УДК 008
Клокова О.В. студент магистратуры Алтайский государственный педагогический университет Россия, г. Барнаул
РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ
Аннотация: в данной статье автор раскрывает содержание понятия социальных сетей и проанализировано эмпирическое исследование среди студентов Алтайского архитектурно-строительного колледжа. В результате проведенного исследования автор определяет место социальных сетей в жизни студентов
Ключевые слова: социальные сети, возможности социальных сетей, выбор социальных сетей студентами, положительные и отрицательные эффекты социальных сетей
Klokova O. V. Master student Altai State Pedagogical University Russia, Barnaul
THE ROLE OF SOCIAL NETWORKS IN THE LIFE OF STUDENTS
Abstract: in this article, the author reveals the content of the concept of social networks and analyzes an empirical study among students of Altai College of Architecture and Civil Engineering. As a result of the study, the author determines the place of social networks in the life of students
Keywords: social networks, the possibilities of social networks, the choice of social networks by students, positive and negative effects of social networks
Внедрение компьютеров в повседневную жизнь одновременно и облегчило, и усложнило ее.
Виртуальная форма общения предстaвляет собой такой способ коммуникации, при котором контакт между людьми опосредован компьютером, включенным в сеть (всё равно, локальная она или глобальная), а все взаимодействия осуществляются в прострaнстве виртуальной реальности по средством вспомогательных средств таких как социальные сети.
Социальные сети - феномен, который благодаря неуклонно растущей популярности приобретает в последнее время все большую социальную значимость. На сегодняшний день они являются одними из самых посещаемых ресурсов в сети Интернете.
Социальная сеть — это социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты такие как люди, группы людей, сообщества, организации и связей между ними - социальных взаимоотношений. В общераспространенном понимании социальная сеть — это сообщество людей, объединенных общими интересами, общим делом или имеющих другие причины для непосредственного общения между собой. В общефилософском подходе под социальной сетью понимают множество социальных объектов и определенное множество отношений между ними.
По мнению Е.Д. Патаркина социальные сети — это платформы, на базе которых участники могут устанавливать отношения друг с другом.52 Другими словами - социальная Интернет-сеть — это интерактивный многопользовательский веб-сайт, обладающий рядом обязательных качеств:
- пользователи имеют возможность получать статическую и динамическую информацию об объектах, существующих в данной социальной среде, о социальных связях между ними;
- пользователям доступны функции коммуникации с другими пользователями и социальными объектами.
- содержание (контент) сайта создается исключительно или преимущественно его пользователями;
- сайт представляет собой автоматизированную среду, в рамках которой пользователи имеют возможность создавать связи с другими пользователями (социальные связи) или социальные объекты (тематические группы);
С развитием интернета растет количество пользователей социальных сетей. По состоянию на январь 2020 года активными пользователями интернета стали почти 4,54 миллиарда человек, что составляет 59 процентов населения мира53. Больше всего интернет-пользователей в Китае, Индии и США.
Пятерка самых популярных социальных сетей в мире не менялась за последние годы. Три из них — Youtube, Facebook, Instagram — на слуху и в России. Дополняют список лидеров две китайские соцсети. Они не
52 Патаракин Е. Д. Педагогический дизайн социальной сети Scratch // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)
53 Онлайн-портал статистики Statista [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/278414/number-of-worldwide-social-network-users/
распространили влияния в Европе и США, но вышли в лидеры благодаря количеству активных пользователей из стран Азии54.
Наиболее распространенными сегодня сетями в России, являются сети Twitter, ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Instagram, Youtube, и другие, на диаграмме №1 представлен список популярных сетей в России Диаграмма №1 «Список популярных сетей в России»
В связи с возрастающей актуальностью социальных сетей и их большим количеством появилась цель выявления отношения студентов Алтайского архитектурно-строительного колледжа к социальным сетям. Было проведено эмпирическое исследование среди студентов 1-4 курса.
По результатам исследования, было выяснено, что наиболее популярными социальными сетями у студентов являются: Instagram, ВКонтакте, Facebook, Twitter и Одноклассники.
Среди широкого спектра мотивов, подталкивающих студентов к созданию аккаунта в социальных сетях, основным является мотив общения(коммуникативный). Так же социальные сети являютсяудобными рекреационнымии зонами: во-первых, здесь достаточно свободы, чтобы не чувствовать контроль взрослых, во-вторых, социальные сети представляют широкие возможности для развлечения.
Значимы для студентов и познавательные возможности социальных сетей - для 85% опрошенных респондентов важно получать новости из жизни друзей, и и быть в курсе мировых событий.
54 Онлайн-портал статистики Statista [Электронный ресурс] - Режим https://www.statista.com/statistics/272014/global-social-networks-ranked-by-number-of-users/
доступа:
Розличные возможности проявления индивидуальности, свободное высказывание собственной позиции в социальных сетях позволяет студентам реализовывать потребность в самовыражении и достижении определенного статуса среди сверстников.
В равных частях респонденты отметили главные возможности социальных сетей - возможность общения и развлекательные возможности, такие как прослушивание и скачивание музыки и фильмов.
Так же были отмечены положительные и отрицательные эффекты социальных сетей. С одной стороны, социальные сети помогают студентам решать задачи, свойственные возрасту (общение со сверстниками, избавление от проблем, поиск единомышленников, приобретение новых увлечений и т.п.), они также способствуют приобретению новых знаний и тавыков. С другой стороны, времяпрепровождение в социальных сетях нередко является помехой при обучении в колледже и сказываются на предпочтениях в других досуговых практиках (стал меньше двигаться, заниматься спортом). Помимо этого, особым внутренним риском является развитие зависимости от социальных сетей.
Также выяснилось, что почти каждый второй опрашиваемый сталкивался в сети с ситуацией оскорбления (46%), а каждый четвертый (25%) - с ситуaцией клеветы в свой адрес. С мошенничеством и обманом в социальных сетях сталкивались 15% студентов. С ситуацией распространения вредоносных ссылок, содержащих вирус, от имени их друзей, сталкивались больше половины (56%), также с контентными рисками (неэтичная информация, нецензурная лексика и т.д.) сталкивались 89% школьников.
Таким образом, обобщая результаты проведенного эмпирического исследования, можно сделать вывод о том, социальные сети в последнее время играют огромную роль в жизни студентов. Времяпрепровождение в социальных сетях является одной из наиболее популярных досуговых практик для студентов.
Использованные источники
1. Онлайн-портал статистики Statista [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/278414/number-of-worldwide-social-network-users/
2. Онлайн-портал статистики Statista [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/272014/global-social-networks-ranked-by-number-of-users/
3. Патаракин Е. Д. Педагогический дизайн социальной сети Scratch // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)