Научная статья на тему 'Роль социальных сетей в интернет-маркетинге'

Роль социальных сетей в интернет-маркетинге Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3240
456
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
маркетинг в социальных сетях / таргетинг / интернет-маркетинг / таргетированная реклама / социальная сеть / social media marketing / targeting / Internet-marketing / target audience / social network.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Н. В. Лужнова, Е. А. Усанова

Данная статья посвящена роли социальных сетей в интернетмаркетинге. В частности, рассмотрены возможности рекламы в социальных сетях и описаны ее популярные формы. Особое внимание было уделено таргетированной рекламе, а также рекламе в сообществах и рекламе у блогеров. Было отмечено, что социальные сети являются достаточно мощными и эффективными площадками для реализации маркетинговых усилий в интернете, а также для проведения маркетинговых исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF SOCIAL NETWORKS ON THE INTERNET MARKETING

This article focuses on the role of social networks in internet marketing. In particular, the possibilities of advertising on social networks are considered and its popular types are described. Particular attention was paid to targeted advertising, as well as advertising in communities and advertising with bloggers. It was noted that social networks are powerful enough and effective platforms for implementing marketing efforts on the Internet, as well as for conducting marketing research.

Текст научной работы на тему «Роль социальных сетей в интернет-маркетинге»

РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГЕ

Н.В. Лужнова, канд. экон. наук, доцент Е.А. Усанова, студент

Оренбургский государственный университет (Россия, г. Оренбург)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10183

Аннотация. Данная статья посвящена роли социальных сетей в интернет-маркетинге. В частности, рассмотрены возможности рекламы в социальных сетях и описаны ее популярные формы. Особое внимание было уделено таргетированной рекламе, а также рекламе в сообществах и рекламе у блогеров. Было отмечено, что социальные сети являются достаточно мощными и эффективными площадками для реализации маркетинговых усилий в интернете, а также для проведения маркетинговых исследований.

Ключевые слова: маркетинг в социальных сетях, таргетинг, интернет-маркетинг, таргетированнаяреклама, социальная сеть.

В современном мире важную роль играют интернет и социальные сети. Интернет аккумулирует в единой сети колоссальное количество компаний и потребителей, а в социальных сетях пользователи ежесекундно делятся и обмениваются различного рода информацией. В сети развиваются и находят новое применение многие профессиональные отрасли, среди которых особая роль у маркетинга. Отражая в себе элементы традиционного маркетинга, интернет-маркетинг постоянно дополняется и совершенствуется, регулярно появляются новые инструменты, позволяющие специалистам наиболее эффективно взаимодействовать с пользовательской аудиторией. Маркетинг в социальных сетях обозначается аббревиатурой SMM (social media marketing). А интернет-маркетологи, занимающиеся маркетингом в социальных сетях, соответственно, являются SMM-специалистами.

Под социальной сетью понимается интернет-площадка, сайт, который позволяет зарегистрированным на нем пользователям размещать информацию о себе и ком-муницировать между собой, устанавливая социальные связи. Контент на этой площадке создается непосредственно самими пользователями. Известно, что большая часть населения России имеет аккаунты в социальных сетях и является активными пользователями данных ресурсов, соответственно, практически каждая уважающая

себя компания имеет бизнес-аккаунт в тех же сетях, где собирает информацию о своих потребителях, общается и делится информацией с ними.

Социальные сети можно считать мощным инструментом для маркетинговых исследований. Пользователи в них добровольно делятся своей личной информацией, по которой можно узнать их данные: пол, возраст, профессию, социальный статус, место работы или проживания, интересы, особенности поведения, количество путешествий за определенное время, круг общения, вид устройства, которыми они пользуются и многое другое. Рекламодатели могут свободно использовать эту информацию, делая выводы о потребительских предпочтениях. Благодаря этому легко определить, каким пользователям будет действительно интересно то или иное предложение, и направить свои маркетинговые усилия на конкретные целевые аудитории. Важно и то, что благодаря развитию технологий, маркетинговые исследования в социальных сетях приобрели частичную автоматизацию, что помогает маркетологам и позволяет заметно сократить и упростить работу. Так, например, данные о пользователях социальных сетей можно легально собирать с помощью пар-серов - специализированных сервисов, в которых присутствует удобный поиск и возможность сбора баз пользователей, со-

ответствующих определенным фильтрам [1].

Стоит отметить, что социальные сети являются активными рекламными площадками. В настоящее время во всем мире огромную популярность приобрела тарге-тированная реклама. Возможность быстро и автоматизировано изучать аудиторию позволяет динамично выстраивать маркетинговую коммуникацию с пользователями, автоматически пополнять базы данных о клиентах, запускать и тестировать различные виды рекламы для того, чтобы понять, какая действует лучше, достаточно быстро оптимизировать рекламу. Все это позволяет не только эффективно продавать товары через интернет, но и индивидуализировать предложение настолько, что потребители будут видеть только те рекламные объявления, тематика которых будет им действительно интересна. Исходя из этого можно утверждать, что социальные сети помогают повышать качество рекламного контента.

Остановимся подробнее на таргетиро-ванной рекламе как основном способе рекламы в социальных сетях и разберем этапы процесса ее размещения. Целью такой рекламы является выделение целевой аудитории и персонализация рекламного контента в интернете.

Таргетинг (от англ. «target» - цель) -это рекламный механизм, благодаря которому можно выделить определенную аудиторию и показать рекламу только ей [2]. Таргетированная реклама помогает повысить эффективность рекламы, так как объявления будут видны только тем аудиториям, которым могут быть интересны продвигаемые услуги и товары. Главное преимущество таргетинга - это возможность сокращения издержек на привлечение потребителей, так как аудитория, на которую основное рекламное воздействие будет направляться, будет целевой [3].

В настоящее время наиболее популярными социальными сетями для таргетиро-вания рекламы в России являются: Instagram, Facebook, ВКонтакте, Одноклассники. Эти социальные сети имеют достаточно широкое распространение и

охватывают пользователей разных возрастов и социальных статусов.

Для того, чтобы правильно таргетиро-вать объявления в социальных сетях, перед запуском рекламной кампании рекламодатель должен следовать этапам:

- проанализировать целевую аудиторию: составить портрет потребителя, выделить сегменты, изучить интересы потенциальных потребителей и их поведение у прямых и косвенных конкурентов;

- провести анализ сайта или профиля в социальной сети, куда будет идти трафик с рекламы;

- выбрать форму подачи для рекламного объявления;

- выбрать рекламную площадку;

- создать объявления, воздействующие на потребности и «боли» целевых потребителей;

- запустить тест на несколько объявлений, и на его основе выбрать лучшее объявление и лучшие аудитории [4].

В социальных сетях маркетологам также удобно отслеживать статистические показатели и высчитывать показатели эффективности, такие как например, конверсия - один из основных показателей эффективности рекламы в социальных сетях, представляющий собой отношение целевых действий к общему их количеству [5]. В рекламных кабинетах многие показатели рассчитываются автоматически для удобства анализа. А благодаря встроенным графикам появляется возможность проследить тенденцию роста или падения посещаемости и наглядно увидеть количество представителей целевой аудитории того или иного пола или находящихся в определенном геоположении. То есть таргети-рованная реклама позволяет рекламодателю не только привлечь клиентов в социальных сетях, но и экономить время и средства, тем самым, делая маркетинговые усилия более эффективными.

Но для того, чтобы запускать рекламу в социальной сети, у компании должен обязательно быть бизнес-аккаунт или сообщество. В социальных сетях бизнес-аккаунтам нужно быть такими же активными, как и личные страницы, и даже превосходить их по активности. Компании

должны выделяться среди конкурентов, а для этого необходимо постоянно работать над наполнением аккаунта, над контентом. Важно удерживать внимание пользователей долгое время, чтобы им интересно было следить за компанией, чтобы они подписывались и оставались. Благодаря этому у пользователей будет возрастать уровень лояльности к компании, а значит, приобретать ее услуги и товары им будет проще. Также не менее важным пунктом является обратная связь, которую компания должна обеспечивать своим потенциальным и реальным потребителям. Социальная сеть -это место, где пользователи общаются, а значит, компания должна именно общаться со своими подписчиками, подталкивать их к диалогу, повышать заинтересованность продуктом с помощью контента и интерактивов, задавать прямые вопросы, побуждать их отвечать в комментариях с помощью грамотно построенных текстов.

Также, в социальных сетях, таких как Instagram, очень популярна и эффективна реклама у блогеров - пользователей, имеющих большое количество подписчиков и интересно освещающих в своих бло-гах одну из интересующих других пользователей тему. Многие компании сотрудничают с ними и покупают рекламу у них, если целевая аудитория блогера совпадает с целевой аудиторией компании. Такая реклама вызывает большее доверие у пользователей социальной сети, чем рекламный пост, так как они привыкают к этой личности и активно следят за ее жизнью. И если блогер показывает на своем примере, как он пользуется тем или иным продуктом, рассказывает про него и рекомендует, дает ссылку на аккаунт, то доверие пользователя к бренду возрастает, а значит, вероятность того, что будет совершена покупка пользователем, который перешел на сайт по ссылке в рекламе у блогера, также возрастет. В данной форме рекламы этапы процесса подготовки к ее запуску аналогичны вышеизложенным

этапам создания таргетированной рекламы, но все же имеют некоторые отличия. Например, объявление не тестируется, так как в данном случае большое влияние на успех рекламы имеет подача самого бло-гера, его харизма, красота, умение заинтересовывать своих подписчиков, а также уровень доверия, которое блогер имеет среди них. И особое внимание нужно уделять поиску блогера. Поиск осуществляется вручную, когда рекламодатель пишет блогеру, запрашивая статистику аккаунта, либо с помощью специальных сайтов-бирж блогеров, где те подбираются по рейтингу, статистике, тематике.

Кроме того, в настоящее время достаточно популярным и успешным способом ведения бизнеса становится личный бренд. Многие пользователи, в особенности бло-геры, создают и продвигают свои продукты через эту концепцию. И действительно, пользователям намного интереснее следить за живым человеком, чем за неодушевленной страничкой компании. И очень часто блогеры сотрудничают друг с другом и закупают друг у друга рекламу для своего бренда. Личный бренд приобрел особую распространенность также в Instagram. В таких социальных сетях, как ВКонтакте, достаточно популярна реклама в сообществах, которая работает по аналогичному принципу сотрудничества: акка-унтом какой-либо компании закупается реклама в популярном сообществе с нужной аудиторией.

Таким образом, социальные сети являются мощными и эффективными площадками для реализации маркетинговых усилий, так как предоставляют возможность открытого доступа к данным пользователей. Кроме того, социальные сети помогают повышать качество рекламного контента и индивидуализировать предложение, направляя пользователям интересную им рекламу.

Библиографический список

1. Парсинг аудитории в соцсетях. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://umi.ru/blog/parsing/ (дата обращения 10.03.2020).

2. Таргетированная реклама: в чём преимущества и выгоды для вашего бизнеса? -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://netology.ru/blog/218-targetirovannaya-reklama-v-chem-preimushchestva-i-vygody-dlya-vashego-biznesa (дата обращения 10.03.2020).

3. Записки маркетолога. Таргетинг. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_t/targeting/ (дата обращения 10.03.2020).

4. Лужнова Н.В., Береговая И.Б., Тарануха И.А. Выбор инструментов продвижения в процессе организации рекламной кампании в сети Интернет // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2017. - №2. - С. 19-22.

5. Как оценить эффективность таргетированной рекламы. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://vc.ru/social/78808-kak-ocenit-effektivnost-targetirovannoy-reklamy (дата обращения 10.03.2020).

ROLE OF SOCIAL NETWORKS ON THE INTERNET MARKETING

N.V. Luzhnova, Candidate Of Economic Sciences, Associate Professor E.A. Usanova, Student Orenburg State University (Russia, Orenburg)

Abstract. This article focuses on the role of social networks in internet marketing. In particular, the possibilities of advertising on social networks are considered and its popular types are described. Particular attention was paid to targeted advertising, as well as advertising in communities and advertising with bloggers. It was noted that social networks are powerful enough and effective platforms for implementing marketing efforts on the Internet, as well as for conducting marketing research.

Keywords: social media marketing, targeting, Internet-marketing, target audience, social network.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.