ПОЛИТОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ
УДК 327.5
А. А. Хортов
Роль США в войне НАТО против Югославии
Статья посвящена роли США в операции НАТО против Югославии «Союзническая сила», которая осуществлялась в марте-июне 1999 г Рассматриваются различные составляющие участия США в операции.
Ключевые слова: косовский кризис, Косово, НАТО, внешняя политика США, Югославия, «Союзническая сила».
А. А. Khortov
The U. S. Role in the NATO War against Yugoslavia
The article is devoted to the U. S. role in the NATO operation "Allied Force" against Yugoslavia. It deals with different aspects of American participating in the operation.
Key words: crisis in Kosovo, Kosovo, NATO, U. S. foreign policy, Yugoslavia, "Allied Force".
В 1998 г. произошло резкое обострение обстановки в Косово. На этой территории Сербии проживало около 90 % албанского населения, большинство которого выступало за предоставление Косово независимости. Освободительная армия Косово (ОАК) увеличила количество нападений на представителей политических и силовых структур Сербии и Союзной Республики Югославия (СРЮ), а также албанцев, лояльных официальным властям. Белград был вынужден начать в Косово широкомасштабную операцию по установлению порядка в мятежном крае.
С начала косовского кризиса США активно подключились к нему, обрушившись с критикой политики Белграда в Косово. В октябре 1998 г. НАТО во главе с США было готово бомбить Югославию, однако благодаря ряду уступок со стороны ее руководства это не было реализовано. В феврале-марте 1999 г. в Рамбуйе и Париже проходили переговоры по Косово, на которых основную роль играли Соединенные Штаты [11, с. 294]. Переговоры закончились провалом по вине США, которые предъявили Югославии ультиматум: либо оккупация Косово войсками НАТО с получением контроля над территорией всей Югославии, либо бомбардировки [7; 18, с. 36].
24 марта 1999 г. началась операция НАТО против Югославии под названием «Союзниче-
ская сила» ("Allied Force"). Ее начало именно ранней весной связано не только с неудачным завершением переговоров во Франции, но и с необходимостью спасти ОАК. В Вашингтоне знали, что Белград намеревался разгромить эту террористическую организацию весной 1999 г. [28], а также о том, что власти СРЮ располагали возможностями для осуществления этого [23, с. 395]. Основной целью участия США в операции НАТО была провозглашена защита косовских албанцев [24].
В Вашингтоне предполагали, что Югославия согласится на американские условия уже к началу апреля [13, с. 293; 25, с. 18], однако этого не происходило. В связи с этим по мере нанесения ударов их мощь и интенсивность постепенно нарастали, а затем они стали наноситься по всей территории Югославии, включая гражданские объекты. Большинство ударов по мирным целям были нанесены не «по ошибке», как заявляли в НАТО, а санкционированы его командованием [4, с. 94]. Б. Клинтон несколько раз в неделю встречался с определенным кругом лиц для уточнения целей бомбардировок [12, с. 958], чтобы парализовать экономическую, политическую жизнь в СРЮ, лишить ее вооруженные силы материально-технической базы, оказать мощное
© Хортов А. А., 2011
психологическое воздействие на население и руководство страны [22, с. 33].
С момента бомбардировок из Косово резко увеличился поток беженцев. Частично это было связано с возобновлением операций по ликвидации ОАК, однако основная причина массового исхода беженцев заключалась в бомбардировках. Таким образом, косовары одновременно страдали как от действий югославской армии, так и от бомбежек НАТО, поэтому, помимо близлежащих государств, беженцы направлялись в Сербию или Черногорию, куда также падали бомбы, но где хотя бы не проводились антитеррористические операции. В течение первых недель войны Белград смог подавить основные очаги сопротивления албанских террористов и восстановить кон -троль над Косово. В результате этого жизнь мирного населения, оставшегося в крае, стала более безопасной, поэтому многие албанцы решили вернуться в Косово. Однако это не входило в планы НАТО, поскольку беженцы являлись оправданием бомбардировок, а их возвращение свидетельствовало о восстановлении относительно мирной жизни в Косово, поэтому вскоре удары НАТО пришлись по тем, кого альянс «защищал».
В середине апреля намеренной бомбардировке была подвергнута колонна албанских беженцев, которые возвращались в Косово, в результате чего погибли десятки человек [26, с. 292-293]. Через месяц произошла другая похожая трагедия. Югославскими военными были зафиксированы переговоры летчика с его командным центром. Летчик доложил, что это не военная, а гражданская колонна, однако на его запрос о дальнейших действиях поступил ответ: «Выполняйте ваши приказы» [27, с. 322-323]. Исходя из анализа действий США и их союзников, можно предположить, что сама гуманитарная катастрофа была одной из целей США и НАТО [8, с. 53], и что она была вызвана именно их действиями [19, с. 90].
После нескольких недель бомбардировок Югославия продолжала оказывать сопротивление, поэтому, наряду с увеличением интенсивности бомбардировок и направления их на гражданские объекты США, решили задействовать Россию с целью оказания давления на Белград. В середине апреля президент России назначил своим представителем по урегулированию ситуации вокруг СРЮ В. С. Черномырдина. На назначении именно его на эту должность настоял президент США [12, с. 206], поскольку американцы уже работали с В. С. Черномырдиным, когда он был
премьер-министром России, и знали его как весьма лояльного политика, легко идущего на уступки.
В начале мая в Бонне состоялась встреча представителей «большой восьмерки», на которой были выработаны принципы политического урегулирования косовского кризиса, ставшие основой дальнейших договоренностей [1]. К ним, в частности, относилось прекращение насилия и вывод полицейских и военизированных сил из Косово [9]. Другим этапом миротворческого процесса явилась состоявшаяся 18-19 мая в Хельсинки встреча представителя США С. Тэл-ботта и В. С. Черномырдина с участием представителя ЕС М. Ахтисаари. Переговоры, проведенные в формате Россия-США-ЕС, завершились формированием международной посреднической тройки по урегулированию в Югославии, которая продолжила 20 и 27 мая свои консультации в Мо -скве [подробнее см. 10].
По результатам переговоров был подписан план мирного урегулирования [17], а 9 июня -военно-техническое соглашение в македонском городе Куманово [15], после чего бомбардировки были приостановлены [3], Б. Клинтон заявил, что в Югославии достигнута победа во имя более безопасного мира, американских демократических ценностей и более сильной Америки [29, с. 194]. После договоренностей, достигнутых в Ку -маново, СБ ООН принял резолюцию № 1244 [16], главным недостатком которой являлось оправдание действий НАТО одновременно с осуждением Югославии [6, с. 684]. В ней выделен приоритет НАТО по отношении к самой ООН, а также ее административным, гуманитарным и финансовым учреждениям [5, с. 138].
Несмотря на то, что в войне НАТО против Югославии принимали участие четырнадцать государств - членов НАТО, в подготовке и проведении «Союзнической силы» США сыграли решающую роль. Война стала для них логичным продолжением политики укрепления на Балканах, начатой в первой половине 1990-х гг. Согласно непосредственным указаниям Пентагона, неоднократно корректировались содержание и продолжительность фаз операции [14]. Основной вклад в ее проведение внесли пилоты ВВС и ВМС США, которые в первые полтора месяца войны провели более 60 % вылетов, в то время как доля американской составляющей боевой авиации НАТО в регионе была на уровне 42 % [14]. Прямые расходы американского бюджета на участие США в войне НАТО против Югославии
составили около 1,7 млрд долларов [21, с. 74]. Официальные потери США в Косово составили двух военнослужащих, которые погибли при крушении вертолета «Апач» во время выполнения учебного полета [12, с. 958]. Операция в Ко -сово продемонстрировала первенство Соединенных Штатов в военном применении высоких технологий и их способность относительно безнаказанно наносить удары по другим странам [2, с. 23].
В войне НАТО против Югославии Соединенные Штаты сыграли решающую роль. Тактиче -ски и стратегически операция «Союзническая сила» проводилась, в основном, под американским руководством и при американском участии. Помимо военной составляющей США сыграли одну из решающих ролей в деле политического разрешения проблемы, подключив к переговорам для давления на Югославию Россию, а также приняв в них непосредственное участие. В ООН Соединенным Штатам удалось добиться международного осуждения СРЮ и оправдания действий НАТО посредством принятия Советом Безопасности соответствующей резолюции.
Библиографический список
1. Барановский, Е. Кризис в Косово и усилия международного сообщества по его урегулированию [Электронный ресурс] / Е. Барановский. - Режим доступа : иКЬ: www.archipelag.ru/geopolitics/pirvadok/balkanY/collectio п/314/ (дата обращения: 09.11.2009).
2. Бжезинский, З. Выбор. Глобальное господство или глобальное лидерство [Текст] / З. Бжезинский. -М. , 2004. - 288 с.
3. Волхонский, Б. Война кончилась [Текст] / Б. Волхонский, Г. Сысоев // Коммерсантъ. - 1999. - 11 июня. - С. 2.
4. Григорьева, Ю. «Третьи стороны» и региональные конфликты: внутренние и внешние факторы балканского кризиса [Текст] / Ю. Григорьева // Обозреватель. - 2006. - № 3. - С. 92-102.
5. Гришаева, Л. Е. Косово: кризис миротворчества [Текст] / Л. Е. Гришаева // Новый исторический вестник. - 2008. - № 17. - С. 133-145.
6. Гуськова Е. Ю. История югославского кризиса (1990-2000) [Текст] / Е. Ю. Гуськова. - М. , 2001. -720 с.
7. Гуськова, Е. Ю. Кто виноват в срыве переговоров в Рамбуйе [Электронный ресурс] / Е. Ю. Гуськова. - Режим доступа : иКЬ: http://www.guskova.rU/w/wars/1998-03-25 (дата обращения: 22.09.2008).
8. Делягин, М. Главная задача, которую решали США в Югославии, - в сфере глобальных финансов
[Текст] / М. Делягин // Международная жизнь. - 1999. - № 9. - С. 52-60.
9. Заявление председателя по завершении совещания министров иностранных дел Группы 8, состоявшееся 6 мая 1999 г. в Петерсбергском центре (Приложение к письму постоянного представителя Германии при ООН от 6 мая 1999 г. на имя председателя Совета безопасности) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: S/1999/516. URL: http://www.un.org/russian/documen/kosovo/99-516.pdf (дата обращения: 21.10.2008).
10. Ивашов, Л. Г. Косовский кризис 1999 г. Бросок на Приштину [Текст] / Л. Г. Ивашов // Новая и новейшая история. - 2004. - № 5. - С. 87-114.
11. Киссинджер, Г. Нужна ли Америке внешняя политика? [Текст] / Г. Киссинджер. - М. , 2002. -352 с.
12. Клинтон, У Дж. Моя жизнь [Текст] / У Дж. Клинтон. - М. , 2005. - 1088 с.
13. Нравственные ограничения войн. Проблемы и примеры / под ред. Б. Копперса, Н. Фоушина, Р. Апресяна. - М. , 2002. - 408 с.
14. Печуров С. Л. Подавляющая «Союзническая сила» [Текст] / С. Л. Печуров // Независимое военное обозрение. - 2007. - № 12. - С. 5.
15. Письмо Генерального секретаря ООН от 15 июня 1999 г. на имя Председателя Совета Безопасности [Электронный ресурс]. - Режим доступа : S/1999/682. URL: http://www.un.org/russian/documen/kosovo/99-682.pdf (дата обращения: 21.09.2010).
16. Резолюция СБ ООН S/RES/1244 (1999) от 10.06.1999 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : URL:
http://www.un.org/russian/documen/scresol/res1999/res12 44. htm (дата обращения: 29.05.2009).
17. Соглашение о принципах для содействия урегулированию кризиса в Косово (план мирного урегулирования) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : S/1999/649 от 07.06.1999. URL: http://www.un.org/russian/documen/kosovo/agreements. htm (дата обращения: 26.06.2009).
18. Тягуненко Л. В. Союзная Республика Югославия на рубеже XXI века. Природа югославского кризиса [Текст] / Л. В. Тягуненко // Новая и новейшая история. - 2001. - № 3. - С. 28-45.
19. Хайден, Р. Гуманитарное лицемерие [Текст] / Р. Хайден // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. - 1999. - № 4. - С. 89-93.
20. Черномырдин, В. С. Вызов [Текст] / В. С. Черномырдин. - М. , 2003. - 616 с.
21. Югославия на пороге 2000 г.: документы, факты, свидетельства, мнения [Текст]. - М. , 1999. - 209 с.
22. Ямпольский, Л. С. Обобщенный анализ применения средств воздушного нападения ОВС НАТО при проведении военной операции в Югославии «Решительная сила» и в других локальных войнах в 90-х гг. - Ульяновск, 2000. - 80 с.
23. Albright M. Madam Secretary. A Memoir. London, 2004. 736 p.
24. Clinton B. Statement on Kosovo. March 24, 1999. URL: http://millercenter. org/scripps/archive/speeches/detail/3932 (дата обращения: 25.11.2009).
25. Daadler I. , O'Hanlon M. Winning Ugly: NATO's War to Save Kosovo. Washington: Brookings Institution Press, 2000. 362 p.
26. Public Transcript of Hearing February 14, 2002. Case № IT-02-54-T. United Nations International Criminal Tribunal for the formet Yugoslavia Court Records. P. 292-293.
27. Public Transcript of Hearing February 15, 2002. Case № IT-02-54-T. United Nations International Criminal Tribunal for the Former Yugoslavia Court Records. P. 322-323.
28. Statement of the Director of Central Intelligence George J. Tenet Before the Senate Armed Services Committee Hearing on Current and Projected National Security Threats (as prepared for delivery). February 2, 1998. URL: https://www. cia. gov/news-information/speeches-testimony/1999/ps020299. html (дата обращения: 25. 02. 2010).
29. The Clinton Foreign Policy Reader: Presidential Speeches with Commentary / Edited by A. Rubinstein, A. Shayevich, B. Zlotnikov. M. E. Sharpe, 2000. 280 p.