РОЛЬ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ И ЛИЧНОСТНО-АКТУАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА 3 - 4 ЛЕТ Мороз Е.О.
Мороз Екатерина Олеговна — магистрант, кафедра дошкольного и дополнительного образования, Институт психологии и педагогики Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул
Аннотация: в статье описывается роль социально значимых и личностно-актуальных представлений в жизни ребенка 3 - 4 лет.
Ключевые слова: социально значимые представления, личностно-актуальные представления, самооценка.
Формирование социально значимых и личностно-актуальных представлений играют большую роль в жизни ребенка. Без формирования этих представлений человек не может существовать.
Социально значимые представления - ценности и отношения, одобряемые обществом и принятые в данном обществе, которые ребенку необходимо освоить и перевести из общественно-значимых в категорию личностно-значимых и принятых, осмысленных им.
Личностно-актуальные представления - это то, как ребенок видит, принимает, понимает значимые для него ценности.
Чем быстрее ребенок начнет усваивать и понимать такие ценности как семья, дом, осознание себя как индивидуальность, тем быстрее и лучше пройдет процесс социализации -усвоение индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
Среди наиболее важных для ребенка ценностей в возрасте 3-4 лет является непосредственно его семья, его круг общения, его отношение не только к себе, но и к другим людям.
Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. В силу малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения, еще только формирующихся представлений и понятий, высокой эмоциональности, малыш принимает и понимает социальный мир по-своему.
В дошкольном возрасте дети хотят знать все. Их различные вопросы к взрослым -лучшее проявление этой особенности. У каждого ребенка в ходе его развития складывается уникальная и неповторимая картина мира, отражающая присущую ему специфику принятия окружающей действительности и являющаяся по сути одной из характеристик его интеллектуальной деятельности.
Составляют картину мира ребенка его представления о различных предметах и явлениях природы, общества и т. д. Одним из таких представлений является образ семьи.
Наиболее часто о семье говорят как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества [2].
По Аристотелю, семья - внеисторическое явление, ибо она остается неизменной на протяжении всей истории человечества, и главной ее задачей философ считал репродуктивную функцию: «оставить после себя другое подобное себе существо» [7].
«Семья - уникальный общественный институт, как бы самой природой предназначенный для целей воспитания. В ней достаточно прочная нормативная основа сочетается с возможностью тончайших душевных взаимовлияний и длительным индивидуальным взаимодействием» [3].
С самого раннего возраста ребенок учится у взрослых не только говорить, ходить, играть, трудиться, но и переживать, сочувствовать, относиться к другим людям как к самому себе. Эти отношения ребенка к окружающим его людям, формируются под влиянием отношения к нему его родных и самых близких в семье [5].
Семья относится к социально значимым представлениям, и постепенно она переходит в личностно-актуальные представления, наиболее значимые для ребенка, особенно в возрасте 3-4 лет, когда ребенок не может существовать без родителей.
В младшем дошкольном возрасте у детей важно правильно формировать не только социально значимые, но и личностно-актуальные представления не только о своей принадлежности к семье, но и также к самому себе.
Самооценка - суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств в их сравнении с определенным образцом, эталоном. Другими словами -это оценка самого себя. Самооценка как устойчивый факт сознания возникает в отчетливом виде в подростковом возрасте, но отдельные ее компоненты формируются уже в дошкольном возрасте.
Основным и важным фактором, влияющим на развитие адекватной самооценки у детей младшего дошкольного возраста, выступает общение со взрослыми. С помощью взрослого происходят становление, развитие и стимуляция оценочной деятельности у ребенка. Е.Н. Лихачева считает, что «все это происходит, когда взрослый: выражает свое отношение к окружающему и дает оценочный подход; организует деятельность ребенка, обеспечивая накопление опыта индивидуальной деятельности, ставя задачу, показывая способы ее решения и оценивая исполнение; представляет образцы деятельности и тем самым дает ребенку критерии правильности ее выполнения; организует для ребенка совместную со сверстниками деятельность, которая помогает ему видеть в ровеснике личность, учитывая его желания, считаться с его интересами, а также переносить в ситуации общения со сверстниками образцы деятельности и поведения взрослых» [4].
Ребенку в возрасте 3-4 лет еще сложно управлять своим поведением. В этом возрасте начинается формирование самооценки, где ведущее место принадлежит взрослому. Очень важно, чтобы взрослые содействовали развитию положительного «я» у малыша. Так у него сформируется понятие, что он хороший, даже если совершил плохой поступок. Следует отделять такие поступки от личности, и постепенно личность будет формироваться в положительном ключе.
Именно поэтому, для ребенка 3-4 лет так важна не только семья, но и окружающие его люди. Для ребенка очень важно не просто общение, а общение со взрослыми. Благожелательное отношение к ребенку со стороны взрослых является одним из главных условий его развития в процессе социализации не только в ДОУ, но и в дальнейшей жизни.
Ребенок в младшем дошкольном возрасте «впитывает» в себя всю информацию как «губка», поэтому этот период наиболее благоприятен для воспитания самостоятельного и высокоразвитого человека.
Формирование социально значимых и личностно-актуальных представлений в жизни ребенка - наиболее важный этап в жизни каждого человека, без которого не будет формироваться личность. Личность - человек с высокоразвитыми социально значимыми и личностно-актуальными представлениями.
Список литературы
1. Аристотель. Политика //Сочинения. Т. 4. М.: Мысль, 1983. С. 376-644.
2. Арон Р. История социологии в Западной Европе и США. М.: Наука, 1993. 452 с.
3. Гранкин А.Ю. О семейном воспитании // Педагогика, 2004. № 6. С. 80-84.
4. Лихачева Е.Н. Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста в
условиях ДОУ. М.: Детство-Пресс, 2013. 80 с.