-413.
13. Hamilton M. The assessment of anxiety states by rating. British journal of Medical Psychology.1959. № 31 (1). Р. 50-55.
14. Захаров В.В. Нервно-психические нарушения: диагностические тесты. 2-е изд. М.: МЕДпресс-информ, 2013.
Zaharov V.V. Nervno-psyhicheskie naruschenija.diagnosticheskie testy. 2-e izd. M.: MEDpress-inform, 2013.
15. Holmes T.H., Rahe R.H.The Scial Readjustment Rating Scale. J. Psychosom. Res. 1967. Vol. 11. № 2. P. 231-218. [¡3