Научная статья на тему 'Роль социальной стандартизации в реализации социальной политики и развитии отраслей социальной сферы'

Роль социальной стандартизации в реализации социальной политики и развитии отраслей социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2154
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И НОРМАТИВЫ / ПОЛИТИКА ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ / МИНИМАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / SOCIAL POLICY / THE SOCIAL STANDARD / SOCIAL RATES AND SPECIFICATIONS / A POLICY OF INCOMES OF THE POPULATION / THE MINIMUM SOCIAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Такмакова Е. В.

В статье рассматривается роль процесса социальной стандартизации в социальной политике государства; проанализированы методологические проблемы в сфере социального нормирования; освещены задачи и принципы социальной стандартизации; выделены и охарактеризованы отдельные аспекты процесса социальной стандартизации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF SOCIAL STANDARDIZATION IN REALIZATION OF SOCIAL POLICY AND IN DEVELOPMENT OF INDUSTRIES OF SOCIAL SPHERE

In the given article the role of process of social standardization in state social policy is considered; methodological problems in sphere of social regulation are analysed; purposes and principles of social standardization are shined; separate aspects of process of social standardization are allocated and characterized.

Текст научной работы на тему «Роль социальной стандартизации в реализации социальной политики и развитии отраслей социальной сферы»

Е.В. ТАКМАКОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры

прикладных экономических дисциплин, Орловского государственного университета Тея. 89092288289; takmakovae@mail.ru

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ В РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИИ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

В статье рассматривается роль процесса социальной стандартизации в социальной политике государства; проанализированы методологические проблемы в сфере социального нормирования; освещены задачи и принципы социальной стандартизации; выделены и охарактеризованы отдельные аспекты процесса социальной стандартизации.

Ключевые слова: социальная политика, социальный стандарт, социальные нормы и нормативы, политика доходов населения, минимальные социальные стандарты.

На современном этапе экономического развития в России решаются две основные задачи: переход к устойчивому инновационному развитию и одновременное повышение качества социального развития. Для решения этих задач необходимо устойчивое экономическое развитие, которое позволит обеспечить ресурсами выполнение социальных функций государства.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 7) Россия является социальным государством. Конституции РФ провозглашает, что социальная политика Российской Федерации «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [3, ст. 7]. Это предполагает реализацию соответствующих направлений социальной политики, что должно привести к созданию важнейших элементов социального государства.

Социальная политика государства - это комплекс мероприятий по улучшению материального благосостояния, духовному и физическому развитию населения, оказанию поддержки инвалидам и малообеспеченным гражданам. Исходя из комплексности социальной политики, ее обычно расчленяют на составные части: политика доходов населения; социальная защита граждан; развитие системы здравоохранения, образования, культуры, обеспечения товарами, услугами, условиями проживания; молодежная политика.

Особенно важное место в социальной политике государства занимает политика доходов населения. Главным ее содержанием является создание благоприятных условий, позволяющих экономически активной части населения зарабатывать средства, величина которых состоит из суммы получаемой заработной платы, поступлений от владения собственностью, выплат из общественных фондов потребления и некоторых других. Воздействие на уровень доходов осуществляется через договорные отношения между работниками и работодателями, систему налогообложения, создание условий для роста заработной платы и другие элементы.

На каждом этапе развития общество предъявляет конкретные требования к уровню и качеству жизни. Совокупность этих требований определяет стандарт жизни, или социальный стандарт.

Но прежде чем говорить о социальной стандартизации, следует определить, что такое стандартизация вообще. Согласно Федеральному закону «О техническом регу© Е.В. Такмакова

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

1>сш

лировании» от 27 декабря 2002 года «стандартизация - это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сфере производства и обращения продукции...» [4, с. 48]. В соответствии с законом различаются государственные стандарты и стандарты отдельных отраслей, предприятий и общественных организаций. Требования, устанавливаемые государственными стандартами, являются обязательными для соблюдения государственными органами управления, субъектами хо -зяйственной деятельности.

Однако нам представляется, что указанное определение стандартизации не вполне применимо по отношению к социальной сфере (тем более что в законе указано на то, что его действие не распространяется на отношения в социальной сфере, которые должны регулироваться иными нормативно-правовыми актами). Но сам термин «стандартизация» имеет достаточно широкое применение в социально- экономической сфере.

Можно сказать, что общим в технических и социальных стандартах является то, что в процессе стандартизации осуществляется сопоставление достигнутых характеристик продукции или какого-либо процесса установленным требованиям, отраженным в нормативных документах. Но в

сфере производства, товарного обращения стандартизация реализуется в виде стандартов, технических условий, технических регламентов, а в социальной сфере она должна реализовываться через требования специально созданных социальных стандартов.

Что касается разграничения понятий «норма», «норматив» и «стандарт» применительно к социальной сфере, то оно до сих пор точно не произведено. Зачастую понятия «норма» и «норматив» используются как синонимы, хотя в действительности это не так 1.

Большинство авторов склоняется к тому, что социальные нормы - это стандарты деятельности и правила поведения, выполнение которых ожи -дается от члена группы или общества и поддерживается с помощью санкций. Социальные нормы упорядочивают и регулируют социальные взаимодействия, а не всякую деятельность вообще. Социальные нормы зачастую не имеют количественного выражения, так как это морально-этические правила и стереотипы, присущие обществу.

В отличие от социальных норм социальные нормативы должны иметь количественное представление, то есть должны иметь форму показателей.

Допустима следующая классификация социальных нормативов, которую можно применять для формирования социальных стандартов (см. табл. 1).

Таблица 1 - Виды социальных нормативов

Критерии классификации Виды социальных нормативов в соответствии с критерием Сущность

1. По видам распределительные Регулирование распределительных отношений

потребительские Требования к развитию производственной и непроизводственной сферы

2. По пределам, в которых располагаются1 уровневые Отражение абсолютных и относительных величин нормативов в натуральных показателях и пропорциях

точечные Равенство фактического значения показателя величине норматива без отклонений

интервальные Фактические значения могут находиться в некоторых границах, задаваемых нормативом

3. Исходя из количественных и качественных требований максимальные Фактическое значение не должно превышать уровень норматива

минимальные Фактическое значение не должно быть меньше нормативного уровня

рациональные Оптимально необходимые для конкретных условий

4. В зависимости от характера потребления индивидуальные Рассчитываются на одного человека

коллективные Применяются в отношении жизненных благ совместного пользования - предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения

1 Асеев В.Г. Нормативы развития социальной сферы [Текст] / В.Г. Асеев. - СПб.: Инфо-да, 2008.

Продолжение табл. 1.

Критерии классификации Виды социальных нормативов в соответствии с критерием Сущность

5. В зависимости от функциональных особенностей применения1 формирование доходов и расходов населения минимальный потребительский бюджет, минимальная заработная плата, размер заработной платы

социальное обеспечение размер и условия предоставления пенсий, пособий, льгот на услуги здравоохранения, жилищно-коммунальное обеспечение

социальная демография удельный вес молодежи, пенсионеров, трудоспособного населения в его общей численности, рождаемость, смертность людей, среднее количество детей

потребление населением материальных благ и платных услуг потребление продовольственных товаров, обеспеченность товарами длительного пользования (холодильниками, легковым автотранспортом, телевизорами), радиоэлектронными средствами связи

жилищно-коммунальные условия жизни населения количество жилой и общей площади на одного жителя, обеспеченность горячей и холодной водой, отоплением

развитие торговли, общественного питания и бытового обслуживания обеспеченность столовыми, парикмахерскими

транспорт и связь транспортная подвижность населения, средняя продолжительность и протяженность поездки одного пассажира, количество установленных телефонных аппаратов на 1000 чел.

охрана здоровья населения средняя продолжительность жизни, обеспеченность лечебными учреждениями

рабочее, нерабочее и свободное время продолжительность рабочего дня, время, связанное с восстановлением жизнеспособности

организация и условия труда коэффициент занятости трудовой деятельностью, уровень загрязнения воздуха в производственных помещениях, наличие ионизирующих излучений, степень механизации ручного и тяжелого физического труда

состояние и охрана окружающей среды выбросы вредных веществ в воздушный бассейн, обеспеченность питьевой водой

1 Прогнозирование и планирование экономики [Текст] / Под общ. ред. В.И. Борисевич. - Мн.: Интерпрессервис, 2001. - С. 102.

В самом общем виде понятие социального стандарта характеризует сложившийся уровень потребления тех или иных благ, который признается большинством населения или представителями группы людей приемлемым (нормальным) для себя.

Процедуры социального нормирования в последние годы часто используются для формирования социальных стандартов. В качестве примеров, иллюстрирующих распространенность социальных стандартов в регулировании социальной сферы, можно указать на следующее:

1) минимальный размер оплаты труда;

2) прожиточный минимум;

3) социальные нормативы обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры.

Вообще государственная социальная стандартизация - это правовая регламентация приоритетных социальных нормативов и норм в качестве государственных минимальных социальных стандартов. Для решения задач в сфере потребления, обеспечения минимальных государственных социальных гарантий гражданам используются главным образом минимальные социальные стандарты.

Под государственными минимальными социальными стандартами следует понимать установленный законами РФ или решениями представительных органов государственной власти субъектов РФ на определенный период минимально необходимый уровень социальных гарантий. Совокупность взаимосвязанных федеральных и региональных государственных минимальных соци-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

1>сш

альных стандартов образует систему государственных минимальных социальных стандартов. Формирование системы государственных минимальных социальных стандартов зиждется на следующих основных принципах:

1) соблюдение конституционных прав граждан;

2) общедоступность социальной защиты и социальных услуг, закрепляемых в качестве обеспечения государственных минимальных социальных стандартов;

3) рациональное распределение полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления, регулирующими процесс формирования и использования государственных минимальных социальных стандартов;

4) прозрачность бюджетного и внебюджетного финансирования расходов по обеспечению государственных минимальных социальных стандартов;

5) обоснованность устанавливаемых государственных минимальных социальных стандартов с учетом социально-экономической ситуации в стране целом, а также региональных особенностей;

6) предоставление всем социальным слоям и группам равных гарантий;

7) гласность и информированность населения

о государственных минимальных социальных стандартах;

8) ответственность органов государственной власти и управления за применение и соблюдение

государственных минимальных социальных стандартов.

Система социальных стандартов устанавливается и применяется для решения следующих задач:

1 ) реализация конституционных прав граждан;

2) удовлетворение потребностей населения на определенном уровне;

3) нормативное обеспечение, формирование и использование бюджетных и внебюджетных средств на социальные нужды;

4) концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социальной политики;

5) определение видов гарантированных социальных выплат и услуг за счет бюджетов всех уровней и оказание необходимой социальной помощи нуждающимся гражданам;

6) обеспечение социальной стабильности в обществе и сохранение единого социального пространства страны на основе выравнивания условий доступности потребления благ и услуг в различных регионах;

7) разработка и реализация государственной социальной, экономической политики, программ социально-экономического развития.

Процесс социальной стандартизации должен включать в себя проработку целого ряда аспектов: правового, экономического, научного, финансового. Их характеристика представлена в таблице 2.

Таблица 2 - Аспекты процесса социальной стандартизации

Вид аспекта Сущность

1. Правовой подразумевает подготовку и принятие конкретных правовых документов, регламентирующих порядок формирования и механизм реализации социальных стандартов

2. Экономический должен включать в себя средства бюджетов различных уровней и внебюджетных социальных фондов, с одной стороны, и направления расходования этих средств, с другой стороны

3. Научный предполагает разработку научно обоснованных социальных норм и нормативов в сфере доходов населения и предоставления социально значимых услуг

4. Финансовый включает в себя стоимостное выражение научно обоснованных норм; на основе таких финансовых норм возможно обоснование потребностей в средствах для достижения бюджетной обеспеченности

Только детальная проработка всех перечисленных моментов может позволить рационально распределить ограниченные бюджетные ресурсы для реализации системы социальной стандартизации.

Разработку государственных минимальных со-

циальных стандартов следует осуществлять по двум основным направлениям.

Первое из них связано с обоснованием норм прямого действия, регулирующих прежде всего сферу денежных доходов граждан и обеспечивающих гарантии приобретения ими минимума благ

и услуг, предоставляемых на платной основе. В этом случае в основу стандартизации должен быть положен прожиточный минимум по основным социально-демографическим группам населения.

Второе направление охватывает сферу бесплатного предоставления минимума социально значимых услуг. Вторая группа реализации государственных минимальных социальных стандартов для отраслей социальной сферы может устанавливать минимальный фиксированный набор социально значимых услуг, ограниченный по видам и объему, с указанием порядка их предоставления.

Перечень государственных минимальных социальных стандартов в отраслях социальной сферы следует увязывать с целями и задачами социальной политики, финансовыми возможностями государства. Формирование системы государственных минимальных социальных стандартов - процесс сложный и достаточно длительный, который потребует выбора приоритетов и определенной последовательности.

С учетом положений Конституции РФ к основным направлениям социальной стандартизации можно отнести:

1) доходы населения;

2) социальную защиту граждан;

3) образование, здравоохранение, культуру;

4) социальное обслуживание населения;

5) жилищно-коммунальное хозяйство;

6) юридическую помощь гражданам.

Важнейшим государственным минимальным

социальным стандартом, регулирующим сферу доходов населения, является прожиточный минимум по основным социально-демографическим группам.

Одним из важнейших социальных нормативов является минимальный потребительский бюджет. Минимальный потребительский бюджет - это стоимость материального обеспечения жизни человека продуктами питания, основными непродовольственными товарами и платными услугами по научно обоснованным нормам и нормативам. С учетом экономических возможностей государства иногда вводится и другой социальный норматив -«прожиточный минимум», который отличается от минимального потребительского бюджета более

жесткими требованиями к фактическому потреблению продуктов, товаров и услуг. Такое ужесточение может составлять до 40 и более процентов, исходя из конкретно складывающейся ситуации. По существу данный норматив выступает критерием при определении черты бедности жизни населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для установления стоимостного показателя прожиточного минимума вводится понятие «бюджет прожиточного минимума». Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку натурального набора, а также включает расходы на налоги и другие обязательные платежи.

Итак, социальные стандарты в самом общем виде представляют собой социальные и одновременно финансовые нормы, в соответствии с кото -рыми следует определять структуры и размер бюджетных расходов. Система государственных минимальных стандартов призвана удовлетворять потребности на социально значимом уровне, но только в соответствии с финансовыми возможностями государства. Государственные минимальные стандарты - это гарантия получения минимального набора социальных благ и услуг. Система государственных минимальных стандартов выражается через конкретные нормативы. То есть государственные минимальные социальные стандарты - это закрепленная законодательно система нормативов, направленных на обеспечение людей минимально необходимыми социальными благами и услугами.

Введение системы государственных минимальных стандартов вызывает необходимость координировать целый ряд законов и иных нормативноправовых актов. Это касается вопросов разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией, ее субъектами, органами местного самоуправления; бюджетного и налогового законодательства, отношений в отраслях социальной сферы и вопросов социальной защиты населения.

Наконец, центральным является вопрос принятия Федерального закона «О государственных минимальных социальных стандартах», на базе которого будут разработаны законы об установлении и применений социальных стандартов в отдельных отраслях социальной сферы.

Примечание

1 Вообще норма (лат. norma - дословно «наугольник», переносное значение «правило») - регулирующее правило, указывающее границы своего применения. Норматив: 1) универсальная норма, относящаяся преимущественно

УЧЕНЫЕ

ЗАПИСКИ

к удельному расходу сырья, материалов, энергии на единицу количества продукции, на другие единицы, характеризующие объект потребления ресурсов; 2) экономический норматив - обобщающая норма, установленная для обширного круга однородных экономических показателей. (Борисов А.Б. Большой экономический словарь [Текст] / А.Б. Борисов. - М.: Книжный мир, 2003. - 895 с.)

1. Асеев В.Г. Нормативы развития социальной сферы [Текст] / В.Г. Асеев. - СПб.: Инфо-да, 2008. - 356 с.

2. Борисов А.Б. Большой экономический словарь [Текст] / А.Б. Борисов. - М.: Книжный мир, 2003. - 895 с.

3. Конституция Российской Федерации [Текст]. - М.: АСТ, Астрель, 2009. - 48 с.

4. О техническом регулировании. Федеральный закон и акты по его реализации [Текст]. - М.: Книга-сервис, 2003. -

5. Прогнозирование и планирование экономики [Текст] / Под общ. ред. В.И. Борисевич. - Мн.: Интерпрессервис,

ROLE OF SOCIAL STANDARDIZATION IN REALIZATION OF SOCIAL POLICY AND IN DEVELOPMENT OF INDUSTRIES OF SOCIAL SPHERE

In the given article the role of process of social standardization in state social policy is considered; methodological problems in sphere of social regulation are analysed; purposes and principles of social standardization are shined; separate aspects of process of social standardization are allocated and characterized.

Key words: social policy, the social standard, social rates and specifications, a policy of incomes of the population, the minimum social standards.

Библиографический список

78 с.

2001. - 380 с.

E.V. TAKMAKOVA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.