Теория и практика общественного развития. 2022. № 10. С. 44-50. Theory and Practice of Social Development. 2022. No. 10. P. 44-50.
Научная статья УДК 364
https://doi.org/10.24158/tipor.2022.10.5
Роль специалиста по социальной работе в предотвращении суицидов в молодежной среде
Марина Евгеньевна Кокорева
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье раскрывается проблема суицидального поведения современной молодежи. Представлены официальные данные статистики молодежных суицидов во всем мире и в России, в частности. Охарактеризованы ключевые причины самоубийств среди молодых людей, среди которых прежде всего: пассивная позиция по отношению к социальной и собственной жизни, слабый интерес к происходящим социально-политическим событиям, слабая развитость ценности жизни, отсутствие четких целей и видения собственных перспектив, разрушение жизненных планов под влиянием происходящих в обществе и государстве событий и т. д. Систематизированы ограничения российской государственной политики и институциональной модели социальной работы с молодым поколением по предотвращению суицидальных мыслей и саморазрушающегося поведения: бюрократизм, «протокольная» помощь, неразвитость дифференцированного и индивидуального подхода; отсутствие национального плана или официальных программ по проблеме суицидов в молодежной среде и т. д. Предлагается создание скоординированной многосекторальной системы и междисциплинарной команды для выработки эффективной политики по предотвращению самоубийств и суицидальных попыток в молодежной среде в современной России. Говорится о необходимости формирования новой ментальной культуры, в которой молодежь будет активным участником общественной жизни, полноценным субъектом права в этом историко-социальном и экономическом контексте; о необходимости выработки новой парадигмы, взгляда на проблему суицидов молодых людей, которая сегодня обусловливается не только внутриличностными конфликтами или межличностными разногласиями, но имеет общенациональный глобальный контекст.
Ключевые слова: социальная работа, социальная помощь, социальная поддержка, суицидальное мышление, суицидальные мысли, самоубийство, самоуничтожение
Для цитирования: Кокорева М.Е. Роль специалиста по социальной работе в предотвращении суицидов в молодежной среде // Теория и практика общественного развития. 2022. № 10. С. 44-50. https://doi.org/10.24158/tipor.2022.10.5.
Original article
The Role of the Social Work Specialist in Suicide Prevention among Youth Marina E. Kokoreva
Pirogov Russian National Research Medical University, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The author reveals the problem of suicidal behavior of modern youth. The official statistics of youth suicides around the world and in Russia are presented. The key causes of suicide among young people are characterized, among them: a passive position in relation to social and personal life, a weak interest in ongoing socio-political events, a weak development of the value of life, a lack of clear goals and a vision of one's own prospects, etc. The limitations of the Russian state policy and the institutional model of social work with the younger generation to prevent suicidal thoughts and self-destructive behavior are systematized: bureaucracy, «protocol» assistance, the lack of development of a differentiated approach; lack of a national plan on the problem of suicide among youth, etc. It is proposed to create a coordinated multisectoral system and an interdisciplinary team to develop an effective policy to prevent suicide and suicide attempts among young people in modern Russia. The need to form a new mental culture where young people will be active participants in public life, a full-fledged subject of law in this historical, social, and economic context is noted; the need to develop a new paradigm, a look at the problem of suicides of young people, which today is caused not only by intrapersonal conflicts or interpersonal disagreements but has a nationwide global context is stated.
Keywords: social work, social assistance, social support, suicidal ideation, suicidal thoughts, suicide, self-destruction
Forcitation: Kokoreva, M.E. (2022) The Role of the Social Work Specialist in Suicide Prevention among Youth. Theory and Practice of Social Development. (10), 44-50. Available from: doi:10.24158/tipor.2022.10.5 (In Russian)
© Кокорева М.Е., 2022
Введение. Суицидальное поведение относится к числу самых сложных и серьёзных проблем цивилизации XXI века, которая находится на переломном этапе своего существования. Намеренное причинение вреда самому себе или попытка решить проблемы путем самоубийства - практика, имеющая особо давнюю историю. В мировой системе здравоохранения самоубийство определяется как действие насильственного характера, совершаемое конкретным человеком против самого себя, направленное на самоуничтожение (Naguy et al., 2020: 4010).
Официальная статистика ООН гласит, что в 2012 году1 количество самоубийств во всем мире увеличилось на целых 60 % по равнению с тем уровнем, который наблюдался еще каких-то 45 лет назад. В результате совершения суицидальных действий ежегодно в мире погибает не менее одного миллиона человек2. В буквальном смысле это означает, что суицид совершается каждые 40 секунд. Данный тип неестественного ухода из жизни считается самой распространенной причиной среди всех смертей людей в возрасте от 15 до 44 лет3. В некоторых странах (Перу, Эфиопия, Индия, Вьетнам) его нижняя граница составляет 10 лет (Campisi et al., 2020). Такая тенденция снижения возрастного порога среди людей, совершающих самоубийства, и увеличение их частоты вызывает особую тревогу в мировой и национальной системе здравоохранения, государственных учреждениях, научном сообществе и других организациях, занимающихся вопросами психологического благополучия общества.
Самоубийства совершаются людьми с разной тяжестью и разными способами. Если к общим данным статистики добавить также количество случаев, когда суицид удалось предотвратить, то в таком случае мы получим данные, которые будут отвечать всем ключевым критериям и показателям, чтобы считаться приоритетом современной системы общественного здравоохранения. Ведь проблема суицидов в молодежной среде несет с собой риск повреждения здоровья не только самого субъекта, совершающего попытку самоубийства, но также затрагивает и тех людей, которые непосредственно взаимодействуют с ним (семьи, друзья, одноклассники, соседи и т. д.). Столкнувшись с такой ситуацией, близкие люди, как правило, переживают сильнейшее чувство боли и вину, стыд и раздражение, отрицание, а также беспомощность и непонимание. Это делает феномен суицида видимой общенациональной проблемой, затрагивающей без исключения всех.
Общепризнано, что активное внешнее вмешательство играет важную роль в предотвращении молодежных самоубийств. При этом вполне очевидно, что в современной России деятельность и вклад специалиста по социальной работе в проведение профилактических мероприятий всё еще остается на стадии теоретического обсуждения, эффективная система вмешательства ещё не сформулирована, отсутствует методика оценки её эффекта, и это в условиях полного осознания специалистами стремительно развивающегося и распространяющегося психологического кризиса в молодёжной среде. Для выработки соответствующих практико-ориентированных решений и проводится настоящее исследование.
Суицидальное поведение современного поколения является результатом совокупного действия различных причин, имеет характеристики сильной внезапности и высокой летальности. Для того, чтобы в таких условиях работать с предотвращением молодёжных самоубийств, необходимо выстраивание трехмерной системы поддержки, в которой будут задействованы учебные заведения, семья и работники социальных служб. Ключевыми исследовательскими вопросами, поднятыми в рамках статьи, актуализирующими ее научную новизну и практическую ценность, стали следующие:
1. Какая роль в предотвращении молодежных самоубийств отводится специалистам по социальной работе в современной России? Имеют ли они особую функцию в предотвращении суицидов?
2. Какие виды социальной помощи доступны молодым пользователям услуг, склонных к суициду, и каковы характер и частота их обращения к этим службам?
3. Какими путями может быть обеспечено увеличение вклада специалистов по социальной работе в предотвращение суицидальных тенденций в молодежной среде?
Для решения поставленных вопросов и достижения целей при проведении настоящего исследования были задействованы аналитические методы интерпретации научных текстов и нормативных документов.
1 Suicide [Электронный ресурс] // National Institute of Mental Health. URL: https://www.nimh.nih.gov/health/sta-tistics/suicide (дата обращения: 28.09.2022).
2 Suicide [Электронный ресурс] // Our World In Data. URL: https://ourworldindata.org/suicide (дата обращения: 28.09.2022).
3 Suicide in Rural and Remote Australia [электронный ресурс] // National Rural Health Alliance. URL: https://www.ruralhealth.org.au/sites/default/files/publications/nrha-rural-suicide-factsheet-july2021.pdf (дата обращения: 28.09.2022).
Суицидальная активность среди российской молодежи крайне высока. Данные статистики крайне неутешительны: Россия - страна, занимающая лидирующие позиции по уровню самоубийств среди школьников и студентов вузов (Аскерова, 2018: 334; Галицына, 2015; Сенкевич и др., 2016: 45). Наиболее уязвимыми в этом плане являются молодые люди в возрасте 14-24 лет. По оценкам психологов, в этот жизненный период примерно у 30 % юношей возникают суицидальные мысли (Садыков, Большакова, 2019: 38). Самое большое количество суицидальных поступков (54,6 %) приходится на подростковый период (14-17 лет). Очевидно, что наибольшую группу риска составляют именно молодые люди в возрасте 15 лет (27,3 %) (Черепанова, 2010: 231). На серьёзность данной проблемы указывает и Президент В.В. Путин, по словам которого, Интернет представляет одну из сильнейших угроз пропаганды молодежного суицида1. С этой точки зрения социальная работа играет огромную роль в профилактике, раннем предотвращении суицидов среди молодых людей, а также в выработке стратегий для просвещения населения о проблеме саморазрушения (Киселева, 2021: 83).
Современное поколение часто чувствует, что живет как будто в старом мире, в котором уже все сделано до них, где от них ничего не зависит (Грибанова, 2018: 125). Исследования показывают, что около 50,8 % российской молодежи - это «зрители», абсентеисты, которые лишь изредка демонстрируют пассивный интерес к социально-важным вопросам (Домбровская, 2022: 51). Около 44 % московских подростков не имеют целей в жизни и ничем не интересуются2. В буквальном смысле данный общественный кластер живет по принципу прямого усвоения существующих норм и правил для того, чтобы хоть как-то включиться в это общество. Такое мироощущение и восприятие действительности, увы, формирует безразличную позицию не только по отношению к глобальному мирозданию, но и по отношению к самому себе.
В классической теории социальной работы принято считать, что микросистема, в которой находится молодой человек, оказывает наибольшее влияние на все сферы его жизни3. Это прежде всего его семья, одноклассники, близкие друзья и соседи. Большое значение в контексте проблемы суицидальных мыслей имеет фактор социальной поддержки, оказываемой внутри этой самой микросистемы. Иногда обстоятельства складываются так, что именно благодаря содействию со стороны неформальных социальных сетей человек с суицидальными мыслями отказывается от своих идей. Однако более распространенными являются те ситуации, когда микросистема не способна справиться самостоятельно, когда перспективы саморазрешения проблемы крайне малы. В таком случае необходимо вмешательство формальных сетей профессионалов (специалистов по социальной работе, психологов, учителей, профессоров, медсестер и т. д.)4.
Многочисленные точки зрения и объяснения самоубийства иллюстрируют его сложность, в связи с чем возникает закономерный вопрос, какие виды социальной помощи доступны молодым пользователям услуг, склонным к суициду, каково их содержание, характер, а также какой является частота обращения к этим службам в современной России?
В разные периоды времени в российском государстве генерировались разные векторы социальной политики, профилактические средства, направленные на формирование ценности жизни среди молодежи и преодоление саморазрушающегося поведения. Начиная от старообрядческих методов и ритуалов по «изгнанию бесов» из людей, причиняющих себе намеренный вред, ставящий под угрозу их жизнь и существование, церковных заветов (период XVII-XIX столетий), использования методов психиатрического лечения в условиях амбулаторного лечения в послереволюционный период (XX столетие), заканчивая стремлением создать более либеральную терапевтическую среду с оказанием целевой помощи нуждающимся, созданием и распространением соответствующей образовательной литературы, привлечением общественных деятелей и т. п. (с начала XXI века и по настоящее время) (Любов и др., 2017).
В мандате социальной работы в России четко прописано, что она проводится со всеми категориями нуждающихся граждан. Вполне логично будет предположить необходимость регулярного вступления специалистов по социальной работе в контакт с лицами, имеющими повы-
1 Лантратова связала рост суицидов среди подростков с «социализацией» в сети [Электронный ресурс] //
ДумаТВ. URL: https://dumatv.ru/news/-------lantratova-svyazala-rost-suitsidov-sredi-podrostkov-s-sotsializatsiei-v-
seti (дата обращения 28.09.2022).
2 «Крик о помощи»: почему подростки не хотят жить [Электронный ресурс] // Газета.ги. URL: https://www.gazeta.ru/social/2019/04/25/12321139.shtml (дата обращения 28.09.2022).
3 Five Theories in Social Work [Электронный ресурс] // Nord Open. URL: https://nordopen.nord.no/nord-xmlui/bit-stream/handle/11250/141851/Hutchinson_GS.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения 28.09.2022).
4 Murillo C.M. El bajo apoyo social y su incidencia en las y los adolescentes con riesgo a ideacion suicida [Электронный ресурс] // Derechos Reservados Universidad de Colima. URL: https://eventos.ucol.mx/content/iTii-crositios/241/file/memoria/pdf/3.pdf (дата обращения 28.09.2022).
шенный риск самоубийства. Однако вместо того, чтобы непосредственно оказывать помощь, специалисты по социальной работе всё чаще становятся «координаторами по уходу». Всё чаще основная роль человека данной профессии в современной России сводятся к оценке, координации кризисных ситуаций, а также организации пакетов помощи и управлению ими. К тому же в современной российской реальности соотношение ресурсов социальной работы, которые могут помочь в выявлении, предотвращении и вмешательстве в суицидальное поведение, преодолении последствий трагедии и статистики самоубийств в молодежной среде, крайне дисгармонично. Это также приводит к тому, что специалисты по социальной работе сосредотачивают свое внимание преимущественно на потребностях пользователей социальных услуг, а не на моральных проблемах и суждениях каждого конкретного человека. В таких обстоятельствах зачастую те, кто объективно нуждается в помощи, могут заметно отличаться: от детей до пожилых людей или тех, кто испытывает временные финансовые сложности или страдает каким-либо психическим расстройством. Многие из тех, кого объективно можно назвать нуждающимися, также по тем или иным причинам подвергаются повышенному риску самоубийства.
Социальная работа с молодыми людьми, находящимися в соответствии с определенными факторами в зоне особого суицидального риска, осуществляется преимущественно «протокольно» и символически. Во многих случаях в силу тех или иных бюрократических причин специалисты по социальной работе не в силах обеспечить опережающего профессионального, этичного и обоснованного вмешательства. Недостаток планирования, отсутствие грамотного распределения должностных ролей, смешивание профессиональных обязанностей, чрезмерная формализация диагностических процедур, отсутствие резервных планов на случай чрезвычайных ситуаций, каковой стала пандемия CoVID-19, с одновременным повышением беспокойства социальных работников по поводу безопасности особо уязвимых категорий граждан и неспособности оказать должную и своевременную помощь - всё это сегодня выступает важнейшим показателем необходимости качественных изменений. К тому же известно, что в большинстве случаев молодые люди c суицидальными наклонностями в России редко проявляют инициативу вступления в контакт со специалистом по социальной работе. На сегодняшний день в России отсутствует как таковой национальный план или какие-либо серьёзные программы по проблеме суицидов в молодежной среде. Отсутствует также статистика, где достоверно и в полном объеме измерялись бы данные того, сколько молодых людей в зоне риска обращается в медицинские и социальные службы перед тем, как совершить добровольный уход из жизни. Хотя, похоже, среди специалистов по социальной работе в современной России всё же ведутся споры о том, какая доля молодежи вступает в контакт с соответствующими службами поддержки, и по всем объективным показателям - это меньшинство из них. Отсутствуют и данные о том, существуют ли заметные различия между теми молодыми людьми, которые склонны к суициду и контактируют со специалистами по социальной работе, и теми, кто находится в таком же моральном положении, но не контактирует с соответствующими специалистами. При этом качество отношений между социальным работником и пользователем услуг имеет центральное значение как для непосредственной оценки, так и для вмешательства. В таких условиях эффективность действий, совершаемых государственными институтами и народными правительствами, в качестве ответа на увеличение числа самоубийств среди молодых людей может быть поставлена под сомнение.
Сложность общественных сценариев, их постоянная изменчивость под влиянием самых разных факторов, обусловливает необходимость постоянного переосмысления профессиональной практики социальной работы. Те психосоциальные проблемы, которые еще несколько лет назад не имели никакой связи с суицидальными мыслями, в современной реальности могут ставить молодых людей в неразрешимую ситуацию. Речь идет прежде всего о психосоциальном отчуждении в связи с продолжительной социальной изоляцией, вызванной пандемией, вынужденным долгосрочным или краткосрочным переносом учебных и профессиональных планов, изменением жизненных целей, увеличением времени, проводимого в виртуальной сети, и снижением времени живого физического общения, а также последующая за ними тревожность, беспокойство, усугубление хронических психофизиологических заболеваний, личностный кризис, депрессия и суицидальные мысли из-за невозможности каким-то образом повлиять на ситуацию. Незнание и непонимание данных реалий парализует работу всей команды, которая так или иначе ответственна за предотвращение молодежных саморазрушений. Все это порождает большое количество новых вопросов о том, какие методы и инструменты психосоциальной работы могут быть наиболее эффективными в сложившихся условиях, с помощью каких техник можно помочь молодым людям справиться с кризисом психического здоровья.
Сегодня становится очевидным, что одной из приоритетных задач социальной работы с молодым поколением должно стать формирование такой ментальности и культуры, в которой молодежь будет чувствовать себя полноценным субъектом права и общества в этом историко-
социальном и экономическом контексте. Вполне понятно, что социальная работа по предотвращению суицидальных тенденций в молодежной среде не возникла бы в ее нынешнем виде без изменений в отношениях между социальными и личными мирами, в которых сегодня так или иначе живут люди. Меняющаяся роль государства в нашей повседневной жизни символизирует изменения в том, где встречаются эти социальные и личные миры. Идея всеобщего государственного благосостояния, обеспечивающего здравоохранение и социальную помощь, была бы немыслима в викторианскую эпоху, в основном потому, что это рассматривалось бы как грубое нарушение государством личных дел. Однако сегодня этот новый сценарий и новая междисциплинарная парадигма социальной работы по снижению суицидальных рисков среди молодежи уже получил некоторое обоснование и развитие в научных трудах П. Зотова, Е. Любова, В. Розанова, А. Севастьянова (Зотов и др., 2019), А. Антиповой (Антипова, 2021) и других.
Разнообразие роли социальной работы может свидетельствовать о множестве подходов к тому, как социальные работники могут понимать, оценивать и вмешиваться в работу с молодежью по предотвращению суицидов. В нынешних условиях очень важно выработать новые смыслы и ценности социального взаимодействия, которые не предполагают прямого подчинения, а направлены на активное конструирование национальной реальности. Переживания, испытываемые современной молодежью, должны стать видимыми на уровне всего общества и государства. Это может быть обеспечено в том числе посредством использования цифровых и информационно-коммуникационных технологий для того, чтобы рассказывать о причинах и признаках самоубийства, о том, что можно сделать, чтобы его предотвратить, о доступных ресурсах, которые могут помочь молодым людям пережить трудные времена; внедрения в учебные программы разделов и материалов, освещающих проблему молодежного суицида, практических рекомендаций для формирования у детей и подростков навыков формальной самотерапии при столкновении с трудностями, личностным кризисом и в случае возникновения суицидальных мыслей и т. п. Это может стать важнейшим шагом на пути развития государственной политики в отношении профилактики, помощи и устранения саморазрушительного поведения среди молодежи.
Чрезвычайно важно, чтобы специалисты по социальной работе, осуществляющие свою деятельность в учреждениях, ответственных за работу с молодежными группами (молодежных общественных советах, центрах, парламентах, учреждениях сферы молодежной политики и дополнительного образования, подростково-молодежных клубах, волонтерских службах и т. п.), обеспечивали возможность активного слушания проблем, с которыми сталкивается подрастающее поколение. Это подразумевает критический взгляд на контекст саморазрушительных мыслей, междисциплинарное видение и анализ тех моментов, которые непосредственно привлекают внимание профессионала в общении с молодыми людьми. Детализация каждого конкретного случая, исследование сильных и слабых сторон профессиональной помощи, различение множественных причинно-следственных факторов суицидальных рисков - всё это имеет решающее значение для будущей работы по предотвращению молодежных самоубийств.
На наш взгляд, самый важный вклад, который может внести специалист по социальной работе, заключается в том, чтобы суметь работать вместе со своим коллегой по медицинскому обслуживанию для обеспечения эффективного совместного подхода к предотвращению суицида, сохраняя при этом основные и уникальные черты социальной работы. Данные особенности включают целостный подход к оценке и вмешательству, а также сосредоточение внимания на социальных потребностях российской молодежи (например, эксплуатация, социальная изоляция, жизненно важные потребности, злоупотребление психоактивными веществами и т. д.). Этот подход отличается от традиционной медицинской модели, в которой потребности пользователя услуг в области здравоохранения соматизированы и не рассматриваются в контексте других потребностей.
Например, специалист по социальной работе может определить, что пользователь услуг подвергается повышенному риску самоубийства и предоставить пакет поддержки, такой как кризисная группа (команда, которая интенсивно работает в течение коротких периодов времени во время кризиса). Кризисная группа будет оказывать непосредственную помощь пользователю услуги и поддерживать обратную связь с социальным работником. Затем специалист должен будет работать с кризисной командой, чтобы определить, как долго должно продолжаться это вмешательство и какие дополнительные пакеты поддержки могут потребоваться.
Специалисты по социальной работе должны работать не только с отдельными людьми, но и с более широкими социальными сетями, чтобы эффективно поддерживать молодых людей, имеющих суицидальные мысли и склонности. Например, семейные сети и друзья с большей вероятностью будут регулярно контактировать с такими молодыми людьми, поэтому любые изменения в психическом здоровье человека могут быть сначала замечены семьёй или близким дру-
гом. Возможность наладить отношения с этими неформальными сетями поддержки может помочь социальным работникам работать с пользователями услуг и оказывать помощь в наиболее подходящее время.
Заключение. В результате проведенного исследования мы можем сделать вывод о том, что в современной России существует очевидная асимметрия между функционированием государственных институтов как механизма предотвращения суицидов в молодежной среде и их динамикой. Растущая тенденция самоубийств и суицидальных попыток среди молодежи формирует новую сложную реальность, которая требует широких и всесторонних действий. Завершенный суицид провоцирует следующую попытку самоубийства, что в короткий промежуток времени способно породить последовательную цепную реакцию в обществе. Пустота, пришедшая в след за смертью близкого человека, вселяет в семью и близких людей чувство неуверенности и социальной несправедливости. В таких условиях очень важно осознать «совместную ответственность», которую несет общество и его институты для предотвращения эскалации саморазрушительного поведения.
Специалистам по социальной работе в силу их профессии поручено работать с наиболее уязвимыми и маргинализованными общественными группами, именно поэтому они имеют хорошие возможности для контакта с теми, кто рискует совершить самоубийство. В своей деятельности они должны стараться развивать позитивные отношения с пользователями услуг, но важно делать это, помня, что у этих отношений есть вполне четкая и конкретная цель.
Перспективы дальнейших научных исследований связаны с изучением общенациональных причин и факторов, вызывающих установку на самоубийство в молодежной среде с учетом новой социально-политической и экономической реальности российского государства. В таких условиях, в которых сегодня существует Россия, в тех обстоятельствах неопределенности, в которых оказалась молодежь, суицидальные мысли, намерения и соответствующее поведение уже не будут ограничиваться лишь внутриличностными конфликтами или межличностными разногласиями. Сегодня и в ближайшей перспективе проблема суицидов в молодежной среде и их причины будут иметь более глубокий и по-настоящему глобальный контекст.
Список источников:
Антипова А.В. Междисциплинарные аспекты проблемы детско-подросткового суицида (по материалам Забайкальского края) // Вестник Бурятского государственного университета. Юриспруденция. 2021. № 2. С. 31-40. https://doi .org/10.18101 /2658-4409-2021 -2-31 -38.
Аскерова В.О. Суицидальная активность в молодежной среде в аспекте формирования культуры безопасности // VI всероссийская научная конференция с международным участием к 100-летию Иркутского государственного университета и 20-летию Института социальных наук ИГУ 29-30 марта 2018 года: сб. статей. Иркутск, 2018. C. 333-340.
Галицына А.М. Проблема суицида в молодежной среде и причины ее обуславливающие // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2015. № 2. С. 132-138.
Грибанова В.А. Электоральная пассивность молодежи: причины и пути преодоления // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018. № 5 (56). 14. https://doi.org/10.26105/SSPU.2019.56.5.014.
Домбровская А.Ю. Гражданский активизм молодежи в современной России: особенности проявления в онлайн- и офлайн-средах (по результатам эмпирического исследования) // Власть. 2022. № 2. C. 51 -58. https://doi.org/10.31171/vlast.v28i2.7134.
Зотов П.Б., Любов Е.Б., Розанов В.А., Севастьянов A.A. Суицидология в подготовке медицинского профессионала: междисциплинарный подход // Суицидология. 2019. №3 (36). C. 93-101. https://doi.org/10.32878/suiciderus.19-10-03(36)-93-101.
Киселева Я.А. Суицидальное поведение как предмет деятельности специалиста социальной работы // Социальная работа и социальная политика в условиях меняющейся архитектуры социального государства: сб. статей. Екатеринбург, 2021. C. 82-88.
Любов Е.Б., Зотов П.Б., Кушнарев В.М. История развития суицидологии в России // Суицидология. 2017. № 3 (28). C. 22-39.
Садыков Р.М., Большакова Н.Л. Суицид среди молодежи как социальная проблема с современной России // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. №9. C. 37-43. https://doi.org/10.24158/spp.2019.9.5.
Сенкевич Л.В., Донцов Д.А., Донцова М.В., Орешкина А.С., Пятаков Е.О. Методологическое научное понимание суицида в качестве культурно-исторического, философского и психосоциального феномена // Вестник практической психологии образования. 2016. №2 (47). C. 45-58.
Черепанова М.И. Социальные условия и факторы суицидального поведения молодежи // Известия Алтайского государственного университета. 2010. №2-2.C. 231-234.
Campisi S.C., Carducci B., Akseer N., Zasowski C., Szatmari P., Bhutta Z. Suicidal behaviours among adolescents from 90 countries: a pooled analysis of the global school-based student health survey // BMC Public Health. 2020. Vol. 20(1). P. 1102. https://doi.org/10.1186/s12889-020-09209-z.
Naguy A., Elbadry H., Salem H. Suicide: a Precis! // Journal of Family Medicine and Primary Care. 2020. Vol. 9 (8). https://doi.org/10.4103/jfmpc.jfmpc_12_20.
References:
Antipova, A.V. (2021) Interdisciplinary Aspects of the Problem of Child and Adolescent Suicide. Bulletin of Buryat State University. Law. (2). 31-40. Available from: doi:10.18101/2658-4409-2021-2-31-38. (In Russian).
Askerova, V.O. (2018) Suitsidal'naya aktivnost' v molodezhnoi srede v aspekte formirovaniya kul'tury bezopasnosti [Suicidal activity among young people in the aspect of the formation of a safety culture]. In: VI vserossiiskaya nauchnaya konferentsiya s mezhdunarodnym uchastiem k 100-letiyu Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta i 20-letiyu Instituta sotsial'nykh nauk IGU 2930 marta 2018 goda [VI All-Russian scientific conference with international participation on the occasion of the 100th anniversary of the Irkutsk State University and the 20th anniversary of the Institute of Social Sciences of ISU March 29-30, 2018]. Irkutsk. Pp. 333-340. (In Russian).
Campisi, S.C., Carducci, B., Akseer, N., Zasowsk,i C., Szatmari, P., Bhutta, Z. (2020) Suicidal Behaviours among Adolescents from 90 Countries: a Pooled Analysis of the Global School-Based Student Health Survey. BMC Public Health. 20(1). 1102. Available from: doi:10.1186/s12889-020-09209-z.
Cherepanova, M.I. (2010) The Social Conditions and Factors of Suicidal Behavior of Youth. Izvestiya of Altai State University. (2-2). 231-234 (in Russian).
Dombrovskaya, A.Y. (2022) Civil Activism of Youth in Modern Russia: Features of its Manifestation in Online and Offline Environments (Based on the Results of an Empirical Study). Vlast'. (2). 51-58. Available from: doi:5110.31171/vlast.v28i2.7134. (In Russian).
Galitsyna, A.M. (2015) Problema suitsida v molodezhnoi srede i prichiny ee obuslavlivayushchie [The problem of suicide among young people and its causes]. Elektronnyi vestnik Rostovskogo sotsial'no-ekonomicheskogo instituta [Electronic Bulletin of the Rostov Socio-Economic Institute]. (2). 132-138. (In Russian).
Gribanova, V.A. (2018) Elektoral'naya passivnost' molodezhi: prichiny i puti preodoleniya [Electoral Passivity of Youth: Causes and Ways to Overcome]. The Surgut State Pedagogical University Bulletin. (5): 14. Available from: doi:10.26105/SSPU.2019.56.5.014 (In Russian).
Kiseleva, Y.A. (2021) Suicidal Behavior of Different Age Groups. Survey Analysis on Suicidal Risk. In: Sotsial'naya rabota i sotsial'naya politika v usloviyakh menyayushcheisya arkhitektury sotsial'nogo gosudarstva [Social work and social policy in the changing architecture of the welfare state]. Yekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta. 82-88. (In Russian).
Lyubov, E.B., Zotov, P.B., Kushnarev, V.M. (2017) History of Suicidology Development in Russia. Suicidology. (3). 22-39. (In Russian).
Naguy, A., Elbadry, H., Salem, H. (2020) Suicide: a Precis! Journal of Family Medicine and Primary Care. 9 (8). Available from: doi: 10.4103/jfmpc.jfmpc_12_20.
Sadykov, R.M., Bolshakova, N.L. (2019) Youth Suicide as a Social Problem in Modern Russia. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (9). 37-43. Available from: doi:10.24158/spp.2019.9.5. (In Russian).
Senkevich, L.V., Dontsov, D.A., Dontsova, M.V., Oreshkina, A.S., Pyatakov, E.O. (2016) Metodologicheskoe nauchnoe poni-manie suitsida v kachestve kul'turno-istoricheskogo, filosofskogo i psikhosotsial'nogo fenomena [Methodological scientific understanding of suicide as a cultural, historical, philosophical, and psychosocial phenomenon]. Bulletin of Psychological Practice in Education. (2). 45-58. (In Russian).
Zotov, P.B., Lyubov, E.B., Rozanov, V.A., Sevast'yanov, A.A. (2019) Suicidology in Preparation of a Medical Professional: Interdisciplinary Approach. Suicidology. (3). 93-101. Available from: doi:10.32878/suiciderus.19-10-03(36)-93-101. (In Russian).
Информация об авторе М.Е. Кокорева - кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы, Факультет клинической психологии и социальной работы, Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова, Москва, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=765823.
Information about the author M.E. Kokoreva - PhD in Social Science, Associate Professor, Social Work Department, Faculty of Clinical Psychology and Social Work, Pirogov Russian National Research Medical University, Moscow, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=765823.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 06.09.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 27.09.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 04.10.2022.