Научная статья на тему 'Роль СМИ в совершенствовании государственного контроля и надзора за бизнесом'

Роль СМИ в совершенствовании государственного контроля и надзора за бизнесом Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1074
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ / ПРИНЦИП ГЛАСНОСТИ / ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / SOCIAL INSTITUTION / MASS MEDIA / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / COOPERATION / INFORMATIONAL FUNCTION / PUBLICITY / ACCESS TO INFORMATION / FEEDBACK

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Довнар Наталья Николаевна

Проанализированы возможности средств массовой информации (СМИ) в реализации идеи открытости деятельности государственного контроля и надзора за бизнесом. На основании функционального подхода сделана попытка установить характер взаимодействия СМИ с другими социальными институтами общества и государства, выявить взаимосвязь информационной функции государства и функции СМИ в реализации принципа гласности в деятельности государственных органов. Особое внимание уделено юридическим гарантиям, которые позволяют найти правовое закрепление принципа гласности и его ипостаси права на доступ к информации. В итоге предлагается максимально использовать возможности всех коммуникативных каналов, в том числе и СМИ, включать во внутреннюю политику организаций различные формы взаимодействия с ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MASS MEDIA IN THE PROCESS OF IMPROVing the GOVERNMENT CONTROL AND the BUSINESS surveillance

The author analyzes the opportunities of mass media in the realization of an idea concerning the transparency of the government control and the business surveillance. On the basis of a functional approach, the cooperation between mass media and other social institutes of a society and a state is characterized. The interaction between the informational function of a government and the mass media function aimed to realize the publicity of the state agencies activity is identified. A special attention is paid to legal guarantees which help to find legal consolidation of publicity and access to information. The author suggests to make the best use of the possibilities of all communicative channels (including mass media), as well as to incorporate various forms of interaction to the internal policy of organizations.

Текст научной работы на тему «Роль СМИ в совершенствовании государственного контроля и надзора за бизнесом»

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

139

2015. Т. 25, вып. 1

УДК 34.09 Н.Н. Довнар

РОЛЬ СМИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ЗА БИЗНЕСОМ

Проанализированы возможности средств массовой информации (СМИ) в реализации идеи открытости деятельности государственного контроля и надзора за бизнесом. На основании функционального подхода сделана попытка установить характер взаимодействия СМИ с другими социальными институтами общества и государства, выявить взаимосвязь информационной функции государства и функции СМИ в реализации принципа гласности в деятельности государственных органов. Особое внимание уделено юридическим гарантиям, которые позволяют найти правовое закрепление принципа гласности и его ипостаси - права на доступ к информации. В итоге предлагается максимально использовать возможности всех коммуникативных каналов, в том числе и СМИ, включать во внутреннюю политику организаций различные формы взаимодействия с ними.

Ключевые слова: СМИ, социальный институт, малый и средний бизнес, взаимодействие, информационная функция, принцип гласности, доступ к информации, обратная связь.

В Послании Президента России Федеральному Собранию, прозвучавшем 4 декабря 2014 г., большое внимание уделено улучшению делового климата в России, развитию среднего и малого бизнеса. Отдельно был поднят вопрос о проверках бизнеса, которые проводят органы государственного контроля и надзора. Как следует из выступления В. В. Путина, в работе этих органов необходим новый подход, который избавит бизнес от навязчивого контроля, немотивированных визитов контролеров. Для этого, по его мнению, надо сделать каждую проверку публичной, чтобы знать какой орган и с какой целью инициировал проверку, какие результаты получены [1].

Создание специального реестра проверок, призванного решить эту проблему, несомненно, является очень важной, однако не единственной коммуникативной формой общения между государством, бизнесом и обществом в контексте контрольно-надзорных функций государства. Озвученные направления государственной политики имеют важную стратегическую составляющую, основанную на принципах открытости власти, субъект-субъектных отношениях с гражданским обществом. Осознание глубокого смысла преобразовательных действий, предложенных Президентом России, потребует программных действий всех акторов сложнейшего информационного процесса, как в органах власти, так и в сфере малого и среднего бизнеса. Кроме того, к таким акторам можно отнести и средства массовой информации (СМИ), которые могут существенно влиять на общественное мнение и профессионально создавать необходимый климат понимания и доверия к управленческим решениям, если они того заслуживают. Иными словами, прозвучавшая идея должна найти в числе прочих составляющих ее реализации модель информационной поддержки, которая способствовала бы взаимовыгодному сотрудничеству власти и бизнеса, и в этой модели непременно должны быть задействованы СМИ.

О возможностях СМИ в подобных проектах можно судить по тем функциям, которые присущи данному социальному институту. В теории журналистики «функция» чаще всего применяется в значении «совокупность задач, круг обязанностей, которые необходимо выполнять». Правоведы, рассматривая сущностные характеристики институтов гражданского общества, государства, в первую очередь понимают под функцией основные направления (виды) деятельности по осуществлению стоящих перед ними задач на различных этапах исторического развития [2. С. 109, 187]. Неоднозначность понятия «функция» говорит о его сложной структуре, системности, элементы которого находятся в тесном взаимодействии. Так, если рассматривать понятие «функция» в широком смысле (когда видны роль, цель, задачи, основные направления деятельности, круг обязанностей, методы, формы и средства осуществления функции), мы имеем возможность увидеть явление в целом, как бы смоделировать его, посмотреть, отвечает ли функция сущности института и его социальному назначению в обществе. Если работать с элементами понятия, обособляя их, нам будет легче выявлять отдельные характеристики той или иной функции, проводить сравнительный анализ функций различных институтов. При исследовании взаимоотношений СМИ с другими социальными институтами лучше использовать данное понятие, как в узком, так и в широком смысле, и выделять основные направления деятельности, которые определяют соответствующие цели, задачи и круг обязанностей субъектов. При этом должна учитываться роль СМИ в социальных процессах и деятельности кон-

2015. Т. 25, вып. 1

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

кретного социального института, с которым они взаимодействуют, а также средства и методы, используемые СМИ в социальном взаимодействии.

Сразу следует отметить, что СМИ характерна полифункциональность, то есть выполнение ими целого ряда функций, каждая из которых имеет значение для общественного развития: коммуникативная, информационная, идеологическая, воспитательная, рекреативная и др. Некоторое функции, по мнению теоретиков журналистики, долгое время носили латентный характер. Л.П. Апполонова, используя термины «явные» и «латентные» функции (явные - осознаваемые, открыто провозглашаемые, намеренно используемые, латентные - непредсказуемые, часто неожиданные для самих субъектов действий), отмечает, что ускоренный процесс институализации журналистики в немалой степени был связан с проявлением ее латентной функции - способности влиять на настроение и поведение людей, на их отношение к власти. По мере осознания значимости этого влияния данная функция перешла в разряд явных - формирование общественного мнения. Какое-то время латентной была и функция контроля за деятельностью властей. Затем пришло осознание, что публикуемая информация, помимо других задач, дает возможность населению своевременно реагировать на действия властей и силой общественного мнения предотвращать нежелательные последствия [3. С. 4, 5].

Информационная функции - явная, традиционная, основная функция СМИ. В то же время эту функцию можно назвать универсальной, поскольку она присуща и государству, и всем структурам гражданского общества.

Вопрос о функциях государства относится к числу дискуссионных. Существуют различные подходы к их определению и классификации. Идет поиск новых функций. В работах правоведов все чаще обосновывается информационная функция (Ю.Г. Просвирнин, Л.А. Морозов, А.Б. Венгеров, А.Н. Васенина).

А.Н. Васенина в диссертационном исследовании «Информационная функция современного российского государства» совершенно верно отмечает, что «информационная функция государства -обусловленное потребностями социально-политического развития комплексное направление деятельности государственного механизма по обеспечению граждан, их объединений, в целом общества и государства актуальной в конкретный временной период публично значимой информацией посредством ее производства, распространения и контроля в законодательно установленных формах. Место информационной функции в системе функций государства определяется ее взаимодействием с иными функциями, объективными предпосылками формирования и развития, перспективами содержательного наполнения в современных реалиях государственной и общественной диалектики» [4] .

Реализация информационной функции, по её мнению, имеет особенность: она заключается в комплексном характере деятельности всех органов государственной власти, а также других социальных институтов. «С позиции генезиса объективация информационной функции государства, "созревание" ее социальной роли происходит по пути от частного к общему — за законодательной фиксацией полномочий отдельных органов государства следует их интеграция (переплетение, подключение), приводящая к синтезу общесистемного, комплексного в рамках государственного механизма направления деятельности» (Там же) .

Мы полностью согласны с такой позицией, поскольку считаем, что именно во взаимодействии социальных институтов происходит процесс интеграции информационной функции: СМИ, выполняя возложенные на них обществом и государством обязанности, при специально выстроенной стратегии (политике) своей деятельности способствуют выполнению функций государственных органов и организаций, политических партий, других общественных объединений, удовлетворяют информационные потребности граждан. В итоге СМИ содействуют в реализации функций руководства и управления, участвуют в обеспечении прямой и обратной связи между управляющей и управляемой подсистемами, а также внутри этих подсистем и компонентов.

Информационная функция основана на одном из принципов, обеспечивающих доступность информации о деятельности государственного аппарата, - на принципе гласности.

Этот важнейший в государственной жизни принцип имеет свою историю. Социальное обновление общества в конце XX столетия началось с лозунга «Без гласности нет перестройки и нет демократии». В мае 1987 г. был разработан и представлен в Президиум Верховного Совета СССР проект закона «О гласности». Свет он так и не увидел , но сыграл свою историческую роль. На XIX Всесоюзной конференции КПСС в 1988 г. была принята резолюция «О гласности», в которой подчеркивалась важная роль СМИ [5. С. 134], и вся дальнейшая история развития СМИ России и других стран постсоветского пространства стала неразрывно связана с реализацией именно этого принципа: он по-

Роль СМИ в совершенствовании государственного контроля.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

141

2015. Т. 25, вып. 1

мог расширить рамки понятия «свобода слова», осознать ее социальную значимость, он высветил роль СМИ в развитии социального прогресса, построении демократического социального правового государства и гражданского общества. Благодаря этому лозунгу увидел свет Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации» (1990 г.), и общество постепенно становилось открытым. Правда, в годы перестройки слово «гласность» повторяли так часто, что затерли его, и многие стали отдавать предпочтение другим терминам: «информационная открытость», «информационная прозрачность», «транспорентность» [6. С. 38-44].

Эти понятия выражают суть одного и того же явления - открытости той или иной системы (ее субъекта), позволяющей получить интересующую человека информацию о ней в любой форме и любыми способами. Обобщенное название этих понятий - гласность. Попав в правовое поле, гласность стала нормой-принципом, что, с одной стороны, предполагает обязанность субъекта придерживаться этого принципа во всех случаях, когда речь идет об открытости в деятельности этого субъекта, а с другой - порождает субъективные права и обязанности в правоотношении при предоставлении (получении) информации о его деятельности.

Гласность можно также отнести и к термину-понятию, который, независимо оттого раскрывается или нет его содержание в нормативном правовом акте, означает право на получение информации.

Принцип гласности отличает одна особенность: не имея структурного оформления нормы права (гипотезы, диспозиции, санкции), он поддерживается целым рядом гарантий. В систему таких гарантий входят политические, экономические, идеологические, организационные, педагогические, моральные и юридические гарантии.

В широком спектре гарантий принципа гласности особое место занимают юридические гарантии, когда принцип получает правовое закрепление и проявляется в праве на доступ к информации. В ряде стан СНГ такое право закреплено в законах (Армения, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Узбекистан). В Беларуси действуют Указы Президента, позволяющие реализовать право на доступ к информации (Указ Президента Республики Беларусь от 6 февраля 2009 г. № 65 «О совершенствовании работы государственных органов, иных государственных организаций со средствами массовой информации», Указ Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет»). В России данный принцип нашел свое развитие в Законе Российской Федерации «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления» от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ. Закон предусматривает несколько способов получения информации, в том числе и через СМИ. Опосредованное получение информации с помощью СМИ дает возможность узнать о работе органов власти подробнее, оценить ее отдельные направления и результаты, внести предложения об улучшении работы. Этот способ и есть та обратная связь, которая является ядром взаимодействия и дает богатый ресурс для совершенствования всех звеньев государственного механизма. Выбор формы взаимодействия - процесс двусторонний, часто зависящий от наличия факторов, способствующих реализации задач коммуникативного акта. К таким факторам можно отнести работу пресс-служб, пресс-секретарей, назначение ответственных за связи со СМИ, аккредитацию, мониторинг средств массовой информации, социологические исследования, связанные с вопросами взаимодействия и др.

Участие СМИ в мероприятиях государственных органов означает, прежде всего, содействие этим органам в выполнении их функциональных обязанностей, содействие означает не что иное, как деятельное участие в чьих-нибудь делах с целью облегчить, помочь, поддержать и в конечном итоге - способствовать успеху [7. С. 732]. Отсюда вытекает и основной принцип взаимодействия СМИ и государственных органов - принцип сотрудничества, который тесно связан со свободой поиска, получения, передачи и распространения информации любым законным способом; достоверностью информации, своевременность ее предоставления; соблюдением прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Принятие этих принципов за основу взаимодействия позволяет формировать информационную политику, расширяет поиск наиболее эффективных форм работы.

Если данное направление политики нацелено на долгосрочное и эффективное существование, интересует бизнес, ему необходимо максимально использовать возможности всех коммуникативных каналов, в том числе и СМИ, включать во внутреннюю политику своих организаций различные формы взаимодействия с ними, определять аналитический и публицистический инструментарий.

2015. Т. 25, вып. 1

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Послание Президента России Федеральному Собранию. URL: http: //www.kremlin.ru/transcripts/47173

2. Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права / Академия МВД. Минск, 2013.

3. Аполлонова Л.П. Латентные функции института журналистики // Журналистика в 2010 году: СМИ в публичной сфере: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. М.: МГУ, 2011.

4. Васенина А.Н. Информационная функция современного российского государства: автореф. дис. ...канд. юрид. наук. Н.Новгород, 2007.

5. Савинцева М.И. История обеспечения правовых основ информирования граждан. Журналистика в 2008 году: общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф / Фак. журналистики Моск. гос. ун-та; отв. ред. Е.Л. Вартанова, Я.Н. Засурский. М., 2009.

6. Монахов В.Н. Информационная открытость: политико-правовые аспекты // Контроль гражданского общества за информационной открытостью власти: теория и практика: сб. / сост. И. Дзялошинский. М.: Информ-контакт, 1998.

7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 2-е изд., испр. и доп. М.: Азъ, 1994.

Поступила в редакцию 02.11.14

N.N. Dovnar

THE ROLE OF MASS MEDIA IN THE PROCESS OF IMPROVING THE GOVERNMENT CONTROL AND THE BUSINESS SURVEILLANCE

The author analyzes the opportunities of mass media in the realization of an idea concerning the transparency of the government control and the business surveillance. On the basis of a functional approach, the cooperation between mass media and other social institutes of a society and a state is characterized. The interaction between the informational function of a government and the mass media function aimed to realize the publicity of the state agencies activity is identified. A special attention is paid to legal guarantees which help to find legal consolidation of publicity and access to information. The author suggests to make the best use of the possibilities of all communicative channels (including mass media), as well as to incorporate various forms of interaction to the internal policy of organizations.

Keywords: social institution, mass media, small and medium business, cooperation, informational function, publicity, access to information, feedback.

Довнар Наталья Николаевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры

медиалогии и веб-журналистики

Белорусский государственный университет 220030, Республика Беларусь, г. Минск, проспект Независимости, 4 Е-таП: ndovnar@gmail.com

Dovnar N.N.,

Candidate of Law, Associate Professor

at the Department of the medialogy and web-journalism

Belarusian State University 220030, Republic of Belorussia, Minsk, avenue of Independence, 4 E-mail: ndovnar@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.