Научные обзоры
© МАВРИН С.А., МАНУЙЛОВА Л.М., МОРДЫК А. В., ПЛЕХАНОВА М.А. УДК 616.24-002.5-053.2 + 37.015.3
РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ДЕТСКОГО ТУБЕРКУЛЕЗА
С. А. Маврин, Л. М. Мануйлова, А. В. Мордык, М. А. Плеханова Омский государственный педагогический университет, и.о. ректора - к.п.н., доцент И.М. Щеткин; кафедра социальной педагогики, зав. - д.п.н., проф. С. А. Маврин; Омская государственная медицинская академия, ректор - д.м.н., проф. А. И. Новиков; кафедра фтизиатрии и фтизиохирургии, зав. - д.м.н., проф. А. В. Лысов.
Резюме. Обзор посвящен обсуждению решения проблем детского туберкулеза в России. Обоснована необходимость привлечения не только медицинских работников к решению проблемы. Сформулировано понятие социально-психологической поддержки детей, больных туберкулезом. Доказана необходимость привлечения специалистов по социальной работе и социальных педагогов к работе с детьми, столкнувшимися с туберкулезной инфекцией. Ключевые слова: туберкулез, дети, социально-педагогическая поддержка.
Туберкулез относится к наиболее древним заболеваниям человека. Он был распространен во всех странах и был большой бедой всего человечества. Историки медицины утверждают, что во всех войнах XIX столетия на земном шаре людей погибло в 2 раза меньше, чем умерло от туберкулеза. Эта болезнь поражала представителей всех сословий, в том числе привилегированных [20, 29, 47].
Усилия, предпринятые медициной при советской власти, казалось, привели туберкулез к искоренению в конце 1980-х гг. [57]. Однако сейчас он снова стал проблемой для общества, которое не готово осознать риск и надежно защитить себя от возможности заболеть, а «память общества» об опасности туберкулеза утрачена [7, 17, 18, 21, 52].
Координатор проекта по борьбе с туберкулезом Российского Красного креста В.А. Агапова отмечает, что туберкулезом все чаще заражаются дети. «Сегодня у туберкулеза нет пределов и границ, - говорит она, - а когда начинают болеть молодые люди, это уже настоящая проблема» [44].
В последние годы определились группы детей с повышенным риском инфицирования и заболевания туберкулезом [4, 29, 42, 51]. К этим группам относятся дети, находившиеся в контакте с больными туберкулезом, длительно и часто болеющие, имеющие хронические заболевания, наследственную предрасположенность к туберкулезу и др. [30, 43, 51]. Особо выделяется и группа социального риска заболевания туберкулезом, к которую входят дети из социально дезадаптированных семей, оставшиеся без попечения родителей (лица БОМЖ, воспитанники интернатных
Маврин Сергей Анатольевич - д.п.н., проф., зав. каф. социальной педагогики ОмГПУ; e-mail: [email protected].
Мануйлова Лидия Михайловна - к.п.н., доц. каф. социальной педагогики ОмГПУ; тел.: (3812) 233764.
Мордык Аяна Владимировна - д.м.н., проф. каф. фтизиатрии и фтизиохирургии ОмГМА; e-mail: [email protected].
учреждений, приютов, приемников-распределителей для несовершеннолетних), из семей беженцев, вынужденных переселенцев и мигрантов, из многодетных, неполных и малообеспеченных семей [19, 20, 24, 31, 35, 45, 47].
Социальные факторы стоят в ряду главных причин ин-фицированности и заболевания детей туберкулезом [19, 29, 30, 42]. Эту болезнь не случайно называют «медицинским маркером социального неблагополучия общества».
Социальные факторы риска приобретают особое значение в процессе распространения и развития туберкулеза [3, 19, 20, 24]. Они влияют и на успех противотуберкулезных мероприятий. Показатель заболеваемости детей в очагах туберкулезной инфекции в 50-60 раз выше, чем в популяции в целом и имеет тенденцию к ежегодному росту [2, 27, 28, 57]. Причинами, способствующими высокой заболеваемости детей в очагах туберкулезной инфекции, являются плохие жилищные условия бациллярных больных, их асоциальное поведение и несоблюдение санитарных норм; недостаточное питание детей, вызванное низким уровнем жизни семьи; не всегда проводимая изоляция детей от больных туберкулезом; несвоевременная и в неполном объеме проводимая химиопрофилактика, низкое качество вакцинопрофилактики туберкулеза [23, 29, 31, 34, 58].
Комплексный медико-социальный характер причин заболевания детей туберкулезом обусловливает обращение к комплексному подходу в поиске путей разрешения этой социально значимой проблемы [16, 22, 24, 26, 31, 32, 40]. Комплексный подход обусловлен также сложной и многомерной системой внутренних и внешних обстоятельств человеческой жизни, универсальными социальными связями, в которые вплетен ребенок и его семья [1, 5, 8, 13, 14, 25, 36]. Кроме того, само здоровье - это основание жизненной целостности организма, оно также требует комплексности в здоровьеохранительной деятельности [9]. Поэтому
здоровье ребенка должно стать точкой приложения усилий медицинских работников и социальных педагогов, причем предметом проектирования его желаемого состояния, а не просто воздействия на личное состояние.
Выступая на состоявшемся в феврале 2011 года Ш-м Общенациональном Форуме «Здоровье детей - основа здоровья нации», член Комитета Госдумы по охране здоровья, заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор Т.В. Яковлева подчеркнула, что необходима переориентация здравоохранения на профилактические и реабилитаци-онно-восстановительные мероприятия и формирование здорового образа жизни, усиление мотивации человека на сохранение собственного здоровья. А во главу угла, по мнению Т.В. Яковлевой, надо поставить три «П»: просвещение, пропаганду, профилактику [15]. Такие концептуальные решения в области государственной политики могут стать ориентиром в определении направлений взаимодействия работников сферы здравоохранения и специалистов в области социально-педагогической деятельности.
Наибольшие сложности при осуществлении комплексных противотуберкулезных мероприятий государство испытывает в вопросах медико-санитарного просвещения широких слоев общества, организации непрерывного контролируемого наблюдения в амбулаторных условиях детей, проживающих в очагах туберкулезной инфекции, в семьях, относящихся к социально уязвимым группам [6, 24, 26, 31, 35, 41, 43, 56]. Недостаточно эффективными пока остаются и средства гигиенического воспитания детей [33]. Сложившаяся ситуация во многом обусловлена тем, что социальные службы и службы психологической поддержки семьи, подростков и молодежи не готовы к контакту с детьми, которые подверглись риску заболевания этой опасной инфекцией [37, 38, 48]. До настоящего времени не разработана четкая система социально-педагогической поддержки детей, находящихся в группе риска заболевания туберкулезом [39, 46].
В то же время, для специалистов - социальных педагогов работа с данной категорией детей и их семьями может стать одним из направлений профессиональной деятельности при условии, что социальный педагог будет работать со здоровыми детьми. Задачами этой деятельности должны стать:
- повышение информированности широких слоев населения по вопросам профилактики туберкулеза и здоровому образу жизни; повышение осведомленности детей о заболевании и мерах по его профилактике;
- формирование и развитие навыков здорового образа жизни детей;
- повышение защитной функции семьи по отношению к ребенку;
- улучшение межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики детского туберкулеза.
В трудной жизненной ситуации, обусловленной риском заболевания туберкулезом ребенка, проживающего в очаге
инфекции, ситуации, которая связана с переживаемыми ребенком трудностями, деформациями социализации, личностного развития, востребовано такое направление социально-педагогической деятельности, как социально-педагогическая поддержка [24]. В рассматриваемых условиях она заключается в выявлении и разрешении проблем ребенка с целью обеспечения и защиты такого его базового права, как право на здоровье.
Понятие «поддержка» введено в педагогику относительно недавно Н.Б. Крыловой и получило развитие в работах О.С. Газмана и других исследователей, которые рассматривают ее как профессиональную деятельность педагогов, направленную на оказание помощи детям в решении их проблем [11].
По мнению О.С. Газмана, педагогическая поддержка - это процесс совместного с ребенком определения его интересов, целей, возможностей и путей разрешения проблем (преодоления препятствий), мешающих ему, в том числе, самостоятельно достигать желаемых результатов в самовоспитании, образе жизни. Сутью данного процесса выступает поддержка ребенка в индивидуальном развитии, в самореализации [12].
Ключевым словом теории педагогической поддержки выступает проблема ребенка. Разрабатывавшие вопросы педагогической поддержки в современной отечественной науке Е.А. Александрова, Т.В. Анохина, Е.В. Бондарев-ская, О.С. Газман, Л.Н. Куликова, Н.Н. Михайлова, Л.Я. Олиференко, Т.А. Строкова, С.М. Юсфин и др. проявляют единство в понимании поддержки как «оказании помощи» ребенку в преодолении жизненных трудностей, способствующей адаптации и самореализации в изменяющейся социальной среде [10, 49, 53, 55].
Анализ современных исследований по проблеме позволил выделить два ключевых аспекта в определении сущности социально-педагогической поддержки детей, проживающих в очагах туберкулезной инфекции. Она представляет собой:
1) деятельность социальных педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим здоровьем, поддержанием здорового образа жизни;
2) систему социально-педагогической деятельности, раскрывающую личностный потенциал ребенка; процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, жизненных ценностей, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему самостоятельно достигать желаемых результатов в здоровьесберегающей деятельности.
Важным аспектом поддержки выступает обучение ребенка сознательному и самостоятельному выбору стратегии и тактики поведения, развитие его способности самостоятельно действовать сообразно результатам своего выбора; содействие и поддержка самостоятельных решений ребенка [37, 50, 54, 59, 60]. Тогда процесс социализации обретет «стержень», который станет основой формирования новых социальных знаний и навыков.
Значимым при определении содержания социально-педагогической поддержки детей, проживающих в очаге туберкулезной инфекции, становится обращение к ряду сформулированных О.С. Газманом основных принципов педагогической поддержки [11]:
- вера педагога в позитивный потенциал, способности и возможности ребенка; опора на его потенциальные возможности самостоятельно преодолевать трудности;
- сотрудничество, содействие; субъект-субъектные отношения педагога и ребенка, основанные на доверии, уважении достоинства и прав личности, осознании ребенком себя как субъекта собственной жизни;
- доброжелательность и безоценочность;
- использование особых технологий, основанных на диалогическом общении, в котором формируется рефлексивное сознание, осмысление личной ситуации выбора.
Социальный педагог прогнозирует и проектирует возможные варианты социального развития ребенка, влияет на его мотивационно-потребностную сферу, чтобы вызвать желание к самосовершенствованию, самовоспитанию, приводит в действие внутренний регулятивный механизм. В создаваемых условиях ребенок из объекта медико-педагогических воздействий превращается в субъекта своей здоровьеохранительной деятельности как практики самоизменения, в ходе которой задачи сохранения здоровья, воспитания и развития совпадают друг с другом. При этом результатом социально-педагогической поддержки должно стать формирование желаемых устойчивых социальных качеств и навыков личности, которые далее могут воспроизводиться в режиме саморазвития [10, 41].
Создание ситуаций успеха у ребенка призвано активизировать его положительные эмоции, поддерживать его ориентацию на здоровье как идеальную форму развития, своеобразную «зону актуального развития». Подтверждение этой мысли находим у Б.Д. Эльконина, В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунова, В.Т. Кудрявцева, которые среди характеристик идеальной формы отмечают ее внутреннюю про-блемность, открытость к преобразованию, в силу чего она несет в себе источник развития ребенка [53].
Функциональная модель социально-педагогической поддержки детей, проживающих в очагах туберкулезной инфекции, может быть представлена следующим образом [24]:
- установление контакта со специалистами учреждения здравоохранения с целью выявления детей и семей, относящихся к группе риска по названному признаку;
- комплексное обследование микросоциума (семья и ближайшее окружение), в котором проживают и воспитываются дети, выявление уровня социальной адаптированности детей, уровня дезадаптации тех из них, кто воспитывается в социально неблагополучных семьях (особое внимание - сформированности у детей санитарно-гигиенических навыков, представлений и привычек здорового образа жизни);
- постановка социального диагноза и определение методов компетентного вмешательства, индивидуальной работы с конкретным ребенком и семьей;
- установление контакта с ребенком и семьей, осуществление мер поддержки в совместной деятельности с районными, муниципальными учреждениями здравоохранения и образования; помощь в поддержании необходимого взаимодействия ребенка и врача-фтизиатра;
- анализ и рефлексия процесса и результата деятельности.
Категория детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в соответствии с риском заболевания туберкулезом, требует особого внимания. Социальный педагог должен быть подготовлен к профессиональной практической работе с такими детьми, включающей посредничество, консультирование, беседы, оказание социально-педагогической помощи; к сотрудничеству с медицинскими учреждениями, осуществляющими диспансерный учет детей; к исследовательской деятельности по научному обоснованию практики работы с ребенком и его семьей.
Возникает и специальная задача формирования у будущих социальных педагогов психологической готовности к включению в личностно развивающее взаимодействие с детьми, определения способами такого включения, предполагающими содействие и сопереживание ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию [59].
Приоритетной при осуществлении социально-педагогической поддержки детей, проживающих в очагах инфекции, является сфера семьи ребенка и его ближайшего окружения по месту жительства [24, 48]. Педагог испытывает большие затруднения при работе с неблагополучной семьей, в которой живет ребенок, в силу того, что сама эта семья является провоцирующим фактором саморазрушающего поведения детей [5, 14, 16, 41, 56]. Но не стоит забывать, что ни одно даже самое прекрасное государственное учреждение, будь то интернат, приют, детский дом, кризисный центр и пр. никогда не сможет заменить ребенку семью. Поэтому, осуществляя социально-педагогическую поддержку детей, педагог взаимодействует с семьей, тем самым, способствуя восстановлению воспитательного потенциала семьи, ее социальной реабилитации [48].
Организуя профилактическую деятельность в социуме, социальный педагог стремится предотвратить проблему (заболевание ребенка туберкулезом), своевременно выявить и по возможности устранить социальные причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального плана), отклонений в поведении детей и, таким образом, оздоровить окружающую их микросреду. Стимулируя стремление вести здоровый образ жизни как социально ценную деятельность, социальный педагог помогает расширить круг социальных компетенций взрослых и детей как базовой основы самостоятельного решения своих проблем [40, 41, 55].
Одна из форм работы с семьей - социальный патронаж, представляющий собой посещение семьи на дому с диагностическими, информационно-просветительскими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями. Социальный патронаж предусматривает установление
и поддержание длительных связей с семьей, контроль выполнения семьей рекомендаций фтизиатра, что гарантирует достижение большего эффекта оказываемой поддержки. Принцип добровольности принятия помощи повышает значение мотивационного компонента взаимодействия с семьей. В сочетании с социально-педагогическим консультированием, социальный патронаж способен содействовать развитию самостоятельности семьи в преодолении возникающих проблем, повышению внутренних ресурсов семьи по поддержанию здоровья всех ее членов, минимизации негативного влияния факторов социального неблагополучия [41, 46, 48, 50]. Регулярные патронажи в отношении неблагополучных семей в какой-то мере дисциплинируют их, что, несомненно, также способствует эффективности медицинских мероприятий.
При обследовании семьи как очага туберкулезной инфекции особое внимание мы предлагаем уделять следующим показателям [24, 31, 32]:
1) наличие/отсутствие в семье таких признаков социального неблагополучия, как болезненные зависимости, неблагоприятный психологический климат, низкий уровень жизни;
2) наличие/отсутствие должного ухода за ребенком, социально-бытовых условий, необходимых для его жизни и здоровья;
3) уровень санитарно-гигиенической культуры детей и родителей;
4) наличие традиций здорового образа жизни.
Практика показывает, что наиболее доступными и достаточно действенными являются информационные формы работы с семьей [41, 55]. Использование этих форм работы должно занимать надлежащее место, ведь недостаточная информированность семьи относительно санитарно-гигиенических норм, особенно в сочетании с материальными проблемами, часто существенно ограничивает возможности семьи в осуществлении здоровьеохранительной деятельности, реабилитации ребенка. В период постановки ребенка на диспансерный учет эта проблема выявляется у 60% семей [24].
В заключение отметим, что социально-педагогическая поддержка детей, проживающих в очагах туберкулезной инфекции, должна осуществляться в позитивном ключе. Важно, чтобы взаимодействие с детьми и семьей носило не запугивающий характер, а наоборот, имело своей целью формирование ответственного отношения взрослых и детей к своему здоровью и к здоровью окружающих.
ROLE OF SOCIAL AND EDUCATIONAL SUPPORT TO SOLVE THE PROBLEM OF TUBERCULOSIS IN CHILDREN
S.A. Mavrin, L.M. Manuilova, А. V. Mordyk, М. A. Plehanova Omsk state pedagogical university, Omsk state medical academy.
Abstract. The literature review discusses the ways to solve the problem of tuberculosis in children. Necessity to attract not only medical service to this problem isjustified. The concept of social and
psychological support of children with tuberculosis is developed. Necessity to attract ofsocial work specialists in and social educators to work with the children having tuberculosis is proved.
Key words: tuberculosis, children, social and educational support.
Литература
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика / Ю.П. Азаров. -М., 1993. - 87 с.
2. Аксенова В.А. Инфицированность и заболеваемость туберкулезом детей как показатель общей эпидемиологической ситуации по туберкулезу в России / В. А. Аксенова // Пробл. туберкулеза. - 2009. - № 1. - С. 6-9.
3. Альметов Р.А. Прогнозирование туберкулеза легких по медико-социальным факторам риска и пути совершенствования его профилактики: автореф. дис. ... канд. мед. наук / Р.А. Альметов. - М., 2005. - 18 с.
4. Амосова Е.А. Факторы риска инфицирования мико-бактериями туберкулеза детей в крупном промышленном центре : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Е.А. Амосова.
- Самара, 2007. - 23 с.
5. Антонов А.В. Микросоциология семьи /А.В. Антонов.
- М., 1998. - С. 23-34.
6. Артюхов А.В. Государственная семейная политика и ее особенности в России / А. В. Артюхов // Социологические исследования (СоцИс). - М., 2002. - № 7. - С. 11-13.
7. Васильева Е.Б. Клиническая и эпидемиологическая характеристика туберкулеза у детей раннего возраста / Е.Б. Васильева, А.В. Мосина // Пробл. туберкулеза и болезней легких. - 2008. - № 11. - С. 24-27.
8. Веселов Н.Г. Опыт организации работы семейной консультации / Н.Г. Веселов [и др.] // Педиатрия. - 1989.
- № 3. - С. 80-82.
9. Вилярская И.В. Качество жизни детей как критерий оценки состояния здоровья и эффективности медицинских технологий : автореф. дис. . канд. мед. наук / И. В. Виляр-ская. - М., 2008. - 45 с.
10. Газман О.С. Воспитание и психологическая поддержка детей в образовании / О.С. Газман. - М.: УВЦ Инноватор, 1996. - 156 с.
11. Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы / О.С. Газман.
- М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. - 320 с.
12. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI в. / О.С. Газман // Новые ценности образования: забота - поддержка - консультирование. - М.: Инноватор, 1996. - С. 25-29.
13. Глазунова С.Н. Возрастные особенности морфофунк-ционального развития и психоэмоционального состояния тубинфицированных детей и подростков: автореф. дис. . канд. биол. наук / С.Н. Глазунова. - Тюмень, 2007. - 25 с.
14. Дементьева И. Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И.Ф. Дементьева // СоцИс. -2001. - № 11. - С. 23-28.
15. Доклад первого заместителя руководителя фракции «Единая Россия», члена Комитета Госдумы по охране здоровья, заслуженного врача РФ, док. мед. наук, проф. Т.В. Яковлевой на III Общенациональном Форуме «Здоровье детей - основа здоровья нации» [URL]: http://www.remedium. ru/news/relis/detail.php?ro = 42364.
16. Игнатьев В. Реабилитация подростков в семейной воспитательной группе / В. Игнатьев // Социальная работа.
- 2002. - № 1 - С. 24-26.
17. Крюкова А.М. Факторы риска развития локальных форм туберкулеза у детей в крупном промышленном центре: автореф. дис. ... канд. мед. наук / А. М. Крюкова.
- М., 2008. - 18 с.
18. Кузнецов Е.А. Эпидемиология и клиническая характеристика туберкулеза у детей старшего возраста и подростков в современных условиях : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Е.А. Кузнецов. - М., 2008. - 26 с.
19. Куфакова Г.А., Овсянкина, Е. С. Факторы риска развития заболевания туберкулезом у детей и подростков из социально дезадаптированных групп населения [URL]: http://medi.ru/doc/9580106.htm.
20. Кучеров А.Л. Туберкулез среди социально-отягощенных групп населения / А.Л. Кучеров // Пробл. туберкулеза.
- 1990. - № 6. - С. 20-23.
21. Левашев Ю.Н. Динамика развития эпидемической ситуации с туберкулезом на территориях Северо-Западного федерального округа РФ в 2001-2006 гг. / Ю.Н. Левашев, А.В. Шеремет, А.Н. Гришко // Пробл. туберкулеза и болезней органов дыхания. - 2008. - № 12. - С. 3-5.
22. Лукашова Е.Н. Психовегетативные особенности подростков, больных туберкулезом органов дыхания : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Е.Н. Лукашова. - Томск, 2004. - 19 с.
23. Мазаев В.Т. Коммунальная гигиена / В.Т. Мазаев, А.А. Королев, Т.Г. Шлепнина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005.
- 600 с.
24. Медицинские, психологические, социальные аспекты помощи детям, проживающим в очагах туберкулезной инфекции / Под ред. А.В. Мордык, М.А. Плеханова. -Омск, 2010. - 192 с.
25. Менегетти А. Клиническая онтопсихология / А. Менегетти. - Пермь, 1995. - 103 с.
26. Микиртичан Г.Л. Медико-социальная характеристика семьи ребенка, больного туберкулезом / Г.Л. Микиртичан, О.А. Джарман // Пробл. туберкулеза. - 2005. - № 7. - С. 28-31.
27. Михайлова Ю.В. Распространение туберкулеза среди детей и подростков в Российской Федерации (анализ данных официальной статистики) / Ю. В. Михайлова [и др.] // Пробл. туберкулеза и болезней легких. - 2009. - № 1. - С. 5-10.
28. Моисеева О.В. Влияние факторов риска на заболеваемость детей в очагах туберкулезной инфекции и разработка алгоритма противотуберкулезных мероприятий :
автореф. дис. ... канд. мед. наук / О.В. Моисеева. - Екатеринбург, 2007. - 25 с.
29. Мордык А.В. Влияние социальных факторов на развитие инфицирования микобактериями туберкулеза и туберкулеза у подростков / А.В. Мордык, М.А. Плеханова, Е.А. Цыганкова [и др.] // Социальная педагогика и социальная работа в Сибири. - 2010. - № 12. - С. 50-53.
30. Мордык А.В. Социальные и эпидемиологические факторы риска развития туберкулеза у детей раннего возраста / А.В. Мордык, М.А. Плеханова, Н.В. Соботюк [и др.] // Рос. педиатр. журн. - 2011. - № 2. - С. 56-59.
31. Мордык А.В. Социальные проблемы семей, являющихся очагами туберкулезной инфекции / А.В. Мордык, М.А. Плеханова, Т.Г. Подкопаева // Матер. XV Междунар. научн. конф. «Здоровье семьи - XXI век», Испания, 30.
- 2011 г. - Из-во: ОТ и ДО, 2011. - Часть II. - С. 54-57.
32. Мордык А.В. Медико-социальная и психологическая реабилитация детей в очагах туберкулезной инфекции / А.В. Мордык, М.А. Плеханова, Т.Г. Подкопаева [и др.] // Туберкулез и болезни легких. - 2011. - № 5. - С. 55-56.
33. Мордык А.В. Медико-социальная и психологическая характеристика детей с впервые выявленным туберкулезом, поступивших в специализированный стационар / А.В. Мордык, М.А. Плеханова // Бюл. Восточно-Сибирского научного центра. - 2011. - № 2 (78). - С. 67-70.
34. Овсянкина Е.С. Актуальные проблемы противотуберкулезной помощи детям и подросткам / Е.С. Овсянкина // Пробл. туберкулеза и болезней легких. - 2009. - № 1. - С. 3-4.
35. Орел В.И. Медико-социальная характеристика семьи ребенка с туберкулезной инфекцией / В.И. Орел [и др.] // Вопр. современной педиатрии. - 2007. - Т. 6, № 5. - С. 28-31.
36. Орлов, А. Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека / А. Б. Орлов // Вопр. психологии. -1995. - № 2. - С. 13-16.
37. Основы социальной работы / Под ред. Е. В. Ханжина.
- М: Академия, 2001. - 144 с.
38. Основы социальной работы / Под ред. П. Д. Павле-нюк. - М.: Инфра, 1998. - 136 с.
39. Павленюк П. Д. Технология социальной работы / П. Д. Павленок. - М., 2002. - 67 с.
40. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт / Н. Пезешкиан. - М., 1993. - 78 с.
41. Пивоварова Н. А. Комплексная помощь семьям с детьми / Н. А. Пивоварова // Социальная работа. - 2003.
- № 3. - С. 24-27.
42. Плеханова М. А. Основные факторы риска инфицирования микобактериями туберкулеза у подростков в условиях крупного промышленного города / М. А. Плеханова [и др.] // Омский научный вестник, приложение. - 2009.
- № 1 (84). - С. 118-120.
43. Поддубная Л. В. Туберкулезная инфекция у детей и подростков из семей с высокой эпидемиологической
опасностью по туберкулезу : автореф. дис. ... д-ра. мед. наук / Л. В. Поддубная. - Новосибирск, 2007. - 47 с.
44. Россия опасается распространения опасных штаммов туберкулеза [URL]: http://www.zeftera.ru/tag/shtamm-tuberkuleza/.
45. Русских Н. Ю. Факторы риска развития туберкулеза и особенности клинического течения заболевания у детей и подростков и социально-дезадаптированных семей : автореф. дис. ... д-ра. мед. наук / Н. Ю. Русских. - М., 2008. - 30 с.
46. Савинов А. Н. Организация работы органов социальной защиты / А. Н. Савинов, Т. Ф. Зарембо. - М., 2001. - 46 с.
47. Скачкова Е. И. Динамика и социально-демографическая структура туберкулеза в Российской Федерации, его зависимость от уровня жизни / Е. И. Скачкова, М. Г. Шестаков, С. Ю. Темирджанова // Пробл. туберкулеза и болезней органов дыхания. - 2009. - № 7. - С. 4-8.
48. Содержание и организация деятельности территориальных центров социальной помощи семье и детям / Под ред. Е. И. Холостовой - М., 1997. - 137 с.
49. Социальная работа / Под ред. В. И. Курбатова. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 480 с.
50. Технология социальной работы / Под ред. Е. И. Холостовой - М.: Инфра, 1998. - 203 с.
51. Тюлькова Т. Е. Прогностические критерии перехода латентного туберкулеза в клинически активный /
Т. Е. Тюлькова [и др.] // Пробл. туберкулеза. - 2008. - № 11. - С. 29-35.
52. Федоров С.В. Эпидемический процесс туберкулеза в условиях современного мегаполиса детей: автореф. дис. ... канд. мед. наук / С. В. Федоров. - СПб., 2008. - 24 с.
53. Фирсов М. В. История социальной работы в России / М. В. Фирсов. - М.: Владос, 1999. - 145 с.
54. Фирсов, М. В. Теория социальной работы / М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова. - М.: Владос, 2001. - 438 с.
55. Холостова Е. А. Теория и практика социальной работы / Е. А. Холстова. - М.: Инфра-М, 2002. - 135 с.
56. Хуснутдинова З. Неблагополучная семья - угроза обществу / З. Хуснутдинова // Вестн. Международного сообщества писательских союзов (МСПС). - 2005. - № 3. - С. 26-29.
57. Шилова, М. В. Туберкулез в России в 2007 году / М. В. Шилова. - М.: Дыхание и здоровье, 2008. - 152 с.
58. Шилова М. В. Эпидемическая обстановка по туберкулезу в Российской Федерации к началу 2009 г. / М. В. Шилова // Туберкулез и болезни органов дыхания. - 2010. - № 5. - С. 14-21.
59. Эйдемиллер Э. Г. Семейная психотерапия / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий. - Л., 1989. - 167 с.
60. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени / К. Г. Юнг. - М., 1994. - 264 с.
© КОЦКАЯ Н.Н.
УДК 616.155.392-036.8-0.36.868-0.36.88-053.2
МЕДИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЛЕЧЕНИЯ ОСТРЫХ ЛИМФОБЛАСТНЫХ ЛЕЙКОЗОВ У ДЕТЕЙ
Н.Н. Коцкая
Омская государственная медицинская академия, ректор - д.м.н., проф. А.И. Новиков; кафедра педиатрии ПДО, зав. - д.м.н., проф. Л.А. Кривцова.
Резюме. В структуре злокачественных новообразований у детей, лейкозы занимают первое место. Заболеваемость острыми лейкозами детей в России стабильна и составляет 3,17 ± 0,39, показатель смертности от них составляет 1,67 ± 0,28 случая на 100 тыс. детского населения и имеет четкую тенденцию к снижению. Улучшение результатов лечения острыхлимфобластных лейкозов обусловлено внедрением в практику международных программ лечения, соблюдением стандартов гемотрансфузионной и сопроводительной терапии, совершенствованием лабораторной диагностики. Для комплексной оценки состояния здоровья детей, находящихся в клинико - гематологической ремиссии острого лимфобластного лейкоза необходимо определение уровня их качества жизни.
Ключевые слова: дети, острый лимфобластный лейкоз, заболеваемость, смертность, выживаемость, качество жизни.
Эпидемиологические характеристики острых лим-фобластных лейкозов у детского населения Российской Федерации.
Коцкая Наталья Николаевна - аспирант каф. педиатрии ПДО ОмГМА; e-mail: [email protected].
Особенностью структуры лейкозов в детском возрасте является преобладание острого лимфобластного лейкоза, удельный вес которого составляет 76-85% [1,23]. По данным официальной статистики, среднегодовая заболеваемость острыми лимфобластными лейкозами за период с 1993 по 2007 годы в Российской Федерации составляла 2,47 случая