4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Издательство: Питер, 2002.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Санкт-Петербург: Питер, 2001.
6. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка. Изучение мотивации поведения детей и подростков. Москва, 1972.
7. Методика исследования адаптированности студентов в вузе. Психологическая наука и образование. Электронный журнал. 2010, 2. Available at: www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885
8. Реан А.А. Психология изучения личности: учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство Михайлова В.А., 1999.
9. Практикум по возрастной психологии. Под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. Санкт-Петербург: Речь, 2001.
References
1. Kuz'mina N.V. Professionalizm lichnostiprepodavatelya imastera proizvodstvennogo obucheniya. Moskva: Vysshaya shkola, 1990.
2. Chernyavskaya V.S. Obrazovatel'nye faktory i psihologicheskie mehanizmy razvitiya strategicheskogo myshleniya studentov: razrabotka i vnedrenie v vuze informacionnyh refleksivnyh kross-tehnologij. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2012; 6 (37): 316 - 319.
3. Pedagogicheskaya psihologiya: uchebnoe posobie. V.A. Yakunin. Evropejskij institut 'ekspertov. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo V.A. Mihajlo-va: Polius, 1998.
4. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschej psihologii. Izdatel'stvo: Piter, 2002.
5. Anan'ev B.G. Chelovek kakpredmetpoznaniya. Sankt-Peterburg: Piter, 2001.
6. Bozhovich L.I. Problema razvitiya motivacionnojsfery rebenka. Izuchenie motivaciipovedeniya detejipodrostkov. Moskva, 1972.
7. Metodika issledovaniya adaptirovannosti studentov v vuze. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 'Elektronnyj zhurnal. 2010, 2. Available at: www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885
8. Rean A.A. Psihologiya izucheniya lichnosti: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo Mihajlova V.A., 1999.
9. Praktikum po vozrastnojpsihologii. Pod redakciej L.A. Golovej, E.F. Rybalko. Sankt-Peterburg: Rech', 2001.
Статья поступила в редакцию 16.11.15
УДК 37.015.325
Smirnov D.A., postgraduate, Moscow University n.a. S. Yu. Witte (Moscow, Russia), Е-mail: nastroenie-1@mail.ru
THE ROLE OF SOCIAL RESPONSIBILITY IN THE FORMATION OF MODERN EDUCATION PERSONNEL MANAGEMENT.
The article discusses importance of social responsibility for the effective management of the education system. It emphasized the importance of the development of personal qualities and professional competence for the administrative staff of the modern national education. In this context, the researcher analysis the phenomenon of social responsibility, which is not only a necessary quality of a person, but also is a professional competence of a management team in an educational institution. The article defined elements of social responsibility, such as recognition and acceptance of consequences of each action and decision, respect for yourself and others, recognition of fundamental human rights, an ability to be open to new ideas, experiences and people, understanding the importance of volunteerism in social activities. Particular attention is paid to three aspects of the social responsibility of the administrative staff in education - legal, financial and moral. The work reveals their basics and significance for modern education management of professionals.
Key words: responsibility, social responsibility, management skills education.
Д.А. Смирнов, аспирант, ЧОУ ВПО Московский университет им. С.Ю. Витте, г. Москва, E-mail: nastroenie-1@mail.ru
РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается вопрос о значении социальной ответственности для эффективного управления в системе образования. Подчёркивается значимость развития личностных качеств и профессиональных компетенций для управленческих кадров современного отечественного образования. В этом контексте рассматривается и социальная ответственность, которая является не только необходимым качеством личности, но и профессиональной компетенцией управленческой команды образовательного учреждения. В статье выделяются элементы социальной ответственности, такие как признание и принятие последствий каждого действия и решения, бережное отношение к себе и к другим, признание основных прав человека, способность быть открытым для новых идей, опыта и людей, понимание важности добровольчества в социальных мероприятиях. Особое внимание уделяется трём аспектам социальной ответственности управленческих кадров в образовании -правовому, финансовому и моральному. Раскрывается их сущность и важность для специалистов управления современного образования.
Ключевые слова: ответственность, социальная ответственность, управленческие кадры образования.
Профессионализм управленческих кадров в сфере образования относится к числу важнейших государственных задач, поскольку обусловливает стабильное развитие общества. Изменение современного отечественного образования требует становления и новой кадровой стратегии. О значимости и необходимости изменения в управленческой сфере образования свидетельствует повышенный интерес к исследованиям в этой сфере. Многие учёные подчёркивают важность создания оптимальных условий для развития кадрового управленческого потенциала отечественного образования (В.П. Жуковский, З.Г. Найденова, И.И. Соколова). Так, З.Г. Найденова пишет «от правильного решения вопроса использования кадрового ресурса во многом зависит профессиональный потенциал инновационного становления российского образования» [1, с. 8].
М.В. Киварина в своих работах подчёркивает, что актуальность феномена корпоративной социальной ответственности характерна не только в России, но и во многих странах мира [2].
При этом многие исследователи подчёркивают значимость наличия у современного управленца особых личностных качеств
и профессиональных компетенций. Придерживаясь подобного взгляда, мы, в свою очередь, считаем наиболее важным качеством управленческих кадров в сфере образования ответственность. При этом в данном контексте необходимо рассматривать ответственность прежде всего как качество, характеризующее социальную типичность личности, то есть социальную ответственность.
Понятие «социальная ответственность» может быть определено как признание своих обязанностей по отношению к человеческому сообществу в самом широком смысле. Таким образом, профессии, связанные с обучением, являются одними из самых ответственных в общечеловеческом контексте. Ответственность и обязанности учителя многочисленны и разнообразны, так как преподаватели выступают в качестве посредников для интеллектуального и социального развития подрастающего поколения.
Степень ответственности заключается в основных задачах образования, которые определяются государством. Так, в «Законе об образовании» сказано, что образование «... является одним из факторов экономического и социального прогресса
общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства» [3].
Самым распространённым способом понимания социальной ответственности педагога является взгляд на педагогическую профессию как на инструмент создания человеческого общества, так как именно учитель создаёт профессионалов, которые реализуют в своей деятельности полученные знания, умения и проявляют качества своей личности во всех сферах жизни. В работах В.В. Пшеничной ответственность рассматривается как компетенция специалиста, которая является важной составляющей успешности любого специалиста. При этом в структуре этой компетенции выделяется три компонента ответственности - эмоциональный, когнитивный и поведенческий. Эмоциональный компонент подразумевает отношение личности к своей деятельности в случае успеха или неудачи. Так, ответственные специалисты обладают навыком совладания с негативными эмоциями и могут продолжать деятельность после неудачи. Под когнитивным компонентом понимается знание о том, что такое ответственность, ответственный человек и т.д. Однако этих двух компонентов недостаточно, ответственность должна обязательно проявляться в деятельности. Это и есть основа поведенческого компонента. Только если личность реализует свою компетенцию ответственности вовне, можно говорить о её сформированности [4].
Важность развития управленческих кадров в системе образования несомненна. Это необходимо для поддержки интеллектуальной и социальной ответственности сферы образовательных услуг. Социальная ответственность руководства в сфере образования заключается в реализации системной практики для создания безопасной, заботливой и справедливой социально-деловой системы. Каждый педагог должен убедиться на практике в заинтересованности менеджеров образования помогать им, способствовать их профессиональному и личностному развитию. Только такие отношения между руководством и педагогом гарантируют формирование благоприятной психологической атмосферы в коллективе, которая будет способствовать эффективности всего образовательного процесса.
Чтобы иметь возможность оказывать положительное влияние, руководитель учебных заведений должен культивировать новый тип мышления у своих подчинённых, основанный на балансе свободы и ответственности. А для этого необходимо способствовать развитию социальной ответственности самих управленцев в сфере образования через вовлечение их в социально значимые проекты.
Анализ научной литературы позволяет выделить составные элементы социальной ответственности:
• признание и принятие последствий каждого действия и решения;
• бережное отношение к себе и к другим;
• признание основных прав человека;
• способность быть открытым для новых идей, опыта и людей;
• понимание важности добровольчества в социальных мероприятиях;
• развитие лидерства, коммуникации и социальных навыков.
Выделенные элементы социальной ответственности ещё раз доказывают, что использование в системе управления образовательным учреждением авторитарных моделей, основанных на собственных эгоистических интересах, которые нарушают принципы гуманизма, сегодня недопустимо.
В деятельности современного руководителя учебного заведения можно выделить три аспекта социальной ответственности: правовой, финансовый и моральный. Реализация правового аспекта выражается в том, что он работает в рамках правовых
принципов, установленных законодательством. Эти принципы включают в себя все от организации образовательного процесса, отвечающего всем государственным стандартам, до безопасности и гигиены труда.
Финансовый аспект связан, прежде всего, с введением новой системы оплаты труда педагогов, в которой выделяется основная и стимулирующая части. Финансовая ответственность охватывает больше, чем просто обеспечение того, чтобы каждый работник получил заработную плату. Это также означает предоставление дополнительных образовательных услуг социальным категориям семей за минимальную плату или на безвозмездной основе.
Этический аспект реализуется в организации справедливого обращения с работниками. Социально ответственный руководитель стремится создать атмосферу доверия и доброжелательности в коллективе. Все три аспекта социальной ответственности имеют особое значение для развития эффективной системы управленческих кадров современного образования.
Проведение преобразований в сфере отечественного образования с особой остротой ставит проблему профессионализма управленческих кадров. Стало очевидным, что проводимые реформы глубоко затронули сферу управленческой деятельности в образовании, поэтому насколько она будет рационально организована, насколько в ней используются существующие возможности управленческого кадрового потенциала, настолько она будет эффективной. Профессионализация управленческих кадров в сфере образования во многом определяет эффективность проводимых преобразований этой сферы деятельности в России. Подготовка профессиональных менеджеров и внедрение их в образование выступает ключевой проблемой в менеджменте. В работах А.Е. Мирон абсолютно чётко доказывается, что важнейшим ресурсом повышения качества образования является создание кадрового резерва. Автор предлагает варианты критериев для оценивания компетентности руководителей образовательного учреждения. Среди прочих компетенций важное место отводится социальной компетентности. При этом социальная ответственность связана с наличием обязательств по отношению к окружающим людям и обществу в целом [5].
Кадры, осуществляющие управление образовательными учреждениями, нуждаются в развитии особых качеств, прежде всего социальной ответственности. Это связано с тем, что управленческие кадры - это специалисты, профессионально занимающиеся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования предприятия, а также ответственностью за достижение конечных результатов деятельности предприятия. В современной России возникает необходимость построения реальных моделей управления образовательным учреждением. И это напрямую связано с воспитанием и обучением эффективных управленческих кадров. Следует задуматься о создании системы по внедрению социально-воспитательных, педагогических, организационных инноваций, обеспечивающих качественную их подготовку.
Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что роль управленческих кадров в формировании института менеджмента образовательной сферы возрастает. Речь идёт о повышении уровня профессионализма управленческих кадров в системе образования и привлечении их к социальной ответственности, стабилизации общественных отношений.
Кроме того, необходимость развития социальной ответственности управленческих кадров образования в современной России обусловлена усложнением глобализационных процессов, появлением новых форм социальных отношений. На современном этапе развития психологической науки необходимо выделить факторы, способствующие и препятствующие развитию социальной ответственности руководителей в образовании.
Библиографический список
1. Найденова З.Г. Настоящее и будущее образовательной школы: целевые ориентиры и новые ресурсы управления образованием. Образование: ресурсы развития. 2011; 3: 7 - 16.
2. Киварина М.В. Корпоративная социальная ответственность. Экономический журнал. 2011; 23: 116 - 121.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. Available at: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
4. Пшеничная В.В. Ответственность как средство профессиональной социализации молодого специалиста. Психологическое сопровождение образования: теория и практика: материалы II Международной научно-практической конференции 2012: 418 - 422.
5. Марон А.Е. Образование взрослых: формирование модели подготовки резерва управленческих кадров. Человек и образование. 2011; 4: 44 - 48.
References
1. Najdenova Z.G. Nastoyaschee i buduschee obrazovatel'noj shkoly: celevye orientiry i novye resursy upravleniya obrazovaniem. Obrazovanie: resursy razvitiya. 2011; 3: 7 - 16.
2. Kivarina M.V. Korporativnaya social'naya otvetstvennost'. 'Ekonomicheskijzhurnal. 2011; 23: 116 - 121.
3. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ. Available at: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
4. Pshenichnaya V.V. Otvetstvennost' kak sredstvo professional'noj socializacii molodogo specialista. Psihologicheskoe soprovozhdenie obrazovaniya: teoriya ipraktika: materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 2012: 418 - 422.
5. Maron A.E. Obrazovanie vzroslyh: formirovanie modeli podgotovki rezerva upravlencheskih kadrov. Chelovekiobrazovanie. 2011; 4: 44 - 48.
Статья поступила в редакцию 01.12.15
УДК 316.6
Tuguzhekova V.N., Doctor of Sciences (History), Professor, Director of Khakass Research Institute of Language, Literature and
History (Abakan, Russia), E-mail: khaknauka@yandex.ru
Kanzychakova N.G., research fellow, Department of Ethnopsychology, Khakass Research Institute of Language, Literature and
History (Abakan, Russia), E-mail: kanzychakova.nadia@yandex.ru
ON THE STUDY OF A PROBLEM OF ASOCIAL PHENOMENA IN THE SOCIETY: SUICIDE. A problem of suicide is considered by the author. The problem of voluntary departure from life will always concern the humanity. Suicide is one of persistent problems of the mankind, because it has been existing as a phenomenon as long as the humanity lives. This is a difficult theme that is not usually discussed in our society, especially if we talk about suicide among teenagers. Over the last decade the number of case of suicide among young people has increased. According to the Federal Service of State Statistics, Khakassia is one of the leaders in the country with a very high number of suicides. In 2014 we carried out an empirical research of suicidal tendencies of students from 3 schools of the Askiz District and 2 schools of the Tashtyp District. The objective of the research is a study and prevention of suicidal behavior in youth environment of the Republic of Khakassia with an emphasis on Askiz and Tashtyp Districts. Having studied and trashed out the theme of teenagers' suicidal activity, we can conclude that the theme of suicides among teenagers is relevant, widespread and is a significant phenomenon of the society at the present stage of its development.
Key words: teenager, suicide, suicidal symptoms.
В.Н. Тугужекова, д-р ист. наук, проф., директор ГБНИУ РХ «ХакНИИЯЛИ», г. Абакан, E-mail: khaknauka@yandex.ru
Н.Г. Канзычакова, науч. сотр. сектора этнопсихологии ГБНИУ РХ «ХакНИИЯЛИ», г. Абакан,
E-mail: kanzychakova.nadia@yandex.ru
К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ АСОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕ: СУИЦИД
В данной статье рассматривается проблема суицида. Проблема добровольного ухода из жизни всегда будет волновать человечество. Самоубийство - одна из вечных проблем человечества, поскольку существует как явление столько же, сколько существует на земле человек. Эта сложная тема, которую в нашем обществе не принято обсуждать. Особенно если речь идет о подростковом суициде. За последние десятилетия число самоубийств среди молодёжи возросло. По данным Федеральной службы государственной статистики, Хакасия занимает одну из лидирующих позиций по количеству самоубийств в стране. В 2014 году нами проведено практическое исследование суицидальных наклонностей учащихся 3-х школ Аскизского района и 2-х школ Таштыпского района. Целью нашего исследования являлось изучение и профилактика суицидального поведения в молодёжной среде Республики Хакасия, на примере Аскизского и Таштыпского районов. Изучив и проработав тему суицидальной активности среди подростков, можно сделать вывод о том, что тема подросткового суицида является актуальной. Это распространенное и значимое явление общества на современном этапе его развития.
Ключевые слова: подросток, суицид, самоубийство, суицидальные проявления.
Сведения о самоубийствах появляются со сведениями о возникновении человеческой цивилизации. В истории человечества самоубийство оценивалось по-разному: от резкого осуждения до признания достойным способом ухода из жизни. В разные исторические эпохи в различных обществах, а иногда и в разных слоях одного общества самоубийству давались противоположные моральные оценки. По-разному оценивалось самоубийство и правом. Отношение к этому акту находилось в зависимости от философских, религиозных, правовых и научных мировоззрений [1, с. 302].
В исламе самоубийство было тяжелейшим из грехов и решительно запрещалось Кораном. Правоверные мусульмане верят, что кысмет, то есть судьба, предначертанная Аллахом, будет определять всю их жизнь, но они обязаны терпеливо сносить все удары судьбы как ниспосланные свыше испытания в этой жизни.
Так в христианстве чёткое отношение к суицидам сформировалось не сразу. В Евангелии о них сказано лишь косвенно при упоминании о смерти Иуды Искариота. Первым из Отцов Церкви самоубийство осудил в IV веке Блаженный Августин, таким образом, отреагировав на эпидемический рост случаев добровольных смертей и неистового мученичества среди фанатических последователей христианских сект. Он считал суицид поступком, который заранее исключает возможность покаяния и является формой убийства, нарушающей заповедь «Не убей». Его следует считать злом при всех обстоятельствах, за исключением ситуаций, когда от Бога поступает прямая команда (как это было в библейской истории с Самсоном) [2, с. 16 - 17].
З. Фрейд в своё время ввел понятие «инстинкт смерти» -иначе он не мог объяснить многое из того, что способен сотворить с собой человек. Стремление к саморазрушению, очевидно, заложено в нем от природы - если всё живое вокруг изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды, наоборот, вкладывают неожиданную энергию в то, чтобы полностью испортить себе жизнь, а иногда и расстаться с ней. Поистине человек - странное создание: только он способен на самоуничтожение, лишь ему присуще загадочное влечение к смерти - никакому другому живому существу это не свойственно [3, с. 15].
К.Г. Юнг (1879 - 1961), касаясь проблемы самоубийства, указывал на бессознательное стремление человека к духовному перерождению, которое может стать важной причиной суицида. Это стремление обусловлено актуализацией архетипа коллективного бессознательного, принимающего различные формы.
А. Адлер (1870 - 1937) полагал, что быть человеком означает, прежде всего, - ощущать собственную неполноценность. Жизнь заключается в стремлении к цели, которая может осознаваться, но направляет все поступки индивида и формирует жизненный стиль. Чувство неполноценности возникает в раннем детстве и основано на физической и психической беспомощности, усугубляемой различными дефектами. Поэтому в течение всей жизни он находится в поиске преодоления комплекса неполноценности, его компенсации и сверхкомпенсации [4, с. 74].
Однако этот поиск может натолкнуться на значительные препятствия и привести к кризисной ситуации, с которой начинается «бегство» к суициду: утрачивается чувство общности; меж-