Научная статья на тему 'Роль социальных характеристик в формировании зеркального имиджа женщины-политика в русскоязычной, немецкоязычной и англоязычной действительности (на примере В. Матвиенко, Х. Клинтон и А. Меркель)'

Роль социальных характеристик в формировании зеркального имиджа женщины-политика в русскоязычной, немецкоязычной и англоязычной действительности (на примере В. Матвиенко, Х. Клинтон и А. Меркель) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
650
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / ЖЕНЩИНА-ПОЛИТИК / ГЕНДЕР / СОЦИАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Микитенко Ольга Евгеньевна

В статье рассматривается одна из составляющих политического имиджа, а именно социальные характеристики и их роль при формировании зеркального имиджа женщины политика. На примере российской, немецкой и английской политической действительности мы проследим, как женщинам приходится формировать свой имидж в согласии с гендерными стереотипами или преодолевать их.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль социальных характеристик в формировании зеркального имиджа женщины-политика в русскоязычной, немецкоязычной и англоязычной действительности (на примере В. Матвиенко, Х. Клинтон и А. Меркель)»

роль социальных характеристик в формировании зеркального имиджа женщины-политика в русскоязычной, немецкоязычной и англоязычной действительности

(НА ПРИМЕРЕ В. МАТВИЕНКО, Х.КЛИНТОН И А. МЕРКЕЛЬ)

О.Е. Микитенко

(Москва, Россия)

Аннотация. В статье рассматривается одна из составляющих политического имиджа, а именно социальные характеристики и их роль при формировании зеркального имиджа женщины политика. На примере российской, немецкой и английской политической действительности мы проследим, как женщинам приходится формировать свой имидж в согласии с гендерными стереотипами или преодолевать их.

Ключевые слова: имидж; женщина-политик; гендер; социальные характеристики

the role of the social characteristics in the mirror image’s forming of women in politics in the russian-, german- and english-speaking reality (by the example of valentina matvienko, hillary clinton and angela merkel)

O. Mikitenko

(Moscow, Russia)

Abstract. The article deals with one of the components of the political image, namely, with the social characteristics and their role in the mirror image’s forming of women in politics. In the example of the Russian, German and English political reality, we see how women have to create their image in accordance with gender stereotypes and overcome them.

Keywords: image; women in politics; gender; social characteristics

В настоящее время достоинство тех или иных политических лидеров все чаще определяется не их реальными достижениями, а тем впечатлением, которое они производят на избирателей. В условиях потребительского общества политик также становится товаром со всеми присущими ему свойствами. Поэтому не так важно содержание самого политического товара, сколько широ-

ко разрекламированный его бренд. В этих условиях политик должен быть одновременно и актером: «...хороший политик сегодня тот, кто умеет себя подать с экрана, рассмешить, подыграть, уверенно выглядеть» [1, с. 96].

Политическому имиджу присущ определенный набор качеств, который должен соответствовать ожиданиям и требованиям целевых ауди-

торий в данное время и в данной стране. Никакого «устойчивого набора» имиджевых характеристик на все времена нет и быть не может в принципе, так как каждая страна обладает своими собственными историческими, экономическими, политическими и социально-культурными особенностями. Поэтому в той или иной стране в один исторический период успех могут приносить различные составляющие имиджа. Например, сегодня в списке предпочитаемых имиджевых характеристик политического лидера на Западе на первом месте стоят такие определения, как «прямой», «отдающейся работе», «искренний», «сильный», «уверенный» и т.д. [2, с. 76]. Замыкают список западных предпочтений качества, которые нам, возможно, наоборот, покажутся существенными с точки зрения бытового общения: «привлекательный», «добрый», «скромный» и т.д.

Так как набор факторов имиджа варьируется в зависимости от времени, культурных и ценностных особенностей общества стран того или иного политического деятеля, то существует эталонный перечень таких характеристик, которые можно использовать при формировании имиджа политика применительно к той или иной стране и в конкретных исторических условиях: моральные, профессиональные, социальные и персональные характеристики [2, с. 76].

В данной статье мы хотели бы сфокусировать внимание на социальных факторах, играющих важную роль при формировании имиджа женщины-политика. Самой важной социальной характеристикой женщины-политика, на наш взгляд, является гендер. В связи с существованием целого ряда гендерных стереотипов женщинам-по-литикам приходится формировать свой имидж в согласии с ними или преодолевая их.

Как было нами замечено основной тактикой при формировании зеркального имиджа является с одной стороны принятие своего гендера, но отрицание гендерных стереотипов:

В немецком обществе гендерные стереотипы не так сильны, общество в большей степени эмансипированно, потому женщина-политик не должна бороться с гендерными стереотипами, отвергая женскую сущность, наоборот, с помощью существительных оканчивающихся на т,

госпожа Меркель идентифицирует себя с женским полом:

Oft bin ich gefragt, warum ich gerne Bundeskanzlerin bin ... [6]

Als Politekerin muss ich oft die Verantwortung übernehmen, die... [7]

Как было замечено при анализе примеров, создание зеркального имиджа зависит от культурных стереотипов. При формировании зеркального имиджа иностранных политиков моральные характеристики не являются обязательными, поскольку они уже входят в картину мира реципиента, т.е. политик, по мнению немцев, обязательно обладает такими характеристиками как честность и порядочность, поэтому при формировании зеркального имиджа данным имиджевым характеристикам не уделяется большой роли.

В немецкоговорящем более эмансипированном обществе гендерные стереотипы нейтрализованы и не играют большой роли, поэтому А. Меркель при построении зеркального имиджа не отрицает гендерные особенности, идентифицируя себя с женщиной-политиком.

Валентина Матвиенко также не отрицает своих гендерных особенностей, напротив, она активно обсуждает свою личную женскую судьбу и жизнь, сына, внучку, используя эмоциональные формулировки, употребляя окончания женского рода - «Я сделала», «я провела совещание», избегая обезличенных формулировок.

Присущее женщинам кокетство, не связанное с внешностью, также имеется в высказываниях Матвиенко. Так, рассуждая о тайнах и секретах, она кокетливо заявляет: «Конечно, есть определенные тайны, определенные секреты, но они были со мной, останутся до конца дней. А если серьезно, то я, естественно, численность секретов не подсчитывала, но поскольку я много лет в политике, то, конечно, знаю вещи, про которые никогда, ни под каким видом...» [4].

Матвиенко в формировании своего зеркального имиджа стремится вызвать у реципиента ощущение предельной искренности и открытости. Поэтому ее обсуждения смертей и рождений близких, подробностей личной жизни крайне эмоциональны:

«Когда узнала о гибели сына Костина, я ему

звонила, выражала соболезнования и вместе с ним плакала по телефону» [3].

«Да, внучка родилась. Это очень личное. Тем более что она родилась накануне моего дня рождения. Это другое ощущение жизни, это другое ощущение мира. Это то, чего у тебя не было раньше и ты этим очень дорожишь» [3].

«Наиболее моя страна» - это Средиземноморский регион. Это мои любимые Греция, Мальта. Вот если правда, что у нас были предыдущие жизни, то я точно родилась в том регионе. Мне так близок менталитет этих людей. Я быстро выучила греческий язык, он мне так легко дался. Как песня. Я его очень люблю. Там очень хорошие, веселые люди, там очень красивая страна, море. Очень люблю море» [4].

Речь Матвиенко в таких открытых высказываниях изобилует словами, выражающими сильные, яркие эмоции - «люблю», «дорожу», «плакала». Она эмоциональна, как любая русская женщина, она не придерживается имиджа биз-нес-вумен, который неприятен и даже неприемлем для большинства ее потенциальных избирателей, в то время как образ простой русской женщины, пробившейся из низов и не потерявшей своей связи с народом, своей эмоциональной сущности, не ставшей «сухарем», «мужиком в юбке» им импонирует.

Таким образом, в отличие от Ангелы Меркель, в первую очередь и всегда остающейся политиком, Валентина Матвиенко - это политик-женщина, мать, бабушка, чувствительная натура, что явно указывает на ее гендерную принадлежность.

Поскольку данная статья посвящена имиджу именно женщины политика, то, говоря о социальных характеристиках и непосредственно о гендере, стоит рассмотреть образ, то есть внешний вид, выбранный стиль. Так, образ Валентины Матвиенко был признан стилистами женственным, стрижка и укладка - безупречными, глаза - выразительно подчеркнутыми.

Хилари Клинтон всегда появлялась перед аудиторией в безукоризненно подобранных костюмах с безупречным макияжем. Имиджмейкеры сделали ставку, как потом оказалось, ошибочную, на сильные, волевые, решительные, маскулинные качества Хилари, которые прояв-

лялись во всем, начиная с манеры одеваться и вести себя.

Хилари Клинтон демонстрирует нам образ женщины, которая в политике по призванию, но остается женщиной всегда. Она активно интересуется жизнью, не забывается постоянно указывать на то, что она простая женщина, и хочет жить, как все, что она устала от политики и сделала все, что могла, постоянно опираясь на поддержку народа, при этом в ее речи мало эмоций, скорее, это живость и молодость во взглядах, это некоторая эмансипированность, без четкого указания на роль женщины:

1) «I think I have made it clear that I will certainly stay on until the President nominates someone and that transition can occur,» Clinton said at a «town hall» forum with State Department employees Thursday morning. «But I think after 20 years

- and it will be 20 years - of being on the high wire of American politics and all of the challenges that come with that, it would be probably a good idea to just find out how tired I am.» [10]

2) «I don’t want to think about what might come next, because I don’t want me or any of us to divert our attention,» Clinton continued, adding that she plans to «work as hard as I can to the last minute I have the honor of being Secretary ... to support all of you.» [10]

При этом, высказываясь о роли женщины в современном обществе, Хилари Клинтон постоянно настаивает именно на разнице между мужчиной и женщиной и на важную роль женщины в жизни страны, ставя себя в ряд с теми великими женщинами, которые делают историю:

1) Women have always been the primary victims of war. Women lose their husbands, their fathers, their sons in combat. Women often have to flee from the only homes they have ever known. Women are often the refugees from conflict and sometimes, more frequently in today’s warfare, victims. Women are often left with the responsibility, alone, of raising the children [5].

2) You know, I’m not sitting here like some little woman standing by my man, like Tammy Wynette. I’m sitting here because I love him, and I respect him, and I honor what he’s been through and what we’ve been through together. And you know, if that’s not enough for people, then heck, don’t vote for him. [11]

3) We are here to advance the cause of women and to advance the cause of democracy and to make it absolutely clear that the two are inseparable. There cannot be true democracy unless women’s voices are heard. [8]

4) Hillary Clinton has launched a tirade against «whining» women who complain about the difficulty of balancing family and work commitments. [9]

Клинтон употребляет такие важные, ключевые слова, как женщина, гордость, голос (то есть, голос женщины), публичность - как акценты на важной роли современной женщины в жизни и ее мужа, и всей страны, она словно бы ассоциирует себя с миллионами американок, которые каждый день совершают важное дело - работают и поддерживают свою семью, своих мужей, уважают и ценят их и заслуживают в полной мере того же.

Применение приема позиционирования позволило высветить такие качества кандидатов, как образованность, начитанность, желание участвовать в жизни простых людей, осведомленность в наиболее острых для общества вопросах, решительность, твердость характера и ряд других.

Список литературы:

1. Почепцов Г. Г. Имиджелогия. Инструментарий по управлению будущим. - СПб.: Смар-тбук, 2009.

2. Ушакова Н.В. Имиджелогия. - М.: Дашков и К, 2009.

3. Фонтанка.ру | 16.08.2011 | Валентина Матвиенко : Я не прощаюсь [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.fontanka. ru/2011/08/16/049/

4. Эхо Москвы | 07.07.2008 | Интервью с В. Матвиенко [Электронный ресурс] - Ре-

жим доступа: http://www.echo.msk.ru/programs/ beseda/524872-/

5. Clinton3.nara.gov | 17.11.1998 | First lady Hillary Rodham Clinton first ladies’ conference on domestic violence san salvador, el salvador [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://clinton3. nara.gov/WH/EOP/First_Lady/html/generalspeech-es/ 1998/19981117.html

6. Der Spiegel | 28.11.2011 | Die halbe Kanzlerin [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.spiegel.de/spiegel/print/d-82244893.html

7. FAZ | 10.07.2006 | Interview mit Angela Merkel„cEs ist nun mal so: Bundeskanzlerin bin ich“ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. faz .net/aktuell/politik/inland/interview-mit-angela-merkel-es-ist-nun-mal-so-bundeskanzle-rin-bin-ich-1355352.html

8. Forbes | 29.08.2011 | World‘s Most Powerful Women In Politics [Электронный ресурс]

- Режим доступа: http://www.forbes.com/sites/ jennagoudreau/2011/08/29/worlds-most-powerful-women-politics-hillary-clinton-angela-merkel-mi-chele-bachmann/

9. The Telegraph | 19.10.2012 | Hillary Clinton launches tirade against 'whining' women [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.tele-graph.co.uk/news/worldnews/us-election/9620618/ Hillary-Clinton-launches-tirade-against-whining-women.html

10. Voice ofAmerica | 24.12.2011 | Clinton Wary of Hezbollah-Controlled Lebanon [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.voanews. com/content/clinton-wary-of-hezbollah-controlled-lebanon-114590154/134030.html

11. Washingtonpost | 26.12.1992 | Hillary Clinton launches tirade against 'whining' women [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. washingtonpost.com/wp-srv/politics/special/clin-ton/stories/flowers012792.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.