Научная статья на тему 'Роль средств массовой информации в повышении культуры марийской деревни в 1946–1985 годах'

Роль средств массовой информации в повышении культуры марийской деревни в 1946–1985 годах Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
209
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАДИО / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / СТЕННАЯ ПЕЧАТЬ / РАЙОННЫЕ ГАЗЕТЫ / СЕЛЬКОРЫ / RADIO / TELEVISION / WALL NEWSPAPERS / LOCAL NEWSPAPERS / LOCAL NEWSPAPER JOURNALIST

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рыбалка Владимир Иванович

В статье рассматривается радиофикация марийского села, введение новых форм радиовещания, организация коллективного слушания республиканских и местных газет. Особое место отведено стенной печати, смотрам и пропаганде передовых методов труда в наглядной агитации, деятельности сельских корреспондентов в марийской деревне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Mass Media in Cultural Development of the Mari Village in 1946–19851

The article describes the installation of wire radio units in Mari villages, the introduction of new forms of broadcast, collective reading of republican and local newspapers. Special attention is given to wall newspapers, inspection and propaganda, best practices in visual propaganda and journalists’ work in the village.

Текст научной работы на тему «Роль средств массовой информации в повышении культуры марийской деревни в 1946–1985 годах»

УДК 070 : 008 (470. 343)

В. И. Рыбалка V. I. Rybalka

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола Mari State University, Yoshkar-Ola

Роль средств массовой информации В ПОВЫШЕНИИ КУЛЬТУРЫ МАРИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ В 1946-1985 ГОДАХ

The Role of Mass Media in Cultural Development of the Mari Village

in 1946-1985

В статье рассматривается радиофикация марийского села, введение новых форм радиовещания, организация коллективного слушания республиканских и местных газет. Особое место отведено стенной печати, смотрам и пропаганде передовых методов труда в наглядной агитации, деятельности сельских корреспондентов в марийской деревне.

The article describes the installation of wire radio units in Mari villages, the introduction of new forms of broadcast, collective reading of republican and local newspapers. Special attention is given to wall newspapers, inspection and propaganda, best practices in visual propaganda and journalists’ work in the village.

Ключевые слова: радио, телевидение, стенная печать, районные газеты, селькоры.

Key words: radio, television, wall newspapers, local newspapers, local newspaper journalist.

Важным каналом культурно-просветительной работы среди населения страны — и в городе, и в деревне — являются общегосударственные средства массовой информации: печать, радио, кино, телевидение.

Одним из средств повышения культурного уровня сельского населения является радио, которое приобщает к полнокровной культурной жизни миллионы крестьян, проживающих в самых отдаленных районах страны. Велика роль радио в политическом и художественном воспитании тружеников села, в пропаганде достижений науки и передового опыта.

В послевоенные годы широко развернулась радиофикация марийского села, которая сыграла большую роль в пропаганде задач четвертой пятилетки, в организации масс на ее выполнение, в освещении той огромной политической и трудовой активности, с которой марийский народ вел созидательную послевоенную работу. Важное место в системе марийского радиовещания в начале рассматриваемого периода занимало местное вещание в районах. Для этой работы требовался большой актив. Во многих районах была проведена работа по подбору корреспондентов с таким расчетом, чтобы на каждом предприятии, в каждом колхозе было не менее 1-2 корреспондентов редакции радиовещания. Так, в Юринском районе в начале рассматриваемого периода было около 30 таких корреспондентов, которые постоянно сообщали в редакцию районного радио о всех новостях. Связь с корреспондентским активом помогала улучшить оперативность, поднять качество и разнообразить формы радиопередачи.

Немаловажным в этой работе являлась организация коллективного слушания как центральных, так республиканских и местных газет. Коллективные

слушания передач организовывались в Юринском, Оршанском, Косолаповском и других районах. Так, во всех сельсоветах Юринского района, где были репродукторы, подбирались организаторы коллективного слушания радиопередач. Ежемесячно редакция высылала им план передач, план работы и они организовывали по ним коллективные слушания. Некоторые радиоорганизаторы работали в этом районе давно. Например, учительница Т. В. Малышева организовывала коллективные слушания передач в Васильевском сельсовете с 1941 года, ее знали почти все радиослушатели.

Для тружеников сельского хозяйства регулярно организовывались выступления агрономов, зоотехников, председателей колхозов. Например, неоднократно выступал на марийском языке заместитель министра сельского хозяйства республики В. Романов. Он, в частности, рассказал радиослушателям об обработке почвы по методу Т. Мальцева и о том, как подготовить семена кукурузы к севу. С информацией об опыте выращивания по 560 центнеров с гектара зеленой массы кукурузы выступил также председатель колхоза им. Буденного С. Краснов. Целый ряд передач был посвящен вопросам дальнейшего развития животноводства [2, л. 23].

С декабря 1954 года в республике были введены новые формы радиовещания на сельскохозяйственные темы: «Трибуна передового опыта» и часовые передачи для работников сельского хозяйства. По циклу «Трибуна передового опыта» был передан ряд статей специалистов сельского хозяйства и руководителей колхозов республики, направленных на повышение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности общественного животноводства.

Бесспорным лидером в культурной жизни села стало телевидение. Оно вошло практически в каждый дом и завоевало популярность у людей всех возрастов и профессий.

Строительство здания телецентра в городе Йошкар-Оле началось в 1957 году за деревней Лапшино и было завершено через год. В конце 1959 года был смонтирован и пущен в эксплуатацию телевизионный передатчик седьмого канала. В марте 1960 года с целью определения зоны уверенного приема программ будущего республиканского телевидения было проведено специальное обследование. Экспертная группа выезжала в Оршанский, Советский и Куженерский районы для установления границы удовлетворительного приема седьмого канала в северо-восточной зоне республики. Крайней точкой тогда была деревня Ток-тай-Беляк Куженерского района. Регулярную передачу Марийское телевидение начало 15 августа 1960 года [3, л. 2].

Большим событием в культурной жизни республики явился ввод в 1962 году радиорелейной линии Казань — Йошкар-Ола. Строительство радиорелейной линии позволило принимать программу Центрального телевидения, к которому подключилась большая аудитория телезрителей Марийской республики. В быту жителей МАССР телевидение начало занимать прочное место. Параллельно с его развитием продолжалась радиофикация населенных пунктов. В начале 1962 года в республике насчитывалось 92 тысячи радиоточек, свыше 25 тысяч радиоприемников и около двух тысяч телевизоров [5], а к маю 1964 года число радиоточек увеличилось до 107 тысяч, телевизионных приемников — до 15 тысяч [1, с. 6].

В 1963-1964 гг. на радио и телевидении появилось немало новых цикловых передач для жителей деревни, таких как «В поход за высокий урожай», «Люди советской деревни» и другие. Работники радио и телевидения в своей работе опирались на широкий авторский актив. Активными корреспондентами радио в этот период являлись около 650 человек [4, с. 103].

В Марийской АССР радио прочно заняло определенное место в жизни марийской деревни. К примеру, помочь сельским труженикам успешно справиться с большой работой по увеличению производства продукции сельского хозяйства призвана была специальная радиостанция «™жара». С 1971 года в период самых напряженных сельскохозяйственных работ ее передачи начинались в самое удобное время — 5 часов утра. Оперативное освещение хода работ на полях республики, сообщения о состоянии дел на животноводческих фермах, комплексах, комментарии, короткие репортажи и зарисовки, рассказы о передовиках, нелицеприятная критика нерадивых и недобросовестных, получасовые концерты по заявкам сельских тружеников — основное содержание выпусков «™жара» [8].

С осени 1972 года в Йошкар-Оле радиосеть транслировала уже две программы: первую союзную и вторую союзную «Маяк».

С начала 1980-х годов Госкомитет МАССР по телевидению и радиовещанию вел занятия радиотелевизионной «Школы механизаторов». Опыт показал их высокую действенность и эффективность, о чем рассказывали в передачах сами механизаторы и животноводы. Занятия велись регулярно и собирали по всей республике огромную аудиторию. Передача одновременно транслировалась по радио.

Важное место в культурно-просветительной работе на селе отводилось печати, в том числе и такому важному и своеобразному направлению, как стенная печать. Широкое распространение получили в нашей стране стенные газеты. Они выпускались всюду: в колхозах, на машинно-тракторных станциях, фабриках, заводах, в учебных заведениях. Стенные газеты во всей полноте отражали жизнь данного коллектива, отмечали все новое, прогрессивное, смело развертывали критику и самокритику.

Многие районы активно участвовали в смотре наглядной агитации, проходившем в республике в 1965 году. В дни смотра в колхозах и совхозах была проведена немалая работа по обновлению наглядной агитации, выявлению энтузиастов-общественников и художников -оформителей. За это время созданы запоминающиеся стенды, оформлены красные уголки, клубы, правления колхозов, улучшила работу стенная печать. В ряде мест возникли галереи ветеранов труда, аллеи славы и т. д.

Особенно кропотливо велась работа в Оршанском, Медведевском, Сернурском, Звениговском, Моркин-ском и Советском районах. Многочисленные фотографии образцов наглядной агитации и подлинные экспонаты, представленные на республиканскую выставку из колхозов, совхозов, клубов, библиотек этих районов, были хорошо оформлены в художественном отношении, злободневны и оперативны по своему содержанию.

Старательно и с большим вкусом были оформлены красные уголки на животноводческих фермах колхоза им. Чапаева Медведевского, «Родина» Моркинского, «Коммунар» Сернурского, «1 Мая!» Новоторъяльского районов. В наглядной агитации достойное место по праву отводилось пропаганде передовых методов труда и конкретных экономических знаний.

Агитаторами колхоза «Новый путь» Моркинского и «Красный Октябрь» Сернурского районов был накоплен ценный опыт по созданию переносных щитов и альбомов-стендов, которые использовались во время бесед непосредственно в поле и на ферме.

В смотре важная роль была отведена стенной печати, многообразию и расширению ее форм. Хорошо оформлялись стенгазеты колхозов «Москва» Волжского, «Тушнур» Новоторъяльского районов. Яркие «боевые листки» и «молнии» выпускались в колхозе им. Чапаева Горномарийского района, совхозах «Семеновский» и «Казанский».

Прочно вошли в жизнь и завоевали большую популярность у населения световые газеты колхозов «Новый путь», им. Карла Маркса, им. Мичурина и «Прогресс» Звениговского района.

В начале рассматриваемого периода в Марийской республике было 12 районных газет, их разовый тираж превышал 50 тысяч экземпляров [6].

Без сельских активистов печати не мог существовать по-настоящему ни один печатный орган. Из самых глубин жизни добровольные корреспонденты несли на страницы газет ее дыхание, смысл и новые ее штрихи.

Более ста двадцати активистов было у звениговской районной газеты «Передовик». Нередко на ее страницах появлялись заметки, острые сигналы, репортажи П. Н. Николаева, который возглавлял селькоровский пост в колхозе имени Ульянова.

Еще больше было внештатных корреспондентов у горномарийской районной газеты «Ленинский путь». С помощью селькоров этот печатный орган успешно проводил многие организационно-творческие мероприятия — взаимопроверки соревнующихся коллективов, рейды, переклички селькоровских постов. Здесь практиковался выпуск страниц активистов печати с обязательной индивидуальной авторской перепиской. Селькоры приносили живые, свежие мысли на заседания клуба деловых встреч, материалы которого печатались в газете.

Заочная школа селькоров действовала в Волжском районе. Здесь вошли в практику так называемые большие летучки. На них читатели выступали в роли обозревателей газетных публикаций за квартал. Ежегодно редакция районной газеты проводила конкурсы на лучшие рабселькоровские материалы в различных жанрах [9].

В 1966-1967 гг. проходил республиканский конкурс на лучшее оформление и полиграфическое исполнение районных газет. Журналисты и полиграфисты республики в связи с этим провели большую работу по улучшению деятельности редакций и типографий и добились заметных результатов в повышении качества газет, в совершенствовании производства, во внедрении более современной техники.

Для более активного привлечения рабочих и сельских корреспондентов в редакциях были проведены внутрирайонные конкурсы на лучшие рассказы и фотоконкурсы.

При подведении итогов жюри конкурса единогласно решило признать победителем газету «Волжская правда». Газете-победительнице были присуждены первая денежная премия и диплом первой степени [7].

К концу рассматриваемого периода все населенные пункты Марийской республики были радиофицированы, их жители имели возможность смотреть центральные и местные телепередачи. На каждые сто семей приходилось 78 телевизоров и 73 радиоприемника. В результате развития технических средств массовой информации и пропаганды труженики аграрного

производства пользовались всеми достижениями науки, техники и культуры.

По мере роста общеобразовательного культурнотехнического уровня сельского населения повышался его интерес и к такому печатному слову, каким являлись периодические издания. Это, прежде всего, проявлялось в быстром увеличении подписки на газеты и журналы. В 1974 году разовый тираж местных газет по сравнению с 1965 годом увеличился почти в 2 раза, журналов — более чем в 3 раза, а тираж издававшихся в республике книг составил 1325200 экземпляров. В 1985 году жители марийской деревни получили 369,7 тыс. экземпляров периодической печати, в том числе 174,5 тыс. газет и 195,2 тыс. экземпляров журналов — в среднем по четыре издания на каждую семью [10, с. 95].

Таким образом, широкое развертывание средств массовой информации в марийской деревне, улучшение и обогащение качества их работы являлись важнейшими факторами политического и культурного просвещения сельского населения. Печать, радио, кино и телевидение, пропагандируя подлинные ценности культуры во второй половине XX столетия, развивали духовные запросы масс, несли высокую культуру народу. Все это, вместе взятое, характеризовало огромный сдвиг в культурном развитии марийской деревни, в удовлетворении духовных запросов сельских тружеников.

—Ш—-

1. Блокнот агитатора. 1964. N° 8. 28 c.

2. Государственный архив Республики Марий Эл (далее — ГА РМЭ). Ф. Р-828. Оп. 1. Д. 22.

3. ГА РМЭ. Ф. Р-658. Оп. 2. Д. 242.

4. Калачев Н. М. Социалистическая культура марийского народа. Йошкар-Ола, 1965. 107 с.

5. Марийская правда. 1962. 10 марта.

6. Марийская правда. 1967. 30 марта.

7. Марийская правда. 1967. 24 ноября.

8. Марийская правда. 1973. 20 июня.

9. Марийская правда. 1975. 14 марта.

10. Социально-экономическое развитие марийской деревни. Йошкар-Ола, 1988. 179 с.

1. Bloknot agitatora. 1964. № 8. 28 c.

2. The State Archives of the Republic of Mari El (GA RME). F. R-828. Op. 1. D. 22.

3. GA RME. F. R-658. Op. 2. D. 242.

4. Kalachyov N. M. Sotsialisticheskaya kul'tura mariyskogo naroda. Ioshkar-Ola, 1965. 107 s.

5. Mariyskaya pravda. 1962. 10 March.

6. Mariyskaya pravda. 1967. 30 March.

7. Mariyskaya pravda. 1967. 24 November.

8. Mariyskaya pravda. 1973. 20 June.

9. Mariyskaya pravda. 1975. 14 March.

10. Social'no-ekonomicheskoe razvitie mariyskoy derevni. Ioshkar-Ola, 1988. 179 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.