СИДОРКИНА В. М., ДАНИЛКИНА К. А.
РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И ИНТЕРНЕТА В ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ Аннотация. Статья посвящена проблеме социальных сетей и интернет-зависимости в жизни студентов. Проведенный социологический анализ позволяет выявить мотивы посещения социальных сетей, проблемы виртуального общения. Полученные результаты могут представлять интерес для студентов, преподавателей, специалистов по проблемам социологии и психологии коммуникации современной молодежи.
Ключевые слова: общение, влияние, социальная сеть, интернет-зависимость, интернет-сообщества.
SIDORKINA V. M., DANILKINA K. A.
THE ROLE OF SOCIAL NETWORKS AND INTERNET IN STUDENT LIFE Abstract. The article considers the problem of social networks and Internet addiction in the life of students. A sociological analysis studies the motives of a social network using as well as the problems of virtual communication. The survey results may be of interest to students, teachers, sociologists and psychologists specializing in modern youth communication.
Keywords: communication, influence, social network, Internet addiction, Internet community.
Несомненна актуальность исследования роли социальных сетей в жизни современного студенчества. Социальные сети, появившись сравнительно недавно, прочно обосновались в жизни современного человека. Ежедневно миллионы людей в мире общаются, договариваются о встречах, ищут информацию именно в социальных сетях. Объем ее с каждым годом возрастает с невероятной скоростью. Самыми активными пользователями являются студенты. Почти каждый студент зарегистрирован в какой-либо из популярных сетей или имеет несколько страничек в них. Однако влияние интернет-сообществ, социальных сетей на мировоззрение, социальную активность и даже жизненные стратегии неоднозначно. Определенную опасность представляет интернет-зависимость как форма ухода из реальной среды в виртуальную. Второй проблемой становится неразборчивость потребления информации как достоверной, так и абсолютно недостоверной, ориентирующей на действия, направленные против общества, государства, собственного здоровья (равно и здоровья близких) и пр.
Первые исследования интернет-зависимости появились в США. В 1996 году психиатр Кимберли С. Янг опубликовала статью под названием «Интернет-зависимость: появление нового расстройства» [2]. С тех пор исследования подтвердили рост числа страдающих от
1
интернет-зависимости в большинстве развитых стран. В настоящее время интернет-зависимость стала серьезной проблемой для современного общества. Проведенные исследования неоднократно доказывали, что Интернет и социальные сети способствуют затормаживанию личностного развития человека, а в некоторых случаях приводят к полной деградации и социальной опасности. У многих активных пользователей возникают серьезные ухудшения общего состояния здоровья из-за большого количества времени, проводимого за монитором компьютера.
В связи с активными процессами развития глобальной коммуникации появилось новое, опасное заболевание: интернет-зависимость. Интернет-зависимость - психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету, и болезненная неспособность вовремя отключиться от него [3]. Оно имеет ряд характерных признаков, например, таких как невозможность контролировать свое поведение, возникающее чувство эйфории во время нахождения в Интернете, пренебрежение друзьями, семьей, любимым увлечением, депрессия и т.д. [1]. Проблема не возникла бы без самого «виновника» - Интернета, который представляет собой всемирную систему объединенных компьютерных сетей, построенную на использовании протокола 1Р и маршрутизации пакетов данных [3]. В свою очередь, проблема зависимости возникла с появлением социальных сетей - интерактивных многопользовательских веб-сайтов, контент которых наполняется самими участниками сети [3]. Фактически, можно сказать, что они представляют в своем роде автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общими интересами. В данном контексте рассматриваются интернет-сообщества - группы людей со сходными интересами, которые общаются друг с другом в основном через Интернет [3].
В связи с возрастающей актуальностью данной проблемы и с целью выявления отношения студентов к социальным сетям, на факультетах Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева весной 2014 года был проведен социологический опрос (п=60, опрашивались студенты первых и четвертых курсов). Выборка отражала мнение о социальных сетях студентов географического и архитектурно-строительного факультетов, а также факультета электронной техники.
По результатам исследования, было выяснено, что наиболее популярными социальными сетями у студентов первого курса являются: VKontakte.ru (46%), 14% - за Twitter.com, и замыкает тройку лидеров Instagram.com - 13% опрошенных. Примечательно, что такие социальные сети как Livejournal.ru и Myspace.com студенты не отметили. Во многом это объясняется тем, что данные социальные сети были созданы сравнительно недавно, и интерес к ним только начинает формироваться. Четверокурсники отдают предпочтения социальной сети VKontakte.ru (42%). Выросло число тех, кто зарегистрирован
2
в таких соцсетях как Facebook.com (23% против 9%) и Мой Мир.т (12% против 7%). Такое соотношение связано с возрастными отличиями студентов 1 и 4 курсов, а также временем появления социальных сетей. Стоит отметить, что 2% респондентов отметили социальную сеть Livejournal.ru, которая не имеет среди первых курсов широкого распространения.
Представляло интерес выяснение вопроса о том, сколько времени студенты проводят в социальных сетях, и есть ли существенные различия в мнениях респондентов. Полученные результаты отражены в диаграммах 1 и 2.
3%
13% 7% я менее 1 часа
27% к ■ 1-2 часа
50% А ■ 3 часа
■ 6-8 часов
затрудняюсьответить
Диаграмма 1. Время, которое тратят на общение в социальных сетях студенты первого курса.
Как показывают диаграммы, 50% опрошенных уделяют социальным сетям 3 часа в день, 27% - 6-8 часов. Исследования психологов и врачей показали, что оптимальное время для работы перед монитором компьютера составляет 1 -2 часа в день. Только 7% респондентов придерживаются этого правила. Примечательно, что 13% опрошенных затрудняются ответить на этот вопрос, что настораживает. Потеря времени, нарушение биоритмов - один из признаков нарушения личностного развития.
■ менее 1 часа
■ 1-2 часа
3 часа
■ 6-8 часов
■ затрудняюсь ответить
Диаграмма 2. Время, которое тратят на общение в социальных сетях студенты четвертого курса.
Среди студентов 4 курса велико процентное соотношение тех, кто затруднились ответить (23% против 13%), что также можно трактовать как признак нарушения личностного развития. Среди положительных тенденций наблюдается рост доли тех студентов, которые уделяют социальным сетям 1-2 часа в день (10% против 7%).
Вопрос о роли виртуального общения в жизни студентов вызвал наибольшие затруднения при ответах. Большинство опрошенных студентов первых курсов (67%), приравнивают виртуальное общение к живому. Во многом это объясняется как экономией времени и быстротой в общении с друзьями на расстоянии, так и тем, что техническая форма дополняет и расширяет это общение. Живое общение у студентов присутствует в процессе посещения занятий, групп по интересам. 33% респондентов отрицательно относятся к социальным сетям. Основные негативные черты социальных сетей: 77% опрошенных считают, что они отвлекают от домашних заданий; 13% - отнимают много времени; 10% -вызывают чувства усталости и лени. Положительным моментом можно назвать тот факт, что среди респондентов не было выявлено тех, кто предпочитает только виртуальное общение.
Среди студентов 4 курса 56% опрошенных приравнивают виртуальное общение к реальному, а 37% выступают против виртуального общения. Однако именно среди четверокурсников 7% опрошенных предпочитают только виртуальное общение. Этот факт вызывает тревогу, так как прослеживается тенденция к увеличению замкнутости молодежи. Основные негативные черты социальных сетей и Интернета: 56% респондентов считают, что они отнимают много времени; 32% - отвлекают от домашних заданий; 12% - вызывают чувства усталости и лени.
■ да, испытываю чувство зависимости
■ нет, не испытываю
затрудняюсьответить
Диаграмма 3. Субъективные ощущения относительно зависимости от интернета среди студентов первого курса.
Центральным вопросом анкетирования являлся вопрос о наличии у студентов признаков интернет-зависимости. Мнения респондентов представлены в диаграммах 3 и 4.
Согласно полученным данным, 63% опрошенных первокурсников ответили отрицательно о наличии зависимости. 17% респондентов заявили о своей зависимости, но отметили, что она незначительная (23%) и не мешает им в учебе или работе (77%). Вызывает чувство опасения, что 20% респондентов затруднились ответить на данный вопрос, что можно считать проявлением «скрытой», не признаваемой зависимости.
Среди студентов 4-х курсов 60% респондентов ответили, что они не испытывают чувство зависимости от Интернета и социальных сетей. Наблюдается рост числа тех, кто честно признается о наличии зависимости (27% против 17%). Респонденты оценили ее наличие как небольшую (37%) и то, что она не доставляет дискомфорта в учебе или работе
■ да, испытываю чувство зависимое! и
■ нет, не испытываю
затрудняюсьответить
Диаграмма 4. Субъективные ощущения относительно зависимости от интернета среди студентов четвертого курса.
(63% соответственно). 13% затруднились ответить на данный вопрос, что также можно считать проявлением «скрытой», не признаваемой зависимости.
Таким образом, обобщая результаты проведенного социологического исследования, можно сделать вывод о том, что хотя значительных различий в отношении к социальным сетям у студентов первокурсников и студентов старшекурсников нет, однако определенное возрастание значимости интернет-информации в их жизнедеятельности имеет место.
В своем большинстве респонденты не считают, что социальные сети отвлекают их от важных дел, а, наоборот, уверены, что они помогают им сделать ее намного проще и комфортнее. Как следует из результатов опроса, социальные сети стали неотъемлемой частью полноценной жизни студентов, заняли большую часть их свободного времени. Интернет и социальные сети вытеснили традиционные способы общения, они нередко заменяют студенту хобби. И однозначного осуждения такая практика, на наш взгляд, не заслуживает. Проблема заключается в формировании культуры интернет-пользования, формировании условий, ориентирующих студентов не на замещение живого общения интернет-общением, а печатные книги - интернет-ресурсом, а на их оптимальное сочетание.
ЛИТЕРАТУРА
1. Щепилина Е. П. Психология Интернета: интернет-зависимость. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/134-other-psychology/1855-internet-zavisimost
2. Young К. S. Internet Addiction: Symptoms, Evaluation, and Treatment. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://septemberfox.ucoz.ru/biblio/kimberly.html
3. Егоров А. Ю. Нехимические зависимости. - СПб.: Речь, 2007. - 86 c.