Научная статья на тему 'Роль средств массовой информации в формировании общественного мнения (на примере Республики Узбекистан)'

Роль средств массовой информации в формировании общественного мнения (на примере Республики Узбекистан) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2693
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ / СМИ / "МОДЕЛИ 4Т ТЕОРИИ ПРЕССЫ" / METHOD OF HIERARCHY ANALYSIS / MASS MEDIA / FOUR THEORIES OF THE PRESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Абдуазимов Окилжон Уткурович

Проведен системный анализ роли СМИ в формировании общественного мнения с позиции социологии массовых коммуникаций. Обосновывается использование метода анализа иерархий в процессе совершенствования СМИ в информатизации общества через «Модели 4Т теории прессы» для формирования общественного мнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of the Mass Media in Shaping the Public Opinion (Case Study of the Republic of Uzbekistan)

A system analysis of the role of mass media in shaping the public opinion from the viewpoint of the sociology of mass communication is drawn. The use of the hierarchy analysis method in the process of the mass media improvement in society informatization through the Four Theories of the Press for shaping public opinion, is grounded.

Текст научной работы на тему «Роль средств массовой информации в формировании общественного мнения (на примере Республики Узбекистан)»

O.U. Abduazimov The Role of the Mass Media in Shaping the Public Opinion (Case Study of the Republic of Uzbekistan)

A system analysis of the role of mass media in shaping the public opinion from the viewpoint of the sociology of mass communication is drawn. The use of the hierarchy analysis method in the process of the mass media improvement in society informatization through the Four Theories of the Press for shaping public opinion, is grounded.

Key words and word-combinations: the method of hierarchy analysis, mass media, Four Theories of the Press.

Проведен системный анализ роли СМИ в формировании общественного мнения с позиции социологии массовых коммуникаций. Обосновывается использование метода анализа иерархий в процессе совершенствования СМИ в информатизации общества через «Модели 4Т теории прессы» для формирования общественного мнения.

Ключевые слова и словосочетания: метод анализа иерархий, СМИ, «Модели 4Т теории прессы».

УДК 316.77 ББК 60.84

О.У. Абдуазимов

РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ (на примере Республики Узбекистан)

^В формировании общественного мнения СМИ играют большую роль, но системное изучение их деятельности до сих пор является одной из сложных проблем. Для решения этой задачи изучим роль СМИ в формировании общественного мнения через метод анализа иерархий, разработанный американским ученым Томасом Саати [1]. «Метод анализа иерархий является систематической процедурой для иерархического представления элементов, определяющих суть любой проблемы. Метод состоит в декомпозиции проблемы на все более простые составляющие части и дальнейшей обработке последовательности суждений лица, принимающего решения, по парным сравнениям» [2, с. 23].

Т. Саати утверждал «.. .если цель планирования - проверка и развитие теорий или политик с помощью данных, то выбор единственной теории или политики может действительно воспрепятствовать дальнейшему росту другой теории или политики, находящейся в процессе разработки. Если действенна только одна теория, то имеется реальная опасность заимствования, т.е. результаты, полученные из теории, могут способствовать появлению иллюзии совместимости теории с результатами, когда этого нет на самом деле. Если теории нужно проверить по результатам. их также следует сопоставить с результатами, которые получены в конкурирующих теориях» [2, с. 131].

2015 • № 4 (49) 4 5

По мнению российского ученого С. Корконосенко, «журналистика - это коммуникация» [3, с. 281]. На наш взгляд, доказательной базой является целесообразное системное изучение социологии массовых коммуникаций методами анализа иерархий по требованиям журналистики и социологии, а также по следующим четырем этапам определения их деятельности. Задача состоит в построении обобщенной картины для совместного применения четырех теорий и в изучении их деятельности в разных социальных процессах, которые могли бы описать роль СМИ в формировании общественного мнения. Предлагаем четыре теории СМИ, описанные нами в предыдущих работах под названием «Модели 4Т теории прессы» [4]:

Первая теория. Основой для нее явились две следующие теории: «Авторитарная теория прессы» и «Советская коммунистическая теория прессы» [5, с. 23]. Следует обратить внимание на стратегическую цель этих двух теорий, главные идеи, то есть их основу. Хотя данные теории прессы называются по-разному, но в них схожи цели и действия, в частности существование цензуры, а значит, это зависимая пресса. Следовательно, прессу колониального периода, служащую «единой идеологии» правящей страны с управляемыми СМИ, можно отнести к первой теории.

Вторая теория. После обретения независимости в каждой стране появляются основы гражданского общества, поэтому к СМИ предъявляются другие требования, а именно: свободное освещение в прессе реформ в социально-политических, экономических и просветительских сферах, что служит обеспечению общественного мнения. В 1991 г. в Узбекистане отвергнувшем бывшую однопартийную систему управления, началось построение гражданского общества с демократическим управлением во всех ветвях власти, на основе принятой в 1992 г. новой Конституции и законов, касающихся разных сфер, в том числе информации. Относящиеся к прессе независимых стран такие теории, как «Либертарианская теория прессы» и «Теория социальной ответственности прессы» [5, с. 66-155], обрели свое место в качестве одного из основных средств постоянного воздействия на сознание и мышление индивидуума, а также формирования общественного мнения в процессе создания демократического государства.

Третья теория. В XXI в. в информационном обществе решение проблемы прав и свобод человека переходит на качественно новый уровень, запускается процесс трансформации СМИ. Особое значение начинают играть способ мышления народа, общечеловеческие демократические ценности, культура, национальный менталитет, духовность, которые способствуют формированию здорового общественного мнения по отношению к информации. С профессиональной точки зрения через быстрый, открытый, объективный, правдивый, точный и свободный подход журналиста к разным темам создается обратная связь между элементами системы «индивид - общество - государство».

Четвертая теория. На современном этапе развития проявляются отрицательные стороны всех обозначенных теорий массовых коммуникаций в период с XV до XXI в.: административно-репрессивный метод управления в первой

4 6 2015 • № 4 (49)

теории колониального общества, изменения в мышлении и сознании индивидуума во второй теории гражданского общества, процессы глобализации в прессе третьего периода информационного общества отражаются в четвертой теории прессы потребительского общества. Наблюдается исчезновение различных народов (в частности, титульных наций), народностей и их СМИ в некоторых странах, происходит идейная или идеологическая колонизация, открытая или скрытая духовно-этическая деградация общества, отторжение от общечеловеческих демократических ценностей. В некоторых европейских странах и ряде штатов США узаконили однополые браки, а СМИ хладнокровно освещают эту тему и даже пытаются дать положительную окраску фактически деградации и вырождению. Другими словами, идейное управление (манипуляция) с помощью информатизации потребительского общества превращается в однополосное управление СМИ под лозунгами космополитизма, массовой культуры и другими, которые служат чуждым идеям, идеологиям, а в результате появляется управление различными народами извне через массовые коммуникации, подавляется национальный менталитет.

С учетом изложенного иерархическая структура факторов, критериев и мотивировок состоит из следующих четырех этапов, играющих важную роль в изучении цели. Первый этап: цель или определение проблемы «Роль СМИ в формировании общественного мнения». Второй этап: разделение первичных факторов на три критерия: государственные СМИ, частные СМИ и негосударственные СМИ. Третий этап: разделение на шесть критериев: профессионализм, справедливость, независимость, свобода слова, социальная активность, объективность; в каждом критерии мотивируются свои цели. Четвертый этап: разделение на четыре контрастных сценария и предложение четырех теорий СМИ.

Окончательным этапом является применение принципа синтеза для получения веса сценариев и установления степени важности критериев относительно факторов, влияющих на общественное мнение. Необходимо умножить матрицу полученных приоритетов сценариев на доминирующий приоритет и конкретизировать вес наиболее важных критериев. Эту оценку провели, умножив матрицы приоритетов критериев относительно каждого фактора четвертого этапа на критерий, который был получен для третьего этапа. Доминирующие критерии: справедливость, независимость и объективность воздействуют на пять первичных критериев, влияющих на формирование общественного мнения. Было решено использовать только эти три критерия для получения веса сценариев. Если взять больше критериев, то вычислительная процедура будет такой же, что изложена далее, только возрастет объем работы.

Для того чтобы найти важнейшие цели трех критериев: справедливости, независимости и объективности, следует умножить приоритет целей на соответствующий вес критерия, который был только что вычислен. Из этого видно, что для справедливости в числе наиболее влиятельных целей, более 60%, оказывается социальная справедливость; для независимости наиболее влиятельными целями, более 50%, являются политическая и экономическая независимость; а для объективности наиболее влиятельными целями, более 70%, являются защи-

2015 • № 4 (49) 4 7

та прав и свобод человека, агитация здорового мышления. Используя эти цели и нормализуя их вес, можно получить приоритет веса. В результате получается вес сценариев, указанный под наименованием сценариев. Отметим, что сценарий «объективность» имеет наибольший вес. Измерив критерии, уточняем наибольший вес - этот результат означает, что объективные негосударственные СМИ формируют общественное мнение. Это означает, что объективность основывается на критерии защиты прав и свобод граждан, а также здорового мышления.

Опираясь на результаты проведенного нами исследования (тема проекта: «Пресса - личность - общество - государство», с октября 2013 г. до января 2014 г. опрошено 2100 респондентов, руководитель проекта - О.У. Абдуазимов), можно констатировать следующее. За 23 года со дня обретения независимости в Республике Узбекистан осуществлены большие преобразования в жизни общества. Так, количество негосударственных СМИ возросло в семь раз. Возникает вопрос: стали ли СМИ, в частности пресса, толчком для проявления этих изменений в сознании людей? Из участников опроса 70,1% респондентов полагают: «Да, изменилось сознание людей, начали искореняться отрицательные стороны бывшего строя»; 8,3% опрошенных ответили: «Нет, в сознании людей не произошло никаких изменений, и пресса не имеет никого отношения к этому процессу». Если 11,1% респондентов выбрали вариант: «Затрудняюсь ответит», то 4,6% - «Не знаю»; 6% не ответили на этот вопрос. Цифры доказывают, что в формировании общественного мнения СМИ играют важную роль.

Более 60% населения Узбекистана составляет молодежь. По итогам нашего исследования, с целью определения точки зрения молодежи на развитие СМИ, сформулирован вопрос: «Каково Ваше мнение относительно приоритетов развития прессы?». Получены различные данные: 25,6% опрошенных ответили: «Аудитория - всегда сторонница освещения в прессе правдивых и объективных аналитических материалов»; 26,8% респондентов считают: «Со временем изменится уровень качества статей и расширится сфера профессиональной деятельности, то есть специализация журналиста»; 13% респондентов за вариант «Существование здоровой конкуренции в прессе обеспечит ее независимость»; 8,5% - «В будущем пресса освободит свое место Интернету». Если 18,3% респондентов не смогли выразить никакого мнения по этому вопросу, то 5,5% респондентов оставили его без ответа. В итоге выяснилось: большинство молодежи придерживается мнения, что СМИ должны быть справедливыми, независимыми, профессиональными и объективными.

Исходя из представленного анализа, проведенного на основе системного изучения социологии массовой коммуникации посредством синтеза государственных, частных и негосударственных СМИ, можно сделать следующие обобщенные выводы:

Во-первых, в информационном обществе через третью теорию прессы совершенствуются информационные технологии и увеличивается число информационных служб как государственных организаций, так и негосударственных уч-

4 8 2015 • № 4 (49)

реждений, а также их официальных сайтов, а редакции (газеты, журналы, радио и ТВ) создают электронную почту и веб-сайты в Интернете. Например, в 2005 г., помимо телерадиопрограмм, начал действовать веб-ресурс Национальной телерадиокомпании Узбекистана (www.mtrk.uz). Кроме этого, в период нашего исследования почти во всех информационных агентствах и печатных СМИ появились свои веб-сайты и электронные адреса. Например, у газеты «Народное слово» («Оаёк йоде») есть свой веб-сайт: http://xs.uz и электронный адрес: info@xs.uz. Другими словами, почти во всех редакциях появилось положение о диверсификации информации.

Никто из граждан и даже СМИ не застрахован от кибер-атак. Из-за качественной обратной связи с редакциями появляется необходимость сближения между индивидуумами и общественными организациями, в том числе негосударственными СМИ как транснациональными редакциями. Для информационной безопасности разрабатываются специальные электронные программы, которые диверсифицируют информационные службы. Отрасль еще более усовершенствуется в результате обмена электронной информацией и электронного документооборота через современные технологии. Увеличивается и аудитория через электронную подписку, тем самым негосударственные СМИ будут опережать государственные и частные СМИ в формировании общественного мнения. Но одно из главных требований аудитории, которое не будет меняться, -это требование, относящееся к деятельности редакций СМИ: справедливость, независимость и объективность в массовом распространении разного рода информации.

Во-вторых, события, происходящие в нынешнем сложном мире, передаются через Интернет, где увеличивается безграничный поток информации, служащий разным целям и идеям, и влияют на индивидуума, который не защищен от внешних информационных атак. Отсюда появляются целенаправленные однобокие мнения, противоречащие общечеловеческим ценностям, что увеличивает разногласия и снижает безопасность граждан внутри страны. Современная пресса -это новый вид колонизации не путем завоевания территории, как это было раньше, а путем завоевания сознания и мышления индивидуумов, лоббирования интересов, которые контролируются извне и изменяют их суждения. В процессе информационного глобализма поспешное создание имиджа ради интересов представителей узкого круга лиц (лоббизм) или другие негативные деяния не только нарушают рамки профессиональной этики, но и ослабляют роль СМИ в формировании общественного мнения.

В-третьих, активизируется роль электронных СМИ в формировании общественного мнения. В результате у аудитории появилась возможность не только брать сведения, предоставленные журналистами, а выбирать информацию по своему желанию. Но в любой ситуации в обществе возникает необходимость анализа событий и свободного выражения мыслей, что весьма актуально в профессиональной деятельности журналиста. Возникновение конкуренции среди журналистов, работающих в аналитических жанрах, где используются методы социологии, изучаются социальные, политические и другие важные темы,

2015 • № 4 (49) 4 9

через творческий процесс обернется борьбой за качественную информацию для формирования здорового общественного мнения. Во время этого процесса в СМИ будет идти борьба в защиту общечеловеческих прав и свобод, вестись агитация здорового образа жизни и мышления. В прессе возрастает активность журналиста в результате специализации журналистики, совершенствования массовых коммуникаций информационного общества.

В-четвертых, в XXI в. в процессе совершенствования технологических коммуникаций во всех сферах, в том числе информационной, имеет важное значение развитие обратной (взаимной) связи в системе «пресса - личность -общество - государство». Другими словами, поэтапное внедрение «электронного парламента», «электронной власти» и «электронного суда» приведет к диверсификации получения информации в любой отрасли и еще более усовершенствует деятельность журналиста, непосредственный обмен информацией с обществом в режиме онлайн. Но в информационном обществе не стоит концентрироваться на технократии. Здесь важным критерием является обеспечение здорового общественного мнения через формирование иммунитета против столкновения разных интересов на идеологических полигонах, против политических и религиозных информационных атак, вызванных не только эндогенными, но и экзогенными факторами.

Библиографический список

1. Саати Т. Принятие решений: Метод анализа иерархий. М., 1993.

2. Саати Т., Кернс К. Аналитическое планирование: Организация систем. М., 1991.

3. Корконосенко С.Г. Основы журналистики: учебник. М., 2001.

4. Абдуазимов О.У. Систематический подход к «Модели 4Т теории прессы» // Актуальные вопросы науки: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. М., 2013. С. 89-95.

5. Сиберт С.Ф., Шрам У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М., 1998.

5 0

2015

№ 4 (49)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.