Научная статья на тему 'РОЛЬ СТЕРЕОТИПОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ'

РОЛЬ СТЕРЕОТИПОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
100
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТЕРЕОТИП / КУЛЬТУРА / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ФРЕЙМ / СКРИПТ / СХЕМА / STEREOTYPE / CULTURE / INTERCULTURAL COMMUNICATION / FRAME / SCRIPT / SCHEME

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Богданов Д.А.

В этой статье раскрыта сущность и роль стереотипов в межкультурном взаимодействии и их влияние на эффективность общения представителей различных культур. Рассмотрены межкультурные взаимоотношения и их цель, назначения и виды. Проведён анализ влияния стереотипов на процесс межкультурных взаимоотношений в различных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF STEREOTYPES AND THEIR IMPACT ON THE DEVELOPMENT PROCESS OF INTERCULTURAL RELATIONSHIPS

This article reveals the essence and role of stereotypes in intercultural interaction and their influence on the effectiveness of communication between representatives of different cultures. Intercultural relations and their purpose, purposes and types are considered. The analysis of the influence of stereotypes on the process of intercultural relations in different countries.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СТЕРЕОТИПОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ»

УДК 304.2

Богданов Д. А.

студент кафедры «Технология и безопасность

жизнедеятельности» Северный Арктический Федеральный Университет имени

М.В. Ломоносова. Россия, г. Архангельск РОЛЬ СТЕРЕОТИПОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ Аннотация: В этой статье раскрыта сущность и роль стереотипов в межкультурном взаимодействии и их влияние на эффективность общения представителей различных культур. Рассмотрены межкультурные взаимоотношения и их цель, назначения и виды. Проведён анализ влияния стереотипов на процесс межкультурных взаимоотношений в различных странах.

Ключевые слова: Стереотип, культура, межкультурная коммуникация, фрейм, скрипт, схема.

Bogdanov D. A.

Student of the department "Technology and life safety" Northern Arctic Federal University named

Mv Lomonosov.

Russia, Arkhangelsk THE ROLE OF STEREOTYPES AND THEIR IMPACT ON THE DEVELOPMENT PROCESS OF INTERCULTURAL RELATIONSHIPS

Abstract: This article reveals the essence and role of stereotypes in intercultural interaction and their influence on the effectiveness of communication between representatives of different cultures. Intercultural relations and their purpose, purposes and types are considered. The analysis of the influence of stereotypes on the process of intercultural relations in different countries.

Key words: Stereotype, culture, intercultural communication, frame, script, scheme.

В каждом языке есть свой способ его концептуализации. У каждого отдельно взятого народа, каждой отдельно взятой нации складываются свои собственные представления об окружающем мире, о людях, о представителях других культур. В обществе складываются определенные стереотипы относительно поведения и традиций представителей другого языкового и культурного пространства, что в свою очередь понижает эффективность межкультурных взаимоотношений разных народов.

Теоретической основой написания этой работы послужили труды отечественных и зарубежных исследователей, таких как: У. Липпман, Г. Тэжфел, Ю.А. Сорокин.

В связи с более тесным межкультурным взаимодействием в эпоху глобализации разные деятели, среди которых У. Липпман, Г. Тэжфел, Ю.А

Сорокин занимались изучением данной проблемы. На современном этапе в данном направлении работают такие ученые как В. В. Воробьев, А. В. Карасик. Все вышеперечисленные учёные и теоретики определяют стереотип в узком смысле - как искусственно обособленные фрагменты нашего поведения; и в широком смысле этого понятия - как понятие, включающее в себя представителей одной нации о культуре другой нации в целом.

Термин «стереотип», в отечественной психологии, не употреблялся примерно, до конца 50-х годов. Термин «стереотип» трактуется Ю. А. Сорокиным, как некоторый процесс и результат общения (поведения) согласно определенным семиотическим моделям, список которых является закрытым в силу тех или иных семиотико-технологических принципов, принятых в некотором социуме.

Современные деятели дают следующее определение понятию: стереотип это - схематический, стандартизированный образ или представление, об объекте, явлении, народе, стране, обычно эмоционально-окрашенный и обладающий большой устойчивостью. Отражает сложившееся отношение человека или группы людей к какому - либо явлению, другому человеку, группе людей, народу, стране, сложившее под влиянием социальных политических, исторических условий и на основе предшествующего опыта.

На формирование стереотипов влияют такие общепризнанные когнитивные структуры как фрейм, скрипт и схема. Выделяют такие виды стереотипов, которые существуют только на уровне языка и способных создавать помехи в межкультурном общении: расовые;

1. этнические;

2. географические;

3. гендерные;

4. социальные;

5. политические;

6. профессиональные.

Г. Тэжфел выделил две социальные функции стереотипизации:

1. объяснение существующих отношений между группами, в том числе поиск причин сложных и «обычно печальных» социальных событий.

2. оправдание существующих межгрупповых отношений, например действий, совершаемых или планируемых по отношению к чужим группам.

Таким образом, психологический механизм стереотипизации во все времена использовался в различных реакционных политических доктринах, санкционирующих захват и угнетение народов, для сохранения господства поработителей путем внедрения в массовое сознание негативных стереотипов в отношении побежденных и порабощенных. Иными словами, содержание стереотипов определяется факторами социального, а не психологического порядка.

Можно отметить достаточно важное свойство стереотипов, как их устойчивость, стабильность. Проводя эмпирические исследования, на стабильность стереотипов не раз выявлялось, что она в определённой мере относительна, потому что при изменении отношений между группами или при поступлении новой информации их содержание и даже направленность могут изменяться.

Интегральным фактором всей социальной жизни здесь выступает коллективный рефлекс. Вышеизложенная информация позволяет сделать вывод, что существуют различные теоретические подходы к обоснованию и понятию стереотипа. В основе лежат труды таких учёных как: Ю.А. Сорокина; Липпмана; Г. Тэжфела.

Анализ вопроса роли стереотипов в межкультурном общении позволяет выявить их значение во взаимодействии и взаимопонимании культур. В результате исследования сложились два подхода к пониманию стереотипов.

Несмотря на различия в подходах, в них отчетливо просматривается мысль, что в межкультурной коммуникации стереотипы являются результатом этноцентрической реакции - попытки судить о других людях и культурах с позиций исключительно только своей культуры.

Всё это позволяет сделать следующий вывод, что у людей складываются и сохраняются сложившиеся стереотипы, которые в свою очередь оказывают различное влияние в межкультурном взаимодействии. Это влияние может носить как положительный, так и отрицательный эффект.

У американцев сложилось большое количество стереотипов относительно русского менталитета: Американцы считают, что в России

сильный холод, русские очень любят водку и вообще очень любят выпивать. Так же Американцами не мало сказано и написано о красоте русских женщин. Также они отмечают, что русские очень гостеприимны. Очень часто Россияне представляются угрюмыми и неприветливыми людьми.

Американцы считают, что мы очень бедная и не развитая страна. Для них было шоком то, что в России есть и айфоны, и Интернет и многое другое. Это довольно таки неприятный не приятный стереотип, это значит что мы проигрываем в информационной войне.

У русских также немало сложилось стереотипов о американцах: Многие русские считают, что Америка - богатая страна. И действительно, это так, но там как и в любой другой стране наблюдается большое расслоение общества, а это означает, что там можно увидеть как бедного, так и богатого человека.

Так же многие считают, что в США жить на много проще. Многие русские считают, что у американцев фальшивая улыбка. Действительно, в повседневной жизни американцы постоянно улыбаются. В этой улыбке русские видят дружбу, а для американца - улыбка это знак приветствия, вежливости. И это только лишь часть сложившихся двухсторонних стереотипов. Всё это позволяет утверждать, что проблема взаимодействия и взаимопонимания культур, всё-таки существует и является актуальной для общества нашей страны, так как в России непрерывно происходит модернизация общества, глубокая трансформация культуры и напряженные межэтнические отношения.

На данный момент, в связи с явлением межкультурной коммуникации, широкое развитие и применение получили пути преодоления стереотипов.

С целью устранения сложившихся стереотипов и как следствие взаимопонимания культур нами предлагаются пути преодоления стереотипов, среди которых выступают такие как:

1. Общее ознакомление с культурой той или иной страны. Осознание тех особенностей чужой и своей культуры, которые могут сказаться на успешной коммуникации.

2. Языковая подготовка. Обязательное ознакомительное учение языка предполагаемой для коммуникации культуре.

3. Специализированная культурная подготовка. Сбор и изучение информации о культурном своеобразии соответствующей страны

Таким образом, чтобы преодолеть стереотипы в межкультурной коммуникации, необходимо формировать межкультурную компетентность путем совершенствования культурной образованности и толерантности. Наличие стереотипов в межкультурной коммуникации является стимулом развития межкультурной компетентности, поскольку ставит личность перед необходимостью получения новых знаний о культуре партнеров, заставляет совершенствовать собственные коммуникативные навыки, развивать способность чувствовать особенности и менталитет чужой культуры. Благодаря этим процессам индивид становится способным адекватно предвосхищать перспективы общения с представителями других культур, эффективнее добиваться целей межкультурного взаимодействия, полнее удовлетворять свои культурные потребности.

Использованные источники:

1 Гришаева, Л.И. Введение в теорию межкультурной коммуникации / Л.И. Гришаева, Л.В. Цурикова. - М.: Академия, 2011. - 351с.

2 Таратухина, Ю.В. Деловые и межкультурные коммуникации / Ю.В. Таратухина, З.К Авдеева. - Москва: Юрайт, 2015 - 323с.

3 Солонина, Ю.Н. Культурология / Ю. Н. Солонина, М.С. Кагана. - Москва: Юрайт, 2012 - 566с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.