Научная статья на тему 'Роль социальных медиапроектов в популяризации ценностей традиционной семьи и родительства'

Роль социальных медиапроектов в популяризации ценностей традиционной семьи и родительства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1087
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальный медиапроект / семья как социальный институт / семейные ценности / родительство / гуманистичность медиаконтента / гуманитарная повестка дня. / social media project / family as a social institution / family values / parenthood / humanity of media content / humanitarian agenda

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Автаева Наталия Олеговна

СМИ являются важным каналом гендерно-ролевой социализации, поэтому медиаконтент, тиражируемый современной прессой, может влиять на традиционные ценности семьи, родительство и демографическую ситуацию в обществе. СМИ включают материалы на семейную тематику в свою повестку на регулярной основе, кроме этого, они реализуют социальные медиапроекты совместно с органами власти и некоммерческими организациями. В данной статье рассмотрены медиапроекты, направленные на популяризацию традиционных семейных ценностей и родительства, в том числе ориентированные на семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В качестве объекта исследования выступают медиапроекты, посвященные приемному родительству и решению проблемы детского сиротства, которые реализуются в рамках отдельных телевизионных и радиопередач, прессы и интернет-ресурсов. Разнообразие в современном медиапространстве проектов социальной направленности свидетельствует о гуманистичности медиаконтента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SOCIAL MEDIA PROJECTS IN POPULARIZATION THE VALUES OF A TRADITIONAL FAMILY AND PARENTHOOD

The media is an important channel for gender-role socialization of a person; therefore, the media content that the modern press replicates can influence on traditional family values, parenthood and the demographic situation in society. The family-related materials are on the media agenda. Also, the media implement social projects in conjunction with government agencies and charitable organizations. This article discusses media projects aimed at popularizing traditional family values a nd parenthood, including those focused on the family arrangement of orphans and children left without parental care. The object of the research is media projects dedicated to foster parents and solving the problem of child abandonment, which are implemented as part of individual television and radio broadcasts, the press and Internet resources. The diversity in the modern media space of social projects demonstrates the humancentricity of media content and the constant presence of family values on the humanitarian agenda.

Текст научной работы на тему «Роль социальных медиапроектов в популяризации ценностей традиционной семьи и родительства»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37; 070 DOI: 10.24411/1999-5407-2020-10110

Н. О. Автаева

Нижегородский государственный университет

имени Н. И. Лобачевского Нижний Новгород

РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИАПРОЕКТОВ В ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ЦЕННОСТЕЙ ТРАДИЦИОННОЙ СЕМЬИ И РОДИТЕЛЬСТВА

СМИ являются важным каналом гендерно-ролевой социализации, поэтому медиаконтент, тиражируемый современной прессой, может влиять на традиционные ценности семьи, родительство и демографическую ситуацию в обществе. СМИ включают материалы на семейную тематику в свою повестку на регулярной основе, кроме этого, они реализуют социальные медиапроекты совместно с органами власти и некоммерческими организациями. В данной статье рассмотрены медиапроекты, направленные на популяризацию традиционных семейных ценностей и родительства, в том числе ориентированные на семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В качестве объекта исследования выступают медиапроекты, посвященные приемному родительству и решению проблемы детского сиротства, которые реализуются в рамках отдельных телевизионных и радиопередач, прессы и интернет-ресурсов. Разнообразие в современном медиапространстве проектов социальной направленности свидетельствует о гуманистичности медиаконтента.

Ключевые слова: социальный медиапроект, семья как социальный институт, семейные ценности, родительство, гуманистичность медиаконтента, гуманитарная повестка дня.

История отечественной журналистики демонстрирует нам примеры гражданственности, человекоцентричности: откликаясь на вызовы времени, актуализируя в повестке дня важные общественные проблемы, журналистика никогда не забывала о человеке, его стремлениях и потребностях. Важнейшей потребностью личности является социализация, которая осуществляется при непосредственной активности целого ряда социальных институтов, основную роль среди которых несомненно играет институт семьи. Институт семьи многие исследователи рассматривают как социокультурный развивающийся феномен, который эволюционирует под влиянием политических, экономических и общественных трансформаций. Тема ценности института семьи традиционно присутствует в гуманитарной повестке дня отечественных медиа.

Еще одна базовая социокультурная практика, неразрывно связанная с институтом семьи, это родительство, его можно определить, как исторически и культурно обусловленное отношение к детям, родительскую роль и практики поведения [8], совокупность ценностей, поведенческих паттернов и установок в отношении детей. Известные государственные деятели, исследователи и мыслители, такие как Ж.-Ж. Руссо, М. Мид, А. Рич, Е. Бадинтер, Н. Чодороу, И. Кон, обращались в своих трудах к родительству как к традиционной семейной ценности [2. С. 144]. Тема родительства в отечественных СМИ также присутствует, необходимо отметить, что она подается сразу в нескольких аспектах: воспитание, образование, материнская и отцовская забота как реализация функции родительства; планирование и мотивации деторождения,

репродуктивные установки и практики, в том числе отношение к приемному родительству; диалог между родителями и детьми.

Исследователи отмечают, что для современной России характерны трансформация института семьи и родительства в условиях демократизации, усиление родительской роли отца и смена социальной роли матери [9]. Отечественные СМИ протоколируют нарушения иерархии ценностных семейных приоритетов, изменение вектора родительства и отношений внутри семьи. Но важно помнить, что медиа - это основной канал гендерно-ролевой социализации, который транслирует образцы и модели семьи, семейные ценности и паттерны детско-родительских отношений, именно они являются базовыми ориентирами для постоянной устойчивой аудитории СМИ. Информационная политика, которой придерживаются представители редакций авторитетных медиа, в контексте тиражирования «просемейной» информации, очень важна. СМИ могут выбрать в качестве ориентира акцентирование внимания на демографически позитивной, социально-значимой информации или, наоборот, отдать предпочтение стереотипизированным, деструктивным сведениям, что будет оказывать влияние на предпочтения, вкусы и поведение аудитории. Медиаобразы, основанные на стереотипах и тиражируемые средствами массовой информации, являются настолько устойчивыми, что могут существенно влиять на традиционные ценности семьи, родительство и демографическую ситуацию в обществе.

Как показывают опросы ВЦИОМ, семья и дети относятся к жизненным приоритетам россиян, причем, это справедливо как для женщин, так и для мужчин. Респонденты в возрасте 18-24 лет на первое место ставят материальный достаток, но вслед за ним идет крепкая семья. Главным стремлением для опрашиваемых 35-44 лет является воспитание счастливых и успешных детей, к приоритетам 45-59-летних респондентов наряду с семейными ценностями идет стремление жить в согласии с самим собой [10. С. 12].

Интерес россиян к темам семьи и родительства стимулирует СМИ включать материалы на семейную тематику в свою повестку на регулярной основе. Кроме этого, СМИ активно включаются в социальные медиапроекты, которые реализуются совместно с органами власти и некоммерческими организациями. Цель медиапроектов социальной направленности - «содействие продвижению освещения социальных аспектов в обществе и сосредоточение на создаваемых и интерпретируемых ими образах социальной жизни» [3. С. 3194]. Социальные медиапроекты фокусируют внимание аудитории на значимой общественной проблеме, предлагают алгоритмы ее потенциального решения, стимулируют на активные действия.

Социальные медиапроекты, направленные на популяризацию традиционных семейных ценностей и родительства, - достаточно распространенное явление. Они влияют на эмоции человека, меняют отношение к некоторым неблагоприятным явлениям современной жизни, а также подталкивают к определенным социально значимым действиям. Рассмотрим некоторые из них, ориентированные на семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Медиапроекты, посвященные приемному родительству и решению проблемы детского сиротства, реализуются в рамках отдельных телевизионных и радиопередач, прессы и интернет-ресурсов.

Телевидение как один из ведущих каналов массовой коммуникации обращается к проблеме семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Самым известным телевизионным проектом, возложившим на себя данную миссию, можно считать рубрику «У вас будет ребенок» программы «Пока все дома», «Первый канал» (сейчас - «Когда все дома с Тимуром Кизяковым», «Россия 1»). Первый выпуск данного социального проекта вышел в свет 3 сентября 2006 года в эфире «Первого канала», его

авторами являются Елена и Тимур Кизяковы. С сентября 2017 года программа стала выходить на канале «Россия 1».

Для решения проблемы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, редакцией программы готовятся видеопаспорта, это фильмы-портреты, в которых дети рассказывают о себе и своих мечтах, а воспитатели и медицинские работники дают подопечным развернутую характеристику. Видеопаспорт на каждого ребенка включает разделы «Мои достижения», «Мои видео», «Мои документы», «Обо мне», «Мое здоровье», «Я люблю», «Шаги навстречу», «Мои фото».

Наряду с этим функционирует целая информационно-поисковая система, где размещены детские видеопаспорта: http://videopasport.ru/. На сайте видеопаспорт представлен в виде цветка, в центре которого располагается фотография ребёнка, а лепестки - это видеосюжеты о нем. К январю 2020 года благодаря данному медиапроекту в семью были устроены 3906 детей.

Региональное телевидение также обращается к социальным медиапроектам. ГТРК «Алтай» еще в 2005 году запустила проект, в рамках которого был подготовлен цикл телевизионных программ «Я пришел на эту землю». Это цикл, посвященный приемному родительству и семейному устройству детей-сирот. Ежемесячно съемочная группа готовит сюжеты о детях, оставшихся без семьи. В месяц выходит две программы, которые рассказывают истории детей, оказавшихся в приютах и домах ребенка Алтайского края.

Социальный проект «Дадим Дом Детям» был подготовлен Нижегородской государственной областной телерадиостудией ННТВ в апреле 2007 года. Миссией проекта стала популяризация семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Нижегородской области. В данном медиапроекте были задействованы несколько программ ННТВ: программа «ОбективНО» демонстрировала информационные сюжеты о законодательных инициативах в сфере семейного устройства детей-сирот, видеоканал «Земля и люди» готовил выпуски о супругах, уже ставших приемными родителями, на канале транслировались проморолики проекта «Дадим Дом Детям» и видеофильмы о детях, которые ждут родителей.

Социально ориентированным проектом является программа «Я иду искать», на протяжении семи лет (с сентября 2008 по 2014 год) она выходила в эфир на телеканале «Подмосковье». Данный проект отличался разноплановостью: о выпускниках детских домов рассказывала рубрика «33 квадратных метра», программа тиражировала трехминутные сюжеты о воспитанниках интернатных учреждений, которые ищут семью, а рубрика «Им нужна помощь» осуществляла сбор средств на операцию или лечение детей, которым были поставлены серьезные медицинские диагнозы.

Проект министерства образования Сахалинской области и телекомпании ОТВ «Перекресток жизни» представлен корреспондентом Юлией Вятржик. Программа начала выходить в 2005 году. Главной целью проекта стало информирование аудитории о возможных формах семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В Сахалинской области на момент выхода первой программы были зарегистрированы только две приемные семьи, но проект способствовал тому, что более 800 детей-сирот теперь живут в семьях. Программа рассказывает о патронате, об опеке и усыновлении, о детских домах семейного типа. В рамках телевизионной программы есть возможность получить консультации специалистов по правовым, финансовым, медицинским и психологическим вопросам.

Схожие телевизионные проекты, посвященные семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, выходили и выходят на многих региональных каналах: «Я - Ваш малыш» (ГТРК «Волгоград-ТРВ»), проект «Чужих нет» («Богородск-ТВ»), «Дети ждут» («Архыз 24», Карачаево-Черкесия), «Хочу домой» (ГТРК «Кострома»),

«Дорога домой» (ОТВ, Приморский край), «Жду маму» (РТС, Республика Хакасия), «Ищу маму» («ТВ-Абакан»), «Право на маму» («Самара-ГИС») и другие.

Социальные медиапроекты, направленные на семейное устройство детей-сирот, реализуются и радиостанциями: передачи для потенциальных и действующих приемных родителей мы можем увидеть в сетке вещания некоторых из них. Пятнадцатилетие отметил самый известный радиопроект - это радиожурнал «Детский вопрос», который выходит на «Радио России» с 2004 года. Идею и миссию проекта редакция описывает следующим образом: программа «ориентирована на популяризацию идеи приемного родительства, формирование позитивного образа замещающей семьи, возрождение семейных традиций, привлечение внимания общественности, органов исполнительной власти, законодателей, представителей бизнеса к проблемам детей, сиротства; призвана содействовать увеличению количества семей, желающих принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывать консультативную поддержку семьям, уже воспитывающим приемных детей» [5].

Радиожурнал «Детский вопрос» выходит в эфир по субботам, в 17.30, его хронометраж равен 25 минутам, выпуск повторяется в понедельник в 13.30 и в четверг в 18.30. Руководителем и ведущей программы является Инна Зотова. Радиожурнал также готовят Георгий Москвичев, Наиль Сабитов, Ирина Поварова, Татьяна Юрасовская, Ксения Елисеева, Дмитрий Трухан [6]. Для радиослушателей предлагается самая разноплановая информация: нормативно-правовая база в сфере приемного родительства, сюжеты о детских учреждениях, где содержатся дети-сироты, советы и консультации экспертного сообщества. Для этого радиожурнал разделен на рубрики: «Сказки Маленького принца» (творчество детей из детских домов, их рассказы, стихи), «Где же ты, мама?» (информация о детях, которые ищут приемную семью), «Прямая линия» (в прямом эфире на вопросы радиослушателей отвечают эксперты в сфере приемного родительства). «Кто в теремочке живет» (рассказ о детских учреждениях, где содержатся дети-сироты, и их воспитанниках), «История с продолжением» (история семей, принявших детей на воспитание), «Новости для взрослых» (о законодательных актах, об опыте семейного устройства детей в регионах и т.д.) [4. С. 98]. Популярностью пользуется рубрика «Школа приемных родителей».

В регионах готовят местные вкладки в данную программу: «Найди меня» или «Мама, ау?» - это небольшие включения из региональных домов ребенка или детских домов. Как в федеральном выпуске, так и в региональных включениях, можно услышать истории детей, которые ищут семью. Нестандартный аудиальный медиаобраз ребенка, оставшегося без попечения родителей, - это эффективный вариант решения проблемы социального сиротства, что подтверждает статистика: радиожурнал «Детский вопрос» способствовал семейному устройству более 4000 детей. Специально созданный интернет-ресурс программы - сайт deti.radiorus.ru - стал своеобразной информационно-поисковой системой. Здесь можно познакомиться с архивными выпусками радиожурнала «Детский вопрос», увидеть «Лист ожидания» - это информация о детях, оставшихся без попечения родителей, о которых редакция в будущем подготовит сюжеты, но семью они ищут уже сегодня. Те истории, которые уже прозвучали в эфире, объединены в рубрику «Где же ты, мама?». Новости проекта и анкеты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, распространяются в группах радиожурнала в социальных сетях: «Социальный проект «Детский вопрос»» (https://www.facebook.com/DetskyVopros и https://ok.ru/detskyvopros), «Усыновление. Социальный проект «Радио России»» (https:// vk.com/club21532188).

Продолжением данного проекта можно считать социальную акцию «Поезд надежды», которая реализуется «Радио России» при поддержке представителей бизнеса и благотворительных организаций. Этот проект помогает организовать встречи

потенциальных усыновителей с воспитанниками интернатных учреждений. «Поезд надежды» побывал 20 городах: в Орле, Костроме, Иванове, Рязани, Пскове, Волгограде, Вологде, Иркутске, Новосибирске, Красноярске, Екатеринбурге, Калининграде, Новокузнецке, Туле, Владивостоке, Москве, Улан-Удэ, Симферополе, Севастополе, Челябинске [7]. Кроме этого, «Поезд надежды» - еще и возможность для воспитанников детских домов увидеть мир и исполнить одно из своих самых заветных желаний, это происходит, когда организуют детские рейсы.

Радиостанция «Вера» предлагает своим слушателям программу «Дело дня» (появилась в эфире в 2014 году), в рамках выпуска освещаются благотворительные инициативы, направленные на помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, такие как «Спорт для детей-сирот», «Наставники», «Дети в больнице», «Дети. pro» и другие. Автором и руководителем программы «Дело дня» является Денис Маханько, репортером - Дарья Мангушева. «Дело дня» выходит в эфир ежедневно, хронометраж -3 минуты. Примечательно, что в рамках программы может звучать как адресный призыв о помощи, так и рассказ об организации, миссией которой является поддержка детей-сирот.

Тема приемного родительства широко освещается радиостанциями. Так, в повестке дня радиостанций «Маяк» и «Радио России» утвердился радиопроект «Адреса милосердия» АНО «Студио-Диалог». Возглавляет всероссийский социальный радиопроект «Адреса милосердия» Ольга Суворова. Коллектив проекта - Вера Кузьмина, Александр Ветров, Ася Слепнева, Алла Смирнова, Анна Белокрыльцева и другие. В рамках данной радиопередачи активно освещается всероссийская информационно-просветительская кампания «Наши дети», выпущены 6 циклов теле- и аудиороликов социальной рекламы, а также издаются книги в помощь приемным родителям: «Найди меня, мама! Материалы в помощь журналисту», «Мы ждем ребенка. Пособие для патронатного воспитателя», «Этические принципы освещения проблем детей» [1. С. 151].

Социальные медиапроекты реализуют и печатные СМИ, и интернет-ресурсы. Здесь можно выделить журнал «Дети дома», который начал выходить в 2010 году. Его задачей стало содействие семейному устройству детей-сирот. Издание было подготовлено при поддержке благотворительного фонда «Катрен». Журнал был полноцветным, формата А4, выходил с периодичностью раз в 2 месяца тиражом 120000 экземпляров и распространялся бесплатно по территории России. Печатался журнал в Новосибирске, содержал портреты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статьи об опыте приемного родительства, рекомендации психологов и педагогов. Печатная версия журнала прекращает выходить в 2018 году, издание переходит в электронный формат, сегодня «Дети дома» - это сетевой медиапроект, который приобрел еще более широкую читательскую аудиторию. С новыми публикациями и архивными номерами издания можно познакомиться по адресу: https://blagokatren.ru/deti-doma/.

Социальные медиапроекты, занимающееся проблемой семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, вносят весомый вклад в решение проблемы сиротства. Они популяризируют ценность семьи как социального института и преимущества зрелого взвешенного родительства. Разнообразие в современном медиапространстве проектов социальной направленности, к которым относятся проекты для приемных родителей, свидетельствует о гуманистичности медиаконтента. Таким образом, современные СМИ продолжают традиции социально ориентированной журналистики, в центре которой стоит человек, его проблемы и потребности.

Список литературы

1. Автаева, Н. О. Семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в повестке дня современных СМИ // Медиачтения СКФУ: материалы Третьей международной научно-практической конференции / Отв. ред. О. И. Лепилкина, А. М. Горбачев, Н. Н. Борисенко, Д. А. Шевцова. Ставрополь: Сервисшкола. 2019. С. 149-153.

2. Асриева, С. В. Социокультурная природа семьи и родительства // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. Серия: Социологические науки. 2016. № 1. С. 143-147.

3. Зацепина, И. А. Понятие, типы и признаки медиапроектов социальной направленности // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Оренбург: ГОУ ОГУ, 2013. С. 3194-3197.

4. Найди меня, мама! Материалы в помощь журналисту / Ред.-сост.: Л. Грибанова, С. Осадчук. М.: АНО «Студио-Диалог», 2006. 130 с.

5. О нашем проекте // Сайт социального проекта «Детский вопрос». URL: http://deti. radiorus.ru/about/12 (дата обращения: 11.012.2020).

6. Отрощенко, А. Двойник моего сына: как был создан главный российский радиопроект по усыновлению. URL: https://www.miloserdie.ru/article/dvojnik-moego-syna-kak-byl-sozdan-glavnyj-rossijskij-radioproekt-po-usynovleniyu/ (дата обращения: 22.02.2019).

7. «Поезд надежды» // Сайт социального проекта «Детский вопрос» URL: http://deti. radiorus.ru/hopetrain (дата обращения: 11.01.2020).

8. Пушкарева, Н. Л., Мицюк, Н. А. Материнство и отцовство как социокультурные и социоисторические феномены // Материнство и отцовство сквозь призму времени и культур: материалы Девятой международной научной конференции: в 2 т. / Отв. ред. Н. Л. Пушкарева, Н. А. Мицюк. Смоленск: Изд-во СмолГУ, ИЭАРАН, 2016. Т. 1. С. 11-14.

9. Семья и дети: Сборник статей / Под ред. А. И. Антонова. М.: Изд-во МГУ, 1982. 80 с.

10. Цзинцзин, Л. Формула брака // Российская газета. 2015. № 6852. С. 12.

THE ROLE OF SOCIAL MEDIA PROJECTS IN POPULARIZATION THE VALUES OF A TRADITIONAL FAMILY AND PARENTHOOD

N. O. Avtaeva

Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Nizhny Novgorod, zhurnalistnngu(a),mail.ru

The media is an important channel for gender-role socialization of a person; therefore, the media content that the modern press replicates can influence on traditional family values, parenthood and the demographic situation in society. The family-related materials are on the media agenda. Also, the media implement social projects in conjunction with government agencies and charitable organizations. This article discusses media projects aimed at popidarizing traditional family values and parenthood, including those focused on the family arrangement of orphans and children left without parental care. The object of the research is media projects dedicated to foster parents and solving the problem of child abandonment, which are implemented as part of individual television and radio broadcasts, the press and Internet resources. The diversity in the modern media space of social projects demonstrates the human-centricity of media content and the constant presence of family values on the humanitarian agenda.

Key words: social media project, family as a social institution, family values, parenthood, humanity of media content, humanitarian agenda.

References

1. Avtayeva, N. O. (2019). Semeynoye ustroystvo detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley, v povestke dnya sovremennykh SMI [The family structure of children without parental care is on the agenda of modern media], in: Mediachteniya SKFU: materialy Tret'yey mezhdunarodnoynauchno-prakticheskoykonferentsii/Otv. red. O. I. Lepilkina, A.M. Gorbachev, N. N. Borisenko, D. A. Shevtsova [Media reading of SKFU: materials of the Third International Scientific and Practical Conference / Otv. ed. O. I. Lepilkina, A. M. Gorbachev, N. N. Borisenko, D. A. Shevtsova], Servisshkola, Stavropol', pp. 149-153. (In Russ.).

2. Asriyeva, S. V. (2016). Sotsiokul'turnaya priroda sem'i i roditel'stva [Sociocultural nature of the family and parenthood], in: VestnikMoskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. Seriya: Sotsiologicheskiye nauki [Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts. Series: Sociological sciences], no. 1, pp. 143-147. (In Russ.).

3. Zatsepina, I. A. (2013). Ponyatiye, tipy i priznaki mediaproyektov sotsial'noy napravlennosti [The concept, types and characteristics of social media projects], in: Universitetskiy kompleks kak regional'nyy tsentr obrazovaniya, nauki i kul'tury [University complex as a regional center of education, science and culture], GOU OGU, Orenburg, pp. 3194-3197. (In Russ.).

4. Naydi menya, mama! Materialy v pomoshch' zhurnalistu (2006) [Find me, mom! Materials to help the journalist], M., 130 p. (In Russ.)

5. O nashem proyekte [About our project], in: Sayt sotsial'nogo proyekta «Detskiy voproS» [Website of the social project "Children's Question"], available at: http://deti.radiorus. ru/about/12, accessed 11.012.2020. (In Russ.).

6. Otroshchenko, A. Dvoynik moyego syna: kak byl sozdan glavnyy rossiyskiy radioproyekt po usynovleniyu [Double of my son: how the main Russian adoption radio project was created.], available at: https://www.miloserdie.ru/article/dvojnik-moego-syna-kak-byl-sozdan-glavnyj-rossijskij-radioproekt-po-usynovleniyu/, accessed 22.02.2019. (In Russ.).

7. «Poyezd nadezhdy» ["Train of Hope"], in: Sayt sotsial'nogo proyekta «Detskiy vopros» [Website of the social project "Children's Question"], available at: http://deti.radiorus.ru/ hopetrain, accessed 11.01.2020. (In Russ.).

8. Pushkareva, N. L. and Mitsyuk, N. A. (2016). Materinstvo i ottsovstvo kak sotsiokul'turnyye i sotsioistoricheskiye fenomeny [Motherhood and fatherhood as sociocultural and sociohistorical phenomena], in: Materinstvo i ottsovstvo skvoz' prizmu vremeni i kul'tur: materialy Devyatoy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii: v 2 t. / Otv. red. N. L. Pushkareva, N. A. Mitsyuk [Motherhood and fatherhood through the prism of time and cultures: materials of the Ninth International Scientific Conference: in 2 vol. / Otv. ed. N. L. Pushkareva, N. A. Mitsyuk], Izd-vo SmoLGU, IEA RAN, Smolensk, T. 1, pp. 11-14. (In Russ.).

9. Sem'ya i deti: Sbornik statey (1982). [Family and Children], Izd-vo MGU, M., 80 p. (In Russ.).

10. Tszintszin, L. (2015). Formula braka [The Formula of Marriage], in: Rossiyskayagazeta [Russian newspaper], no. 6852, pp. 12. (In Russ.).

Автаева Наталия Олеговна - кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры журналистики, Институт филологии и журналистики, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского.

zhurnalistnngu@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.