Б.Л. ТОКАРСКИИ
зав. кафедрой социологии и социальной работы,
доктор экономических наук,
профессор
РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Стало уже вполне очевидно, что реформирование российской экономики привело к разрушению экономического потенциала страны и, что более важно в социальном плане, к глубокому социально-экономическому расслоению общества. Для характеристики степени расслоения часто используют дециль-ные коэффициенты дифференциации населения по уровню доходов. Они рассчитываются на основании данных о распределении домо-хозяйств (населения) по уровню среднего на домохозяйство (на члена домохозяйства) дохода как соотношение доходов 10% населения, имеющего самые высокие доходы, и 10% населения, имеющего самые низкие доходы. По данным Госкомстата, децильный коэффициент в среднем по России в 1999 г. равнялся 14,5, тогда как известно, что если его значение превышает 7, то это чревато обострением социально-экономических и политических противоречий в обществе, подрывающих основы социальной стабильности, т.е. условия самого существования данного общества.
В России же глобальных социально-экономических катаклизмов, тем не менее, пока что не наблюдается. Возможно, существует какой-то порог усталости, после которого социальное напряжение превращается в апатию и социальный пессимизм, что выражается в глухом неприятии большинством населения любых социально-экономических реформ, проводимых руководством страны.
Следовательно, эффективность дальнейшего реформирования экономики России
непосредственно зависит от осознания того, что человек является высшей ценностью, что решение социально-экономических и психологических проблем отдельно взятой личности, семьи или группы населения не менее важно, чем формирование социально-экономической политики на уровне государства.
Поскольку названные сферы являются предметом деятельности социальных работников, то именно социальная работа как институт призвана стать консолидирующим фактором социальной стабильности.
Однако в российском обществе не разрушен еще стереотип, в соответствии с которым социальный работник воспринимается как специалист узкого профиля, занимающийся обслуживанием одиноких больных и немощных граждан. При этом подобного рода мнение до сих пор можно услышать не только из уст нашего обывателя, но и чиновников различного уровня, которые и призваны формировать основы новой российской социально-экономической политики.
Между тем в государствах, которые мы называем цивилизованными, профессия социального работника стала неотъемлемой частью общественной жизни. Без специалистов данного профиля не обходятся ни реализация программ социального развития, ни обеспечение социальной политики государства. Специалисты в области социальной работы широко используются в качестве экспертов при подготовке законодательства, при принятии решений органами местного самоуправления и при обосновании деятельности общественных организаций. Поэтому числен-
© Б.Л. Токарский, 2005
48
Б.Л. ТОКАРСКИЙ
ность представителей такой профессии достаточно велика.
История социальной работы как профессии насчитывает в мировой практике чуть более 100 лет, когда на рубеже Х1Х—ХХ вв. появились первые школы социальной работы в Германии, Великобритании, США, Франции, Швеции и других странах. Однако особым толчком для распространения и развития этой профессии стало появление в 40—60-х гг. XX столетия понятия «государство благосостояния». Суть названного понятия состоит в следующем: цивилизованные государства с этого времени начинают строить свою социальную политику таким образом, чтобы права всех граждан в социальной сфере (на образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, нормальные жилищные условия и др.) были обеспечены законодательно и попали в сферу внимания органов государственного и местного управления. В то же время постепенно пришло осознание того факта, что любые, даже самые лучшие законы не всегда работают, если они не проводятся в жизнь на уровне отдельного человека, с учетом его индивидуальных жизненных обстоятельств. Выполнение этой важнейшей задачи и стало основным видом деятельности социальных работников.
В нашей стране использование социальных работников ассоциируется пока только с социальной защитой — одной из основных сфер приложения труда таких специалистов, которая действительно очень нуждается в профессионально подготовленных кадрах. Но потребность в социальных работниках существует и в школах, службах занятости, кадровых и социальных службах крупных предприятий, армии, учреждениях здравоохранения, в различных структурах вплоть до самого высокого — государственного — уровня.
Этим обстоятельством вызвана необходимость выделения двух уровней социальной работы. Первый условно назовем контактным, или работы с клиентом. На данном уровне социальные работники решают проблемы отдельных людей, семей или небольших групп населения. Это могут быть проблемные семьи, пожилые люди, инвалиды, безработные, заключенные, беженцы, люди с отклоняющимся поведением (алкоголики, наркоманы, бомжи и т.д.). Список можно продолжить, но главное в том, что
социальные работники, специализирующиеся на обслуживании конкретных категорий населения, должны обладать хорошими знаниями в области психологии, антропологии, педагогики, социологии, правовыми знаниями, относящимися к жизнедеятельности этих групп людей.
Второй уровень социальной работы называют организационным. На данном уровне решаются задачи координации социальной работы и разработки социальной политики в государственном масштабе, на уровне отдельного региона, территории или предприятия. Очевидно, что наряду со знаниями в области технологии и методов социальной работы, социологии, права специалисты подобного профиля должны пройти подготовку в области экономики и менеджмента, поскольку сильная социальная политика строится на сильной экономике, и знание законов экономического развития как на макро-, так и на микроуровне, а также законов управления социальной сферой общества, становится для социального работника насущной потребностью.
Особенно актуальным представляется воссоздание на новом уровне подразделений и служб социального развития крупных предприятий и организаций, возложение на них задач комплексного управления развитием человеческих ресурсов производства, поскольку в современном постиндустриальном обществе важнейшим производственным ресурсом становится человеческий капитал как совокупность профессионально-квалификационного и личностного потенциала работников предприятий и организаций. Осознание такого рода необходимости привело к открытию специальности «Социальная работа» в Байкальском государственном университете экономики и права. Управлять социальной сферой, развивать ее должны люди с фундаментальной подготовкой в области экономики и менеджмента. Как раз на подготовку организаторов, администраторов в сфере социальной работы нацелено обучение в университете по данной специальности.
Мы уверены, что качественная профессиональная подготовка специалистов в области организации социальной работы поможет им эффективно реализовать себя и достичь жизненного успеха. Менеджеры по социальной работе и ее организации востребованы органами социальной защиты
Известия ИГЭА. 2005. № 2 (43)
РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ.
населения и центрами социальной помощи на муниципальном и региональном уровнях, органами труда и занятости, учреждениями и структурами здравоохранения и образования, миграционными службами, благотворительными фондами и общественными организациями, государственными и коммерческими предприятиями. Полученные знания и навыки помогут нашим выпускникам стать независимыми
экспертами и консультантами в сфере социальной политики и практики.
Социальная работа — это своеобраз-ная «визитная карточка» любого государ-ства, характеризующая уровень его цивилизованности. Поэтому перед специалистами в данной области открываются самые широкие перспективы.
Известия ИГЭА. 2005. № 2 (43)