Научная статья на тему 'РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В АНТИКОРРУПЦИОННОМ ПРОСВЕЩЕНИИ ГРАЖДАН: ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ'

РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В АНТИКОРРУПЦИОННОМ ПРОСВЕЩЕНИИ ГРАЖДАН: ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
421
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / МАССОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / КОРРУПЦИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гаврилов Mаксим Aлександрович

В статье рассматриваются вопросы участия средств массовой информации в правовом антикоррупционном просвещении граждан. Обосновывается вывод о необходимости повышения роли прокуратуры Российской Федерации в антикоррупционном просвещении граждан путем налаживания должного взаимодействия со СМИ в целях повышения эффективности профилактики коррупционных правонарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MASS MEDIA IN ANTI-CORRUPTION EDUCATION OF CITIZENS: ISSUES OF INTERACTION WITH THE PROSECUTOR’S OFFICE

The author investigates participation of media in Legal anti-corruption education for citizens; suggests develop collaboration between agencies of the Procuracy and mass media to increase the effectiveness of the prevention of corruption offenses.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В АНТИКОРРУПЦИОННОМ ПРОСВЕЩЕНИИ ГРАЖДАН: ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ»

УДК 343.35

М.А. Гаврилов

РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В АНТИКОРРУПЦИОННОМ ПРОСВЕЩЕНИИ ГРАЖДАН: ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ

THE ROLE OF MASS MEDIA IN ANTI-CORRUPTION EDUCATION OF CITIZENS: ISSUES OF INTERACTION WITH THE PROSECUTOR'S OFFICE

в статье рассматриваются вопросы участия средств массовой информации в правовом антикоррупционном просвещении граждан. Обосновывается вывод о необходимости повышения роли прокуратуры Российской Федерации в антикоррупционном просвещении граждан путем налаживания должного взаимодействия со СМИ в целях повышения эффективности профилактики коррупционных правонарушений.

28 Ключевые слова: Российская Федерация, правовое просвещение, массовая информация, противодействие коррупции, коррупция, антикоррупционное правосознание

Для цитирования: Гаврилов М.А. Роль средств массовой информации в антикоррупционном просвещении граждан: вопросы взаимодействия с органами прокуратуры // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2021. Т. 6, № 1 (11). С. 28-32.

The author investigates participation of media in Legal anti-corruption education for citizens; suggests develop collaboration between agencies of the Procuracy and mass media to increase the effectiveness of the prevention of corruption offenses.

Keywords: Russian Federation, legal education, mass information, anti-corruption, corruption, anti-corruption legal awareness

For citation: Gavrilov M.A. The Role of Mass Media in Anti-Corruption Education of Citizens: issues of interaction with the Prosecutor's Office // Scientific Notes of the Kazan Law institute of MiA of Russia. 2021. V. 6, No 1 (11). Pp. 28-32.

На протяжении всей истории государств происходила эволюция коррупции. Менялся мир, а вместе с ним менялись и масштабы коррупции. В условиях глобализации коррупция вышла на международный уровень и стала опасным явлением современности. «Коррупция уже не является локальной проблемой, а превратилась в транснациональное явление, которое влияет на общества и экономики всех стран мира», - отмечает-

1 United Nations Convention against Corruption. New

ся в Конвенции ООН против коррупции1. Сегодня во всем мире одной из важных задач является борьба с коррупцией.

Международное движение по противодействию коррупции Transparency International использует индекс восприятия коррупции (ИВК) - составной индекс, измеряющий уровень восприятия коррупции в государственном секторе различных стран. Согласно отчету этой организации за 2019 год, низкий индекс

York: UN Office, 2004. 65 p.

28

в Новой Зеландии и Дании, список замыкают Сирия, Южный Судан и Сомали. Россия заняла 137 место из 180, причем ситуация практически не меняется в последнее время1.

Проведенное несколько лет назад Transparency International исследование коррупционного поведения граждан в разных странах и их представлений о коррумпированности различных секторов общества свидетельствует, что граждане России считают неэффективными усилия правительства по борьбе с коррупцией. Так, 42 % опрошенных россиян считают, что простые граждане не могут повлиять на борьбу с коррупцией, и только 21 процент опрошенных ответили, что могут повлиять. Для сравнения: в странах Европейского Союза в свои силы верят 47 процентов респондентов. Лишь 16 процентов опрошенных россиян считают, 29 что сообщение о коррупции социально приемлемо, а 57 с ними не согласны. Только 13 процентов граждан утверждают, что сообщили бы о ставшем им известным факте коррупции2.

Между тем в России фиксируется рост коррупционных преступлений. В 2019 году выявлена 31 тысяча таких деяний. В последнее время возросло количество преступлений, совершенных организованными группами, связанных с «откатами» в сфере государственных закупок, а также фактов взяточничества. Возросло количество случаев незаконного использования служебного положения, конфликта интересов, иных грубых коррупционных нарушений3.

Генеральный прокурор Российской Федерации в докладе на заседании Совета Федерации Федерального Собра-

1 Россия в индексе восприятия коррупции

ния Российской Федерации 17 июня 2020 года обратил внимание на то, что, кроме репрессивной составляющей, более важным является принятие мер превентивного характера4.

Учеными также справедливо отмечается, что, наряду с репрессивными мерами, требует детальной проработки профилактика коррупции, реформа государственного аппарата и воспитание антикоррупционного правосознания [1]. Действительно, в современных условиях повышение антикоррупционного правосознания граждан становится одним из важных аспектов в сфере противодействия коррупции.

Формирование антикоррупционного правосознания имеет ключевое значение для преодоления коррупционных процессов, а повышение правосознания является результатом правового просвещения [2, с. 33-37]. По мнению некоторых ученых, правовое просвещение представляет собой распространение в обществе знаний о праве и разъяснение положений действующих нормативных правовых актов, а также практики их применения в целях формирования убежденности в необходимости соблюдения законов и предупреждения правонарушений5.

Органы прокуратуры Российской Федерации имеют обширный практический опыт в данной сфере. В целях повышения уровня правовой грамотности и развития правосознания граждан, недопущения совершения правонарушений применяются различные формы правового просвещения и правового информирования [1, с. 65-69].

Несомненно, прокуратура Российской Федерации уделяет вопросам правового 2019 // https://transparency.org.ru/research/indeks-

29

vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2019-28-ballov-i-137-mesto.html.

2 Глобальный барометр коррупции. иРЬ: https://transparency.org.ru/research/barometr-mirovoy-korruptsii/-barometr-mirovoy-korruptsii-2016-rossiyane-boyatsya-soobshchat-o-korruptsii.html.

3 Доклад Генерального прокурора Российской Федерации на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 17 июня 2020 года // http://www.genproc.gov.ru/smi/ interview_and_appearences/appearences/1864604/.

4 Там же.

5 Выступление Председателя Верховного Суда Российской Федерации Лебедева В.М. (редакционный материал) // Российский судья. 2009. № 1.

просвещения населения большое внимание. Прокуроры, используя многообразные формы и методы, активно участвуют в правовом просвещении, что способствует обеспечению эффективности этой работы [3, с. 15]. Мероприятия по правовому просвещению организовываются в форме лекций, бесед с гражданами, выступлений в средствах массовой информации и на интернет-ресурсах. В работе используются информационно-разъяснительные материалы, задействуются возможности социальной рекламы1.

Однако, как свидетельствуют вышеприведенные результаты исследований состояния коррупции в стране и отношения к ней граждан, работа по правовому просвещению населения пока не приносит ожидаемого результата.

Вектор современного развития России подразумевает ее постепенный переход 30 от индустриального общества к информационному, в котором научное знание и информация становятся определяющим фактором общественной жизни. Создание инновационного общества, основу развития которого составляет информация, является стратегическим направлением развития страны [4, с. 6]. В связи с этим М.В. Колесов справедливо указывает, что в настоящее время слово, т.е. информация, нацеленная на неопределенный круг воспринимающих ее лиц, становится и средством агитации, и средством производства, а также побудительным фактором к совершению каких-либо действий или воздержанию от них [5, с. 17-23]. Одним из важнейших институтов гражданского общества, который доносит эту информацию до людей, являются средства массовой информации. По мнению ученых, именно средства массовой информации оказывают самое существенное влияние на правосознание граждан в современном обществе [6, с. 252-256].

Хотя СМИ не обладают властью и не влияют на поведение граждан непосредственно, они воздействуют на их сознание, побуждают оценивать информацию о коррупции и мерах по противодействию коррупции. Граждане пропускают информацию через свое сознание и выстраивают поведение в соответствии со своей внутренней оценкой. Поэтому именно работе со СМИ органы государственной власти всех уровней должны уделять повышенное внимание.

Для того чтобы эффективно бороться с коррупцией, население должно активно участвовать в этом процессе. Для этого следует предпринять меры, которые позволят повысить уровень доверия граждан к чиновникам, и в большей степени к правоохранительным органам. Этого можно достичь путем взаимодействия государственных органов со СМИ в сфере правового антикоррупционного просве- 30 щения.

Например, в Дании, где уровень доверия к власти высокий, СМИ играют большую роль в жизни общества. Часто опубликованные в СМИ сведения о фактах коррупции активно обсуждаются в обществе. Данные материалы служат поводом для соответствующих проверок со стороны правоохранительных органов. Однако если сведения не подтвердятся, то доверие к такому СМИ у населения теряется. Поэтому СМИ ответственно подходят к подготовке материалов, так как потом вернуть доверие населения сложно [7, с. 133-138]. То есть существует отлаженный механизм взаимодействия государственных органов и СМИ в сфере антикоррупционной пропаганды, в ходе реализации которого каждый участник выполняет свою функцию. Результатом такой организации работы по правому просвещению населения является понимание того, что любые проявления коррупции приносят вред. Подавляющее большинство

1 Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 2 августа 2018 г. № 471 «Об организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по правовому просвещению и правовому информированию»// Законность. 2018. № 9.

граждан осознает негативные последствия дачи и получения взяток.

Полагаем, что для эффективной борьбы с коррупцией необходимо использовать потенциал СМИ в антикоррупционном просвещении россиян и возможно перенимать некоторый опыт зарубежных стран с учетом российских реалий.

Во всех национальных планах противодействия коррупции в Российской Федерации были определены основные направления по антикоррупционному просвещению граждан и деятельности СМИ по участию в механизме противодействия коррупции. Например, согласно п. 21 Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы, Правительству Российской Федерации с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации необходимо организовать проведение научных междис-31 циплинарных исследований, по результатам которых подготовить предложения, направленные на совершенствование мер по противодействию коррупции в части, касающейся разработки комплекса просветительских мероприятий, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям, в том числе на повышение эффективности антикоррупционного просвещения1.

На наш взгляд, в антикоррупционном просвещении прокуратура Российской Федерации должна играть ключевую роль, поскольку обладает широким спектром полномочий, в ней сосредоточена вся информация о состоянии законности и правопорядка в стране. Полагаем, что с учетом такого потенциала именно проку-

ратура может разработать и реализовать механизм взаимодействия государственных органов со СМИ в сфере правового антикоррупционного просвещения граждан. Это может быть совместная программа с профессиональными объединениями работников средств массовой информации и представителей других профессий, связанных с обеспечением общественных интересов. В настоящее время крайне важно формировать антикоррупционное правосознание российских граждан путем правового просвещения, используя и самые современные, наиболее востребованные, а потому высокопродуктивные каналы коммуникации: социальные сети, блоги и т.п. На наш взгляд, большую пользу в этом принесло бы взаимодействие прокуратуры со специалистами в сфере журналистики и профессиональными блогерами.

Подводя итог, можно сделать общий 31 вывод, что роль СМИ в правовом антикоррупционном просвещении граждан является весьма значительной. Необходимо наладить взаимодействие государственных органов и СМИ так, чтобы последние выполняли не только информационную функцию, освещая работу по противодействию коррупции, но и функцию по формированию правильного антикоррупционного сознания у граждан, созданию у них негативного отношения ко всем проявлениям коррупции. В формировании механизма такого взаимодействия и контроля за его реализацией целесообразно ведущую роль предоставить органам прокуратуры, так как именно они обладают наиболее полной информацией о состоянии законности в стране.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Талапина Э.В. Государственное управление в информационном обществе (правовой аспект): монография. М.: Юриспруденция, 2015. 192 с. // СПС «КонсультантПлюс».

2. Козлова Е.Б. Направления развития правового просвещения как мера профилактики коррупционных правонарушений // Рос. следователь. 2017. № 24. С 33-37.

3. Мочалов С.А. Правовое просвещение в Республике Крым и городе Севастополе в условиях

1 О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы: указ Президента РФ от 29 июня 2018 г. № 378 // Собрание законодательства РФ. 2018. № 27. ст. 4038.

интеграции в российскую правовую систему // Законность. 2015. № 11. С. 15.

4. Паламарчук А.В. Свобода информации и законность: теория и практика: монография. М.: Ген. прокуратура Рос. Федерации, 2013. С. 6.

5. Колесов М.В. Об актуальности взаимодействия органов прокуратуры со средствами массовой информации и общественностью // Практика взаимодействия органов прокуратуры со средствами массовой информации, общественностью и правового обеспечения: сб. материалов семинара по обмену опытом / под общ. ред. Э.Б. Хатова; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2017. С. 17-23.

6. Хадыкина Е.В. Роль средств массовой информации в противодействии коррупции // Право, экономика и управление: от теории к практике: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Чебоксары, 27 мая 2020 г.) / редкол.: Г.Н. Петров [и др.] Чебоксары: Среда, 2020. С. 252-256.

7. Шестакова А.Д., Мхитарян Л.Ю. Сравнительный анализ России и Дании в сфере противодействия коррупции // Современные подходы к противодействию коррупции: тренды и перспективы: сборник тезисов докладов и статей Всероссийской научной конференции с зарубежным участием (21 ноября 2019 г.). Том I. М.: ООО «ИД «Третьяковы», 2019. С. 133-138.

REFERENCES

1. Talapina E.V. Gosudarstvennoe upravlenie v informacionnom obshchestve (pravovoj aspekt): monografiya. M.: YUrisprudenciya, 2015. 192 s. // SPS «Konsul'tantPlyus».

2. Kozlova E.B. Napravleniya razvitiya pravovogo prosveshcheniya kak mera profilaktiki korrupcionnyh pravonarushenij // Ros. sledovatel'. 2017. № 24. S 33-37.

3. Mochalov S.A. Pravovoe prosveshchenie v Respublike Krym i gorode Sevastopole v usloviyah

32 integracii v rossijskuyu pravovuyu sistemu // Zakonnost'. 2015. № 11. S. 15. 32

4. Palamarchuk A.V. Svoboda informacii i zakonnost': teoriya i praktika: monografiya. M.: Gen. prokuratura Ros. Federacii, 2013. S. 6.

5. Kolesov M.V. Ob aktual'nosti vzaimodejstviya organov prokuratury so sredstvami massovoj informacii i obshchestvennost'yu // Praktika vzaimodejstviya organov prokuratury so sredstvami massovoj informacii, obshchestvennost'yu i pravovogo obespecheniya: sb. materialov seminara po obmenu opytom / pod obshch. red. E.B. Hatova; Akad. Gen. prokuratury Ros. Federacii. M., 2017.

5. 17-23.

6. Hadykina E.V. Rol' sredstv massovoj informacii v protivodejstvii korrupcii // Pravo, ekonomika i upravlenie: ot teorii k praktike: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunarodnym uchastiem (CHeboksary, 27 maya 2020 g.) / redkol.: G.N. Petrov [i dr.] CHeboksary: Sreda, 2020. S. 252-256.

7. SHestakova A.D., Mhitaryan L.YU. Sravnitel'nyj analiz Rossii i Danii v sfere protivodejstviya korrupcii // Sovremennye podhody k protivodejstviyu korrupcii: trendy i perspektivy: sbornik tezisov dokladov i statej Vserossijskoj nauchnoj konferencii s zarubezhnym uchastiem (21 noyabrya 2019 g.). Tom I. M.: OOO «ID «Tret'yakov»», 2019. S. 133-138.

Сведения об авторе:

Гаврилов Mаксим Aлександрович, старший преподаватель кафедры основ организации и управления в органах прокуратуры Казанского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации e-mail: gma2004@rambler.ru

About the author:

Gavrilov Maksim A., Senior Lecturer of the Department of Organization and Management in the Prosecutor's Office of the Kazan Law Institute (branch) of the Prosecutor's Office University of the Russian Federation e-mail: gma2004@rambler.ru

Статья получена: 25.11.2020.

Статья принята к публикации: 29.04.2021.

Статья опубликована онлайн: 11.05.2021.

Против размещения полнотекстовой версии статьи в открытом доступе в сети Интернет не возражаю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.