Научная статья на тему 'Роль современного менеджера в формировании эффективных учреждений социально-культурной сферы'

Роль современного менеджера в формировании эффективных учреждений социально-культурной сферы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
267
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧРЕЖДЕНИЯ / МЕНЕДЖЕР / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гафиуллина Лилия Фаритовна

Адаптация учреждений социально-культурной сферы к требованиям рыночных отношений подрывает административно-командную систему управления, развивает предприимчивость и инициативу ее менеджеров в интересах потребителей социально-культурных благ и, следовательно, повышение качества предоставляемых услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гафиуллина Лилия Фаритовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль современного менеджера в формировании эффективных учреждений социально-культурной сферы»

определенному потребителю для удовлетворения его личных запросов и обеспечения успеха деятельности в конкретных условиях.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время произошла объективная модификация конкурентных преимуществ и соответствующая их трансформация в конкурентоспособность, требующая адекватного учета в стратегическом управлении.

Изначально модификация конкурентных преимуществ в конкурентоспособность, о которой говорил В. Ойкен, нашла подтверждение в «парадоксе» В. Леонтьева, который в 1960-е гг. пытался практическими расчетами подтвердить теорему Хекшера-Олина [5].

Подтверждением модификации конкурентных преимуществ в конкурентоспособность служат выводы М. Портера, вытекающие из анализа по «правилу ромба», когда страна не наследует, а создает наиболее существенные факторы производства, к которым относится квалификационная рабочая сила или научно-техническая база производства. Портер обращает внимание на то, те факторы, которыми обладает государство в данный момент времени оказываются менее значимыми, чем скорость и эффективность их создания и обновления, а также применения в конкретных отраслях. (В России наконец-то осознали значимость указанных Портером факторов и, начиная с госбюджета 2006 г., расходы на образование и фундаментальную науку стали увеличиваться). Еще одним подтверждением модификации конкурентных преимуществ в конкурентоспособность является обоснованная позиция Франсуа Перру, состоящая в предложении сравнивать силы различных действующих лиц международной экономической жизни. В своих выводах Перру исходит из того, что страны находятся в неодинаковом положении из-за различной степени зависимости от международного обмена в соответствии со связанной с ним долей их производства и потребления: США и Япония менее зависимы от международной торговли, чем страны Западной Европы.

Таким образом, конкурентоспособность представляет собой следствие управления создаваемыми конкурентными преимуществами и отражает как технологические, так и нетехнологические преимущества стран.

Литература

1. Андреева Л. Взгляд на системную конкурентоспособность как доминанту устойчивого развития экономики // Экономист, 2004. № 1. С. 81-88.

2. Головачев А. С. Конкурентоспособность организации. Высшая школа, 2012. 320 с.

3. Дружникова Е. П. Формирование и оценка потенциала конкурентоспособности на основе резервов экономического развития предприятия. Белгород: Б.И., 2011.

4. Филосова Т. Г. Конкуренция и конкурентоспособность: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 271 с.

5. Шопотов Б. О современных теориях конкурентных преимуществ и отраслевого лидирования // Проблемы теории и практики управления, 2001. № 3. С. 50-55.

6. Кузнецова Е. П. Совершенствование управления потенциалом конкурентоспособности предприятия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/rsЮ1004000000/rsЮ100 4161000/геЮ 1004161/ (дата обращения: 02.11.2016).

Роль современного менеджера в формировании эффективных учреждений социально-культурной сферы Гафиуллина Л. Ф.

Гафиуллина Лилия Фаритовна / Оа/тШпа Ьйгуа ЕатИоупа - кандидат экономических наук, доцент, кафедра рекламы и связей с общественностью, Казанский государственный институт культуры, г. Казань

Аннотация: адаптация учреждений социально-культурной сферы к требованиям рыночных отношений подрывает административно-командную систему управления, развивает предприимчивость и инициативу ее менеджеров в интересах потребителей социально-культурных благ и, следовательно, повышение качества предоставляемых услуг. Ключевые слова: учреждения, менеджер, социально-культурная сфера, эффективность управления.

Перейдя к экономическим методам управления, социально-культурная сфера должна приобрести новую форму экономической жизнедеятельности организации и учреждений, включающую элементы хозрасчёта, развитие платных услуг, арендных отношений, индивидуальных форм, основанных на личной собственности, включая собственность на продукты интеллектуального, творческого труда [3, с. 13]. Приобрести данную форму позволяет Федеральный закон № 174 ФЗ «Об автономных учреждениях».

Большинство автономных учреждений в Республике Татарстан создано в 2008-2009 гг. Удельный вес автономных учреждений в общем количестве учреждений здравоохранения, образования и культуры в 2008 году составил 1,8%, в 2009 году - около 3,7%. По состоянию на 01.09.2016 в Республике Татарстан в рассматриваемых отраслях функционирует 840 (на 75% больше по сравнению с данными 10 декабря 2009 г., но на 1,1% меньше по сравнению с данными за 2015 г.) автономных учреждений [10].

Реальными свидетельствами повышения эффективности управленческой деятельности в учреждениях, исходя из анкетных данных руководителей учреждений культуры, можно считать использование на высоком профессиональном уровне всего комплекса научных методов и функций управления, а именно:

1. повышения управленческой культуры руководителей, определяющей и соответствующий фирменный стиль, имидж учреждения;

2.высокого качества и своевременного составления организационно-регламентирующей и технологической документации (особенно по новым направлениям работы - маркетингу, рекламе, «паблик рилейшнз, РК», инновационным процессам);

3. сокращения фактической трудоемкости процессов управления (организационных и информационных процедур, подготовки и принятия решений, делопроизводства и др.) и перевод системы управления учреждением в автоматизированный режим работы;

4. определения цен на платные услуги, исходя из рыночной конъюнктуры, существующего соотношения спроса на нее и предложения, где основными регулирующими факторами выступают внутриотраслевая конкуренция и действующее законодательство [4, с. 188].

Нами обосновано, что источниками финансовых средств в социально-культурной сфере преимущественно является не коммерция, а привлечение средств заинтересованных доноров, использования методов фандрайзинга, в частности краудфандинга. Отсюда нарастают требования к менеджментной компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы. Переход от административно-командной системы управления сферой к все более широкому использованию экономических методов, от чисто дотационного бюджетного финансирования структур к финансированию программ, к конкуренции за бюджетные средства, необходимости широкого привлечения внебюджетных средств, хозяйственная самостоятельность - все это радикально меняет требования к профессионализму менеджера в социально-культурной сфере. Адаптация бюджетных учреждений социально-культурной сферы к рыночным условиям должна осуществляться не только с учетом перечисленных особенностей, но и с совершенствованием систем управления.

В результате модернизации путем внедрения информационно-аналитических систем управления деятельность учреждений социально-культурной сферы будет направлена на использование результатов научных исследований и разработок для совершенствования организационно-экономических и управленческих технологий [9, с. 44], ведущих к повышению эффективности функционирования социально-культурной сферы [7, с. 18]. Следовательно, образцами инновационной деятельности в экономической системе социально-культурной сферы могут быть:

а) проведение маркетинга новых видов управленческих технологий;

б) подготовка и переподготовка кадров, готовых использовать новые методы и подходы предоставления услуг с применением новых технологий и оборудования;

в) изменения в подходах, методах и контроле качества предоставления и организации социально-культурных услуг;

г) приобретение технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, моделей и услуг технологического содержания;

д) приобретение оборудования, по своему технологическому содержанию, связанного с внедрением продуктовых или процессных инноваций [2, с. 109].

Система управления социально-культурной сферой в условиях рыночных отношений должна обеспечивать гибкое сочетание бесплатных и платных услуг. Для этого необходимо, прежде всего, формирование в отрасли конкурентной среды, которая выступает как совокупность факторов, способствующих формированию инновационных организационно-управленческих технологий,

основанных на информационно-аналитической системе обеспечения управленческого процесса; расширение типов хозяйствования учреждений [5, с. 25].

Вышесказанное может быть обеспечено в том случае, если в процессе управления учреждениями социально-культурной сферы будут использованы современные организационно-управленческие технологии [8, с. 87], основанные на информационно-аналитическом методе их построения и обеспечивающие максимальную информированность руководителей всех уровней отраслевой системы для принятия обоснованных управленческих решений. Только такая ориентированность управленческих технологий может сформировать эффективный механизм управления социально-культурной сферой [6, с. 44].

Литература

1. Федеральный закон от 03.11.2006 г № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

2. Гафиуллина Л. Ф. Стратегическое развитие и экономическое регулирование деятельности автономных учреждений (сферы образования и социально-культурной сферы) в системе мероприятий по антикризисной программе развития региона. Том 2. Монография. Казань: Изд-во «Центр инновационных технологий», 2010. 144 с.

3. Гафиуллина Л. Ф. Принципы управления региональной системой образования // Электрон. науч. журн. «Известия Регионального финансово-экономического института», 2013. № 1. С. 12-14.

4. Гафиуллина Л. Ф. Парадигма управления высшим профессиональным образовательным учреждением в условиях совершенствования модели хозяйствования // Материалы VI международной научно-практической конференции. н.-и. ц. «Академический», 2015. С 61-63.

5. Гафиуллина Л. Ф. Анализ опыта модернизации организационно-финансового механизма социально-культурной сферы // Актуальные проблемы экономики и права. № 3 (15), 2010. Издательство «Татарский центр познания «Таглимат»» (Казань). С. 24-28.

6. Гафиуллина Л. Ф. Совершенствование организационно-экономического механизма управления системой образования // Экономика, финансы и менеджмент: тенденции и перспективы развития / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Волгоград, 2014. С. 42-44.

7. Гафиуллина Л. Ф., Крылова И. С. Организационно-экономические предпосылки формирования инновационных организационно-управленческих технологий в учреждениях социально-культурной сферы // «Вестник КГУКИ». № 2, 2010. С. 17-19.

8. Куликов Ю. А. Модели управления персоналом организации // Проблемы современной науки и образования, 2015. № 7 (37). С. 85-89.

9. Шушакова В. С. Стратегический риск-менеджмент как эффективный способ управления организацией // Eropean Science, 2016. № 2 (12). С. 44-45.

10. Данные Федеральной службы Государственной статистики по Республике Татарстан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tatstat.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tatstat/r u/statistics/organizations/ (дата обращения: 13.10.2016).

Подходы к управлению персоналом организации в контексте

ISO 9001:2015 Козлова А. Т.

Козлова Алсу Талгатовна /Kozlova Alsu Talgatovna — кандидат экономических наук, доцент, кафедра стандартизации, сертификации и технологического менеджмента, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева, г. Казань

Аннотация: описаны подходы к управлению персоналом организации на соответствие требованиям стандарта ISO 9001:2015.

Ключевые слова: качество, управление персоналом, наставничество, система менеджмента качества.

В настоящее время качество стало главным фактором конкурентной борьбы на мировом рынке, символом процветания отдельных организаций, регионов и целых государств. Промышленно развитые страны, обеспечивающие высокое качество и конкурентоспособность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.