Научная статья на тему 'РОЛЬ СПОРТА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ'

РОЛЬ СПОРТА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
спорт / средневековье / история / sport / Middle Ages / history

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Марухин А.П., Брюхачев Е.Н.

В статье рассматриваются средневековые представления о той роли, которую спорт играет в развитии человека, а также затрагивается тема средневекового спорта в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF SPORT AND PHYSICAL CULTURE IN ANCIENT EUROPE

Article examines medieval theories of sport’s effect on the human development and explores some of the medieval sports and games.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СПОРТА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ»

УДК 796.011.1 Марухин А.П., Брюхачев Е.Н.

Марухин А.П.

студент

Кемеровский государственный университет (г. Кемерово, Россия)

Брюхачев Е.Н.

старший преподаватель кафедры физического воспитания Кемеровский государственный университет (г. Кемерово, Россия)

РОЛЬ СПОРТА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ

Аннотация: в статье рассматриваются средневековые представления о той роли, которую спорт играет в развитии человека, а также затрагивается тема средневекового спорта в целом.

Ключевые слова: спорт, средневековье, история.

Современные представления о роли спорта в развитии человека сложились относительно недавно, но генеалогию этих идей можно проследить вплоть до времён античности. Хотя, путь развития спортивной теории и эстетики был достаточно сложным, как и в целом человеческая история. Здесь будет представлен краткий анализ способов осмысления спортивной деятельности в средневековой Европе.

Теоретические основы спорта и изучение его роли в развитии личности берут начало в античной Греции, как и в многие другие научные и философские дисциплины. Средневековье вносит в античные идеи свои коррективы, связанные с изменением политического и социального порядка, а также с распространением христианства. Для наглядности сначала будет дан некоторый

исторический контекст и перечислены популярные виды спорта, затем можно будет перейти к анализу средневековой теории спорта.

Определение хронологических рамок средневековья — это дискуссионный вопрос, по поводу которого достигнут только лишь условный консенсус. Обычно нижней границей считается падение Западной Римской Империи - 476 год. С верхней границей дело обстоит сложнее, но в рамках данной статьи будет рассмотрен период классического или высокого средневековья (Х1-Х1У вв.), относительно границ которого нет сильных противоречий. Материал данной статьи касается территории Западной Европы -средневековых государств Франции, Священной Римской Империи, Королевства Англии, Испании, Италии.

Следующее, что важно отметить об указанном периоде - иерархичность общества. Современно общество не лишено иерархии, но нынешняя иерархия отлична от средневековой. Период классического средневековья есть период окончательного оформления сословной системы. Социальные страты были ограничены не только статусом и материальным положением, но и непосредственно законом. Принадлежность к сословию передавалась по наследству и переход в другое сословие был серьёзно ограничен, реальная возможность сословного роста в систематическом виде появилась только к позднему средневековью (например, дворянство мантии во Франции).

Важным отличием средневекового европейского высшего класса было непосредственное отношение к войне. Великое переселение народов и падение Западной Римской Империи сильно дестабилизировало регион на многие сотни лет. Вторжение древнегерманских племён (вандалов, франков, бургундов и т.д.) с востока и арабов с юга привело к тому, что самым важным ремеслом оказалась война. Со временем выделился отдельный класс военной аристократии. Главным делом аристократа было участие в военных действиях, что отражается и в культуре элиты, и в их времяпрепровождении. Разумеется, когда представители элиты в большинстве своём были воинами, конфликты происходили регулярно и затрагивали жизнь всех слоёв населения - в том числе третьего сословия, для

которого война также становилась определяющим фактором, хотя и не в той же мере.

Сказанное выше важно относительно разговора о спорте потому, что быт и отдых каждого человека в то время определялся его социальным положением. Один и тот же вид деятельности мог различаться для разных сословий. Например, для простых людей охота была частью быта и способом добычи пропитания, а для дворянства - уже спортом, потому что у самих аристократов не было практической необходимости в добыче еды.

Спортивные мероприятия аристократов имели относительно чёткие правила и включали: турниры, рыцарские поединки, охоту, позднее - игры с мячом (реал-теннис, фр. «jeu de paum»). Аристократы занимались спортом в своих имениях или на престижных городских дворах. К концу классического средневековья аристократический спорт стал достаточно популярным занятием. К примеру, король Франции Людовик X (1289-1316 гг.) был любителем «jeu de paum» и умер, выпив большое количество охлаждённого вина после продолжительного матча.

Спортом третьего сословия были: борьба, стрельба из лука и разные игры с мячом. Для простых людей масштабные мероприятия проводились реже, уступали в организации аристократическим и какого-либо единого свода правил, соответственно, не существовало. Исключением тут были городские соревнования, например по фехтованию. Такие мероприятия проводились организованно и имели регламент, а участники, показавшие свои навыки на высоком уровне, могли претендовать на патронаж у аристократов. Иногда участие третьего сословия в «аристократических» видах спорта вообще ограничивалось законом (например, указ короля Англии Эдуарда III). Если дворянские турниры организовывали специальные сообщества или даже сами монархи, то обычные люди собирались сами (например, у лондонцев XIII-го века был обычай соревноваться в борьбе с жителями окрестностей).

В целом можно заметить склонность средневековых европейцев к насильственным видам спорта. Так, борьба была популярна почти во всей

Европе. К позднему средневековью этот вид спорта стал считаться недостойным высшего класса, хотя португальский король Дуарте I (1391-1438 гг.) считал борьбу самой важной дисциплиной для развития координации тела. Наиболее популярным и масштабным спортом были рыцарские турниры и битвы в рукопашную. В них могли принимать участие сотни человек одновременно. Даже игры с мячом могли быть достаточно жестокими. В средневековом футболе, к примеру, было только одно чёткое правило - побеждала та команда, которая забивала гол. При этом в игре участвовало неограниченное количество человек и матчи представляли собой, по сути, потасовку.

Можно выделить следующие назначения спорта, которые в той или иной степени актуальны, начиная с античности: рекреация, развлечение, развитие физических качеств человеческого тела, эстетика, социализация и приобретение социального капитала, подготовка к военным действиям. Для разных категорий населения спорт имел разное назначение. Стоит учесть, что о быте третьего сословия мы знаем из письменных источников, а писать могли в основном представители знати и духовенства, которые зачастую презирали простых людей. Поэтому источники касательно этой части населения могут быть особенно неточными.

Для простых людей спорт был способом отдыха, развлечения, поддержания физической формы, но, очевидно, они не сильно задумывались о назначении физической культуры в человеческом развитии. Несмотря на это, спорт всё же играл важную роль в их жизни. Английские крестьяне занимались стрельбой из лука, как для охоты, так и по мишеням. Эта традиция сыграла важную роль во время Столетней Войны в битве при Азенкуре (25 октября 1415 г.), когда английские стрелки одержали верх над превышающим их по численности французским войском.

В целом люди по-простому понимали, что занятия спортом полезны для здоровья и воспринимали некоторую эстетику тела и движений, но понимание это было крайне условно, учитывая сильную хаотичность и даже жестокость средневековых игр. Видимо, это связано с чертами характера, которые ценились

в то время. Даже если отказаться от современных стереотипов и попытаться оценить эпоху объективно, мы не сможем не заметить распространённость насилия и жестокости в том обществе. Публичные казни, восстания, погромы и войны были куда более привычным явлением, чем в наше время. Для выживания в таких условиях человек должен был уметь защитить себя, проявлять агрессию и иметь некоторую толерантность к окружающему его насилию. Эти качества поощрялись с детства в играх и дальше - при участии в разных спортивных мероприятиях.

В то же время в дворянской среде воспитанию уделялось куда более серьёзное внимание. Аристократ должен был быть физически подготовлен к участию в вооружённых конфликтах и вместе с этим - к участию в турнирах, от которых зависела его репутация. Помимо этого, у элиты были продвинутые представления о красоте, поэтому спорт был важен и по эстетическим соображениям.

Британский дворянин Вильям Маршал (1147-1219 гг.) был одним из первых профессиональных спортсменов. Участвуя в турнирах, он завоевал такую славу, что из безземельного рыцаря стал регентом при юном короле Генрихе III. Другим известным участником турниров был Карл I Добрый (10841127 гг.), граф Фландрии. Он участвовал в турнирах в разных графствах Франции, в Нормандии и в других королевствах, что показывает интернациональный характер спортивных мероприятий того времени. У Карла была настолько хорошая репутация, что ему предлагали престол Иерусалима. С турнирами связаны и первые спортивные сообщества (e.g. «Сообщество Белого Медведя» в Брюгге).

Можно выделить качества, которые, по мнению представителей знати, должен был воспитывать спорт. Это, в первую очередь, способность сражаться, потому как сражение являлось главным делом аристократа. Далее - умение постоять за себя, за свою честь и репутацию на дуэлях, спортивных поединках и турнирах. И затем - поддержание здоровья и физической красоты. На примерах, приведённых выше, показано, насколько знатные люди ценили воинские навыки

и храбрость. Дворянский спорт был рассчитан на развитие именно этих аспектов, хотя к концу высокого средневековья становятся популярны более «мирные» виды спорта. Элегантность, эстетика и показное богатство становятся важнее воинских идеалов высокого средневековья.

Последнее, что стоит здесь отметить - влияние христианства на осмысление роли спорта. В среде христианских мыслителей и священнослужителей существовали два противоположных мнения касательно физических упражнений. Одни считали, что духовное развитие невозможно без поддержания физического здоровья (к примеру, Фома Аквинский). Другие - что тело есть источник греха, плотских вожделений. Спорт предполагает некоторое телесное удовольствие и, что самое главное, демонстрацию тела. Церковь стала более толерантна к демонстрации тела в эпоху Возрождения, что видно из искусства, подражавшего античному. Но на пике классического средневековья церковь была критична к проявлению телесности. Отрицательно клир относился и к турнирам, самому массовому и популярному виду организованного спорта, считая их варварством. Папа римский Иннокентий II (папа с 1130 по 1143 гг.) ввёл запрет на христианские похороны для людей, погибших во время турнира.

В заключение можно обобщить сказанное. Роль спорта в развитии человека в средневековье зависела от того, к какому сословию относился человек. Для духовенства спорт был исключительно способом поддержания здоровья и служил цели духовного развития, либо же вообще порицался. Для аристократов спорт был важной частью воспитания и необходимым элементом военной подготовки, способом развития тех качеств, которые необходимы для сражения. Для крестьян спорт был стихийным явлением, но в целом видно, что он служил средством адаптации к жестокой реальности той эпохи. Современная же теория роли спорта в развитии человека является более эгалитарной, систематизированной и научной версией представлений древности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Noel Fallows. A Cultural History of Sport in the Medieval Age // Bloomsbury Publishing. 2022;

2. Stephen H. Hardy. The Medieval Tournament: A Functional Sport of the Upper Class // Journal of Sport History, Vol. 1, No. 2 (FALL 1974), С. 91-105;

3. Thomas S. Henricks. Sport and Social Hierarchy in Medieval England // Journal of Sport History, Vol. 9, No. 2 (Summer, 1982), С. 20-37;

4. John Marshall Carter. Sports and Recreations in Thirteenth-Century England // Journal of Sport History, Vol. 15, No. 2 (Summer, 1988), C. 167-173;

5. Jon Sneddon. An elaborate medieval sport: Medieval German tournaments and tournament societies // Medieval Warfare, Vol. 1, No. 3, (2011), C. 39-42;

6. В.В. Григоревич. Всеобщая история физической культуры и спорта // Советский спорт. 2008.

Maruhin A.P., Bruhachev E.N.

Maruhin A.P.

Kemerovo State University (Kemerovo, Russia)

Bruhachev E.N.

Kemerovo State University (Kemerovo, Russia)

ROLE OF SPORT AND PHYSICAL CULTURE IN ANCIENT EUROPE

Abstract: article examines medieval theories of sport's effect on the human development and explores some of the medieval sports and games.

Keywords: sport, Middle Ages, history.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.