Научная статья на тему 'Роль современного музея в контексте глобализации'

Роль современного музея в контексте глобализации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1630
191
Поделиться
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МУЗЕЙ / СОЦИУМ / ИНТЕГРАЦИЯ / ГЛОБАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ГЛОБАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ / МУЗЕЙНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ / THE MUSEUM''S COLLECTION / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОММУНИКАЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНАЯ / GLOBALIZATION / MUSEUM / SOCIETY / INTEGRATION / GLOBAL CULTURAL SPACE / A GLOBAL PEOPLE / POPULAR CULTURE / NATIONAL CULTURE / DIALOGUE OF CULTURES / MUSEUM OBJECT / INFORMATION TECHNOLOGY / INTERPERSONAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гаврилова М. Ф.

В представленной статье автором предпринята попытка краткого анализа нынешних тенденций развития, характерных для глобализации общества, определения места и значения современного музея в процессе формирования глобального культурного пространства, проблемы выбора самоиндефикации музея. Обозначив данные аспекты, автор рассматривает основные признаки глобализации в контексте деятельности музея, как равноправного субъекта «диалога культур», ретранслирующего и трансформирующего традицию, влияющего на преобразование социума

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Гаврилова М. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE ROLE OF MODERN MUSEUM IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

In this article the author attempts to present a brief analysis of trends specific to the globalization of society, the definition of the place and importance of the modern museum in the formation of the global cultural space, the problem of choosing samoindefikatsii museum. Letting these aspects, the author examines the main features of globalization in the context of the museum as an equal subject of "dialogue of cultures", repeating and transforming practices that influence the transformation of society

Текст научной работы на тему «Роль современного музея в контексте глобализации»

УДК 069

М. Ф.Гаврилова РОЛЬ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В представленной статье автором предпринята попытка краткого анализа нынешних тенденций развития, характерных для глобализации общества, определения места и значения современного музея в процессе формирования глобального культурного пространства, проблемы выбора самоиндефикации музея. Обозначив данные аспекты, автор рассматривает основные признаки глобализации в контексте деятельности музея, как равноправного субъекта «диалога культур», ретранслирующего и трансформирующего традицию, влияющего на преобразование социума.

Ключевые слова: глобализация, музей, социум, интеграция, глобальное культурное пространство, глобальный человек, массовая культура, национальная культура, диалог культур, музейный предмет, музейная коллекция, информационные технологии, коммуникация межличностная.

M.F.Gavrilova THE ROLE OF MODERN MUSEUM IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

In this article the author attempts to present a brief analysis of trends specific to the globalization of society, the definition of the place and importance of the modern museum in the formation of the global cultural space, the problem of choosing samoindefikatsii museum. Letting these aspects, the author examines the main features of globalization in the context of the museum as an equal subject of "dialogue of cultures", repeating and transforming practices that influence the transformation of society.

Keywords: globalization, museum, society, integration, global cultural space, a global people, popular culture, national culture, the dialogue of cultures, the museum object, the museum's collection, information technology, interpersonal communication.

Сегодня, говоря о современном развитии социума, следует рассматривать всевозрастающую роль музеев в социальных трансформациях общества. Будучи ретранслятором общечеловеческих ценностей, музеи не просто хранят историю, но и активно ее преобразовывают в современном мире.

Мы, традиционно считая, что время и социум оказывает влияние на деятельность музея, часто ли задумываемся о том, велико ли значение и вообще способность музея воздействия на окружающий мир? Не является ли данная связь односторонней?

Сегодня функции музея расширяются. Зачастую музеи становятся своеобразными культурными центрами (не путать с домами культуры!), не только представляющими культурное наследие, но и влияющими на общее состояние культуры, определяя и закрепляя важные векторы развития современной культуры: поддерживая и трансформируя культурную традицию, укореняя в массовом сознании определенные представления.

При всей демократичности подхода в работе музея, нельзя не признавать определенного идеологического рычага, находящегося в его «руках». Дело в том, что музейный предмет имеет несколько свойств - информационную, коммуникативную и, что немало важно, аксиологическую. Нередко даже один музейный предмет становится своеобразным символом целой эпохи - чем уникальнее предмет в силу единичности и специфики, тем большую смысловую аккумулирующую нагрузку он в себе несет, формируя в сознании человека разного рода представления, в том числе и об эпохе, времени. Таким образом, сегодня музей перестает выступать только в роли ретранслятора истории, а является одним из преобразующих, активных стратегических ресурсов и культурных факторов глобального культурного пространства.

Чтобы перейти к выявлению места музея в современном процессе развития общества, его роли в формировании глобального культурного пространства, необходимо уяснить - воздействие музея на социум касается только интерпретации прошлого, или имеет и влияние на формирование современных тенденций? И каково место музея в сегодняшних мировых процессах?

Сегодня много говорят о глобализации, рассматривая ее подчас в диаметрально противоположных ракурсах. Однако не признавать роли глобализации в нынешнем мире не возможно. Известно высказывание бывшего Генерального секретаря ООН Кофи Аннана, в котором он утверждает, что: «Глобализация действительно определяет нашу эпоху».

Многие исследователи сходятся во мнении, что единого подхода в определении, объяснения и обоснования глобализации не существует. Это и закономерный общеисторический или спонтанный процесс, и качественная характеристика уровня развития современной цивилизации, и политика, и тенденция развития общества в постиндустриальный период. Важно одно - понимание взаимообусловленности основных факторов развития в современном обществе «....сегодня осознание взаимосвязанности и взаимозависимости всего, что происходит в мировом сообществе во всех сферах деятельности, является абсолютной непреложностью» [1, с.5], и восприятие глобализации, как завершения процесса «,.. образования всемирных связей, свободной торговли и становления всемирной истории, которые составили суть пятистолетней истории Запада и мира в целом, устремленных к прогрессу, осуществляющих модернизацию» [2, с.45].

Можно заявлять о негативном проявлении глобализации в современном социуме, что и делают антиглобалисты, многие мнения которых не лишены основания, но невозможно однозначно утверждать о пагубности глобализма. Необходимо воспринимать этот процесс как реалию сегодняшнего состояния мира («Глобализация в нашем понимании - результат объективного исторического развития. Сама по себе она не является ни позитивным явлением, ни явлением негативного свойства. Это комплекс объективных процессов, не

зависящих от воли индивидов и наций.» [1, с.5]) и пока несколько утопическую модель пост-роения всемирного государства в будущем («Ожидается, что в результате этого процесса (глобали-зации - прим. автора) население нашей планеты придет, в конечном итоге, к осознанию себя как целост-ного организма и единого политического сообщества..» [3, с. 80].

Наряду с проблемами планетарного масштаба (экология, голод, мировые войны, угроза террориз-ма, демографический кризис и т.д.), все чаще сегодня слышаться опасения в засилии «массовой культуры» и унификации языка культурного общения, резкого противопоставления «массовой культуры» и эли-тарной «университетской культуры», в нивелировании общечеловеческих ценностей, потере уникаль-ности культурной традиции и национальной самобытности в период глобализации. И это не случайно. «Поскольку фундаментом глобализации являются информационные технологии и она внутренне связана с процессами становления информационного общества, то, очевидно, что на первый план здесь выступает культура и человек как ее носитель.» [6, с.70].

Поэтому гуманитарные проблемы становятся в наше время особенно актуальны и велико значение формирования и нового общества, и нового человека, мышлению которого чужда иерархичность, а свойственна интеллектуальная мобильность, на которого огромное влияние оказывает информационная среда («Ценность личности стала определяться не ее интеллектуальной ригидностью, интеллектуальной жесткостью и самодостаточностью, а наоборот: гибкостью мышления, «разомкнутостью» в мир, способностью быстро реагировать на постоянно меняющийся интеллектуальный запрос времени» [1, с.16]), и новая «среда обитания» -глобальное культурное пространство.

Глобальное культурное пространство - результат изменяемого социума, интеграционных процесс-сов в нем, продолжающее древнейшую идею человечества о единстве человеческого рода, обнаружившею себя еще на уровнях мифологического, религиозного, обыденного, эстетического сознания, реани-мирующуюся в наши дни через мысль о рассмотрении человека в контексте мира. «....человек конца XX - начала XXI века стремится решить (проблемы - прим. автора) исключительно в глобальном масштабе, требуя, чтобы его услышал весь мир» [1, с.19].

«Единение» человека с миром может осуществляться условно на двух уровнях: локальном (в рамках осознания своей «самости», идентификации с определенной национальной культуры) и на уровне глобальном, когда человек становится «гражданином мира», космополитом, принимая и растворяясь в многообразии культур. И чем прогрессивнее интеграционные процессы, «... тем явственней пробуж-дается интерес к традиционным формам культуры, к исторически устойчивому классическому наследию, к этнонацинальным культурным ценностям(.....).» [7,с.33].

Формирование единой нации или глобального этноса в глобальном культурном пространстве может осуществляться разными путями: разрушением локальных культур, подавлением, трансформи-рованием или интеграцией без разрушения в формате «диалога культур» («...адекватным ответом на глобалистический вызов в сфере культуры считается диалог культур, взаимоуважительное отношение разных культур друг к другу. Предполагается, что мир остается в культурном отношении разнородным, разноцветным, а в своих цивилизационных проявлениях (...) он будет единым.» [8, с.18].

Музей, исходя из своего прямого предназначения, является полноправным участником и субъектом глобального культурного пространства и должен рассматриваться в контексте основных понятий глоба-лизации -интеграции, унификации, стандартизации, а так же «глобального культурного пространства» и «глобального человека».

Помятуя об основном проявлении глобального культурного пространства - «диалоге культур» с единством многообразия, мы можем считать музеи его полноправными участниками. Каждый музей уникален и неповторим в силу специфики тематики и раритетности фондового собрания. Главной задачей музея, является сохранение культурной традиции, как фундаментальной категории и феномена культуры. Но традиция, несмотря на свою преимущественную локальность и ограниченность (т.е. в рамках определенной социальной и национальной группы), не замкнута и рано или поздно претерпевает влияние извне, трансформируется (либо сохраняет свое «ядро», «самость» и взаимообогащается, либо трансформируется в транскультуру). Применение всякого рода инноваций в деятельности ведущих музеев, использование современных технологий в музее должно быть «сбалансировано» сохранением традиционных форм и принципов работы.

Многие люди приходят в музеи «посмотреть на прошлое» - видимо, силен стереотип, что музеи - это только исключительно артефакты. У многих музеев со своей историей, есть своя неповторимая аура старины, именного этого «прошлого», привлекающая посетителя. Но не в коем случае нельзя отрицать и не признавать роль коммуникаций - как информационных, так и межличностных.

Информационные технологии, безусловно, в последние годы изменили работу музеев. Введение базы данных КАМИС (комплексной автоматизированной музейной информационной системы), обеспечивающей решение широкого круга музейных задач, существенно облегчило и модернизировало фондовую работу музеев. Разработка сайтов музея, создание виртуальных экспозиций, экскурсий способны объединять миллионы людей в режиме он-лайн и, следовательно, увеличить в разы продуктивность популяризации культурно-исторического наследия. В современных экспозициях используются всевозможные средства мультимедиа для более эффективного воздействия на посетителя.

Коммуникация межличностная не менее важна в музейном пространстве, проявляясь в нескольких ракурсах: от корпоративной коммуникации, интегрирующейся в формате сотрудник-сотрудник, музей-музей и т.д.,

до музейной (музейный предмет-сотрудник-посетитель), взаимодействующей и воздейст-вующей на посетителя музея через многообразие форм деятельности. Кстати, многообразие предлага-емых сегодня посетителям музейных услуг (экскурсий костюмированных, театрализованных, интерак-тивных, лекций-концертов, тематических литературно-музыкальных вечеров, перформансов, интерак-тивных выставок и массовых праздников-шоу, музейных занятий и т.д.) так же отражает интегративный признак (синтеза многообразия) и унификацию - (некоторые формы работы стали «типичными» для всех музеев).

Интеграция находит свое применение и в объединении передовых музейных сил, которые ставят своими приоритетными задачами сохранение культурного наследия, содействие музейному делу, оказание помощи и налаживание связей посредством консолидации:

- Международный совет музеев (ИКОМ) - неправительственная профессиональная международная организация, созданная в 1946 году, имеющая высший консультативный статус в ЮНЕСКО и в экономическом и социальном совете ООН, объединяет более 30000 индивидуальных и коллективных членов из 152 стран мира (в состав которого с 1957 года входит и Российский комитет Международного совета музеев ИКОМ России)

- Союз музеев России - единственная в Российской Федерации организация, объединяющая музеи страны как общественные институты, учрежденная с 2001 года и объединяющая более 400 музеев из 75 субъектов Российской Федерации, представляет интересы музеев страны в советах и комиссиях, образу-емых при Президенте Российской Федерации и Правительстве Российской Федерации.

- Ассоциация менеджеров культуры (АМК) - единственная в России профессиональная организация -культурная сеть национального масштаба, существующая с 2001 года, объединяющая экспертов, консультантов и менеджеров социально-культурных проектов (порядка 300 экспертов и членов сообщества и 50 организаций культуры из 85 регионов России).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Помимо участия в общественно-политической жизни музеи, в первую очередь, оказывают влияние на человека, на формирование его мировоззренческой позиций, декларируют гуманистические принципы и культивируют общечеловеческие ценности. Но воздействовать вовне или извне, не опираясь на ценностные установки нынешнего социума сложно. Поэтому, помня о том, что среда формирует человека, а современная среда

- суть проявления глобализации, музеям необходимо перестраиваться и подстраиваться под современные тенденции развития общества. Формирование «глобального человека» посредством музейного пространства - вот первостепенная задача музеев.

Сама структура фондового собрания музея, независимо от его профильности, есть проявление единства многообразия. Следовательно, восприятие любого фондового собрания должно опираться на толерантное понимание беспристрастного отношения к истории, к различным точкам зрения, к различным культурам. Аксиологическая сторона музейного предмета не выражается изначально в сопоставлении и сравнении - каждый предмет уникален и ценен, каждый имеет право на достойное представление истории. И понять и принять подобный подход - полифоническое звучание музейных коллекций способен лишь индивид с новым мышлением

- мышлением «глобального человека».

[1]. Тишунина Н.В. Современные глобализационные процессы: вызов, рефлексии, стратегии. Глобализация и культура: аналитический подход. СПб. Янус, 2003

[2]. Федотова В. Г. Меняющийся мир и глобализация. / /Глобализация и гуманитарное знание.//2004, №1

[3]. Колин К. К. Неоглобализм и культура: новые угрозы для национальной безопасности. Знание.Понимание.Умение./ /2006. №3

[4]. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Логика глобализма / / Наш современник. — 2001. — № 11

[5]. В. Л. Иноземцев. Вестернизация как глобализация и "глобализация" как американизация. Вопросы философии.// 2004 №4

[6]. Келле В.Ж.Процессы глобализации и динамика культуры. Знание.Понимание. Умение./ /2005. №

[7]. Устюгова Е. Н. Глобализация и культура. Глобализация и культура: аналитический подход. СПб. Янус, 2003

[8]. Гусейнов А.А. «Еще раз о возможности глобального этоса» Век глобализации. Выпуск №1/2009

[1]. Tishunina N.V. Sovremennye globalizacionnye processy: vyzov, refleksii, strategii. Globalizacija i kul'tura: analiticheskij podhod. SPb. Janus, 2003

[2]. Fedotova V. G. Menjajushhijsja mir i globalizacija. //Globalizacija i gumanitarnoe znanie.//2004, №1

[3]. Kolin K K Neoglobalizm i kul'tura: novye ugrozy dlja nacional'noj bezopasnosti. Znanie.Ponimanie.Umenie.//2006. №3

[4]. Medvedeva I.Ja., Shishova T.L. Logika globalizma / / Nash sovremennik — 2001. — № 11

[5]. V. L. Inozemcev. Vesternizacija kak globalizacija i "globalizacija" kak amerikanizacija. Voprosy filosofii./ / 2004 №4

[6]. Kelle V.Zh.Processy globalizacii i dinamika kul'tury. Znanie.Ponimanie. Umenie.//2005. №

[7]. Ustjugova E. N. Globalizacija i kul'tura. Globalizacija i kul'tura: analiticheskij podhod. SPb. Janus, 2003

[8]. Gusejnov A.A. «Eshhe raz o vozmozhnosti global'nogo jetosa» Vek globalizacii. Vypusk №1/2009

Литература

1. http://www.kamis.ru 1. http://www.kamis.ru

2. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен 2. Kalugina T.P. Hudozhestvennyj muzej kak fenomen культуры.// ООО «Издательство "Петрополис», 2001. — kul'tury.// OOO «Izdatel'stvo "Petropolis», 2001. — 224 s. 224 с. 3. Korolev A. A. O predmete, strukture i metodah

3.Королев А А О предмете, структуре и методах globalistiki // Znanie. Ponimanie. Umenie. — 2005. — № 3. —

глобалистики / / Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 3. — с. 88-96.

4. Музей и новые технологии. Серия «На пути к музею XXI века». М., 1999

5.Триумф музея? //- СПб.: "Осипов", 2005. - 458 с.

6.Хадсон К. Влиятельные музеи. // Пер. с англ. Л. Мотылев. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. - 194 с.

7.Юренёва Т.Ю. Музееведение. М., 2003

s. 88-96.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Muzej i novye tehnologii. Serija «№ puti k muzeju HHI veka». М., 1999

5. Тгкт muzeja? //- SPb.: "Osipov", 2005. - 458 s.

6. Hadson К. Vlijatel'nye т^ег // Рег. s angl. L. Motylev. - Novosibirsk: Sibirskij hronograf, 2001. - 194 s.

7. Jurenjova T.Ju. Muzeevedenie. М., 2003