Economy and management in branches and fields of activity
Хуссейн ЛабибАли
преподаватель кафедры «Управление бизнесом», Университет «Васит», г. Элъ-Кут, Ирак
УДК 334.012.6
РОЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ
В статье обосновывается необходимость и определяется значение стратегического планирования для повышения производительности предприятия. Рассматриваются место и роль стратегического планирования в процессе управления современным предприятием. В ходе работы рассмотрены факторы, влияющие на производительность предприятия, и пути ее повышения. Автором проведен анализ основных существующих подходов к определению производительности предприятия, что позволило ему выделить пять закономерностей в развитии эффективности работы предприятия. Кроме того, были выявлены объективные причины, свидетельствующие о нарастании интереса исследователей, как теоретиков, так и практиков, к теме стратегического планирования. В частности, к ним относят: сложность процесса управления предприятием, необходимость установления источников успеха за пределами предприятия (во внешней среде), четкое представление о конкурентных преимуществах предприятия, применение сценарного и ситуационного подходов в целях стратегического планирования управления организацией.
Автор отмечает, что особое место в процессе управления предприятием занимает функция планирования, которая представляет собой процесс проектирования желаемого будущего и эффективных путей его достижения. Конечным результатом данного процесса являются плановые решения, служащие основой целенаправленной деятельности предприятия. При этом, несмотря на очевидную необходимость разработки стратегических планов, распространение данного вида планирования в мировой практике управления сопряжено не только с успехами, но и с отторжением данного процесса. Основными причинами для этого являются: нарушение баланса влияния между линейными руководителями и плановыми отделами, несовершенство механизма практической реализации долгосрочных решений, недостаточный уровень профессиональных знаний по вопросам стратегического планирования и т.д.
Автор приходит к выводу, что стратегическое планирование в современных условиях является значимым базовым элементом производительности предприятия. Недопонимание важности и сущности стратегического планирования может привести к ухудшению экономических показателей предприятия, усилению рисков и снижению его конкурентоспособности в условиях рыночных отношений. При этом важно понимать, что стратегический план не только дает четкое представление о возможных направлениях развития предприятия, но и позволяет гибко и своевременно реагировать на изменения внешней среды.
Ключевые слова: стратегическое планирование, производительность предприятия, управление предприятием.
The article explains the necessity and determines the value of strategic planning for an organization's performance. The place and role of strategic planning in the process of modern enterprise
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
THE ROLE OF STRATEGIC PLANNING IN THE DEVELOPMENT OF THE PRODUCTIVITY OF THE ORGANIZATION
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
management are considered. In the course of work the factors influencing productivity of the organization and ways of its increase are considered. The author analyzes the main existing approaches to determining the productivity of the organization, which allowed him to identify five laws in the development of the efficiency of the enterprise. In addition, objective reasons were identified, indicating the development of interest of researchers, both theorists and practitioners, to the topic of strategic planning. In particular, they include: the complexity of the enterprise management process, the need to establish sources of success outside the enterprise (in the external environment), a clear understanding of the competitive advantages of the organization, the use of scenario and situational approaches for strategic planning of the organization management.
The author notes that a special place in the process of enterprise management is the planning function, which is a process of designing the desired future and effective ways to achieve it. The final results of this process are planned solutions that serve as the basis for targeted activities of the enterprise. At the same time, despite the obvious need to develop strategic plans, the spread of this type of planning in the world management practice involves not only success, but also rejection of the process. The main reasons for this are: imbalance of influence between line managers and planning departments, imperfection of the mechanism of practical implementation of long-term solutions, insufficient level of professional knowledge on strategic planning, etc.
The author comes to the conclusion that strategic planning in modern conditions is a significant basic element of enterprise productivity. Misunderstanding of importance and essence of strategic planning can lead to deterioration of economic indicators of the enterprise, strengthening of risks and decrease of its competitiveness in the conditions of the market relations. At the same time, it is important to understand that the strategic plan not only gives a clear idea of the possible directions of development of the enterprise, but also allows to respond flexibly and in a timely manner to changes in the environment.
Key words: strategic planning, productivity of the organization, enterprise management.
Важнейшим фактором эффективности организации на современном этапе развития экономики выступает уровень ее производительности.
В современных условиях хозяйствования производительность труда выступает одним из ведущих факторов конкурентоспособности на микроуровне — организации, на мезо-уровне — региона, на макроуровне — национальной экономики.
Производительность предприятия — это общий показатель его деятельности, эффективности использования ресурсов и стратегий для дальнейшего развития. Необходимо, чтобы производство предприятия набирало оборот, т.е. это способствует увеличению накопления прибыли. А для этого необходимо правильно использовать основные фонды предприятия. Вовремя поставлять на склад продукцию, вовремя её извлекать и отправлять на реализацию.
Анализ основных существующих подходов к определению производительности организации позволяет выявить следующие тенденции и закономерности [1].
Первая закономерность заключается в расширении сферы определения производительности, включая в производительность не только фактор труда, но и все остальные факторы производства. Таким образом, производительность труда сменяется производительностью совокупности ресурсов организации, отражая их комплексное использование.
Вторая закономерность заключается во все большем понимании важности производительности применительно ко всем уровням иерархии организации, обеспечения согласованности в управлении производительностью каждого организационного уровня.
Третья закономерность — это осознание важности и необходимости учета системных свойств организации в процессе управления производительностью, таких как полилинг-визм, эмерджентность, немыслимость и т.д.
Четвертая закономерность проявляется в том, что основным определяющим фактором производительности в современных условиях хозяйствования выступает инновационная активность фирмы, будь то инновации
Economy and management in branches and fields of activity
организационные, технологические либо управленческие. Бесспорный факт — возрастание роли инновационной составляющей в управлении производительностью.
Пятая закономерность состоит в возрастании роли человеческого фактора в управлении производительностью и все большей гуманизации экономической деятельности. Таким образом, в современных условиях рыночной экономики возрастающая комбинаторика факторов, определяющих эффективность производства, уточняет и расширяет определение производительности.
Тема стратегического планирования завоевывает все большую популярность среди теоретиков и практиков, о чем свидетельствуют многочисленные публикации российских и зарубежных авторов за последние 40 лет.
Данный факт обусловлен рядом объективных причин:
— во-первых, процесс управления предприятием в современных условиях достаточно сложен и динамичен;
— во-вторых, современное предприятие — это открытая социально-техническая система, и главные источники успеха в большей степени находятся за пределами внутренней среды;
— в-третьих, в условиях жесткой конкуренции наличие четкого представления о перспективах развития предприятия — это залог выживания и роста;
— в-четвертых, современные реалии диктуют необходимость использовать сценарный и ситуационный подходы в управле-
нии, а они являются идеологической основой стратегического планирования;
— в-пятых, стратегическое планирование — это гибкий инструмент, позволяющий предприятию мобильно и адекватно реагировать на все изменения.
Отметим, что в общем смысле управление — это планомерный процесс создания порядка и повышения его степени, в результате которого неопределенность системы (предприятия), ее энтропия уменьшается [2].
Под процессом управления предприятием традиционно понимают циклическую последовательность ряда взаимосвязанных этапов, так называемой «петли управления» (рисунок 1).
Особое место в этом процессе занимает функция планирования. Планирование представляет собой процесс проектирования желаемого будущего и эффективных путей его достижения. Конечным результатом данного процесса являются плановые решения, служащие основой целенаправленной деятельности предприятия. Следствием много-уровневости и многоаспектности процесса управления стало наличие разных видов и форм планирования на предприятии.
Важную роль в постановке перспективных целей предприятия и выработке средств их достижения играет стратегическое планирование [3].
В современной рыночной экономике предприятие функционирует в условиях усиленной турбулентности внешней среды, все это приводит к повышению степени неопределенности при принятии управленческих решений и, как следствие, повышению хозяй-
Рисунок 1. «Петляуправления» предприятием
ственных рисков при достижении поставленных целей.
По мнению российского исследователя Е. А. Боргардт, стратегические интересы современных организаций заключаются в адаптации к воздействию внешнего окружения и сохранению устойчивости развития [4]. Чем выше неопределенность и динамика факторов внешней среды, тем актуальнее для предприятия проблема разработки и реализации стратегического плана.
Стоит отметить, что несмотря на явную необходимость разработки стратегических планов, распространение данного вида планирования в мировой практике управления связано не только с успехами, но и с отторжением данного процесса. Среди основных причин неприятия можно выделить следующие:
— нарушение баланса влияния между линейными руководителями и плановыми отделами;
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
— несовершенство механизма практической реализации долгосрочных решений;
— необходимость реорганизации процесса принятия решений с ориентацией на стратегию развития предприятия;
— недостаточный уровень профессиональных знаний по вопросам стратегического планирования;
— приоритетность текущей деятельности предприятия;
— неясная формулировка долгосрочных целей.
Основные функции и задачи стратегического планирования представлены в таблице 1.
Как считают отечественные исследователи, российская действительность также во многом затрудняет реализацию процесса стратегического планирования деятельности современных предприятий, это обусловлено объективными и субъективными причинами [5].
Основные функции Задачи
1. Анализ среды предприятия: выявление потенциальных возможностей и угроз макро-и микросреды; оценка сильных и слабых сторон предприятия 1.1. Оценка влияния факторов внешней среды: на отрасль, предприятие, рынок, текущую и будущую стратегии; 1.2. Оценка конкурентной позиции предприятия; 1.3. Выделение и изучение целевой аудитории; 1.4. Оценка внутренней среды предприятия: сильных, слабых сторон с точки зрения организационного, производственного, технического, технологического, инновационного, финансового, инвестиционного, кадрового и творческого потенциалов; 1.5. Проведение SWOT-aнaлизa.
2. Разработка миссии и постановка целей 2.1. Планирование и обоснование конкретных направлений деятельности; 2.2. Формирование корпоративной цели; 2.3. Построение системы стратегических целей; 2.4,Определение системы показателей по всем целям.
3. Разработка стратегии 3.1 Формулирование множества альтернативных стратегических направлений; 3.2. Выбор оптимальной стратегии развития; 3.3. Разработка корпоративной стратегии; 3.4 Разработка функциональных стратегий; 3.5. Разработка конкурентных стратегий.
4. Реализация стратегии 4.1. Формализация корпоративной стратегии сбалансированной системой показателей; 4.2. Каскадирование сбалансированной системы показателей на функциональные подразделения предприятия; 4.3. Создание системы бюджетирования на стратегическом и оперативном уровнях; 4.4. Интеграция сбалансированной системы показателей и системы бюджетирования; 4.5. Проведение стратегических изменений; 4.6. Ресурсное обеспечение реализации стратегии; 4.7.Формирование источников финансирования.
5. Контроль реализации стратегии (оценка достижения целей) 5.1. Контроль сбалансированной системы показателей; 5.2. Контроль сбалансированной системы показателей, интегрированной в бюджеты; 5.3. Необходимая корректировка с целью эффективной реализации стратегии.
Таблица 1. Основные функции и задачи стратегического планирования на предприятии
Economy and management in branches and fields of activity
К объективным причинам относят:
— повышенную динамику факторов внешней среды;
— достаточно низкий уровень финансовой культуры предприятий;
— высокий уровень зависимости предприятий от государства (госзаказ, финансирование, контроль и т.д.).
Среди субъективных причин можно выделить:
— приоритет текущей деятельности, цейтнот;
— убежденность, что стратегическое планирование не оказывает влияние на результаты деятельности предприятия;
— недостаточный уровень квалификации и профессионализма менеджеров в области стратегического планирования;
— несовершенство методической базы (особенно учитывающей отраслевую специфику предприятий);
— преобладание негативного отношения к стратегическому планированию как результату деятельности высшего уровня управления предприятием.
Статистика показывает, что половина российских предприятий не эффективно использует инструмент стратегического планирования. К неэффективным системам традиционно относят те, в которых отклонения фактических результатов от запланированных составляют более 20-30 %. Данный факт говорит о серьезности сложившейся ситуации, потому что стратегический план - это фундаментальная основа управленческой деятельности любого предприятия.
Традиционно принято считать, что стратегическое планирование — это зона ответственности высшего руководства, однако мировая практика доказала, что важно реали-зовывать принцип открытости и привлекать к процессу планирования специалистов, руководителей подразделений, представителей поставщиков, партнеров и потребителей — данный подход усиливает эффективность процесса планирования [6].
Необходимо понимать, что сегодня в условиях повышенной динамичности внешней среды выбрать единую (неизменную) долго-
срочную стратегию для работы на рынке практически невозможно, можно разработать и предложить лишь «ситуационно лучшую» или временно оптимальную стратегию развития.
Как и для любого контроля результатов, для оценки стратегии определены количественные и качественные критерии оценки. К количественным критериям относятся такие величины, как доля рынка, рост объема продаж уровень затрат и эффективность производства и сбыта, текучесть кадров и так далее. К качественным критериям относятся: углубленные знания рынка, способность привлечь высококвалифицированный персонал, использование возможностей, расширение объема услуг клиентам и так далее.
После оценки стратегии руководство осуществляет анализ структуры предприятия, чтобы выяснить, справляется ли она с достижением общеорганизационных целей, и при необходимости изменить ее. Стратегия определяет структуру предприятия. Идеальной структурой организации считается та, которая соответствует размерам предприятия, его темпам роста, сложности и личному составу [7].
Таким образом, осуществление стратегического планирования — очень важный шаг в создании предприятия и его управлении. Стратегическое планирование решает множество различных проблем, позволяет комплексно спланировать многие аспекты деятельности предприятия, определить структуру предприятия, спланировать в целом выпуск продукции на основе анализа внешней и внутренней среды организации.
Вывод
Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что стратегическое планирование в современных условиях является значимым базовым элементом производительности предприятия. Недопонимание важности и сущности стратегического планирования может привести к ухудшению экономических показателей предприятия, усилению рисков и снижению его конкурентоспособности в условиях рыночных отношений. При этом стоит понимать, что стратегический план не только дает четкое пред-
ставление о возможных направлениях развития предприятия, но и позволяет гибко и своевременно реагировать на изменения внешней среды. Не вызывает сомнения, что отсутствие стратегического плана, либо фор-
Список литературы
1. Домрачева М.А. Пути повышения эффективности работы предприятия // Научное сообщество студентов: матер. XIV Меж-дунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 26 мая 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. С. 205-208. ISBN 978-5-9500127-0-9.
2. Стрелкова Л.В., Макушева Ю.А. Внутрифирменное планирование: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Экономка труда», «Экономика и управление на предприятия (по отраслям)». М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 367 с.
3. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии: учебник для бакалавров. 8-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013. 696 с.
4. БоргардтЕ.А. Стратегическое управление устойчивым развитием предприятия // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 1 (25). С. 55-61.
5. Лысенко Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2014. 320 с.
6. Солдатова И.Ю., Чернышева М.А. Основы менеджмента: учеб. пособие. М.: Дашков и К, 2015. 272 с.
7. Михненко П.А. Теория менеджмента: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2014.
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
мальный подход к этому процессу лишает предприятие возможности быть адаптированным к внешней среде и провоцирует ряд серьезных проблем в перспективе.
References
1. Domracheva М.А. Ways to improve the efficiency of the enterprise II Scientific community of students: materials ofXIV International. student scientific-practical conference (Cheboksary, May 26, 2017) / Ed.: O.N. Shiro-kov [e.a.]. Cheboksary: CNS Interactive Plus, 2017. P. 205-208. ISBN 978-5-9500127-0-9.
2. Strelkova L.V., Makusheva Yu.A. Intrafirm planning: training manual for university students studying in the specialties «Labor economy», «Economics and management of enterprises (by industries)». M.: UNITY-DANA Publ., 2012. 367 p.
3. Goremykin V.A. Planning in the enterprise: a textbook for bachelors. 8th ed., rev. and add. M.: Yurayt Publ., 2013. 696 p.
4. Borgardt E.A. Strategic management of sustainable enterprise development II Actual problems of economics and law. 2013. No. 1 (25). P. 55-61.
5. Lysenko D.V. Comprehensive economic analysis of economic activity: Textbook for high schools. Moscow: INFRA-MPubl., 2014. 320 p.
6. Soldatova I.Yu., Chernysheva M.A. Fundamentals of Management: Textbook. Moscow: Dashkov and К Publ., 2015. 272 p.
7. Mikhnenko P.A. Management theory: a textbook. 2nd ed., rev. and add. Moscow: Financial and Industrial University «Synergy», 2014.