Научная статья на тему 'РОЛЬ СОВЕТСКОЙ ИГРУШКИ В ВОСПИТАНИИ СОВЕТСКИХ ДЕТЕЙ'

РОЛЬ СОВЕТСКОЙ ИГРУШКИ В ВОСПИТАНИИ СОВЕТСКИХ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
366
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ ИГРУШКА / ДЕТИ / ВОСПИТАНИЕ / ИДЕОЛОГИЯ / СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ / SOVIET TOY / CHILDREN / EDUCATION / IDEOLOGY / SOVIET POWER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бушуева А. А.

Данная работа посвящена истории развития Советской игрушки. Рассмотрены основные исторические этапы и особенности ее развития. Выявлены характерные черты присущие игрушка Советского периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE SOVIET TOYS IN THE UPBRINGING OF SOVIET CHILDREN

This work is devoted to the history of the development of Soviet toys. The main historical stages and features of its development are considered. The characteristic features of the toy of the Soviet period are revealed.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СОВЕТСКОЙ ИГРУШКИ В ВОСПИТАНИИ СОВЕТСКИХ ДЕТЕЙ»

Страницы социальной истории: Сб. док. и материалов/ Сост. А.Ш. Кабирова. - Казань, 2011. - 356 с.

УДК: 94(47)

Бушуева А.А. студент 3 курса факультет филологии и истории Елабужский институт (филиал) Казанский федеральный университет Российская Федерация, г. Елабуга РОЛЬ СОВЕТСКОЙ ИГРУШКИ В ВОСПИТАНИИ СОВЕТСКИХ

ДЕТЕЙ

Аннотация: данная работа посвящена истории развития Советской игрушки. Рассмотрены основные исторические этапы и особенности ее развития. Выявлены характерные черты присущие игрушка Советского периода.

Ключевые слова: советская игрушка, дети, воспитание, идеология, Советская власть.

Bushueva A.A.

Student

3rd year, faculty of Philology and history Elabuga Institute (branch) of Kazan federal University

Elabuga, Russian Federation THE ROLE OF THE SOVIET TOYS IN THE UPBRINGING OF

SOVIET CHILDREN

Abstract: this work is devoted to the history of the development of Soviet toys. The main historical stages and features of its development are considered. The characteristic features of the toy of the Soviet period are revealed.

Key words: Soviet toy, children, education, ideology, Soviet power.

Нельзя представить детство без игр и игрушек. Ведь именно через них ребенок познает мир, осваивает различные социальные роли. Игрушка появилась тогда, когда появился сам человек. На всем протяжении развития человечества игрушка развивалась вместе с ним. Несомненно, от социального положения родителей зависело то, какими игрушками будет играть ребенок. Царские, дворянские и купеческие семьи, могли позволить покупать детям дорогие игрушки из-за границы. Часто на дни рождения девочкам дарили фарфоровые куклы, а мальчикам железные дороги, солдатиков. Крестьянские дети играли чаще всего с деревянными игрушками, сделанными своими руками. Игры, например, такие как железная дорога или театр, также могли позволить для своих детей только в обеспеченных семьях. Остальные дети чаще всего довольствовались играми: в прятки, догонялки, которые не требовали затрат.

Начало XX века, стало переломным моментом не только в истории всей страны, но и в истории игр и игрушек. В период революции, гражданской войны, производство игрушек практически прекратилось. Часто родители сами вырезали из дерева лошадок, солдатиков и другие игрушки, которые отличались своей простотой. Тем не менее, через несколько лет, игрушки стали появляться вновь. После 1930 года, началась работа по созданию «советской игрушки». Особенность игрушки в период Советского государства была в том, что она должна была отражать эпоху построения нового государства и человека. Она становилась инструментом, через который ребенку прививались навыки труда, патриотическое воспитание, ценностные установки и многое другое. Подобное направление политики Советского государства было связано с идеологическими причинами. Игрушки должны были стать массовыми, доступными и идеологически направленными. Такие требования предъявило Советское правительство к производству игрушек [3, 164-170].

Игрушечное производство из кустарного превратилось в отрасль промышленности. Первым мероприятием стало создание в 1930 году Междуведомственного научно-художественного совета по игрушке и игровым материалам при Высшем совете народного хозяйства. Целью данного совета стала пропаганда нового образа игрушек, а также оценка их педагогического значения. В 1934 году были выдвинуты первые попытки планирования игрушечной промышленности. Транслятором интереса к игрушкам стало периодическое издание журнал «Советская игрушка». Он являлся ведомственным изданием, выходящим ежемесячно. Журнал «Советская игрушка» ставил перед собой цель - способствовать развитию производства игрушки, выводя ее на качественно новый уровень.

Создание новой Советской игрушки стало работой многих художников, педагогов, воспитателей. В целях улучшения качества, была проделана работа по планированию поставок сырья, консультированию производителей в вопросах: экономического, кадрового характера, а также контроля качества товара. Несоблюдение данных условий каралось штрафными санкциями. В 1932 году в Загорске был создан Всесоюзного научно-экспериментальный институт игрушки. Он стал первым научным центром по созданию игрушек. В нем сконцентрировалась работа по осуществлению политических и стратегической задач - создания новой советской игрушки. Под руководством научно-экспериментального института вышло более 3000 тысяч экспонатов. В этом же году в Москве была проведена первая Всесоюзная выставка игрушек. В основном первыми игрушками были красноармейские солдаты, матросы, игрушки с изображением пионеров с флагом, горном или барабаном [1].

Тема пионерии транслировалась через игры и игрушки детей. Каждая игра была продумана с воспитательной стороны. Она создавала дополнительные стремления к серьезной деятельности, ответственного отношения к делу, умение преодолевать трудности, и видеть общественные

перспективы. Непременно, игры были выстроены с особенностями возраста ребенка. Например, игра «Тайна белого пакета», преследовавшая цель, включить всех ребят в создание географического кабинета школы. Во время игры пионеры должны были действовать сообща, проявлять находчивость и организаторские навыки. Игра включала в себя: тайные письма, задания, игровую атрибутику. Это все было подчинено главной цели - идеи сбора, а игра в свою очередь подчеркивала самостоятельность ребят. Через игры и игрушки, символизирующие пионеров, детям прививалось любовь и патриотическое отношение к государству [4,53].

1935 год стал новым этапом в развитии советской елочной игрушки. Это было связано с тем, что официально было разрешено празднование Нового года, на прилавках стали появляться ёлки. По традиции, заложенной Петром I, в качестве украшений использовались: яблоки, свечи, орехи. Стеклянные шары, украшения для ели, были очень дорогими и изготавливали их только за границей. Возращение Нового года плодотворно сказалось на развитии отечественной промышленности по изготовлению елочных украшений и игрушек. Сначала игрушки были достаточно простыми - из ткани, ваты, картона. Постепенно они становились более красивыми и качественными. На советских елках появились шарики, Снегурочки, Дед Морозы, а главное символ СССР - красная пятиконечная звезда. Новогодняя игрушка, несомненно, связана с Советской идеологией. Выпускались игрушки с изображением государственных деятелей, политикой, проводимой в стране, а также событиями. Так в период правления Н. Хрущёва, появились игрушки сельскохозяйственной и бытовой тематики: игрушки в форме огурцов, початков кукурузы, моркови и многое другое. С первым полетом Ю. Гагарина в космос появлялись игрушки, посвященные данной тематике. А вот после выхода знаменитого фильма Э. Рязанова в 1956 году, «Карнавальная ночь», приобрела огромную популярность новогодняя игрушка «часы», которые всегда показывают без пяти двенадцать. Очень удивляет большое разнообразие игрушек в Советское время, которые и в настоящее время, украшают дома многих семей [2].

В прейскуранте 1938 года отпускных и розничных цен на детские игрушки, указаны имеющиеся игрушки, а также цены на них. Все игрушки разделены по группам, исходя из материала, из которого они изготовлены. Указаны: токарная деревянная игрушка, столярно-деревянная группа, резная художественная группа, металлическая, мягкая игрушка, смешанная группа, музыкальные, фарфоровые, глиняные, резиновые и другие игрушки. Можно сделать вывод о том, что производители специализировались на определенном виде игрушки, а также исходя из данных прослеживается достаточно большой выбор различных игрушек. Также представлены адреса заводов, фабрик, артелей, производящих игрушки. Например, артель «Любимая игрушка», Гривенская токарная мастерская, завод имени товарища Сталина и другие. Очень примечателен тот факт, что

промышленные и продажные цены отличались не сильно. Например, промышленная стоимость фарфоровых красноармейцев составляла 0,23 рубля, а продажная цена на 6 копеек выше. Цены на игрушки варьировались от 18 копеек до 206 рублей. Самой дорогой игрушкой для мальчика, исходя из прейс-куранта был авто-грузовик педальный стоимостью 206 рублей 25 копеек, а для девочек Кукла, в платье из шелка, с закрытыми глазами, размером 65 см, и стоимостью 74 рубля. Конечно не все Советские граждане могли позволить купить дорогие игрушки, но несмотря на это, большая часть товара для детей была средней стоимости и доступной для широких масс населения [5,62].

Во время Великой Отечественной войны производство игрушек было приостановлено. Государство нуждалось в тяжелой промышленности и все силы были сосредоточены в этой отрасли. Изготавливали игрушки из отходов: бинтов, ваты, проволок. Чаще всего игрушки приходилось мастерить своими руками. Девочки брали полотенца, рисовали на нем лицо, затем оборачивали в другие тряпочки и получалась кукла. Очень популярна была игра в камешки. Нужно было поймать камешек тыльной стороной ладони, не уронив. Мальчики играли в войнушки, часто представляя деревья - фашистами. Но несмотря на это, производство не прекратилось полностью, но теперь игрушки стали выпускать преимущественно на военную тематику. Уже с конца 1943 года производство игрушек начинает налаживаться.

В 1953 году, был взят курс на улучшение благосостояния Советского народа. Это отразилось и на игрушечной промышленности. Стали появляться новые материалы для изготовления игрушек: искусственный мех, ткани, полиэтилен и другие. Большое развитие было в сфере кукольного производства. Они стали ярче и разнообразнее. В 1957 году, в Москве был открыт универмаг «Детский мир», в который мечтали попасть многие дети. На прилавках был представлен разнообразный ассортимент: кукол, наборов для девочек, машинки, модели космических кораблей и другое.

На сегодняшний день повышается интерес к советской игрушке. В 2015 году, был открыт «Музее детства», в котором представлены игрушки периода Советского Союза, и каждый желающий, может посетить данный музей, для того, чтобы окунуться в ту эпоху.

Таким образом, можно сделать вывод, что повседневность советского ребенка в большей мере складывалась через идеологическую политику государства. Характерной чертой Советского периода стала большая роль в жизни детей октябрятской и пионерской общественных организаций. Это были первые ступени по воспитанию человека коммунистической идеологии. Важным элементом советской повседневности являлась игрушка. На протяжении истории развития человечества она меняла свой облик. Характерной особенностью в Советское время стала политизированная игрушка. Как и пионерская организация, роль игрушки ценилась не меньше. Именно по средствам игр в ребенке закладывался основной фундамент его дальнейшего воспитания. Государство особенно контролировало данный вид

производства. Стоит отметить и тот факт, что игрушки стали массовыми и доступными всем слоям населения. Советское правительство заботилось о всестороннем воспитании будущего гражданина Советского Союза.

Использованные источники:

1. Детские игрушки в СССР - отражение советской эпохи // http://www.stram-sssr.net/статьи/детские-игрьI-и-игрушки-в-ссср/детские-игрушки-в-ссср-отражение-советской-эпохи.Ыт1 (Дата обращения: 15.01.18).

2. История новогодней игрушки в России. История возникновения новогодней игрушки для детей // http: //fb .ru/article/232783/istoriya-novogodney-igrushki-v-rossii (Дата обращения: 20.01.18).

3. Коган С. В. Детство как этап формирования «нового человека» в довоенном советском обществе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.М. Герцена. - 2012. - Н:150. - С. 164170.

4. Махлах Е.С. Творческая игра и ее роль в воспитании пионеров // М.: Изд -во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. - С. 53.

5. Прейс-Курант отпускных и розничных цен на детские игрушки // Издание управления книгокультторга. Киев.: 1938. - С. 62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.