Научная статья на тему 'Роль социальных сетей в развитии общества и экономики России'

Роль социальных сетей в развитии общества и экономики России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3375
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / INFORMATISATION / INFORMATION SOCIETY / INFORMATION LITERACY / SOCIAL NETWORKS / THE INTERNET / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Докторович Анатолий Борисович, Монахов Данила Никитич, Монахова Галина Анатольевна

В работе анализируются функции современных социальных сетей в социально-экономическом развитии России. На основе статистических данных, контентов социальных сетей, материалов Государственной Программы «Информационное общество» и «Информационный город (2012 –2016 годы, на примере города Москвы)» исследуется состояние информационно-коммуникативной культуры российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of Social Networks in the Development of the Russian Society and Economy

One of the key factors of social and economic development of both modern post-industrial information society and economy are the new information technologies that make possible an expansion of the social and communicative fields, as well as intensification of social and economic interactions. Our article devoted the analysis of contemporary social networks' function in social and economic development of Russia. The article presents the analysis of function, features, and prospects for contemporary social networks in social and economic development of Russia. We examined the condition of information and communication culture of Russian society, based on statistical data, social networks' content, as well as on the materials of the State Program "Information Society" and "Information City (2012–2016 years, by the example of Moscow)". We conclude that in the near future, there will be four main trends in social networks: 1. emergence of the integrated interactive communication in social networks, for example, cooperation between Skype and Facebook; 2. adaptation of social networks for sensory computers and new operating systems; 3. tightening of the registration policy. It is possible that in the future the registration will take place using means of user identification; 4. increase of economic role of social networks, for example, by setting up shops in social networks.

Текст научной работы на тему «Роль социальных сетей в развитии общества и экономики России»

УДК 316

Докторович А.Б.*, Монахов Д.Н.**, Монахова Г.А.***

А.Б. Докторович

I

Д.Н. Монахов

Г.А. Монахова

Роль социальных сетей в развитии обще ства и эко номики России

*Докторович Анатолий Борисович, доктор экономических наук, профессор. Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

E-mail: doka5v7@mail.ru

**Монахов Данила Никитич, кандидат педагогических наук, заместитель по научной работе заведующего кафедрой информатики социальных процессов социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

E-mail: MonahovDN@yandex.ru

***Монахова Галина Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры физики и математики факультета точных наук и инновационных технологий Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова

E-mail: gamonahova@yandex.ru

В работе анализируются функции современных социальных сетей в социально-экономическом развитии России. На основе статистических данных, контентов социальных сетей, материалов Государственной Программы «Информационное общество» и «Информационный город (2012 -2016 годы, на примере города Москвы)» исследуется состояние информационно-коммуникативной культуры российского общества.

Ключевые слова: информатизация, информационное общество, информационная грамотность, социальные сети, Интернет, социально-экономическое развитие.

Одним из ключевых факторов социально-экономического развития современного информационного общества и постиндустриальной экономики являются новые информационные технологии, обеспечивающие расширение полей социально-коммуникативных процессов, интенсифицирующие социальные и экономические взаимодействия. Высокие информационные технологии явились не только генератором глобализации экономики, но и одним из наиболее существенных факторов информатизации всей социально-трудовой сферы и сферы социальных коммуникаций.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.08 № 1662-р (далее - Концепция1), определены:

— основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода;

— стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы;

— формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества;

— цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике;

— цели и приоритеты внешнеэкономической политики;

— параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития.

В долгосрочной перспективе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. развитие информационно-коммуникационных технологий является одной из важнейших составляющих повышения национальной конкурентоспособности.

Наряду с ростом валового внутреннего продукта (ВВП) и валового регионального продукта (ВРП) целями государственной политики Российской Федерации являются: повышение уровня и качества жизни граждан,

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf

развитие социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления, здравоохранения и образования, развитие информационного общества, существенное повышение конкурентоспособности товаров и услуг в сфере высоких информационных технологий.

В настоящее время многие города России, в том числе и Москва, по критериям использования информационно-коммуникационных технологий в социально-трудовой сфере все ещё отстают от других технологически развитых городов мира. «По данным на 2010 г., всего 10% учебного времени в школах основано на использовании информационно-коммуникационных технологий против 30% в Нью-Йорке и 55% в Сингапуре. Только 5% городских Интернет-ресурсов адаптированы для использования лицами с ограниченными возможностями, в то время как, например, в Лондоне и Гонконге доля адаптированных ресурсов составляет 65 и 55% соответственно. Всего 6% историй болезни ведутся в городе Москве в электронном виде, в то время как в Нью-Йорке этот показатель составляет 25%, а в Сингапуре - 65%».

Для сравнения отметим, что на портале «электронного правительства» в Сингапуре оказываются 65% всех городских сервисов, а уровень удовлетворенности пользователей «электронным правительством» составляет 93,9% (соответствующие оценки «хорошо» и «очень хорошо»).

Если в Москве время обработки обращений граждан как в электронной, так и в бумажной форме составляет 30 дней, то в Лондоне это время составляет от 1 до 10 дней (10 дней - для обращений в адрес мэра), в Г онконге - 2 дня.

Программой «Информационный город (2012-2016 годы)», ориентированной на использование информационно-коммуникационных технологий во всех сферах общества, планируется, что любой гражданин сможет записаться на прием к врачу посредством сети Интернет. Ведение электронной медицинской карты позволит оперативно обмениваться информацией между специалистами разных медицинских учреждений. Граждане смогут получить консультацию специалиста дистанционно, через сеть Интернет2.

В сфере социальной защиты возможности информационных технологий могут и должны способствовать эффективной поддержке групп населения с ограниченными возможностями здоровья. Реализация мероприятий этой государственной программы будет способствовать устранению цифрового неравенства общества и регионов России.

Повсеместное использование информационных технологий активизирует обмен знаниями и полезной информацией, создаёт такую информационную среду, в которой традиционные услуги обретут качественно новые формы и станут более доступными. Изменятся модели управления, производства и потребления, расширятся экономические связи между субъектами бизнес-сообщества, обществом и государством. Достижение целей Программы повлияет и на социально-экономические показатели развития города Москвы.

В 2011 г. примерно 20% государственных услуг переведены в электронную форму3. Приоритетными направлениями проектов в рамках реализации Государственной программы «Информационный город (20122016 годы)» до 2014 года включительно являются:

— перевод государственных услуг в электронную форму, включая создание веб-сервисов по предоставлению услуг, обеспечение доступа к ним через Единый портал государственных услуг и портал государственных услуг города Москвы;

— дальнейшее развитие единой городской инфраструктуры, используемой при предоставлении государственных услуг, общегородских реестров, регистров, справочников, классификаторов, единого геоин-формационного пространства города Москвы;

— обеспечение юридической значимости государственных услуг для граждан и бизнеса, создание электронного нотариата;

— разработка новых дополнительных электронных сервисов, в том числе сервисов по оплате государственных услуг, коммунальных услуг посредством сети Интернет, сервисов информирования о государственных услугах с использованием службы коротких сообщений операторов сотовой связи и других электронных сервисов.

В 2011 г. определена единая архитектура комплексной отраслевой информационно-коммуникационной системы города Москвы, автоматизирован специализированный отраслевой документооборот, в 10% образовательных учреждений обеспечена возможность ведения электронного дневника и журнала, для 75% лиц с ограниченными возможностями, нуждающихся в дистанционном обучении, такое обучение обеспечено.

В то же время наряду с недостаточным финансированием и отсутствием необходимой численности высококвалифицированных специалистов негативным фактором, препятствующим развитию информационнокоммуникационных технологий, является недостаточный уровень распространения в обществе базовых навыков использования информационно-коммуникационных технологий. Это касается населения и государственных гражданских служащих.

Использование информационно-коммуникационных технологий в молодёжной среде

Переходя к анализу использования информационно-коммуникационных технологий в молодёжной среде, отметим, что современные студенты принадлежат к поколению, которое с детства знакомо с компьютером, использует современные цифровые устройства в повседневной жизни, постоянно находится в режиме онлайн, имеет доступ к различным источникам информации. Поэтому некоторые авторы4 высказывают мнение, что молодёжь обладает лучшими способностями и достаточными компетенциями для того, чтобы эффективно использовать новые постоянно совершенствующиеся технологии и свободно ориентироваться и общаться в ин-

Государственная программа города Москвы «Информационный город (2Q12-2Q16 годы)». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kuncevo.zao.mos.ru/gosprog/inf_2Q12-2Q16.pdf.

Там же.

3 Выполнены III—V этапы перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2QQ9 г. № 1993-р. Состав приоритетных проектов в рамках реализации настоящего мероприятия определяется задачей перехода на оказание 1QQ% государственных услуг в электронном виде к 2Q15 г.

4 Oblinger D. Becoming Net Savvy. Educause Quarterly. 3/2QQ7, P. 11-13.

формационном пространстве. Создается впечатление, что это новое «сетевое поколение» обладает достаточным уровнем информационной грамотности, активно используя современные информационные и коммуникационные технологии в повседневной жизни1.

В международном сообществе под информационной грамотностью понимают способности и качества, необходимые человеку для определения потребности в информации, её целенаправленного поиска, отбора, критического оценивания, а также эффективного использования2. Информационная грамотность является первой ступенью в т.н. «лестнице информатизации»: ИКТ-грамотность - ИКТ-компетентность - ИКТ-культура (А.А. Демидов, В.Ф. Бурмакина3, Д.Н. Монахов4, рис. 1).

Однако многие исследования показывают, что уровень информационной грамотности студентов не всегда является доста-точным5. Сервисы Интернета6 и цифровые ресурсы, хотя и стали частью повседневной жизни молодежи, тем не менее, преимущественно используются для межличностной коммуникации7.

Процесс информатизации общества предъявляет повышенные требования к способностям и навыкам работы с информацией, поскольку предполагает обязательное личное и групповое использование современных информационных технологий. Так, Н.И. Гендина определяет информационную грамотность как «способность человека оценивать информацию, получаемую из различных источников; определять потребность в информации; находить, синтезировать и эффективно применять информацию, используя для этого современные информационные технологии, сети коммуникации и электронные ресурсы»8. Что касается информационной культуры личности, она определяет её как «одну из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий» .

Рассматривая «лестницу информатизации» в целом, отметим, что концепция информационной культуры личности10 охватывает все её ступени и, будучи более объёмным понятием, включает концептуальные положения информационной грамотности. Так, например, в отличие от информационной грамотности, она включает такой компонент, как информационное мировоззрение11, предполагающее обязательную мотивацию личности на необходимость специальной информационной подготовки12.

Некоторые результаты исследования навыков работы с информацией населения России

В проведенном нами исследовании населения России изучались умения и навыки работы с информацией. Аудитория жителей России, включающая студентов, исследовалась по уровню умения и навыков работы с информацией по различным программам и проектам13, а также результаты отдельных диссертационных исследований.

Приведем анализ информационной грамотности российских студентов14 по результатам проведенного нами опроса по определению уровня навыков работы с информацией, потребностей и предпочтений целевой аудитории студентов (распределение респондентов представлено в таблице).

1 Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants. On the Horizon: NCB University Press, Vol. 9 No. 5, December 2001. 6 p. URL: http://www.marcprensky.com/writing/Prensky%20-%20Digital%20Natives,%20Digital%20Immigrants%20-%20Part1.pdf ,.

2 American Library Association (ALA). Presidential Committee on Information Literacy: Final Report. Chicago: ALA, 1998. URL: http://www.ala.org/ala/mgrps/divs/acrl/ publications/whitepapers/progressreport.cfm, 20.06.2011.

3 Бурмакина В.Ф., Зелман М., Фалина И.Н. Большая Семёрка (Б7). Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность: Методическое руководство для подготовки к тестированию учителей / Международный банк реконструкции и развития. Национальный фонд подготовки кадров. Центр развития образования АНХ при правительстве РФ. М., 2007. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ifap.ru/library/book360.pdf .

4 Монахов Д.Н. Обучение в условиях информационного общества. М.: МГУ, 2006. 66 с.; Он же. ИТ как условие совершенствования информационной культуры студентов. // Вторая Всероссийская заочная научно-методическая конференция «Вопросы совершенствования предметных методик в условиях информатизации образования». Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 31декабря 2010. С. 214-217.

5 Kvavik R., Caruso J. ECAR Study of Students and Information Technology: Convenience, Connection, and Control. 2005. Vol. 6. URL: http://www.educause.edu/ ECAR/ECARStudyofStudentsandInformat/158586.

6 Например, электронная почта или программы мгновенного обмена сообщениями.

7 Schulmeister R. Gibt es eine »Net Generation«? Erweiterte Version 3. Hamburg, Dezember 2009. 168 S. URL: http://www.zhw.uni-hamburg.de/uploads/ schulmeister_net-generation_v3.pdf,

8 Гендина Н.И. Информационная грамотность в контексте других видов грамотности: дайджест зарубежного опыта: По материалам докладов, представленных на 75-й Генеральной конференции ИФЛА «Библиотеки создают будущее, основываясь на культурном наследии», 2009. C. 28-39.

9 Гендина Н.И. Концептуальные основы формирования информационной культуры личности // Подготовка учителя основ информационной культуры личности в педагогическом колледже: науч.-метод: Сб. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. С. 5-15.

10 Монахов Д.Н., Монахова Г.А. Информационная культура в образовательной практике высшей школы./Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные технологии в образовании: субъектность, ресурс-ность, технологичность», 1-3ноября, 2011. С. 246-251.

11 Монахов Д.Н., Монахов Н.В. «Методическая система формирования информационной культуры» монография, М.:МАКС Пресс, 2012. С. 78/

12 По материалам проекта «Информационная культура, информационная грамотность и компьютерная компетентность». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ifap.ru/projects/infolit.htm,

3 Например, отраслевая система мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ -компетентности, http://icttest.edu.ru

14 Жукова Н.С.Сравнительный анализ уровня информационной грамотности студентов сетевого поколения в России и Германии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu.of.ru/attach/17/125365.pdf.

ИКТ-культура

ИК-компетентность

ИКТ-грамотность

Рис. 1. «Лестница информатизации»

Таблица 1

Результаты проведенного авторами опроса по определению уровня навыков работы с информацией, потребностей и предпочтений целевой аудитории студентов

№. Пп. Уровень образования опрошенных %

1. Студенты, имеющие среднее полное образование 57

2. Студенты, имеющие среднее специальное образование 9

3. Студенты, имеющие неполное высшее образование 12

4. Студенты последнего года обучения в вузе 11

3. Аспиранты высших учебных заведений 11

Структура респондентов, принимавших участие в анкетировании, представлена в таблице. В представленной выборке студенты, обучающиеся в вузе, были распределены следующим образом: 31% респондентов -студенты 1-го курса, 27% - 2-го курса, 18% - 3-го курса, 15% - студенты 4-го курса, 9% - студенты 5-го курса.

Н.И. Г ендина, измеряя уровень информационных знаний и умений студентов, учителей, врачей, юристов, инженерно-технических работников пишет: «...Установлено, что все эти 548 категорий потребителей информации обладают недостаточно высоким уровнем информационной культуры, что негативно сказывается на продуктивности их учебной или профессиональной деятельности.. ,»\

Г.А. Гареева, определив знания и образовательные потребности студентов в среде дистанционного обучения, необходимые для формирования информационной компетентности, также отмечает недостаточный уровень компьютерной грамотности студентов и неготовность студентов к работе с информационными ресурсами в полном объёме2.

Проанализировав результаты социологического исследования в рамках международного проекта, целью которого было изучение информационного поведения пользователей в условиях современной электронной информационной среды, М.А. Щедрина сделала вывод о неумении респондентов работать с источниками информации. Она вполне обоснованно отметила тот факт, что «.несмотря на знание технологических аспектов информатизации и овладение навыками компьютерной грамотности, студенты обладают недостаточным уровнем информационной культуры.»3.

Большая часть российских студентов проводят в Интернете ежедневно от 1 до 6 часов, причем 47% студентов - от 1 до 3 часов, 35% - от 4 до 6 часов. 92% студентов зарегистрированы в социальных сетях, 77% используют их преимущественно для общения с друзьями, обмениваются учебной информацией - лишь 56%4. При этом лишь 23% опасаются нежелательного использования данных и информации, которые они размещают в социальной сети, а 25% совершенно не опасаются.

Эффективные стратегии поиска информации демонстрируют, умеют ли студенты подбирать ключевые слова для поискового запроса. Несмотря на то, что более половины студентов выбрали не самую эффективную стратегию поиска, примерно в 80% случаев они, тем не менее, добились бы хорошего результата. При этом лишь 26% респондентов используют при запросе булевы операторы6, а 90% студентов отдают предпочтение Интернету при поиске новейшей информации. Большая часть обучаемых считает быструю загрузку интернет-страницы критерием оценки качества. Действительно важные критерии для такой оценки отмечали лишь треть опрошенных. Итак, результаты исследований показали в целом невысокий уровень информационной грамотности российских студентов7.

Опрос выявил активность использования населением новых информационных технологий во всех сферах деятельности и необходимость формирования компетенций в области информационной культуры 8.

Постепенное внедрение новых социальных технологий, которые можно отнести к технологиям информационного общества, в настоящее время начинает уже существенным образом воздействовать на социальноэкономические и политические сферы общества.

Технологии первой волны (гипертекст и протоколы обмена), возникшие из военных приложений, позволяли создавать сетевые представительства и обеспечивали вертикальные коммуникации.

Термин <^еЬ» ввел в лексикон Тим Бернерс-Ли, работая в CERN над первым гипертекстовым проектом в 1989 г. Первый в мире веб-сайт был размещён Бернерсом-Ли 6 августа 1991 г. на первом веб-сервере доступном по адресу: http://info.cern.ch.

Сегодня Web (WorldWideWeb, W3) - это глобальная гипертекстовая информационная система, предоставляющая доступ к связанным между собой документам, которые расположены на различных компьютерах, под-

1 Гендина Н.И. Информационная грамотность или информационная культура: альтернатива или единство (результаты российских исследований) // Школьная библиотека. 2005. Март. № 3. C. 18-24.

2 Гареева Г.А. Формирование информационной компетентности студентов в условиях дистанционного обучения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ижевск, 2010. 26 с.

Щедрина М. А., Коксина Н. В. Социологический анализ как элемент системы мониторинга информационного поведения пользователей // Науч. и техн. б-ки, 2007. № 8. С. 32-38.

4 В России сидят в социальных сетях больше всего в мире. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mediarevolution.ru/audience/behavior/2068.html.

5 Mittermeier D., Quirion D. Information Literacy: Study of Incoming First-Year Undergraduates in Quebec. Conference of Rectors and Principals of Quebec Universities. URL: http://www.crepuq.qc.ca/documents/bibl/formation/studies_Ang.pdf,

6 Булев оператор - оператор, определенный на множестве, элементы которого принимают значения «boolean». Более подробно см.: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%EE%E3%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E9_%F2%E8%EF и http://www.taurion.ru/access/4/20.

7 Тестирование и сертификация в марте 2011 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://icttest.edu.ru/news/20-projectnews/207-testirovanie-i-sertifikaciya-v-marte-2011-goda,

Монахов Д.Н., Монахов Н.В. «Методическая система формирования информационной культуры» монография, М.:МАКС Пресс, 2012. С. 78.

ключенных к Интернету. В настоящее время в обыденной лексике очень часто отождествляются понятия Web и Интернет. Это связано с тем, что многие сервисы Интернета легко интегрируются с Web. Строго говоря, это неверно. Следует помнить, что Web является лишь одним из многочисленных сервисов Интернета.

По устоявшимся представлениям, во времена Web 1.0 Интернет-сайты представляли собой результат работы небольших групп профессионалов, а большинству Интернет-пользователей предоставлялась возможность пассивно потреблять информацию, размещенную на Интернет-ресурсах1. Некоторые современные исследователи выделяют этап «Web 0.0», когда «пользователь знает о наличии Сети и мечтает с ее помощью связаться с кем-либо»2 - период, когда сетевые возможности были доступны только крайне ограниченному кругу специалистов, деятельность которых была, как правило, связана с оборонной промышленностью и обеспечением национальной безопасности. Однако, если учесть, что до конца 80-х гг. XX в Интернет не был распространен в мире столь широко, как сейчас, можно сказать, что Web 0.0 и Web 1.0 - это две стороны одного и того же процесса. Чем больше людей в то время впервые подключались к Интернету и начинали использовать его для удовлетворения своих потребностей, тем больше они узнавали о возможностях Интернета, тем у большего числа пользователей возникало желание подключиться к Интернету.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Технологии Web 2.03, ориентированы на активное взаимодействие и позволяют в социальном срезе консолидировать участников, формировать сообщества, в коммерческом плане - информировать, соединять и развлекать. Считается, что термины «Web 2.0» и «Webт2.0-технологии» были введены в научный оборот исследователем Т. О’Рейли в 2005 г.

Социальный и технологический феномен Web 2.0 связан со способами создания и распространения вебконтента, для которого характерны открытые коммуникации, децентрализация власти, свободное пользование и обмен. Данная технология обозначает проекты и сервисы, активно развиваемые и улучшаемые самими пользователями: блоги, wiki, социальные сети и т.д. Основное отличие Web 2.0 от Web 1.0 заключается в том, что создателем (точнее - одним из создателей, соавтором) содержания Интернет-ресурсов становится рядовой Ин-тернет-пользователь4, обыкновенно не являющийся профессионалом5. Во всяком случае, профессионализм перестает быть обязательным условием участия в производстве Интернет-ресурсов.

Начало стремительного развития Web 2.0 следует связать с появлением в Интернете в середине 90-х гг. XX в.6 первых социальных сетей и, в особенности, с развитием блогосферы - социальной сети, образуемой сетевыми дневниками Интернет-пользователей. Появление блогосферы также относится к середине 90-х годов, сам термин «веблог», позже сократившийся до «блог», появился в 1997 году7. Современные исследователи не без оснований замечают отдельные свойства Web 2.0-технологий в сервисах, почти столь же древних, как и сам Интернет. Примером может быть переписка по электронной почте8. Следует заметить, что развитие Web 1.0 не заканчивается с появлением Web 2.0 (Web 3.0 и т.д.), а продолжается. Примером этого является сам Web 2.0, так как ресурсы социальных сетей и программное обеспечение для них в большинстве случаев создаются профессионалами. Также нельзя оставить без внимания и то, что на этапе Web 2.0 создателем «контента» Интернет-ресурса становится пользователь-индивид; даже групповое творчество на этом этапе представляет собой итог сложения, «склеивания» плодов индивидуальных усилий.

Следующий этап развития Интернета, выделяемый исследователями, - это Web 3.0. В Web 3.0 пользователи не только создают содержание Интернет-сайтов, но и самостоятельно оценивают его, то есть «отмечают то, что заслуживает внимания их единомышленников, сообществ, в которых они состоят; систематизируют в соответствии со своими вкусовыми пристрастиями». Типичным примером Web 3.0 является «сообщества практики»9. Таким образом, коллективным соавтором Интернет-ресурса на данном этапе выступает группа рядовых пользователей. При этом им приходится становиться профессионалами, экспертами, - для того, по крайней мере, чтобы их оценки выглядели обоснованными; кроме того, само знакомство с разного рода объектами виртуальной реальности, которые приходится сопоставлять и оценивать, уже определенным образом повышает уровень компетентности пользователей.

Web 3.0 начал развиваться в первой половине 2000-х гг.; в 2003 г. появился один из характерных ресурсов Web 3.0, музыкальный сервис «Last.fm»10. Вновь подчеркнем, что с появлением Web 3.0 не прекращается ни развитие Web 1.0, ни развитие Web 2.0: «Стоит обратить внимание, что каждый последующий этап развития не заменяет предыдущий, а лишь дополняет его новыми возможностями коммуникации. Таким образом, об этапе Web 1.0, например, можно говорить не как об исторически отжившей технологии, а как о явлении вполне современном» 1.

Большой интерес вызывает вопрос о перспективах развития Интернета, перехода к «Web 4.0» и «Web 5.0». «В этом смысле следующее поколение Web 4.0 - имеет явное развитие реального социального пространства в

1 Чумиков А., Бочаров М.,Тишкова. PR в Интернете: Web 1.0, Web 2.0, Web 3.0. М.: Альпина Паблишерз, 2010. С. 9.

2 Чумиков А., Бочаров М.,Тишкова. Указ. соч.

3 WWW - аббревиатура от «World Wide Web» («Всемирная паутина»). Официальное определение World Wide Web звучит как мировая виртуальная файловая система — «широкомасштабная гипермедиа-среда, ориентированная на предоставление универсального доступа к документам».

Чумиков А., Бочаров М., Тишкова. Указ. соч. С. 10

5 Соколова Н.Л. Популярная культура Web 2.0: к картографии современного медиаландшафта: монография. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2009, С. 204.

6 Ших К. Эра Facebook. Как использовать возможности социальных сетей для развития вашего бизнеса / Пер. с англ. М. Фербера. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. С. 304.

7 Байрон ДЛ, Брубек С. Блоги и бизнес: путь к успеху / Пер с англ. СПб: Символ-Плюс, 2008. С.13.

8 O'Reilly T. What is Web 2.0. Mode of access. URL: http://oreilly.com/web2/archive/what-is-web-20.html.

9 Сообщества практики для инновационных компаний / Под ред. Ю.М. Плотинского, СПб: RUSMECO, 2007. С. 196.

10 Чумиков А., Бочаров М.,Тишкова. Указ. соч. С. 68.

11 Там же. С. 10.

такие виртуальные обитаемые миры, в которых пользователи могут перемещаться и действовать подобно реальному миру. Web 4.0 имеет фиксированное виртуальное пространство, которое создается разработчиками таких систем, а пользователи приходят и заполняют только те просторы виртуального пространства, которые им предоставлены. Ключевым отличием Web 4.0 является возможность разобщенным пользователям порождать новые группы не формально (посещением заданного ресурса), а реальной социализацией в настоящий групповой социальный организм, подобно тому, как это происходит в реальности (свои цели, ценности, идентификация и пр.). Следующий шаг - Web 5.0. Здесь пользователи получают новую дополнительную возможность - порождать свою закрытую территорию группы в виртуальном пространстве», - прогнозируют В.А. Рыжов и С.В. Рыжов \

Нам представляется, что, для построения обоснованного прогноза дальнейшего развития глобальной сети Интернет целесообразно проанализировать внутреннюю логику её развития. Как можно понять, в самом общем виде она такова: от сайтов, создаваемых группами профессионалов, - через сайты, создаваемые рядовыми индивидуальными пользователями (совместно с теми же группами профессионалов), - к сайтам, создаваемым группами рядовых пользователей с повышенным профессионализмом (при содействии групп профессионалов и не принадлежащих к этим группам индивидуальных пользователей).

Логично предположить, что по закону отрицания отрицания2 на следующем этапе ^еЬ 4.0) основными действующими лицами вновь станут рядовые индивидуальные пользователи (слово «рядовые» означает, главным образом, то, что они не являются владельцами и создателями используемых ими Интернет-ресурсов, таких, как социальные сети), у которых, в сравнении с творцами Web 2.0, значительно возрастут профессионализм и, вероятно, влияние в обществе; позже мы выскажем предположения о том, какие именно люди могут стать творцами Web 4.0.

Вновь применив диалектический закон отрицания отрицания, можно предположить, что Web 5.0 станет новым этапом, на котором основными акторами станут группы рядовых пользователей, которые по степени профессионализма будут мало отличаться от специалистов, создававших первые Интернет-сайты (особо отметим, что речь идет именно о степени профессионализма; ясно, что за прошедшие годы развитие техники ушло далеко вперед, и новым пользователям понадобится знать куда больше, чем знали разработчики первых Интернет-ресурсов). То есть, пользователи Интернета сами будут создавать профессиональные Интернет-ресурсы для себя и себе подобных, совершенствуя при этом свои знания и используя открывающиеся возможности для преобразования того общества, в котором они будут жить.

Однако, наблюдения за процессом перехода России к инновационному развитию в 2010-2012 гг. позволяют сделать вывод, что уже здесь находят себе проявление также Web 4.0 и Web 5.0. Как проявления нарождающегося Web 4.0 можно расценить, например, активное участие первых лиц российского государства в социальных сетях, в особенности - в блогосфере. Что же касается проявлений Web 5.0, то, вероятно, к ним можно отнести начавшие возникать буквально в последние два года социальные сети, создаваемые для специалистов в определенных областях для получения конкретных результатов их совместного труда, так или иначе связанных с переходом к инновационному развитию.

В последние годы наблюдается бурное развитие глобальной сети Интернет. Наряду с техническими изменениями происходят и социальные изменения в сети. Руководство РФ активно использует Web-технологии в качестве инструмента перехода России к инновационному развитию.

К социально-ориентированным Интернет - технологиям можно отнести сетевые дневники - блоги, социальные сети, новостные ресурсы и RRS ленты.

Сложно измерить объем материала, размещенного в блогах различных видов3. Современные блоги стали вполне доступны для обычных пользователей без специальных навыков. Для некоторых пользователей именно они - первичные источники информации, которые превратились в часть их повседневной культуры. Новостные ресурсы и ленты новостей позволяют исследовать общественное мнение и проверять возможности технологий. Пример - сетевой дневник сообщества «Социальные сети и технологии», действующий в рамках национальной сети Mail.ru и его лента (http://Ыogs.mail.m/commuшty/it-school/?rss=1).

В сетях общего назначения характерным является общение, поиск старых знакомых и обретение новых, поддержание контактов, поиск работы и развлечений. В сетях практиков ценность - это возможность поиска единомышленников, обмена мнениями и полезной информацией.

Для сети социальной направленности важнейшими функциями становятся:

— консолидация участников и формирование сообществ;

— обсуждение важных общественных явлений и инициатив, выработка позиций;

— разработка и обсуждение концепций развития;

— рейтинг и голосование решений;

1 Рыжов С.В., Рыжов В.А. Эволюция социального пространства как Web-4.0 и 5.0 // Стратегия инновационного развития России как особой цивилизации в XXI веке: VI Всероссийская научная конференция «Сорокинские чтения - 2010»: Сборник тезисов. - М.: МАКС Пресс, 2010, С. 1338 - 1341

2 Гегель Г.В.Ф. . Наука логики: В 3-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1970. С. 8. Закон отрицания отрицания закон, характеризующий направление процесса развития, единство поступательности и преемственности в развитии, возникновение нового и относительной повторяемости некоторых моментов прошлого. В гегелевской диалектике развитие есть возникновение логического противоречия и снятие его в последующем развитии. Согласно Энгельсу, этот закон отражает результат определенного цикла процесса развития и его направленность. Процесс развития, движения носит поступательноповторяющийся характер; в этом смысле развитие есть зарождение внутреннего отрицания предыдущей стадии, а затем и отрицание отрицания.

3 Примерно 800 тыс. и 900 тыс. новых постов, создаваемых каждый день, что связано с ростом объема данных на половину терабайта (500 гигабайтов) каждый день. Для сравнения отметим, что полное содержание Библиотеки Конгресса США, сохраняющей 28 млн. изданий, оценивается по объему между 5 и 20 терабайтами, что равно содержанию блогов, накапливающемуся за 10-40 дней.

— налаживание управления и репутации участников;

— защита от отрицательных информационных воздействий.

В современном мире глобальная информатизация всех сфер общественной жизни и экономической деятельности существенно усиливает зависимость функционирования общества, экономики и государства от состояния информационной сферы. Информатизация становится общим достоянием, и определяет действия большей части людей, экономики, научных, технических и технологических систем.

Пытаясь спрогнозировать основные тенденции развития социальных сетей в ближайшем будущем отметим:

— Появление интегрированной интерактивной связи в социальных сетях. Например, сотрудничество Skype с Facebook.

— Адаптацию социальных сетей под сенсорные компьютеры и новые операционные системы.

— Ужесточение регистрационной политики. Одним из требований к социальным сетям, по-видимому, станет ужесточение политики регистрации. Возможно, что в будущем регистрация может осуществляться с использованием средств идентификации пользователя.

— Возрастание экономической роли социальных сетей. Например, создание магазинов в социальных сетях. Возможно, что через социальные сети будет возможно оплачивать коммунальные платежи, брать кредиты, - т.е. произойдет интеграция официальных групп различных финансовых структур. В свою очередь, государственными структурами будут предприняты шаги для обеспечения контроля над финансовыми потоками, проходящими через социальные сети1.

Современные и прогнозируемые на близкую перспективу социальные сети в Интернете рассматриваются как социально-коммуникативная гиперсистема, которая в качестве регулятивного механизма может ориентировать индивидов и социальные группы на общественно полезные либо на антиобщественные (в отдельных случаях криминальные) цели (ссылки на соответствующие сайты и «труды» отдельных авторов в таких областях деятельности мы не приводим, поскольку не одобряем такой деятельности, оценивая её как антиобщественную и аморальную).

Под общественно полезными целями и задачами понимаются: воспроизводство социального потенциала, развитие социально-трудовой сферы 2, социального, человеческого, интеллектуального, трудового потенциа-лов3 и капитала4, национальной инновационной системы России и переход всей социально-экономической системы на траекторию социально ориентированного инновационного развития5. Именно в таком качестве социальные сети проявляют себя как фактор социально-экономического и инновационного развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. [Элек-

1 Тенденции развития социальных сетей на 2012-2015 годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://greensmm.ru /about/smi/tendencii_razvitiya_.html; Чупрунов Е. Тенденции развития социальных сетей: прогноз на 2012-2015 годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.crmexperts.ru/2011/11/24/social-networks-forecast-2012-2015.

2 Волгин Н.А. Социально-трудовая сфера // Социальная политика. Энциклопедия / Под ред. д.э.н., проф. Н.А. Волгина и д.ф.н., проф. Т.С. Сулимовой. М.: Альфа-Пресс, 2006. С. 334-335; Он же. Социальная политика: понятие, субъекты, объекты, приоритеты // Экономическая и социальная политика: учебно-методический комплекс для подготовки магистров. Часть II / Под общ. ред. Н.А. Волгина, В.И. Кушлина. М.: РАГС, 2010. С. 76-94.

Докторович, А.Б. Социальный потенциал: системное исследование и анализ развития // Вестник МГУ. Сер. 18 : Социология и политология. 2007. № 3. С. 105-118; Он же. Человеческий потенциал. // Социальная политика. Энциклопедия. С. 400401: Он же. О сохранении и развитии человеческого потенциала // Пространство и Время. 2011. № 4(6). С. 125-130 и др.; Он же. Социологический анализ и методика оценки развития интеллектуального потенциала // Вестник Московского университета. Сер. 18. 2012. № 1. С. 143-154.; Он же. Методология анализа развития интеллектуального потенциала // Труд и социальные отношения. 2012. № 1(91). С. 3-11; Он же. Трудовой потенциал //Социальная политика. Энциклопедия. С. 374375; Он же. Достойный труд как фактор развития человеческого и трудового потенциалов // За достойный труд в XXI веке: Материалы международной научно-практической конференции: В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Е.К. Самраиловой. М.: АтиСО, 2007. С. 31-36; Он же. Трудовой потенциал. // Социальная политика в современной России: анализ, оценки, взгляд в будущее: Монография/ Под общ. ред. Н.А. Волгина. М.: Проспект, 2011. С. 180-193; Буланов В.С., Докторович А.Б. Труд и воспроизводство рабочей силы // Труд и социальные отношения. 2009. № 7(61). С. 4-11; Докторович А.Б. Ключевые проблемы России в XXI веке: Развитие социального, человеческого и инновационного потенциалов // Научное, экспертно- аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, инновационного и технологического развития России // Труды 5-й Всероссийской научно-практической конференции. (Москва, 28-29 мая 2009). Сб. научных трудов ИНИОН РАН / Отв. ред. Пивоваров Ю.С. М.: ИНИОН РАН, 2009. Ч. 1. С. 89-91; Он же. Развитие социального и человеческого потенциалов как ключевая проблема России в XXI веке // Россия и современный мир. 2009. № 1 (62). С. 7180; Он же. Системный анализ развития человеческого и интеллектуального потенциалов // Цивилизация знаний: проблемы и перспективы социальных коммуникаций: В 2 ч.: Труды Тринадцатой Международной научной конференции. Москва, 20-21 апреля 2012 г. М.: РосНОУ, 2012. Ч. 1. С. 99-101.

4 Егель Е.А. Человеческий капитал: теория и практика // Экономический журнал. 2006. № 13. С. 82-85. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/chelovecheskiy-kapital-teoriya-i-praktika; Он же. Роль человеческого капитала в современной экономике // Вестник ОГУ. 2007. № 3. С. 76-81. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vestnik.osu.ru/2007_3/12.pdf; Дроздов О. А. Человеческий капитал: есть ли пределы расширения трактовки? // Проблемы современной экономики. 2013. № 1 (45) С. 33-38. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArt[d=4420 и др.

Докторович А.Б. Развитие социального и инновационного потенциалов современной России // Инновационная стратегия развития экономики России: финансовое обеспечение, проблемы и перспективы: Материалы научно-практической конференции РАГС (18 декабря 2008 г.) / Под общ. ред. А.Б. Ярлыкапова. М.: РАГС. 2009. С. 67-74; Он же. Стратегическая цель России в XXIвеке - социоинновационное развитие // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 5. Ч. 1 / Отв. ред. Ю.С. Пивоваров. М.: ИНИОН. 2010. С. 109-111; Он же. Социоинновационное развитие России в XXI веке // Экономические и социальные проблемы России: Сб. науч. тр. / РАН ИНИОН. Центр социальных науч.-информ. исслед. отд. экономики РАН. М.: ИНИОН, 2011. С. 154-173.

тронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf

Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 17 noyabrya 2008 g. N 1662-r. URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf

2. Государственная программа города Москвы «Информационный город (2012-2016 годы)». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kuncevo.zao.mos.ru/gosprog/inf_2012-2016.pdf.

Gosudarstvennaya programma goroda Moskvy «Informatsionnyi gorod (2012-2016 gody)». URL: http://kuncevo.zao.mos.ru/gosprog/inf_2012-2016.pdf.

3. Байрон Д.Л., Брубек С. Блоги и бизнес: нуть к успеху / Пер с англ. СПб: Символ-Плюс, 2008, С.13.

Bairon D.L., Brubek S. (2008). Blogi i biznes: put' k uspekhu. Per s angl. Simvol-Plyus, S-Peterburg, P. 13.

4. Бурмакина В.Ф., Зелман М., Фалина И.Н. Большая Семерка (Б7). Информационно-коммуникационно-

технологическая компетентность: Методическое руководство для подготовки к тестированию учителей / Международный банк реконструкции и развития. Национальный фонд подготовки кадров. Центр развития образования АНХ нри правительстве РФ, М., 2007. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://ifap.ru/library/book360.pdf,

Burmakina V.F., Zelman M., Falina I.N. (2007). Bol'shaya Semerka (B7). Informatsionno-kommunikatsionno-tekhnologicheskaya kompetentnost'. Metodicheskoe rukovodstvo dlya podgotovki k testirovaniyu uchitelei. Mezhdunarodnyi bank rekonstruktsii i razvitiya. Natsional'nyi fond podgotovki kadrov. Tsentr razvitiya obrazovaniya ANKh pri pravitel'stve RF, Moskva. URL: http://ifap.ru/library/book360.pdf.

5. В России сидят в социальных сетях больше всего в мире. [Электронный ресурс]. Режимы доступа: http://mediarevolution.ru/audience/behavior/2068.html, ;

V Rossii sidyat v sotsial'nykh setyakh bol'she vsego v mire. URL: http://mediarevolution.ru/audience/behavior/2068.html,

6. Волгин Н.А. Социально-трудовая сфера // Социальная политика. Энциклопедия / Под ред. д.э.н., нроф. Н.А. Волгина и д.ф.н., нроф. Т.С. Сулимовой. М.: Альфа-Пресс, 2006. С. 334-335.

Volgin N.A. (2006). Sotsial'no-trudovaya sfera. In: Sotsial'naya politika. Entsiklopediya. Pod red. d.e.n., prof. N.A. Volgina i d.f.n.. prof. T.S. Sulimovoi. Al'fa-Press, Moskva. 2006. Pp. 334-335.

7. Волгин Н.А. Социальная политика: понятие, субъекты, объекты, приоритеты // Экономическая и социальная политика: Учебно-методический комплекс для подготовки магистров. Ч. II / Под общ. ред. Н.А. Волгина,

В.И. Кушлина. М.: РАГС, 2010. С. 76-94.

Volgin N.A. (2010). Sotsial'naya politika: ponyatie, sub"ekty, ob"ekty, prioritety. Ekonomicheskaya i sotsial'naya politika: Uchebno-metodicheskii kompleks dlya podgotovki magistrov. Ch. II. Pod obshch. red. N.A. Volgina, V.I. Kushlina.RAGS, Moskva. Pp. 76-94.

8. Буланов В.С., Докторович А.Б. Труд и воспроизводство рабочей силы // Труд и социальные отношения. 2009. № 7(61). С. 4-11.

Bulanov V.S., Doktorovich A.B. (2009). Trud i vosproizvodstvo rabochei sily. Trud i sotsial'nye otnosheniya. N 7(61). Pp. 4-11.

9. Гареева Г.А. Формирование информационной компетентности студентов в условиях дистанционного обучения: Автореф. дис. ... канд. нед. наук. Ижевск, 2010.

Gareeva G.A. (2010) Formirovanie informatsionnoi kompetentnosti studentov v usloviyakh distantsionnogo obucheniya: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Izhevsk,

10. Гегель Г.В.Ф. Наука логики: В 3 т. Т. 1. М.: Мысль, 1970.

Gegel' G.V.F. (1970). Nauka logiki: V 3 t. T. 1. Mysl', Moskva.

11. Гендина Н.И. Информационная грамотность в контексте других видов грамотности: дайджест зарубежного опыта. По материалам докладов, представленных на 75-й Генеральной конференции ИФЛА «Библиотеки создают будущее, основываясь на культурном наследии» // // Школьная библиотека. 2009. № 9-10. С. 28-39.

Gendina N.I. (2009). Informatsionnaya gramotnost' v kontekste drugikh vidov gramotnosti: daidzhest zarubezhnogo opyta: Po materialam dokladov, predstavlennykh na 75-i General'noi konferentsii IFLA «Biblioteki sozdayut budushchee, osnovyvayas' na kul'turnom nasledii», Shkol'naya biblioteka. N 9-10. Pp. 28-39.

12. Гендина Н.И. Концептуальные основы формирования информационной культуры личности // Подготовка учителя основ информационной культуры личности в педагогическом колледже: Науч.-метод. сб. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. С. 5-15.

Gendina N.I. (2002). Kontseptual'nye osnovy formirovaniya informatsionnoi kul'tury lichnosti. In: Podgotovka uchitelya osnov informatsionnoi kul'tury lichnosti v pedagogicheskom kolledzhe: Nauch.-metod. sb. Kuzbassvuzizdat, Kemerovo. 2009/ Pр. 5-15.

13. Докторович А.Б. Достойный труд как фактор развития человеческого и трудового потенциалов // За достойный труд в XXI веке: материалы международной научно-практической конференции: В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Е.К. Самраиловой. М.: АтиСО, 2007. С. 31-36.

Doktorovich A.B. (2007). Dostoinyi trud kak faktor razvitiya chelovecheskogo i trudovogo potentsialov. In: Za dostoinyi trud v KhKhI veke: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii: V 2 ch. Ch. 1. Pod red. E.K. Samrailovoi. AtiSO, Moskva. 2007. Pp. 31-36.

14. Докторович А.Б. Ключевые проблемы России в XXI веке: Развитие социального, человеческого и инновационного потенциалов // Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, инновационного и технологического развития России. Труды 5-й Всероссийской научно-практической конференции. (Москва, 28-29 мая 2009): Сб. научных трудов ИНИОН РАН / Отв. ред. Пивоваров Ю.С. Ч. 1. М.: ИНИОН, 2009. С. 89-91

Doktorovich A.B. (2009). Klyuchevye problemy Rossii v XXI veke: Razvitie sotsial'nogo, chelovecheskogo i innovatsionnogo potentsialov. In: Nauchnoe, ekspertno-analiticheskoe i informatsionnoe obespechenie natsional'nogo strategicheskogo proektirovaniya, innovatsionnogo i tekhnologicheskogo razvitiya Rossii. Trudy 5 -i Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. (Moskva, 28-29 maya 2009): Sb. nauchnykh trudov INION RAN. Otv. red. Pivovarov Yu.S. Ch. 1. INION, Moskva. 2009. Pp. 89-91

15. Докторович А.Б. Методология анализа развития интеллектуального потенциала // Труд и социальные отношения. 2012. № 1(91). С. 3-11.

Doktorovich A.B. (2012). Metodologiya analiza razvitiya intellektual'nogo potentsiala. Trud i sotsial'nye otnosheniya. N 1(91). Pp. 3-11.

16. Докторович А.Б. О сохранении и развитии человеческого потенциала // Пространство и Время. 2011. № 4(6). С. 125-130.

Doktorovich A.B. (2011). O sokhranenii i razvitii chelovecheskogo potentsiala. Prostranstvo i Vremya. N 4(6). Pp. 125-130.

17. Докторович А.Б. Развитие социального и инновационного потенциалов современной России // Инновационная стратегия развития экономики России: финансовое обеспечение, проблемы и перспективы: Материалы научно-практической конференции РАГС (18 декабря 2008 г.) / Под общ. ред. А.Б. Ярлыкапова. М.: РАГС. 2009. С. 67-74.

Doktorovich A.B. (2009). Razvitie sotsial'nogo i innovatsionnogo potentsialov sovremennoi Rossii. In: Innovatsionnaya strategiya razvitiya ekonomiki Rossii: finansovoe obespechenie, problemy i perspektivy: Materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii RAGS (18 dekabrya 2008 g.). Pod obshch. red. A.B. Yarlykapova. RAGS, Moskva. 2009. Pp. 67-74.

18. Докторович А.Б. Развитие социального и человеческого потенциалов как ключевая проблема России в XXI веке // Россия и современный мир. 2009. № 1 (62). С. 71-80.

Doktorovich A.B. (2009). Razvitie sotsial'nogo i chelovecheskogo potentsialov kak klyuchevaya problema Rossii v XXI veke. Rossiya i sovremennyi mir. N 1 (62). Pp. 71-80.

19. Докторович А.Б. Системный анализ развития человеческого и интеллектуального потенциалов // Цивилизация знаний: проблемы и перспективы социальных коммуникаций: В 2 ч.: Труды Тринадцатой Международ-

ной научной конференции. Москва, 20-21 апреля 2012 г. М.: РосНОУ, 2012. Ч. 1. С. 99-101.

Doktorovich A.B. (2012). Sistemnyi analiz razvitiya chelovecheskogo i intellektual'nogo potentsialov. In: Tsivilizatsiya znanii: problemy i perspektivy sotsial'nykh kommunikatsii: V 2 ch.: Trudy Trinadtsatoi Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Moskva, 20-21 aprelya 2012 g. Ch. 1. RosNOU, Moskva. 2012. Pp. 99-101.

20. Докторович А.Б. Социоинновационное развитие России в XXI веке // Экономические и социальные проблемы России: Сб. науч. тр. / РАН ИНИОН. Центр социальных науч.-информ. исслед. отд. экономики РАН. М.: ИНИОН, 2011. С. 154-173.

Doktorovich A.B. (2011). Sotsioinnovatsionnoe razvitie Rossii v XXI veke. In: Ekonomicheskie i sotsial'nye problemy Rossii: Sb. nauch. tr. RAN INION. Tsentr sotsial'nykh nauch.-inform. issled. otd. ekonomiki RAN. INION, Moskva. 2011. Pp. 154-173.

21. Докторович А.Б. Социологический анализ и методика оценки развития интеллектуального потенциала //

Вестник Московского университета. Сер. 18. 2012. № 1. С. 143-154.

Doktorovich A.B. (2012). Sotsiologicheskii analiz i metodika otsenki razvitiya intellektual'nogo potentsiala. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 18. N 1. Pp. 143-154.

22. Докторович А.Б. Стратегическая цель России в XXI веке - социоинновационное развитие // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 5. Ч. 1 / Отв. ред. Ю.С. Пивоваров. М.: ИНИОН РАН. 2010. С. 109-111.

Doktorovich A.B. (2010). Strategicheskaya tsel' Rossii v XXI veke - sotsioinnovatsionnoe razvitie. In: Rossiya: tendentsii i perspektivy razvitiya. Ezhegodnik. Vyp. 5. Ch. 1. Otv. red. Yu.S. Pivovarov. INION RAN. Moskva. 2010. Pp. 109-111.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Докторович А.Б. Трудовой потенциал // Социальная политика. Энциклопедия / Под ред. д.э.н., нроф. Н.А. Волгина и д.ф.н., нроф. Т.С. Сулимовой. М.: Альфа-Пресс, 2006. С. 374-375.

Doktorovich A.B. (2006). Trudovoi potentsial. In: Sotsial'naya politika. Entsiklopediya. Pod red. d.e.n., prof. N.A. Volgina i d.f.n., prof. T.S. Sulimovoi. Al'fa-Press, Moskva. 2006. Pp. 374-375.

24. Докторович А.Б. Трудовой потенциал // Социальная политика в современной России: анализ, оценки, взгляд в будущее: Монография / Под общ. ред. Н.А. Волгина. М.: Проспект, 2011. С. 180-193.

Doktorovich A.B. (2011). Trudovoi potentsial. In. Sotsial'naya politika v sovremennoi Rossii: analiz, otsenki, vzglyad v budushchee: Monografiya. Pod obshch. red. N.A. Volgina. M.: Prospekt, 2011. Pp. 180-193.

25. Докторович А.Б. Человеческий потенциал // Социальная политика. Энциклопедия / Под ред. д.э.н., нроф. Н.А. Волгина и д.ф.н., нроф. Т.С. Сулимовой. М.: Альфа-Пресс, 2006. С. 400-401.

Doktorovich A.B. (2006). Chelovecheskii potentsial. In: Sotsial'naya politika. Entsiklopediya. Pod red. d.e.n., prof. N.A. Volgina i d.f.n., prof. T.S. Sulimovoi. Al'fa-Press, Moskva. 2006. Pp. 400-401.

26. Дроздов О.А. Человеческий капитал: есть ли пределы расширения трактовки? // Проблемы современной экономики. 2013. № 1 (45) С. 33-38. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.m-

economy.ru/art.php?nArtId=4420.

Drozdov O.A. (2013). Chelovecheskii kapital: est' li predely rasshireniya traktovki? Problemy sovremennoi ekonomiki. N 1 (45). Pp. 33-38. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4420.

27. Егель Е.А. Человеческий капитал: теория и практика // Экономический журнал. 2006. № 13. С. 82-85. [Эле-тронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/chelovecheskiy-kapital-teoriya-i-praktika.

Egel' E.A. (2006). Chelovecheskii kapital: teoriya i praktika. Ekonomicheskii zhurnal. N 13. Pp. 82-85. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/chelovecheskiy-kapital-teoriya-i-praktika.

28. Егель Е.А. Роль человеческого капитала в современной экономике // Вестник ОГУ. 2007. № 3. С. 76-81. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vestnik.osu.ru/2007_3/12.pdf.

Egel' E.A. (2007). Rol' chelovecheskogo kapitala v sovremennoi ekonomike. Vestnik OGU. N 3. Pp. 76-81. [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://vestnik.osu.ru/2007_3/12.pdf.

29. Жукова Н.С. Сравнительный анализ уровня информационной грамотности студентов сетевого поколения в России и Германии // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2011. Т.

14. № 2. С. 539-565. [Электронный ресурс]. Режимы доступа: http://edu.of.ru/attach/17/125365.pdf.

Zhukova N.S. (2011). Sravnitel'nyi analiz urovnya informatsionnoi gramotnosti studentov setevogo pokoleniya v Rossii i Germanii. Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo (Educational Technology & Society). T. 14. N 2. Pp. 539-565. URL: http://edu.of.ru/attach/17/125365.pdf

30. Информационная культура, информационная грамотность и компьютерная компетентность. [Электронный ресурс]. Режимы доступа: http://www.ifap.ru/projects/infolit.htm,

Informatsionnaya kul'tura, informatsionnaya gramotnost' i komp'yuternaya kompetentnost'. URL: http://www.ifap.ru/projects/infolit.htm,.

31. Монахов Д.Н. ИТ как условие совершенствования информационной культуры студентов // Вторая Всероссийская заочная научно-методическая конференция «Вопросы совершенствования предметных методик в условиях информатизации образования». Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 31декабря 2010.

С.214-217.

Monakhov D.N. (2010). IT kak uslovie sovershenstvovaniya informatsionnoi kul'tury studentov.In Vtoraya Vserossiiskaya zaochnaya nauchno-metodicheskaya konferentsiya «Voprosy sovershenstvovaniya predmetnykh metodik v usloviyakh informatizatsii obrazovaniya».- Slavyansk-na-Kubani: Izdatel'skii tsentr SGPI, 31dekabrya, Pp. 214-217.

32. Монахов Д.Н. Обучение в условиях информационного общества. М.: МГУ, 2006. 66 с.

Monakhov D.N. (2006). Obuchenie v usloviyakh informatsionnogo obshchestva. MGU, Moskva. 66 p.

33. Монахов Д.Н., Монахов Н.В. Методическая система формирования информационной культуры: Монография, М.:МАКС Пресс, 2012. 78 с.

Monakhov D.N., Monakhov N.V. (2012). Metodicheskaya sistema formirovaniya informatsionnoi kul'tury» monografiya, MAKS Press, Moskva. 78 p.

34. Монахов Д.Н., Монахова Г.А. Информационная культура в образовательной практике высшей школы // Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные технологии в образовании: субъектность, ресурсность, технологичность», 1-3 ноября, 2011. M., 2012. С. 246-251.

Monakhov D.N., Monakhova G.A. (2012). Informatsionnaya kul'tura v obrazovatel'noi praktike vysshei shkoly./Sbornik trudov Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Innovatsionnye tekhnologii v obrazovanii: sub"ektnost', resursnost'.

tekhnologichnost'», 1-3 noyabrya, 2011. Moskva. Pp. 246-251.

35. Монахов Д.Н., Монахов Н.В. Дистанционное образование как социальное явление: Монография М.: МАКС Пресс, 2013.

Monakhov D.N., Monakhov N.V. (2013). Distantsionnoe obrazovanie kak sotsial'noe yavlenie: Monografiya MAKS Press, Moskva.

36. Прончев Г.Б., Монахов Д.Н., Монахова Г.А. Информационные технологии в науке и образовании. Учебник. М.: МАКС Пресс, 2013.

Pronchev G.B., Monakhov D.N., Monakhova G.A. (2013). Informatsionnye tekhnologii v nauke i obrazovanii. Uchebnik MAKS Press, Moskva.

37. Рыжов С.В., Рыжов В.А. Эволюция социального пространства как Web-4.0 и 5.0 // Стратегия инновационного развития России как особой цивилизации в XXI веке: VI Всероссийская научная конференция «Сорокинские чтения - 2010»: Сборник тезисов. М.: МАКС Пресс, 2010. С. 1338 - 1341.

Ryzhov S.V., Ryzhov V.A. (2010). Evolyutsiya sotsial'nogo prostranstva kak Web-4.0 i 5.0. In: Strategiya innovatsionnogo razvitiya Rossii kak osoboi tsivilizatsii v XXI veke: VI Vserossiiskaya nauchnaya konferentsiya «Sorokinskie chteniya - 2010»: Sbornik tezisov. MAKS Press, Moskva. 2010, Pp. 1338 - 1341.

38. Соколова, Н.Л. Популярная культура Web 2.0: к картографии современного медиаландшафта: монография. Самара: Самарский ун-т, 2009.

Sokolova N.L.(2009). Populyarnaya kul'tura Web 2.0: k kartografii sovremennogo medialandshafta: monografiya. Samarskii un-t, Samara.

39. Сообщества практики для инновационных компаний / Под ред. Ю.М. Плотинского, СПб: RUSMECO, 2007 Soobshchestva praktiki dlya innovatsionnykh kompanii. Pod red. Yu.M. Plotinskogo, RUSMECO, S-Peterburg 2007.

40. Тестирование и сертификация в марте 2011 года. [Электронный ресурс]. Режимы доступа: http://icttest.edu.ru/news/20-projectnews/207-testirovanie-i-sertifikaciya-v-marte-2011-goda

Testirovanie i sertifikatsiya v marte 2011 goda. URL: http://icttest.edu.ru/news/20-projectnews/207-testirovanie-i-sertifikaciya-v-marte-2011 -goda..

41. Чумиков, А., Бочаров М.,Тишкова. PR в Интернете: Web 1.0, Web 2.0, Web 3.0. М.: Альпина Паблишерз, 2010. Chumikov A., Bocharov M.,Tishkova. (2010). PR v Internete: Web 1.0, Web 2.0, Web 3.0. Al'pina Pablisherz, Moskva.

42. Чупрунов Е. Тенденции развития социальных сетей: прогноз на 2012-2015 годы // CRM-Эксперт. Интернет-журнал. 2011. 24 ноября. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.crmexperts.ru/2011/11/24/social-networks-forecast-2012-2015,

Chuprunov E. (2011). Tendentsii razvitiya sotsial'nykh setei: prognoz na 2012-2015 gody. CRM-Ekspert. Internet-zhurnal. 24 noyabrya.URL: http://www.crmexperts.ru/2011/11/24/social-networks-forecast-2012-2015.

43. Ших К. Эра Facebook. Как использовать возможности социальных сетей для развития вашего бизнеса / Пер. с англ. М. Фербера. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010.

Shikh K. (2010). Era Facebook. Kak ispol'zovat' vozmozhnosti sotsial'nykh setei dlya razvitiya vashego biznesa. Per. s angl. M. Ferbera. Mann, Ivanov i Ferber, Moskva.

44. American Library Association (ALA). Presidential Committee on Information Literacy: Final Report. Chicago: ALA, 1998. URL: http://www.ala.org/ala/mgrps/divs/acrl/ publications/whitepapers/progressreport.cfm, 20.06.2011.

45. Kvavik R., Caruso J. ECAR Study of Students and Information Technology: Convenience, Connection, and Control. Vol. 6, 2005. URL: http://www.educause.edu/ ECAR/ECARStudyofStudentsandMormat/158586, 21.04.2011.

46. Mittermeier D., Quirion D. Information Literacy: Study of Incoming First-Year Undergraduates in Quebec. Conference of Rectors and Principals of Quebec Universities. URL: http://www.crepuq.qc.ca/documents/ bibl/formation/studies_Ang.pdf,

47. Oblinger D. Becoming Net Savvy. Educause Quarterly, 3/2007, P. 11-13.

48. O'Reilly T. What is Web 2.0 / Mode of access. URL: http://oreilly.com/web2/archive/what-is-web-20.html.,

49. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants. On the Horizon: NCB University Press, Vol. 9 No. 5, December 2001. URL: http://www.marcprensky.com/writing/Prensky%20-%20Digital%20Natives,%20Digital%20Immigrants%20-%20Part1 .pdf.

50. Schulmeister R. Gibt es eine «Net Generation»? Erweiterte Version 3. Hamburg, Dezember 2009. URL: http://www. zhw. uni-hamburg. de/uploads/ schulmeister_net-generation_v3.pdf, 12.03.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.