Научная статья на тему 'Роль смотровых кабинетов в выявлении злокачественных новообразований среди мужского населения Челябинской области'

Роль смотровых кабинетов в выявлении злокачественных новообразований среди мужского населения Челябинской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
57
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Research'n Practical Medicine Journal
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
СМОТРОВЫЕ КАБИНЕТЫ / ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ / CANCER / СКРИНИНГ / SCREENING / EXAMINATION ROOMS
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Субачева Е.А., Новикова Т.С., Доможирова А.С., Аксенова И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль смотровых кабинетов в выявлении злокачественных новообразований среди мужского населения Челябинской области»

• Роль смотровых кабинетов в выявлении злокачественных новообразований среди мужского населения Челябинской области

Ключевые слова: смотровые кабинеты, злокачественные новообразования, скрининг

Keywords: examination rooms, cancer, screening

Субачева Е.А., Новикова Т.С., Доможирова А.С., Аксенова И.А.

ГБУЗ «Челябинский областной клинический центр онкологии и ядерной медицины» 454087, Российская Федерация, г. Челябинск ул. Блюхера, д. 42

ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

454092, Российская Федерация, г. Челябинск, ул. Воровского, д. 64 E-mail: 2443632@mail.ru

The role of examination rooms in the detection of cancer among the male population of the Chelyabinsk region

Subacheva E.A., Novikova T.S., Domozhirova A.S., Aksenova I.A.

Chelyabinsk Regional Center of Oncology and Nuclear Medicine 42 Blucher str., Chelyabinsk 454087, Russian Federation South Ural State Medical University

64 Vorovskogo str., Chelyabinsk 454092, Russian Federation E-mail: 2443632@mail.ru

Ежегодно в Российской Федерации регистрируется более 500 тысяч новых случаев злокачественных новообразований (далее — ЗНО), из них 45% случаев выявляются среди мужского населения. В Челябинской области на протяжении последних 10 лет отмечается рост заболеваемости мужского населения ЗНО, при этом данные показатели значительно превышают аналогичные по Уральскому Федеральному округу и Российской Федерации в целом. Первые места в структуре заболеваемости мужского населения Челябинской области ЗНО занимают ЗНО легких, предстательной железы, кожи, толстого кишечника. Около 20% выявленных случаев ЗНО у мужчин составляют ЗНО «визуальных» локализаций.

Цель. Оценить эффективность работы и роль мужских смотровых кабинетов (далее — СК) Челябинской области в раннем выявлении ЗНО за период 2006-2016 гг.

Материалы и методы. Проведен анализ работы мужских СК медицинских организаций Челябинской области на основании отчетов в соответствии с приказами Минздрава Челябинской области № 1129 от 27.08.2010 г. «Об организации работы смотровых кабинетах в учреждениях здравоохранения Челябинской области» и № 61 от 16.02.2005 «О мерах по совершенствованию работы смотровых кабинетов». Оценена эффективность работы мужских СК на основании сравнения показателей выявления 1-11 стадий ЗНО в СК и в мужской популяции в целом.

Результаты. С 2005 года на территории Челябинской области организованна работа СК с целью выявления ЗНО визуальных локализаций (у мужчин это полость рта, глотка, кожные покровы, лимфатические узлы, щитовидная железа, наружные половые органы, прямая кишка), а также предстательной железы. За период с 2006 количество функционирующих мужских СК увеличивается и к 2016 году составляет 66, однако на 1 работающий мужской СК, по-прежнему, приходится 1,5 женских СК, которых к 2016 году насчитывается 98. Количество осмотренных мужчин в течение указанного периода коррелирует с увеличением количества СК. Интересно, что за период

2006-2016 гг. число мужчин, обратившихся в медицинские организации Челябинской области, уменьшается — если в 2006 году в лечебные учреждения обратились 403 тысячи человек (52,5% мужчин от численности мужского населения области старше 40 лет), то в 2016 году лишь 352 тысячи мужчин (50,7%). По результатам анализа структуры выявленных случаев ЗНО у мужчин в результате осмотра в СК Челябинской области лидируют ЗНО предстательной железы (55,2% от всех выявленных случаев), ЗНО кожных покровов (30%), ЗНО прямой кишки (5,2%). Стоит отметить весомый вклад СК в мероприятиях по раннему выявлению ЗНО. Так, из числа активно выявленных ЗНО в мужской популяции в СК обнаруживаются 66,7% ЗНО наружных половых органов, 51,7% ЗНО прямой кишки и 41,2% ЗНО периферических лимфоузлов и 40% ЗНО грудных желез. Эффективность работы мужских СК Челябинской области в период 2006-2016 гг. составляется 0,11-0,17%. Важно, что выявляемость ЗНО 1-11 стадий в мужских СК значительно превышает аналогичные показатели в целом в мужской популяции: в то время как показатель выявления ЗНО III стадий в целом по Челябинской области составлял в 2006-2016 гг от 39,7% до 48,2%, то аналогичный показатель в мужских СК составлял от 56% в 2006 году до 74,5% в 2016 году, что говорит о высокой эффективности работы мужских смотровых кабинетов в Челябинской области.

Заключение. Работу мужских СК в Челябинской области обосновано следует считать эффективным мероприятиям по раннему выявлению ЗНО среди мужского населения. Однако, для дальнейшего увеличения результативности работы мужских СК необходимо решить ряд важных задач, а именно, организовать работу кабинетов в муниципальных образованиях, где они не функционируют в настоящее время; увеличить поток мужского населения в медицинские организации и, соответственно, охват осмотрами мужского населения в СК, а также осуществлять регулярное обучение медицинского персонала смотровых кабинетов по выявлению онкологических заболеваний.

152 Proceedings of the First international Forum of Oncology and Radiology, Moscow, September 23-28 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.