Научная статья на тему 'РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО МЕДИА В ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ В КР'

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО МЕДИА В ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ В КР Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
63
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНИПУЛЯЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА / РЕСУРСЫ / МАСС-МЕДИА / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ысырайылова Н.С.

Согласно исследованиям ученых и экспертов в области политологии и технологии, можно с уверенностью заявить, что именно с помощью социального медиа можно эффективно развить демократическое общество, позволяя гражданам управлять политическими и экономическими ресурсами, необходимыми для эффективного самоуправления. Однако, с другой стороны именно повсеместное использование в своих политических целях и вмешательство социальных сетей и социального медиа в политические процессы страны может стать одной из больших проблем для национальной безопасности. Такое явление также может служить как инструмент для дестабилизации социально-политическую обстановку в стране вовремя крупных политических процессов, как это очевидно было в октябре, 2020 г. после парламентских выборов в Кыргызстане. Сила социальных сетей может быть действительно невероятной. Нельзя не отметить и то, что сила социального медиа в политических процессах не только в мире, но и в Кыргызстане становится необратимой реальностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF SOCIAL MEDIA IN POLITICAL PROCESSES IN KR

According to research by scientists and experts in the field of political science and technology, it is safe to say that it is with the help of social media that you can effectively develop a democratic society, allowing citizens to manage the political and economic resources necessary for effective self-government. However, on the other hand, it is the widespread use of social networks and social media for political purposes and the interference in the political processes of the country that can become one of the big problems for national security. This phenomenon can also serve as a tool for destabilizing the socio-political situation in the country during major political processes, as was evident in October 2020 after the parliamentary elections in Kyrgyzstan. The power of social media can be truly incredible. It should also be noted that the power of social media in political processes not only in the world, but also in Kyrgyzstan is becoming an irreversible reality.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО МЕДИА В ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ В КР»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Ысырайылова Н.С.

Аспирант КГУ им. И.Арабаева

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО МЕДИА В ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ В КР

Аннотация: согласно исследованиям ученых и экспертов в области политологии и технологии, можно с уверенностью заявить, что именно с помощью социального медиа можно эффективно развить демократическое общество, позволяя гражданам управлять политическими и экономическими ресурсами, необходимыми для эффективного самоуправления. Однако, с другой стороны именно повсеместное использование в своих политических целях и вмешательство социальных сетей и социального медиа в политические процессы страны может стать одной из больших проблем для национальной безопасности. Такое явление также может служить как инструмент для дестабилизации социально-политическую обстановку в стране вовремя крупных политических процессов, как это очевидно было в октябре, 2020 г. после парламентских выборов в Кыргызстане. Сила социальных сетей может быть действительно невероятной. Нельзя не отметить и то, что сила социального медиа в политических процессах не только в мире, но и в Кыргызстане становится необратимой реальностью.

Ключевые слова: манипуляция, политическая пропаганда, ресурсы, масс-медиа, политический процесс, социальные сети, национальная безопасность

На инаугурации нового ультраправого президента Бразилии, Жаира Болсонару в начале января, 2021 г. толпа его сторонников начала кричать. Они не болели ни за Болсонару, ни за его соперника, ни за их команду. Вместо этого, они повторяли названия платформ социальных сетей, «^асеЬоок, Facebook, Facebook, WhatsApp, WhatsApp, WhatsApp!» кричал народ. Они считали платформы своей победой, и не совсем ошибались. Во время кампании консервативная группа, поддерживающая интересы бизнеса, профинансировала масштабную кампанию дезинформации в WhatsApp-популярное приложение для обмена сообщениями, принадлежащее Facebook). Ученые отмечают, что укоренившиеся авторитарные государства, такие как Россия и Китай, очень хорошо научились манипулировать этими платформами для маргинализации внутренних диссидентов и дестабилизации демократии за рубежом. Меньше внимания уделяется тому, как авторитарные фракции внутри демократических государств - ультраправые политики и партии, которые в лучшем случае безразличны к демократическим нормам - извлекают выгоду из природы современных платформ социальных сетей. Авторитетам обоих типов выгодно распространять ложь о своих оппонентах, разжигать панику по поводу групп меньшинств и подрывать доверие людей к независимым СМИ. Как выборы в США в 2016 году, так и голосование в Бразилии в 2018 г. доказали, что социальные сети являются идеальным инструментом для такого рода деятельности. Социальные сети, безусловно, иногда могут помочь продемократическим движениям, но в целом они дают ультраправым партиям и авторитарным сторонам преимущество. Эти платформы, которые когда-то считались союзниками демократии, все чаще становятся ее врагами.

«В Твиттере, тоже одной из популярных социальных сетей, сторонники экс-президента США Д. Трампа потребляет наибольшее количество нежелательных новостей, а нежелательные новости составляют наибольшую долю новостных ссылок, которыми они делятся», - пишут исследователи из Оксфорда. «Крайне жесткие правые страницы в отличие от республиканских - публикуют больше нежелательных новостей, чем все остальные аудитории вместе взятые». Согласно исследовательскому проекту вычислительной пропаганды Оксфордского университета, использование алгоритмов, автоматизации и

больших данных для формирования общественного мнения, то есть вычислительной пропаганды, становится «всеобъемлющей и повсеместной частью повседневной жизни». В своем третьем годовом отчете проект исследовал то, что он называет «кибер-войсками» в 70 странах. Кибервойска - это собирательный термин для представителей правительства или политических партий, которые используют социальные сети для манипулирования общественным мнением, преследования диссидентов, нападения на политических оппонентов или распространения поляризующих идей, направленных, среди прочего, на разделение общества. По данным проекта, за последние два года количество стран, использующих социальные сети для запуска кампаний по манипуляции, увеличилось на 150%. К примеру, в 1970-х гг. венгерский американский психолог Михай Чиксентмихайи использовал слово «поток» для описания состояния вовлеченности, которое возникает, когда люди полностью сосредоточены на какой-либо деятельности, например, теннисе или скалолазании. Примерно в то же время социолог Рэймонд Уильямс также использовал этот термин для описания того, как рассчитывается ритм программ и рекламы американского телевидения, чтобы зрители смотрели его час за часом. В последнее время поток стал термином искусства в дизайне видеоигр. В отличие от телевидения, игры требуют интерактивности, и дизайнеры стараются удержать игрока в «канале потока», где игра не будет ни слишком сложной и разочаровывающей, ни слишком легкой и скучной. Социальные сети объединяют поток телевидения и поток видеоигр, чтобы пользователь постоянно просматривал пост за постом. Мотивация здесь очевидна: Facebook, Twitter и Instagram зарабатывают деньги, только если вы задерживаетесь и просматриваете больше рекламы. Все потоковые медиа привлекают людей через повторение и ассоциацию. В идеале для компаний, которые ими управляют, это участие было бы бесконечным.

А что касается политической пропаганды WhatsApp в Бразилии - это может служить одним из примеров эффекта, о котором пишет Рональд Дейберта, политолог и директор лаборатории Citizen Lab Университета Торонто, посвященное роли социальных сетей в современной политике. «Противникам Болсонару и независимой прессе Бразилии было чрезвычайно трудно разоблачить или дискредитировать хорошо финансируемую кампанию по распространению ложной информации. Ложь, которую распространяли эти сообщения, вероятно, стала правдой в глазах значительного процента людей, столкнувшихся с ними, многие из которых никогда не увидели бы опровержений и не поверили бы им, если бы увидели». Эта теория отчасти оказалась верной: просто подавить распространение информации в социальных сетях может быть сложно. Но, как выясняется очень трудно сдерживать распространение дезинформации. Основная особенность социальных сетей, которая дает им демократические перспективы, быстрое распространение информации, может быть использована против демократии через информационную перегрузку. Такой прогноз ученых-исследователей может быть вполне оправданным. Американский «журнал демократии» - одна из главных академических площадок для анализа текущего состояния демократической политики. В его последнем выпуске опубликовано эссе Р. Дейберта, он показывает довольно мрачный предположение о состоянии СМИ и Социального медиа в политических процессах в мире. «Кажется неоспоримым, - пишет Дайберт, - что социальные сети должны нести часть вины за скатывание к неофашизму». В 2009 году, в Иране подняли в знак протеста против фальсификации выборов, так называемое «зеленое движение», использующее видеоклипы протеста на Facebook и YouTube для распространения своего послания по всему миру. Два года спустя протесты «арабской весны» показали истинную силу этих средств массовой информации, поскольку протестные движения, умело использовавшие социальные сети для координации действий и обмена сообщениями, свернули режимы в Тунисе и Египте. А что касается Кыргызстана, прошло ровно три десятки лет после распада СССР, и Кыргызская Республика приобрела независимость. Не говоря про американских или же зарубежных странах, где простые граждане вовсю играют

важную, а порой и ключевую роль в развитии политической деятельности страны в целом, в Кыргызстане тоже социальная медиа становятся все более мощным оружием как для политических деятелей, так и для обычных граждан. Суверенное государство с акцентом на свободы слова и т.д. и прочее. В конституции и в прочих законодательствах написано, что свобода слова в первую очередь очень важная и краеугольная сфера в становлении устойчивого государства. Однако, каким образом используются СМИ и социальная медиа остается открытым вопросом по истечению три десятка лет со времен независимости Кыргызстана. Согласно исследованиям ученых и экспертов в области политологии и технологии, можно с уверенностью заявить, что именно с помощью социалной медиа можно эффективно развить демократическое общество, позволяя гражданам управлять политическими и экономическими ресурсами, необходимыми для эффективного самоуправления. Однако, с другой стороны именно повсеместное использование в своих политических целях и вмешательство социальные сети может стать одной из больших проблем для национальной безопасности, а также усилить дестабилизацию в стране вовремя политических процессов как это очевидно было в октябре, 2020 г. после парламентских выборов в Кыргызстане. Действия и влияние СМИ во время предыдущих событий в Кыргызстане однозначно доказало то, каким методом используется сми и соц. сети в политических интересах. В Кыргызстане социальные сети превратились в поле политического противостояния. Если ранее новые технологии использовались для продвижения политиков, распространения политических идей и почернение политических соперников, то сейчас они стали инструментом при направлении общественного мнения, настроений народных масс в нужное русло, отмечают специалисты. Как отмечает Болот Темиров, редактор сайта Factcheck.kg, занимающегося проверкой сомнительных новостей в Интернете, тролли, подготовленные для проведения предвыборной агитационной деятельности политических партий, теперь перешли к решительным атакам, «С помощью фейков меняют мнение народа. Например, если посмотреть аккаунт одного пользователя, критикующего Садыра Жапарова, то увидишь, что он забит фейками. Пишут неверную информацию, тексты с ненормативной лексикой, очернением. Не отказываются и от радикальных призывов. Читающие такое люди могут последовать общему мнению. Поэтому у людей зарождается мысль, что «Садыра Жапарова все поддерживают», или что человек, написавший этот пост, это «враг, предатель». А на деле: один человек создает сорок таких аккаунтов и сидит, пишет». Но, и с другой стороны, невозможно отрицать то, что на просторах интернета мелькали после Октябрьских событий, 2020 г.

Сила социальных сетей может быть действительно невероятной. К примеру, тот факт, что Садыр Жапаров стал президентом несмотря на свою особенную политическую карьеру узника, является поистине феноменом. Но всё дело в социальных медиа. Будучи в колонии, он/его сторонники и команда активно продвигали УоиШЬе канал Садыра Жапарова. У него огромное количество подписчиков, которые поддерживали его и поддерживают по сей день. Безусловно, фейковые аккаунты/тролли также могут быть среди них. Однако, даже если не учитывать их, количество истинных сторонников Жапарова гораздно больше, чем у других политиков в Кыргызстане. И всё это благодаря, социальным сетям.

Таким образом, можно утверждать, что в нынешнее время, социальные сети стали альтернативой СМИ. Это пугающая реальность. Социальные сети никак не могут заменить СМИ и не должны быть приравнены к СМИ. Потому что в руках у политических деятелей социальные медиа могут стать опасным инструментом манипулирования мнением народа. В дополнение, народ Кыргызстана весьма политизирован. Имея гаджет и доступ к интернету, соответственно, каждый из нас видит и получает информацию именно через социальные медиа, в которых нет никакой цензуры и профессиональной журналистики. Социальные сети - платформа для высказывания мнений и это говорит о том, что в политической жизни страны мнения играют большую роль, чем достоверные факты. В конечном счете, это

приведет к тому, что народ поляризуется и это только в пользу политическим силам. Для того, чтобы предотвротить негативные последствия, каждый гражданин должен полагаться только на достверные источники информации, но не на социальные медиа.

ROLE OF SOCIAL MEDIA IN POLITICAL PROCESSES IN KR

Ysyarayilova N.S.

Postgraduate student of KSU named after I. Arabaeva

Abstract: According to research by scientists and experts in the field of political science and technology, it is safe to say that it is with the help of social media that you can effectively develop a democratic society, allowing citizens to manage the political and economic resources necessary for effective self-government. However, on the other hand, it is the widespread use of social networks and social media for political purposes and the interference in the political processes of the country that can become one of the big problems for national security. This phenomenon can also serve as a tool for destabilizing the socio-political situation in the country during major political processes, as was evident in October 2020 after the parliamentary elections in Kyrgyzstan. The power of social media can be truly incredible. It should also be noted that the power of social media in political processes not only in the world, but also in Kyrgyzstan is becoming an irreversible reality. Key words: manipulation, political propaganda, resources, mass media, political process, social networks, national security

Для цитирования: Ысырайылова Н.С. Роль социального медиа в политических процессах в КР// Архонт, 2022. № 4(31). С. 48-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.