Научная статья на тему 'Роль социального заказа в становлении системного подхода в теории воспитания отечественной педагогики в 60-80-е гг. Хх в'

Роль социального заказа в становлении системного подхода в теории воспитания отечественной педагогики в 60-80-е гг. Хх в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА СССР / СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / СОВЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ / КОММУНИСТИЧЕСКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ / ЦЕЛИ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / EXTERNAL AND INTERNAL POLICY OF THE USSR / SOCIAL ORDER / SOVIET EDUCATION / PERSONAL DEVELOPMENT / SYSTEMIC APPROACH / THEORY OF EDUCATION / COMMUNIST ETHICS / GOALS OF COMMUNIST EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хлебников Дмитрий Васильевич

В статье автор на историко-педагогическом материале реконструирует процесс формирования социального заказа в области воспитания в 60-80-е гг. ХХ в., а также определяет степень его влияния на становление системного подхода в теории воспитания отечественной педагогики. Для решения этой задачи рассматривается внешняя и внутренняя политика СССР, а также состояние отечественной педагогической науки в исследуемый период в рамках обозначенных вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хлебников Дмитрий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Based on the historical pedagogical recordings the author retraces formation of the social order in the field of education in the 1960-s 1980-s, as well as determines the extent of its influence on the development of the system approach in the theory of education of the national pedagogy. The author examines foreign and domestic policy of the USSR, as well as the state of the domestic education science of the period regarding the issues under consideration.

Текст научной работы на тему «Роль социального заказа в становлении системного подхода в теории воспитания отечественной педагогики в 60-80-е гг. Хх в»

УДК 37.01

Хлебников Дмитрий Васильевич

аспирант Дальневосточного государственного гуманитарного университета

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА В СТАНОВЛЕНИИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ В 60-80-Е ГГ. ХХ В.

Khlebnikov Dmitry Vasilyevich PhD student,

Far Eastern State University of Humanities

THE ROLE OF SOCIAL ORDER IN THE FORMATION OF THE SYSTEM APPROACH IN THE THEORY OF EDUCATION OF THE NATIONAL PEDAGOGY IN THE 1960-S - 1980-S

Аннотация:

В статье автор на историко-педагогическом материале реконструирует процесс формирования социального заказа в области воспитания в 60-80-е гг. ХХ в., а также определяет степень его влияния на становление системного подхода в теории воспитания отечественной педагогики. Для решения этой задачи рассматривается внешняя и внутренняя политика СССР, а также состояние отечественной педагогической науки в исследуемый период в рамках обозначенных вопросов.

Ключевые слова:

внешняя и внутренняя политика СССР, социальный заказ, советское образование, развитие личности, системный подход, теория воспитания, коммунистическая нравственность, цели коммунистического воспитания.

Summary:

Based on the historical pedagogical recordings the author retraces formation of the social order in the field of education in the 1960-s - 1980-s, as well as determines the extent of its influence on the development of the system approach in the theory of education of the national pedagogy. The author examines foreign and domestic policy of the USSR, as well as the state of the domestic education science of the period regarding the issues under consideration.

Keywords:

external and internal policy of the USSR, social order, Soviet education, personal development, systemic approach, theory of education, communist ethics, goals of communist education.

Рассматривая становление системного подхода в теории воспитания отечественной педагогики, мы стремимся определить в нем роль социального заказа. В педагогических исследованиях становление идей системного подхода определяется как развитие системных представлений в педагогической мысли (Г.Е. Ананьин, А.В. Гаврилин, Н.Н. Никулина и т. д.), при этом роль социального заказа остается вне рамок этих исследований. Однако, как считают методологи образования, социальный заказ служит основным ориентиром в развитии педагогической теории и практики (Б.С. Гершунский), следовательно, и изучение методологических основ актуальных педагогических теорий должно осуществляться с учетом социального заказа.

Обращение к становлению системного подхода в теории воспитания важно, поскольку сегодня он применяется в качестве как общенаучного методологического принципа и инструмента познания, так и способа проектирования и интеграции систем в объективную реальность. Исходя из этого, мы считаем необходимым на историко-педагогическом материале реконструировать процесс формирования социального заказа в области воспитания в 60-80-е гг. ХХ в., а также определить степень его влияния на становление системного подхода в теории воспитания отечественной педагогики. Выбор периода обусловлен тем, что именно тогда происходило обращение отечественной науки к идеям системного подхода, их актуализация и развитие, а также конкретизация в различных областях научного знания. Для решения этой задачи рассмотрена внешняя и внутренняя политика СССР, а также состояние отечественной педагогической науки в исследуемый период в рамках обозначенных вопросов.

Изучив историографию, описывающую внешнюю политику в рамках обозначенного периода [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7], выделим следующее.

Внешняя политика СССР в исследуемый период осуществлялась в условиях конфронтации со странами Запада, возглавляемыми США. Наиболее напряженным историческим событием того времени считается Карибский кризис, в период которого мировое сообщество стояло на пороге 3-й мировой войны, не исключавшей применения ядерного оружия. Не менее существенными событиями 60-80-х гг. признаны политические кризисы в Чехословакии и Польше, также важно отметить в рамках данного периода ухудшение советско-китайских отношений, повлекшее за собой военные конфликты.

Далеко не последнее место во внешней политике СССР занимали вопросы оказания поддержки развивающимся странам, которые приняли социалистическую модель развития либо противостояли американской. Эта поддержка осуществлялась под предлогом борьбы с империализмом, угнетавшим слаборазвитые государства. В ее рамках была оказана помощь арабским странам в арабо-израильских войнах, Республике Вьетнам в период американо-вьетнамской войны, также сюда следует отнести направление военных советников в развивающиеся государства.

Существенное влияние на внешнеполитическую деятельность СССР оказывали территориальные претензии со стороны сопредельных государств, что требовало наращивания военного присутствия на спорных территориях и усиления охраны государственной границы. Территориальные претензии предъявлялись со стороны Китайской Народной Республики, которые на протяжении 60-х гг. неоднократно перерастали в провокации (со стороны КНР) и локальные вооруженные конфликты. Япония в своих претензиях требовала пересмотра границ, сложившихся после Второй мировой войны, и возращения ей территорий, отошедших Советскому Союзу [8; 9]. Также территориальные притязания имели Норвегия и США.

Необходимость обеспечения сохранности своих территорий и укрепления своего влияния на мировой политической арене в условиях постоянной гонки вооружений оказывала значительное влияние на формирование социального заказа, на воспитание, определяя потребность в личности, беззаветно преданной Родине, народу, коммунистической партии и делу коммунизма, готовой защищать социалистическую родину с оружием в руках, соблюдающей нормы коммунистической морали.

Проведя анализ отчетных докладов ЦК КПСС [10; 11; 12; 13; 14; 15], приходим к выводу, что внутренняя политика СССР была направлена на развитие сельского хозяйства, промышленности и оборонного комплекса с учетом передовых научных разработок и технических новшеств, увеличение объемов промышленности, повышение производительности труда, подъем материального и культурного уровней жизни. Особое внимание уделяется вопросам партийной пропаганды и агитации, а также контрпропаганды империалистической идеологии.

В условиях начавшейся научно-технической революции постоянно осуществлялось расширение производства и его модернизация. Огромное количество ресурсов направлялось на развитие военно-промышленного комплекса, поддержание боеспособности вооруженных сил и оснащение их современными системами вооружения. Это требовало увеличения количества рабочего персонала, а также повышения качества его подготовки, что в свою очередь определяло потребность в развитии образовательной системы и разработке проблем трудового воспитания.

Культурная жизнь контролировалась государством посредством партийного руководства, цензуры и ограничений идеологического характера. Все значимые решения в области развития советского искусства - от общих направлений до конкретных произведений - принимались соответствующими партийными инстанциями [16, с. 17-30]. Это показывает определяющую роль ЦК КПСС в формировании критериев воспитания коммунистической нравственности.

Рассматривая внешнюю и внутреннюю политику СССР в обозначенный период, мы приходим к следующим выводам. В сложившихся условиях Советский Союз нуждался в грамотно организованной системе воспитания в масштабах всей страны. Воспитанники этой системы должны были: быть беззаветно преданы Родине, народу, коммунистической партии и делу коммунизма; постоянно и осознанно трудиться на благо общества; быть готовы к преодолению любых трудностей; быть должным образом образованны и обладать техническими знаниями; быть готовыми защищать социалистическую родину с оружием в руках; соблюдать нормы коммунистической морали; быть всесторонне гармонично развитыми.

Этот социальный заказ отражен в третьей программе Коммунистической партии Советского Союза [17, с. 108, 116, 117]. В программе внимание акцентировано на том, что формирование личности должно проходить под воздействием всей системы воспитательной работы партии, государства и общественных организаций с обязательным привлечением средств массовой информации [18]. Также эта программа определила разработку проблем коммунистического воспитания как одно из важнейших направлений в исследовании общественных наук [19].

Программа Коммунистической партии Советского Союза ставила задачи и в области воспитания, выполнение которых было необходимо для строительства коммунистического общества. Решения съездов ЦК КПСС показывали степень реализации этих задач и конкретизировали их, однако в большинстве своем имели декларативный характер и в области воспитания отражали конечный результат, который в условиях сложившейся образовательной практики не имел подходящих решений.

Наличие социального заказа на воспитание и отсутствие способа его реализации в образовательной практике обусловливает поиск решения этой задачи в педагогической теории. Отсутствие этого решения порождает противоречие, которое формирует соответствующую проблематику перед педагогической теорией.

Для решения задачи по выполнению социального заказа педагогическая наука расчленяет ее на составные части, из которых условно можно выделить направления воспитания (нравственное, эстетическое, трудовое, физическое и т. д.), его средства, формы и методы. Однако эти составные части рассматривались изолированно друг от друга, в отрыве от общей цели, а иногда и изолированно от нее, что в результате делало невозможным выявление важных закономерностей процесса воспитания, значительно снижало ценность таких исследований [20, с. 10].

В 60-х гг. ХХ в. педагогическая наука осознала преобладание функционализма в исследованиях, посвященных проблемам воспитания, и отсутствие исследований, направленных на изучение целостного процесса формирования всесторонне развитой личности (А.Т. Куракин, Э.И. Моносзон, Л.И. Новикова, И.Т. Огородников и т. д.). В связи с этим перед педагогикой была поставлена задача целостного изучения процесса воспитания в динамике с учетом диалектического взаимодействия всех его компонентов и влияния среды [21; 22, с. 42]. На основании этого в начале 70-х гг. ХХ в. обосновывается необходимость применения системного подхода к разработке проблем воспитания [23, с. 97-99; 24, с. 103-115].

Таким образом, социальный заказ на воспитание в исследуемый период формировался под влиянием внутренней и внешней политики СССР. Свое отражение социальный заказ получил в программе коммунистической партии в виде цели коммунистического воспитания - «воспитание всех трудящихся в духе высокой идейности и преданности коммунизму, коммунистического отношения к труду и общественному хозяйству, полное преодоление пережитков буржуазных взглядов и нравов, всестороннее, гармоническое развитие личности, создание подлинного богатства духовной культуры» [25].

Эта цель предполагала решение отечественной педагогической наукой множества задач в области разработки теории воспитания. Они включали в себя разработку проблематики по следующим вопросам:

- всестороннее развитие личности и система коммунистического воспитания;

- связь коммунистического воспитания с коммунистическим строительством и общественной жизнью страны;

- соединение воспитания с производительным трудом;

- преемственность в коммунистическом воспитании;

- роль общественности в воспитании человека;

- личность и коллектив в коммунистическом воспитании;

- отношения и связи между организованными и неорганизованными влияниями на людей;

- проникновение воспитания в различные сферы общественной жизни;

- осуществление органического сочетания школьного воспитания с воспитательным влиянием семьи и социалистической общественной среды;

- роль воспитания в предупреждении социально чуждых влияний на людей;

- роль воспитания в формировании социальной и индивидуальной мотивации;

- формирование научного коммунистического мировоззрения;

- воспитание детей и молодежи в духе коммунистической морали, советского патриотизма и социалистического интернационализма;

- борьба против фальсификации идей марксизма-ленинизма по вопросам обучения и воспитания молодежи и т. д. [26, с. 17; 27, с. 502; 28, с. 5; 29, с. 33]. Обширность этих задач и необходимость объединения их в рамках одной теории привели к необходимости подчинения их одной цели и выявления взаимосвязей между ними. Это в свою очередь стало одним из существенных факторов обращения теории воспитания отечественной педагогики к методологии системного подхода.

Ссылки:

1. На страже границ Отечества. История пограничной службы. Краткий очерк. М., 1998. 607 с.

2. Пономарев Б.Н., Волин М.С., Зайцев В.С. История Коммунистической партии Советского Союза. 6-е изд., доп. М., 1982. 784 с.

3. Селезнев В.М. Функционирование военно-учебных заведений по подготовке офицерских кадров пограничных войск и технология их комплектования курсантами (1918-1991) : монография. М., 2002. 240 с.

4. Сергеенко П.В. Развитие системы военно-учебных заведений пограничных войск (1918-1991 гг.) М., 1998. 235 с.

5. Соргин В.В. Политическая история современной России 1985-1994: От Горбачева до Ельцина. М., 1994. 192 с.

6. Терещенко В.В. На охране рубежей Отечества. М., 2008. 576 с.

7. Шестаков В.А. Социально-экономическая политика Советского государства в 50-е - середине 60-х годов. М., 2006. 296 с.

8. На страже границ Отечества. История пограничной службы. Краткий очерк. С. 494-495.

9. Терещенко В.В. Указ. соч. С. 321.

10. XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза. 17-31 октября 1961 г. : стеногр. отчет : в 3 т. М., 1962. Т. 1. 608 с.

11. XXIII съезд Коммунистической партии Советского Союза. 29 марта - 8 апреля 1966 г. : стеногр. отчет : в 2 т. М., 1966. Т. 1. 640 с.

12. XXIV съезд Коммунистической партии Советского Союза. 30 марта - 9 апреля 1971 г. : стеногр. отчет : в 2 т. М., 1971. Т. 1. 598 с.

13. XXV съезд Коммунистической партии Советского Союза. 24 февраля - 5 марта 1976 г. : стеногр. отчет : в 3 т. М., 1976. Т. 1. 472 с.

14. XXVI съезд Коммунистической партии Советского Союза. 23 февраля - 3 марта 1981 г. : стеногр. отчет. М., 1981. Т. 1. 382 с.

15. Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. М., 1986. 352 с.

16. Белошапка Н.В. Государство и культура в СССР: от Хрущева до Горбачева : монография. Ижевск, 2012. 320 с.

17. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., 1961. 144 с.

18. Там же. С. 117.

19. Там же. С. 127-128.

20. Об актуальных проблемах теории и практики воспитания (Материалы к совещанию 28М-68) / Л.И. Новикова, А.Т. Куракин. М., 1968. 30 с.

21. Там же. С. 13-19.

22. Огородников И.Т. Актуальные проблемы теории воспитания // Советская педагогика. 1969. № 7. Июль. С. 30-42.

23. Куракин А.Т., Новикова Л.И. О системном подходе в исследовании проблем воспитания // Советская педагогика. 1970. № 10. С. 96-106.

24. Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика. 1970. № 9. С. 103-115.

25. Программа Коммунистической партии Советского Союза. С. 117.

26. Моносзон Э.И. Важнейшие результаты исследований АПН РСФСР в 1965 г. и задачи дальнейшего улучшения научно-исследовательской работы по проблемам воспитания и обучения // Советская педагогика. 1966. № 5. Май. С. 13-26.

27. Об основных направлениях деятельности Академии педагогических наук СССР : постановление Центрального комитета КПСС от 21.02.1969 // Народное образование в СССР : сб. док. 1917-1973 гг. М., 1974. С. 501-503.

28. Огородников И.Т. Актуальные проблемы научно-педагогических исследований // Советская педагогика. 1965. № 3. Март. С. 3-13.

29. Огородников И.Т. Актуальные проблемы теории воспитания. С. 33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.