Научная статья на тему 'Роль Союза журналистов в становлении демократической прессы в челябинской области в конце хх столетия'

Роль Союза журналистов в становлении демократической прессы в челябинской области в конце хх столетия Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
275
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПРЕССА / СОЮЗ ЖУРНАЛИСТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЖУРНАЛИСТОВ / НЕЗАВИСИМОСТЬ / JOURNALISM / DEMOCRATIC PRESS / INDEPENDENCE / JOURNALISTS UNION / PROFESSIONAL JOURNALISTS UNION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Драгунов Александр Васильевич, Павлова Наталья Олеговна

Публикация посвящена изучению вопроса о роли Союза журналистов Челябинской области, в становлении демократических начал в конце ХХ века. Исследуется система взаимосвязей между творческим Союзом и деятельностью средств массовой информации в условиях гло бальных преобразований. Приводятся конкретные примеры из работы правления областной журналистской организации, ее первичных структур. Они подтверждают положительное влияние общественного творческого формирования на демократические преобразования в стране на исходе тысячелетия. Подробно анализируется история создания и выпуска еженедельника «Контакт» одного из первых независимых региональных печатных СМИ, учрежденного правлением областной организации Союза журналистов СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Драгунов Александр Васильевич, Павлова Наталья Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF JOURNALIST,S UNITY IN THE FORMATION OF DEMOCRACY SOCIETY IN CHELYABINSK REGION THE END OF XX CENTURY

The publication is devoted to studying the role of the Journalists Union, in particular of the Chelyabinsk region, in the development of democratic principles in the late twentieth century. The relationship system between creative Unions and the media activities is researched in the context of the global transformation. Specific examples of the regional journalistic organization administrative activities and its primary structures are amplified. Those instances confirm the positive impact on the formation of creative social democratic reforms in the country at the end of the millennium. The history of creation and publication of the weekly printed edition “Contact” is analyzed in details. “Contact” is one the first independent regional printed media, established by the board of the regional organization of the USSR journalists union.

Текст научной работы на тему «Роль Союза журналистов в становлении демократической прессы в челябинской области в конце хх столетия»

Краткие сообщения

УДК 002.2(470.55) ББК Ч602.471(2р36)

DOI: 10.14529/ssh170116

роль союза журналистов в становлении демократической прессы в челябинской области в конце хх столетия

А. В. Драгунов, Н. О. Павлова

Публикация посвящена изучению вопроса о роли Союза журналистов челябинской области, в становлении демократических начал в конце ХХ века. Исследуется система взаимосвязей между творческим Союзом и деятельностью средств массовой информации в условиях глобальных преобразований. Приводятся конкретные примеры из работы правления областной журналистской организации, ее первичных структур. Они подтверждают положительное влияние общественного творческого формирования на демократические преобразования в стране на исходе тысячелетия.

Подробно анализируется история создания и выпуска еженедельника «контакт» — одного из первых независимых региональных печатных СМИ, учрежденного правлением областной организации Союза журналистов СССР.

Ключевые слова: журналистика, демократическая пресса, Союз журналистов, профессиональные объединения журналистов, независимость.

как и во многих профессиональных областях, в журналистике существуют свои профессиональные объединения. Самым крупным в России является Союз журналистов, ставший преемником Союза журналистов СССР. часто именно они становились и становятся единственным регулирующим органом в отсутствии продуманной законодательной базы в области СМИ, влияя на развитие демократических процессов в обществе.

Стоит отметить, что мировое сообщество на уровне ЮНЕСкО признают опорную роль СМИ в подведении фундамента под демократию. Государственная политика должна учитывать силу воздействия информации на культуру и общество.

Профессиональная независимая общественная организация работников СМИ — Союз журналистов России — был основан 13 ноября 1918 года. Почетными председателями первого съезда были избраны владимир Ленин и Лев Троцкий, которые в анкетах именовали себя журналистами.

в мае 1919 года Союз получил название коммунистического союза журналистов и в июле того же года на правах секции вошел в состав Союза работников просвещения и социалистической культуры. Но до 1956 года Союз журналистов бездействовал, находясь в фактически расформированном состоянии. Только в 1956 году было создано оргбюро Союза журналистов СССР [11]. 12 ноября 1959 года состоялся первый съезд Союза журналистов СССР, правопреемником которого стал Союз журналистов России (СЖР). 17 ноября 1990 года прошел учредительный съезд СЖР, Союз журналистов СССР прекратил свое существование.

Сегодня СЖР — один из крупнейших в Европе, он объединяет около 100 тысяч человек. в него входят 86 региональных организаций, а также более сорока творческих ассоциаций, гильдий и объединений.

челябинская областная организация Союза журналистов СССР была создана в 1959 году с целью объединения творческих работников издательств, СМИ, социально-правовой защиты журналистов, их интересов, чести и достоинства; участия в реализации действующих законодательств о СМИ, развития системы профессионального образования, повышения мастерства, заботы об улучшении условий труда, быта и отдыха журналистов [1, с. 131].

в 1993 году она реорганизована в челябинскую областную организацию Союза журналистов России, в 1999 году — в общественную организацию «Союз журналистов челябинской области». в разное время ею руководили в. Дробышевский, М. Аношкин, Б. Маршалов, А. драгунов, О. Сини-цын, Б. киршин, в Понуров, А. Юрин [10].

Можно выделить следующие демократические права Союза: проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, представлять и защищать законные интересы своих членов в органах государственной власти, в том числе в суде, а также выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти [9].

Органами управления организации являются конференция, правление, председатель и ревизионная комиссия. Органам саморегулирования считается региональная коллегия Большого Жюри Союза журналистов России. высшим руководящим органом организации определена конференция, которая созывается не реже одного раза в три года. Первичными подразделениями выступают местные отделения, филиалы, представительства, которые создаются в редакциях СМИ или других учреждениях и организациях, чья деятельность связана со средствами массовой информации, при наличии не менее трех членов Союза журналистов России, действующих в городах и районах челябинской области.

Роль Союза журналистов в становлении демократической прессы в Челябинской области в конце ХХ столетия

А. В. Драгунов, Н. О. Павлова

Пресса челябинской области в 1985—1990 годах — это более ста городских, районных и многотиражных газет, информационных вестников и других изданий. в комитете по телевидению и радиовещанию работали 50 журналистов — это была самая большая первичная журналистская организация в областном Союзе. Их аудиторией являлась вся область. Областная организация насчитывала порядка 600 членов Союза.

Структура Союза журналистов такова:

— центральное правление (в Москве);

— правление СЖ в субъектах;

— первичная организация при каждой редакции.

в 1985 году генеральным секретарем Цк кПСС

становится М. Горбачев, провозгласивший эпоху гласности в СССР. в этот период большое внимание уделялось деятельности общественных организаций, в особенности, творческих союзов. Одним из таких и был Союз журналистов. Он стал уникальным инструментом доведения идей партии до народа.

важный момент из всех политических преобразований — экономические изменения. в 1988 году вышло постановление Совета министров СССР по предоставлении льгот для творческих союзов. С этого момента появилась возможность заниматься хозяйственной деятельностью [8].

Многие первичные организации СЖР стали самостоятельно зарабатывать деньги. Постановление дало в руки механизм: появилась возможность открывать счета и автономно регулировать денежный поток. ярким образцом подобной деятельности стала первичная журналистская организация редакции газеты «вечерний челябинск». При ней была создана рекламно-информационная фирма (РИФ). в начале 1990-х годов появились приложения к газете «вечерний челябинск»: «криминальная история челябинской области», «во саду ли, в огороде». Разовые тиражи приложений достигали 40 000 экземпляров. Учитывая стоимость (10 рублей за экземпляр), такой ход позволил существенно увеличить доход редакции.

в «вечернем челябинске» через свою журналистскую организацию нашли новые пути распространения газетной продукции. На территории Южного Урала впервые начали устанавливаться киоски для продажи периодической печати. Стоит отметить, что нововведение получило широкое распространение и стало первым масштабным опытом в России — к 1993 году в челябинске было установлено 22 киоска «вечерний челябинск».

Первичная журналистская организация областной молодежной газеты «комсомолец» стала выпускать приложение «Интим», тираж — 40 000, по цене 2,8 рубля. Уже от первого выпуска был получен доход в размере более ста тысяч рублей. в 1989 году это была действительно огромная сумма (годовой фонд оплаты труда редакции газеты «комсомолец» составлял в то время около 48 000 рублей) [6, с. 31].

в 1988 году правление СЖ челябинской области стало выпускать еженедельник «контакт» — первое независимое издание на Южном Урале и одно из первых в России [3, с. 165].

Это те механизмы, которые помогли привлечь журналистов к становлению экономического фун-

дамента общества, что явилось своеобразным выражением демократии.

Помимо этого Союз журналистов области выполнял следующие задачи:

1) учеба журналистских кадров.

Ежеквартально все журналисты области приезжали на субботнее занятие, которые проходили в челябинске. Приглашались известные журналисты из Москвы, vip-персоны. Обучающимся предлагались тематические обзоры, анализировались социальные и культурные проблемы;

2) проведение общих зональных совещаний.

Подобные встречи — «кустовые летучки» —

проводились ежегодно. Обсуждались планы работ журналистских организаций и многочисленные вопросы творческого характера;

3) подготовка рабочих и сельских корреспондентов.

в каждой газете был актив из числа внештатных корреспондентов, так называемых рабселькоров. Материалы писали представители рабочего класса: механизаторы, водители экскаваторов, строители и т. д. Для них каждый месяц проводились занятия. Из числа рабселькоров зачастую выходили профессиональные журналисты;

4) работа с юными корреспондентами.

в эпоху перестройки именно творческие союзы смело пошли на демократические преобразования внутри организации. Одно из нововведений — альтернативные выборы. Фактически в то время действовал принцип демократического централизма — это означало выборность всех органов. в конце 1980-х годов этот принцип никто не отменял, но дополнительно ввели альтернативные выборы: выставлялись несколько кандидатур, независимо от предложения обкома партии. Одну из таких отчетно-выборных конференций челябинской областной организации СЖ, двенадцатую по счету, нужно выделить особенно. Она состоялась 20 декабря 1989 года. Обком партии выдвинул на должность кандидата председателя правления Б. П. Маршалова, в то время редактора областной газеты «челябинский рабочий».

конференция с самого начала носила протест-ный характер. Делегаты в своей массе не были едины, почти у каждого выступающего была своя точка зрения на события, происходившие в журналистике.

Практически в каждом выступлении звучала мысль о том, что секретари парткомов недостаточно уделяют внимания работе со СМИ. Особенно это проявилось в выступлении представителей областного телевидения. Одна из них, Ирина Злобинская, жестко критиковала сложившуюся ситуацию — ее возмущало отсутствие демократических начал в работе правления СЖ. И по мнению других делегатов правлению организации не удалось полномерно включиться в процесс перестройки, развернуть обмен мнением и опытом в новых условиях.

выборы председателя правления было решено провести открытым голосованием. Учитывая настроение делегатов и многочисленные обвинения в малоэффективной работе, Б. П. Маршалов и его заместитель в. в. Понуров взяли самоотвод от обще-

Краткие сообщения

ственной работы. креатуры обкома партии сошли с дистанции.

На должность председателя правления делегаты предложили следующие кандидатуры:

А. в. Драгунов — редактор областной молодежной газеты «комсомолец»;

Б. Н. киршин — ответственный секретарь газеты «челябинский рабочий»;

Ю. в. Емельянов — завотделом газеты «челябинский рабочий»;

М. С. Фонотов — завотделом газеты «Челябинский рабочий.

Емельянов и Фонотов взяли самоотводы, которые утвердили большинством голосов. Так же большинством голосов председателем правления избрали Драгунова.

Момент демократических преобразований к концу года достиг пика, и выразилось это в том, что делегаты журналистской конференции проголосовали против ставленников обкома партии.

Первые два месяца после конференции новый состав правления, его председатель находились в осаде, выдерживая мощный прессинг со стороны партаппарата, поставившего под сомнение результаты выборов. Эхо событий донеслось до центра, но Москва оставила в силе решение делегатов журналистской организации Южного Урала.

Союз журналистов был защитником интересов журналистского братства. в 1990 году один из основных партнеров редакций — почта — резко поднял цены на свои услуги по экспедированию и доставке газет и журналов. Газеты стали терять огромное количество средств. Союз журналистов обратил внимание на то, что действия почтовиков отрицательно сказываются на работе СМИ. Примечательно, что всесоюзный штаб по реформированию работы почты находился в челябинске.

Руководство правления областной организации СЖ дважды встречалось с замминистра связи СССР Минакиным, пытаясь найти консенсус с почтовиками. Это дало результат, цены были отрегулированы, что стало заметным событием в общественной жизни страны. впервые творческий Союз самостоятельно (обращение в партийные органы, вплоть до Цк кПСС остались незамеченными) решил принципиальнейший вопрос, в казалось бы, безнадежной борьбе с могущественным монополистом в лице министерства связи.

конец 80-х годов ХХ века принес в жизнь несколько решений Цк кПСС, Совмина СССР, которые предоставили творческим союзам возможности заниматься хозяйственной деятельностью. Решающий шаг к тому, чтобы СМИ стали бизнесом, сделало в 1988 году Гостелерадио, разрешив региональным комитетам по вещанию заниматься прямой рекламой. По этому же пути пошли и печатные СМИ.

Первая южноуральская газета, в учредителях которой были не партком и не государственное предприятие, оказалась и первым изданием, которое с долей условности можно назвать деловым. в декабре 1988 года появился коммерческий еженедельник «контакт». в активно развивавшемся кооперативном движении он пытался соединить

интересы покупателя и продавца [2, с. 124].

Главенствующую роль сыграл тот факт, что издание стало выходить под эгидой правления СЖ челябинской области. Творческим общественным организациям представлялись большие льготы в плане налогообложения.

Надо отметить, что примеру правления СЖ Южного Урала вскоре последовали первичные журналистские организации, которые существовали при каждой городской или районных газетах. Особенно заметно это проявилось в редакциях газет «комсомолец» и «вечерний челябинск».

Более того, на подобные льготы обратили внимание кооператоры, которые были готовы вкладывать деньги в работу журналистов региона. Большое значение в судьбе «контакта» сыграло участие в издании газеты управление материальных ресурсов облисполкома и подконтрольных ему кооперативов. Сразу же были сняты все вопросы по приобретению бумаги и ее оплате.

к числу факторов, способствовавших становлению нового издания, следует отнести приход к руководству Ю. вишни, ставшего главным редактором, и А. волкова, который, будучи заместителем вишни, занимался дизайном еженедельника и руководил всей будничной работой коллектива, в частности, версткой газеты. Оба они были учениками Игоря Табашникова, «короля» дизайна в Советском Союзе, который первым в стране защитил кандидатскую диссертацию по соответствующему направлению. во всем журналистском мире признавалось наличие школы Табашникова как лидера дизайна и верстки газет [12, с. 3].

Дебют оказался удачным — еженедельник с тиражом, в разные годы колебавшимся от 27 до ста тысяч экземпляров, распространялся в розницу и по подписке в 74 городах России, издание стало всероссийским.

«Девизом газеты стала фраза «контакт» — это пионер среди коммерческих изданий Уральского региона». С первого же номера «контакт» вызвал большой читательский интерес. Мы делали газету своим почерком и для своего читателя», — писал А. волков спустя годы [5, с. 32].

По словам людей, которые стояли у истоков газеты, издание было полностью независимым от обкома кПСС. Цензура уже была не такая жесткая, поэтому в «контакте» критиковали органы власти, публиковали интервью о частной жизни.

в графическом оформлении издания «контактов-цы» одними из первых стали использовать «крупное пятно» на первой полосе. Фотография занимала большую часть или всю полосу. в «контакте» использовались ломаная конфигурация материалов, ассиметричная верстка полосы, что в отличие от традиционных советских газет придавала газете динамичность [4, с. 1].

Но в 1995 году в руководстве наметился раскол, несколько акционеров вышли из общества, после чего наступил спад и в работе газеты, и в самой фирме учредителя. выход был найден. в ноябре 1996 года начало выходить приложение к газете «контакт» — «Губернатор — контакт» ( оно заявлялось на период предвыборной кампании на долж-

Роль Союза журналистов в становлении демократической прессы в Челябинской области в конце хХ столетия

А. В. Драгунов, Н. О. Павлова

ность губернатора челябинской области). После победы на выборах губернатора Петра Сумина на базе редакции газеты «контакт» была сформирована новая газета — «Южноуральская панорама».

Большой ошибкой руководства редакции «контакта» стал разрыв отношений с СЖ области. Тогдашний председатель правления Б. П. Маршалов без согласия, в тайне от руководящего органа, самоуправно вывел «контакт» из-под учредительства общественной организации в конце 1989 года. Помимо морального минуса этого поступка очевидны и финансовые потери, поскольку редакция сразу же лишалась гарантированных льгот.

в учебниках по истории отечественной журналистики отмечается, что первыми независимыми СМИ в России были «куранты», «Независимая газета», «Эхо Москвы» и другие. Но все они стали таковыми после «контакта», который вышел в свет в 1988 году еще до принятия закона «О печати и других средствах массовой информации» (1990 г.) и «О СМИ» в 1991 г. Еженедельник «контакт» являлся независимым изданием в финансовом и идеологическом смыслах этого понятия в условиях жесточайшего партийного диктата. Газета стала первой ласточкой среди подобных региональных изданий, в советское время ничего подобного не выходило [7, с. 41].

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что работа и политика Союза журналистов Южного Урала конца ХХ столетия во многом определили процесс становления гражданской прессы. Профессиональный союз всеми допустимыми и цивилизованными средствами осуществлял борьбу за демократию, руководствуясь интересами членов своей организации.

Литература и источники

1. Ажгихина, Н. О. Знакомьтесь — Центр творческих программ: о новых начинаниях Союза журналистов России / Н. Ажгихина // Журналист. — 2004. — Вып. 20. — С. 130—140.

2. Большаков, П. В. Вся пресса Челябинской области /П. В. Большаков. — Еманжелинск: Городская типография, 2003. — 234 с.

3. Большаков, П. В. Вся пресса Южного Урала: 1838—2006. — Челябинск : ЮУрГУ, 2006. — 250 с.

4. Волков, А. Ю. Декабрьские мотивы «Контакта» / А. Ю. Волков //Контакт. — 1996. — 4—10 нояб.

5. Волков, А. Ю. Юбилейная тема / А. Ю. Волков // Контакт. — 1996. — 21—27 окт.

6. Драгунов, А. В. Тяжек ты, цилиндр капиталиста! Региональная журналистика России : учеб. пособие / А. В. Драгунов ; под ред. В. В. Тулупова. — Воронеж : ВГПИ, 2012. — 202 с.

7. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации / ЮНЕСКО. — М. : Ин-т «Открытое общество», 1996. — С. 31—168.

8. О мерах по коренной перестройке внешнеэкономической рекламы: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 179 от 6 февраля 1988. — URL:http://www. businesspravo.ru /Docum/ DocumShow_DocumID_33850. html (дата обращения 11 октября 2016 г.)

9. Союз журналистов России : официальный сайт. — URL: http:sirs.ru(дата обращения 16 октября 2016 г.)

10. Союз журналистов Челябинской области : официальный сайт. — URL: pressunion.ru documents/ustav.php (дата обращения 11 октября 2016 г.)

11. Союзы и ассоциации журналистов России и стран ближнего зарубежья. — URL: http://filologia.su/soyuzy-zhurnalistov#ego1 (дата обращения 11 октября 2016 г.)

12. Табашникова, Е. И. Король дизайна Игорь Та-башников / Е. И. Табашникова. — М. : Фаворит, 2008.— 208 с.

Поступила в редакцию 24 октября 2016 г.

ДРАГУНОВ Александр Васильевич, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), кандидат педагогических наук, профессор, член-корреспондент международной академии общественных наук. Научные интересы: современные проблемы СМИ, развитие южноуральской журналистики в конце ХХ века. E-mail: dragunovani@mail.ru

ПАВЛОВА Наталья Олеговна, исполнительный директор SMM-агентства «SMMashing. Media» (г. Челябинск). E-mail: info@smmashing.media. www.smmashing. media

краткие сообщения

Bulletin of the South Ural State University Series «Social Sciences and the Humanities» 2017, vol. 17, no. 1, pp. 110—114

DOI: 10.14529/ssh170116

the role of journalist's unity in the formation of democracy society in chelyabinsk region the end of xx century

A. V. Dragunov, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, dragunovani@mail.ru

N. O. Pavlova, SMM-agency «SMMashing. Media», Chelyabinsk, Russian Federation, info@smmashing.media

The publication is devoted to studying the role of the Journalists Union, in particular of the Chelyabinsk region, in the development of democratic principles in the late twentieth century. The relationship system between creative Unions and the media activities is researched in the context of the global transformation. Specific examples of the regional journalistic organization administrative activities and its primary structures are amplified. Those instances confirm the positive impact on the formation of creative social democratic reforms in the country at the end of the millennium. The history of creation and publication of the weekly printed edition "Contact" is analyzed in details. "Contact" is one the first independent regional printed media, established by the board of the regional organization of the USSR journalists union.

Keywords: journalism, democratic press, independence, journalists union, professional journalists union.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Azhgihina, N.O. Znakom'tes' - Centr tvorcheskih programm: o novyh nachinaniyah Soyuza zhurnalistov Rossii .N. Azhgihina. [Introduction - the center of creative programs: new initiatives of the Union of Journalists of Russia]. Journalist. 2004, v.20, p.130-140.

2. Bol'shakov, P.V. Vsya pressa Chelyabinskoy oblasti.[All press of Chelyabinsk region]. Jemangelinsk cities printing-office, 2003.234 p.

3. Bol'shakov, P.V. Vsya pressa Yuzhnogo Urala: 1838-2006.[All press of South Ural: 1838-2006] Chelyabinsk, 2006, 251 p.

4. . Volkov, A.YU. Dekabr'skie motivy «Kontakta».[December motives of "Contact"]. Contact, 1996, No. 43, November 4-10.

5. Volkov, A.YU. Yubilejnaya tema. [Anniversary subiect]. Contact, 1996, 21-27 october, p. 32.

6. . Dragunov, A.V. Tyazhek ty, cilindr kapitalista! Regional'naya zhurnalistika Rossii:? Uchebnoe posobie/ A.V. Dragunov; pod red. V.V. Tulupova.[You are heavy, the capitalists cylinder! Russian Regional Journalism]. Voronezh: VGPI, 2012. 202 p.

7. Zakonodatel'stvo Rossijskoj Federacii o sredstvah massovoj informacii. YUNESKO. Institut «Otkrytoe obshchestvo», [Legistation of the Russian Federation of the media.] UNESCO. Institute "Open Society",1996. P. 31-168.

8. O merah po korennoj perestrojke vneshneehkonomicheskoj reklamy: Postanovlenie CK KPSS i Soveta Ministrov SSSR, 1988. 6 fevr. № 179 (EHlektronnyj resurs). [The resolution of the Central Committee of CPSU and the Council of ministers of the USSR "About the measures for radical reorganization of the external economic advertizing']. Retrieved on Februari 6, 1988.v.179. URL:http://www. Businesspravo.ru /Docum/ DocumShow_DocumID_33850.html

9. Soyuz zhurnalistov Rossii. Oficial'nyj sajt. URL:http:sirs.ru [Union of journalists of Russia: http: sirs.ru]

10. Soyuz zhurnalistov Chelyabinskoj oblasti. Oficial'nyj sajt. [Union of Journalists of the Chelyabinsk region:official website]. URL:pressunion.ru documents/ ustav. php]

11. Soyuzy i associacii zhurnalistov Rossii i stran blizhnego zarubezh'ya [Unions and Association of Journalists of Russia and CIS countries]. URL:http://filologia.su/soyuzy-zhurnalistov#ego1.

12. Tabashnikova, E. I. Korol' dizajna Igor' Tabashnikov [Igor Tabashnikov - Design King.]. M. OOO «Favorit», 2008. 208 p.

Received October 24, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.