Научная статья на тему 'Роль средних специальных педагогических учебных заведений в воплощении в жизнь общего обязательного образования в регионах Азербайджана'

Роль средних специальных педагогических учебных заведений в воплощении в жизнь общего обязательного образования в регионах Азербайджана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
30-50-Е ГОДЫ XX В / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОЛЛЕДЖИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / 30-50-IES OF XX CENTURY / PRIMARY EDUCATION / TEACHER TRAINING COLLEGES / TEACHER EDUCATION / GENERAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курбанова В.

В статье анализируются общественные условия, требующие расширения сети средних специальных педагогических учреждений в Азербайджане в 20-30-е гг. ХХ в., даются краткие сведения о педагогических школах в Баку, Газахе, Гяндже, Нухе (Шеки), Нахичевани, Ленкорани и др. Обосновывается, что в 20-е гг. подготовка учительских кадров в основном осуществляется тремя путями: 1) открытием новых педагогических техникумов; 2) повышением педагогической подготовки, в особенности сельских учителей; 3) организацией кратковременных педагогических курсов. В 40-50-е гг. ХХ в. в Азербайджане развивались средние специальные педагогические образовательные учреждения. Были организованы новые учебные средние специальные образовательные учреждения. Закрылись некоторые педагогические школы в результате организации новых высших учебных заведений, осуществляющих подготовки учителей. Повысилось развитие очной формы среднего специального образования, возросли требования к качеству обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the social conditions that require expansion of the network specialized secondary educational establishments in Azerbaijan in the 20-30-s of the twentieth century, are a summary of the educational schools in Baku, Gazakh, Ganja, Nuh (Shaki), Nakhchivan, Lankaran and others. It is proved that 20 years of teacher training is mainly carried out in three ways: 1) by opening new pedagogical colleges; 2) putёmpovysheniya teacher training especially rural teachers; 3) through the organization of short-term teacher training courses. In the 40-50 XX century Azerbaijan evolved Secondary professional pedagogical educational institutions. New training Secondary professional educational institutions where organized. Close up of some pedagogical schools as a result of the establishment of new higher education institutions offering teacher training. It promotes the development of full-time secondary special education, increased quality requirements of training.

Текст научной работы на тему «Роль средних специальных педагогических учебных заведений в воплощении в жизнь общего обязательного образования в регионах Азербайджана»

УДК 377 (479.24)

В. Курбанова

Роль средних специальных педагогических учебных заведений в воплощении в жизнь общего обязательного образования

в регионах Азербайджана

В статье анализируются общественные условия, требующие расширения сети средних специальных педагогических учреждений в Азербайджане в 2030-е гг. ХХ в., даются краткие сведения о педагогических школах в Баку, Га-захе, Гяндже, Нухе (Шеки), Нахичевани, Ленкорани и др. Обосновывается, что в 20-е гг. подготовка учительских кадров в основном осуществляется тремя путями: 1) открытием новых педагогических техникумов; 2) повышением педагогической подготовки, в особенности сельских учителей; 3) организацией кратковременных педагогических курсов.

В 40-50-е гг. ХХ в. в Азербайджане развивались средние специальные педагогические образовательные учреждения. Были организованы новые учебные средние специальные образовательные учреждения. Закрылись некоторые педагогические школы в результате организации новых высших учебных заведений, осуществляющих подготовки учителей. Повысилось развитие очной формы среднего специального образования, возросли требования к качеству обучения.

The article analyzes the social conditions that require expansion of the network specialized secondary educational establishments in Azerbaijan in the 20-30-s of the twentieth century, are a summary of the educational schools in Baku, Gazakh, Ganja, Nuh (Shaki), Nakhchivan, Lankaran and others. It is proved that 20 years of teacher training is mainly carried out in three ways: 1) by opening new pedagogical colleges; 2) putёmpovysheniya teacher training especially rural teachers; 3) through the organization of short-term teacher training courses. In the 40-50 XX century Azerbaijan evolved Secondary professional pedagogical educational institutions. New training Secondary professional educational institutions where organized. Close up of some pedagogical schools as a result of the establishment of new higher education institutions offering teacher training. It promotes the development of full-time secondary special education, increased quality requirements of training.

Ключевые слова: 30-50-е годы XX в., начальное образование, педагогические колледжи, педагогическое образование, общее образование.

Key words: 30-50-ies of XX century, primary education, teacher training colleges, teacher education, general education.

Конец 20-х гг., первая половина 30-х гг. XX столетия характеризуется в Азербайджане воплощением в жизнь серьёзных изменений в области образования. Постановление ЦК ВКП(б) от 25 июля 1930 г. «Об общем обязательном образовании» и постановление СНК Азербайджанской ССР от 29 августа 1930 года «О воплощении в жизнь общего обязательного начального образования в Азербайджанской ССР» стали началом нового

© Курбанова В., 2017

этапа в области образовательной политики. В 1930-1931 гг. во всех городах и поселках городского типа, а в 1931-1932 гг. - во всех районах Азербайджана должны были привлекаться к общему обязательному начальному образованию все дети 8,9,10-летнего возраста [1, с. 238].

Примененное в 1930-31 гг. общее обязательное начальное образование в Гянджинском, Салянском, Закатальском, Нухинском и Ширванском регионах, в 1932-33 гг. стало воплощаться в жизнь во всех районах республики. Предусматривалась подготовка учительских кадров в 1930/1931 учебном году 1136 человек, 1931/1932 учебном году - 1217 человек, 1932/1033 учебном году - 1451 человек. По постановлению СНК Азербайджана от 29 декабря 1930 г. школы второй ступени в городах Агдам, Хан-кенди, Салян, Шамахы, Гекчай, Карягин (нынешний Физули), Ордубадская школа крестьянской молодежи превратились в педагогические школы. В 1931/1932 учебном году были организованы Гадрутская, Астраханбазар-ская (Джалилабадская), Сабирабадская и Лачинская педагогические школы. В 1928/1929 - 1932/1933 учебных годах в средних специальных учебных заведениях республики было подготовлено 8182 человека, большинство которых являлись выпускниками педагогических школ [2, с. 18].

В 1932 г. в Шамахе была организована педагогическая школа. И в На-хичеванской автономной республике острая нужда в учителей была частично восполнена за счет выпускников педагогических техникумов, которые были там организованы. В начале 30-х гг. заочные педагогические техникумы расширили сферу своей деятельности. Были открыты педагогические курсы при некоторых техникумах. Например, при Нухинском (Ше-кинском) педагогическом техникуме были открыты 8-месячные курсы для подготовки учителей, дошкольных воспитателей, работников пионерских организаций. Если в 1934/1935 учебном году в педагогических техникумах республики учились 5854 человека, то 1936 г. их количество выросло до 7534. Одной из основных причин такого роста было снижение срока обучения с четырех лет до трех лет по постановлению Наркомата просвещения СССР от 4 июля 1932 г. «О структуре педагогических техникумов» [3, с. 18].

В 1940 г. были закрыты Сабирабадский и Ленкоранский педагогические техникумы, а студенты были направлены в другие педагогические техникумы. В 1940/1941 учебном году закрылся Шушинский педагогический техникум. Студенты азербайджанского сектора техникума продолжали свою учебу в Агдамском педагогическом техникуме. В 1941 г. Гусарский педагогический техникум был объединен с Губинским педагогическим техникумом. В 1935/1936 учебном году Лачинский педагогический техникум и Астраханбазарский педагогический техникум закрылись. А в 1937 г. Нахичеванский педагогический техникум был переселен в город Ордубад. С одной стороны, причиной объединения техникумов была достаточная подготовка ими учителей начальных классов, с другой стороны - открытие двухгодичных институтов учителей требовало объединения школ такого типа. В течение пяти лет, т. е. в 1936-1941 годах педагогические техникумы подготовили 11875 учителей со средним педагогическим

образованием. В 1930-1931 учебном году в Бакинской объединенной педагогической школе, которая была создана в результате объединения школы для мальчиков и школы для девочек, были созданы русский и армянский сектора. В 1930 г. педагогическая школа называлась Интернациональным педагогическим техникумом. В 1936 г. она была названа именем известного азербайджанского поэта Мирзы Алекпер Сабира. В 1938-1968 гг. школа называлась Русская педагогическая школа.

С 1938/1939 учебного года педагогическая школа начала подготовку учителей русского языка для начальных классов общеобразовательных школ.

Надо отметить, что если в начале 20-х гг. функционирующих в Азербайджане трех учительских семинариях учились 120 студентов, то в 19381939 гг. их число возросло в 86 раз. Число обучающихся в педагогических техникумах девушек тоже возросло. В 1930/1931 учебном году в 13 педагогических техникумах обучались 1173 девушек, 1931/1932 учебном году в 15 педагогических техникумах 1232 девушек, 1932/1933 учебном году в 23 педагогических техникумах 1249 девушек, в 1933/1934 учебном году в 21 педагогическом техникуме 1046 девушек, в 1934/1935 учебном году в 20 педагогическом техникуме 1245 девушек.

Великая Отечественная война поставила Азербайджан перед серьезными испытаниями, в том числе и в области образования. Тяжести войны сильно ударили по кадровому потенциалу, материально-технической базе, качеству учебно-воспитательного процесса учебных заведений. Большая часть преподавателей и студентов высших и средних специальных учебных заведений были мобилизованы на фронт. Произошли сильные изменения как в высшем педагогическом образовании, так и в области среднего специального педагогического образования. Постановлением Совета Народных Комиссариатов Азербайджанской ССР от 21 августа 1941 г. были объединены школа № 2 Бакинского отдела народного образования и педагогическая школа имени М.А. Сабира, Бакинский культурно-просветительский техникум и техникум библиотекарства, Нухинские (Шекинские) политико-просветительский и педагогические техникумы. В 1941-1943 гг. многие педагогические школы в республике были объединены или закрыты. Из-за малого кадрового потенциала и финансов Гусарская, Сальян-ская и Нахичеванская педагогические школы закрылись. Было предусмотрено продолжение учебы студентов русского сектора Интернациональной педагогической школы в дошкольной педагогической школе при Бакинском городском управлении просвещения, а студентов азербайджанского сектора - в Республиканской дошкольной педагогической школе. Если в конце 30-х гг. в республике была 91 среднеспециальная школа, то в 1940/1941 учебном году их число снизилось до 68, а еще через год - до 62. Призванных на действительную военную службу, добровольно ушедших в армию, привлеченных на производственную и хозяйственную работу было довольно много. А это, естественно, серьезно повлияло на студенческий контингент как высших учебных заведений, так и средних специальных учебных заведений. Например, в 1941/1942 учебном году Шемахинскую педагогическую школу окончили всего 90 человек. В

1942/1943 учебном году число выпускников 16 педагогических школ республики составляло 2194 человека. Из-за войны в организации учебного процесса появлялись серьезные трудности. В результате именно этого в 1942/1943 учебном году за неуспеваемость из педагогических школ были отчислены 29 студентов. В 1943/1944 учебном году деятельность Астра-ханбазарской (Джалилабадской) и Лачинской педагогических школ была организована заново. В 1941/1942 учебном году ранее переселенная в Га-друт Шушинская педагогическая школа продолжила свою деятельность в Шуше. В 1944 г. восстановил свою деятельность промышленно-педагоги-ческий техникум. В 1944/1945 учебном году Астраханбазарская (Джалила-бадская) педагогическая школа была переселена в город Ленкорань.

В годы войны были и определенные продвижения в области заочного педагогического образования. После постановления в 1943 г. СНК СССР «О мероприятиях по укреплению системы заочного педагогического образования» заочное образование расширилось. Начиная с января 1944 г., для учителей, которые заочно учились в АГУ, АПИ, Кировабадском педагогическом институте, Нухинском, Газахском, Губинском, Имишлинском, Нахичеванском институтах учителей, Астраханбазарской (Джалилабадской), Лачинской, Гекчайской, Карягинской (Физулинской), Агдамской, Ше-махинской и Закатальской педагогических школах были организованы пункты совета.

Во второй половине 40-х гг. с целью усовершенствования подготовки педагогических кадров выполнен ряд неотложных дел. Прежде всего были увеличены планы приема. В 1947/1948 учебном году в Агдамской педагогической школе, в 1948/1949 учебном году в Нухинском (Шекинском) педагогическом техникуме были созданы отделы для подготовки старших пионерских вожатых [4, с. 18].

Ираванский педагогический техникум был переселен в Ханларский район согласно постановлениям Совета Министров СССР № 4083 от 23 декабря 1947 г. и № 754 от 10 марта 1948 г. В 1947/1948 учебном году в республике работали 17 педагогических школ, в регионах - 12 педагогических школ, три педагогических школы и с азербайджанским, и с русским языком обучения находились в Баку. В Кировабадской (Гянджинской) и Шушинской педагогических школах, наряду с азербайджанским отделом, действовал и армянский отдел. В 1946/1947 учебном году в педагогических школах 4148 человек получали среднее образование по четырем специальностям: 1) учительство; 2) культурно-просветительский работник; 3) библиотекарь; 4) дошкольные воспитатели. В этих техникумах, наряду с учителями начальных классов, готовили и учителей физического воспитания. В 1948 г. срок обучения в педагогических школах был повышен на один год. Повышение срока обучения до четырех лет преследовало цель более качественной подготовки учительских кадров для начальных классов.

В начале 50-х гг. планировалось завершение перехода от семилет-ного образования к десятилетному, а после этого - к среднему образованию во всех сельских и городских местностях [5, с. 18].

До 1956 г. педагогические школы республики подготовили 32252 учителей. Кроме этого, 2175 учителей получили образование без отрыва от работы в заочных педагогических школах, 1348 учителей получили образование в XI педагогических классах, организованных в общеобразовательных школах.

В конце 50-х гг. был организован Комитет высшего и среднего специального образования Азербайджанской ССР для осуществления единого руководства высшими и средними специальными учебными заведениями, научно-методической помощи им, урегулирования учебно-воспитательного процесса. Вопросы повышения квалификации педагогических и научно-педагогических кадров как высших, так и среднеспециальных учебных заведений, укрепления материально-технической базы, выбор и размещение студентов также были возложены на Комитет.

Список литературы

1. Обзор о деятельности правительства за 1929-1930 гг. - Баку, 1931.

2. Алиев Р. И. Подготовка в Азербайджане кадров специалистов со средним специальным образованием в послевоенные годы: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Баку, 1973. - 35 с.

3. Среднее специальное образование: постановления, приказы и инструкции. Ч. 1. - М., 1983. - С. 51-59.

4. Атакишиев А. и др. Развитие среднего специального образования в Азербайджане. - Баку: Маариф, 1990.

5. Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране: тез. ЦК КПСС и Совета Министров СССР. - М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1958. - 48 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.