Научная статья на тему 'Роль статистики в развитии маркетинга регионального рынка туристских услуг'

Роль статистики в развитии маркетинга регионального рынка туристских услуг Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
218
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТРУМЕНТЫ МАРКЕТИНГА / MARKETING TOOLS / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / PRIMORSKY KRAI / РЕГИОН / REGION / РЫНОК ТУРИСТСКИХ УСЛУГ / MARKET OF TOURIST SERVICES / ТУРИЗМ / TOURISM / ТУРИСТСКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА / TOURIST ATTRACTIVENESS OF THE REGION / СТАТИСТИКА / STATISTICS / ФАКТОР / FACTOR

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гатауллина Светлана Юрьевна, Коссов Андрей Юрьевич

В Российской Федерации туристская деятельность с 1996 года законодательно признана одной из приоритетных отраслей национальной экономики, влияющей на рост трудовой занятости населения, устойчивость регионального развития, рациональное природопользование, приток инвестиций, диверсификацию экономики, развитие международного и межрегионального сотрудничества, более чем в 60 регионах страны разработаны и реализуются программы развития туризма. Однако результаты организуемых статистических исследований, как на национальном, так и на региональном уровнях, не в полной мере отражают роль туризма в социально-экономическом развитии субъектов РФ, не формируют возможности для повышения эффективности программного обеспечения туристской деятельности. В статье на примере Приморского края авторами выявлены основные недостатки развития статистики туризма, которые значительно затрудняют проведение регионального туристского маркетинга, направленного на повышение туристкой привлекательности территории. Основным исследовательским вопросом является анализ влияния статистических исследований на развитие маркетинга регионального рынка туристских услуг на примере Приморского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Гатауллина Светлана Юрьевна, Коссов Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of Statistics in Development of the Tourist Services Regional Market

Since 1996 the tourist business in Russian Federation has been legally recognized as one of the national economy priority sectors, affecting growth, employment, sustainability, regional development, environmental management, inward investment, economic diversification, development of international and interregional cooperation. The programs for tourism development are implemented in more than 60 regions of the country. However, the results organized by statistical studies, both at the national and regional levels are not fully reflect the role of tourism in socio-economic development of Russian Federation subjects, and not provide opportunities to improve the efficiency of software in tourism activities. The authors of the article, on the example of Primorsky Krai, identified the major weaknesses of the tourism statistics development, which greatly complicate regional tourism marketing research aimed for increasing tourist attractiveness of the territory. The main research question is to analyze the impact of statistical research on marketing development tourist services regional market on the example of Primorsky Krai.

Текст научной работы на тему «Роль статистики в развитии маркетинга регионального рынка туристских услуг»

В Российской Федерации туристская деятельность с 1996 года законодательно признана одной из приоритетных отраслей национальной экономики, влияющей на рост трудовой занятости населения, устойчивость регионального развития, рациональное природопользование, приток инвестиций, диверсификацию экономики, развитие международного и межрегионального сотрудничества, более чем в 60 регионах страны разработаны и реализуются программы развития туризма. Однако результаты организуемых статистических исследований, как на национальном, так и на региональном уровнях не в полной мере отражают роль туризма в социально-экономическом развитии субъектов РФ, не формируют возможности для повышения эффективности программного обеспечения туристской деятельности. В статье на примере Приморского края авторами выявлены основные недостатки развития статистики туризма, которые значительно затрудняют проведение регионального туристского маркетинга, направленного на повышение туристкой привлекательности территории. Основным исследовательским вопросом является анализ влияния статистических исследований на развитие маркетинга регионального рынка туристских услуг на примере Приморского края.

Ключевые слова: инструменты маркетинга; Приморский край; регион; рынок туристских услуг; туризм; туристская привлекательность региона; статистика; фактор.

РОЛЬ СТАТИСТИКИ В РАЗВИТИИ МАРКЕТИНГА РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ

Гатауллина Светлана Юрьевна,

старший преподаватель кафедры сервиса и туризма, Школа экономики и менеджмента, Дальневосточный федеральный университет, 690950, Приморский край, г. Владивосток, Русский остров, пос. Аякс, 10, корпус G (22). 06surga@mail.ru

Коссов Андрей Юрьевич,

кандидат экономических наук, доцент кафедры управления персоналом и экономики труда, Школа экономики и менеджмента, Дальневосточный федеральный университет, 690950, Приморский край, г. Владивосток, Русский остров, пос. Аякс, 10, корпус G (22). andrey.kossov@mail.ru

Современный туризм относят к глобальным социально-экономическим явлениям, оказывающим значительное влияние на жизнедеятельность общества. С 1996 года туристская деятельность в Российской Федерации законодательно определена в качестве одного из приоритетных направлений экономики,разработа-ны и реализуются национальная и региональные программы развития туризма, накоплен значительный опыт исследований по историографии туризма [1]. Однако анализ уровня развития туризма в РФ, проводимый Всемирной туристской организацией (UNWTO) и Всемирным советом по туризму (WTTC), показал, что хотя по международному рейтингу конкурентоспособности сферы туризма

( TTCI) Россия с 68-го места в 2007 году переместилась на 45-е место в 2015 году, доля страны в международных туристских прибытиях за последние годы не превышала 1%, а туризм не стал значимым фактором роста ВВП (валовой внутренний продукт). К числу показателей конкурентоспособности, имеющих в соответствии с TTCI наиболее низкую оценку в России, был отнесен уровень государственного регулирования этой сферы [2]. По мнению авторов, в основе недостатков управления развитием туризма в РФ на национальном и региональном уровнях лежит несовершенство научно-методического обеспечения развития туризма: туризм не вполне идентифицирован как объект управления, результаты

проводимых статистических исследований сферы туризма недостаточно оперативно и адекватно отражают роль туризма как фактора социально-экономического развития страны и ее регионов, применяемые показатели измерения результатов туристской деятельности не вполне соответствуют экономической природе тур-продукта как результату совокупной деятельности предприятий туристской индустрии, а известно, что «без измерения нет управления» [3]. Статистические и маркетинговые исследования взаимосвязаны, а для такой динамично развивающейся и подверженной высокой степени трансформации сферы предпринимательства, как туризм, они взаимозависимы и взаимообусловлены. Статистика

как отрасль науки формирует методологическую базу для проведения исследований (понятийный аппарат, методы наблюдения, обработки и анализа данных), обусловливающие формирование единообразной,сравнимой,адап-тированной к мировой практике информационной базы данных. Понятийный аппарат и применяемый инструментарий в сфере ста-

тистики туризма в международной практике в достаточной степени сформированы. Применение маркетингового инструментария способствует выявлению региональных особенностей функционирования сферы туризма и решению задачи повышения эффективности развития туризма на региональном уровне. Дефиниция «региональный туристский марке-

тинг» еще только формируется, применяемый инструментарий чрезвычайно обширен, его применение обусловлено локализацией решаемых задач. Основные подходы к трактовке понятия «региональный туристский маркетинг» приведены в таблице 1 [4—9].

В таблице 2 [10—21] приведен перечень наиболее часто применяемых методов исследования

Таблица 1

Основные подходы к содержанию понятия «региональный туристский маркетинг»

Автор Определение

Восколович Н.А. [4] Региональный туристский маркетинг - это деятельность, предпринимаемая с целью целенаправленного создания, поддержания или изменения туристского имиджа территории и/или поведения субъектов, внешних по отношению к туристскому ресурсу территории.

Лапшин В.Ю., Лапшина И.М. [5] Туристский маркетинг осуществляется с целью развития привлекательности территории для максимального удовлетворения спроса потребителей... в качестве объекта маркетинговых усилий рассматриваются не только отдельные туристские продукты (природные объекты, исторические достопримечательности, туры, программы, маршруты и др.), услуги и объекты показа, но вся территория, привлекающая и принимающая туристов в целом.

Нестеренко М.В., Феденева И.Н., Комарова Л.К. [6] Туристский маркетинг является одним из важных компонентов маркетинга территории, который в качестве основного объекта исследования выделяет территориальный туристский продукт, существующий как сложная система взаимосвязанных компонентов, включающий базисный продукт - продукты и услуги, удовлетворяющие туристский и рекреационный спрос, и дополнительный продукт - продукты, товары и услуги смежных отраслей.

Middleton Victor T.C., Fyall A., Morgan M., Ranchlod A. [7] Маркетинг является жизненно важным предметом в сфере путешествий и туризма, потому что, с практической точки зрения, он использует власть массивных коммерческих сил, а также государственных и административных влияний, для формирования размера и поведения крупного, растущего глобального рынка.

Sharpley R. [8] Региональный туристский маркетинг - это устойчивое развитие туризма, основанное на реализации мер, разработанных на основе регулярного изучения клиентских потребностей и полноты их удовлетворения, а также сохранения экосистемы.

Stevens T. [9] Туристский маркетинг - это значимый фактор реализации природного потенциала и развития экологического туризма.

Таблица 2

Методы исследования региональных рынков туристских услуг

Автор Цель исследования Метод исследования

Брель О.А., Кайзер Ф.Ю. [10] Исследование туристской привлекательности региона Опрос туристов

Ткачева Я.С. [11] Оценка инвестиционной привлекательности туристского региона Аналитический

Юванен Е.И., Шмидт Ю.Д. [12] Оценка туристской привлекательности региона Экспертная оценка, ранжирование критериев, присвоение весовых коэффициентов, проведение парного сравнения коэффициентов

Backman S.J., Uysal M., Backman K. [13] Оценка наиболее востребованных туристами ресурсов региона и туристских расходов Контент-анализ вторичных данных

Ferrario F.F. [14] Оценка восприятия достопримечательностей региона туристами и туристских расходов Опрос туристов, экспертная оценка, контент-анализ

Formica S., Uysal M. [15] Формирование туристского имиджа территории на основе проведения оценки восприятия достопримечательностей территории туристами Контент-анализ вторичных данных, ГИС-технологии, экспертная оценка

Gearing C., Swart W., Var T. [16] Оценка восприятия достопримечательностей туристами Экспертная оценка

Kale S.H., Weir K.M. [17] Выявление позитивных и негативных факторов туристской привлекательности Индии Опрос туристов

Kim H.-B. [18] Оценка наиболее востребованных туристами ресурсов региона и туристских расходов Опрос туристов

Kiss K. [19] Выбор развития наиболее оптимального туристского направления в зависимости от состояния ресурсов региона SWOT-анализ, метод Дельфи, опрос туристов

Leea C.-F., Huangb H.-I, Yeha H.-R. [20] Оценка значимости факторов привлекательности региона для туристов Экспертная оценка

Razovic M., Tomljenovic R. [21] Анализ оценки состояния и перспектив развития туризма на островных территориях и туристских расходов Опрос туристов и местного населения

региональных рынков туристских услуг.

Одной из основных задач федеральной целевой программы «Развитие государственной статистики России в 2007—2011 годах» являлось обеспечение пользователей достоверными статистическими данными, отвечающими международным статистическим стандартам, путем формирования единой межведомственной информационно-статистической системы, направленной на повышение эффективности принятия управленческих решений, прогнозирования на различных уровнях государственного, муниципального и корпоративного управления с учетом международного опыта. Однако основные категории статистики туризма, такие как «туристская деятельность», «турпро-дукт», «туристская индустрия», не достаточно идентифицированы в нормативно-правовом поле РФ и не соответствуют нормам международного права. В соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», экономическим результатом туристской деятельности является объем туристского продукта (результата деятельности туроператоров и турагентов), что не вполне соответствует международным документам, в частности, Рекомендациям по статистике туризма Организации Объединенных Наций (ООН) и Всемирной туристской организации «Концепции, определения и классификации для статистики туризма. Техническое пособие №1»*. В РФ концепция определения результатов туристской деятельности основана на

результатах «туроператорской и турагентской деятельности, а также иной деятельности по организации путешествий». В законе о туризме не раскрыто содержание «иной деятельности по организации путешествий». Перечень видов предпринимательской деятельности, также активно формирующих региональный туристский продукт значительно шире, чем приведенный в указанном законе состав предприятий туристской индустрии. Развитие туризма невозможно без деятельности ряда учреждений, органов, служб, формирующих условия для осуществления туристкой деятельности, они входят в понятие инфраструктуры. Однако понятие туристской инфраструктуры отсутствует в законе о туризме, а дефиниции этого понятия, содержащиеся в научных публикациях по вопросам развития туризма, носят разноречивый характер.

Не соответствуют международным нормам или отсутствуют в российском законодательстве такие базовые категории и дефиниции статистики туризма, как турист, туристские расходы, туристские прибытия и др. Таким образом, существующая правовая нормативная база Российской Федерации в сфере туризма и определения, содержащиеся в проанализированных авторами научных исследованиях по вопросам туризма, в настоящее время не в полной мере идентифицируют категорию «туристская деятельность», перечень субъектов предпринимательских и иных структур, влияющих на ее организацию, что не обеспечивает возможности определения границ

этой деятельности, описания и измерения ее результата [22]. Остается не решенной главная задача статистики туризма в РФ — оценка объема совокупного вклада туризма в экономику. Не способствуют повышению эффективности регулирования туризма в РФ на национальном и региональном уровнях такие недостатки статистики туризма, как недостаточная оперативность и достоверность предоставляемых данных, адекватность отражения ими реальности [23]. Выявленные авторами недостатки организации статистических исследований в сфере туризма в РФ оказывают негативное влияние на развитие регионального маркетинга туристских услуг. Совершенствование методического обеспечения осуществления регионального маркетинга туристских услуг, по мнению авторов, должно осуществляться с учетом национальных и региональных особенностей, целей, методов, форм и задач его организации; полноты учета специфики предпринимательской деятельности в сфере туризма, а также особенности формирования результата этой деятельности [24]. Туризм в XXI веке представляет собой сложно организованную систему, оказывающую значительное влияние на региональную среду и формирование уровня качества жизни населения [25]. Однако, современная организация статистических и маркетинговых исследований не позволяет провести комплексную оценку этого влияния ни на национальном, ни на региональном уровнях в РФ.

В Приморском крае туризм входит в 18 стратегических направлений

* Концепции, определения и классификации для статистики туризма «Concepts, Definitions and Classifications for Tourism Statistics : Техн. пособие N 1» / Всемирная туристская организация. Мадрид: Всемирная туристская организация, 1995. 126 с. (Рекомендации по статистике туризма/ ВТО/ Организация Объединенных Наций. Серия М. Пояснительная серия; N 83-1994) . ISBN 92-84401-89-5: 2134-86.

Таблица 3

Сравнение результатов туристской деятельности в Приморском крае за 2015 год

Показатель Ед. измерения Данные

Приморскстат ДТ ПК

Число туристских организаций ед. 87 269

Средняя численность работников чел. 621 1 580

Объем внутреннего турпотока чел. 13 717 1 800 000

Объем международного въездного турпотока чел. 466 651 464 787

Объем международного выездного турпотока чел. 65 776 673 439

социально-экономического развития региона и рассматривается как сектор возможной специализации региональной экономики. Развитие туризма оказывает значительное влияние на состояние геосистем приграничных территорий края, трудовую занятость населения, инвестиционную привлекательность и предпринимательскую активность в регионе, развитие международного сотрудничества. Однако данные Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю (Приморскстат) не позволяют адекватно оценить роль туризма как фактора регионального развития и значительно отличаются от данных мониторинга, осуществляемого департаментом туризма Приморского края (ДТ ПК), приведенных в таблице 3.

Данные Приморскстата не позволяют оценить среднюю продолжительность пребывания туристов на территории края, стоимость туро-дня иностранных и российских туристов, направленность турпотоков по муниципальным образованиям края и ряд других показателей для определения объема совокупного вклада

туризма в валовой региональный продукт и оценки уровня развития туризма в муниципальных образованиях. На развитие туризма в Приморском крае высокое влияние оказывает сезонность туристского спроса, однако исследования о распределении турпотока по сезонам не осуществляются. Сохранение в течение длительного периода действия таких негативных факторов, как низкая продолжительность въездных туров и недостаточно широкий спектр востребованных видов туров в Приморском крае, снижение доли посетителей края с целью оздоровления и рекреации свидетельствует о недостаточно эффективной реализации богатого туристского потенциала края и конкурентных преимуществ его геополитического положения. Продолжение тен-

денции сосредоточения основной доли турпотока в южных районах Приморья может привести к истощению расположенных там при-родно-рекреационных ресурсов и недоиспользованию ресурсного потенциала центральных и северных районов края. Продолжение тенденции превышения объема выездного турпотока над объемом въездного турпотока будет способствовать сохранению оттока финансовых средств из региона. Недостатки организуемых статистических исследований в сфере туризма значительно ограничивают развитие регионального туристского маркетинга, снижают качество планирования и проектирования развития туризма в крае, оценку роли туризма как фактора социально-экономического развития региона.

ИСТОЧНИКИ

1. Якунин В.Н. Видовые особенности и классификация туризма в современной историографии // Наука — промышленности и сервису. 2015. № 10. С. 183-190.

2. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2015: Growth through Shocks / Jennifer Blance. Thea Chiesa. — World Economic Forum, 2015. URL: http://www3.weforum.org/docs/TT15/WEF_Global_Travel&Tourism_Report_2015.pdf (дата обращения 18.03.2017).

3. Гатауллина С.Ю. Внешние вызовы и трансформация государственного регулирования туризма в России (на примере Приморского края) / В сборнике XVII международной научно-практической конференции «Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика». Новосибирск: Изд-во ЦРНС. 2015. № 17. С. 7779. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23486220 (дата обращения 18.03.2017).

4. ВосколовичН.А Маркетинг туристских услуг: учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 207 с.

5. ЛапшинВ.Ю., ЛапшинаИ.М. Маркетинговое управление в обеспечении устойчивого и безопасного развития локальной туристской дестинации // Социально-экономические явления и процессы.2014. № 2 (60). С. 67-71.

6. Нестеренко М.В., Феденева И.Н., Комарова Л.К. Концепция территориального маркетинга как основа развития туризма в Новосибирской области // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 6-2. С. 372-374.

7. Middleton V., Fyall A, Morgan M., RanchlodA. Marketing in travel and tourism (Fourth ed.): Butterworth-Heinemann, Oxford, 2009. 528 p.

8. Sharpley R., Pearce T. Tourism, Marketing and Sustainable Development in the English National Parks: The Role of National Park Authorities // Journal of Sustainable Tourism. Vol. 15. Iss. 5. 2007. Р. 557-573.

9. Stevens T. Sustainable Tourism in National Parks and Protected Areas: An Overview. Scottish Natural Heritage // Commissioned Report F01NC04.

10. Брель О.А., Кайзер Ф.Ю. Туристская привлекательность как фактор устойчивого развития региона // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 3 (1). С. 335—338.

11. Ткачева Я.С. Методические основы оценки инвестиционной привлекательности регионального туристско-рекреа-ционного комплекса // Вестник Адыгейского государственного университета. 2011. Серия 5: Экономика. № 1. С. 240-245.

12. ЮваненЕ.И., Шмидт Ю.Д. Оценка рекреационно-туристской привлекательности территории // Практический маркетинг. 2006. № 10. С. 23-26.

13. Backman S.J., Uysal M., Backman K. Regional analysis of tourism resources // Annals of Tourism Research. 1991. № 8 (1). P. 323-327.

14. Ferrario F.F. The evaluation of tourist resources: An applied methodology // Journal of Travel Research. 1979. № 17 (3). P. 18-22.

15. Formica S., Uysal M. Destination attractiveness based on supply and demand evaluations: An analytical framework // Journal of Travel Research. 2006. № 44 (4). P. 418-430.

16. Gearing C., Swart W., Var T. Establishing a measure of touristic attractiveness // Journal of Travel Research. 1974. № 12 (4). P. 1-8.

17. Kale S.H., WeirK.M. Marketing Third World Countries to the Western Traveler: The Case of India // Journal of Travel Research. 1986. № 25 (2).P. 2-7.

18. Kim H.-B. Perceived attractiveness of Korean destinations // Annals of Tourism Research. 1998. № 25 (2). P. 340-361.

19. Kiss K. The challenges of developing health tourism in the Balkans // Tourism: An International Interdisciplinary Journal. 2011. № l. Vol. 63. P. 97-110.

20. Leea C.-F., Huang H.-I, Yeha H.-R. Developing an Evaluation Model for Destination Attractiveness, Sustainable Forest Recreation Tourism in Taiwan // Journal of Sustainable Tourism. 2010. № 6. Vol. 18. P. 811-828.

21. Razovic M., Tomljenovic R. Development model of tourism on Croatian open-sea Islands //Tourism: An International Interdisciplinary Journal. 2015. № 1. Vol. 63. P. 19-36.

22. Гатауллина С.Ю. Туристская деятельность как объект научного исследования // Матер. X международной научно-практической конф. «Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты». Новосибирск, 2014. С. 233—236. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21237927 (дата обращения 10.03.2017).

23. Гатауллина С.Ю. О необходимости совершенствования региональных статистических исследований в туризме / В сборнике международной научно-практической конференции «Стратегия устойчивого развития регионов России». Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2013. № 18. С. 137-140. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21047554 (дата обращения 20.03.2017).

24. Гатауллина С.Ю., Долгалева Л.М. О совершенствовании регионального маркетинга в сфере туризма (на примере Приморского края) // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. № 3.Том 7. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/ 61EVN315.pdf (дата обращения 10.03.2017).

25. Гатауллина С.Ю. Въездной туризм как фактор социально-экономического развития Приморского края / В сборнике: Демографическое развитие российского Дальнего Востока Сер. «Демография. Социология. Экономика». М.: Институт социально-политических исследований РАН. 2016. С. 160-168.

Role of Statistics in Development of the Tourist Services Regional Market Gataullina Svetlana Yuryevna,

Senior lecturer of Service and Tourism Department, School of Economics and Management, Far Eastern Federal University; v. Ayaks, Building 22 (G), Russkii Island, Vladivostok, Primorsky Krai, 690950, Russia (06surga@mail.ru)

Kossov Andrew Yuryevich,

Candidate of economic sciences, Associate professor of the Department of Personnel Management and Labor Economics, School of Economics and Management, Far Eastern Federal University; v. Ayaks, Building 22 (G), Russkii Island, Vladivostok, Primorsky Krai, 690950, Russia (andrey.kossov@mail.ru)

Since 1996 the tourist business in Russian Federation has been legally recognized as one of the national economy priority sectors, affecting growth, employment, sustainability, regional development, environmental management, inward investment, economic diversification, development of international and interregional cooperation. The programs for tourism development are implemented in more than 60 regions of the country. However, the results organized by statistical studies, both at the national and regional levels are not fully reflect the role of tourism in socio-economic development of Russian Federation subjects, and not provide opportunities to improve the efficiency of software in tourism activities. The authors of the article, on the example of Primorsky Krai, identified the major weaknesses of the tourism statistics development, which greatly complicate regional tourism marketing research aimed for increasing tourist attractiveness of the territory. The main research question is to analyze the impact of statistical research on marketing development tourist services regional market on the example of Primorsky Krai.

Keywords: marketing tools; Primorsky Krai; region; market of tourist services; tourism; tourist attractiveness of the region; statistics; factor.

«npaKTMHecKMM MapKeTUHr» № 4 (242). 2017

REFERENCES

1. Yakunin, V.N. (2915) Species characteristics and classification of tourism in modern historiography. Nauka — promishlennostiiservisu [Science — industry and service], 2015, no. 10, pp. 183—190.

2. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2015: Growth through Shocks / Jennifer Blance. Thea Chiesa. World Economic Forum, 2015. URL: http://www3.weforum.org/docs/TT15/WEF_Global_Travel&Tourism_Report_2015.pdf (accessed 2017.03.18).

3. Gataullina, S.Y. (2015) External challenges and the transformation of state regulation of tourism in Russia (on the example of Primorsky Krai). In the proceedings of the XVII international scientific-practical conference «State and municipal management in the XXI century: theory, methodology, practice». Novosibirsk: Izd-vo CRNS, 2015, no. 17, pp. 77—79. Available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=23486220 (accessed 2017.03.18).

4. Voskolovych, N.A. (2009) Marketing of tourism services: a textbook. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2009, 207 p.

5. Lapshin, V.Y.; Lapshina, I. M. (2014) Marketing management to ensure sustainable and safe development of the local tourism destinations. Sotsialno-ekonomicheskie yavleniya i protsessi [Socio-economic phenomena and processes], 2014, no. 2, pp. 67—71.

6. Nesterenko, M.V.; Fedeneva, I.N.; Komarova, L.K. (2011) Concept of territorial marketing as a basis for the development of tourism in Novosibirsk region. Mir nauki, kulturi, obrazovaniya [World of science, culture, education], 2011, no. 6-2, pp. 372—374.

7. Middleton, V.; Fyall, A.; Morgan, M.; Ranchlod, A. (2009) Marketing in travel and tourism. (Fourth ed.): ButterworthHeinemann, Oxford, 2009, 528 p.

8. Sharpley, R.; Pearce, T. (2007) Tourism, Marketing and Sustainable Development in the English National Parks: The Role of National Park Authorities. Journal of Sustainable Tourism, vol. 15, Iss. 5, 2007, pp. 557-573.

9. Stevens, T. Sustainable Tourism in National Parks and Protected Areas: An Overview. Scottish Natural Heritage. Commissioned Report F01NC04.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Brel, O.A.; Kaiser, F.Y. (2015) Tourist attraction as a factor of sustainable development of the region. Aktualnieproblemi gumanitarnikh i estestvennikh nauk [Actual problems of humanitarian and natural Sciences], 2015, no. 3, pp. 335-338.

11. Tkacheva, Ya.S. (2011) Methodical bases of estimation of investment attractiveness of regional tourist and recreational complex. Vestnik Adigeyskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Adyghe state University], 2011, Series 5: Economics, no. 1, pp. 240—245.

12. Juvanen, E.I.; Schmidt, J.D. (2006) Assessment of recreational and tourist attractiveness of the territory. Prakticheskiy marketing [Practical marketing], 2006, no. 10, pp. 23-26.

13. Backman, S.J.; Uysal, M.; Backman, K. (1991) Regional analysis of tourism resources. Annals of Tourism Research, 1991, no. 8(1), pp. 323-327.

14. Ferrario, F.F. (1979) The evaluation of tourist resources: An applied methodology. Journal of Travel Research, 1979, no. 17(3), pp. 18-22.

15. Formica, S.; Uysal, M. (2006) Destination attractiveness based on supply and demand evaluations: An analytical framework. Journal of Travel Research, 2006, no. 44(4), pp. 418-430.

16. Gearing, C.; Swart, W.; Var, T. (1974) Establishing a measure of touristic attractiveness. Journal of Travel Research, 1974, no. 12(4), pp. 1-8.

17. Kale, S.H.; Weir, K.M. (1986) Marketing Third World Countries to the Western Traveler: The Case of India. Journal of Travel Research, 1986, no. 25(2), pp. 2-7.

18. Kim, H.-B. (1998) Perceived attractiveness of Korean destinations. Annals of Tourism Research,1998, no. 25(2), pp. 340-361.

19. Kiss, K. (2011) The challenges of developing health tourism in the Balkans. Tourism: An International Interdisciplinary Journal, 2011, no. l, vol. 63, pp. 97-110.

20. Leea, C.-F.; Huang, H.-I.; Yeha, H.-R. (2010) Developing an Evaluation Model for Destination Attractiveness, Sustainable Forest Recreation Tourism in Taiwan. Journal of Sustainable Tourism, 2010, no. 6, vol. 18, pp. 811-828.

21. Razovic, M.; Tomljenovic, R. (2015) Development model of tourism on Croatian open-sea Islands. Tourism:An International Interdisciplinary Journal, 2015, no. 1, vol. 63, pp.19-36.

22. Gataullina, S.Y. (2014) The tourist business as an object of scientific study. Mater. X international scientific-practical conference «Fundamental and applied researches: challenges and results», Novosibirsk, 2014, pp. 233—236. Available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=21237927 (accessed 2017.03.10).

23. Gataullina, S.Y. (2013) About the need to improve regional statistical studies in tourism. In the collection of international scientific-practical conference «Strategy of sustainable development of Russian regions», Novosibirsk, CRNS Publ., 2013, no. 18, pp. 137—140. Available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=21047554 (accessed 2017.03.20).

24. Gataullina, S.Y.; Dolgaleva, L.M. (2015) On the improvement of regional marketing in tourism (on the example of Primorsky Krai). Internet-journal «Naukovodonie» [Science of Science], 2015, no. 3, Part 7. Available at: http://naukovedenie.ru/ PDF/61EVN315.pdf (accessed 2017.03.10).

25. Gataullina, S.Y. (2016) Inbound tourism as a factor of socio-economic development of Primorsky Krai. In the book: Demographic development of the Russian Far East Ser. «Demography. Sociology. Economy», Moscow, Institute of socio-political studies RAS Publ., 2016, pp. 160-168.

Tefl./$aKC pefla^MM: (495) 365 0255

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.