Научная статья на тему 'РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ'

РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
213
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ / ВЫБОР СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ СТУДЕНТАМИ / ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ / SOCIAL NETWORKS / THE POSSIBILITIES OF SOCIAL NETWORKS / THE CHOICE OF SOCIAL NETWORKS BY STUDENTS / POSITIVE AND NEGATIVE EFFECTS OF SOCIAL NETWORKS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Клокова О.В.

В данной статье автор раскрывает содержание понятия социальных сетей и проанализировано эмпирическое исследование среди студентов Алтайского архитектурно-строительного колледжа. В результате проведенного исследования автор определяет место социальных сетей в жизни студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Клокова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SOCIAL NETWORKS IN THE LIFE OF STUDENTS

In this article, the author reveals the content of the concept of social networks and analyzes an empirical study among students of Altai College of Architecture and Civil Engineering. As a result of the study, the author determines the place of social networks in the life of students

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ»

УДК 008

Клокова О.В. студент магистратуры Алтайский государственный педагогический университет Россия, г. Барнаул

РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

Аннотация: в данной статье автор раскрывает содержание понятия социальных сетей и проанализировано эмпирическое исследование среди студентов Алтайского архитектурно-строительного колледжа. В результате проведенного исследования автор определяет место социальных сетей в жизни студентов

Ключевые слова: социальные сети, возможности социальных сетей, выбор социальных сетей студентами, положительные и отрицательные эффекты социальных сетей

Klokova O. V. Master student Altai State Pedagogical University Russia, Barnaul

THE ROLE OF SOCIAL NETWORKS IN THE LIFE OF STUDENTS

Abstract: in this article, the author reveals the content of the concept of social networks and analyzes an empirical study among students of Altai College of Architecture and Civil Engineering. As a result of the study, the author determines the place of social networks in the life of students

Keywords: social networks, the possibilities of social networks, the choice of social networks by students, positive and negative effects of social networks

Внедрение компьютеров в повседневную жизнь одновременно и облегчило, и усложнило ее.

Виртуальная форма общения предстaвляет собой такой способ коммуникации, при котором контакт между людьми опосредован компьютером, включенным в сеть (всё равно, локальная она или глобальная), а все взаимодействия осуществляются в прострaнстве виртуальной реальности по средством вспомогательных средств таких как социальные сети.

Социальные сети - феномен, который благодаря неуклонно растущей популярности приобретает в последнее время все большую социальную значимость. На сегодняшний день они являются одними из самых посещаемых ресурсов в сети Интернете.

Социальная сеть — это социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты такие как люди, группы людей, сообщества, организации и связей между ними - социальных взаимоотношений. В общераспространенном понимании социальная сеть — это сообщество людей, объединенных общими интересами, общим делом или имеющих другие причины для непосредственного общения между собой. В общефилософском подходе под социальной сетью понимают множество социальных объектов и определенное множество отношений между ними.

По мнению Е.Д. Патаркина социальные сети — это платформы, на базе которых участники могут устанавливать отношения друг с другом.52 Другими словами - социальная Интернет-сеть — это интерактивный многопользовательский веб-сайт, обладающий рядом обязательных качеств:

- пользователи имеют возможность получать статическую и динамическую информацию об объектах, существующих в данной социальной среде, о социальных связях между ними;

- пользователям доступны функции коммуникации с другими пользователями и социальными объектами.

- содержание (контент) сайта создается исключительно или преимущественно его пользователями;

- сайт представляет собой автоматизированную среду, в рамках которой пользователи имеют возможность создавать связи с другими пользователями (социальные связи) или социальные объекты (тематические группы);

С развитием интернета растет количество пользователей социальных сетей. По состоянию на январь 2020 года активными пользователями интернета стали почти 4,54 миллиарда человек, что составляет 59 процентов населения мира53. Больше всего интернет-пользователей в Китае, Индии и США.

Пятерка самых популярных социальных сетей в мире не менялась за последние годы. Три из них — Youtube, Facebook, Instagram — на слуху и в России. Дополняют список лидеров две китайские соцсети. Они не

52 Патаракин Е. Д. Педагогический дизайн социальной сети Scratch // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)

53 Онлайн-портал статистики Statista [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/278414/number-of-worldwide-social-network-users/

распространили влияния в Европе и США, но вышли в лидеры благодаря количеству активных пользователей из стран Азии54.

Наиболее распространенными сегодня сетями в России, являются сети Twitter, ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Instagram, Youtube, и другие, на диаграмме №1 представлен список популярных сетей в России Диаграмма №1 «Список популярных сетей в России»

В связи с возрастающей актуальностью социальных сетей и их большим количеством появилась цель выявления отношения студентов Алтайского архитектурно-строительного колледжа к социальным сетям. Было проведено эмпирическое исследование среди студентов 1-4 курса.

По результатам исследования, было выяснено, что наиболее популярными социальными сетями у студентов являются: Instagram, ВКонтакте, Facebook, Twitter и Одноклассники.

Среди широкого спектра мотивов, подталкивающих студентов к созданию аккаунта в социальных сетях, основным является мотив общения(коммуникативный). Так же социальные сети являютсяудобными рекреационнымии зонами: во-первых, здесь достаточно свободы, чтобы не чувствовать контроль взрослых, во-вторых, социальные сети представляют широкие возможности для развлечения.

Значимы для студентов и познавательные возможности социальных сетей - для 85% опрошенных респондентов важно получать новости из жизни друзей, и и быть в курсе мировых событий.

54 Онлайн-портал статистики Statista [Электронный ресурс] - Режим https://www.statista.com/statistics/272014/global-social-networks-ranked-by-number-of-users/

доступа:

Розличные возможности проявления индивидуальности, свободное высказывание собственной позиции в социальных сетях позволяет студентам реализовывать потребность в самовыражении и достижении определенного статуса среди сверстников.

В равных частях респонденты отметили главные возможности социальных сетей - возможность общения и развлекательные возможности, такие как прослушивание и скачивание музыки и фильмов.

Так же были отмечены положительные и отрицательные эффекты социальных сетей. С одной стороны, социальные сети помогают студентам решать задачи, свойственные возрасту (общение со сверстниками, избавление от проблем, поиск единомышленников, приобретение новых увлечений и т.п.), они также способствуют приобретению новых знаний и тавыков. С другой стороны, времяпрепровождение в социальных сетях нередко является помехой при обучении в колледже и сказываются на предпочтениях в других досуговых практиках (стал меньше двигаться, заниматься спортом). Помимо этого, особым внутренним риском является развитие зависимости от социальных сетей.

Также выяснилось, что почти каждый второй опрашиваемый сталкивался в сети с ситуацией оскорбления (46%), а каждый четвертый (25%) - с ситуaцией клеветы в свой адрес. С мошенничеством и обманом в социальных сетях сталкивались 15% студентов. С ситуацией распространения вредоносных ссылок, содержащих вирус, от имени их друзей, сталкивались больше половины (56%), также с контентными рисками (неэтичная информация, нецензурная лексика и т.д.) сталкивались 89% школьников.

Таким образом, обобщая результаты проведенного эмпирического исследования, можно сделать вывод о том, социальные сети в последнее время играют огромную роль в жизни студентов. Времяпрепровождение в социальных сетях является одной из наиболее популярных досуговых практик для студентов.

Использованные источники

1. Онлайн-портал статистики Statista [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/278414/number-of-worldwide-social-network-users/

2. Онлайн-портал статистики Statista [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/272014/global-social-networks-ranked-by-number-of-users/

3. Патаракин Е. Д. Педагогический дизайн социальной сети Scratch // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.