Научная статья на тему 'РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ'

РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
70
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / СОЦИАЛИЗАЦИИ / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Волосков И.В.

В статье рассматривается роль СМИ в социализации молодежи в зеркале молодежного общественного мнения. Состояние общественного мнения свидетельствует о противоречивости восприятия воздействия данного института на процесс социализации молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ»

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «CETERIS PARIBUS»

ISSN (p) 2411-717X / ISSN (e) 2712-9470

№12 / 2022

Волосков И.В.,

доктор философии, профессор ЧОУ ВПО Национальный гуманитарный институт социального управления

РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ

Аннотация

В статье рассматривается роль СМИ в социализации молодежи в зеркале молодежного общественного мнения. Состояние общественного мнения свидетельствует о противоречивости восприятия воздействия данного института на процесс социализации молодежи.

Ключевые слова:

средства массовой информации, социализации, молодежь

Важным социальным институтом, особенно в условиях информационного, постиндустриального общества становятся средства массовой информации. Анализ уровня доверия граждан институтам гражданского общества, проводимый ВЦИОМ, показывает, что СМИ являются самой востребованной формой организации гражданского общества. В августе 2011 года доверие средствам массовой информации выразили 53% опрошенных респондентов, профсоюзам - 25%, общественной палате -25%.1

Каналы СМИ, пропагандируя оценку истории общества, информацию о событиях в РФ и в мире становятся важным фактором формирования системы ценностей и моделей поведения студенчества. Особую роль играют независимые молодежные СМИ. Являясь одним из важных источников информации и оценок, средства массовой информации искажают реальность, пропагандируют достижения массовой культуры и общества потребления. Потому в области нравственного контроля молодежь требует в первую очередь, чтобы государство установило нравственный контроль над телевидением. Эту позицию поддерживают 80% студентов, опрошенных в Санкт-Петербурге и Москве. При этом 59% студентов считают, что СМИ не способствуют формированию качеств патриота и гражданина, в первую очередь пропагандируют приоритет денег (59%), а ценности семьи (22%), справедливости (8%), веры (7%) сообщаются в последнюю очередь. 2 В условиях, когда СМИ негативно воздействуют на формирование личности, формируя в большей степени те черты характера, которые соответствуют социальным условиям, роль позитивного фактора социализации, отражающего связь с традициями русской духовной культуры, выполняет религия и общественные организации. Отрицательное воздействие СМИ связано с «демонстрацией материалов, фактически пропагандирующих наркотики, алкоголь, другие негативные явления» (29%), «одностороннее приобщение к культуре, спорту, что способствует ограниченному развитию личности» (23%), «ограничение кругозора, предоставление направленной информации» (20%)3. Таким образом, негативное воздействие СМИ связано с манипуляцией сознанием студенчества и искажением

1 www.wciom.ru

2 Семенов, В.Е. СМИ и молодежь: социально-политический анализ [Текст]// Вестник политической психологии, 2004, №1

3 Андреев, Э.М. Культура и общество. Культура как фактор консолидации и развития в трансформирующемся обществе [Текст]/ Э.М. Андреев, С.И. Худяков.- М.: Серебряные нити, 2007.С. 200,201

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУЧНАЯ АРТЕЛЬ»

информации, ее односторонняя интерпретация. Среди положительных факторов воздействия СМИ на молодежь московские студенты отмечают информационную функцию средств массовой информации (информация о событиях в городе, стране, мире - 38%, расширение кругозора, представлений разнообразных знаний - 30%), а также пропагандисткую (приобщение к культуре, искусству, спорту, что способствует разностороннему развитию - 20%). Воспитательную функцию СМИ респонденты отмечают крайне редко (воспитание чувства любви к Родине отмечают только 3%)4.

©Волосков И.В., 2022

4Андреев, Э.М. Культура и общество. Культура как фактор консолидации и развития в трансформирующемся обществе[Текст]/ Э.М. Андреев, С.И. Худяков.- М.: Серебряные нити, 2007. С.201

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.