Роль СМИ в привлечении внимания современного зрителя к творчеству художника Бориса Григорьева
Е.В. Аксенова,
Дилр-5
Справедливо ли говорить, что без языка нет общества, а без общества нет языка? Пожалуй, что да. Если мы рассматриваем язык как особый инструмент познания, постоянного осмысления мира и превращения любого опыта в знание. При помощи языка формируются новые понятия, складывается мировоззрение. Язык во многом, если не во всем, зеркало истории, отображение которого легко найти в различных текстовых документах. Безусловно, у такого процесса есть свои плюсы и минусы. Искусство мотивировать, управлять, убеждать - сравнимо со сложнейшими операциями в различных отраслях. Что служит этому? Например, особое значение имеет выбор конкретных языковых средств, которые оказывают влияние на мышление, на процесс восприятия и воспроизведения действительности. Принято считать, что язык в средствах массовой информации быстрее всего реагирует на изменения и отражает их - такова тенденция развития. Стилистика языка СМИ стала подвижна до состояния, когда ее невозможно зафиксировать в нормативах: сводах правил, словарях, учебниках. Наверно, основная причина заключается в том, что размах СМИ невозможно контролировать. Печатная продукция, телевидение, радио, Интернет - все строится на языке.
Особое распространение получают сейчас электронные издания. Основная проблема, в частности Интернета - в плохом знании русского языка, упрощается синтаксис и пунктуация, встречаются логические ошибки и т. д. Прием подачи материала в Интернете часто стро-
190
ится при помощи рекламных банеров, всевозможных рассылок. Это приводит к тому, что достоверность информации остается совершенно не защищенной. Убедимся в этом и вообще в том, на сколько важен язык в средствах массовой информации, какие оттенки он может предать информации в целом, на примере нескольких статей в электронных журналах.
Анализируемые статьи будут посвящены русскому художнику Борису Григорьеву.
В 2011 г. на сайте иллюстрированного художественного и исторического журнала «Мир музея» была опубликована статья «Возвращение Бориса Григорьева». Это был год 125-летия со дня рождения художника и год выставок его работ, которые были отмечены искусствоведами, коллекционерами и просто ценителями живописи. Такие события были в полной мере освещены в СМИ.
Большую часть своей жизни Б.Д. Григорьев был знаменит, десятки его работ охотно покупали коллекционеры и музеи России, Франции, Америки, Чили, Чехии и других стран. Он имел за рубежом славу «артиста линии», «великого русского художника», во многом благодаря своему трудолюбию и работоспособности. В 1926 г. в эмиграции Григорьев писал о себе: «Сейчас я первый мастер на свете. <...> Я не извиняюсь за эти фразы. Надо знать самому, кто ты, иначе не будешь знать, что и делать. Да и жизнь моя святая от труда сверх и чувства сверх, и 40 лет моих это доказывают. Я не боюсь любого конкурса, любого заказа, любой темы, любой величины и любой скорости» (из письма поэту В.В. Каменскому).
Он учился в СХПУ в Москве и в Высшем художественном училище в Петербурге. Его учителями были А.Е. Архипов, Д.А. Щербинов-ский, А.А. Киселев и Д.Н. Кардовский. А в 1909 г. он входил в возглавляемую Н.И. Кульбиным Студию импрессионистов - объединение молодых художников, творчески близких к футуристам.
Известность в России пришла к Григорьеву после участия в выставках объединения «Мир искусства», на которых экспонировались его работы, сделанные во время кратковременных поездок в Париж в 1911 и 1913 гг. Творческий и праздничный дух этого города вдохновил его на создание нескольких тысяч рисунков.
В 1917-1918 гг. Григорьев создает цикл «Расея», где сама тема русской деревни в послереволюционной России обнаружила в Григорьеве художника мыслящего, однако мыслящего «глубоко и разрушительно» (А.А. Блок). Все рисунки и картины маслом этого цикла выполнены в окрестностях Петрограда и Олонецкой губернии. Цикл - галерея типов русской деревни, как ее понимала большая часть столичной артистической интеллигенции, к которой принадлежал художник и для которой эти картины стали откровением. И по сей день нет единого
191
отношения к ним. Кто-то в них отмечает оригинальность Григорьева, кто-то - не принимает вовсе.
Яркая личность, смелость, мысли, отображаемые в работах, и во время жизни, и после смерти художника «привлекали» СМИ, вызывали интерес.
В журнале «Наше наследие» была опубликована статья «Я весь ваш, я русский и люблю Россию...» В ней раскрывается Григорьев как писатель.
Из статьи:
«Для Григорьева особенно характерна погруженность в литературную среду и постоянная, на протяжении десятилетий, устремленность к словесному творчеству, размышления о нем. «Я очень интересуюсь Вашими пьесами, - писал Григорьев Евгению Замятину 23 июля 1924 года. - Это ново для Вас.
У меня всегда была слабость к театру, но представьте себе -слабость не художника - а литературная. И не один раз я уже пробовал писать пьесу сам... Мне не страшно писать Вам, уже признанному писателю, ибо именно Вы - настоящий, поймете уже по той первой моей книжке "Юные лучи", что я обреченный деятель и на этом пути».
И, обращаясь к литературному наследию Бориса Григорьева, мы отчетливо видим его слитность с миром изобразительным, ощущаем их органическое единство.
Две черты определяли, по наблюдениям современников, Бориса Григорьева, его творческую индивидуальность: «одержимость линией» и «литературность». Его эссе «Линия» стало своего рода манифестом Григорьева как художника и писателя.
Характерно, что все крупные графические и живописные циклы Борис Григорьев мыслил как книги и стремился увидеть их напечатанными в сочетании с текстом, создав особый вид «экспонирования» в книге.
Первой книгой Бориса Григорьева, опередившей на год его дебютную персональную выставку в галерее Н.Е. Добычиной, стал роман «Юные лучи» (1912). Он появился в свет под довольно прозрачным псевдонимом «Борис Гри».
Известно, что Григорьев написал около 500 страниц мемуаров. Публицистический цикл «О новом» (1920) полон воспоминаний об участии в праздничном оформлении Петрограда осенью 1918 г., о сотрудничестве в журнале «Пламя», редактором которого был А.В. Луначарский, о «Первой государственной свободной выставке всех течений» в начале 1919 г. во Дворце искусств, бывшем Зимнем. Все это говорит о том, что для художника на первом месте стояла живопись, это было дело его жизни.
192
«Моя душа полна смятения, - писал он 14 сентября 1919 г. В. Федорову, заведующему декорационной частью Большого театра, на сцене которого планировалась постановка "Снегурочки" в оформлении Григорьева, - ...сейчас я совершенно ненормален, потому что вокруг меня вся жизнь ненормальна». А спустя месяц Григорьев с женой и четырехлетним сыном нелегально переправился на лодке в Финляндию - так началась его эмигрантская жизнь.
Но мучительно и неоднозначно решал для себя тему родины художник: «Я весь ваш, я русский и люблю только Россию» - его слова, ставшие потом неоднократным названием различных статей в СМИ, из письма к Замятину.
Для Григорьева «вернуться» в Россию означало признание творчества, возможность сделать его общественным достоянием. Иллюзия возможности такого поворота событий сохранялась, судя по письмам, вплоть до конца 1920-х гг., несмотря на данный ему в СССР ярлык белоэмигранта. Примечательно, что, обращаясь к Василию Каменскому с надеждами увидеться, Григорьев просил друга похлопотать и написать на страницах «Правды» о его работах, обратиться к А. Толстому и другим, кто мог сказать весомое слово.
Еще к 120-летию художника бытовало мнение, что Григорьев недостаточно признан в России. Были изданы две книги: одна - обширная монография Тамары Галеевой, максимально полно представляющая его живописные и графические работы, другая - впервые знакомит читателя с литературным наследием мастера.
Но разговор о творчестве Бориса Григорьева далек от завершения. И в 2011 г. публикуется ряд статей в различных изданиях, статей вновь неоднозначных. С одной стороны - да, возвращение, масштабные выставки, интерес. С другой - споры, несогласие, осуждение взглядов. Говорить о его творчестве - задача необъятная, задача другой проблематики. Анализируя работу СМИ, просто необходимо обозначить важные моменты биографии и творчества писателя для того, чтобы наиболее полно ощущать то, почему в журналах такая острая реакция.
В статье «Возвращение Бориса Григорьева» в журнале «Мир музея» (2011) говорится о значимости творческого наследия художника, о том, что с годами она лишь возросла: работы становятся топ-лотами самых престижных аукционов, а их стоимость доходит до нескольких миллионов долларов.
В статье, которую мы уже упоминали, «Я весь ваш, я русский и люблю Россию» говорится, что Борис Григорьев один из тех творцов русского Серебряного века, чей неповторимый мир притягивает, волнует и близок по мысли к футуристам. А в статье о возвращении наоборот: Борис Григорьев никогда не принадлежал к «непонятным» художникам, не был ни футуристом, ни беспредметником.
193
Статья «Возвращение Бориса Григорьева» является, пожалуй, по большей части обзорной по творчеству, по работам, представленным на выставке в Третьяковской галерее. Статья, в общем-то, направлена на широкий круг читателей. В ней, конечно, подробно разобраны сюжеты и композиции отдельных работ, но достаточно доступно. Параллельно автор статьи дает исторические справки, говорит о периоде написания работы, что помогает лучше понять смысл и идею, потому что Борис Григорьев через свои картины писал целые литературные произведения.
В электронных СМИ, особенно в контексте обзора выставок в 2011 г., в основном делаются ставки на одинаковые кульминационные моменты в жизни художника. В статье «Возвращение Бориса Григорьева» так и не раскрывается полноценно то самое «возвращение»... Да, уже нет «железного занавеса», да, культура и искусство в настоящее время имеет возможность изучать и черпать знания из того, что когда-то было под запретом. И с одной стороны такое «возвращение» понятно. Но в статье нет духа современности, кому и почему сегодня будет интересна выставка Бориса Григорьева?
Газета «Коммерсант» тоже дает небольшую статью о выставке в Третьяковской галерее. И статья эта поражает. Название ее «Жестокий художник Борис Григорьев». Странно, что такую эмоциональную оценку дает издание в общем-то не специализирующее на подобной теме.
Статья начинается со слов:
«В Третьяковскую галерею из Русского музея переехала персональная выставка Бориса Григорьева, художника, жестокого ко всему, чего касалась его кисть: русская ли это, или бретонская природа, крестьяне или творческая интеллигенция. Наверное, именно поэтому картины его и очень зрелищны, и очень дороги...».
Статья довольно лаконична, понятна, дается небольшая информация о самой выставке, откуда привезены работы, на какое время, внимание уделяется стоимости картин (этот факт вообще освещается во всех анализируемых статьях).
Эмоционально-экспрессивный характер статьи нельзя не почувствовать. И, конечно, она не может претендовать на официальную статью, как, например, в «Мире музея».
«Мерить ценность картин их рыночной ценой - дурной тон, но сам художник наверняка был бы доволен. Он любил шокировать публику». С первых строк в статье чувствуется разговорная лексика, местами грубая, встречаются такие словосочетания, как: «нащупал верный тон», «цикл о французских шлюхах», «проклял», «вообще непонятно, о чем и очень страшно», «тоже хороши», «слегка одинаковые», «фирменное отвращение» и т. д.
194
Такое мнение, явно отрицательное, имеет место быть. Но возможно ли оно в СМИ? Тоже, наверно, да. Но то, как оно стилистически выражено - приводит в недоумение: официальное ли это издание или блок в социальной сети любителя?
В чем же возвращение Григорьева: в его неоднозначности, смелости в изображении, в волевом характере, а, может, вовсе в дороговизне его работ? Можно по-разному относиться к искусству, особенно - к современному. Но явно то, что человек, интересующийся живописью, попав на выставку, вероятно, захочет более глубоко понять мир Григорьева. Часто статьи, написанные о каком-то культурном событии, рассчитаны либо на рекламный эффект, с целью привлечения внимания, либо на критическую оценку. Т.е., иными словами, читая такие значимые издания, как «Мир искусства», «АРТ-хроника», человек либо захочет посетить выставку, либо, посетив, сложит какое-то мнение, свое мнение. И здесь сложность языка СМИ. Многое зависит от направления издания, от круга читателей. Но в любом случае, заявленные темы должны быть раскрыты, написаны грамотно, стилистически обоснованно.
Мы разобрали несколько электронных статей по искусству, посвященные художнику Борису Григорьеву. Его искусство занимает особое место в истории. Неоспоримый факт - художника признали, как он этого и желал. Такого признания сумели добиться лишь очень немногие русские художники-эмигранты. И нельзя не сказать, что роль СМИ здесь весомая.
195