Научная статья на тему 'РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ'

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
38
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Ключевые слова
социальная реклама / молодежь / гуманизация / молодежная реклама / общественное явление / социальная ситуация / толерантность / ценности / social advertising / youth / humanization / youth advertising / social phenomenon / social situation / tolerance / values

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Калыбекова Н. К.

сегодня все более очевидной становится ключевая роль молодежи как особой социальной группы в развитии государства и общества. Необходимо рассматривать каждого отдельного представителя молодежи в качестве реального действующего лица социального становления и инновационного развития не только конкретного региона, родного города или села, но также общества и государства в целом. Ведь молодежь — это поколение, от которого зависит будущая судьба страны и которое по определению выгодно отличается от других групп населения уровнем здоровья, интеллектуальной активности и мобильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SOCIAL ADVERTISING IN THE EDUCATION OF YOUTH

Today, the key role of youth as a special social group in the development of the state and society is becoming more and more obvious. It is necessary to consider each individual youth representative as a real actor in the social formation and innovative development of not only a specific region, hometown or village, but also society and the state as a whole. After all, youth are the generation on which the future fate of the country depends and which, by definition, compares favorably with other population groups in terms of health, intellectual activity and mobility.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ»

МАСС-МЕДИА И ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ

Калыбекова Н.К.

старший преподаватель кафедры «Журналистики и связь с общественностью» ФЖиИС, Бишкекского Государственного Университета им.К.Карасаева,

г.Бишкек, Кыргызстан

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ

Аннотация: сегодня все более очевидной становится ключевая роль молодежи как особой социальной группы в развитии государства и общества. Необходимо рассматривать каждого отдельного представителя молодежи в качестве реального действующего лица социального становления и инновационного развития не только конкретного региона, родного города или села, но также общества и государства в целом. Ведь молодежь — это поколение, от которого зависит будущая судьба страны и которое по определению выгодно отличается от других групп населения уровнем здоровья, интеллектуальной активности и мобильности.

Ключевые слова: социальная реклама, молодежь, гуманизация, молодежная реклама, общественное явление, социальная ситуация, толерантность, ценности

Одним из самых ярких явлений современности является реклама. Ежедневно, открывая социальные сети, прогуливаясь по городу или просто открывая журнал, мы сталкиваемся с бесконечной рекламой не только какой-то продукции, а также рекламой социальных акций и общественных явлений. Это и есть проявление социальной рекламы. Она совсем недавно вошла в нашу повседневную жизнь и постепенно набирает силу. Ведь именно социальная реклама является тем средством, которое может заставить нас взглянуть проблеме в лицо, задуматься о чем-то важном, напомнить человеку о таких значимых вещах как толерантность, уважение, любовь, сострадание. В последнее время именно она стала использоваться для решения острых социальных проблем. Поскольку, она находится вне экономических рамок, она направлена на поддержание общечеловеческих ценностей.

Социальная реклама - это реклама, направленная на изменение моделей социального поведения и привлечение внимания к общественно значимым явлениям и проблемам. Социальная реклама представляет собой особую форму неличного представления и продвижения социальных идей, поведения и практик, способствующих как гуманизации общества в целом, так и достижению отдельных целей, полезных с точки зрения общественного блага [3].

В Кыргызстане к феномену социальной рекламы относятся по-разному. С одной стороны, при разработке рекламных кампаний многие используют социальные подходы и технологии. С другой стороны, сложилось устойчивое мнение, что социальная реклама — это что-то несерьезное и бесплатное. Выделить социальную рекламу среди различных видов и подвидов коммерческой и политической рекламы совсем непросто. Ее цели и задачи зачастую смешиваются с целями и задачами других видов рекламы, а также журналистики. Но ее основным отличием является то, что она направлена на формирование ценностей или определённых моделей поведения, а также на обнародование каких-либо социальных проблем.

Основной особенностью системы ценностей современной молодёжи является одновременное существование двух противоречивых процессов таких как, преемственность традиционных ценностей и массовое распространение потребительских интересов. В связи с этим, у молодёжи не может сформироваться четкое представление о мире, поскольку два эти типа ценностей преследуют разные цели и разными методами.

Так же социальная реклама является одним из методов социокультурной деятельности для формирования ценностей молодёжи [1].

Молодежь - один из наиболее активных субъектов восприятия рекламы и важный объект рекламного воздействия. Приоритетными источниками информации для молодежи являются семья, СМИ (особое место занимают электронные СМИ) и реклама. На фоне интереса к рекламе особенно тревожит чрезвычайно низкий интерес к «продукции» учреждений культуры, чтению литературы, к спорту. Следует отметить некоторые особенности современной рекламы: во-первых, широкая распространенность. В настоящее время реклама - неотъемлемая часть теле- и радиовещания, оформления Интернета и уличных площадей, ставшая своеобразным элементом архитектуры нынешних городов. Во-вторых, ее навязчивость, особенно заметная на телевидении. В-третьих, информация, передаваемая в ней, воспринимается как заведомо достоверная. В-четвертых, как правило, в основе рекламы содержится культ потребления, соответственно, формируется потребительское отношение к жизни, что может создавать ощущение ущербности и недостаточности. Постоянное стремление к потреблению разрушает психику, рождает стрессовое, депрессивное состояние индивида, препятствует восприятию эстетических архитектурных ансамблей, теплоты человеческих отношений, рождает пассивность, нежелание делиться.

Констатируя факт значительного влияния рекламы на формирование мировоззрения современной молодежи, нельзя не отметить ее деструктивную роль в процессе социализации подрастающего поколения, в становлении и укреплении позитивных социально-политических и нравственных качеств молодежи. Вызывает озабоченность массовое распространение рекламных образцов безнравственности, аморализма, насилия, жестокости, норм и поведения, не совместимых с нашим менталитетом. Сложившуюся ситуацию способна изменить социальная реклама. Социальная реклама - это распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств информация о возможностях преодоления социальных проблем: о предоставляемых услугах (за исключением платных) социальных служб, социально значимых ценностях и идеях, имидже государственных социальных служб; привлечение спонсоров и благотворителей к решению проблем социального и общественного характера, то есть побуждение населения к участию в социальных программах путем пассивной (в виде денежных взносов, обращений в социальную службу) и активной (в виде работы в волонтерских движениях, общественных организациях, проводимых акциях и т.п.) деятельности. Функциональный потенциал социальной рекламы определяет её большие возможности в формировании мировоззрений молодежи. Такая реклама может выполнять следующие функции: информационная, воспитательная, адаптационная (указание молодому человеку способов реагирования на конфликтные ситуации.

Принцип актуальности - вся информация, передаваемая в социально-рекламных сообщениях, должна быть правдивая и адекватно отображать социальную ситуацию в текущий момент времени. Молодежь является наиболее передовой, подвижной и творческой категорией людей, устаревшая информация воспринимается ею как пережиток, поэтому социальная реклама будет интересна данной социально-психологической группе, только если будет содержать самые свежие данные. Принцип социальной значимости - реклама обязательно должна быть социально-значимой и социально-одобряемой, не содержать данных коммерческого характера или нести агрессивный, негативный эмоциональный заряд. Принцип перспективности: с одной стороны, разрабатывая макеты социальной рекламы, следует учитывать перспективы развития проблемы, прогнозы, инновационные технологии. С другой стороны, такая реклама должна указывать и четко формулировать перспективы развития общества, особенно это важно для молодежи, поскольку наличие четких целей

позволяет воспитывать в себе качества, необходимые для их достижения. Если молодые люди будут хорошо ориентироваться в происходящих в переменах, то смогут в период своего обучения сконцентрироваться на знаниях, необходимых для будущей профессиональной деятельности по достижению собственного благополучия и страны в целом. Принцип прогрессивности. Одним аспектом этого положения является соответствие системы воспитания и воздействия рекламы передовым зарубежным и отечественным научным теориям, и разработкам. Социальная реклама нацелена на формирование определенного стереотипа поведения, и ошибки в её создании могут стать причиной дезориентации индивида в окружающей среде или формированию социально-неодобряемого, или даже делинквентного стереотипа поведения. Поэтому современные технологии при изготовлении социальной рекламы должны использоваться после тщательной и детальной апробации. Разработка социально-рекламных мероприятий должна основываться на достижениях педагогической и психологической наук, учитывать изменения законов общественного развития, учитывать психологические и возрастные особенности личности молодого человека. Принцип упорядоченности - минимизация средств по выработке определенного решения. Примеры социальной рекламы должны нести минимум информации, чтобы не рассеивать внимание целевой аудитории.

Подводя итог, можно сказать, что социальная реклама является одним из средств воспитания гражданской активности и ответственности молодежи, несет в массы знания, культуру, высокие моральные образцы, способствует успешной социализации молодых людей в условиях современной, порой деструктивной, окружающей среды.

Социальная реклама способна дать молодым людям и обществу в целом всеобъемлющее понимание самоценности человеческой жизни, воспитать уважение прав и суверенитета личности и установить осознаваемый нами мир во всем мире. Можно с уверенностью сказать, что, как минимум, третья часть социальной рекламы рассчитана на молодежь. Часто объектами воздействия такой рекламы становятся дети. Очевидно, что за детьми и молодежью — будущее страны и будущее нации [2].

Таким образом, социальная реклама является действенным инструментом формирования морально-нравственных ценностей молодежи. Многие проблемы современной молодежи можно решить, проводя масштабную и грамотную молодежную политику, основанную на акциях социальной рекламы. Социальная реклама может не только оказывать влияние на молодежь, но и регулировать функционирование молодежной среды.

Литература:

1. Григорян Е.С. Роль социальной рекламы в формировании морально-нравственных ценностей молодежи. URL: https://cfm.rmpress/practical/2010-07/04.shtml (дата обращения: 30.06.2024).

2. Земсков С.Б. Социальная реклама как коммуникационный ресурс управления// Власть, 2009. № 10. С. 41-44.

3. Лебедева И.В., Алексеева М.А. Социальная реклама// Индустрия рекламы, 2009-2022. URL: https://adindustry.ru/doc/1132 (дата обращения: 30.06.2024).

References:

1. Grigoryan E.S. Rol' social'noj reklamy v formirovanii moral'no-nravstvennyh cennostej molodezhi. URL: https://cfin.ru>press/practical/2010-07/04.shtml (data obrashcheniya: 30.06.2024).

2. Zemskov S.B. Social'naya reklama kak kommunikacionnyj resurs upravleniya// Vlast', 2009. № 10. S. 41-44.

3. Lebedeva I.V., Alekseeva M.A. Social'naya reklama// Industriya reklamy, 2009-2022. URL: https://adindustry.ru/doc/1132 (data obrashcheniya: 30.06.2024).

THE ROLE OF SOCIAL ADVERTISING IN THE EDUCATION OF YOUTH

Kalybekova N.K.

Senior Lecturer at the Department of Journalism and Public Relations, FJIIS, Bishkek State University named after K. Karasaev, Bishkek, Kyrgyzstan

Abstract: Today, the key role of youth as a special social group in the development of the state and society is becoming more and more obvious. It is necessary to consider each individual youth representative as a real actor in the social formation and innovative development of not only a specific region, hometown or village, but also society and the state as a whole. After all, youth are the generation on which the future fate of the country depends and which, by definition, compares favorably with other population groups in terms of health, intellectual activity and mobility. Key words: social advertising, youth, humanization, youth advertising, social phenomenon, social situation, tolerance, values

Для цитирования: Калыбекова Н.К. Роль социальной рекламы в воспитании молодежи// Архонт, 2024. № 3(42). С. 45-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.