Научная статья на тему 'РОЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ'

РОЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательный процесс / обучение / воспитание / патриотизм

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михалёва Галина Владимировна, Печенкина Виктория Андреевна

статья посвящена актуальным аспектам воспитания гражданственности и патриотизма детей и молодёжи в современной общеобразовательной школе (на примере МОУ «СОШ № 7»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ»

РОЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА ДЕТЕЙ И

МОЛОДЁЖИ Михалёва Г.В.1, Печенкина В.А.2

'Михалёва Галина Владимировна - учитель истории и обществознания, 2Печенкина Виктория Андреевна - учитель истории и обществознания, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №7",

г. Ухта

Аннотация: статья посвящена актуальным аспектам воспитания гражданственности и патриотизма детей и молодёжи в современной общеобразовательной школе (на примере МОУ «СОШ № 7»).

Ключевые слова: образовательный процесс, обучение, воспитание, патриотизм.

УДК 376.1

На современном этапе развития общества формирование патриотизма и гражданственности выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. В связи с этим перед обществом ставится задача подготовки гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых гражданских свойств личности. Проблема патриотического воспитания детей и молодежи постоянно находится в центре внимания общества.

На сегодняшний день одной из приоритетных задач, осуществляемых школой, является воспитание высоконравственной, патриотичной личности. Каким же образом осуществляется данная задача?

Патриотическое воспитание на уроках истории играет важную роль в формировании гражданской и национальной идентичности учащихся. История является неотъемлемой частью культурного наследия каждой нации, и через изучение прошлого не только понимаем корни современных событий, но и формируем свое отношение к ним. Патриотическое воспитание на уроках истории позволяет учащимся увидеть исторические достижения и трагедии своей страны, развивать чувство гордости за свою нацию и готовность беречь ее интересы и ценности. Формирование патриотизма у молодого поколения через изучение истории требует использования разнообразных методов и учета определенных задач. Учителя истории на своих уроках пользуются методом исторического рассказа и повествования, используют живые исторические рассказы, проводят тематические игры-викторины, применяют интеллект-карты, чтобы сделать уроки более увлекательными для обучающихся. Это позволяет обучающимся легче вживаться в события и узнавать о них изнутри.

Традиционным еженедельным мероприятием в МОУ «СОШ №7» является церемония поднятия флага и прослушивание государственного гимна Российской Федерации и гимна Республики Коми. В школе созданы знамённые отряды, состоящие из обучающихся, достигших успехов в различных видах деятельности.

В нашей школе в традиционные формы работы входят: классные часы, с использованием презентаций, тематические праздники и беседы, игры-викторины, выставки рисунков, уроки мужества, внеклассные мероприятия патриотической направленности, а также внеурочная деятельность «Разговоры о важном» и профориентационный минимум «Россия - твои горизонты».

На базе учреждения создан Юнармейский отряд. В рядах юнармейцев формируется активная гражданская позиция, чувство ответственности за свои действия и поступки, развивается инициативность и самостоятельность.

В процессе патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи следует больше уделять внимания мероприятиям и экскурсиям, знакомящим с историей и культурой родного края и регионами РФ. Примером может служить поездка обучающихся восьмых и девятых классов в Финоугорский этнопарк. Финно-угорский этнокультурный парк - многофункциональный туристический комплекс (ядро туристского кластера), отличительной особенностью которого является широкое практическое использование этнического компонента - культурного наследия 24 родственных финно-угорских и самодийских народов в туристских продуктах и услугах парка. В парке построены и действуют 16 объектов основной и вспомогательной инфраструктуры (конгресс-холл, гостиница, кафе, коми подворье, административное здание, площадки для проведения мероприятий и др.), посетителям ежедневно предлагаются более 20 познавательно-развлекательных, спортивных, обучающих программ.

Деятельность этнопарка охватывает все виды туризма. Его объекты и турпродукты предназначены для познавательного, рекреационного, развивающего и развлекательного времяпровождения, длящегося от нескольких часов до нескольких дней.

Важный вклад в сохранение исторической правды и изучение истории в образовательных учреждениях вносят школьные музеи. История любого населенного пункта, будь то город либо небольшое село, всегда интересна и увлекательна своими традициями, обычаями и жителями. Сохранение этой индивидуальности — есть задача школьного музея, который служит островком патриотического воспитания. В школьном музее трепетно хранится память о событиях, фактах, которые наложили значимый отпечаток в жизни. Особенно важен такой музей в сельской местности, в сельской школе, т.к. в последнее время с карты нашей страны постепенно исчезают многие маленькие села и деревеньки.

Школьный музей является не только хранителем экспонатов, но и местом, где школьникам могут провести урок. И такие уроки запоминаются надолго, они увлекательны и интересны. Получая информацию из пожелтевших документальных источников, школьник развивает свои мыслительные возможности, накапливает свои исследовательские навыки, формирует критическое мышление, учится систематизировать материал и логически мыслить.

Считаем необходимым отметить, что школьный музей обязательно должен иметь свою идею, которая бы ориентировала школьников на патриотическую деятельность. Структура такого музея как социально-образовательного пространства определяет выполнение конкретных этапов: историю основной идеи, концептуальную идею и основные векторы развития деятельности музея.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в общеобразовательных школах является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Поставленные задачи и формы работы патриотического воспитания пробуждают любовь к Родине, к её народным героям, развивают интерес к окружающему миру, а также воспитывают стремление сделать мир лучше, счастливее. Все это реализуется и решается в совокупности и взаимосвязи учителей-предметников, классных руководителей, заместителей директора, советника директора по воспитанию, педагога - организатора.

Список литературы

1. Всероссийское детско-юношеское движение. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yunarmy.ru/?ysdid=lryl18fuj 10215116/ (дата обращения: 15.01.2024).

2. Финоугорский этнопарк. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ethnopark-rk.ru/?ysdid=lrykuc1fh2745205337/ (дата обращения: 15.01.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.