Научная статья на тему 'РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ПРОДВИЖЕНИИ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА'

РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ПРОДВИЖЕНИИ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2001
333
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / индустрия гостеприимства / социальные сети / социальные медиа / продвижение туристских услуг / эффективность социальных медиа / tourism / hospitality industry / social media / social media / travel promotion / social media effectiveness

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Петрова Дарья Александровна, Панченко Ольга Львовна

Социальные сети произвели революцию в жизни людей за короткое время с момента их появления. Развитие социальных сетей нарушило традиционные модели обслуживания клиентов как для отелей, так и для туристических агентств. Главной задачей данной статьи является рассмотрение влияния социальных сетей на продвижение туристических продуктов и причины необходимости их использования в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF SOCIAL MEDIA IN PROMOTING TOURISM PRODUCTS

Social media have revolutionized people's lives in a very short time since their appearance. The rise of social media has disrupted traditional customer service models for both hotels and travel agencies. The main objective of this article is to consider the impact of social networks on the promotion of tourism products and the reasons for the necessity of their usage nowadays.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ПРОДВИЖЕНИИ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА»

УДК 327

РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ПРОДВИЖЕНИИ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА

Д.А. Петрова, О.Л. Панченко

petrovadashaa@yahoo.com

Казанский (Приволжский) федеральный университет г. Казань, Россия

Аннотация. Социальные сети произвели революцию в жизни людей за короткое время с момента их появления. Развитие социальных сетей нарушило традиционные модели обслуживания клиентов - как для отелей, так и для туристических агентств. Главной задачей данной статьи является рассмотрение влияния социальных сетей на продвижение туристических продуктов и причины необходимости их использования в настоящее время.

Ключевые слова: туризм, индустрия гостеприимства, социальные сети, социальные медиа, продвижение туристских услуг, эффективность социальных медиа

Для цитирования: Петрова Д.А., Панченко О.Л. Роль социальных сетей в продвижении туристического продукта. Казанский вестник молодых учёных. 2021;5(1):130-135.

Введение. В настоящее время одной из областей сектора услуг с самым высоким уровнем конкуренции является индустрия туризма. Поэтому для ее развития в любой стране важно обеспечение эффективного продвижения туристских продуктов с целью создания устойчивого спроса в сегменте туризма.

В сегодняшней практике SMM является важным инструментом продвижения продукта или бренда. SMM (англ. Social Media Marketing) - это деятельность, направленная на повышение лояльности целевой аудитории к бренду или персоне посредством работы в социальных сетях, блогах и на форумах. Основная идея такого продвижения - создание интересного и полезного контента, в результате которого пользователи будут испытывать потребность не просто изучать его, но и распространять далее. Следовательно, именно качество контента становится ключевым фактором успешности развития канала социальных сетей в продвижении продукта или бренда.

Обзор литературы. Интернет-маркетинг как новый вид маркетинга является объектом анализа в ряде работ. Данной проблеме посвящены статьи А. Д. Арьковой и А. С. Кольчугина [2], В. Д. Тананеевой [11], О. П. Михайловой, А. А. Алейниковой и А. В. Логутовой [9]. В статьях Д. Р. Амировой и О. И. Запорожец [1], М. В. Пятниковой, В. С. Кондратьевой и Е. Д. Лепешки-ной [6, 10] рассматривается маркетинг в социальных сетях как отдельный подвид маркетинга и новое направление продвижения услуги. Интернет-маркетинг и маркетинг в социальных сетях непосредственно в продвижении

туристического продукта изучается авторами Т. Б. Лемешко [8], С. А. Демьянова [4], О. Д. Выкиданец, А. Д. Демидкиной и Д. А. Бакеева [3].

Методы. Для проведения данного исследования мы применили два основных метода: анализ существующей базы научно-методической литературы по исследуемой теме, а также метод обобщения и синтеза полученной информации.

Результаты и обсуждения. Социальные сети оказывают значительное влияние на индустрию туризма, так как являются площадкой для продвижения и рекламы продуктов и услуг. Туристские организации пользуются этим инструментом, продвигая свои продукты на площадках социальных сетей и специализированных сайтах, таких как «Yelp», «TripAdvisor», «Trip Hobo», «Travel Triangle» и многих других, так как продвижение там менее затратно и способно привлечь широкую аудиторию потенциальных клиентов. Однако, другой стороной развития информационных технологий является то, что оно все больше смещает акценты в сторону самостоятельного туризма, так как дает туристу возможность самостоятельно сформировать тот комплекс услуг, которые ему необходимы, не прибегая к услугам туроператоров и турагентств, тем самым снижая спрос на их продукты. Появление социальных сетей нарушило традиционные модели обслуживания клиентов - как для отелей, так и для туристических агентств.

На сегодняшний день, по данным маркетинговой компании Forrester Research, клиенты проделывают от 66 до 90% потребительского выбора туристического продукта самостоятельно [13], с использованием ресурсов глобальной сети. По данным Google, перед покупкой пользователи изучают в среднем 10,4 публикаций [13]. И только после этого обращаются в туристические фирмы за разъяснением деталей. В связи с этим маркетинговые активности, направленные на формирование и поддержание спроса на туристские продукты, требуют использования новых технологий, так как работа по привлечению клиента должна начинаться значительно раньше, чем в случае, если клиент позвонит в фирму по телефону или придет в офис на встречу. Одним из самых эффективных инструментов для достижения этой цели является использование социальных медиа.

По информации Global Web Index, среднестатистический потребитель имеет 5,8 аккаунтов в соцсетях и активно использует 2,8 учетных записей [14]. Использование социальных сетей в России с каждым годом все более и более популярно. На сегодняшний день пользователями различных социальных сетей являются около ста миллионов человек только в возрасте от 20 до 50 лет [5]. Именно этот возраст характеризуется активной покупательской способностью, в том числе и в сфере туристических услуг. В связи с чем целевая аудитория для продажи туристических продуктов полностью совпадает с целевой аудиторией продвижения продукта в социальных сетях. Что позволяет говорить о высоком потенциале эффективности продвижения в социальных сетях турфирм и турпродуктов.

Во многих странах туризм считается важнейшим компонентом национального плана развития благодаря его способности стимулировать рост экономики в целом и создавать новые рабочие места. Необходимы постоянные усилия по продвижению индустрии туризма, для сохранения ее конкурентоспособности. Так как использование инструментов социальных сетей продолжает стремительно расти и развиваться, это обуславливает актуальность исследования роли социальных сетей в продвижении туристических продуктов, так как исследование этой темы позволит лучше понять роль и механизм влияния социальных сетей на выбор путешественников и расширить понимание использования социальных сетей в процессе принятия маркетинговых решений и формирования маркетинговой политики.

Продвижение в социальных сетях - это рекламно-информационная деятельность, которая в первую очередь нацелена на распространение информации о рекламируемом объекте в социальных сетях и блогосфере посредством создания сообщества целевых потребителей и управления им. Социальные сети позволяют компаниям поддерживать связь с заинтересованными пользователями, выстраивать долгосрочные отношения со своими клиентами, формировать их лояльность, управлять репутацией компании, повышать продажи и решать многие другие задачи развития бизнеса [7].

По статистическим данным, ежедневно 95% всех пользователей Интернета заходят в социальные сети, делятся своими мнениями сами либо знакомятся с мнениями других людей. В результате даже один участник сетевого сообщества может оказать влияние на репутацию компании с многомиллионным оборотом, высказав положительный или отрицательный отзыв. Пользователи, сами того не подозревая, без компенсации и награды, делятся сообщениями или заметками в социальных сетях в режиме реального времени и миллионы читателей, часто непреднамеренно, рекламируют те или иные продукты, либо наоборот, подвергаются ее действию. Примерно три четверти интернет-пользователей в мире в возрасте от 16 до 64 лет ежемесячно покупают что-то онлайн. По сведениям GlobalWebIndex, в России покупки онлайн за последний месяц совершили 60% пользователей интернет пользователей. При этом самая большая категория онлайн-расходов у россиян — «Путешествия» (24 млрд долларов). Больше половины респондентов GlobalWebIndex (53%) в возрасте от 16 до 64 лет заявили, что когда они ищут информацию о брендах, продуктах и услугах, они в первую очередь обращаются к поисковым системам. При этом в поисках информации о брендах и продуктах молодежь чаще обращается к социальным сетям. Так социальные сети уже обогнали поисковые системы как самый популярный способ получения информации онлайн в группе от 16 до 24 лет [12]. Это говорит о том, что социальные сети являются ключевым источником информации о продукте, а так как при построении стратегий маркетологам нужно анализировать весь цикл — от знакомства до покупки и даже после покупки, продвижение продукта в соцсетях становится необходимым в наши дни.

Одно из главных преимуществ маркетинга в социальных сетях - это возможность охватить широкую аудиторию, преодолевая географические границы, которыми коммуникация была ограничена раннее. Современные технологии социальных сетей позволяют почти каждому не только охватить аудиторию по всему миру, но и дает возможности для межличностного взаимодействия и обмена информацией.

Применение социальных медиа позволяет перейти к формированию инновационного туризма [14], подразумевающего формирование туристического предложения (услуги) в режиме реального времени, позволяющей по требованию потребителя или агента, продающего услуги, формировать различные комбинации компонентов услуги. Так потребитель получает полностью реализацию своих потребностей на основании сформированного им запроса, без необходимости применения традиционных маркетинговых инструментов. Возможные варианты формирования и продвижения в рамках инновационного туризма, таким образом, — это е-туризм («электронный туризм»), е-путешествия, пэкедж-туры.

Туристическая сфера постепенно встраивается в поле социальных сетей, используя их в качестве инструмента Интернет-маркетинга. Однако роль социальных сетей в туристическом маркетинге на отечественном рынке пока остается невысокой, и тому есть ряд причин. Прежде всего, сказывается отсутствие широкой практики обращений российских получателей туристских услуг к сайтам компаний, для совершения целевых действий. Это означает, что российские туристы пока еще не готовы в своем большинстве осуществлять покупку тура и приобретение любых туристских услуг посредством Интернета (включая бронирование тура, предоплату и т. д.), при этом используя сайт туристических компаний лишь для получения информации о туристическом продукте. Очевидно, что здесь сказывается фактор низкого доверия потребителей к представителям российского бизнеса в целом, и данную ситуацию вряд ли можно исправить в достаточно короткой перспективе. Кроме того, негативным фактором также служит и невысокий уровень навыков работы туристических менеджеров в социальных сетях, отсутствие стратегического понимания руководителями туристических фирм целей и задач SMM. В совокупности выделенные барьеры во многом сдерживают успешное развитие SMM как инструмента Интернет-маркетинга в российской практике.

Выводы. Таким образом, обобщая все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что роль социальных сетей в развитии туризма постепенно усиливается, но имеет ряд ограничений. Социальные сети играют все более важную роль во многих аспектах туризма, они становятся доминирующим способом поиска информации о туристических продуктах и оказывают большое влияния на поведение потребителей при принятии решений. Продвижение туризма в соцсетях дает возможность тесного взаимодействия с потребителями, тем самым позволяя понимать их потребности и формировать актуальный и востребованный туристический продукт, а также эффективно продвигать его на рынке.

Политические науки Литература

1. Амирова Д. Р., Запорожец О. И. Маркетинг в социальных сетях // E-Scio. 2019. №4 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/marketing-v-sotsialnyh-setyah-1 (дата обращения: 06.10.2020).

2. Арькова А. Д., Кольчугина А. С. Маркетинг в интернете // Новый университет. Серия «Экономика и право». 2016. №11-2 (69). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/marketing-v-internete (дата обращения: 06.10.2020).

3. Выкиданец О. Д., Демидкина А. Д., Бакеев Д. А. Продвижение турпродукта в социальных сетях на примере экскурсии по городу Кашира // Российские регионы: взгляд в будущее. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prodvizhenie-turprodukta-v-sotsialnyh-setyah-na-primere-ekskursii-po-gorodu-kashira (дата обращения: 06.10.2020).

4. Демьянов С. А. Инструментарий Google Analytics и его практическое использование в туристическом бизнесе // Туризм и гостеприимство. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/instrumentariy-google-analytics-i-ego-prakticheskoe-ispolzovanie-v-turisticheskom-biznese (дата обращения: 06.10.2020).

5. Кизим А. В., Кравец А. Г. Информационные технологии в туризме. Автоматизированные системы бизнес-администрирования в туристической индустрии. Астрахань: Астраханский университет», 2011. 186 с.

6. Кондратьева В. С., Лепешкина Е. Д. Маркетинг в социальных сетях // Новый университет. Серия «Экономика и право». 2016. №10 (68). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/marketing-v-sotsialnyh-setyah-2 (дата обращения: 06.10.2020).

7. Крайнова О. С. Инновационные маркетинговые инструменты в продвижении туристских предприятий: нереализованный потенциал социальных медиа // Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации. 2014. С. 22-35.

8. Лемешко Т. Б. Интернет-возможности продвижения туристических услуг // Достижения вузовской науки. 2013. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-vozmozhnosti-prodvizheniya-turisticheskih-uslug (дата обращения: 06.10.2020).

9. Михайлова О. П., Алейникова А. А., Логутова А. В. Интернет-маркетинг как инструмент инновационного маркетинга // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. №5-5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intemet-marketing-kak-instrument-innovatsionnogo-marketinga (дата обращения: 06.10.2020).

10. Пятникова М. В., Маркетинг в социальных сетях // Скиф. 2018. №11 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/marketing-v-sotsialnyh-setyah (дата обращения: 06.10.2020).

11. Тананеева В. Д. Актуальность интернет-маркетинга // Наука, образование и культура. 2016. №8 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-internet-marketinga (дата обращения: 06.10.2020).

12. Digital 2020: 3.8 billion people use social media. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wearesocial.com/digital-2020 (Дата обращения: 7.11.2020)

13. Tham, A., Mair, J. Croy, G. Social media influence on tourists' destination choice: Importance of context. Tour. Recreat. Res. 2020.

14. Valls, J.F., Ouro, A., Freund, D., Andrade, M.J. Analysis of Social Media Platforms and Their Potential Value for the Tourism Industry. 2013.

ROLE OF SOCIAL MEDIA IN PROMOTING TOURISM PRODUCTS

D.A. Petrova, O.L. Panchenko

Kazan Federal University Kazan, Russia

Abstract. Social media have revolutionized people's lives in a very short time since their appearance. The rise of social media has disrupted traditional customer service models for both hotels and travel agencies. The main objective of this article is to consider the impact of social networks on the promotion of tourism products and the reasons for the necessity of their usage nowadays.

Keywords: tourism, hospitality industry, social media, social media, travel promotion, social media effectiveness.

Авторы публикации

Петрова Дарья Александровна, магистрант 1 курса Института международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета.

E-mail: petrovadashaa@yahoo.com

Панченко Ольга Львовна, канд. соц. наук, доцент кафедры всемирного культурного наследия Казанского (Приволжского) федерального университета. E-mail: kadri@bk.ru

Authors of publication

Daria A. Petrova, 1st year master's student of the Institute of international relations of the Kazan Federal University. E-mail: petrovadashaa@yahoo.com

Olga L. Panchenko, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of world cultural heritage of Kazan Federal University. E-mail: kadri@bk.ru

Поступила в редакцию / Received 15.11.2020 Принята к публикации / Accepted 21.12.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.