Научная статья на тему 'Роль социально-биологических факторов в развитии перинатальной патологии и их профилактика'

Роль социально-биологических факторов в развитии перинатальной патологии и их профилактика Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
576
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION / СОЦИАЛЬНЫЕ И БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / SOCIAL AND BIOLOGICAL FACTORS / БЕРЕМЕННЫЕ ЖЕНЩИНЫ ГРУППЫ РИСКА / PREGNANT WOMEN AT RISK / ДЕТИ С ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ / CHILDREN WITH PERINATAL PATHOLOGY / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / INTERDISCIPLINARY APPROACH / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ORGANIZATIONAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ступак Валерий Семенович

Рассмотрены организационные технологии профилактики социально-биологических факторов развития перинатальной патологии. Освещены вопросы совершенствования и оптимизации качества медицинской помощи беременным и новорожденным с целью снижения перинатальной заболеваемости и смертности, профилактики инвалидности у детей. Демонстрируется комплекс мероприятий медико-социальной и психолого-педагогической помощи женщинам и детям группы риска. Доказана эффективность внедрения в практическое здравоохранение профилактических мероприятий на основе принципа междисциплинарного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ступак Валерий Семенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF SOCIAL AND BIOLOGICAL FACTORS IN THE DEVELOPMENT PERINATAL PATHOLOGY AND PREVENTION

This article presents organizational prevention technologies background characteristics of perinatal pathology. There are presented issues about improvement and optimization of the quality of care of pregnant women and newborns to reduce perinatal morbidity and mortality, as well as the prevention of disability in childhood. Article demonstrates the range of activities of medical social, psychological and educational support to women and children at risk. The efficiency of implementation in practical public health preventive measures on the basis of a multidisciplinary approach is proved.

Текст научной работы на тему «Роль социально-биологических факторов в развитии перинатальной патологии и их профилактика»

ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ

РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В РАЗВИТИИ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИИ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА

В.С. Ступак1

«Перинатальный центр» Министерства здравоохранения Хабаровского края, г. Хабаровск

Рассмотрены организационные технологии профилактики социально-биологических факторов развития перинатальной патологии. Освещены вопросы совершенствования и оптимизации качества медицинской помощи беременным и новорожденным с целью снижения перинатальной заболеваемости и смертности, профилактики инвалидности у детей. Демонстрируется комплекс мероприятий медико-социальной и психолого-педагогической помощи женщинам и детям группы риска. Доказана эффективность внедрения в практическое здравоохранение профилактических мероприятий на основе принципа междисциплинарного подхода.

Ключевые слова: профилактика, социальные и биологические факторы, беременные женщины группы риска, дети с перинатальной патологией, междисциплинарный подход, организационные технологии

Современная демографическая и социально-экономическая ситуация требует совершенствования системы родовспоможения, оптимизации медицинской помощи беременным и новорожденным с целью снижения перинатальной заболеваемости и смертности, профилактики инвалидности у детей. Проблемы охраны репродуктивного здоровья населения, материнства и детства, создание системы ранней помощи детям с проблемами в развитии и их родителям

1 Ступак Валерий Семенович — Заслуженный врач РФ, главный врач Перинатального центра, канд. мед. наук, доцент, зав. кафедрой общественного здоровья и организации здравоохранения; 680028, г. Хабаровск, ул. Истомина, 85; тел.: 45-40-66; е-таЛ: [email protected].

приобрели в настоящее время особую значимость

[1—4].

На фоне проводимых реформ системы здравоохранения все больше возрастает роль перинатальных центров, внедрения в практическое здравоохранение современных медико-социальных и психолого-педагогических технологий. Однако в настоящее время в должной мере не учитывается весь комплекс факторов, влияющих на формирование здоровья женщин и детей, и как следствие неэффективно внедряются профилактические и организационные технологии. Поэтому особую актуальность приобретают научное обоснование, разработка и внедрение новых подходов к организации и проведению ра-

боты по охране здоровья женщин и детей в системе родовспоможения и детства.

Известно, что перинатальная патология и ее последствия формируются под воздействием социально-биологических факторов. Считается доказанной множественность таких причин, которые могут действовать прямо или косвенно, изолированно или в сложном переплетении [5]. Значимость факторов, оказывающих наиболее сильное влияние на формирование здоровья детей, меняется в разные периоды детства [6,7]. В системе непрерывной профилактики перинатальной патологии и ее последствий важное место занимают выявление факторов риска, их устранение на этапах предгравидарной подготовки, антенатальном, интранатальном, неонатальном и постнеонатальном периодах [8,9].

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Исследование проведено на базе краевого государственного бюджетного учреждения «Перинатальный центр» Министерства здравоохранения Хабаровского края. Изучен социально-биологический анамнез 180 человек. Респонденты разделены на 2 группы: I группа — 80 родителей детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы (ЦНС) при рождении средней тяжести, наблюдающихся в отделении катамнеза Перинатального центра и II группа — 100 родителей детей с перинатальными поражениями ЦНС при рождении легкой степени.

Проанализирована 871 медицинская карта стационарного больного (ф. 003-у), 110 амбулаторных карт пациента (ф. 112-у), а также проведены опрос родителей и психодиагностическое тестирование детей, включающее первичное и динамическое обследование в эпикризные сроки методом диагностики нервно-психического развития 981 ребенка первого года жизни (Фрухт Э.Л.).

В ходе исследования изучены социальные и биологические факторы матерей (отцов) детей с перинатальными поражениями ЦНС с разной степенью тяжести при рождении. Проведен анализ семейных факторов, таких как семейное положение родителей, условия проживания, материальные условия, характер взаимоотношений в семье.

Применялись следующие методы исследования: наблюдение за детьми, выкопировка данных из индивидуальных карт развития детей, интервьюирование и анкетирование родителей.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Проведенный анализ позволил выявить, что по сравнению с I группой матери детей II группы на момент рождения ребенка чаще относились к возрастной группе от 35 до 40 лет и моложе 18 лет, реже — от 19 до 28 лет. Среди них реже встречались женщины с высшим образованием. Особенностью социального статуса этих матерей было меньшее число предпринимателей и большее — рабочих и учащихся. Возраст для вступления в первый брак у матерей II группы чаще был до 20 лет и после 30 лет, реже — от 20 до 30 лет. Они чаще болели ОРВИ — более 2 раз в год, имели патологию желудочно-кишечного тракта, эндокринной и сердечно-сосудистой систем, аномалию развития половых органов. По сравнению с матерями детей I группы, у женщин II группы чаще регистрировались аборты и самопроизвольное прерывание беременности, преимущественно в ранние сроки. Они в основном узнавали о беременности в сроке от 6 до 12 недель, реже — до 6 недель, в результате чего становились на учет в женскую консультацию преимущественно после 12 недель беременности и посещали врача нерегулярно. Особенностью течения беременности у матерей II группы явилось наличие таких осложнений, как водянка, угроза прерывания во II триместре, фетоплацентарная недостаточность (ФПН).

Особенностью периода новорожденности детей II группы, в отличие от детей I группы, было позднее (на третьи сутки и позднее) прикладывание их к груди. Характер вскармливания этих детей отличался более ранним переводом на искусственное кормление. Матери детей II группы реже своевременно вызывали врача на дом при острых и обострении хронических заболеваний, так как считали, что сами лучше во всем разбираются, реже выполняли врачебные назначения, проводили закаливающие процедуры.

Среди отцов детей II группы, в отличие от отцов детей I группы, было больше человек, имеющих законченное среднее образование; по социальному статусу — больше рабочих и занятых на строительных работах. Особенностью неблагоприятных профессиональных факторов отцов II группы являлся тяжелый физический труд; из вредных привычек — курение. Возраст вступления в брак этих отцов чаще был до 20 лет. Отцы

детей II группы чаще принимали участие в воспитании ребенка только тогда, когда было время, при этом время, уделяемое ребенку, чаще менее 1 часа в день и реже — более 7 часов.

Среди родителей детей II группы брак чаще был не зарегистрирован, мать разведена или не замужем. Они реже имели отдельную квартиру, чаще проживали в комнате в коммунальной квартире. Сумма на одного члена семьи чаще была ниже прожиточного минимума. Взаимоотношения в семье преимущественно носили изменчивый, противоречивый характер.

При определении позиции родителей на реабилитацию ребенка было установлено, что активная позиция отмечалась у 36%, пассивная — у 38%, отстраненная — у 26%, что является важным при работе с семьей и реабилитации ребенка.

При анализе социальных (38) и биологических (45) факторов риска у детей раннего возраста с перинатальными поражениями ЦНС при рождении, воспитывающихся в семье, выявлено, что от 60,5 до 73,7% это социальные факторы. Анализ биологических факторов показал, что от 40 до 62,2% из них являются факторами риска. Причем, у детей раннего возраста с легкой степенью тяжести перинатальных поражений ЦНС в большей степени оказывают влияние социальные факторы, тогда как у детей со средней степенью тяжести перинатальных поражений ЦНС большее значение имеют биологические факторы.

Таким образом, в ходе проведенного анализа выявлено, что на формирование перинатальных поражений ЦНС оказывают влияние социальные, биологические факторы и внутрисемейные отношения. Для профилактики необходимо выявлять управляемые факторы риска формирования перинатальной патологии ЦНС у детей на разных этапах наблюдения за женщиной: на этапе прегравидарной подготовки, в дородовом и послеродовом периоде. Устранение или ослабление биологических факторов риска, а именно проведение мероприятий по оптимизации здоровья женщины и ребенка, осуществляются в системе оказания медицинской помощи женщинам и детям. Однако большое значение имеют такие факторы, как социальный статус родителей, условия проживания, вредные привычки, взаимоотношения между родителями, между родителя-

ми и детьми. Устранение или нивелирование вышеперечисленных факторов наравне с ликвидированием биологических факторов имеет большое значение, и с возрастом ребенка значимость устранения этих факторов возрастает. Только при общей направленности принимаемых мер по профилактике развития перинатальной патологии с устранением или ослаблением биологических, социальных и психологических факторов риска возможно достижение эффективности проводимых мероприятий в системе профилактики перинатальной патологии. В связи с этим необходимо создавать структуры в системе профилактики перинатальной патологии, направленные на психолого-педагогическую и социальную реабилитацию семьи.

Исследование уровня развития 871 ребенка первого года жизни, находящегося на лечении в отделениях Перинатального центра, показало что, из числа обследованных детей с нарушениями нервно-психического развития 416 (48%) человек имеют нормальное развитие. Отстают в развитии 455 (52%) человек, из них 396 (46%) имеют отставание в развитии на 1—2 эпикриз-ных срока, 7% детей отстают в своем развитии на 3 и более эпикризных срока.

Полученные в ходе исследования результаты были обоснованием внедрения в Перинатальном центре организационной технологии с созданием Центра медицинской, психологической, педагогической и социальной реабилитации с целью совершенствования и оптимизации системы оказания медико-социальной и психолого-педагогической помощи женщинам, роженицам и родильницам, новорожденным, детям с перинатальными поражениями нервной системы и их семьям для снижения перинатальной заболеваемости и смертности, профилактики инвалидности с детства, содействия оптимальному развитию ребенка и его адаптации в обществе.

Основополагающим в создании данного центра является принцип междисциплинарного подхода, который требует согласованной работы «команды» специалистов, включенных в единую организационную модель и владеющих методологией. В настоящее время в Перинатальном центре организована уникальная многоэтапная медицинская помощь женщинам и детям группы риска с участием различных специалистов: акушеров-гинекологов, генетиков, неонатологов,

неврологов, педиатров, психологов, логопедов-де-фектологов, социальных работников и юристов.

Организационная модель Центра медицинской, психологической, педагогической и социальной реабилитации женщин и детей включает кабинеты: психологической помощи женщинам, социально-правовой помощи женщинам и детям, поддержки беременных женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию, психологической и логопедической помощи детям с поражением центральной нервной системы, восстановительного лечения для женщин и детей (физиотерапия, лечебная физкультура, массаж, иглорефлексотерапия).

Задачи Центра реабилитации — оказание комплексной медицинской, психологической, педагогической и социально-правовой помощи женщинам, планирующим беременность, беременным женщинам группы высокого и среднего риска, роженицам, родильницам, новорожденным, детям с перинатальной патологией и их семьям на основе использования современных профилактических и лечебно-диагностических технологий перинатальной психологии; психологическая подготовка беременных женщин к родам, подготовка семьи к рождению ребенка; консультирование и оказание услуг по охране репродуктивного здоровья, профилактике абортов и подготовке к беременности и родам; оказание медико-социальной, правовой и психологической помощи беременным женщинам, находящимся в кризисном и/или опасном для физического и душевного здоровья состоянии, а также являющимся жертвами семейного или другого насилия и/или не адаптированных в социальном аспекте; проведение консультаций по вопросам социальной защиты женщин, обращающихся по поводу прерывания нежеланной беременности; социально-психологическая помощь несовершеннолетним, направленная на сохранение и укрепление репродуктивного здоровья, подготовка к семейной жизни, ориентация на здоровую семью.

«Школа родительства», создана в структуре Центра реабилитации с целью проведения профилактической и информационно-просветительской работы по вопросам формирования сознательного родительства, формирования материнского поведения, обучения родителей правилам ухода, основным навыкам обращения с ребенком

и приемам воспитания младенца, охраны психофизического и репродуктивного здоровья, формирования здорового образа жизни, решения психологических проблем внутрисемейного общения. Более 94% диспансерных беременных, наблюдающихся в отделении охраны репродуктивного здоровья, посетили проводимые занятия «Школы родительства» по актуальным вопросам протекания беременности и послеродовому периоду.

В ходе проведенного исследования доказана эффективность внедрения новых организационных технологий профилактики социально-биологических факторов развития перинатальной патологии. У 79% беременных в начале обучения выявлен высокий уровень тревожности, а у 21% — средний. По окончании занятий высокий уровень тревожности не обнаружен, средний уровень наблюдался у 65%, а низкий — у 35% женщин, что доказывает эффективность проводимой работы.

Показателем эффективности внедрения технологии комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с перинатальными поражениями является динамика их развития. Проведя сравнительный анализ данных первичного обследования и результатов формирующего эксперимента, можно сделать вывод, что у большинства детей наблюдалась положительная динамика. В 36% случаев произошло значительное улучшение, нервно-психическое развитие стало соответствовать возрастным нормам, в 16% — улучшение (уменьшение отставания в нервно-психическом развитии).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Созданная новая организационно-функциональная модель — Центр медицинской, психологической, педагогической и социальной реабилитации беременных женщин, рожениц и родильниц, новорожденных, детей с перинатальными поражениями нервной системы и их семьей позволила своевременно выявлять социально-биологические факторы риска,ослаблять их действие за счет увеличения положительно влияющих факторов, осуществлять медико-социальную и психолого-педагогическую реабилитацию, значительно уменьшать риск перинатальной патологии, что способствовало снижению

перинатальной заболеваемости и смертности, профилактике инвалидности с детства, оптимальному развитию ребенка и его адаптации в обществе.

Создание в Хабаровском крае системы комплексной помощи женщинам и детям группы риска является целесообразным для повышения эффективности, качества и обеспечения доступности медицинской помощи женщинам группы риска и детям с ограниченными возможностями здоровья. Разработанная технология профилактики медико-биологических факторов развития перинатальной патологии может быть рекомендована к внедрению в работу учреждений системы родовспоможения и детства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации // Педиатрия. 2012. № 3. С. 9—14.

2. Стародубов В.И., Цыбульская И.С., Суханова Л.П. Охрана здоровья матери и ребенка как приоритетная проблема современной России // Современные медицинские технологии. 2009. № 2. С. 11 —16.

3. Трофимов В.В. Структура качества медицинских услуг: методологические, методические и медико-организационные аспекты экспертизы. Архангельск: Издательский центр СГМУ. 2007. 260 с.

4. Фрухт Э.Л., Тонкова-Ямпольская Р.В. Некоторые особенности развития и поведения детей с перинатальным поражением нервной системы // Российский педиатрический журнал. 2001. № 1. С. 9—13.

5. Ступак В.С., Филькина О.М., Чичерин Л.П. Организация динамического наблюдения детей с перинатальными поражениями ЦНС и их последствиями в условиях территориального перинатального центра. Иваново: «Издательство МИК», 2009. 216 с.

6. Коваленко Н.П. Психопрофилактика и психокоррекция женщин в период беременности: перинатальная психология, медико-социальные проблемы. СПб, 2001.

7. Подворная Е.В., Карасева Т.В., Фетискин Н.П., Ступак В.С. Психолого-акмеологические условия развития детей первого года жизни с психомоторными нарушениями. Иваново: ОАО «Издательство «Иваново», 2011. 220 с.

8. Костин И.Н. Резервы снижения репродуктивных потерь в Российской Федерации: автореферат дис. ... докт. мед. наук. М., 2012. 48 с.

9. Новик А.А., Ионова Т.Н. Исследование качества жизни в медицине // Учебное пособие. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.