Научная статья на тему 'Роль СМИ в формировании социально-политических ориентаций и необходимость выработки инновационных методов консолидации российского общества'

Роль СМИ в формировании социально-политических ориентаций и необходимость выработки инновационных методов консолидации российского общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
644
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ЛЕГИТИМНОСТЬ ВЛАСТИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ИДЕОЛОГИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕОЛОГИИ / ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ КОНСОЛИДАЦИИ ОБЩЕСТВА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ ОБЩЕСТВА / ИСТОРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ковригина О. В.

Зная тип легитимности власти страны, несложно определить уровень экономического и политического развития, господствующий режим, цели политической власти и даже ее долговечность. В настоящее время большое значение в существовании любого современного государства придается легитимности политической власти, важнейшим фактором эффективности которой является поддержка власти обществом, а также уровень доверия населения к проводимым в стране реформам. История России знает немало примеров недовольства обществом избранной им политической власти, особенно на протяжении всего XX века. На современном этапе развития российскую легитимность можно расценивать как формирующуюся, на этапе становления. Страной должны управлять люди, способные привести ее к повышению уровня благосостояния, тем более что ресурсная база это позволяет, чтобы не только российская элита, но и все население поддерживало такую власть, тем самым, повышая и укрепляя уровень легитимности государства. Для укрепления своего воздействия на все сферы общества, политическая власть опирается на экономические, социальные, силовые, информационные и другие ресурсы. Нельзя также недооценивать информационные ресурсы государства. Средства массовой информации (СМИ) - ресурс, которым в современных условиях располагает политическая власть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Ковригина О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль СМИ в формировании социально-политических ориентаций и необходимость выработки инновационных методов консолидации российского общества»

РОЛЬ СМИ В ФОРМИРОВАНИИ

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ И НЕОБХОДИМОСТЬ ВЫРАБОТКИ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ КОНСОЛИДАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

О. В. Ковригина

к. соц. н., старший научный сотрудник Отдела социологии индикаторов и показателей развития российского общества Института социально-политических

исследований (ИСПИ) РАН, г. Москва k_olya@rambler.ru

Зная тип легитимности власти страны, несложно определить уровень экономического и политического развития, господствующий режим, цели политической власти и даже ее долговечность. В настоящее время большое значение в существовании любого современного государства придается легитимности политической власти, важнейшим фактором эффективности которой является поддержка власти обществом, а также уровень доверия населения к проводимым в стране реформам. История России знает немало примеров недовольства обществом избранной им политической власти, особенно на протяжении всего XX века. На современном этапе развития российскую легитимность можно расценивать как формирующуюся, на этапе становления. Страной должны управлять люди, способные привести ее к повышению уровня благосостояния, тем более что ресурсная база это позволяет, чтобы не только российская элита, но и все население поддерживало такую власть, тем самым, повышая и укрепляя уровень легитимности государства. Для укрепления своего воздействия на все сферы общества, политическая власть опирается на экономические, социальные, силовые, информационные и другие ресурсы. Нельзя также недооценивать информационные ресурсы государства. Средства массовой информации (СМИ) - ресурс, которым в современных условиях располагает политическая власть.

Ключевые слова: легитимность власти, информационные ресурсы, экономические ресурсы, идеология, формирование идеологии, идеологическое воздействие, инновационные методы консолидации общества, политические ориентации общества, историческая модель развития общества.

ч

Вначале нового тысячелетия в России произошли значительные изменения в социально-экономической и политической организации общества. Существенную трансформацию претерпели политические ориентации, что является системообразующим фактором и играет большую роль в формировании политического сознания, определении ценностных и мировоззренческих установок личности и общества в целом. Не прошло бесследно и колоссальное влияние западной идеологии, ее политических идеалов и ценностей. Таким образом, Россия вновь оказалась перед выбором актуальных политических ориентаций и исторической модели развития.

В настоящее время большое значение в существовании любого современного государства придается легитимности политической власти, важнейшим фактором эффективности которой является поддержка власти обществом, а также уровень доверия населения к проводимым в стране реформам. Слабые показатели убежденности граждан в законности политической власти свидетельствуют о ее нестабильности. Доверие народа необходимо постоянно стимулировать и поддерживать. Обычно издаются новые указы, постановления или законодательные

акты. Разные события провоцируют даже создание новой системы власти, принятие новой Конституции государства, проведение референдума, выборы в Федеральное собрание, с помощью которых новая власть и осуществляет процесс своей легитимации, другими словами — обретает доверие и поддержку граждан. Также следует отметить, что существует ряд факторов, ослабляющих легитимность политической власти, таких как ее бессилие защитить и оградить общество от преступности, коррупции и подобных негативных явлений.

Для поддержания легитимности власти необходимо совершенствование законодательства и государственного управления в соответствии с новыми требованиями, успешное осуществление государственной политики, поддержание законности и правопорядка. В этой связи наиболее важным является создание такой политической системы, легитимность которой основана на традициях населения, а потому более стабильна и способна влиять на поведение граждан. Народ поддержит власть, которая имеет под собой законные основания и признание другими государствами. Но и в данном случае возможны разочарования. История России знает немало примеров не-

ИННОВАЦИИ № 1 (147), 2011

ИННОВАЦИИ № 1 (147), 2011

довольства обществом избранной им политической власти, особенно на протяжении всего XX века.

Легитимность происходит от латинского ^^-mus — законный, согласный с законами, правомерный. Данное понятие означает общественное признание законности власти, доверие и поддержку общества, народа. Чтобы завоевать и удержать легитимность, доверие народа, власть прибегает к аргументации своих действий, зачастую обращаясь к высшим ценностям (справедливости), к истории, чувствам, эмоциям, настроениям, реальной или вымышленной воле народа, велениям времени, научно-техническому прогрессу, историческим задачам страны и т. д. Принципы легитимности могут исходить из истоков древних традиций, харизмы или действующего законодательства. Зная тип легитимности власти страны, несложно определить уровень экономического и политического развития, господствующий режим, цели политической власти и даже ее долговечность.

Известный немецкий политолог Макс Вебер выделил три основных типа легитимности общества: традиционный (монархия), харизматический (определяющая роль лидера) и легальный или рационально-правовой (демократический). Речь идет об идеальных типах, не существующих в «чистом виде». В конкретных политических системах эти три типа переплетаются при преобладании одного из них.

Для укрепления своего воздействия на все сферы общества политическая власть опирается на экономические, социальные, силовые, информационные и другие ресурсы, прежде всего на денежные ресурсы, необходимые для проведения как избирательных кампаний, так и различного рода реформ и программ. Таким образом, сила власти напрямую зависит от благосостояния общества и экономической стабильности. В периоды кризиса экономические проблемы (остановка предприятий и т. п.) приобретают политическую окраску. С помощью экономических ресурсов политическая власть может стимулировать приток инвестиций в национальную экономику, замедлить темпы инфляции, сократить безработицу и т. д.

Нельзя также недооценивать информационные ресурсы государства. Средства массовой информа-

ции (СМИ) — ресурс, которым в современных условиях располагает политическая власть. За последние два десятилетия в российском обществе произошло много изменений, в том числе и обновление информационной структуры. Теперь такие субъекты политических отношений, как общественно-политические организации, предприятия и даже частные граждане владеют мощными средствами информационного взаимодействия, что позволяет им самостоятельно и широко информировать различные группы населения, высказывать свои взгляды, и, пожалуй, самое главное — формировать общественное мнение. С помощью СМИ направляется деятельность различных социально-политических групп и слоев общества.

Таким образом, не случайно СМИ характеризуются как ветвь власти со всеми вытекающими отсюда последствиями, а власть, в свою очередь, не может находиться вне информационной политики.

В современном российском обществе существует множество проблем, связанных с этнической напряженностью, экономическим и политическим кризисом, а также информационным пространством, являющимся суммой сложных информационных технологий.

Информационное воздействие обладает способностью влиять на становление мировоззрения и в равной степени содействовать как интеграционным, так и дезинтеграционным процессам (последнее относится преимущественно к СМИ).

В свою очередь, принципы деятельности СМИ в демократическом обществе не могут и не должны идти вразрез с концепцией развития общества и формированием национально-государственного устройства.

За последние несколько лет СМИ заняли свою прочную нишу в структуре организации работы любого субъекта Федерации. Их недаром называют «четвертой властью»

На данном этапе в рамках расширения деятельности СМИ необходимо создавать системы информирования об основных направлениях государственной политики органов власти всех уровней в области федеративных отношений, доводить существо принимаемых органами власти решений, нормативных

Таблица 1

Какую оценку от 1 до 5 баллов Вы бы дали эффективности, правильности управления нашим обществом?

(в % от числа опрошенных в 2009 году)

Федеральный округ РФ

ЦФО СЗФО ЮФО ПФО УФО СФО ДФО

Очень плохо 7,9 9,0 14,0 3,7 5,4 11,5 10,1 8,4

Плохо 27,3 29,5 20,8 14,1 25,7 29,4 30,3 24,6

Нормально 47,4 53,0 50,9 46,9 52,0 50,9 43,1 49,1

Хорошо 14,8 7,7 12,2 31,5 15,8 7,5 14,7 15,8

Отлично 2,6 0,8 2,2 3,7 1,0 0,7 1,8 2,1

Источник: ИСПИ РАН, Отдел социологии индикаторов и показателей развития российского общества, сектор социологии федеративных и региональных отношений.

50

45

40

35

30

25

20

15

10

5

0

279

24.6

13.1

8.4

49 1149.1

8.9

15,7

1 да-

Очень плохо Плохо Нормально Хорошо □ 2007 □ 2009

Отлично

Диаграмма 1. Какую оценку от 1 до 5 баллов Вы бы дали эффективности, правильности управления нашим обществом?

(в % от числа опрошенных в целом по РФ в 2007 и 2009 гг.)

правовых актов до сведения субъектов федеративных отношений и граждан Российской Федерации.

Нельзя обойтись без координации деятельности институтов поддержки развития федерализма в Российской Федерации (научно-исследовательских, аналитических, социологических, консалтинговых учреждений и организаций).

Любая политическая власть с самого начала должна разработать стратегию и тактику управления обществом, основываясь на экономическом и политическом состоянии страны, а также конкретную политику в отношении различных слоев общества. Главная функция политической власти — обеспечение стабильности в государстве, так как именно от достижения этой цели зависит признание ее народом, т. е. ее легитимность.

В июне 2009 года Институтом социально-политических исследований РАН был проведен во всех семи федеральных округах РФ социологический опрос «Основания консолидации современного российского общества».

Одним из наиболее важных вопросов современного общества является уровень легитимности устроения общества.

Большинство респондентов вполне удовлетворены политикой управления общества, процент колеблется от 43% в Дальневосточном Федеральном Округе (ДФО) до 53% в Северо-Западном ФО. Остальной процент во всех федеральных округах, кроме Приволжского ФО распределился в сторону «плохо» и «очень плохо», т. е. получил негативную оценку. Так, порядка 35% ответивших недовольны проводимыми в стране политическими реформами, особенно это отмечено в Северо-Западном ФО — 38%, Дальневосточном ФО — 40% и в Сибирском ФО — 40%.

Положительную оценку эффективности управления дали только в Приволжском ФО, где «хорошо» и «отлично» поставили 35% населения, где еще в 2007 году картина была кардинально противоположная, так же позитивно ее оценили всего 11%.

Для сравнения и отслеживания динамики легитимности общества возьмем результаты опроса 2007 года, где совершенно очевидно недовольство респондентами проводимой в стране политикой, причем по сравнению с 2009 годом гораздо больший процент опрошенных во всех федеральных округах без исключения дали отрицательную характеристику легитимности устроения общества. В Центральном ФО 46% — больший процент скорее недовольны, чем удовлетворены (44,7%) политическим курсом страны, те же тенденции очевидны в СЗФО — 42% и в ДФО — 42%. В целом по Российской Федерации в 2009 году в оценке населением всех федеральных округов РФ сохранились настроения 2007 года, это явно видно по диаграмме 1.

Итак, за два года, с 2007 по 2009 гг. по итогам исследования респондентов, охарактеризовавших эффективность управления российским обществом как «нормальное» оказалось одинаковое количество — 49,1%, совокупность ответов «плохо» и «очень плохо» — 33% в сумме, намного превалирует положительные отзывы. Однако в 2009 году немного вырос процент ответивших «хорошо» — на 6,8% и «отлично» на 1,1%. Таким образом, уровень легитимности немного вырос за последние два года. Возможно, это связано с избранием нового Президента РФ или проТаблица 2

С каким из ниже перечисленных суждений о том, как устроено наше общество, Вы согласны в большей мере?

(в % от числа опрошенных в 2009 году)

Федеральный округ рф

ЦФО СЗФО ЮФО ПФО УФО СФО ДФО

В целом удовлетворен 6,1 2,6 5,5 25,3 2,5 7,4 5,1 9,3

Недостатки могут быть устранены путем реформ 48,8 57,3 48,4 52,2 58,7 56,5 50,9 52,4

Не удовлетворен 34,3 33,0 39,3 19,7 26,9 29,4 29,2 30,6

Затрудняюсь ответить 10,7 7,0 6,9 2,8 11,9 6,7 4,7 7,7

Источник: ИСПИ РАН, Отдел социологии индикаторов и показателей развития российского общества, сектор социологии федеративных и региональных отношений.

ИННОВАЦИИ № 1 (147), 2011

ИННОВАЦИИ № 1 (147), 2011

50

40

30

20

10

0

27,9 24,6

13,1

8,4

49 49,1

8,9

15,7

1 2=1

Очень плохо Плохо Нормально Хорошо □ 2007 □ 2009

Отлично

Диаграмма 2. С каким из ниже перечисленных суждений о том, как устроено наше общество, Вы согласны в большей мере? (в % от числа опрошенных в целом по РФ в 2007 и 2009 гг.)

водимыми в стране реформами. Нужно также отметить, что данные исследования были получены в чрезвычайно сложное для российской экономики время, что, в свою очередь, могло повлиять на мнение респондентов.

Легитимность — прежде всего признание населением государства правящей власти и ее способностью управлять. Массы должны сами принять данную власть и подчиниться ей, она не может быть им навязана. Население должно оценить власть, считать ее справедливой и авторитетной.

Это естественно, что в любом обществе есть граждане, не согласные с проводимым в стране политическим курсом и не желающие ему подчиняться. Поэтому легитимность власти должна означать, что большинство граждан ее поддерживают и исполняют ее законы.

Легитимность имеет и сильную моральную сторону, так как в ее основе лежат такие понятия, как доверие и оправдание. Население одобряет действия власти, исходя из моральных критериев совести, добра, порядочности и справедливости. Поэтому легитимная власть и политика должны быть эффективны и авторитетны.

Таблица 2 отображает мнение респондентов относительно положения дел в социальной сфере. Абсолютное большинство во всех регионах РФ, за исключением Приволжского ФО, выразили свое неудовлетворение и обозначили наличие множества недостатков. Около половины респондентов — от 48,4% в ЮФО до 58,7% в УФО отметили, что существующие в развитии социальной сферы недостатки можно устранить путем реформ. В целом по РФ получилось 52,4%. Около 30% во всех федеральных округах РФ (от 26,9% в УФО до 39,3% в ЮФО), кроме ПФО — 19,7% — абсолютно не удовлетворены ситуацией в социальной сфере. В сумме по РФ таких 30,6%. Более четверти опрошенных в Приволжском ФО — 25,3% в целом удовлетворены положением дел в устроении современного российского общества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, исходя из полученных результатов опроса, можно сделать вывод о низком уровне легитимности российского общества и необходимости проведения радикальных мер с целью устранения недовольства населения. Налицо не только экономический, но и социально-политический кризис. В Приволжском ФО на данный момент выше уровень легитимности по сравнению с остальными регионами России и требует особого изучения.

Для сравнения полученных в результате социологического исследования, проведенного в 2009 году, результатов, обратимся к данным за 2007 год, где можно констатировать однородность мнения респондентов во всех федеральных округах РФ.

Около 40% по всем ФО высказали свою неудовлетворенность положением дел в социальной сфере, высказываясь о необходимости ее радикального изменения. Чуть менее половины опрошенных во всех ФО РФ подтвердили наличие множества недостатков в социальной сфере и выразили надежду на выработку необходимых реформ, проведение которых в ближайшие годы смогло бы улучшить ситуацию. В результате проведенного опроса 2009 года выявились некоторые улучшения в социальной сфере, которые для большинства ФО, кроме Приволжского ФО, нельзя, к сожалению, назвать кардинальными. В целом по Российской Федерации рисуется следующая социальная картина.

Еще в 2007 году российские ученые, представители Института социально-политических исследований РАН Ю.Н. Солодухин и М.Л. Хазин пришли к выводу о том, что Российский социум находится в ситуации, которую можно описать как отсутствие у составляющих его слоев чувства своего единства. Что в свою очередь обусловлено отсутствием чувства общности экономических и социальных интересов, базовых экономических и социальных ценностей. Подчеркиваем, речь не идет об отсутствии таких интересов и ценностей в принципе, объективно такие интересы и ценности имеются. Речь идет о том, что они российским обществом не фиксируются, не осознаются, поскольку то, что они объективно существуют, не является для большинства жителей России значимым фактором. Для подавляющего большинства людей определяющее значение приобрел прямо противоположный фактор — глубокий социальный раскол российского общества. Такое положение — закономерный итог рыночных преобразований, точнее, того, как они были осуществлены в нашей стране в 90-е годы, и в первую очередь, того, как была проведена приватизация. Ее результатом явилось то, что одни социальные группы боролись и борются за выживание, за обеспечение более или менее сносного существования своих семей, другие — за сохранение и укрепление позиций, обеспечивающих приумноже-

1 Солодухин Ю.Н., Хазин МЛ. К вопросу о легитимности современной российской элиты // Финансы. Экономика. Безопасность, №9 (38). М., 2007.

Таблица 3

Региональной власти нет никакого дела до простых людей (в % от числа опрошенных в 2009 году)

Федеральный округ РФ

ЦФО СЗФО ЮФО ПФО УФО СФО ДФО

Совсем не согласен 4,8 5,2 6,1 7,7 4,5 3,9 1,9 5,2

Не согласен 13,0 10,8 11,4 14,3 14,9 9,7 3,8 12,2

Затрудняюсь ответить 30,3 26,0 24,6 38,2 29,7 30,1 20,8 29,9

Согласен 29,0 30,7 27,2 22,3 26,7 25,8 16,0 26,4

Полностью согласен 22,9 27,3 30,7 17,5 24,2 30,5 57,5 26,3

Источник: ИСПИ РАН, Отдел социологии индикаторов и показателей развития российского общества, сектор социологии федеративных и региональных отношений.

ние собственности, капитала, иных источников доходов. Здесь главный источник разнонаправленности интересов различных слоев.1

В настоящее время в современной России политическая система развивается и совершенствуется, что выражается усилением процессов ее демократизации, т. е. повышается роль общественных движений и неполитических объединений на властные отношения. Все властные структуры предпринимают все от них зависящее для обеспечения легитимности политической власти, т. е. признания ее законного характера обществом.

На данный момент происходит тенденция к укрупнению политической власти, к становлению системы разделения властей, что является ключевым вопросом в становлении и функционировании политической власти. При этом разделение властей проводится не только по горизонтали (законодательная, исполнительная, судебная), но и по вертикали, например, образование федеральных округов в России и передача ряда полномочий от федеральных властных структур местным органам власти. Данная тенденция может отрицательно повлиять на экономической и политической стабильности государства, так как отражает негативный процесс нарастания конфликтности между различными ветвями власти.

За последние два года это прослеживается очень явно. Скорее всего, дело в высоких темпах бюрок-

ратизации аппарата властных структур, что всегда негативно сказывается на политическом развитии государства, так как бюрократический аппарат всегда подвергается воздействию различных заинтересованных групп и отдельных лиц и в таких ситуациях действует не в государственных интересах.

Таким образом, данные социологического опроса 2009 года (табл. 3) свидетельствуют о том, что больше половины респондентов во всех ФО РФ «согласны» или «полностью согласны» с тем, что региональной власти нет никакого дела до простых людей. Больше всего таких респондентов оказалось в Дальневосточном ФО — 73,5%. Очень большой процент населения затруднились ответить на данный вопрос, например, 38,2% жителей Приволжского ФО, достаточно хорошо отзывающихся о социальной ситуации. Максимум одна пятая опрошенных с данным утверждением не согласились. По данным исследования 2007 года, ситуация оказалась совершенно аналогичной, что говорит о существовании политического кризиса в российском обществе и низком уровне легитимности власти, что однозначно ведет к отчуждению общества от политической системы.

На современном этапе развития российскую легитимность можно расценивать как формирующуюся, находящуюся на этапе становления. Основанием ее можно считать волеизъявление народа, но оно реализуется только в период выборов и направлено в основном на поддержку отдельных персон или

Таблица 4

Каждый из нас может повлиять на деятельность местной власти (в % от числа опрошенных в 2009 году)

Федеральный округ РФ

ЦФО СЗФО ЮФО ПФО УФО СФО ДФО

Совсем не согласен 25,2 29,1 28,8 14,7 27,4 33,2 53,3 26,9

Не согласен 31,6 37,4 19,8 33,2 28,9 27,8 16,2 29,4

Затрудняюсь ответить 26,6 15,7 28,8 34,6 30,3 20,2 18,1 26,2

Согласен 9,3 11,7 15,5 12,3 8,5 13,0 5,7 11,2

Полностью согласен 7,2 6,1 7,2 5,1 5,0 5,8 6,7 6,3

Источник: ИСПИ РАН, Отдел социологии индикаторов и показателей развития российского общества, сектор социологии федеративных и региональных отношений.

ИННОВАЦИИ № 1 (147), 2011

ИННОВАЦИИ № 1 (147), 2011

так называемой элиты общества, а не институтов и духовных ценностей, что в целом говорит о неустойчивом развитии государства. В центр политического сознания общества именно ценностный фактор, ценностные основы государства должны выдвигаться по мере укрепления легитимности. Основная задача политической власти — регулировать отношения между людьми и обществом в целом, включая государственно-политические институты. Назначение политической власти — разрешать постоянно возникающее противоречие между необходимостью порядка в обществе и многообразием интересов членов общества, сопряженных с конфликтами. Политическая власть должна строить свои отношения со всеми элементами политической системы общества таким образом, чтобы это способствовало равновесному, сбалансированному состоянию данной системы, т. е. власть обязана стремиться к достижению в обществе в первую очередь стабильности как политической, так и экономической.

Таким образом, респонденты всех федеральных округов РФ считают, что не могут повлиять на деятельность местной власти (табл. 4). С этим утверждением не согласилось более 50%, а треть затруднились ответить. Что касается ПФО, то если сложить «согласных» и «полностью согласных», то получится то же количество, что и в других округах — менее 20%. Но если сложить «совсем не согласен» и «не

согласен», то ответивших так оказалось меньше, чем в других ФО — 47,9%, хотя «затруднилось» ответить больший процент — 34,6%. В Южном и в Сибирском ФО большее количество, чем во всех остальных ФО дали большую сумму «согласен» и «полностью согласен» — ЮФО — 22,7%, и в СФО — 18,8%. Во всех остальных округах эта сумма составляет меньший процент, что говорит о невозможности граждан влиять на деятельность местной власти.

В 2007 году большинство респондентов всех ФО России не согласились с возможностью гражданина влиять на деятельность местной власти — с этим согласились более 60%. Меньше процент затруднившихся с ответом — не более 25,1% (ПФО). В 2009 году он был больше почти на 10% — 34,6% (ПФО). Таким образом, в Приволжском ФО «совсем не согласных» стало на 10% меньше.

С позиции нравственных норм, отношение население к власти может быть не только ценностным, но и инструментальным, когда она оценивается с точки зрения реальной пользы. Эффективность власти — это ее результативность и способность оправдать ожидания народа и решить конкретные проблемы. Легитимная власть должна быть эффективной. Когда большинство населения признают власть, она может считаться легитимной, поэтому правящие элиты общества заинтересованы в формировании у граждан ощущения их причастности к властным органам и

Таблица 5

Каждый, кто может и хочет работать, способен обеспечить свое материальное благополучие

(в % от числа опрошенных в 2009 году)

Федеральный округ РФ

ЦФО СЗФО ЮФО ПФО УФО СФО ДФО

Совсем не согласен 5,3 10,4 7,1 2,7 8,9 7,5 1,9 6,1

Не согласен 19,2 9,1 12,5 12,3 9,9 8,6 3,8 12,9

Затрудняюсь ответить 29,6 32,6 19,3 27,8 21,3 19,7 22,6 25,8

Согласен 26,0 24,3 26,4 31,3 33,7 34,1 18,9 28,3

Полностью согласен 19,9 23,5 34,6 25,9 26,2 30,1 52,8 27,0

Источник: ИСПИ РАН, Отдел социологии индикаторов и показателей развития российского общества, сектор социологии федеративных и региональных отношений.

Таблица 6

Сколько ни работай, материального благополучия не обеспечишь (в % от числа опрошенных в 2009 году)

Федеральный округ РФ

ЦФО СЗФО ЮФО ПФО УФО СФО ДФО

Совсем не согласен 17,8 15,5 20,6 16,1 27,4 20,9 30,2 19,6

Не согласен 23,6 23,6 14,2 31,4 23,4 20,9 22,6 23,3

Затрудняюсь ответить 33,4 34,8 32,4 30,6 26,4 26,3 34,0 31,3

Согласен 16,2 16,3 17,8 12,9 13,9 15,8 8,5 15,2

Полностью согласен 9,0 9,9 14,9 9,1 9,0 16,2 4,7 10,6

Источник: ИСПИ РАН, Отдел социологии индикаторов и показателей развития российского общества, сектор социологии федеративных и региональных отношений.

Таблица 7

Российское общество в состоянии совершить прорыв в своем развитии (в % от числа опрошенных в 2009 году)

Федеральный округ РФ

ЦФО СЗФО ЮФО ПФО УФО СФО ДФО

Совсем не согласен 3,9 2,6 3,6 1,9 3,0 2,5 4,8 3,1

Не согласен 9,1 14,4 6,8 13,4 9,0 11,9 4,8 10,3

Затрудняюсь ответить 40,3 31,0 23,4 34,6 30,0 27,7 32,4 32,9

Согласен 29,4 29,3 32,7 29,5 31,5 28,4 26,7 29,8

Полностью согласен 17,3 22,7 33,5 20,6 26,5 29,5 31,4 23,9

Источник: ИСПИ РАН, Отдел социологии индикаторов и показателей развития российского общества, сектор социологии федеративных и региональных отношений.

проводимой ими политике. Не заручившись такого рода доверием и поддержкой, власти сложно эффективно решать задачи и проводить реформы.

Данное исследование подтверждает низкий уровень доверия населения по отношению к местной власти, что свидетельствует о низкой легитимности власти в России.

Получение власти сулит, как правило, свободу, богатство, престиж, безопасность и т. п. Для кого-то борьба за власть становится элементом самоутверждения и даже удовольствия. В условиях рынка власть также является товаром, на который существует как спрос, так и предложение. Постоянно существует некое противоборство между политическими силами и отдельными личностями. Власть — это работа, ответственная и, как правило, хорошо оплачиваемая. Представители властных элит на сегодняшний день могут многое себе позволить в материальном плане, чего явно нельзя сказать о простых гражданах.

По данным проведенного опроса абсолютное большинство респондентов во всех ФО России согласны с утверждением, что если человек хочет и может работать, он способен обеспечить свое материальное благополучие (табл. 5). В Приволжском ФО это подтвердили 61%. Но нужно также отметить, что около трети респондентов ЦФО, СЗФО и ПФО затруднились с ответом. Больший процент несогласных оказалось в ЦФО — 24,5%.

Итак, с подобным утверждением не согласились большинство респондентов во всех ФО РФ, но около трети опрошенных затруднились ответить на данный вопрос (табл. 6). В ПФО в этот раз 30,6% не смогли определиться. В 2007 году ситуация оказалась идентичной, большинство респондентов во всех ФО России согласились с данным утверждением. Необходимо также отметить, что процент несогласных в ЮФО, СФО и ДФО оказался больше, чем в 2009 году, зато увеличилось количество затруднившихся ответить, видимо взгляды населения были пересмотрены и на сегодняшний день не выглядят менее пессимистично.

На сегодняшний день Россия может повысить свою легитимность и утвердиться на более высоком уровне. Для этого ей необходимо решить целый

спектр социально-политических проблем. России нужно помнить и ценить свое историческое наследие, а не постоянно заимствовать западную идеологию.

Итак, исходя из данных таблицы 7, можно отметить, что большинство респондентов ЦФО, СЗФО, ПФО и ДФО затруднились ответить на данный вопрос, при этом, в сумме « согласен» и «полностью согласен» оказался наибольший процент во всех ФО РФ, хотя СЗФО оказался наиболее пессимистичным: 17% — не согласны.

В 2007 году абсолютное большинство респондентов во всех ФО России выразили уверенность, что Российское общество должно совершить прорыв в своем развитии. Необходимо отметить, что по сравнению с 2009 годом показатели «полностью согласен» и «согласен» были наибольшими в целом по стране. На данном этапе разница сместилась в пользу «затрудняюсь ответить», что может говорить о менее позитивных настроениях общества. Экономическое и социально-политическое развитие государства осуществляется путем консолидации и взаимодействия субъектов РФ друг с другом.

Российской общество нуждается в общественном идеале, общенациональной идее, которые должны придать ему духовные силы и оказать идеологическую помощь проводимым в стране реформам. Ведь на протяжении многих веков именно «духовный инстинкт», следование идеалу, поиск смысла жизни являлись особенными чертами нашего народа. Необходимо осуществлять социальное и психологическое воздействие на население средствами литературы и искусства, а так же СМИ, так как они играют важную роль в обеспечении идеологической легитимности власти. Власть должна уметь оправдывать свои действия с помощью идеологии, которая будет вноситься в массовое сознание. Идеология необходима для обоснования соответствия власти интересам народа, нации в целом и ее права управлять. Идеологическое воздействие достигается воздействием на сознание масс, внушением им определенных представлений и стереотипов, для этого используются различные институты воспитания и образования.

На сегодняшний день самое важное для России — обеспечение высокой степени консолидации

ИННОВАЦИИ № 1 (147), 2011

ИННОВАЦИИ № 1 (147), 2011

общества, необходимо возрождение Великой нации. Для этого нужно много работать, разрабатывать новый курс социально-политических преобразований и достигать поставленные цели. Страной должны управлять люди, способные привести ее к повышению

уровня благосостояния, тем более что ресурсная база это позволяет, чтобы не только российская элита, но и все население поддерживало такую власть, тем самым повышая и укрепляя уровень легитимности государства.

The role of mass-media in the formation of socio-political orientations and the need to develop innovative methods of consolidation of the russian society

O.V. Kovrigina, PhD in Sociology, Senior Researcher, Department of Sociology, Indicators and Measures of the Russian Society of the Institute of Social and Political Researches (ISPR), Russian academy of sciences

Having known the type of legitimacy of the country, it is easy to determine the level of economic and political development, the ruling regime, the goals of political power and even longevity. Nowadays the most important thing of the existence of any modern state is attached to the legitimacy of political power. The most important factor of the effectiveness of the political power is the support of the society and the level of public confidence to the reforms are being conducted in the country. Russia’s history knows many examples of dissatisfaction with society, the chosen political power, especially during the XX century. At the present stage of the development of Russia’s legitimacy it can be regarded as emerging at the stage of formation. Countries have to be managed by people who can lead them to increase wealth, especially if the resource base allows. And it can let not only the Russian elite, but also all the people support this kind of power, thereby improving and enhancing the legitimacy of the state. To enhance its impact on all spheres of society, political power based on economic, social, power, information and other resources. We also can not underestimate the informational resources of the state. Mass-media is a resource that political power has in modern conditions.

Key words: information resources, economic resources, ideology, the formation of ideology, ideological influence, innovative methods of consolidating the society, political orientation of society, the historical model of society.

ПОДПИСНОЙ ТАЛОН

Подписка в редакции — это получение журнала сразу после выхода тиража. Подписка на 2011 год (12 номеров) — 11160руб. 00 коп. (Одиннадцать тысяч сто шестьдесят рублей), в том числе НДС — 1116 руб 18 коп.

Название организации_____________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество___________________________________________________________

Должность________________________________________________________________________

Почтовый адрес (адрес доставки)__________________________________________________

Просим высылать нам журнал «Инновации» в количестве_____экземпляров.

Нами уплачена сумма______________________________________________________________

Платежное поручение_______________________от______________________20__г.

Банковские реквизиты редакции:

ОАО «Трансфер», ИНН 7813002328, КПП 781301001, р/с 40702810727000001308 в Приморском филиале ОАО «Банк Санкт-Петербург», г. Санкт-Петербург, к/с 30101810900000000790, БИК 044030790

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дата заполнения талона подписки______________________Подпись_______________

Подписку на год или на полугодие можно оформить с любого месяца. Заполненный подписной талон мы принимаем по факсу: (812) 234-09-18. Контактное лицо: А. Б. Каминская По каталогу «Агентство “Роспечать"» «ГАЗЕТЫ. ЖУРНАЛЫ — 2011» (Москва) подписка оформляется на общих основаниях. Подписной индекс: 38498.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.