Научная статья на тему 'РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ.ТРЕТЬЯ МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА'

РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ.ТРЕТЬЯ МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
532
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / РЕФОРМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / КЛАССИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ТРИ МИССИИ СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лизунов Владимир Васильевич

Поднимается вопрос о необходимости инновационных преобразований в регионах, приведены сведения о российской реформе высшей школы, истории формирования миссий классического университета. Показаны три миссии современного университета: образовательная, научно-исследовательская и социально значимая, направленная на изменения в обществе и конкретный вклад в социально-экономическое развитие территории, человеческого капитала. Данная тема может стать очередным поводом для дискуссий о политикев области образования и инновационного развития регионов. Приглашаем к обсуждению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF MODERN UNIVERSITIES IN THE DEVELOPMENT OF REGIONS. THE THIRD MISSION OF THE UNIVERSITY

The article deals with the question of the need for innovative transformations in the regions. The author gives information about the Russian reform of higher education and the history of the formation of missions of a traditional university. He shows three missions of a modern university: educational, research and socially desirable. The last one 2021 is oriented to social changes and a specific contribution to the socio-economic development of the territory and human capital. This topic can become another reason for negotiations about education policy. We invite you to discuss.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ.ТРЕТЬЯ МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА»

ПОЛИТИКА.

ЭКОНОМИКА.

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 378.1+378.4 ГРНТИ 14.35.01

РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ. ТРЕТЬЯ МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА

В.В. Лизунов

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского Россия, 644077, г. Омск, просп. Мира, 55;

Лаборатория экономических исследований Омской области Института экономики и организации промышленного производства СО РАН Россия, 644024, г. Омск, просп. К. Маркса, 15; oelab@,mail. ги

Поднимается вопрос о необходимости инновационных преобразований в регионах, приведены сведения о российской реформе высшей школы, истории формирования миссий классического университета. Показаны три миссии современного университета: образовательная, научно-исследовательская и социально значимая, направленная на изменения в обществе и конкретный вклад в социально-экономическое развитие территории, человеческого капитала. Данная тема может стать очередным поводом для дискуссий о политике в области образования и инновационного развития регионов. Приглашаем к обсуждению.

Ключевые слова: инновационные преобразования, реформа высшего образования, классический университет, глобализация, три миссии современного университета.

ROLE OF MODERN UNIVERSITIES IN THE DEVELOPMENT OF REGIONS. THE THIRD MISSION OF THE UNIVERSITY

V. V. Lizunov

Interuniversity Innovative Business Incubator of Dostoevsky Omsk State University Russia, 644077, Omsk, prosp. Mira, 55, cor. 2;

Omsk Region Economic Research Laboratory Institute of Economics

and Organization ofIndustrial Production Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences Russia, 644024, Omsk, K. Marx prosp., 15; oelab@mail.ru

The article deals with the question of the need for innovative transformations in the regions. The author gives information about the Russian reform of higher education and the history of the formation of missions of a traditional university. He shows three missions of a modern university: educational, research and socially desirable. The last one

© Лизунов В.В., 2021 66

is oriented to social changes and a specific contribution to the socio-economic development of the territory and human capital. This topic can become another reason for negotiations about education policy. We invite you to discuss.

Keywords: innovative transformations, a higher education reform, traditional university, globalization, three missions of a modern university.

1. Необходимость инновационных преобразований регионов

Ряд ведущих российских экспертов утверждает, что в условиях продолжающегося мирового системного кризиса и усиления процессов глобализации (формируются и развиваются глобальные информационные, финансовые, космические, транспортные, энергетические и др. системы), человечество сталкивается с целым рядом критических угроз, порождённых внутренними противоречиями мировых экономической и политической систем, а также влиянием демографических, идеологических и социальных кризисов, пандемий, климатических изменений, новых технологий и общественных движений.

Они не только приводят к радикальным изменениям в исторической картине мира, усилению глобальных противоречий, нерав-номерностям в развитии, конфликтам и социальному расслоению, появлению ряда негативных процессов, но и создают возможности для перспективных инновационных преобразований регионов, эффективной реализации высоких технологий в экономике и социальной сфере, новой индустриализации, создания зон «зелёного посткапитализма» и т. д. [1].

В этих условиях решающую роль для укрепления государственности, обеспечения национальной безопасности России, конкурентоспособности и перспективного динамичного развития страны и её регионов играет усиление инновационной политики, которая формируется как на федеральном, так и на региональном уровнях. Поскольку, по экспертным оценкам, технологическое отставание России от развитых стран по целому ряду направлений не сокращается, а растёт, необходимо обеспечить в регионах развитие инновационной, кооперационной и инвестиционной активности, включая разработку привлекательных комплексных инновационных бизнес-проектов, на основе сочетания отраслевого и территориального подходов, выявления имеющихся и привлечения необходимых дополнительных ресурсов [2, с. 56].

Процессы глобализации приводят к изменению не только технических: информационных, финансовых, космических, транспорт-

ных и энергетических систем, но и оказывают значительное влияние на гуманитарные, управленческие и образовательные технологии. Особенно характер и темп их изменения усилился во время коронавирусной пандемии 2019-2020 гг.

Поскольку современные мировые тенденции связаны с переходом к новому качеству экономического развития, основанному на непрерывном изменении и обновлении технологий, производственной базы, товаров и услуг, при котором знания и инновации превращаются в главный вектор развития, для региона важнейшую роль играет как развитие своих организаций отраслевой, вузовской и академической науки, малого и среднего научно-технического предпринимательства, активное целевое взаимодействие с высокотехнологичными предприятиями других регионов, так и формирование оптимальных инфраструктур и институтов для кадрового, информационного, научного и инновационного обеспечения эффективного развития систем управления, экономики и социальной сферы региона.

Несмотря на отсутствие федерального закона о развитии инновационной сферы, в ряде регионов России разработаны свои законы о поддержке инновационной деятельности. Так, в соответствии с законом Омской области от 13 июля 2004 г. № 527-ОЗ «Об инновационной деятельности на территории Омской области» предусмотрены выделение бюджетных средств для выполнения инновационных программ; развитие инфраструктуры и создание системы мониторинга научной, научно-технической и инновационной деятельности; предоставление информационной и консультационной поддержки и пр. (ст. 8. Формы государственной поддержки инновационной деятельности) [3].

Инновационные изменения, происходящие в органах управления, экономике и социальной сфере, напрямую связаны с увеличением доли высококвалифицированных сотрудников. Существует теория «креативного» капитала, противопоставляемого социальному и человеческому, учитывающая наличие творческих работников, которые являются решающим фактором регионального экономического роста [4].

Накоплению «креативного» капитала, то есть специалистов высокой квалификации в различных профессиональных областях, способствует особая региональная политика подготовки кадров и создание необходимых условий для подготовки способных учащихся, проживания и деятельности талантливых специалистов.

Для развития в регионе инновационной экономики и социальной сферы, в которых решающую роль играют знания, важнейшее значение имеет целевое использование информационных технологий и ресурсов в объёме, необходимом для роста сотрудничества в научно-технической и инновационной сфере, управлении, консультировании, культуре, предпринимательстве, социальной сфере. Это обеспечит выявление и эффективное использование творческого потенциала региона.

Чрезвычайно актуальная для России проблема новой индустриализации также может быть решена за счёт инновационных преобразований промышленности региона, направленных на внедрение новых технологических укладов, выпуск наукоёмкой продукции с высокой добавленной стоимостью на основе эффективного использования научно-технических достижений, за счёт создания и развития малых и средних инновационных предприятий, инновационной инфраструктуры и институциональных условий, региональных инновационных кластеров [5].

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2019 г. № 537 «О мерах государственной поддержки научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики» в настоящее время проводится конкурсный отбор на предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета научно-образовательным центрам мирового уровня на основе интеграции образовательных учреждений высшего образования и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики. Конкурсный отбор прошли созданные в регионах России 10 НОЦ. В Омской области также разработаны структура и программа создания Омского научно-образовательного центра (НОЦ) мирового уровня [6].

Очевидно, что для обеспечения инновационного развития политическая, предприни-

мательская, научная и промышленная элиты региона должны принимать активное и профессиональное участие в разработке и реализации международных, государственных и межрегиональных программ, заключении соглашений с крупными российскими и зарубежными корпорациями, с высокотехнологичными фирмами, городами-побратимами и т. д. Это будет способствовать трансферу знаний, новых технологий, развитию культуры производства и социальной сферы, повышению научно-технического уровня продукции. Необходимо не только организовать экспертные площадки, для общественного обсуждения стратегий и кластеров (что иногда делается подразделениями правительства области и администрации города), но и создавать инициативные группы профессиональных разработчиков по формированию перспективных программ, предусматривающих в своей структуре системные и реальные инвестиционные разделы.

Очевидно, что ключевую роль в этих процессах должны играть современные университеты и предприятия, развивающие новые технологические уклады, в том числе в информационной сфере.

2. Реформа системы высшего образования в России

Целью проводимой реформы российской системы высшего образования, следуя тенденциям развития университетов мирового уровня, её организаторы ставили повышение конкурентоспособности отечественных вузов. В результате реформы произошло сокращение общего количества вузов в стране и их значительная дифференциация (элитные вузы, федеральные университеты, национальные исследовательские университеты, опорные вузы и др.). Утверждалась необходимость перехода к инновационной модели деятельности вузов; совершенствования образовательного процесса, включая разработку образовательных программ нового поколения, внедрение новых технологий обучения (методы проектной работы, кейс-методики, дистанционное обучение и др.); апробации вариативных образовательных программ, способных создавать и учитывать индивидуальные образовательные траектории с учётом потребностей и личностных свойств обучающихся; создания системы непрерывного образования — подготовки и переподготовки профессионалов [7, с. 49].

Процесс реформирования российских университетов проходит следующие этапы:

- создание федеральных университетов — 2004-2014 гг.,

- создание национальных исследовательских университетов — 2008-2020 гг.,

- проект глобальной конкурентоспособности «5-100» — 2012-2020 гг.,

- проект опорных университетов — 2014-2021 гг.,

- национальные проекты «Наука» и «Образование» — 2014-2024 гг.

Создано 10 федеральных университетов, 29 национальных исследовательских университетов, 33 опорных университета, 21 университет по проекту «5-100», получивших значительные ресурсы для своего развития. В России существует также около 400 отраслевых вузов и около 200 прочих.

Для регионов России поставлена задача, чтобы местные университеты стали трансформируемыми (Т-университетами) опорными вузами для территорий, повышался уровень их автономии, устанавливались интернациональные связи, проводилась интеграция с научными организациями РАН, реальным сектором экономики, проводилась коммерциализация результатов разработок, формировались и реа-лизовывались инновационные экономические, гуманитарные, социальные и культурные проекты, необходимые региону.

В настоящее время каждый российский университет разрабатывает свою стратегию трансформации и развития. При этом должна строиться модель, при которой университет, кроме выполнения двух традиционных образовательной и научно-исследовательской функций, выполняет также свою третью — социальную, становясь центром инновационного и культурного развития региона.

При выполнении в регионах федерального приоритетного проекта «Вузы как центры создания пространства инноваций», при составлении и реализации кооперационных схем, на практике возникает множество проблем, которые в основном связаны с отсутствием в университетах кадров необходимой квалификации (не на кого опереться) [8].

В соответствии с этим проектом, утвержденным в 2016 г. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, в регионах России должно быть к 2025 г. создано не менее 100 университетских центров

инновационного, технологического и социального развития регионов (технопарк, инжиниринговый центр, бизнес-инкубатор и т. п.), на базе которых выполняются технологические и социальные проекты за счёт средств предприятий, организаций региональной экономики, регионального и муниципального бюджетов [9].

3. Историческое изменение миссии классического университета

Традиционными целями университетского образования были обучение достижениям культуры, развитие интеллекта и духовности. Главной миссией средневековых университетов было воспитание не столько профессионала, сколько активного субъекта культуры, человека с особыми социальными ориентирами и соответствующим мировосприятием. Образование было тесно связано с общим миром культурных ценностей и смыслов [10]. Принципы классического университета были разработаны немецким просветителем и государственным деятелем XVIII в., философом, языковедом, дипломатом, министром образования Пруссии Вильгельмом фон Гумбольдтом (Wilhelm von Humboldt, 1767-1835). Он был старшим братом известного учёного Александра фон Гумбольдта, другом Й.В. Гёте и Ф. Шиллера. Его учителями были представители прусской интеллигенции, хорошо знавшие и передавшие ему смысл сочинений Вольтера, Дидро и Руссо. Он основал в 1809 г. университет в Берлине (который сегодня носит имя братьев А. и В. Гумбольдтов) на основе концепции национального университета как оплота всех передовых идей развития государства, науки и образования, интегрировав идеи Г. Гегеля, Ф. Шеллинга, И. Фихте и других немецких философов и реформаторов того времени, создав основы европейской высшей школы.

Эти принципы классического университета В. Гумбольдта могут быть кратко сформулированы: 1) фундаментальность образования; 2) академическая свобода в преподавании и исследовании; 3) обучение через исследование; 4) отказ от утилитарного знания и господства эмпирической науки; 5) автономность образовательного учреждения; 6) господство гуманитарного знания [11, с. 145].

В. Гумбольдт создавал свой университет, учитывая опыт английских и французских университетов. Английские университеты начала

XIX в. находились под управлением церкви, и потому свобода науки здесь отрицалась изначально. Во французских университетах того времени царила не «обучающая наука», а «преподающее государство» [12, с. 5-8].

Необходимо отметить, что принцип «единства преподавания и исследования», то есть процесса обучения и научной деятельности, лежащий в основе идеи классического университета, не провозглашается В. Гумбольдтом как самостоятельная ценность. Он осуществляется в контексте «академической свободы» и имеет своей целью бесконечный поиск истины и решение задачи нравственного образования. Многие исследователи считают, что В. Гумбольдт создал модель не только классического европейского университета, но университета национального, ставшего образцом для большинства европейских университетов, в том числе оказавшего сильное влияние на развитие университетского образования в России.

Классический университет является носителем национальной идеи, он призван её идентифицировать, содействовать формированию управленческой элиты, которая должна реализовывать идеи государства. Университет должен быть носителем национальной идентичности, отражать социокультурную динамику, потребности общественного развития, уметь сочетать материальные запросы с духовным и интеллектуальным потенциалом нации.

Русская модель классического университета была проникнута русской национальной идеей так же, как и немецкая. Она была основана на модели В. Гумбольдта, несмотря на то, что российские университеты не имели таких признаков классического университета, как автономность и академическая свобода, поскольку изначально формировались и управлялись централизованной властью.

Первые университеты в России начали появляться в начале XIX в., в то время, когда российское правительство разрабатывало комплекс мер, направленных на преодоление сословной закоснелости общества и повышение мобильности населения. Образование было возведено в ранг государственной политики. Первыми появились университеты в Казани, Харькове, Санкт-Петербурге, вокруг них группировалась сеть гимназий, а на нижнем уровне располагались уездные и приходские училища. Выпускники средних и высших

учебных заведений, как правило, представители небогатого поместного дворянства, получали социальные привилегии [13, с. 3-14].

Первый университетский устав, основанный на лучшем зарубежном опыте, был направлен на народное просвещение, однако последующие редакции носили двойственный характер: доктрина «официальной народности» сменилась практическим сдерживанием высшего образования, жёстким полицейским надзором и репрессиями против прогрессивно настроенных представителей российской профессуры.

Результатом стал схоластический подход большинства преподавателей к своим предметам, педантичность приёмов и ограниченность взглядов. Тем не менее, многие представители российской научной и педагогической общественности продолжают традиции классического университета, сохраняют фундаментальный характер высшего образования, помогают студентам вырабатывать свою общественную позицию, способствуют демократизации мышления общества. Эти традиции университетской деятельности явились основой при создании советских и позже российских постклассических университетов [14, с. 149].

В работе Д.С. Ерофеева (2006) дано следующее определение образцового классического университета. Это «высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку в системе естественнонаучных, гуманитарных и социально-экономических областей знаний, ведущее фундаментальную научно-исследовательскую деятельность, воспитательную и культурно-просветительскую работу в вузе и регионе, выполняющее функции учебно-методического, информационного центров и центра международного сотрудничества» [14].

Существует метод классификации российских университетов по историческим этапам их появления. Первую группу составляют университеты, появившиеся в учебных округах Российской империи до 1917 г.: Московский, Томский, Петербургский и Казанский университеты. Во вторую группу входят советские университеты, созданные в период расширения университетской системы, в их числе Нижегородский, Воронежский, Самарский и др. (всего 16). Третья группа образована университетами, созданными в 1970-х гг. на базе педагогических институтов в краевых и областных центрах (Кубанский, Кемеровский, Красноярский, Волгоградский и др.). В августе

1974 г. был открыт Омский университет, в основном за счёт «десанта» преподавателей из вузов Новосибирска, Томска, Иркутска, Омска. Четвёртая группа университетов, которые позиционируют себя как классические, появилась в 1990-х гг. путём слияния педагогических и политехнических университетов (Белгородский, Новгородский им. Я. Мудрого и др.) [11, с. 150].

В плановой экономике существовала система распределения выпускников и целевая подготовка специалистов на основании договоров вузов и предприятий. При этом гарантии государственного распределения выпускников облегчали задачу трудоустройства и кадрового обеспечения, но не создавали стимулов для отраслей в плане поддержки учреждений образования. Внедрение вузовских разработок носило, как правило, административный характер при отсутствии конкуренции. Творческое сотрудничество с вузами, создание филиалов кафедр на предприятиях было прогрессивным, однако не играло значительной роли в планах отраслевых предприятий.

4. Миссия современного университета

В современных условиях, когда процессы интеграции и глобализации усиливаются, возрастает роль конкурентоспособности вузов — решающего основания для выбора стратегических решений. Стало размываться понятие «классический университет», усилились дискуссии о месте и роли университетов в глобализующемся мире.

В период радикальных реформ и кризиса 1990-х, практически полного отсутствия государственного финансирования вузов, подъёма волны коммерциализации высшего образования, массовой «внешней» и «внутренней» эмиграции преподавателей и учёных, резкого падения престижа науки и образования в общественном мнении, вполне реально стояла угроза приватизации вузов и научных учреждений, сохранению миссии классического университета. Этот период был преодолён благодаря борьбе ведущих российских преподавателей и учёных за сохранение российской национальной государственной системы образования и российской фундаментальной науки. Ключевую роль в этом процессе сыграл академик В.А. Садовничий как ректор МГУ и президент Российского союза ректоров.

По его руководством в 1989 г. была создана Ассоциация университетов СССР, в 1992 г. преобразованная в Евразийскую ассоциацию университетов (ЕАУ). В неё входят национальные университеты всех стран СНГ, ведущие региональные университеты и высшие учебные заведения стран евразийского пространства. Благодаря деятельности академика В.А. Садовничего и ЕАУ в России были выработаны конкретные меры по сохранению и модернизации университетов, методы развития образования и науки в новых условиях, укрепления единства университетов и осуществления их высокой миссии. В настоящее время Ассоциация объединяет 142 университета из 13 стран, её высшим руководящим органом является Съезд Ассоциации. Всего состоялось 14 съездов Ассоциации, они проходили в Москве, Киеве, Баку, Ашхабаде, Казани, Минске, Астане [15].

В 2019 г. к 30-летнему юбилею ЕАУ издана коллективная монография «Три миссии университета: образование, наука, общество» о деятельности университетов и реализации их миссии в современных условиях. В монографии широко представлена картина процессов и изменений, которые происходят в ведущих университетах на евразийском пространстве [16]. Отмечается исторический переход от образования для узкого круга лиц к образованности как общественному явлению. Университет как учебное заведение, объединяющее образовательную и научно-исследова-тельскую деятельность, приобретает третью — общественную миссию — формирование новой социальной и культурной среды. Образованность, созданная университетами, стала неотъемлемой частью культуры общества.

Глобализация приводит к углублению связей между странами и регионами, создаёт новые информационные и технологические возможности для взаимодействия, обмена потоками знаний, результатами исследований, миграции образованного населения по всему мировому пространству. То есть объективно появляются требования к унификации «человеческого капитала» и его образовательного уровня. Это значит, что функцией университета становится обеспечение мирового сообщества креативно мыслящими кадрами, обладающими способностями к инновационной деятельности и готовыми принимать решения в любой точке земного шара.

С другой стороны, развитие общества происходит в рамках национальных государств, оно зависит от культурных, географических, исторических и других цивилизационных факторов. Возникают разнообразные формы соглашений, региональных интеграционных объединений, которые рассматривают университеты как организации, которые должны выполнять определённые региональные требования к образованным специалистам. Противоречие между глобализацией и спецификой развития национальных государств подталкивает к региональному, межрегиональному и межгосударственному сотрудничеству.

В этих условиях миссия современных университетов усложняется: необходимо соответствовать глобальным тенденциям и в то же время воспроизводить национальные основы общества. Именно поэтому Евразийский экономический союз (ЕАЭС) как международная организация региональной экономической интеграции ставит задачу формирования общих подходов евразийских университетов к подготовке кадров в соответствии с требованиями XXI в. и развитием национальных экономик [16, с. 10].

Поскольку современные вызовы и комплексные проблемы, стоящие перед мировым сообществом, по своей природе требуют межотраслевого и междисциплинарного подхода как в области науки, так и в области образования, только университеты могут решать задачи такого уровня сложности (в сравнении со специализированными учебными заведениями, даже самого высокого уровня). Историческое преимущество университета как многодисциплинарной и межнаучной структуры в полной мере реализуется в наступившей новой эпохе.

В этом плане ЕАУ выполнены исследования и проведены крупные международные конференции «Университеты и общество» при поддержке руководства стран СНГ в 2000, 2003 и 2010 гг. В каждой из них приняло участие более тысячи профессоров и преподавателей всех ведущих университетов СНГ. По результатам работы конференций были изданы коллективные монографии, сыгравшие большую роль в обобщении опыта евразийских университетов и практическом его использовании в странах СНГ в условиях радикальных преобразований начала XXI в. [17, с. 15].

Противоречивые тенденции современного образования требуют от всех государств

и университетов особого внимания к воспитанию, поскольку гуманитарное образование и воспитание ценностей оказывает определяющее влияние на развитие и личности, и общества в целом, без которого невозможно успешное развитие экономики, устойчивое развитие общества. Эта проблема особую значимость имеет для всех университетов постсоветского пространства в условиях формирования новых государственных институтов, новой системы образования. Процесс осознания собственной независимости нередко сопровождается попытками усиления радикализма и экстремизма, в том числе провоцируемыми извне. В этих условиях университетам важно выполнять свою историческую миссию: быть центрами образования, науки, культуры и воспитания, не утрачивать связь друг с другом и способствовать укреплению дружбы между народами и странами евразийского пространства [16, с.17].

Сравнительная оценка деятельности университетов проводится на основе составления рейтингов. При их формировании возникает множество проблем. Всего в мире в настоящее время действует более 100 национальных и международных рейтингов, из них наиболее известны и широко используются около 20. За последние годы сложился пул наиболее известных мировых рейтингов, включающий рейтинги «Большой тройки» — THE, QS, BARWU. Неоднократное обсуждение проблем рейтингования в Российском Союзе ректоров и на Совете ЕАУ привело к выводу: показатели российских вузов в мировых рейтингах оцениваются не всегда объективно. Одна из важнейших функций университета — образование, а также влияние на общество — современными системами ранжирования не учитывается, хотя все рейтинговые агентства считают этот показатель очень важным.

В целях создания независимой системы рейтингования, учитывающей специфику университетов стран с тысячелетней историей, древнейшей культурой, уникальными традициями и обычаями, был разработан Московский международный рейтинг — «Три миссии университетов» MosIUR, который построен только на объективных показателях, а не на субъективных мнениях экспертов. Показатели доступны дистанционно и легко проверяемы. Впервые оцениваются одновременно три миссии университета: к двум традиционно рассматриваемым добавляется взаимодействие

с обществом как центром культуры и экономики в регионе [16, с. 19].

Учитывая движение человечества к информационному обществу, в котором доминирование таких категорий, как «труд» и «капитал», сменяется категориями «знание» и «информация», академик В.А. Садовничий определяет такой ряд функций современного классического университета (университета В. Гумбольдта): 1) производство знаний; 2) накопление и хранение знаний; 3) передача знаний; 4) распространение и использование знаний.

Производство знаний требует наличия ведущих научных школ и специализированных научных учреждений в составе университетов: научно-исследовательских институтов, ботанических садов, обсерваторий и др., одновременно являющихся и базой учебного процесса.

Накопление и хранение знаний обеспечивается наличием в инфраструктуре университета библиотек и музеев, так как классический университет должен быть информационным центром.

Передача знаний осуществляется путём организации учебного процесса на высоком научном и методическом уровне, что невозможно без наличия ведущих научно-педагогических школ по всему спектру наук, имеющих вековые традиции и высокий авторитет в научном обществе.

Функция распространения и использования знаний включает также культурный и просветительский компоненты, что позволяет говорить о классическом университете как о центре образования, науки, культуры и просвещения.

Очевидно, что выполнение ряда этих функций невозможно без поддержки со стороны государства, особенно без фундаментальных исследований. Этот подход позволяет оценить некоторые перспективные направления развития классических университетов.

1. Развивая направление телекоммуникаций и продвижения новых информационных технологий, они существенно повышают свою роль как информационных, координационных и экспертных центров в научно-образовательной и технологических сферах, что способствует их интеграции с академическими научными учреждениями и инновационными предприятиями.

2. Усиливая междисциплинарные исследования, прежде всего в науках о природе

и обществе (экология, природные ресурсы, управление, экономика), они могут ставить и решать комплексные задачи муниципального, регионального и отраслевого уровней, требующие привлечения как традиционных, так и новых научных методов. При этом университеты становятся элементами регионообразу-ющих структур, в социально-экономическом плане — стабилизирующими институтами.

3. Становятся «ядром» открытых образовательных систем региона.

4. Усиливают свою роль как центры международного сотрудничества в процессах глобализации, получая при этом новые возможности поддержки фундаментальных и поисковых научных исследований [17].

Особое значение для человечества имеет развитие современной фундаментальной науки, базовые идеи которой были получены почти столетие назад. Тогда, в первой половине XX в., появилось несколько областей науки: квантовая механика, теория относительности, генетика, которые значительно изменили взгляд на мир. Современное развитие техники в основном базируется на достижениях научно-технической революции конца XIX — середины XX в. Быстро меняющийся мир, усиление кризисных явлений, глубинное содержание многовековой культуры человечества, психофизические феномены и ряд данных современных исследований, пока не получивших научного объяснения, требуют значительного пересмотра понятий о природе человека и содержании реальности. Перед теоретической наукой как никогда остро стоит задача поиска принципиально новых подходов.

Научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики» выступил инициатором в области распространения и популяризации «третьей миссии» университета, представив публичный отчёт о своей работе в этой сфере, которым решил «зафиксировать свою роль как университета, ответственного перед обществом, регионами присутствия и перед каждым, кто с ним взаимодействует». В нём отмечается, что, если первые две миссии — образовательная и научно-исследовательская — больше сосредоточены на внутренней жизни университета, то третья направлена на изменения в обществе и вносит конкретный вклад в социально-экономическое развитие территории своего присутствия: развитие человеческого капитала, региона и системы образования в целом. В рамках «третьей миссии» университет

реализует цели устойчивого развития, становится инициатором внедрения технологий и инноваций. Вопросы расширения «третьей миссии» в вузах находятся на повестке дня многих стейкхолдеров, к которым относятся Министерство науки и высшего образования России, экспертное сообщество, институты раз-

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Песков Д., Безруков А., Лукша П. Карта будущего: ожидания и сценарии 2020-2035. URL : https://www.youtube.com/watch?v=DY3y9xSFfYc&feat ure=youtu.be (дата обращения: 26.12.2020 г.).

2. Лизунов В.В. Инновационная политика, экономическая безопасность и конкурентоспособность регионов // Вестник Сибирского отделения Академии военных наук. 2020. № 58. С. 55-89.

3. Закон Омской области от 13 июля 2004 г. № 527-ОЗ «Об инновационной деятельности на территории Омской области». URL : http://docs.cntd.ru/ document/943013388 (дата обращения: 26.12.2020 г.).

4. Florida R. Cities and the creative class // Creative Class Group. URL : http://creativeclass.com (дата обращения: 24.12.2020 г.).

5. Лизунов В.В. Механизмы новой индустриализации Омской области // Механизмы новой индустриализации в Омской области: теоретические и прикладные вопросы кластерного развития: коллективная монография / под общ. ред. В.В. Карпова; ОНЦ СО РАН; ИЭОПП СО РАН. Омск : ИЦ «Омский научный вестник», 2018. (209 с.). С. 37-51.

6. Гарафутдинова Н.Я., Соловьев А.А,. Угрю-мов С.В. Новые подходы к взаимодействию органов власти, университетов, отраслей науки и предприятий различных форм собственности в социально-экономическом развития региона. Омск : ОП ОО, 2020. 71 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Балмасова Т.А. «Третья миссия» университета — новый вектор развития? // Высшее образование в России. 2016. № 8-9 (204). С. 48-55.

8. Назайкинская О. Что такое университет и как с ним работать? Вебинар АСИ. URL : http://mibi.omsu.ru/2020/07/10/что-такое-университет-и-как-с-ним-работ/ (дата обращения: 24.12.2020 г.).

9. Паспорт приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций». Протокол президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 года № 9. URL : http://govern-ment.ru/pro-jects/selection/645/25681/ (дата обращения: 23.11.2020 г.).

10. Строгецкая Е.В. Идея и миссия современного университета (теоретические и прикладные исследования) // Вопросы образования. 2009. № 4. С. 67-81.

11. Краснобаева И.А., Новикова Н.Г. Классический университет В. Гумбольдта и стратегическое управление современным вузом // Сервис+. 2007. № 4. С. 144-159.

вития. Этим отчётом на 286 страницах НИУ ВШЭ открывает системную практику публичной отчётности по «третьей миссии», представляет свой взгляд на весь спектр университетской деятельности, обладающей потенциалом полезности для общества, граждан, конкретных территорий и отраслей [18].

REFERENCES

1. Peskov D., Bezrukov A., Luksha P. Karta bu-dushchego: ozhidaniya i scenarii 2020-2035. URL : https://www.youtube.com/watch?v=DY3y9xSFfYc&feat ure=youtu.be (data obrashcheniya: 26.12.2020 g.).

2. Lizunov V.V. Innovacionnaya politika, ekonomicheskaya bezopasnost' i konkurentosposobnost' regionov // Vestnik Sibirskogo otdeleniya Akademii voennyh nauk. 2020. № 58. S. 55-89.

3. Zakon Omskoj oblasti ot 13 iyulya 2004 goda № 527-OZ «Ob innovacionnoj deyatel'nosti na territorii Omskoj oblasti». URL : http://docs.cntd.ru/docu-ment/943013388 (data obrashcheniya: 26.12.2020 g.).

4. Florida R. Cities and the creative class // Creative Class Group. URL : http://creativeclass.com (data obrashcheniya: 24.12.2020 g.).

5. Lizunov V.V. Mekhanizmy novoj industrial-izacii Omskoj oblasti // Mekhanizmy novoj industrializa-cii v Omskoj oblasti: teoreticheskie i prikladnye voprosy klasternogo razvitiya: kollektivnaya monografiya / pod obshch. red. V.V. Karpova; ONC SO RAN; IEOPP SO RAN. Omsk : IC «Omskij nauchnyj vestnik», 2018. (209 s.). S. 37-51.

6. Garafutdinova N.YA., Solov'ev A.A,. Ugryumov S.V. Novye podhody k vzaimodejstviyu or-ganov vlasti, universitetov, otraslej nauki i predpriyatij razlichnyh form sobstvennosti v social'no-eko-nomicheskom razvitiya regiona. Omsk : OP OO, 2020. 71 s.

7. Balmasova T.A. «Tret'ya missiya» universi-teta — novyj vektor razvitiya? // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2016. № 8-9 (204). S. 48-55.

8. Nazajkinskaya O. CHto takoe universitet i kak s nim rabotat'? Vebinar ASI. URL : http://mibi.omsu.ru/2020/07/10/chto-takoe-universitet-i-kak-s-nim-rabot/ (data obrashcheniya: 24.12.2020 g.).

9. Pasport prioritetnogo proekta «Vuzy kak cen-try prostranstva sozdaniya innovacij». Protokol prezidi-uma Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i prioritetnym proektam ot 25 oktyabrya 2016 goda № 9. URL : http://govern-ment.ru/projects/selection/645/25681/ (data obrash-cheniya: 23.11.2020 g.).

10. Strogeckaya E.V. Ideya i missiya sovremen-nogo universiteta (teoreticheskie i prikladnye isle-dovaniya) // Voprosy obrazovaniya. 2009. № 4. S. 67-81.

11. Krasnobaeva I.A., Novikova N.G. Klas-sicheskij universitet V. Gumbol'dta i strategicheskoe up-ravlenie sovremennym vuzom // Servis+. 2007. № 4. S. 144-159.

12. Гумбольдт В. О внутренней и внешней организации высших научных заведений в Берлине // Неприкосновенный запас. 2002. № 2 (22). С. 5-8. URL : https://web.archive.org/web/20031219155723/ http://magazines.russ.ru/nz/2002/22/ (дата обращения: 12.10.2020 г.).

13. Стронгин Р., Максимов Г. Опыт интеграции образования и науки // Высшее образование в России. 2005. № 1. С. 3-14.

14. Ерофеев Д.С. Развитие современных классических университетов в России в контексте Болон-ского процесса (педагогический аспект) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2006. 24 с.

15. Евразийская Ассоциация университетов. URL : http://www.eau-msu.ru/about (дата обращения: 26.12.2020 г.).

16. Три миссии университета : образование, наука, общество / ред. кол.: В.А. Садовничий и др. М. : МАКС Пресс, 2019. 440 с. (Евразийские университеты XXI века).

17. Майер В.Г., Бабанский М.Д. Классические университеты: современность и перспективы // Университетское управление: практика и анализ. 2000, № 2 (13). С. 20-21.

18. Касамара В.А. Отчёт о реализации «Третьей миссии» НИУ ВШЭ за 2019-2020 гг. М. : НИУ ВШЭ, 2020. 286 с.

12. Gumbol'dt V. O vnutrennej i vneshnej organ-izacii vysshih nauchnyh zavedenij v Berline // Neprikos-novennyj zapas. 2002. № 2 (22). S. 5-8. URL : https://web.archive.Org/web/20031219155723/http://mag azines.russ.ru/nz/2002/22/ (data obrashcheniya: 12.10.2020 g.).

13. Strongin R., Maksimov G. Opyt integracii obrazovaniya i nauki // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2005. № 1. S. 3-14.

14. Erofeev D.S. Razvitie sovremennyh klas-sicheskih universitetov v Rossii v kontekste Bolonskogo processa (pedagogicheskij aspekt) : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Krasnodar, 2006. 24 s.

15. Evrazijskaya Associaciya universitetov. URL : http://www.eau-msu.ru/about (data obrashcheniya: 26.12.2020 g.).

16. Tri missii universiteta : obrazovanie, nauka, obshchestvo / red. kol.: V.A. Sadovnichij i dr. M. : MAKS Press, 2019. 440 s. (Evrazijskie universitety XXI veka).

17. Majer V.G., Babanskij M.D. Klassicheskie universitety: sovremennost' i perspektivy // Universi-tetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2000, № 2 (13). S. 20-21.

18. Kasamara V.A. Otchyot o realizacii «Tret'ej missii» NIU VSHE za 2019-2020 gg. M. : NIU VSHE, 2020. 286 s.

Владимир Васильевич Лизунов — кандидат физ.-мат. наук, доцент, начальник Центра трансфера технологий Межвузовского инновационного бизнес-инкубатора (МИБИ) ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, ст. науч. сотр. Лаборатории экономических исследований (ЛЭИ) Омской области ИЭОПП СО РАН; vladvasil@yandex.ru.

Vladimir Vasilievich Lizunov — Cand. Sc. {Physics and Mathematics}, Head of the Technology Transfer Center of Interuniversity Innovation Business Incubator (IIBI) at Dostoevsky Omsk State University, Senior Researcher at Omsk Laboratory of Economic Research, IEIE SB RAS; vladvasil@yandex.ru.

Статья поступила в редакцию 28.01.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.