Научная статья на тему 'Роль страхования в развитии государственно-частного партнерства'

Роль страхования в развитии государственно-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
598
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / СТРАХОВАНИЕ / INSURANCE / РИСКИ / RISKS / ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ / INFRASTRUCTURE PROJECTS / ИНВЕСТОРЫ / INVESTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пирогова Татьяна Викторовна, Ильиных Юлия Михайловна

С вступлением в силу закона о государственно-частном партнерстве крупные инфраструктурные проекты реализовываются по новым правилам, которые, в том числе, касаются и страхования. Под страхование подпадают крупные проекты, имеющие долгосрочный период реализации. В частности, если государство выступает заказчиком проекта, то страхование строительных рисков, как правило, является одним из обязательных условий для исполнителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пирогова Татьяна Викторовна, Ильиных Юлия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

With the entry into force of the public-private partnership law major infrastructure projects are implemented under the new laws, which apply also to the insurance. Large infrastructure projects involving, as a rule, long-term implementation are the subject of the insurance. In particular, if the State is the project owner, the insurance of construction risks, normally, is one of the compulsory conditions for a contractor.

Текст научной работы на тему «Роль страхования в развитии государственно-частного партнерства»

УДК 368.1 ГРНТИ 06.73.65

РОЛЬ СТРАХОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО

ПАРТНЕРСТВА

ПИРОГОВА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой «Финансы и кредит», Финансовый университет при Правительстве РФ, Барнаульский филиал, 656036, г. Барнаул, пр. Ленина, д. 54, Россия E-mail: pirogowa@yandex. ru

ИЛЬИНЫХ ЮЛИЯ МИХАЙЛОВНА

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит», Финансовый университет при Правительстве РФ, Барнаульский филиал, 656036, г. Барнаул, пр. Ленина, д. 54, Россия E-mail: yulia-iln@mail. ru

Аннотация. С вступлением в силу закона о государственно-частном партнерстве крупные инфраструктурные проекты реализовываются по новым правилам, которые, в том числе, касаются и страхования. Под страхование подпадают крупные проекты, имеющие долгосрочный период реализации. В частности, если государство выступает заказчиком проекта, то страхование строительных рисков, как правило, является одним из обязательных условий для исполнителя.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство; страхование; риски; инфраструктурные проекты; инвесторы.

THE ROLE OF INSURANCE IN THE DEVELOPMENT OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Tatiana V. Pirogova

candidate of economic science, associate professor Financial University under the Government of the Russian Federation, Barnaul branch, Barnaul, Russia

E-mail: [email protected]

Yulia M. Ilyinykh

candidate of economic science, associate professor Financial University under the Government of the Russian Federation, Barnaul branch, Barnaul, Russia

E-mail: [email protected]

Abstract. With the entry into force of the public-private partnership law major infrastructure projects are implemented under the new laws, which apply also to the insurance. Large infrastructure projects involving, as a rule, long-term implementation are the subject of the insurance. In particular, if the State is the project owner, the insurance of construction risks, normally, is one of the compulsory conditions for a contractor.

Key words: public-private partnership; insurance; risks; infrastructure projects; investors.

Существующие бюджетные ограничения повышают заинтересованность государства в привлечении частных инвестиций в развитие общественной инфраструктуры, и, как следствие, механизмы государственно-частного партнерства становятся все более востребованными. Но активизация интереса со стороны государства к этим механизмам связана не только с бюджетными ограничениями, но и в равной степени с пониманием необходимости снижения присутствия государства в экономике (где это возможно и уместно), а государственно- частное партнерство как раз один из таких инструментов [4].

Государственно-частное партнерство (ГЧП) играет очень важную роль в обеспечении социально-экономического развития государства, отдельных его регионов и муниципальных образований.

ГЧП представляет собой один из способов развития общественной инфраструктуры, основанный на долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона (бизнес) участвует не только в создании (проектировании, финансировании, строительстве / реконструкции) объекта инфраструктуры, но и в его последующей эксплуатации и / или

техническом обслуживании в интересах публичной стороны.

В рамках Закона о ГЧП используется следующий подход к пониманию ГЧП. ГЧП - юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о ГЧП, соглашения о муни-ципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества. ГЧП включает в себя такие формы сотрудничества, которые позволяют государству и частному сектору получать взаимную выгоду.

Использование системы государственно-частного партнерства и муниципально-частного

партнерства (МЧП) в настоящее время имеет значительное распространение в РФ. Этому способствовало принятие и вступление в действие с 1 января 2016 года закона №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». До принятия Федерального закона вопрос ГЧП регламентировался законами субъектов РФ, которые в 2016 году утратили силу. Так, например, в Алтайском крае с мая 2011 по июнь 2016 года действовал Закон Алтайского края от 11.05.2011 № 55-ЗС «Об участии Алтайского края в государственно-частном партнерстве». В настоящее время субъекты РФ готовят проекты по новому закону о ГЧП, большинство из них в социальной сфере.

Согласно Закону РФ №224-ФЗ соглашение о ГЧП содержит следующие элементы (рис. 1) и основывается на ряде принципов (рис. 2) [10].

Элементы соглашения о ГЧП

Обязательные элементы Дополнительные элементы

1) строительство и (или) реконструкция (создание) объекта соглашения частным партнером;

2) осуществление частным партнером полного или частичного финансирования создания объекта соглашения;

3) осуществление частным партнером эксплуатации и (или) технического обслуживания объекта соглашения;

4) возникновение у частного партнера права собственности на объект соглашения при условии обременения объекта соглашения согласно Закону РФ №224-ФЗ.

1)проектирование частным партнером объекта соглашения;

2) осуществление частным партнером полного или частичного финансирования, эксплуатации и (или) тех. обслуживания объекта соглашения;

3) обеспечение публичным партнером частичного финансирования создания частным партнером объекта соглашения, финансирование его эксплуатации и (или) тех. обслуживания;

4) наличие у частного партнера обязательства по передаче объекта соглашения о ГЧП, объекта соглашения о МЧП в собственность публичного партнера по истечении определенного соглашением срока, но не позднее дня прекращения соглашения;

5) обеспечение публичным партнером эксплуатации объекта соглашения в случае, если частный партнер осуществляет только тех. обслуживание этого объекта соглашения.

Рис. 1. Элементы соглашения о ГЧП (МЧП), установленные законодательством

Особого внимания заслуживает пятый принцип справедливого распределения рисков и обязательств между сторонами соглашения.

Риски в инфраструктурных проектах представляют собой вероятные изменения показателей проекта, влияющие на доходы и расходы сторон по проекту. Распределение рисков является обязательным условием структурирования отношений частного и публичного партнера в проектах ГЧП и

наибольшая сложность при подготовке проекта ГЧП возникает как раз при поиске оптимального распределения рисков.

Согласно данному закону закреплено обязательство частного партнера по осуществлению за свой счет страхования риска случайной гибели и (или) случайного повреждения объекта соглашения, иного передаваемого публичным партнером частному партнеру по соглашению имущества [10]. Потенциально более высокие

позитивные результаты использования технологий ГЧП предполагают одновременно более высокий уровень рисков реализации проектов. На данный момент наблюдается расширение ГЧП, переход от фрагментарных практик ГЧП к более полному использованию потенциала сотрудни-

чества, требующего развития тех инструментов рыночной экономики, которые позволят повысить безопасность и привлекательность государственно-частных проектов, обеспечивая, тем самым, вовлечение в них широкого круга участников [5].

Рис. 2. Принципы ГЧП (МЧП), установленные законодательством

Проблема рисков и их страхования, в большей степени при реализации крупных долгосрочных инвестиционных проектов в инфраструктурной сфере, имеет свое начало с финансового кризиса конца 90-х годов и спадом устойчивости развития национальных экономик ведущих стран мира в начале XXI века. Если брать во внимание мировую практику, то обязательным условием при заключении контракта ГЧП является страхование, что является действенным способом снижения их рисков. Очевидным стало то, что финансовый кризис характеризуется мало регулируемым и контролируемым движением капиталов в сфере производственной инфраструктуры, вследствие чего усиливается недоверие частных инвесторов к государственным структурам - их партнерам при реализации выполняемых взаимных программ. У многих развивающихся стран встала проблема «кризисов доверия», вызывающих отток капиталов, а, из этого следует, ухудшение инвестиционного климата в общем [6].

С учетом этого, в сегменте организации и страхования инвестиций в инфраструктурных проектах существенно возросла роль международных институтов развития и финансовых ор-

ганизаций, которые предлагают разнообразные модели и методики создания дополнительной системы гарантий от кризисов и страхования рисков. В настоящее время на российском рынке наблюдается приток иностранных страховых компаний, вследствие чего возрастает качество защиты интересов страхователя [3].

При реализации инфраструктурных проектов существенную роль занимает государство, устанавливая определенные требования к страхованию и определяя минимальный пакет рисков. Получателем дохода согласно контракту в отдельных случаях может выступать само государство, а иногда - частный партнер. В проведенном рейтинговым агентством «Эксперт РА» обзоре, по оценкам экспертов страховых компаний, первую тройку мест по уровню эффективности использования страхования заняли катастрофические риски (стихийные бедствия, терроризм и прочее), строительно-монтажные риски и огневые и прочие риски (пожар, взрыв, действие воды). Из этого следует, что все три «рекордсмена» принадлежат к разделу рисков, наиболее часто встречающихся именно в ГЧП-проектах, частный партнер будет стремиться перераспределять риски на подрядчиков.

В настоящее время задача страховщиков - не только застраховать риски и дать гарантию страховых выплат, но и найти оптимальную схему соотношения рисков и вероятности наступления негативных событий (возможных потерь), чтобы расходы по страхованию не утяжеляли инвестиционную стоимость проекта. В практике российского страхования реализующихся объектов ГЧП, по сравнению с иностранной, уровень страхования минимален, это влечёт за собой высокие риски для инвесторов проектов.

Оценка рисков по проекту является первым шагом к его структурированию и разработке финансовой и правовой схемы проекта. Под рисками в целом понимаются вероятные изменения показателей проекта, связанные, прежде всего, с доходами и расходами на всех этапах его реализации. В связи с этим необходимо уже на этапе его структурирования распределить риски между публичной и частной сторонами. Сбалансированное распределение рисков позволяет минимизировать вероятность преждевременного завершения проекта и по сути определяет порядок действий и обязательств сторон при наступлении таких рисков. В

частности, представляется целесообразным риски, связанные непосредственно с деятельностью частного инвестора (как, например, срыв сроков и превышение сметы на этапе строительства/реконструкции и др.) закрепить за частным инвестором, риски, находящиеся в сфере ответственности публичной стороны, закрепить за публичной стороной (например, предоставление земельных участков, увеличение затрат на эксплуатацию за счет увеличения налогов и т.д.

По общей практике конкретный риск передается той стороне, которая может им лучше управлять. При этом структура, объем и распределение рисков должны быть отражены в соглашении. Конкретный перечень рисков будет зависеть, в том числе, от вида создаваемого и (или) реконструируемого объекта, особенностей осуществления частной стороной деятельности по эксплуатации (техническому обслуживанию) объекта соглашения и иных условий конкретного соглашения.

Некоторые риски, возникающие на разных стадиях реализации проектов ГЧП, представлены в табл. 1 [8].

Риск Сторона, несущая риск Возможные (экономические) последствия

1 2 3

Предварительный этап и этап разработки

Законность заключения соглашения (возможность оспаривания) Публичная сторона Невозможность достижения финансового закрытия /расторжение или прекращение Соглашения

Получение разрешений и согласий от государственных органов Частная сторона Задержки в выполнении работ/ невозможность реализации проекта

Сроки и стоимость работ по предварительной разработке Частная сторона Задержки в выполнении работ / возникновение дополнительных расходов / риск недостижения финансового закрытия

Возможность получения необходимого страхования (рынки страхования и перестрахования) Частная сторона Задержки в выполнении работ/ возникновение дополнительных расходов; в конечном итоге, невозможность достижения финансового закрытия или выполнения проекта

Проектирование и строительство

Неадекватное/некачественное выполнение строительных работ (качество строительства) Частная сторона Ущерб / дефекты (брак) / задержки в выполнении работ/возникновение дополнительных расходов; штрафы; в конечном итоге, расторжение Соглашения

Стоимость строительства и сроки завершения (этапы) Частная сторона Задержки в выполнении работ / штрафы / возникновение дополнительных расходов

Качество и наличие оборудования, материалов и рабочей силы Частная сторона Задержки в выполнении работ/возникновение дополнительных расходов

Таблица 1

Перечень некоторых рисков по проектам ГЧП и их последствия

1 2 3

Нанесение ущерба имуществу третьих сторон Частная сторона Физический ущерб и ответственность; остановки и задержки в выполнении работ; возникновение дополнительных расходов

Суровые(исключительные) погодные условия Частная сторона Задержки в выполнении работ/возникновение дополнительных расходов

Эксплуатация и техническое обслуживание

Расходы по эксплуатации или техническому обслуживанию Частная сторона Снижение дохода; в конечном итоге, банкротство частной стороны и расторжение Соглашения

Обеспечение безопасности участка Частная сторона Ущерб имуществу; нарушение конфиденциальности; увеличение расходов

Чрезвычайные ситуации / аварии / столкновения поездов (и связанная с этим ответственность) Частная сторона Приостановки работ/ упущенная выгода / потенциальная ответственность перед третьими сторонами

Суровые (исключительные) погодные условия Частная сторона Приостановки работ/ упущенная выгода; возможно, штрафы за низкие эксплуатационные показатели

Коммерческие и финансовые аспекты

Инфляция Частная сторона Увеличение расходов; возможно, повлияет на доход / напряженное финансовое положение

Процентные ставки (до финансового закрытия) Публичная сторона Увеличение расходов; возможно, задержки в достижении финансового закрытия

Процентные ставки (после финансового закрытия) Частная сторона Увеличение расходов

Наличие достаточного финансирования для проекта Частная сторона Невозможность достижения финансового закрытия и реализации Соглашения; риск расторжения Соглашения

Рефинансирование Частная сторона Возникновение дополнительных расходов по финансированию или невозможность получить выгоды от снижения издержек

Общие вопросы

Соблюдение требований законодательства Частная сторона Задержки в выполнении работ и возникновение дополнительных расходов; судебные процессы; прекращение работ и расторжение Соглашения

Причинение ущерба третьим сторонам (здоровью и имуществу) Частная сторона Возникновение дополнительных расходов и ответственности; заявление исков пользователями; приостановки работ и, возможно, снижение выручки

Вмешательство / создание помех правительственными органами Публичная сторона Задержки в выполнении работ и увеличение расходов; приостановки работ; упущенная выгода

Забастовки / трудовые споры Частная сторона Приостановки, задержки в выполнении работ и возникновение дополнительных расходов

Форс-мажор (политические события: войны/террористические акты) Публичная сторона Возникновение дополнительных расходов / приостановки и задержки в выполнении работ; риск расторжения Соглашения

Форс-мажор (стихийные бедствия) Никто не несет ответственнос ти (иногда публичная сторона) Возникновение дополнительных расходов / приостановки и задержки в выполнении работ; риск расторжения Соглашения; ущерб / расходы по восстановлению / расходы по устранению дефектов(брака)

Рассматривая динамику развития ГЧП в России, следует отметить, что наблюдается значительное увеличение числа проектов ГЧП, прошедших стадию коммерческого закрытия. Так за 2013 год было реализовано лишь 86 проектов, а

в 2015 году осуществлено 873 проекта (рис. 3), по которым заключены соглашения (в общей сложности на различных стадиях реализации -более 1300 проектов), суммарным объемом частных инвестиций - 640,3 млрд руб. [6].

Рис. 3. Динамика развития государственно-частного партнерства в России

За трехлетний период число реализованных проектов возросло более чем в 10 раз. Темп изменения в 2014 году к предыдущему году составил 447,7%, а в 2015 году - 226,8%. К сферам, наиболее популярным для реализации проектов

в 2015 году, можно отнести (рис. 4) коммунальную сферу (194 проекта) транспортную сферу (64 проекта), социальную сферу (165 проектов) и энергетическую сферу (163 проекта) [11].

Энергетическая сфера Социальная сфера Транспортная сфера Коммунальная сфера

0 50 100 150 200 250

Рис. 4. Распределение проектов ГЧП в 2015 году по сферам, ед.

Большой интерес представляет развитие ГЧП в региональном аспекте. Итоги ежегодного рейтинга регионов по уровню развития сферы ГЧП (табл. 2) определяются интегральной оценкой показателя «Уровень развития сферы государственно-частного партнерства в субъекте РФ» на основе значений составляющих его факторов:

- развитие институциональной среды субъекта РФ в сфере ГЧП;

- нормативно-правовое обеспечение сферы государственно-частного партнерства в субъекте РФ;

- опыт реализации проектов государственно-частного партнерства в субъекте РФ.

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Регионы-лидеры по уровню развития ГЧП в 2013-2015 годах

Место в рейтинге 2013 год 2014 год 2015 год

1 г. Санкт-Петербург г. Санкт-Петербург г. Москва

2 Республика Татарстан Республика Татарстан г. Санкт-Петербург

3 Воронежская область Новосибирская область Самарская область

4 Ярославская область Свердловская область Новосибирская область

5 Тульская область Нижегородская область Нижегородская область

6 Белгородская область Воронежская область Свердловская область

7 Нижегородская область Ленинградская область Ленинградская область

8 Вологодская область Самарская область Московская область

9 Калужская область Ярославская область Ульяновская область

10 Новосибирская область г. Москва Республика Татарстан

Безусловным лидером по уровню развития ГЧП является г. Санкт-Петерург и г. Москва (с 2015 года), что связано с высокой концентрацией в них капитала частных

инвесторов и высоким уровнем бюджетной обеспеченности. За 3 года ухудшила свои позиции Воронежская, Ярославская области, покинув первую десятку регионов. Республика

Татарстан снизила свой рейтинг, но осталась в Т0П-10. Стабильное лидерство остается у Новосибирской, Самарской, Нижегородской, Свердловской областей.

В соответствии с принятой Методикой расчета значения показателя «Уровень развития государственно-частного партнерства в субъектах РФ» средний показатель по уровню развития ГЧП в России по прогнозу на 2015 год должен был составить 29,2 %, фактическое среднее значение оказалось на 4,8 п. п. ниже и составило 24,4 %.

Данные тенденции можно объяснить следующими факторами. Ряд субъектов РФ по итогам 2015 года не показали ожидаемого роста реализации проектов ГЧП - планируемые проекты так и не были запущены; регионы-аутсайдеры не приняли базовых системных мер по созданию фундамента сферы ГЧП, о которых

велась речь по итогам 2014 года; за счет снижения темпов роста российской экономики снизился интерес инвесторов к долгосрочным инвестициям в инфраструктуру на региональном и муниципальном уровне.

Для повышения среднего общероссийского показателя по уровню развития ГЧП необходимо, в первую очередь, завершить на региональном уровне процесс приведения нормативно-правовой базы в соответствие с требованиями федерального закона о ГЧП и следующим шагом обеспечить

поступательный запуск концессионных проектов и проектов ГЧП на региональном и муниципальном уровне.

На основе данных рейтинга [11], сформированного по РФ в целом, место регионов Сибирского федерального округа наглядно показано в табл. 3 и на рис. 5.

Таблица 3

Место регионов Сибирского федерального округа в рейтинге субъектов РФ

по уровню развития ГЧП

Регионы Сибирского федерального округа Место в рейтинге РФ

2013 год 2014 год 2015 год

Республика Алтай 52 68 66

Республика Бурятия 55 69 16

Республика Тыва 75 46 70

Республика Хакасия 48 77 77

Алтайский край 37 51 49

Забайкальский край 50 61 63

Красноярский край 14 31 29

Иркутская область 28 26 61

Кемеровская область 38 17 52

Новосибирская область 10 3 4

Омская область 23 27 59

Томская область 31 36 56

Томская область

Республика Алтай 12

Омская область

Новосибирская область

Кемеровская область

Иркутская область

Республика Бурятия

■2013 год 2014 год ■2015 год

Республика Тыва

Республика Хакасия

Алтайский край

Забайкальский край

Красноярский край

Рис. 5. Эпюра распределения мест регионов СФО по уровню развития ГЧП в 2015 году

Рассматривая результаты общестранового рейтинга видно, что из субъектов Сибирского федерального округа Новосибирская область находится в числе регионов-лидеров (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Самарская область), занимая четвертую позицию в 2015 году. Стоит отметить, что уже на протяжении четырех лет регион входит в Т0П-10 субъектов РФ по уровню развития ГЧП. На данный момент в городе Новосибирске идёт реализация более 10 проектов, одним из них является «Строительство спортивного комплекса», специализирующегося на физической культуре и спорте. Срок реализации данного проекта 2014-2017 годы, размер частных инвестиций по реализуемому проекту составит 16,1 млн руб. [7].

В рейтинге регионов Сибирского федерального округа Новосибирская область остается бессменным лидером, находясь на 1 месте. Алтайский край улучшил свое положение в Сибирском федеральном округе, занимая 8, 6 и 4 места в 2013, 2014, 2015 годах соответственно. Но картина выглядит иначе в рейтинге всех субъектов РФ, где ухудшение позиций произошло с 37 ме-

Данные таблицы показывают, что половина всех средств частных инвесторов, участвующих в реализации ГЧП-проектов, аккумулируется в Центральном федеральном округе. Сибирский федеральный округ занимает третью позицию, незначительно уступая Южному федеральному округу.

Отношение объема частных инвестиций в инфраструктуру в проектах ГЧП к номинальному ВВП России составляет менее 1 %. Для сравнения: в ряде стран со схожей структурой и объемом инвестиций в инфраструктуру на принципах ГЧП процент отношения объема частных инвестиций к номинальному ВВП значительно выше. Так, например, в Бразилии значение показателя

ста в 2013 году до 49 в 2015 году. Прорывом можно считать развитие ГЧП в Республике Бурятия, которая в 2015 году поднялась до 16 места в рейтинге всех регионов и до 2 места среди субъектов Сибирского федерального округа (табл. 3). В таблице также видно, что Забайкальский край ежегодно занимает по Сибирскому федеральному округу 9 место, а Республика Алтай - 10.

Примером успешного ГЧП по Алтайскому краю может служить проект по созданию «Центра диализа», который был создан в рамках инвестиционного проекта на основе государственно-частного партнерства Администрации Алтайского края, Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности и немецкой компанией Би Браун. Объем инвестиций составил около 150 млн руб. в строительство и около 77 млн руб. в оснащение [9].

Масштабы развития ГЧП и успешность их реализации напрямую зависят от объема инвестиций частных инвесторов, что находит отражение в табл. 4.

составляет 18,89%, в Аргентине - 8,16%, в Индии - 9,47%, в Таиланде - 7,83%, в Турции -7,43%, в России - 0,89% [11].

Данное отношение, по экспертным оценкам, должно находиться на уровне примерно 4-5 %, тогда можно непосредственно говорить о сбалансированном процессе привлечения инфраструктурных инвестиций на принципах ГЧП в экономику России.

Реформирование системы управления государственным имуществом является одним из важнейших условий модернизации и развития сектора государственного управления, государственно-частного партнерства. Оно предусматривает внедрение принципов публичного управления и инструментов нового

Таблица 4

Объёмы частных инвестиционных ресурсов, вовлеченных в реализацию ГЧП -

проектов в 2015 году, тыс. руб.

№ Федеральный округ Объем частных инвестиций в ГЧП, тыс. руб. Уд. вес, %

1 Центральный федеральный округ 102 325 366 50,93

2 Северо-Западный федеральный округ 4 076 831 2,03

3 Южный федеральный округ 30 618 740 15,24

4 Северо-Кавказский федеральный округ 655 450 0,33

5 Уральский федеральный округ 5 607 657 2,79

6 Дальневосточный федеральный округ 4 686 707 2,33

7 Сибирский федеральный округ 29 793 678 14,83

8 Приволжский федеральный округ 23 145 586 11,52

Всего по федеральным округам 200 910 015 100,00

государственного менеджмента с развитым информационно-коммуникационным обеспечением [2, с. 11].

В нашей стране содействие развитию ГЧП осуществляется, в том числе, через создание Единой информационной системы государственно-частного партнерства в Российской Федерации, что представляет собой официальный ресурс по ГЧП, созданный в рамках информационного сотрудничества Ассоциация «Центр развития ГЧП» и Министерства экономического развития Российской Федерации.

Цель создания Информационной системы - обеспечение участников рынка актуальной информацией о развитии механизмов государственно-частного партнерства и о проектах, реализуемых на основе ГЧП в субъектах Российской Федерации.

Задачами Ассоциации «Центр развития ГЧП» являются [11]:

- повышение уровня компетенций участников рынка в сфере ГЧП;

- повышение качества подготовки проектов ГЧП, инициируемых как публичной, так и частной стороной;

- формирование необходимой институциональной среды и эффективной системы;

- управление проектами ГЧП в регионах РФ;

- совершенствование нормативно-правовой и методологической базы в сфере государственно-частного партнерства в интересах ускоренного развития рынка;

- создание площадки для эффективного взаимодействия органов власти, инфраструктурных компаний и финансирующих организаций.

Рост количества проектов на практике приводит к тому, что возрастают риски в сфере ГЧП, а на передний план выдвигаются задачи повышения эффективности управления государственно-частными проектами в целом и проектными рисками, в частности.

Основные риски проектов ГЧП можно выделить в следующие группы:

1) риски расположения земельного участка;

2) риски проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию;

3) риски продаж и прочие рыночные риски;

4) риски эксплуатации;

5) обстоятельства непреодолимой силы;

6) стратегические риски и т.д.

Сложившаяся на данный момент статистика

реализации проектов показывает следующие тенденции:

- превышение фактических затрат над плановыми по проектам ГЧП имеет место примерно в 3 раза реже, чем для государственного заказа;

- превышение плановых сроков характерно как для ГЧП, так и системы госзаказа, в проектах ГЧП превышение имеет место на ранних стадиях, тогда как при госзаказе срывы сроков возникают на стадиях строительства и реализации проектов [1].

Способы регулирования проектными рисками ГЧП:

- риски могут быть возложены на государственные или муниципальные органы;

- риски могут быть возложены на частного партнера;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- риски могут быть возложены на частного партнера и перераспределены им между третьими сторонами посредством страхования, передачи их субконтракторам, получения поддержки спонсоров;

- в случае концессии риски могут быть переложены частным партнером на конечного пользователя за счет назначения более высокой планы за пользование объектами [1].

Каково же место страхования в реализации проектов ГЧП? Страховщики считают страхование проектов ГЧП перспективным направлением развития своей деятельности, а принятие закона о ГЧП необходимым для этого условием. Будет развиваться страхование строительно-монтажных рисков и ответственности, впоследствии имущественное страхование. Любой ГЧП-проект необходимо дополнительно рассматривать со стороны комплексности подхода, непрерывности страхования (строительно-монтажное страхование, расширение покрытия на поздний ввод объекта в эксплуатацию по причине материального ущерба, страхование операционной стадии реализации проекта, покрытие гражданской ответственности перед третьими лицами и т.д.) и со стороны множественности сторон, вовлеченных в проект, чьи интересы и риски должны быть учтены (банки, инвесторы, подрядчики, концессионеры, концедент, субъект Федерации и т.д.). По оценкам экспертов рынок страхования рисков при ГЧП составит порядка 5-7 млрд руб. в год.

Таким образом, проведенное исследование показало следующее:

- за последние несколько лет наблюдается положительная динамика реализуемых проектов ГЧП;

- возрастают объемы ресурсов, вовлекаемых в реализацию ГЧП-проектов;

- увеличивается число применяемых на практике форм государственно-частного партнерства;

- выявляется значительное количество недоработок, проектов недостаточно высокого качества, несостоявшихся конкурсов и проектов

(например, каждый пятый подготовленный в России концессионный конкурс не состоялся, что свидетельствует, в частности, о низком качестве проработки самих проектов).

Кроме того, в рамках существующих направлений сферы ГЧП одной из ключевых

точек роста является встраивание в процесс финансирования и реализации проектов ГЧП страховых компаний, с одной стороны, для решения вопроса, связанного с рисками, с другой - для инвестирования страховых резервов.

Список использованных источников:

1. Единая информационная система ГЧП в РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pppi.ru/ (дата обращения: 17.12.16).

2. Баранова И.В., Пирогова Т.В. Реформирование государственного сектора экономики и системы управления государственным имуществом: 1999-2014 годы // Сибирская финансовая школа. 2014. №5 (106). С. 3-12.

3. Ильиных Ю.М. Перспективы развития страхового бизнеса в России // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2010. - № 1. - С. 66-69.

4. Коваль И.Ю. Готовность к рискам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depinvest/2016211001 (дата обращения: 20.12.2016)

5. Министерство экономического развития в РФ. Государственно - частное партнёрство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: _http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/privgovpartnerdev/_ (дата обращения: 17.12.16).

6. Развитие государственно-частного партнерства в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ruskline.ru/analitika/2009/02/17/razvitie_gosudarstvenno-chastnogo_partnerstva_v_rossii/ (дата обращения: 17.12.16).

7. Развитие ГЧП в России в 2015 - 2016 годах. Рейтинг регионов по уровню развития ГЧП. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://invsib.ru/novosti/opubhkovano-issledovanie-razvitie-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v-rossii-v-2015-2016-godah-reiting-regionov-po-urovnyu-razvitiya-gchp/_(дата обращения: 17.12.16).

8. Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства. Лучшие практики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/c94c77ec-5773-4544-88eb-9746d19a77e4/recommend_gchp.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=c94c77ec-5773-4544-88eb-9746d19a77e4 (дата обращения: 19.12.2016)

9. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Алтайского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tfoms22.ru/info/news/1370/_(дата обращения: 17.12.16).

10. Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 224-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=200950&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.7 959706961596593#0 (дата обращения: 17.12.16).

11. http://pppcenter.ru/ (дата обращения: 16.12.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.