Научная статья на тему 'Роль социальной инфраструктуры в функционировании региональных социально-экономических систем'

Роль социальной инфраструктуры в функционировании региональных социально-экономических систем Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1256
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ИНФРАСТРУКТУРА / БЛАГА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Быковская Ирина Викторовна

Статья посвящена проблеме идентификации функций социальной инфраструктуры в пространственной экономике. В условиях регионализации экономического пространства особое значение приобретает инфраструктура как необходимое условие функционирования и развития сложных субфедеральных социально-экономических систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль социальной инфраструктуры в функционировании региональных социально-экономических систем»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА REGIONAL ECONOMY

УДК 547.172

ББК 65.017.43

Б 95 И.В. Быковская

Аспирант Ставропольского государственного аграрного университета. Тел. (8652)

28-14-00, е-mail: Ibykovskaya@mail.ru.

Роль социальной инфраструктуры в функционировании региональных социальноэкономических систем

(Рецензирована)

Аннотация. Статья посвящена проблеме идентификации функций социальной инфраструктуры в пространственной экономике. В условиях регионализации экономического пространства особое значение приобретает инфраструктура как необходимое условие функционирования и развития сложных субфедеральных социально-экономических систем.

Ключевые слова: регион; инфраструктура; блага.

I.V. Bykovskaya

Post-graduate student of the Stavropol State Agrarian University. Ph. (8652)28-14-00, email: Ibykovskaya@mail.ru.

The role and significance of a social infrastructure in regional social and economic system functioning

Abstract: The paper is devoted to identification of functions of a social infrastructure in spatial economy. In terms of the economic space regionalization, of special significance is an infrastructure as a necessary condition of functioning and development of complex sub-federal social and economic systems.

Keywords: region; infrastructure; benefits.

В современной экономической действительности уровень развития региональных социально-экономических систем определяется состоянием ведущих системообразующих подсистем, играющих бюджетоформирующую роль. В свою очередь каждая отрасль должна иметь развитую инфраструктуру, способствующую максимально эффективному взаимодействию всех сфер деятельности и отраслей региональной экономики. При этом социальная инфраструктура в большинстве своем развивается рефлекторно депрессивным явлениям отдельных территорий, которые проявляются в нежелании молодых специалистов трудиться в сельских местностях, вследствие значительной стратификации городского и сельского образа жизни и проведения культурно-бытового досуга.

Дореформенный период характеризовался тем, что социальная инфраструктура развивалась благодаря наличию градообразующих предприятий, способных финансировать процессы инфраструктурного обеспечения, в том числе и объектов социального характера. В настоящее время сложилась ситуация, при которой создание и поддержание в должном состоянии инфраструктурных объектов отдельных территорий должно строиться исходя из принципа взаимной выгодности как для субъектов частного бизнеса, так и для властных институтов, целевые установки которых, как правило, противоположны и обусловлены

определенным антагонизмом социальных и экономических аспектов взаимодействия. В данных условиях в региональной экономике, за редким исключением, инфраструктура развивается только в рамках рентабельных и перспективных инвестиционных проектов, тогда как социальная инфраструктура, являющаяся необходимым условием поддержания нормальных условий жизнедеятельности сельских жителей, недополучает необходимые ресурсы для динамичного развития [1].

Структурная организация социальной инфраструктуры фрагментарна. Приоритетность той или иной структурной единицы социальных объектов для конкретной территории определяется предпочтениями населения. В контексте достижения социальноэкономической самобытности инфраструктура отдельных территорий должна обладать определенным набором минимально необходимых для жизнедеятельности объектов социальной сферы.

Корректная структуризация элементов социальной инфраструктуры возможна в рамках функционального подхода, в соответствии с которым можно выделить следующие элементы:

• пассажирский транспорт;

• инженерные сооружения и коммуникации;

• коммунально-бытовое хозяйство;

• система здравоохранения и сбережения здоровья;

• центры и сети социального обеспечения;

• детские учреждения;

• сетевой массовый сервис;

• розничная торговая сеть;

• сеть общественного питания;

• детские дома, дома инвалидов, ночлежные дома, пункты питания для бездомных и

т.п.;

• системы общественной безопасности и правопорядка;

• гостиничное хозяйство и индустрия развлечений;

• библиотечная сеть;

• культовые и ритуальные системы и т.п.

Интегральный эффект развития социальной инфраструктуры территории складывается из социальных и экономических эффектов для населения, организаций социальной сферы и властных институтов (рис. 1).

Отсутствие экономической деятельности и ее реальных благ отрицательно сказывается на развитии инфраструктуры, что в свою очередь, приводит к стагнации территории и замещению реальных благ анти-благами.

В качестве анти-благ социального порядка в развитии территории могут выступать:

• снижение реальных доходов населения;

• ухудшение общественного здоровья;

• повышение смертности;

• стратификация населения по уровню доходов;

• нарастание социальной напряженности;

• утрата культурных и духовных ценностей.

Преодоление создания анти-благ - одна из задач социальной политики региональных властных институтов.

1. Повышение качества жизни; 2. Повышение социальнокультурного уровня населения; 3. Увеличение продолжительности жизни; 4. Повышение уровня доступности соц. услуг и соц. бытового обслуживания.

1. Повышение уровня жизни;

2.Появление новых рабочих мест. 3. Возможность частного предпринимательства в социальной сфере.

Эффект для организаций социальной сферы

1. Создание условий для профессионального роста работников социальной сферы; 2. Возможность взаимодействия со смежными объектами социальной сферы. 3. Улучшение качества оказываемых услуг.

1. Улучшение благосостояния работников социальной сферы; 2. Повышение спроса на социально-бытовые услуги; 3. Развитие конкуренции в социальной сфере. 4. Возможность привлечения частного капитала и оказания частных услуг.

Эффект для властных институтов

1. Привлечение молодых специалистов в сельские местности; 2. Повышение эффективности системы здравоохранения, образования, коммунального хозяйства, массового сервиса, бытового обслуживания и др. 3. Комплексное социальное развитие сельских местностей; 4. Развитие культурных и духовных ценностей; 5. Снижение смертности и улучшение здоровья населения; 6. Развитие сельской

самобытности.

1. Инерционное развитие отраслей реального сектора экономики; 2. Пополнение местных бюджетов; 3. Развитие многоукладной экономики; 4. Привлечение частных инвестиций в социальную сферу; 5. Развитие дорожного хозяйства и отраслей обслуживающего характера; 6.

Формирование в сельских поселениях среднего класса

Рисунок 1. Совокупность суммарных эффектов от развития социальной инфраструктуры

(составлено автором)

В качестве субъектов (носителей) инфраструктурного обеспечения социальной сферы следует рассматривать: властные институты в лице государственных органов всех уровней; поставщиков социальных услуг; потребителей социальных услуг; финансово-кредитные и инвестиционные институты; международные финансовые организации; некоммерческие объединения (рис. 2). Основными принципами функционирования объектов социальной инфраструктуры будут являться: платность и доступность общественно значимых услуг; социальная защита населения территорий; согласованность общественных и частных интересов; социальная целесообразность; целенаправленность; информационная целостность; легитимность; социальная подконтрольность; адаптивность; комплексность [2].

Функциональным назначением социальной инфраструктуры является оказание разнообразных услуг непроизводственного характера, поэтому затраты на создание социальной инфраструктуры могут окупиться для местного бюджета лишь в том случае если

будет достигнут эффект стимулирования смежных производственных отраслей, которые создают материальную продукцию.

Территориальное размещение инфраструктурных объектов должно опережать хозяйственное освоение региона, поскольку если район социально не обустроен, то привлечение специалистов и частного капитала будет затруднительным; соответственно, уровень развития социальной инфраструктуры определяет потенциал для дальнейшего развития самого региона.

Базовыми функциями социальной инфраструктуры выступают: социальная;

обеспечивающая; воспроизводственная; организационно-управленческая; стимулирующая; регулирующая; контрольная; фискальная; имиджевая.

Доминирующим фактором развития социально инфраструктуры выступает административное устройство региона. Социальная инфраструктура концентрируется в тех местностях, где наблюдается аккумуляция человеческих, финансовых, административных, производственных, бюджетных, информационных и других видов ресурсов, то есть четко прослеживается прямая связь с агломеративными явлениями пространственного развития. Развитие социальной инфраструктуры экономически малоэффективно в тех местностях, где в силу сложившихся традиций районирования, концентрация финансово-экономических ресурсов недостаточна и отсутствует системообразующая сфера.

Значительную роль играет фактор кадровой обеспеченности. Необходимо отметить, что в тех регионах, где не наблюдается дисперсность расселения, происходит дифференциация по уровню развития инфраструктуры. Существенное влияние оказывает и уровень квалификации занятых социальной сферы региона. На некоторых территориях наблюдается достаточно большой дефицит квалифицированных кадров в социальной сфере

[3].

Отметим также фактор спроса на услуги социальной инфраструктуры и насыщенности предложения. Можно выделить ряд приоритетных направлений развития объектов инфраструктуры, уровень предложения услуг которыми является высоким, а сами объекты выступают стержневыми элементами основных отраслей специализации. К ним и относится большинство социальных услуг: транспортно-дорожная сеть, услуги связи, ЖКХ, телекоммуникации, медицина, образование и др.

Следующим фактором, который необходимо учитывать при создании системы обеспечения территории объектами социальной инфраструктуры, нами выделен фактор учета религиозной принадлежности и бытовой индивидуальности, который отражает персонифицированные особенности территории и требует индивидуального подхода к выбору соответствующих видов объектов и механизмов реализации их функций.

Подсистемный компонентный состав

системы общественной безопасности и правопорядка

пассажирский транспорт

коммунально-бытовое хозяйство

инженерные сооружения и коммуникации

система здравоохранения и сбережения здоровья

центры соц. обеспечения пенсионеров, инвалидов и тяжелобольных

центры проф. подготовки и массового образования

детские учреждения

сетевой массовый сервис

I исунок 2 — конце

розничная торговая сеть

сеть общественного питания

детские дома, дома инвалидов, ночлежные дома, пункты питания для бездомных

гостиничное хозяйство и индустрия развлечений

Субъекты (носители) функций Функции Принципы функционирования:

инфраструктуры: инфраструктуры: - платность и доступность услуг;

- властные институты в лице - социальная; - социальная защита населения;

государственных органов всех - обеспечивающая; - согласованность общественных и

уровней; - воспроизводственная; частных интересов

- поставщики и потребители - организационно- - социальная целесообразность;

социальных услуг; управленческая; - целенаправленность;

- финансово-кредитные и - стимулирующая; - информационная целостность;

инвестиционные институты; - регулирующая; - легитимность;

- международные финансовые - контрольная; - социальная подконтрольность;

организации; - фискальная; - адаптивность;

- некоммерческие объединения. - репутационная. - комплексность.

I

I

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРИОРИТЕТ

1 1

Нивелирование влияния анти- благ Достижение социальных и экономических эффектов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Факторы формирования инфраструктуры:

1. административно-территориально е

устройство; 2. кадровая обеспеченность;

3. спрос на услуги социальной инфраструктуры и насыщенность предложения; 4. учет религиозной принадлежности и бытовой

индивидуальности; 5. деятельность властных институтов; 6. инвестиционная привлекательность территории; 7.

уровень информационного развития.

Локальные приоритеты государственного стимулирования социальной сферы:

1. Снижение стоимости соц. услуг; 2. Выполнение приоритетных социальных программ; 3. Поддержка стандартного уровня

Обеспечивающий сегмент:

1. финансовые ресурсы региональных и муниципальных бюджетов; 2. частный

ттт-пзр^тттттттт-гт-гт-ттт тгсттгтятг ^ тгяттплтгътр тт

библиотечная сеть

овые и ритуальные системы

расходами; 5. диверсификация набора предоставляемых

общественно значимых услуг. 6. Контроль над количеством, качеством и ценовыми параметрами социальных услуг.

методологическое обеспече информационное сопровож нормативно-правовое обесп

Инфраструктурное обеспечение отдельных секторов региональной экономики вменено в обязанность органам исполнительной власти. Учитывая многофункциональную нагрузку инфраструктуры всех отраслей и сфер деятельности, власть в большей степени ориентирована на формирование социально значимых объектов, функционирование которых обеспечивает единство территории, её самобытность, уровень жизни населения, степень доступности основных социальнобытовых услуг.

Инвестиционная привлекательность территории в целом или отдельных сегментов пространственной экономики, в том числе и социальных подсистем, также выступает фактором, обеспечивающим развитие социальной инфраструктуры, способным инициировать создание отдельных объектов, развивающих и совершенствующих инвестиционные реализуемые процессы. Объекты социальной сферы ввиду привлекательности территории также могут стать объектом приложения частного капитала.

Открытость информационного пространства, насыщенность информационных каналов, их объективность и релевантность, создают условия для информационноаналитического обеспечения развития региональной экономики и, в частности объектов социальной инфраструктуры, которые, в свою очередь, используют информационные ресурсы как товар, выступающий элементом сопровождения бизнес-процессов, кроме того, информационные центры могут сами являться объектами инфраструктуры.

Важную роль в формировании инфраструктуры социальной сферы региона играет обеспечивающий сегмент, который включает следующие элементы:

1. Финансовые ресурсы региональных и муниципальных бюджетов, которые могут быть выделены в виде прямых субсидий на финансирование объектов социальной инфраструктуры или нелимитированного (долевого) гранта. Такой грант может быть формульным, то есть учитывающим факторы потребности в финансовых ресурсах (численность населения), либо проектным предоставляемым в соответствии с программой или концепцией развития территории. Альтернативной формой обеспечения процессов инфраструктурного обеспечения может являться безусловный, выравнивающий (паушальный) грант, который реализуется в форме регулирующего налога и предусматривает отчисление некоторой доли федеральных налоговых платежей на субфедеральный уровень для целей инфраструктурного развития. Еще одним эффективным регулятором процессов инфраструктурного обеспечения является условный, блочный (целевой) грант, который успешно реализуется в отечественной практике и выражается в форме программно-целевых мероприятий и приоритетных национальных проектов [4].

2. Частный инвестиционный капитал, привлекаемый для реализации экономически эффективных социальных проектов.

3. Кадровые и материально-технические ресурсы.

4. Методическое сопровождение, которое реализуется в рамках разработки методик расчета тарифов на социальные услуги (услуги здравоохранения, жилищнокоммунальные услуги, образовательные услуги), а также в форме издания методических рекомендаций по определению нормативов потребления услуг.

5. Информационное сопровождение, предоставление необходимой информации справочного и методического характера, ориентированного на обеспечение своевременного и качественного социального обслуживания населения..

6. Нормативно-правовое обеспечение.

В рамках регулирования процессов создания инфраструктурных объектов социальной сферы властные институты регионов должны придерживаться следующих приоритетов:

- поддержка стандартного уровня предоставления общественных благ в регионе независимо от уровня финансирования и хода реализации инвестиционных проектов по созданию объектов социальной инфраструктуры;

- контроль региональных органов власти над ходом освоения социальнозначимых расходов;

- диверсификация и стимулирование спектра предоставляемых благ;

- контроль над количеством и качеством услуг, ценовыми параметрами сервиса.

Примечания:

1. Алексеев Ю.П. Регион. Управление. Качество. М.: Луч, 2000. С.44-49.

2. Бильчак В.С., Захаров В.Ф. Региональная экономика. Калининград: Янтар. Сказ, 1998. 316 с.

3. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление. М.: Экономика, 2006.

239 с.

4. Гранберг А.Г. Базы региональной экономики. М.: ГУВШЭ, 2000. 493 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.