Научная статья на тему 'Роль социального капитала в структуре кластерного предприятия'

Роль социального капитала в структуре кластерного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / ЗНАНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галынчик Татьяна Анатольевна, Вакорин Михаил Павлович

Раскрывается роль и значение социального капитала в кластере предприятий, что позволяет получить знания, которые можно применять к управлению в кластерах, а так же позволяет повысить эффективность кластерного подхода в системе управления региональным социально- экономическим развитием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Social Assets in the Structure of Cluster Enterprise

The paper presents the role of social assets in the cluster of enterprise that enables to acquire knowledge, which can be applied in cluster management, and increase cluster approach efficiency in the system of social and economic development.

Текст научной работы на тему «Роль социального капитала в структуре кластерного предприятия»

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 4

Экономика

УДК 316.32 (334.7)

Роль социального капитала в структуре кластерного предприятия

Галынчик Т.А.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономики Рубцовского индустриального института Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова

Вакорин М.П.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Новосибирского государственного технического университета

Раскрывается роль и значение социального капитала в кластере предприятий, что позволяет получить знания, которые можно применять к управлению в кластерах, а так же позволяет повысить эффективность кластерного подхода в системе управления региональным социальноэкономическим развитием.

Ключевые слова: кластер, знания, социальный капитал, партнерство.

Актуальность исследования кластеров предприятий обусловлена тем, что на сегодняшний день кластерная политика рассматривается как эффективный инструмент в системе управления региональным социально-экономическим развитием. Однако о роли взаимоотношений внутри кластерной структуры говориться не так уж много. В данной статье мы представили теоретические изыскания о роли социального капитала в кластерной структуре предприятий.

В целом кластеры заняли особое место в экономической политике по всему миру, в России к кластерам как механизму регионального развития также проявляется значительный интерес, причем как со стороны научного сообщества, так и со стороны правительства. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [1] намечен переход России от так называемой сырьевой экономики к инновационному социально ориентированному типу экономического развития. Одним из приоритетных направлений развития в Концепции определено формирование кластеров.

По мнению многих исследователей, кластер обеспечивает высокую конкурентоспособность и прибыльность его участникам, а так же высокий

уровень внутрипромышленный специализации, что способствует росту производительности. Однако, помимо этого в структуре кластера создаются как формальные, так и неформальные отношения и взаимодействия между его участниками, т.е. создается социальный капитал кластера.

В экономической литературе общепринятым считается определение кластера, данное М. Портером: «Кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [2, с. 258]. Именно географическая близость, характерная для кластеров, на наш взгляд, упрощает движение социального капитала, увеличивая доверие и возможность делиться информацией, что создает особые условия для распространения, передачи и обмена знаниями в данной структуре.

Разработка концепции социального капитала достаточно широко представлена в современной литературе, однако, описание особенностей создания и функционирования данного капитала в кластерной структуре практически отсутствует.

33

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 4

Экономика

Определим роль социального капитала в структуре кластера предприятий. Во-первых, социальный капитал воплощается в социальных отношениях всех субъектов кластера. То есть социальный капитал связан с тем, что каждый экономический субъект тем или иным способом включен, интегрирован в систему социальных отношений. Это капитал общения, сотрудничества, взаимодействия, взаимного доверия и взаимопомощи, формируемого в пространстве межличностных экономических отношений [3, с. 58].

Основными участниками кластерного развития, а так же создателями и пользователями информационных потоков внутри кластера являются компании (предприниматели), входящие в кластер. Образовательные учреждения также играют большую роль и являются важным катализатором НИОКР и инноваций в процессе кластерного развития. К другим важным участникам кластера можно отнести финансовые организации, такие как венчурные компании, и организации, оказывающие различные бизнес услуги. Все эти организации могут помочь усилить процесс развития кластера и сыграть значительную роль в его развитии. Немаловажную роль в развитии кластера играют местные органы власти, институты развития и другие институты и организации, которые могут способствовать развитию кластера. И только при активном взаимном участии всех стейкхолдеров кластер может развиваться и укрепляться. Именно эту связующую роль и выполняет социальный капитал.

Во-вторых, социальный капитал выступает как канал для обмена знаниями в кластере и создает условия для их создания. Итак, согласно точке зрения М. Армстрнга, социальный капитал - это запасы и перемещения знаний, возникающие благодаря сети взаимоотношений внутри и вне организации [4, с. 64-72].

В.Г. Зинов так же подчеркивает ключевое значение социального капитала для экономической системы, считая, что социальный капитал - это «система отношений между экономическими субъектами по поводу производства, распространения и использования интеллектуальных ресурсов и знаний, необходимых для их эффективного использования» [5, с. 100].

Таким образом, можно говорить, что социальный капитал создает условия для обмена знаниями внутри кластера, что способствует переходу кластера на инновационную стадию развития. Фактически можно говорить о значительной роли социального капитала в структуре кластера, так как создаются благоприятные условия для обмена знаниями.

Знания перетекают от одного участника к другому (будь то человек или предприятие), формируя, таким образом, уровень знаний в кластере. В обмене знаниями участвуют все стейкхолдеры кластера: участники кластера, некоммерческие партнеры, ВУЗы, поставщики, потребители, консультационные

фирмы, местные власти, общественность, бывшие работники и т.д. Там, где социальный капитал эффективно используется, то и уровень перехода знаний высок. Суммарный уровень внутрифирменных знаний является следствием достижений кластера, а не знаний, полученных в отдельной фирме. Следовательно, наличие социального капитала в кластере создает условия не только для обмена знаниями, но и для создания новых.

Однако, определить уровень знаний практически невозможно. В целом организационное знание может быть охарактеризовано как определенный набор фактов, навыков и умений, которые способствуют эффективному управлению организацией, выработке правил поведения, принятию правильных управленческих решений. При этом организационное знание представляет собой сумму знаний всех работников, а также накопленный исторически явный и неявный массив информации и традиций. Знание можно рассматривать и как один из основных факторов конкурентного преимущества, особенностью которого является его устойчивость к копированию и возможность самогенерации [6].

Поэтому именно социальный капитал, создающий условия для эффективного обмена знаниями в кластере и их создания, представляется нам наиболее важным преимуществом кластера. Сотрудничество и обмен знаниями существенно увеличивает общую конкурентоспособность кластера, так как новые идеи, бизнес-процессы и технологии становятся в кластере доступными для всех его участников, которые, в свою очередь, стремятся применять и совершенствовать полученные знания, создавая новые конкурентные преимущества, соответственно, увеличивая конкурентоспособность кластера в целом.

В-третьих, социальный капитал позволяет за счет наличия социальных сетей более эффективно достигать поставленные цели. Так, ряд ученых (Р. Патнам, М. Пелдем, М. Шифф и др.) считает, что особенностью общественной жизни является наличие сети взаимоотношений, существующих между людьми, нормы этих отношений и доверие, т.е. все, что позволяет участникам отношений действовать совместно более эффективно в достижении общих целей [7].

Целевого подхода так же придерживается и Ф. Фукуяма, рассматривающий социальный капитал как определенную возможность людей работать вместе ради достижения целей в группах и организациях [8].

В-четвертых, наличие социального капитала в кластере обеспечивает синергетический эффект. Следовательно, кластер как устойчивое партнерство взаимосвязанных предприятий, учреждений, организаций, отдельных лиц может иметь потенциал, который превышает простую сумму потенциалов отдельных составляющих, то есть иметь своего рода синергетический эффект. Данный эффект возникает

34

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 4

Экономика

как результат сотрудничества и эффективного использования возможностей партнеров в длительном периоде, сочетания кооперации и конкуренции.

В-пятых, социальные связи внутри кластера могут быть вертикальными, горизонтальными и диагональными. Для кластера характерно то, что предприятия, входящие в его структуру, связанны между собой некоторым способом. Данные связи могут быть вертикальными (цепи покупок и продаж), горизонтальными (дополнительные изделия и услуги, использование подобных специализированных затрат, технологий или институтов и другие связи), диагональными. Данная взаимосвязь обеспечивается социальным капиталом.

В-шестых, социальный капитал не может быть создан искусственным путем. Внутри кластера создаются формальные и неформальные социальные отношения или сети, которые производят выгоды для задействованных предприятий и синергетический эффект.

Формальные сети рассматриваются как официальные отношения внутри структуры, действующие в рамках правового поля, имеющие определенную структуру, юридический статус. Здесь связи между индивидами и связи между организациями опосредованы и многоступенчаты.

Неформальные же социальные сети предполагают наличие личностных доверительных отношений между участниками структуры, связанных общностью интересов [7].

Социальный капитал создается, с одной стороны, за счет четко прописанных обязанностей и правил, а с другой - за счет взаимности и доверия среди участников, что способствует формированию общих ценностей. Таким образом, необходимость существования неформальных отношений в социальном капитале не позволяет создать его искусственно.

Следовательно, кластер, обладающий социальным капиталом, тщательно согласовывая предпринимаемые действия за счет открытого диалога и внутренней прозрачности, обладает возможностью занять более выгодную конкурентную позицию, достичь синергетического эффекта и, в конечном счете, добиться устойчивого конкурентного преимущества.

Он может завоевать большую долю рынка благодаря низким ценам (вертикальные и горизонтальные связи), снизить затраты за счет оптимизации производственной цепочки ценности создания товара, может позволить себе затратить больше средств на НИОКР и рекламу или повысить рентабельность, тем самым привлекая инвестиционный капитал.

И наоборот, если в кластере отсутствует социальный капитал, значит, отсутствуют общие цели, нет прозрачности и доверия, нет диалога и обмена информацией и знаниями, и, следовательно, сотрудничество в такой структуре теряет свой смысл, а созданный кластер потерпит неудачу.

Литература:

1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

2. Портер М. Конкуренция / Пер. с англ. О.Л. Пе-лявского, А.П. Уриханяна, Е.Л. Усенко [и др.]; Под ред. Я.В. Заблоцкого, М.С. Иванова, К.П. Казаряна [и др.]. - М.: Вильямс, 2005. - 608 с.

3. Человеческий капитал: теория и практика управления в социально-экономических системах: Монография / Под общ. ред. Р.М. Нижегородцева, С.Д. Резника. - М.; Пенза; 2008. - 394 с.

4. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е издание / Пер. с англ. Под ред. С.К. Мордовина. - СПб.: Питер, 2005. - 835 с.

5. Зинов В.Г. Менеджмент инноваций: Кадровое обеспечение. - М.: Дело, 2005. - 496 с.

6. Хасанов Р.Х. Синергетический эффект кластера [Электронный ресурс]:/ Проблемы современной экономики. - 2009. - № 3 (31). - URL: http://www. m-economy.ru/art.php?nArtId=2784 (дата обращения: 21.09.2011).

7. Золотарева Ю.И.Социальный капитал: типология подходов. - URL: http://www.nbuv.gov.ua/portal/ Soc_Gum/VMSU/2007-02/07zuilav.htm (дата обращения: 15.09.2011).

8. Fukuyama F. Trust: The Social Virtues and the Creation of Prosperity. - New York, 1995.

The Role of Social Assets in the Structure of Cluster Enterprise

T. Galynchik

I.I. Polzunov Altai state technical university M. Vakorin

Novosibirsk State Technical University

The paper presents the role of social assets in the cluster of enterprise that enables to acquire knowledge, which can be applied in cluster management, and increase cluster approach efficiency in the system of social and economic development.

Key words: cluster, knowledge, social assets, partnership.

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.