Научная статья на тему 'Роль средств массовой информации в популяризации спортивных единоборств в Украине'

Роль средств массовой информации в популяризации спортивных единоборств в Украине Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2676
358
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕССА / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ / ОСВЕЩЕНИЕ / СПОРТИВНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА / ПРЕСА / ТЕЛЕБАЧЕННЯ / ІНТЕРНЕТ / ВИСВіТЛЕННЯ / СПОРТИВНі ОДНОБОРСТВА / PRESS / TELEVISION / INTERNET / PLAY / SINGLE COMBATS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кропивницкая Т. А.

В статье рассматриваются особенности освещения в украинских средствах массовой информации (прессе, телевидении, Интернете) различных видов спортивных единоборств. Изучены вопросы заинтересованности различных категорий населения в информации об этой группе видов спорта. Отмечено непропорциональное внимание масc-медиа к различным видам спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The importance of mass media for promoting sport single combats in Ukraine

In the article are considered the particularies of the play of different types of sport single combats in the Ukrainian mass media (press, television, Internet). The interest of different sections of the population in the information about these kinds of sport is examined. The disproportionale attention to different kinds of sport in noticed.

Текст научной работы на тему «Роль средств массовой информации в популяризации спортивных единоборств в Украине»

РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПОПУЛЯРИЗАЦИИ СПОРТИВНЫХ

ЕДИНОБОРСТВ В УКРАИНЕ

Кропивницкая Т. А.

Национальный университет физического воспитания и спорта Украины

Аннотация. В статье рассматриваются особенности освещения в украинских средствах массовой информации (прессе, телевидении, Интернете) различных видов спортивных единоборств Изучены вопросы заинтересованности различных категорий населения в информации об этой группе видов спорта. Отмечено непропорциональное внимание магс-медиа к различным видам спорта.

Ключевые слова: пресса, телевидение, Интернет, освещение, спортивные единоборства

Анотація. Кропивницька Т.А. Роль засобів масової інформації у популяризації спортивних одноборств в Україні. У статті розглядаються особливості висвітлення в українських засобах масової інформації (пресі, телебаченні, Інтернеті) різних видів спортивних одноборств Вивчені питання зацікавленості різних категорій населення в інформації про цю групу видів спорту. Відзначено непропорційну увагу мас-медіа до різних видів спорту.

Ключові слова: преса, телебачення, Інтернет, висвітлення, спортивні одноборства

Annotation. The importance of mass media for promoting sport single combats in Ukraine. In the article are considered the particularies of the play of different types of sport single combats in the Ukrainian mass media (press, television, Internet). The interest of different sections of the population in the information about these kinds of sport is examined. The disproportionale attention to different kinds of sport in noticed.

Keywords: press, television, Internet, play, single combats.

Введение.

В наше время средства массовой информации (СМИ) оказывают значительное влияние на общественное сознание, из-за способности быстро и тотально охватывать широкие аудитории[1].

В соответствии с концепцией известного канадского социолога и культурологаГ.М. Маклеена [2], эра масс-медиа кардинально меняет как жизнь человека, так и его самого. Современные СМИ, сокращают на планете пространство и время, делают невидимыми национальные границы, объединяют в одну сеть самые отдаленные уголки земного шара.

Таким образом, роль СМИ в современном мире - огромна, и проявляется практически во всех сферах деятельности человека, в том числе и спорте [3, 4] (рис. 1).

Рис. 1. Роль средств массовой информации в развитии спорта

Для развития вида спорта необходимым условием является постоянная освещенность его событий в СМИ, а также интерес различных категорий населения к получению этой информации Однако на сегодняшний день остаются неизученными вопросы влияния СМИ на развитие спортивных единоборств в Украине

Работа выполнена в соответствии со Сводным планом НИР в сфере физической культуры и спорта на 2006-2010 гг. по теме 1.1.4 «Исторические и организационные направления развития профессионального спорта в Украине».

Формулирование целей работы

Цель данной работы состоит в изучении уровня и особенностей освещения спортивных единоборств в украинских СМИ, а также заинтересованности различных групп населения в подобной информации

Для реализации поставленной цели были использованы следующие методы исследования анализ и обобщение научно-методической литературы, материалов периодической печати и сети Интернет; социологический опрос (анкетирование); методы математической статистики

В анкетировании приняли участие 134 респондента (возраст 13 - 35 лет), которые были распределены на три группы: ! группа - зрители, посетившие соревнования по тайскому боксу и кикбоксингу (г. Ялта, октябрь 2007 г.) (n = 47); во П группу вошли респонденты, деятельность которых связана со спортом, но не со спортивными единоборствами (n = 42); в Ш - респонденты, деятельность которых не связана со спортом (n = 45).

Результаты исследо вания.

При опросе зрителей на соревнованиях было установлено, что преимущественно в их качестве выступали люди, в прошлом и в настоящее время не связанные со спортом, а всегда выступающие в роли зрителя (68,1% опрошенных). Это свидетельствует о наличии интереса к единоборствам людей, которые не только имеют непосредственное отношение к этой группе видов спорта.

В ходе исследования было выявлено несоответствие между предпочтением источника информации для получения спортивных новостей и источника получения сведений о проходящих соревнованиях Так, большинство респондентов ответили, что для получения информации предпочитают телевидение (55,5%), на 2-м месте - периодическая печать (23,5%), на 3-м - Интернет (16%), на 4-м - радио (5%). Однако о спортивных событиях единоборств 68% респондентов узнают из Интернета, 32% - газет и журналов.

Большинство респондентов (72,7%) недовольны освещением в СМИ спортивных событий, в том числе и единоборств На вопрос «Хотите ли Вы больше знать о спортивных единоборствах?» респонденты-мужчины I и II групп проявили интерес к этому виду спорта больше, чем женщины (75,7 и 58% соответственно). Среди респондентов III группы и у мужчин, и особенно женщин интерес к единоборствам был менее выраженным: 59,6% мужчин и 14,2% женщин хотели бы быть более информированными об этой группе видов спорта.

Таким образом, анализ анкет свидетельствует о несоответствии желания знать больше о спортивных единоборствах желанию получать эту информацию из определенных источников и реальной ситуации ее получения

В настоящее время среди СМИ ведущая роль принадлежит телевидению [3], что подтвердилось в ходе опроса.

Для анализа телетрансляций был выбран первый в Украине специализированный спортивный канал «Мегаспорт».

Анализ телепередач спортивного канала «Мегаспорт» позволяет сделать вывод о том, что большая часть эфирного времени на протяжении исследуемого периода, в основном сосредоточена вокруг футбола и баскетбола (325 и 170 часов соответственно). Но если по баскетболу осуществлялась трансляция матчей украинской мужской Суперлиги, розыгрыша Кубка УЛЕБ с участием команд Украины, то по футболу, кроме национального чемпионата, освещались чемпионат России, клубный чемпионат мира «T oyota Cup», в которых наши команды не принимали участие.

Как правило, по другим видам спорта, которые развиваются в Украине и где есть значительные достижения (гимнастика, борьба, гандбол и др.), транслируются только крупные международные соревнования (чемпионаты мира, Европы) с участием украинских спортсменов Информацию о результатах национальных чемпионатов можно узнать только из новостей.

Следует отметить, что соревнования по спортивным единоборствам кроме бокса и в редких случаях борьбы, практически не освещаются (рис. 2). В Украине развивается свыше 100 видов единоборств, освещение которых могло бы заинтересовать зрителя и положительно повлиять на их дальнейшее развитие.

Другие виды спорта

26,0%

Единоборства

10,0%

Футбол

42,7%

Рис. 2. Распределение эфирного времени между различными видами спорта на канале «Мегаспорт» (в период с

октября по декабрь 2007 г.)

Вторым по значимости источником информации для большинства респондентов является периодическая

печать.

Нами проводился анализ газеты «Команда» (за 2007 г.) и журнала «Мир единоборств» (за 2001 - 2007

гг.).

Проанализировав газету «Команда» за 2007 г., можно сделать вывод о том, что основную площадь газеты занимает различного характера информация, посвященная футболу (60-70%). Количество статей, отведенных этому виду спорта, в 2 раза больше, чем публикаций посвященных всем другим вместе взятым видам спорта, среди которых наиболее освещаемым является бокс (4,6%) (рис.3). Количество статей о спортивных единоборствах в сумме составило 5,4 % от общего количества

Большинство статей в журнале «Мир единоборств» были посвящены боксу (28,8% от общего количества), кикбоксингу (19,4%), каратэ (14,4%), тайскому боксу (10%) и другим видам. На наш взгляд, степень освещенности различных видов единоборств в этом журнале соответствует уровню популярности данных видов в У крайне.

а

и

ш

ш

г

о

о

*

Рис. 3. Соотношение количества статей в газете «Команда», освещающие различные виды спорта

Интернет сегодня создает серьезную конкуренцию другим видам СМИ: его сеть постоянно расширяется, создаются новые сайты, подключаются новые пользователи [5].

По результатам анкетирования большинство респондентов поставили Интернет по предпочтению для получения информации на III место. Но следует отметить, что для молодежи (лиц 15-25 лет) этот источник информации предпочтительнее, чем газеты и журналы.

Проанализировав Интернет-сайты самых популярных видов единоборств (бокс, кикбоксинг, тайский бокс, каратэ) мы обратили внимание на то, что по содержанию наиболее интересными и познавательными оказались сайты Национальных федераций.

Отмечены хорошее красочное оформление и интересную разностороннюю информацию сайта Федерации каратэ в Украине: от зарождения вида спорта в мире и Украине, создания Федерации и ее структуры, до календаря соревнований, новостей и др.

Основное отличие сайта Федерации бокса Украины заключается в том, что с первой страницы начинается освещение последних событий вида спорта. В целом новости занимают большую часть сайта (около 60 страниц). Также представлена информация о структуре федерации, рейтингах спортсменов-любителей и профессионалов.

На сайте У краинской национальной федерации тайского бокса представлена разнообразная информация, касающаяся: истории возникновения, развития тайского бокса, его традиций; создания Федерации; последние новости; украинские клубы (их названия, президенты, контакты); состав сборной команды Украины для участия в Чемпионате мира; гостевая страничка, где можно оставить свои отзывы и пожелания, задать интересующие вопросы. Кроме того, здесь представлены фото-галерея чемпионов по тайскому боксу за всю историю существования федерации; план-календарь соревнований на текущий год; страничка пропаганды тайского бокса.

Таким образом, качественное оформление большинства сайтов украинских организационных структур единоборств с интересной разносторонней информацией об этих видах спорта направлены на привлечение большего количества занимающихся, зрителей на соревнования, а также удовлетворение специалистов и людей, интересующихся единоборствами, необходимой им информацией.

При анализе сайта Национальной федерации кикбоксинга У краины отмечено его давнее обновление: самые последние данные за 2005-2006 гг., преобладает информация за 2000-2001 гг. (в то время, когда создавался сайт).

В Украине существует множество клубов, школ единоборств, и у большинства из них есть свой Интернет-сайт, который выступает больше в качестве рекламы с целью привлечения занимающихся в данный клуб, нежели несет познавательную информацию о виде спорта, особенностях его развития в мире и нашей стране.

Выводы.

1. СМИ играют важную роль в развитии спорта: его финансировании, пропаганде идеалов и ценностей, популяризации и рекламе видов спорта, участников спортивных событий.

2. Для большинства респондентов (55,5% опрошенных) основным источником для получения спортивной информации является телевидение. На II месте находится периодическая печать (23,5%), затем Интернет (16%) и радио (5%). Однако респонденты I группы (зрители на соревнованиях) отмечали, что о событиях спортивных единоборств узнают преимущественно из Интернета (68%) и периодической печати (32%). Это свидетельствует о несоответствии желаемого и реального источников получения информации о данной группе видов спорта.

3. Изучение спортивно-информационных предпочтений различных групп населения позволило выявить высокий уровень заинтересованности к спортивным единоборствам. В I группе все респонденты хотели больше знать о данной группе видов спорта, во II - 40,5%, в III - 36,9%. При этом большинство респондентов (72,7%) недовольны освещением спортивных событий в СМИ, в том числе и единоборств

4. Анализ телевизионных программ украинского спортивного канала «Мегаспорт» показал, что большая часть эфирного времени отводится игровым видам спорта (64%), из которого 42,7% - футболу. Единоборствам посвящено 10% эфирного времени (преимущественно боксу).

5. Анализ газеты «Команда» показал, что уровень освещения спортивных единоборств в данном издании еще ниже, чем на телевидении - 5,4% от общего количества статей (большая их часть посвящена боксу - 4,6%). Положительным аспектом для популяризации единоборств является наличие специализированных изданий. Предметно-тематический анализ журнала «Мир единоборств» свидетельствует, на наш взгляд, об оптимальном соотношении количества статей посвященных различным видам единоборств, степень освещения которых зависит от популярности их в нашей стране.

6. Значительную роль в популяризации единоборств играют Интернет-сайты ассоциаций, федераций этих видов. Информация, содержащаяся на них, направлена на всестороннее информирование населения о виде спорта с целью его популяризации и стимулирования развития. Основным недостатком некоторых сайтов является несвоевременное их информационное обновление, что позволяет говорить о несоответствии информации требованиям актуальности и доступности

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения качества спортивной

информации, а также определения факторов, влияющих на процесс ее создания.

Литература

1. Антипова М.В., Антипова Е.В. Роль средств массовой информации в современном обществе //Теория и практика физ. культуры - 1996. - №6. - С. 12-14.

2. Юхвид Е.Н. Социально-философский анализ информативно-коммуникативной системы общества в концепции М. Маклеена // Автореферат на соиск к. наук - М. - 2007. - 25 с.

3. Платонов В.Н., Гуськов С.И. Олимпийский спорт. - К.: Олимпийская литература - Т. 2. - 1997. - 384 с.

4. Дерепа М. С. Основные направления совершенствования освещения спорта в периодической печати Украины // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фіз.виховання і спорту: Зб. наук. пр. під ред. С.С. Єрмакова - Харків: ХДАДМ (ХХІІІ), 2002. - №10. - С. 83-91.

5. Зернецька О.В. Нові засоби масової інформації. - К.: Світ, 1993. - 68 с.

Надійшла до редакції 01.07.2008 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.