РОЛЬ СПОРТИВНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИИ В ПОПУЛЯРИЗАЦИИ КОМПЛЕКСА ГТО И ПОДГОТОВКЕ ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ИСПЫТАНИЙ ВФСК ГТО
УДК/UDC 796:658
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 23.06.2022 г.
Кандидат педагогических наук, доцент Е.Н. Бобкова1 Кандидат технических наук, доцент С.В. Жуков1 Кандидат педагогических наук А.В. Киреева1 Кандидат педагогических наук Э.А. Зюрин2 Е.Н. Петрук2
1Смоленский государственный университет спорта, Смоленск 2Федеральный научный центр физической культуры и спорта (ВНИИФК), Москва
THE ROLE OF MASS SPORTS EVENTS IN THE POPULARIZATION
OF THE GTO COMPLEX AND THE PREPARATION OF THE WORKING-CAPACITY
POPULATION TO PERFORM THE TESTS OF THE VFSK GTO
PhD, Associate Professor E.N. Bobkova1 PhD, Associate Professor S.V. Zhukov1 PhD A.V. Kireeva1 PhD E.A. Zyurin2 E.N. Petruk2
1 Smolensk State University of Sports, Smolensk
2 Federal Science Center of Physical Culture and Sport, Moscow
Аннотация
Цель исследования - определить роль спортивно-массовых мероприятий в популяризации комплекса ГТО в подготовке трудоспособного населения к выполнению испытаний ВФСК ГТО.
Методика и организация исследования. В ходе научной работы проводился анализ планов спортивных мероприятий, направленных на организацию массовых пропагандистских акций по продвижению Всероссийского физ-культурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» Министерства спорта Российской Федерации за 2018-2021 гг., анализ данных аналитической системы мониторинга СМИ «Медиалогия», анкетирование (18 субъектов Российской Федерации, 546 респондентов трудоспособного возраста). Результаты исследования и выводы. В ходе научной работы выявлено, что вовлечение трудящихся в процесс выполнения норм ГТО через участие в спортивно-массовых мероприятиях должно происходить, прежде всего, по месту работы. Большая роль в популяризации спортивно-массовой работы, в том числе реализации комплекса ГТО в трудовых коллективах, отводится корпоративным СМИ. В рамках поиска решения задач по повышению эффективности физкультурно-спортивных мероприятий среди взрослого населения необходимо учитывать личностные интересы граждан, так как в обществе сформировался заказ на комфортную и доступную физкультур-но-спортивную среду для занятий «спортом».
Ключевые слова: трудоспособное население, комплекс ГТО, спортивно-массовые мероприятия, корпоративный спорт.
Abstract
Objective of the study was to determine the role of mass sports events in the popularization of the GTO complex in the preparation of the able-bodied population for the performance of tests of the VFSK GTO. Methods and structure of the study. In the course of scientific work, an analysis was made of plans for sports events aimed at organizing mass propaganda campaigns to promote the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for Labor and Defense" (VFSK GTO) of the Ministry of Sports of the Russian Federation for 2018-2021, analysis of data from the analytical media monitoring system "Medialogy", a survey was conducted (18 constituent entities of the Russian Federation, 546 respondents of working age). Results and conclusions. In the course of scientific work, it was revealed that the involvement of workers in the process of fulfilling the TRP standards through participation in mass sports events should occur, first of all, at the place of work. A large role in the popularization of mass sports work, including the implementation of the GTO complex in labor collectives, is assigned to corporate media. As part of the search for a solution to the problems of increasing the effectiveness of physical culture and sports events among the adult population, it is necessary to take into account the personal interests of citizens, since society has formed an order for a comfortable and accessible physical culture and sports environment for practicing "sports".
Keywords: employablepopulation; GTO complex (ready for labour and defence); sports and mass events; corporate sports.
Введение. Комплекс ГТО является одним из приоритетных проектов государства, направленных на массовое раз-
витие физической культуры и спорта, совершенствование системы физического воспитания населения страны [8, 10].
№10 • 2022 Октябрь | October
http://www.teoriya.ru
□ и
£ г.
а
ч—
о (и и
а
■
с
га
^
О (и .с Н
Специалистами в области физической культуры и спорта ведется активный поиск наиболее эффективных условий, форм и методов работы с населением страны: на предприятиях различной формы собственности, по месту жительства, в парковых и иных рекреационных зонах, по формированию заинтересованности и потребности населения в повышении двигательной активности, в том числе посредством подготовки к выполнению нормативов комплекса ГТО [1-3, 4, 6].
Вместе с тем, статистические данные и исследования в области массового спорта, результаты мониторинга реализации комплекса ГТО показывают незначительную долю взрослого населения от общего числа вовлеченных в занятия физической культурой и спортом (0,4 %) и участвующих в реализации ГТО (18,6 %) [5, 9].
Таким образом, актуальность изучения путей и способов вовлечения взрослого населения в процесс выполнения норм ГТО определяется противоречием между провозглашенным на государственном уровне массовым характером данного проекта и недостаточной активностью участия взрослого населения в этом процессе.
Цель исследования - определить роль спортивно-массовых мероприятий в популяризации комплекса ГТО в подготовке трудоспособного населения к выполнению испытаний ВФСК ГТО.
Методика и организация исследования. В ходе научной работы проводился анализ планов спортивных мероприятий, направленных на организацию массовых пропагандистских акций по продвижению Всероссийского физкультурно-спор-тивного комплекса «Готов к труду и обороне» Министерства спорта Российской Федерации за 2018-2021 гг., анализ данных аналитической системы мониторинга СМИ «Медиало-гия», анкетирование (18 субъектов Российской Федерации, 546 респондентов трудоспособного возраста).
Результаты исследования и их обсуждение. Изучение и анализ планов спортивных мероприятий, направленных на организацию массовых пропагандистских акций по продвижению ВФСК ГТО Министерства спорта Российской Федерации, позволил установить, что в период с 2018 по 2021 г. было проведено 1343 спортивно-массовых мероприятия различного уровня для всех возрастных групп населения. Доля спортивно-массовых мероприятий, проводимых для трудоспособного населения, составляет 13,6 0% от общего количества. За три года было проведено 182 спортивно-массовых мероприятия среди трудящихся, направленных на популяризацию комплекса ГТО. В течение каждого года
2,1 2,4 Школьники ■ Пенсионеры
Студенты
Семейные команды
Дети дошкольного возраста ■ Трудящиеся
ЛицасОВЗ ■ Все возрастные группы
Доля населения, участвующего в спортивно-массовых мероприятиях ВФСК ГТО в период 2018-2021 гг. (в %)
в России было организовано около 60 мероприятий для вовлечения трудящихся в комплекс ГТО. При этом количество физкультурно-спортивных мероприятий для взрослого населения значительно выше, так как, кроме формата фестивалей для трудящихся, проводятся физкультурно-спортивные мероприятия среди пенсионеров, семейных команд, а также иные мероприятия для всех возрастных групп, что представлено на рисунке.
Согласно данным аналитической системы мониторинга СМИ «Медиалогия», в 2021 г, по упоминаниям в различных СМИ, инфоповодов, касающихся спортивно-массовых мероприятий ВФСК ГТО среди трудовых коллективов, регионами-лидерами являются: г Москва, Белгородская область, Московская область, Калужская область, Челябинская область, Костромская область, Республика Башкортостан [7].
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о достаточном количестве спортивно-массовых мероприятий, проводимых среди взрослого населения, направленных на популяризацию комплекса ГТО и их освещение в СМИ, системности организационно-управленческой деятельности органов государственной и муниципальной власти по реализации стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, востребованности и значимости данных мероприятий в структуре физического воспитания населения.
С целью определения отношения к спортивно-массовым мероприятиям ВФСК ГТО среди трудоспособного населения был проведен социологический опрос. Исследование организовано в 18 субъектах Российской Федерации, опрошено 546 респондентов трудоспособного возраста, относящихся по своему статусу к категории «работающие».
По результатам опроса выявлена положительная тенденция к увеличению числа корпоративных спортивных мероприятий, приводящихся для реализации комплекса ГТО в трудовых коллективах, на это указали 55,1 % респондентов. Значимым является и то, что данная категория опрошенных смогла назвать все проводимые мероприятия и указать, какие виды испытаний ГТО в рамках этих мероприятий смогли выполнить на знак отличия. Не принимали участия в подобных мероприятиях, но в ближайшее время планируют это сделать 18,6 00 опрошенных респондентов.
Установлена связь между качеством проведения спортивного мероприятия и желанием работников участвовать в нем. При ответе на вопрос: «Можете ли вы согласиться с мнением, что качество проведенного спортивного мероприятия влияет на вовлеченность работника в выполнение норм ГТО и популяризирует комплекс в целом?» 79,6 00 опрошенных ответили утвердительно, 20,4 00 дали отрицательный ответ или затруднились ответить. При организации спортивно-массовых мероприятий среди трудящихся и членов их семей необходимо уделять внимание зрелищной составляющей спортивного события, на высоком уровне организовывать церемонии открытия и закрытия мероприятий, награждения участников. Активно вовлекать в события спортивно-массовых мероприятий болельщиков и гостей, членов семей, что в дальнейшем может способствовать большему охвату населения, появлению интереса и желанию принять участие в выполнении норм комплекса ГТО.
Выявлена эффективность корпоративных СМИ в продвижении идей комплекса в рамках конкретной организации. Так, 44,6 % работников предприятий указали, что в их ведомственных СМИ регулярно публикуется информация о комплексе ГТО, а также размещается информация о проведенных спортивно-массовых мероприятий (фотоотчеты, протоколы, обсуждения и пр.). Однако было отмечено, что корпоративные спортивно-массовые мероприятия ВФСК
10
http://www.teoriya.ru
№10^ 2022 Октябрь | ОсЬЬег
ГТО практически не освещаются в федеральных СМИ. Спортивно-массовые мероприятия комплекса ГТО должны освещаться в федеральных СМИ и в сети Интернет - указали 71,4 % респондентов.
Результаты исследования наглядно показали, что одним из основных факторов в подготовке к выполнению видов испытаний комплекса ГТО является наличие мест занятий для физической культуры и спорта (ФКиС). Из общего числа опрошенных 56,7 % отметили отсутствие каких-либо условий для занятий ФКиС и, соответственно, для предварительной подготовки и выполнения тестов комплекса ГТО, по месту трудовой деятельности. Только 24,4 0% респондентов заявило о созданных условиях для подготовки к выполнению испытаний комплекса ГТО на их предприятиях. Не знают или не интересовались условиями по подготовке к тестированию 18,9 00 респондентов.
Таким образом, в ходе исследования установлено, что среди трудящихся есть запрос на участие в спортивно-массовых мероприятиях в рамках физкультурно-спортивной деятельности по месту работы, в том числе на выполнение норм комплекса ГТО, повышение зрелищности спортивных событий, освещение корпоративных спортивных мероприятий ВФСК ГТО в федеральных СМИ.
Выводы. В ходе исследования выявлено, что вовлечение трудящихся в процесс выполнения норм ГТО через участие в спортивно-массовых мероприятиях должно происходить, прежде всего, по месту работы. Большая роль в популяризации спортивно-массовой работы, в том числе реализации комплекса ГТО в трудовых коллективах, отводится корпоративным СМИ.
В рамках поиска решения задач по повышению эффективности физкультурно-спортивных мероприятий среди взрослого населения необходимо учитывать личностные интересы граждан, так как в обществе сформировался заказ на комфортную и доступную физкультурно-спортивную среду для занятий «спортом». Необходимо проводить большее количество мероприятий физкультурно-спортивной направленности различного уровня сложности и разнообразных форм двигательной активности для населения страны, с использованием социальных и педагогических факторов, целенаправленно воздействующих на личность, которые будут способствовать формированию мотивации к занятиям физической культурой и спортом, что позволит сформировать приоритет физкультурно-спортивной активности перед иными формами досуга.
Литература
1. Антонян Р.А. Дифференциация потенциальных участников физкультурно-оздоровительных и спортивно-зрелищных мероприятий / Р.А. Антонян, И.Н. Манько // Физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация и рекреация: проблемы и перспективы развития: матер. VI Междунар. научно-практ. конф. - Красноярск: СибГУ им. М.Ф. Решетнева, 20-21 мая 2016 года. - 2016.
- С. 17-20.
2. Батаева С.С. Изучение физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, проводимых в городе // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма: матер. V Всерос. научно-практ. конф. - Казань, ПГАфКСиТ.
- 2017. - С. 179-182.
3. Гаффарова С.Ф. Концепция внедрения спорта в корпоративные программы по поддержке здорового образа жизни сотрудников предприятия / С.Ф. Гаффарова, Р.Р. Галиахметова, А.М. Белов // Казанский экономический вестник. - 2021. - № 3 (53). - С. 79-83.
4. Зюрин Э.А., Организационно-методические условия подготовки взрослого населения для выполнения нормативов комплекса ГТО по месту профессиональной деятельности / Э.А. Зюрин, Е.Н. Пе-трук // Вестник спортивной науки. - 2022. - № 1. - С. 52-58.
5. Зюрин Э.А. Мониторинг двигательной активности и физической подготовленности взрослого населения Российской Федерации по итогам выполнения нормативов комплекса ГТО в 20172020 гг. / Э.А Зюрин, Е.Н. Петрук // Вестник спортивной науки.
- 2021. - № 4. - С. 49-58.
6. Зюрин Э.А. Исследование показателей двигательного режима взрослого населения / Э.А. Зюрин, Е.Н. Петрук, Ю.В. Окуньков и др. // Вестник спортивной науки. - 2020. -№ 3. - С. 55-59.
7. Мониторинг СМИ и соцсетей: спорт (соцмедиа мониторинг и реагирование, отслеживание упоминаний, рейтинги упоминаний). - URL: https://www.mlg.ru/ratings/media/ (дата обращения: 08.06.2022).
8. Распоряжение правительства российской федерации от 3 июня 2019 г. № 1188-р «Об утверждении Стратегии развития спортивной индустрии до 2035 года». - URL: http://static.government.ru/ media/files/hAdS1Ag79t4b0gc0fxhmA6MZb8VLbYGR.pdf (дата обращения: 08.06.2022).
9. Федеральное статистическое наблюдение по форме №2-ГТО «Сведения о реализации Всероссийского физкультурно-спор-тивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)». - URL: https://minsport.gov.ru/sport/physical-culture/41/27653/ (дата обращения: 08.06.2022).
10. Федеральный проект «Спорт - норма жизни». - URL: https:// mintrud.gov.ru/ministry/programms/demography/5 (дата обращения: 08.06.2022).
References
1. Antonyan R.A., Manko I.N. Differentsiatsiya potentsialnykh uchast-nikov fizkulturno-ozdorovitelnykh i sportivno-zrelishchnykh meropri-yatiy [Differentiation of potential participants of sports and recreational and sports and entertainment events]. Fizicheskoye vospitaniye, sport, fizicheskaya reabilitatsiya i rekreatsiya: problemy i perspektivy razvitiya [Physical education, sports, physical rehabilitation and recreation: problems and development prospects]. Proceedings International scientific-practical conference. Krasnoyarsk: SibGU im. M.F. Reshetneva publ., 2016. Pp. 17-20.
2. Bataeva S.S. Izucheniye fizkulturno-ozdorovitelnykh i sportivnykh meropriyatiy, provodimykh v gorode [The study of physical culture, health and sports events held in the city]. Aktualnyye problemy teo-rii i praktiki fizicheskoy kultury, sporta i turizma [Actual problems of the theory and practice of physical culture, sports and tourism]. Proceedings national scientific-practical conference. Kazan, PGAFKSiT. 2017. Pp. 179-182.
3. Gaffarova S.F., Galiakhmetova R.R., Belov A.M. Kontseptsiya vne-dreniya sporta v korporativnyye programmy po podderzhke zdoro-vogo obraza zhizni sotrudnikov predpriyatiya [The concept of introducing sports into corporate programs to support a healthy lifestyle of employees]. Kazanskiy ekonomicheskiy vestnik. 2021. No. 3 (53). Pp. 79-83.
4. Zyurin E.A., Petruk E.N. Organizatsionno-metodicheskiye usloviya podgotovki vzroslogo naseleniya dlya vypolneniya normativov kom-pleksa GTO po mestu professionalnoy deyatelnosti [Organizational and methodological conditions for the training of the adult population to fulfill the standards of the GTO complex at the place of professional activity]. Vestnik sportivnoy nauki. 2022. No. 1. Pp. 52-58.
5. Zyurin E.A., Petruk E.N. Monitoring dvigatelnoy aktivnosti i fizicheskoy podgotovlennosti vzroslogo naseleniya Rossiyskoy Federatsii po ito-gam vypolneniya normativov kompleksa GTO v 2017-2020 gg. [Monitoring of motor activity and physical fitness of the adult population of the Russian Federation based on the results of fulfilling the standards of the GTO complex in 2017-2020]. Vestnik sportivnoy nauki. 2021. No. 4. Pp. 49-58.
6. Zyurin E.A., Petruk E.N., Okunkov Yu.V. et al. Issledovaniye pokaza-teley dvigatelnogo rezhima vzroslogo naseleniya [Study of indicators of the motor mode of the adult population]. Vestnik sportivnoy nauki. 2020. No. 3. Pp. 55-59.
7. Monitoring SMl i sotssetey: sport (sotsmedia monitoring i reagi-rovaniye, otslezhivaniye upominaniy, reytingi upominaniy) [Monitoring of media and social networks: sports (social media monitoring and response, tracking of mentions, ratings of mentions)]. Available at: https://www.mlg.ru/ratings/media/ (date of access: 06.08.2022).
8. Rasporyazheniye pravitelstva rossiyskoy federatsii ot 3 iyunya 2019 g. № 1188-r «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya sportivnoy industrii do 2035 goda» [Decree of the Government of the Russian Federation dated June 3, 2019 No. 1188-r "On Approval of the Strategy for the Development of the Sports Industry until 2035"]. Available at: http:// static.government.ru/media/files/hAdS1Ag79t4b0gc0fxhmA6MZb-8VLbYGR.pdf (date of access: 06.08.2022).
9. Federalnoye statisticheskoye nablyudeniye po forme №2-GTO «Sve-deniya o realizatsii Vserossiyskogo fizkulturno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone (GTO)» [Federal statistical observation according to the form No. 2-GTO "Information on the implementation of the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for work and defense (GtO)"]. Available at: https://minsport.gov.ru/ sport/physical-culture/41/27653/ (date of access: 06.08.2022).
10. Federalnyy proyekt «Sport-norma zhizni» [Federal project "Sport is the norm of life"]. Available at: https://mintrud.gov.ru/ministry/pro-gramms/demography/5 (date of access: 06.08.2022).
№10 • 2022 Октябрь | October
http://www.teoriya.ru