Научная статья на тему 'Роль СМИ по формированию антиэкстремистской базы в работе со студентами'

Роль СМИ по формированию антиэкстремистской базы в работе со студентами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова В. В.

В условиях абсолютной доступности информации для молодежи бывает трудно контролировать их досуг. В целях профилактики экстремизма, устранения причин и условий, способствующих его проявлениям, а также систематизации методов процесса формирования толерантного сознания у студентов формируются различные формы и методы по предупреждению экстремизма и терроризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль СМИ по формированию антиэкстремистской базы в работе со студентами»

НАЗАРОВА ВВ.

РОЛЬ СМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АНТИЭКСТРЕМИСТСКОЙ БАЗЫ В РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ

Аннотация: В условиях абсолютной доступности информации для молодежи бывает трудно контролировать их досуг. В целях профилактики экстремизма, устранения причин и условий, способствующих его проявлениям, а также систематизации методов процесса формирования толерантного сознания у студентов формируются различные формы и методы по предупреждению экстремизма и терроризма.

Ключевые слова: молодежь, противодействие экстремизму, межкультурное взаимодействие.

Одной из приоритетных задач, определенных стратегий государственной национальной политики является развитие системы образования, патриотического и гражданского воспитания, формирования культуры межнационального общения и установок толерантного сознания у подрастающего поколения [1].

Особый статус молодежи в обществе рождает потребность в адекватной молодежной политике, способной решить или смягчить имеющиеся проблемы, а также направить в созидательное русло творческий потенциал молодежи.

В Многопрофильном колледже работа с молодежью построена в направлении формирования этнокультурной толерантности, уважительного отношения к представителям различных культур и вероисповеданий, воспитанию духовности и патриотизма, социально-культурной адаптации молодых людей, приезжающих обучаться в колледж.

В целях профилактики экстремизма, устранению причин и условий, способствующих его проявлениям, а также систематизации методов процесса формирования толерантного сознания у студентов воспитательная работа в Многопрофильном колледже включает в себя реализацию мероприятий по следующим направлениям: правовое, научно-методическое, социально-экономическое, образовательное, просветительское, информационно-пропагандистское, аналитическое, организационно-управленческое. Эти направления воспитательной деятельности реализуются на уровне колледжа, студенческих групп и студенческого самоуправления.

В Многопрофильном колледже обучаются студенты разных национальностей и вероисповеданий, в связи с этим особое значение имеют мероприятия, направленные на выработку у студентов толерантного поведения, навыков межкультурного взаимодействия между представителями разных национальностей и культурных традиций. Среди традиционных мероприятий можно выделить празднование национальных празднико, таких как Зул, Пасха, Цаган Сар, Рождество Христово, Масленица, проведение тематических классных часов, посвященных традициям и обычаям народов мира, организация фестивалей, концертов, на которых у молодежи есть возможность познакомиться с песнями, национальными инструментами и танцами разных народов. В колледже традиционно проводятся праздники, посвященные Дню Народного единства.

Одной из основных установок в работе по еще одному направлению воспитательной работы является понимание того, что для молодых людей телевидение, газеты, журналы, интернет - это важные источники информации. Интернет среди перечисленных источников занимает особую позицию, ведь в последнее время одной из основных форм проведения досуга молодежи стало времяпрепровождение в социальных сетях.

Интернет в последнее время к сожалению, довольно часто используется и как источник распространения идеологии терроризма и экстремизма.

Практически все крупные международные террористические структуры широко используют в информационно-пропагандистских акциях, ориентированных на молодежь, сеть «Интернет», учитывая ее доступность и популярность. Согласно проведенного специалистами анализа использования террористическими и экстремистскими

организациями ресурсов сети «Интернет», в 1998 году террористические структуры поддерживали в развивающейся на тот момент «всемирной паутине» всего 12 сайтов. Уже к 2005 году их насчитывалось около 5000, а в настоящее время, по оценкам экспертов, - около 10 тысяч. Кроме того, в сети функционирует большое количество новостных агентств и сайтов, напрямую не аффилированных с террористическими организациями, но разделяющих их идеологию и оказывающих террористам поддержку в различных формах [2]. Многие сайты специально постоянно меняют свой адрес, а в структуры экстремистских и террористических объединений все чаще входят специалисты, как правило, из числа молодых программистов, владеющих навыками компьютерного взлома. В сети «Интернет» в настоящее время работают около 200 только русскоязычных сайтов, поддерживающих идеи терроризма и экстремизма.

Практика борьбы с распространением идеологии терроризма и экстремизма на просторах сети Интернет свидетельствует, что только национальных регулятивных, в том числе запретительных, правовых норм для противодействия идеологии терроризма в Интернете недостаточно. Ведь мы не можем отследить каждого студента, не можем увидеть какими социальными сетями он пользуется, какие сайты посещает, какую газету читает. Но мы можем привлечь молодежь к исследовательской работе, проектированию, призвать к гражданской ответственности, иными словами, показать, что такое «хорошо», а что такое «плохо».

Студенты Многопрофильного колледжа активно привлекаются к творческим коллективным делам, проектированию и исследовательскому поиску. Студенты колледжа -инициаторы создания информационно-развлекательного вестника «Профи», который выходит один раз в месяц. Студенты сами пишут статьи, рассказывают, что произошло в колледже за этот месяц, а самые активные присылают свои статьи для публикации в районную газету «Вперед».

На базе БПОУ РК «Многопрофильный колледж» создан Ресурсный центр информационно-коммуникационных технологий. В рамках работы Ресурсного центра уже сейчас активно функционируют: лего-лаборатория, фото-студия «Калейдоскоп», исследовательская лаборатория для обучающихся и студентов образовательных учреждений г. Городовиковска.

Студенческое самоуправление колледжа отслеживает в соцсетях полезную, интересную информацию, которой делится с другими студентами. Активно работают в таких группах как: «Российский союз сельской молодежи», «Общественная палата РФ», «РИА Калмыкия», «Подслушано Городовиковск». Информация, почерпнутая из этих и многих других групп, часто подталкивает молодежь к организации социальных проектов. Например, в группе «Подслушано Городовиковск» в 2015 была опубликована информация о девочке-инвалиде, проживающей в Городовиковском районе и нуждающейся в лечении. По инициативе студентов и при поддержке администрации колледжа был проведен ряд мероприятий по сбору средств на лечение, одежду и инвентарю, продукты питания, необходимые принадлежности. В этом учебном году из группы «Общественная палата РФ» мы узнали о марафоне добрых дел, организаторами которого выступили Общественная палата РФ, Ассоциация волонтерских центров и Роспатриотцентр. Студенты Многопрофильного колледжа приняли самое активное участие в данном марафоне, ребята с активной гражданской позицией собрали пластиковые бутылки и батарейки, оказывающие непоправимый вред окружающей среде города.

Особое внимание колледжем уделяется организации диалога с внешней средой через укрепление связей и повышение эффективности сотрудничества с органами исполнительной власти, образовательными учреждениями, общественными объединениями, работодателями и другими участниками трудовой деятельности. На сайте «Одноклассники» и «ВКонтакте» созданы страницы Многопрофильного колледжа, где модераторами являются сами студенты, которые выкладывают новости и фотографии из жизни колледжа.

Работа, проводимая Многопрофильным колледжем в направлении профилактики проявлений терроризма и экстремизма, интересна своим опытом и результатами.

В заключении мне хотелось бы сказать, что в конечном итоге террористы и экстремисты - это просто неправильно воспитанные люди. Ведь, если вдуматься, все рождаются свободными, равными в правах, все изначально обладают одинаковым генетическим капиталом. В каждой культуре, в каждом народе, независимо от цвета кожи, встречается какое-то число эгоистов и какое-то число людей великодушных. Одних воспитывают солдатами, при помощи пропаганды учат подчиняться, убивать, не иметь собственного мнения. В других развивают способность мыслить самостоятельно.

Правильно организованная воспитательная работа, опирающаяся на возможности сети Интернет и учитывающая особенности современной молодежи, позволит эффективно бороться с проявлениями терроризма и экстремизма в молодежной среде.

1. Добрынина, М. В. Патриотизм как явление противодействия идеологии экстремистских организаций // Формы и методы противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи. Роль и задачи образовательных организаций: тез. науч.-практ. конф., Москва, 26-27 нояб. 2015 г. М., 2015. С. 61-64.

2. Жуков, А. А. Повышение эффективности работы по предупреждению (профилактике) терроризма и экстремизма в образовательной организации. Роль и задачи образовательных организаций: тез. науч.-практ. конф., Москва, 26-27 нояб. 2015 г. / А. А. Жуков, В. Н. Онисько // Формы и методы противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи: материалы науч.-практ. конф. М., 2015. С. 98100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.