Научная статья на тему 'Роль СМИ в государственных переворотах (на примере Украины)'

Роль СМИ в государственных переворотах (на примере Украины) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
913
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ / ИНФОРМАЦИЯ / ПОЛИТИКА / МАНИПУЛЯЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ СОЗНАНИЕМ / ОППОЗИЦИЯ / ОБЩЕСТВО СПЕКТАКЛЯ / MASS MEDIA / COUP / INFORMATION / POLITICS / MANIPULATION OF PUBLIC OPINION / OPPOSITION / "THE SOCIETY OF THE SPECTACLE"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Федоненко Карина Сергеевна, Жукова Евгения Александровна

Рассматривается актуальная проблема современного общества: манипулятивное влияние, оказываемое СМИ на большие массы населения. Результатом такого влияния могут быть, в том числе, и государственные перевороты. Данная тема раскрывается на примере Украины. Важность темы заключена в том, что средства массовой информации зачастую используют политики для реализации своих партийных программ и для решения связанных с ними задач, СМИ выступают мощным фактором объединения политических сил, служат для целей пропаганды и агитации. СМИ, оказывая большое влияние на общество, являются в то же время и своеобразным барометром общественного мнения как в стране в целом, так и в отдельных ее регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль СМИ в государственных переворотах (на примере Украины)»

УДК 070

РОЛЬ СМИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕРЕВОРОТАХ (НА ПРИМЕРЕ УКРАИНЫ)

К. С. Федоненко, Е. А. Жукова

Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация

karina12101@rambler.ru illyziya94@mail.ru

УДК 070

THE ROLE OF MASS MEDIA IN THE COUP (ON THE EXAMPLE OF UKRAINE)

K. S. Fedonenko, E. A. Zhukova

Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation

karina 12101@rambler.ru illyziya94@mail.ru

L4QQ/J

Рассматривается актуальная проблема современного общества: манипулятивное влияние, оказываемое СМИ на большие массы населения. Результатом такого влияния могут быть, в том числе, и государственные перевороты. Данная тема раскрывается на примере Украины. Важность темы заключена в том, что средства массовой информации зачастую используют политики для реализации своих партийных программ и для решения связанных с ними задач, СМИ выступают мощным фактором объединения политических сил, служат для целей пропаганды и агитации. СМИ, оказывая большое влияние на общество, являются в то же время и своеобразным барометром общественного мнения как в стране в целом, так и в отдельных ее регионах. Ключевые слова: СМИ, государственный переворот, информация, политика,

манипуляция общественным сознанием, оппозиция, общество спектакля.

This article considers a topical problem of modern society, the manipulative influence of mass media on the subconscious mind of large masses of population. The result of such influence can include coups. This topic is covered on the example of the situation in Ukraine. The importance of the topic is in the fact that media provide the politics with a great opportunity for the realization of goals of political power, are a powerful factor in constructing the necessary for the political leaders forces, are used for propaganda and agitation. Media also have a major impact on society and are the indicator of public opinion in the country, as well as in its regions.

Keywords: mass media, coup, information, politics, manipulation of public opinion, opposition, "the society of the spectacle".

Введение. В современном мире средства массовой информации занимают лидирующие позиции по оказываемому влиянию на развитие политических процессов в государстве. Именно поэтому СМИ часто называют «четвертой властью» (после законодательной, исполнительной и судебной) [1]. И хотя они не обладают прямыми рычагами воздействия на общество, их влияние на умы очевидно: они оказывают воздействие на настроение широких масс населения, а также на политические процессы и политику в целом, формируют отношение народа к власти. Цели СМИ могут быть различными: от поддержки существующей власти до прямого ей противостояния и выражения интересов неких оппозиционных групп [2]. Поэтому большинство ведущих политических партий ведет борьбу за крупнейшие медиаресурсы, используя затем их в своих интересах как оружие воздействия на массовое сознание.

L4QQ/J

Роль СМИ в подготовке и осуществлении государственных переворотов. Возможность государственного переворота, т.е. нелегитимной смены власти, сопровождающейся нарушением конституционных норм, не исключена в любой стране во время серьезных изменений в жизни общества и государства в целом [3]. В бывших республиках Советского Союза зарождение «цветных» революций происходило довольно легко и быстро. Например, «Революция роз» в Грузии произошла за полмесяца, «Оранжевая революция» в Украине - за месяц, «Желтая революция» в Киргизии за пять часов привела к смещению правящего президента. Какую же роль играют СМИ при возникновении таких общественных процессов в государстве?

Можно рассмотреть эту роль на примере Украины. В результате выборов 2010 года президентом страны стал Виктор Янукович. Оппозиционные силы не могли выступать против этого выбора народа в течение нескольких лет в связи с подготовкой и проведением ЕВР0-2012, когда народ и власть консолидировались. Но в это время проводилась тщательная и планомерная подготовка к смене власти при помощи СМИ. Приобретены в частную собственность важнейшие медиаактивы крупнейших телеканалов страны, а также мощный информационный сетевой ресурс ukr.net. Так, например, Петром Порошенко были выкуплены телеканал «Пятый» и сетевой ресурс КорреспонденТ. net. К медиаактивам украинского бизнесмена Игоря Коломойского относят телеканалы «1+1», «ТЕТ», «2+2», а также информационное агентство «УНИАН». Дмитрий Фирташ является владельцем медиахолдинга, в который входят каналы «Интер», НТН, К1, МЕГА, «Энтер-фильм», К2, «Пиксель» и MTV. Виктор Пинчук контролирует медиагруппу StarLightMedia: телеканалы ICTV, «Новый канал», М1, М2 и QTV. А известный бизнесмен Ринат Ахметов получил лицензии на цифровое вещание для каналов «Украина», «Киноточка» и «НЛО-ТБ». В результате по всем медиаплощадкам планомерно началась демонстрация оппозиционных новостей. Население страны стало наблюдать самые криминальные и жестокие трансляции: изнасилования, ДТП и убийства. В СМИ применялись такие методы манипулирования сознанием, как искажение информации или ее полная подмена, а также изменение смысла слов и понятий, сенсационность информации и создание стереотипов [4]. Таким образом, следует особо подчеркнуть, что общество должно понимать, что информационные ресурсы, особенно в период политической нестабильности, применяются для контроля над действиями, идеями и мыслями социума. Регулярные и продуманные информационно-политические инъекции в общественное сознание населения идеально компенсируют несбывшиеся ожидания масс.

В достаточно короткий срок в Украине под влиянием оппозиционных СМИ было сформировано общественное мнение о полной и однозначной вине президента Виктора Януковича во всех бедах и проблемах государства и общества. Ему навешивались ярлыки зэка и вора, причем делалось это регулярно, упорно и ненавязчиво. А, как известно, если человеку постоянно говорить о чем-то, особенно о негативном, он в конце концов поверит в это. Ежедневная информация была профессионально подготовлена и преподносилась так, как раньше никогда не преподносилась.

Кроме того, в условиях спада экономики и невысокого уровня жизни большинства населения страны люди стали верить в любой вымысел, предлагаемый различными массмедиа. В это время власть либо потеряла бдительность, либо ей просто не хватило финансирования, чтобы урегулировать этот процесс. А публика уже была готова к решающим действиям. Оппозиции осталось только «щелкнуть пальцами». Широкие массы, хорошо подготовленные и обозленные на существующее руководство страны, стали мощным оружием в руках «оранжевых оппозиционеров». Причем с помощью средств массовой информации постоянно воспевались романтика майдана и баррикад, герои «народного фронта», что не давало возникшей волне хаоса остановиться или ослабнуть.

L4QQ/J

В итоге уже через месяц власть Януковича была свергнута, бразды правления в результате выборов перешли к новому президенту — Петру Порошенко, который, в свою очередь, продолжает политику манипулирования общественным сознанием в интересах нынешней власти.

Данная ситуация в очередной раз подтверждает силу СМИ, используемых в политических интересах. И по сей день в украинских СМИ происходит подпитка широких народных масс идеологией крайнего национализма, которая близка уже к идеологии нацизма. Часть несогласного с нынешним режимом населения объявили сепаратистами. И этого достаточно, чтобы другая часть населения считала их предателями и продолжала вести с ними кровавую войну. Одни люди искренне сопереживают населению Донбасса, другие идейно настроены на борьбу с неугодными. Именно поэтому на обособленной территории (ЛНР и ДНР) украинскими властями запрещена трансляция большинства национальных каналов, а на территории, подконтрольной украинской власти, все новостные и политические трансляции направлены на пропаганду нужной ей идеологии.Так, национальный совет по теле- и радиовещаю Украины вынес предупреждение телеканалу «112 Украина» за то, что развлекательный контент был заменен информационным. Медиагруппа телеканала «112 Украина» считает, что данный факт говорит о том, что власть оказывает давление на свободу слова. Еще один пример предвзятого отношения на телевидении предоставил канал «112 Украина» в передаче «Live» от 06.11.15. Там в прямом эфире тележурналист Роман Гнатюк вел репортаж из обстреливаемого Донецка. Его слова не очень понравились присутствующему в студии депутату украинской рады, и тот стал обвинять журналиста в сочувствии к «террористам». После этой передачи журналиста допрашивали в СБУ и ему пришлось пережить много неприятных моментов. Кроме того, по украинскому телевидению проводятся прямые эфиры с опросами онлайн в телефонном режиме. Несогласных с политикой президента заносят в черный список, как в передаче «Эхо Украины» с Матвеем Ганапольским от 30.09.15, когда женщина возмутилась действиями украинского и американского президентов. Проводя такие опросы, ведущие боятся ответов «не по тексту» и уводят разговор в сторону обвинения говорящего, а то и прерывают звонок. Это не единственные примеры извращения информации, их было и есть огромное множество.

Таким образом, все происходившее в Украине оказалось настолько зрелищным спектаклем, а публика так легко проглотила это представление в СМИ, что можно с уверенностью сказать: современное «общество спектакля» всегда было и будет падко на зрелища и эмоции [5]. В наш век высоких технологий, когда влияние массмедиа неуклонно растет, а стрессоустойчивость населения падает, люди хотят получать больше эмоций в виртуальной жизни, в то время как реальная не столь явно отражает их эмоциональное состояние, то есть, если сказать простыми словами, не радует. Сила такого огромного влияния СМИ заключается в том, что они воздействуют на людей, которые в большинстве своем не имеют навыков критического мышления и восприятия информации. Огромный поток информации («шум») и повышенная скорость ее передачи создают поток микрособытий, глубоко внедряемых в сознание людей.

И в очередной раз подтверждается простая истина: кто владеет информацией, тот владеет миром.

Заключение. Как видим, СМИ являются колоссальным орудием, способным изменять ценностные структуры целых народов и создавать легко манипулируемое общество, впитывающее угодную тому или иному манипулятору информацию. Общество, подготовленное таким образом для активных действий, может перевернуть устоявшиеся государственные устройства и изменить течение политической жизни страны в целом. Какой власти принадлежат СМИ, эта власть и будет

руководить общественным мнением, направлять действия людей, изменять их настроение. Ведь «если власть стремится к господству, она сначала должна захватить СМИ» (Герберт Шиллер).

Библиографический список

1. Корнилов, Е. А. Массовые коммуникации на рубеже тысячелетий. / Е. А. Корнилов, Е. Е. Корнилова. — Москва : Наука, 2012. — 253 с.

2. Глазунов, О. Н. Государственный переворот: стратегия и технологии / О. Н. Глазунов. — Москва : ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006. — 446 с.

3. Люттвак, Э. Государственный переворот: практическое пособие / Э. Люттвак. — Москва : Университет Дмитрия Пожарского, 2012. — 450 с.

4. Попов, Е. В. Формирование общественного мнения / Е.В. Попов // Маркетинг. — 1997. — №5. — С. 43-49.

5. Дебор, Г. Общество спектакля / Г. Дебор : [пер с франц. С. Офертаса и М. Якубович]. — Москва : Логос, 1999. — 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.