РОЛЬ США В ФОРМИРОВАНИИ ВОЕННОЙ ДОКТРИНЫ ЯПОНИИ В 1945-2010 ГГ.
А.Д. Евдокимов
Кафедра всеобщей истории Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198
Статья посвящена роли США в формировании военной доктрины Японии с 1945 по 2010 годы. В статье также рассмотрены влияние самурайских военных традиций на боевую и идеологическую подготовку японской армии и флота с конца XIX до середины ХХ века, история развития стратегических взаимоотношений между США и Японией после Второй мировой войны в военной, экономической и политической областях. Проанализированы источники, посвященные политическому и экономическому развитию Японии с 1945 года до наших дней, и документы, оказавшие влияние на формирование новой военной доктрины Японии.
Ключевые слова: Конституция 1947 года, Сан-Францисский мирный договор, Договор о гарантии безопасности Японии 1951 года, Административное соглашение 1952 года, Договор о гарантии безопасности Японии 1960 года, Доктрина Ёсида, Доктрина чистой обороны, Доктрина Буша старшего, Новый мировой порядок, Доктрина Кайфу, Доктрина Хасимото, три неядерных принципа.
США и Япония являются в настоящее время стратегическими союзниками и торгово-экономическими партнерами. Со второй половины ХХ века приоритетным направлением во внешней политике Японии является поддержание стабильных взаимовыгодных отношений с США. С другой стороны, АТР вследствие ряда экономических, военных и геополитических факторов занимает центральное место во внешнеполитической стратегии США. Кроме того, данное сотрудничество в существенной степени опирается на поддержку большинства населения в обоих государствах.
Военная доктрина Токио в XXI веке, «Доктрина Хасимото», является фундаментом тесного политического, экономического и социального взаимодействия Японии не только с США, но и с рядом европейских и азиатских государств, что можно назвать относительно новым направлением в структуре внешнеполитической деятельности японского государства [7. С. 69]. Одно из положений данной доктрины сводится к равномерному распределению сил самообороны по всей территории Японии, что должно обеспечить, по замыслу японского руководства, возможность комплексного обеспечения национальной безопасности и отстаивания ключевых внешнеполитических, экономических и военных интересов страны на международной арене [7. С. 69]. В основе данной доктрины лежит стремление к усилению влияния Токио в АТР, с целью чего японское правительство прибегает к регулярным встречам с лидерами азиатских стран на высшем уровне по вопросам безопасности, торговли, инвестиций и официальной помощи. Третьим аспектом внешнеполитической доктрины Японии является проведение политики, направленной на создание необходимой системы коллективной безопасности, поддержку различных международных институтов и активизацию участия японских военнослужащих в миротворческих операциях ООН [7. С. 70].
Истоки современных японо-американских отношений берут начало еще в середине ХК века, когда после бомбардировки флотом США города Киото в 1854 году Япония была вынуждена выйти из добровольной самоизоляции и открыть страну для внешней торговли [5. С. 38]. Стремление Японии не попасть в зависимость от западных государств и сохранить собственный суверенитет в условиях уже имеющегося негативного примера с соседним Китаем, превратившимся фактически в протекторат, побудило Японию вступить на путь европеизации, модернизации и развития регулярных армии и флота. Модернизация и милитаризация Японии в конце XIX — середине ХХ вв. были в существенной степени ответом японцев на стремление США и других европейских колониальных держав включить ее в собственную сферу влияния, лишить независимости [6. С. 72]. Это обстоятельство определило вектор развития и основные направления внешнеполитического курса Японии до 1945 года.
После поражения во Второй мировой войне Япония находилась под американской оккупацией вплоть до 1952 года. Именно США стали инициатором создания таких важных для Японии документов, как: новая Японская Конституция 1947 года [4], Сан-Францисский мирный договор [11. С. 4], Договоры о гарантии безопасности 1951 [14. С. 109] и 1960 гг. [13] и Административное соглашение 1952 г. [9]. Данные документы фактически заложили основу всего послевоенного развития Японии и оказали существенное влияние на политическую, военную и экономическую ситуацию в стране.
С началом «холодной войны», после прихода к власти коммунистов в Китае, Япония стала главным политическим союзником и торгово-экономическим партнером США на Дальнем Востоке. Токио осуществлял материально-техническое обеспечение войск США в корейской и вьетнамской войнах. Вашингтону в начале 50-х годов был необходим сильный, динамично развивающийся союзник для сдерживания коммунистической угрозы на Дальнем Востоке, что послужило в 1952 году причиной американского предложения о создании национальных японских Сил Самообороны [6. С. 11]. Соединенные Штаты также оказывали значительное влияние на разработку ряда аспектов внешнеполитической концепции Японии с середины 1950-х годов и по настоящее время. Например, такие военно-политические доктрины Японии, как «Доктрина Ёсида» и «Доктрина чистой обороны» Горо Такэда были тесно связаны с геополитическими интересами США в Азиатско-Тихоокеанском регионе [8. С. 377; 2]. Это заключалось в том, что обе военные доктрины были нацелены на развитие японского экономического могущества и увеличение обороноспособности Японии под защитой США.
В начале 90-х годов, на основе американской «Доктрины Буша старшего» [9. С. 197], названной также «Новым мировым порядком», японским руководством была создана новая геополитическая концепция Японии — «Доктрина Кайфу» [12. С. 32]. В отличие от предыдущих военных доктрин Японии акцент в концепции Тосики Кайфу делался на сохранение мира и безопасности в АТР, обеспечение стабильных международных отношений при помощи диалога и сотрудничества, уважение свободы и демократии, распространение демократических ценностей, обеспечение безопасности и процветания в мире в условиях открытой рыночной экономики, защита окружающей среды [12. С. 32].
Вестник РУДН, серия Международные отношения, 2013, № 1
После окончания «холодной войны», прекращения глобального противостояния и распада биполярной системы международных отношений оборонная концепция Японии была вновь пересмотрена и была принята «Доктрина Хасимото». В отличие от «Доктрины Кайфу» новая военная концепция Хасимото была направлена на комплексное обеспечение национальной безопасности Японии при тесном взаимодействии с США и европейскими странами [10. С. 87—88]. Основной целью доктрины стала скрытая борьба Японии против расширения китайского влияния в Азиатском регионе при помощи политических и экономических методов. Особое влияние на эту военную концепцию оказал документ «Основные направления сотрудничества Японии и США в области обороны», подписанный в 1997 году [10. С. 90]. В отличие от договоров о гарантии безопасности 1951 и 1960 годов данное соглашение уже не носило чисто оборонный характер. Теперь Япония могла, в случае реальной угрозы, участвовать в совместных с США военных операциях для защиты собственной территории и национальных интересов от потенциальных угроз [10. С. 91—92].
В первое десятилетие ХХ1 века «Доктрина Хасимото» сохранила свою актуальность. Часто сменяющие друг друга правительства Обути (1998—2000), Мори (2000—2001), Коидзуми (2001—2006), Абэ (2006—2007), Фукуда (2007—2008), Асо (2008—2009) не смогли выработать независимую от США военную доктрину Японии [7. С. 82]. Даже приход к власти Демократической партии Японии и кабинета Юкио Хатоямы (2009—2010) не привели к изменениям во внешнеполитическом курсе и военной концепции Японии [1. С. 122]. В основу «Доктрины Хасимо-то» были положены такие принципы, как: создание эффективной международной системы безопасности; поддержание исключительно оборонной политики японского государства; усиление оборонных возможностей сил самообороны Японии за счет новейших американских и японских военных разработок; соблюдение «трех неядерных принципов» (не обладать, не производить и не ввозить ядерное оружие на территорию Японии); контроль гражданских лиц за японскими военными чиновниками и военно-политический союз с США [3. С. 132].
В настоящее время японский внешнеполитический курс в отношении США определяется двумя достаточно противоречивыми факторами. С одной стороны, Японии не выгодны американские военные базы на своей территории, так как они наносят урон имиджу и традициям Японии, а также дорого обходятся японскому бюджету. С другой стороны, огромную важность для японцев имеет наличие американской ПРО, защищающей их страну от возможной атаки со стороны КНДР, вследствие чего японскому руководству важно любыми путями сохранить стратегическое партнерство с США.
На наш взгляд, США останется главным внешнеполитическим партнером Японии на Дальнем Востоке и в ХХ1 веке. Среди первостепенных задач японской дипломатии можно выделить создание эффективной международной системы коллективной безопасности в рамках АТР, усиление оборонного потенциала национальных сил самообороны за счет использования высокотехнологичных японских и американских военных разработок и современной военной техники. Можно констатировать, что силы самообороны Японии сегодня в полной мере отвечают всем современным требованиям и наряду с США выполняют возложенные на них за-
дачи по обеспечению мира и безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Тем не менее, по мнению японского руководства, только полноценное взаимодействие с США с учетом их огромного военного и экономического потенциала, а также наличия мощного «ядерного щита», позволит эффективно и в полной мере противостоять глобальным вызовам и угрозам ХХ! столетия.
ЛИТЕРАТУРА
Бунин В.Н. Японо-американский союз безопасности. — М., 2000. Доктрины внешней политики Японии в период холодной войны (1950—80-е), [«Олег Арин» РУСГЛОБУС]. — Режим доступа: www.rusglobus.net/Arin/books/ATR/26.htm Иногути Т. Японская внешняя политика в условиях американской однополярности. Заметки о внешней политике Японии // Новое время. — 2002. — № 2956. — C. 16. Конституция Японии 1947 г., [RoyalLib.ru]. — Режим доступа: http://royallib.ru/book/ neizvesten_avtor/konstitutsiya_yaponii_ot_3_maya_1947_goda.html Мещеряков А.Н. Император Мейдзи и его Япония. Наталис. — М., 2006. Пинаев Л.П. Эволюция военной политики Японии 1951—1980 г. — М., 1982. Сенаторов А.И. Япония: от «одинокого пацифизма» к «обычной стране?» // Проблемы Дальнего Востока. — 2004. — № 1. — C. 69—86.
Сафронов В.П. СССР—США—Япония в годы «холодной войны» 1945—1960 гг. — М., 2003.
Уткин А.И. США — Япония: вчера, сегодня, завтра. — М., 1990. Япония и современный мировой порядок. — М., 2002.
Japan Treaties. Treaty of Peace with Japan. San Francisco, 8th September, 1951. — London: His Majesty's Stationary, pp. 2—24.
Kaifu T. Japan's Vision // Foreign Policy. № 80. Fall 1990. Pp. 11—55. Treaty of Mutual Cooperation and Security Between Japan and the United States of America, January 19, 1960, [Niraikanai] // http://www.niraikanai.wwma.net/pages/archive/sofa.html [14] United Nations Treaty Series 1952 (reg. no. 1832). Vol. 136. Pp. 45—164.
THE ROLE OF THE UNITED STATES IN DEFINITION OF JAPAN MILITARY DOCTRINE 1945-2010
A.D. Evdokimov
World History Chair Peoples' Friendship University of Russia Mikluho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article deals with the role of the United States in forming military doctrine of Japan from 1945 to 2010. The article also examined the influence of Samurai military tradition on military and ideological training of Japanese army and Navy since the late 19th to mid 20th century, the history of development of strategic relations between the United States and Japan after the Second World War in military, economic and political fields. Documents on political and economic development of Japan from 1945 to the present day have been explored; factors which have had a huge impact on the formation of a new military doctrine have been examined.
Key words: the Constitution of Japan 1947, the San Francisco Peace Treaty, the Treaty of guarantee the security of Japan of 1951, The Administrative agreement of 1952, the Treaty of guarantee the security of Japan of 1960, Yoshida doctrine, the Doctrine of pure defense, Bush senior Doctrine, New world order, Kaifu Doctrine, Hashimoto Doctrine, three non-nuclear principles.