Научная статья на тему 'Роль службы занятости муниципального района в трудоустройстве сельских жителей'

Роль службы занятости муниципального района в трудоустройстве сельских жителей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фанненштиль Анна Александровна, Горшков Виталий Викторович, Пенькова Инна Михайловна

Изучена роль службы занятости муниципальных территорий на примере Благовещенского района Алтайского края в трудоустройстве сельского населения. Количество обратившихся в службу занятости в поисках работы в 2006 г. увеличилось на 27,6%, по сравнению с 2004 г. В результате действий органов службы занятости из числа безработных в 2006 г. с учета снято более чем в 1,5 раза человек больше, чем в 2004 г., в т.ч. по причине трудоустройства рост составил на 10,5%, по направлению на профессиональное обучение на 40%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фанненштиль Анна Александровна, Горшков Виталий Викторович, Пенькова Инна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF EMPLOYMENT SERVICE IN JOB PLACEMENT OF RURAL POPULATION

The role of employment service of municipalities in job placement of rural population is studied by the example of the Blagoveshchenskiy District of the Altai Region. Number of people who applied to the employment service in search for job in 2006 increased by 27.6% compared to 2004. The activity of the employment service in 2006 reduced the number of registered unemployed 1.5 times more than in 2004; employment growth was more than 10.5%, vocational training more than 40%.

Текст научной работы на тему «Роль службы занятости муниципального района в трудоустройстве сельских жителей»

ЭКОНОМИКА АПК

УДК 64.024.3/.4:63:339.13 (571.15)

В.А. Кундиус, Н.В. Трушина

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ПРЯМОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ РЫНКЕ

Сельское хозяйство и продовольственный комплекс, являясь более отсталой отраслью в плане развития производительных сил, медленнее, чем другие отрасли производства, приспосабливаются к меняющимся экономическим и технологическим условиям.

Данное обстоятельство обуславливает специфику деятельности продовольственного рынка через преобразование сложившегося механизма функционирования всей внутрихозяйственной экономической системы.

За годы реформ в России резко ухудшились состояние, структура и динамика развития продовольственного рынка. На протяжении последних лет сокращаются национальное производство и потребление продовольствия, разбалансированной является его структура. В этой связи достаточно сказать, что сегодня, по данным государственной статистики, более 1 /3 россиян не в состоянии обеспечить себе рациональное питание (в некоторых северных регионах страны население находится на грани голода). Резкое снижение качества питания — одна из важнейших причин сокращения продолжительности и ухудшения качества жизни населения. По таким важнейшим показателям, как калорийность питания, душевой доход, продолжительность и качество жизни Россия занимает место в категории слаборазвитых стран.

Обвальное падение сельскохозяйственного производства привело к тому,

что за годы реформ почти половину объемов российского продовольственного рынка составляли импортные продукты питания. Такая зависимость, на наш взгляд, является экономическим парадоксом для страны, располагающей богатыми и разнообразными природными условиями, позволяющими производить дешевую и качественную сельскохозяйственную продукцию. Вместе с тем продовольствие — это не просто продукт первой необходимости, а важнейший стратегический товар, именно по этой причине в спектре проблем экономической безопасности вопрос обеспечения продовольственной безопасности является одним из основных.

Возникает вопрос о необходимости улучшения качества питания населения России за счет увеличения продуктов питания собственного производства на рынке продовольствия. Мы предлагаем рассмотреть одно из направлений решения данной проблемы путем налаживания прямого взаимодействия между отечественными сельхозтоваропроизводителями и предприятиями общественного питания. Этот путь поможет, с одной стороны, увеличить производство сельскохозяйственной продукции, а с другой, — способствовать улучшению качества питания населения страны, а в совокупности будет способствовать укреплению национальной продовольственной безопасности.

Государственная централизованная система распределения продовольствия,

существовавшая в условиях плановой экономики, предполагала жестко фиксированные связи между всеми уровнями продовольственной цепочки. Каждый сельхозпроизводитель был закреплен за перерабатывающим предприятием, которому поставлялось сырье на переработку. Подобная жесткая привязка существовала по всей вертикали. По такой схеме работало подавляющее число предприятий, а также проходил основной поток продовольствия от сельхозпроизводителя до конечного потребителя.

В условиях плановой экономики отсутствовали возможности альтернативного производства и альтернативного сбыта. Перед производителями не стоял вопрос производить требуемую продукцию самостоятельно или покупать ее на рынке, а значит, отсутствовали такие понятия, как «эффективный производственный и маркетинговый выбор» и в итоге — выбор между реализацией (покупкой) на рынке или вертикальной интеграцией или координацией. То есть в условиях централизованной экономики издержки осуществления рыночных сделок (транзакционные издержки), которые возникают на рынке: а) издержки, предшествовавшие заключению контрактов (ex ante): поиск контрагента, издержки сбора информации, заключению контрактов; б) издержки по реализации контрактов, риски, связанные с выполнением контрактов (ex post) отсутствовали для экономических субъектов.

Риски невыполнения контрактных обязательств, а, следовательно, издержки, возникающие в связи с этим, существовали даже в рамках жесткой централизованной системы, однако покрытие их, то есть покрытие убытков хозяйствующих субъектов, брало на себя государство, компенсируя расходы из бюджета. Издержки несло общество в целом путем недополучения общественных благ. Кроме того, существовали транзакционные издержки другого порядка, несвойственные рыночной экономике: издержки стояния в очередях, выбивания фондов, теневых фондов и теневого оборота и пр.

С началом реформ создание легальных условий для свободной предпринимательской деятельности не означало одномоментного возникновения работающего рынка. Более того, разруше-

ние традиционных вертикальных и горизонтальных связей в продовольственной цепи оказало крайне негативное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов, на эффективность их производственной и сбытовой деятельности. То есть прекращение обязательности поставок между экономическими субъектами, с одной стороны, сформировало свободу выбора, привело к расширению каналов реализации продукции, но, с другой стороны, нарушение традиционных хозяйственных связей привело к резкому росту издержек, связанных с поиском контрагентов, с получением рыночной информации, реализацией продукции, выполнением контрактных обязательств в условиях еще неэффективно работающего рынка. Одним из негативных последствий нарушения хозяйственных связей стала межрегиональная дезинтеграция: рынки многих

городов оказались закрытыми для традиционных региональных поставщиков и переориентировались на импорт сырья и готовой продукции; повсеместной стало возникновение межрегиональных торговых барьеров.

Несовершенство и глубокие провалы р ы нк а индуцировали самими экономическими субъектами поиск путей и способов установления долгосрочных связей с поставщиками сырья, с покупателями готовой продукции. Преодоление несовершенства рынка виделось многими экономическими субъектами через различные формы вертикальной координации на всех уровнях продовольственной вертикали, причем именно в ее крайней форме — вертикальной интеграции (объединении под единой собственностью). Распространение переработки сельхозпродукции в хозяйствах, покупка перерабатывающими предприятиями сельхозпроизводителей, создание собственной оптовой и розничной сети — все это является примерами формирования вертикально интегрированных связей; все они стали формироваться в первые годы переходной экономики.

В любой экономике вертикальная координация возникает с целью сглаживания несовершенства рынка, сокращения транзакционных издержек. В этой связи всегда упоминается ставшая классикой работа Рональда Коуза («The Nature of the Firm», 1937), который связывал воз-

никновение различной формы организации (то есть возникновение фирмы — вертикальной интеграции) со стремлением сэкономить (минимизировать) транзакционные издержки [1]. Согласно Ко-узу вертикальная интеграция предполагает замену рынка созданием фирмы, основывающееся на том, что менее дорогостояще интернализировать издержки, чем использовать рынок для транзакции. Нет смысла создавать фирму, если, во-первых, возможно предусмотреть все будущие издержки и если, во-вторых, нет издержек по заключению контрактов и ведению долгосрочных переговоров. В рыночных условиях фирма, стоящая перед проблемой реализации, решает вопрос продавать (покупать) или производить.

Кризис платежей и высокие темпы инфляции в начале 90-х годов вызывали стремление к поиску «быстрых» (наличных) денег. Интеграция рыночных агентов с вышестоящими уровнями продуктовой вертикали стала одним из способов, позволяющих получить ликвидные средства. В последние годы наблюдалось активное проникновение производителей вышележащих уровней продуктовой цепочки в нижележащие, то есть заготовителей — в переработку и розничную сеть, перерабатывающих предприятий — в оптовую и розничную торговлю. Строительство небольших мощностей по переработке мяса и молока, выпечке хлеба стало повсеместной практикой оптовых и розничных предприятий и перерабатывающих предприятий (в последнем случае речь идет о нетрадиционной переработке).

В 90-е годы отмечалось также активное проникновение сельскохозяйственных производителей, перерабатывающих предприятий, оптовиков в розничное звено сбыта и общепит, что нашло свое отражение в быстром возникновении большого числа мелких розничных магазинов и предприятий общепита, создаваемых предприятиями вышележащих уровней продуктовой вертикали. Чаще всего, однако, розничная торговля организуется в простейших формах, требующих минимума инвестиций. Прямой сбыт организуется в различных формах, таких как продажи с машин, через киоски, передвижные торговые точки.

Специфическими для Российского продовольственного рынка моментами вертикального интегрирования являются следующие [2]:

• Уровневая специфика. Вертикаль-

ная координация в большей степени развита на первом уровне продуктовой цепочки: взаимоотношения, возникаю-

щие между сельхозпроизводителями по поводу приобретения средств производства и между сельхозпроизводителями, реализующими сельскохозяйственную продукцию и перерабатывающими предприятиями. На последующих стадиях продуктовой цепочки мотивов для возникновения вертикальных связей меньше: вертикальная координация ориентирована здесь на выход на потребительский рынок с целью получения наличных денег. Вертикальная координация приобретает в подавляющем случае характер вертикальной интеграции. Перерабатывающие, оптовые предприятия создают собственную розничную сеть.

• Степень интегрирования: соотно-

шение между вертикальной координацией и интеграцией. Возможны три уровня вертикальных связей: между отдельными уровнями в продуктовой цепочке возникают отношения разного характера:

а) продажа на свободном рынке без контрактов;

б) продажа по контрактам — квазиинтеграция;

в) вертикальная интеграция. Высокие транзакционные издержки ведут к различным видам вертикальной координации и контроля. При вертикальной интеграции удается минимизировать транзакционные издержки, но возрастают производственные издержки. Контракты или квазиинтеграция — это тот случай, когда транзакционные издержки слишком велики, чтобы ориентироваться только на свободный рынок, но производственные издержки слишком велики, чтобы соглашаться на вертикальную интеграцию. В странах с развитой экономикой полная вертикальная интеграция частных компаний в сельское хозяйство не получило большого распространения в продовольственном секторе. Перерабатывающие предприятия работают с фермерами на условиях рыночных контрактов разной степени связей: простые рыночные контракты, контракты инте-

грации, предусматривающие разную степень привязки сельхозпроизводителей к покупателям сырья. Интеграции под единой собственностью на этом уровне цепочки практически нет. В России, наоборот, вертикальное интегрирование под единой собственностью становится преобладающей формой вертикальной координации. Например, переработка сельхозпродукции в хозяйстве; аренда земли и организация производства как торговыми компаниями, так и производителями средств производства, создание, например, фирм-операторов, покупка перерабатывающим предприятием фермы. Основная причина привлекательности полной вертикальной интеграции заключается в том, что контрактная практика не работает (либо крайне неэффективна) в переходных условиях. Транзакционные издержки в переходной экономике настолько высоки, что объединение под единой собственностью оказывается дешевле рыночных транзакций и контрактных отношений, оказываются гораздо выше издержек, связанных и объединением собственности и издержек производственных.

• Отраслевая специфика. Вертикальная координация получила распространение не во всех продуктовых сегментах. Наибольшее распространение вертикальная координация получила в таких продуктовых сегментах, как зерно, масличные, сахарная свекла. В первых двух случаях это объясняется высокой ликвидностью продуктов. Поставщики средств производства, например, становятся операторами этих рынков, поскольку проблемы сбыта зерна (масличных), которое они получают, за поставку средств производства у них в дальнейшем не будет. Сахарная свекла подпадает под вертикальное координирование в силу специфики продукта. Для него характерен пиковый тип каналов реализации: подавляющая часть

сбыта сахарной свеклы (70-100%) приходится на одного покупателя (перерабатывающее предприятие). Кроме того, вертикальная интеграция получила развитие в производстве птицы по причине короткого производственного цикла и возможности быстро получить отдачу на вложенный капитал.

Мощный импульс процессы вертикальной интеграции получили после фи-

нансового кризиса 1998 г. Резкая многократная девальвация рубля создала условия для замещения импорта, повысила конкурентоспособность отечественного продовольствия. Стало выгодно инвестировать, производить и экспортировать, а не импортировать.

Процессы, получившие развитие после кризиса, имеют принципиальное отличие от того, что было характерно в первой половине 90-х годов. Отличие состоит в том, во-первых, что интеграционные процессы инициируются крупными частными компаниями, заинтересованными работать с сельским хозяйством. То есть речь идет о крупномасштабном инвестировании со стороны частного капитала. Инициаторами процессов вертикальной интеграции выступают, во-первых, крупные перерабатывающие предприятия, заинтересованные в обеспечении стабильных поставок сырья на переработку, во-вторых, торговые компании (зерновые компании, в частности), в-третьих, компании, поставляющие средства производства сельскому хозяйству. Во-вторых, интерес в качестве объекта вертикального интегрирования представляет именно сельское хозяйство, а не другие уровни продовольственной вертикали. При этом невозможность купить землю приводит к тому, что процессы вертикальной интеграции осуществляются либо через аренду земельных паев, либо в форме контрактов

о совместном сельскохозяйственном производстве, либо производственных контрактов (контрактный фарминг). В любом случае компании-интеграторы заинтересованы в осуществлении управленческого контроля за процессом производства. В-третьих, процессы вертикального интегрирования в сельское хозяйство способствуют процессу замещения импорта и росту эффективности сельского хозяйства.

В обороте продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции существенную роль играет общественное питание. В результате анализа существующих определений нами было сформулировано следующее понятие общественного питания. Общественное питание — определённая форма социальных отношений, которые определены традициями и особенностями среды обитания, исторически сложившихся в

результате совместной деятельности людей при удовлетворении физиологической потребности потребления пищи для восполнения энергетических затрат, построения и возобновления тканей.

Формирование системы общественного питания способствует возникновению определенного типа предприятий, основной функцией которых является организация сбалансированного рационального питания. Отличительной особенностью деятельности предприятий питания является то, что в рамках одного и того же предприятия происходят производство, переработка, реализация и организация потребления продукции. Таким образом, мы считаем, что предприятие общественного питания — предприятие, деятельность которого направлена на создание производства, переработку, реализацию и организацию системы сбалансированного потребления продукции, т.е. системы рационального питания, основы которого разрабатываются гигиеной питания и диетологией.

Возникновение и развитие общественного питания строятся, прежде всего, на национальных традициях при учете особенностей национальной кухни. Традиции питания у разных народов складывались веками и сформировались окончательно под влиянием следующих факторов: среды обитания, географическое положение, экономическое развитие, религия, система культовых запретов, обычаи, регламентирующие образ жизни человека. Все это позволяет нам сделать вывод о том, что наиболее полезными для человека продуктами питания являются те, которые произведены на основе максимального использования сырья местного происхождения. Таким образом, мы приходим к выводу о необходимости формирования и развития механизма прямого взаимодействия сельскохозяйственного товаропроизводителя и предприятий общественного питания.

Алтайский край — крупный сельскохозяйственный регион не только в Сибирском федеральном округе, но и в Российской Федерации. В валовом региональном продукте Алтайского края продукция сельского хозяйства занимает значительную долю (в 2006 г. 18,0%).

В 2006 г. Алтайский край по продукции сельского хозяйства занимал 7-е

место в Российской Федерации, 1-е место — в СФО.

В настоящее время общая площадь сельскохозяйственных угодий в крае составляет более 11,0 млн га (около 5% сельскохозяйственных угодий Российской Федерации и 19% — СФО). На Алтае имеется 7 природно-экономических сельскохозяйственных зон, отличающихся экономическими и агроклиматическими условиями, что позволяет возделывать большой набор сельскохозяйственных культур. Общая площадь посевов зерновых культур в 2006 г. составляла 3,4 млн га. Это самая большая площадь в Российской Федерации, занятая зерновыми. На значительных площадях возделываются овес, ячмень, крупяные и зернобобовые культуры. Алтайский край — единственный от Урала до Дальнего Востока производитель сахарной свеклы. Кроме этого сельскохозяйственные организации выращивают подсолнечник на маслосемена, лен-долгунец, сою, кукурузу на зерно [3].

Сохраняя за собой статус одного из крупнейших в стране производителей и поставщиков растениеводческой продукции, Алтай был и остается сегодня одним из крупнейших регионов в Западной Сибири по производству продукции животноводства. На большей территории края развито молочно-мясное направление в животноводстве, объемы производства молока и мяса в 2006 г. составили, соответственно, 1333,4 и 141,8 тыс. т. Кроме того, животноводство представлено пантовым оленеводством, звероводством, пчеловодством, рыбоводством.

На сегодняшний день в г. Барнауле более или менее успешно работают порядка двухсот предприятий общественного питания разного уровня, которые регулярно посещают около 46% барна-ульцев, большую часть составляют люди в возрасте до 35 лет. Эти данные позволяют нам сделать вывод о том, что организация правильного, здорового и качественного питания на данных предприятиях оказывает непосредственное влияние на здоровье населения нашего города.

Основываясь на опыте функционирования крупных сетей предприятий общественного питания и учитывая особенности сельскохозяйственного производства

в Алтайском крае, можно, на наш взгляд, сделать следующие выводы:

1. Необходимо создание интегрированных структур, включающих в себя всех участников процесса производства конечной пищевой продукции — от сельского хозяйства до предприятий общественного питания.

2. Предприятия общепита могут осуществлять целевое финансирование производства сельскохозяйственного сырья: приобретать семена, минеральные удобрения, химические средства защиты растений, другие материальнотехнические ресурсы, оплачивать выполнение этих работ. Вся полученная сельскохозяйственная продукция поступает на предприятия общепита.

3. Реализация данной схемы предоставляет предприятиям надежную гарантию получения сырья и позволит контролировать выполнение необходимых агротехнических операций и получать высокие урожаи.

4. Необходима государственная поддержка в вопросе пополнения оборотных средств сельскохозяйственных предприятий за счет льготного кредитования предприятий общественного питания, а также увеличение объемов закупа сырья у сельхозтоваропроизводите-

лей края и сельхозпродукции, производимой в личных подсобных хозяйствах.

В результате проведения вышеперечисленных мероприятий, направленных на разработку организационно-экономического механизма прямого взаимодействия предприятий общепита и сельхозтоваропроизводителей, существенно повысится уровень обеспечения продовольственной безопасности региона и в целом страны.

Библиографический список

1. Плещинский А.С. Механизмы вертикальных взаимодействий предприятий (вопросы методологии и моделирования) / А.С. Плещинский. Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2005. 335 с.

2. Алтухов А.И. Российский АПК: современное состояние и проблемы развития / А.И. Алтухов, В.А. Кундиус. М.: ФГУП «ВО Минсельхоза России», 2004. 602 с.

3. Краткий анализ рентабельности сельскохозяйственного производства в сельхозорганизациях Алтайского края. 1991, 2001-2006 гг.: аналит. записка / под ред. В.М. Мочалова; Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. Барнаул, 2007. 80 с.

+ + +

УДК 657:631.145 Ю.В. Кашинская,

Л.И. Киркеева

РОЛЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК

Введение

В условиях перехода к рыночным отношениям требуется существенное изменение порядка регистрации издержек производства и формирования себестоимости в аграрном секторе. Усиливается роль бухгалтерского управленческого учета как средства контроля за рациональным использованием ресурсов, объективного определения финан-

совых результатов. Необходимость решения той или иной задачи обусловлена снижением продуктивности, удорожанием ресурсов, кормов, сокращением численности поголовья. В то же время необходимость пересмотра порядка ведения учета и регистрации хозяйственных процессов вызывается изменениями не только экономической ситуации, но и

в связи с принятием новых законодательных и нормативных документов.

Управленческий учет в большинстве организаций сельского хозяйства развит слабо или не ведется. Многие его элементы входят в наш традиционный бухгалтерский учет (учет затрат и калькулирование себестоимости продукции птицеводства), оперативный учет (оперативная отчетность), экономический анализ (анализ себестоимости продукции птицеводства, обоснование принимаемых решений, оценка выполнения плановых заданий) [1].

Одним из основных факторов успешного функционирования сельскохозяйственного производства является внедрение системы управленческого учета на предприятиях. В связи с этим тема исследования является актуальной.

Предметом исследования является совокупность теоретических вопросов, отвечающих задачам использования системы управленческого учета в экономическом развитии предприятий АПК.

При этом существует целый ряд проблем, начиная от определения управленческого учета и заканчивая его внедрением на предприятия АПК.

Методика исследования

В системе управленческого учета формируется информация о расходах, доходах и результатах деятельности предприятия как в целом, так и его структурных подразделений в аналитических разрезах, необходимых для принятия управленческих решений.

Существуют проблемы в определении управленческого учета, его развитии и сущности. В последние годы среди отечественных ученых и практиков ведется полемика вокруг управленческого учета: о его роли и месте в системе бухгалтерской информации, целях и задачах, о целесообразности государственного регулирования, возможности построения самостоятельной системы управленческих счетов, о содержании управленческого учета, соотношении и отличиях от финансового учета [2].

Переводные источники (как правило, представляющие англосаксонскую школу бухгалтерского учета) в целом отличаются единством мнений по вопросу о содержании управленческого учета, которые сводятся к тому, что управленче-

ский учет представляет собой информационную систему, подготавливающую данные для оперативного управления производством. При этом управленческий учет рассматривается как один из типов информации (поддающейся количественной оценке и не поддающейся ей), которой оперирует менеджер.

Среди отечественных авторов подобного единства мнений пока еще не наблюдается. Сущностный характер управленческого учета находит выражение в определении этой области экономических знаний. Управленческий учет является следствием обособления экономической информации для повышения результативности системы управления, его основой является теория принятия решения.

В настоящее время среди отечественных экономистов не существует единого мнения по вопросу определения управленческого учета [3, 4].

Н. Врублевский в результате анализа различных определений управленческого учета сделал вывод о необходимости группировки имеющихся дефиниций управленческого учета в зависимости от сущностных его характеристик.

Все позиции в обобщенном виде представляются следующим образом:

1) управленческий учет — подсистема бухгалтерского учета, информация которой используется для управления и контроля за деятельностью последней (А. Шеремет, Н. Кондраков, М. Вахру-шина, В. Ивашкевич, С. Николаева, С. Шапигузов и др.);

2) управленческий учет представляет собой интегрированную систему учета, нормирования, планирования, контроля и анализа с целью формирования информации для принятия управленческих решений (Т. Карпова, В. Палий и др.);

3) управленческий учет представляет собой производственный учет и калькулирование себестоимости продукции в системе бухгалтерского учета, информация которого используется для управления предприятием (П. Безруких, С. Стуков и др.).

Таким образом, мы видим, что различные авторы предлагают разные определения управленческого учета. Ряд ученых рассматривают управленческий учет составной частью бухгалтерского учета, другие рассматривают как от-

дельную науку. По нашему мнению, управленческий учет является неотъемлемой частью бухгалтерского учета [4].

Подобный разброс мнений, объясняется двумя причинами. Во-первых, в России термин «управленческий учет», в отличие от термина «бухгалтерский учет», законодательно не закреплен. Во-вторых, в нашей стране управленческий учет как специальная область научной и практической деятельности пока лишь формируется и используется не на всех предприятиях.

Процесс реформирования российского учета, его переориентация с контрольных на управленческие функции идут крайне медленно. В большинстве случаев цель бухгалтерской службы современных сельскохозяйственных предприятий считается достигнутой после сдачи ею бухгалтерской отчетности и проведения налоговых платежей. Говоря иначе, бухгалтерское дело в Российской Федерации во многих случаях по-прежнему рассматривается через призму счетоводства, ориентированного на налоговый учет.

Известно, что до перехода к командно-административной экономике в условиях нэпа собственно учетом функции бухгалтера не ограничивались. Помимо учетных вопросов на него возлагалась ответственность за анализ полученной отчетной информации, подготовку справок для принятия и обоснования управленческих решений, за разработку бюджетов. Бухгалтерия того времени делилась на две службы — финансовую и производственную [4].

По нашему мнению, управленческий учет, подобно финансовому, является подсистемой бухгалтерского учета. Оба вида учета основаны на одном и том же массиве первичных данных (документов, оформляющих хозяйственные факты и операции), но представляют их различную интерпретацию и воплощаются в различной итоговой информации, кроме того, ориентированы на различных пользователей.

Исследование показало, что в условиях рыночной экономики ведение управленческого учета представляет собой объективную необходимость. Поскольку практически каждая организация самостоятельно выбирает направления развития, виды выпускаемой продукции, объ-

емы производства, политику сбыта продукции, социальную и инвестиционную политику и т.п., то возникает потребность по всем этим параметрам накапливать информацию, получать необходимые учетные данные. Ведение управленческого учета является одним из основных условий, позволяющих руководству организации принимать правильные управленческие решения. В этом заключается одна из важнейших целей управленческого учета.

Поскольку под управленческим учетом понимается система сбора, обработки и предоставления учетной информации для нужд управления, то, естественно, целью управленческого учета являются создание и поддержание информационной системы в организации. Это вместе с тем является важнейшей предпосылкой функционирования управленческого учета. Другой предпосылкой является разработка необходимой системы показателей для управленческого учета и внутренних форм отчетности [5].

На наш взгляд, использование системы управленческого учета способствует совершенствованию всего процесса управления организацией, создает реальные возможности для его оптимизации. При внедрении системы управленческого учета необходимо решить следующие задачи: определение целей, которые при

этом должны решаться; подготовка и принятие управленческих решений; установление уровня ответственности отдельных работников; текущий и последующий контроль за исполнением решений; учет полученных результатов; анализ отклонений; совершенствование текущего и последующего контроля. Решение всех этих задач обеспечивает наиболее оптимальную систему принятия и реализации соответствующих управленческих решений.

При постановке системы управленческого учета, как правило, решаются следующие важнейшие задачи:

- формирование полной себестоимости и на ее основе определение прибыли обеспечивают ведение рационального учета и контроль за уровнем затрат;

- формирование сокращенной себестоимости, на основе которой исчисляется маржинальный доход, в большей степени создает условия для подготовки управленческих решений благодаря возможностям показателя маржинального

дохода (определение наиболее эффективной отрасли производства внутри организации, составление оптимальной производственной программы, проведение анализа безубыточности и др.) [5].

Следовательно, основная задача управленческого учета — подготовка необходимой информации для принятия оптимальных управленческих решений по совершенствованию процесса производства и тем самым оптимизация самого процесса управления.

Выводы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, из всего вышеизложенного следует, что для сельскохозяйственных предприятий внедрение управленческого учета необходимо особенно. Так как предприятия АПК отличаются сезонностью производства (применительно к отрасли растениеводства), поэтому информация о затратах предприятий, структурных подразделений часто получается не достоверной. Возрастание контроля за затратами и управление организацией обусловливают актуальность внедрения управленческого учета и совершенствования управленческого учета затрат. Внедрение на сельскохозяйственных предприятиях социально-экономических методов управления производством на принципах самоконтроля, самофинансирования и самоуправления позволит повысить эффективность контроля за затратами с целью выявления неиспользованных резервов и их мобилизации в производство, а также производить более обоснованную оценку деятельности отдельных структурных

подразделений. Система управленческого учета обеспечит точное проведение детального анализа экономических показателей структурных подразделений, позволит качественно, рационально осуществлять управление подразделениями (сегментами) путем принятия и реализации научно обоснованных управленческих решений.

Библиографический список

1. Алборов Р.А. Организация управленческого учета в сельском хозяйстве / Р.А. Алборов, С.В. Бодрикова / / Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. № 31. С. 24-28.

2. Белов Н.Г. Актуальные проблемы бухгалтерского учета в сельском хозяйстве / Н.Г. Белов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2006. № 6. С. 43-45.

3. Бурцев В.В. Управленческий учет и производственное бюджетирование / В.В. Бурцев // Современный бухучет. 2006. № 7. С. 3-10.

4. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: учебник для студентов вузов / М.А. Вахрушина. 3-е изд., доп. и пер. М.: Омега-Л, 2004. 576 с.

5. Ляпухова А.В. Особенности организации стратегического управленческого бухгалтерского учета в условиях аграрной экономики / А.В. Ляпухова / / Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2006. № 7. С. 37-39.

+ + +

УДК 331.522.4(371.15) А.А. Фанненштиль,

В.В. Горшков, И.М. Пенькова

РОЛЬ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ СЕЛЬСКИХ ЖИТЕЛЕЙ

Обоснование и методика исследований жения и занятости экономически актив-

В настоящее время в крае и стране ного населения, то есть той части тру-

остро стоит вопрос регулирования дви- доспособных граждан, которые способ-

ны участвовать в производстве материальных ценностей и оказании услуг.

В целях обеспечения единых подходов и комплексного решения задач по содействию занятости, стимулированию создания и сохранения рабочих мест действует Программа содействия занятости населения Алтайского края. Кроме того, распоряжением администрации края от 23.12.2003 г. № 1083-р утвержден План мероприятий по реализации Концепции действий на рынке труда в Алтайском крае. Работу по реализации Программы и Плана мероприятий по реализации концепции служба занятости осуществляет во взаимодействии органов службы занятости населения, органов исполнительной власти края, местного самоуправления, предприятий и общественных организаций.

В современных условиях важнейшее значение приобретает реализация мер, направленных на активизацию политики занятости, сокращение периода безработицы, скорейшее возвращение безработных к производительному труду. Выполнению этих задач способствуют целевые программы, предусмотренные Федеральной программой содействия занятости населения в РФ. Ключевая роль среди них принадлежит посредническим услугам в трудоустройстве граждан, которые обращаются в центр занятости. Этот вид услуг включает в себя: информирование населения по во-

просам выбора профессии, профессиональной подготовки, переподготовки; профессиональную ориентацию; организацию профессионального обучения безработного и незанятого населения, временного трудоустройства несовершеннолетних граждан; проведение ярмарок вакансий и учебных рабочих мест; подбор подходящего рабочего места. Данная проблема рассмотрена нами на примере Благовещенского района Алтайского края.

Объектом исследования являлась система экономических отношений, связанная с управлением трудовыми ресурсами. Предмет исследования — процессы, факторы и тенденции, влияющие на управление трудовыми ресурсами. Период исследования 2004-2006 гг. В ходе выполнения работы использовались следующие методы исследования: моно-

графический, статистический, диалектический, абстрактно-логический, опрос и другие.

Результаты исследований и их обсуждение

В 2006 г. по вопросам трудоустройства в органы службы занятости Благовещенского района обратилось 4276 человек (в 2005 г. — 3826 человек). Основные показатели деятельности органов службы занятости отражены на рисунке 1.

4500

4000

3500

3000

2500

2000

1500

1000

500

0

2004 г.

■ Ищут работу □ Трудоустроено

2005 г.

2006 г.

■ Обратилось в поисках работы

■ Признано безработными

Рис. 1. Основные показатели деятельности органов службы занятости

Благовещенского района

За исследуемый период увеличилось количество граждан, обратившихся в службу занятости в поисках работы (в 2006 г. на 27,6% больше, чем в 2004 г.). Тем не менее количество трудоустроенных сократилось на 22,4% (из них доля подростков в возрасте от 14-17 лет, устроенных на временные работы, уменьшилась на 53,4%). Ежегодно увеличивается доля безработных и в 2006 г. она составила 2212 человек, что на 97,7% больше, чем в 2005 г. По состоянию на конец 2006 г. временным безработным мог считаться каждый второй, и только каждый двенадцатый имел статус длительного безработного.

Длительная незанятость негативно сказывается на работоспособности в будущем, т.к. за это время теряются профессиональные навыки. В отдельных селах района отмечены некоторые превышения районных показателей длительности регистрируемой безработицы.

Качественный состав безработных граждан приведен на рисунке 2. В численности официально зарегистрированных безработных преобладают женщины (в 2006 г. — 944 человек, в 2004 г. — 516 человек). На 60% увеличился количественный состав безработных из числа молодежи в возрасте от 16 до 29 лет. В численности безработной молодежи половину (51,1%) составляют граждане в возрасте от 18-24 лет. Эта наиболее

уязвимая категория молодежи включает в себя выпускников учебных заведений, испытывающих трудности в поиске подходящей работы ввиду отсутствия трудового стажа и опыта работ.

Ежегодно в составе безработных граждан увеличивается доля инвалидов (в 2006 г. на 1,4% больше, чем в 2004 г.).

Жесткая конкуренция на рынке труда и рост безработицы повысили требования к образованию работников (рис. 4).

Согласно приведённым данным, наибольший удельный вес в численности безработных района занимают лица, имеющие среднее общее образование. Увеличивается число безработных, имеющих высшее образование. Наиболее массовые профессии среди безработных в районе: водитель, бухгалтер, медицинские работники (медсестры, санитарки), продавец, разнорабочие.

Как уже было отмечено ранее, в районе не востребованы лица, имеющие высшее образование: учителя, библиотекари, воспитатели дошкольных учреждений. Вследствие отсутствия первоначального капитала им практически невозможно открытие собственного дела. По причине отсутствия средств на платное обучение снижаются объемы переобучения и поступления выпускников школ в вузы.

¡Женщины

□ Молодежь в возрасте 16-29 лет

■ Инвалиды

Рис. 2. Качественный состав безработных граждан, зарегистрированных ГУ ЦЗН Благовещенского района в 2006 г.

44,1

17,6

19,7

14,2 0,5 3,8

2005 г.

26,2

26,2

□ Высшее профессиональное

■ Неполное высшее профессиональное

■ Среднее профессиональное

■ Начальное профессиональное

□ Среднее общее

■ Неполное среднее

2006 г.

Рис. 3. Состав безработных граждан района по уровню образования, %

Представленные в таблице 1 данные по обучению и переобучению по направлению службы занятости свидетельствуют, что в течение отчетного периода направлено на профессиональное обучение 188 человек. Это на 64,9% больше 2004 г. (123 человека), из них закончили обучение в 2006 г. 185 человек, что на 98,9% больше, чем в 2004 г.

Большое внимание служба занятости уделяет временному трудоустройству несовершеннолетних граждан в возрасте 14-18 лет. В 2006 г. было занято 484 человек, что на 40,3% меньше, чем в 2004 г. Во время летних каникул трудоустроено около 40% школьников. Виды выполняемых ими работ были следующие: благоустройство территорий, работа на пришкольных участках, подсобная работа при ремонте помещений. Большая часть трудоустроенных — дети из неблагополучных семей.

В отчетном году было проведено 685 ярмарок вакансий для безработных граждан, длительно не работающих, ис-

пытывающих трудности в поисках работы. Занятость молодежи — одна из главных задач службы занятости района, так как большинство зарегистрированных преступлений были совершены несовершеннолетними (в 2006 г. — 33 человека) и молодежью в возрасте от 18 до 29 лет (в 2006 г. — 200 человек). Поэтому особое внимание уделяется временному трудоустройству молодежи в возрасте от 18 до 20 лет, привлечение их к общественной жизни района. Напряженность на официальном рынке труда в целом по району в 2006 г. составила 70,9% незанятых граждан, ищущих работу на одно вакантное место.

Согласно данным таблицы 2, в 2006 г. из 4276 граждан, ищущих работу, было трудоустроено на постоянную работу 426 человек и 840 граждан — на временную (соответственно, на 53,2% больше и на 38% меньше 2004 г.). Вследствие этого большинство безработных были сняты с учета (табл. 3).

Таблица 1

Профессиональное обучение по направлению службы занятости и оказание профориентационных услуг

Наименование Год 2006 к 2004, %

2004 2005 2006

Направлено на обучение, чел. 114 147 188 164,9

Проходит обучение всего, чел., в том числе: 123 175 188 152,8

закончили обучение, чел. 93 175 185 198,9

проходят обучение, чел. 30 0 0 -

Получили услуги по профориентации, чел. 2130 4058 188 8,8

Таблица 2

Доля трудоустроенных на постоянную и временную работу в общей численности трудоустроенных в ГУ ЦЗН Благовещенского района

Наименование Год 2006 к 2004, %

2004 2005 2006

Граждане, состоящие на учете, чел. 2849 3826 4276 150,1

Трудоустроено, чел. 1632 1401 1266 77,6

В % к ищущим, чел. 57,3 36,6 29,6 51,6

Лица, трудоустроенные на постоянную работу, чел. 278 294 426 153,2

В % к трудоустроенным, чел. 17,0 21,0 33,6 197,6

Лица, трудоустроенные на временную работу, чел. 1354 1107 840 62,0

В % к трудоустроенным, чел. 83,0 79,0 66,4 80

Таблица 3

Снятие с учета безработных граждан по основным причинам

Наименование Год 2006 к 2004, %

2004 2005 2006

Снято с учета безработных, чел. 969 1476 1518 156,6

Нашли работу, чел. 588 668 650 110,5

Направлено на профессиональное обучение, чел. 114 147 188 164,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оформлено на досрочную пенсию, чел. 22 32 37 168,2

Другие причины, чел. 245 629 643 262,4

Таким образом, в результате действий органов службы занятости из числа безработных в 2006 г. с учета снято 1518 человек, что на 56,6% больше, чем в 2004 г. Основной причиной снятия с учета являлись трудоустройство граждан (в 2006 г. — 650, в 2004 г. — 588 человек), направление на профессиональное обучение (2006 г. — 188, 2004 г. — 114 человек) и другие причины.

Выводы

Проанализировав численный состав трудовых ресурсов и работу центра занятости, можно подвести итоги. За анализируемый период в Благовещенском районе заметно возросла численность безработного населения (на 106,6%), в основном со средним профессиональ-

ным образованием (26,2% из числа безработных). Организациям и предприятиям требуются высококвалифицированные опытные работники. Работодатели не желают тратить время и силы на обучение молодых специалистов, закончивших учебные заведения, тем самым усугубляя неблагоприятное положение безработицы молодежи.

Основная роль в разработке и реализации мер по управлению занятостью трудоспособного населения принадлежит местным службам занятости, в частности ГУ ЦЗН Благовещенского района. Важными мероприятиями по регулированию занятости населения являются организация обучения и переобучения, временное трудоустройство (особенно актуальное для работающих в нетрудо-

способном возрасте, особенно несовершеннолетних). В целом за 2006 г. потребность в работниках для замещения свободных рабочих мест, заявленная в органы службы занятости предприятиями и организациями района, по сравнению с 2004 г. снизилась на 2,2% и составила 270 рабочих мест.

Библиографический список

1. Закон Алтайского края «О Программе содействия занятости населения Алтайского края на 2001-2005 гг.» // Алтайская правда. 2001. № 185.

2. Конституция Российской Федерации. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003. 48 с.

3. Состояние занятости населения: методическое пособие для проведения мониторинга (Письмо Федеральной службы по труду и занятости «О разработке Программы содействия занятости населения Алтайского края на 2006-2008 гг.» от

11.10.2005 г. № 01-17/04-01-1771).

4. Состояние рынка труда Алтайского края в 1 полугодии 2005 года // Федеральная служба по труду и занятости. Барнаул, 2005.

5. Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» (с изменениями от 22 августа 2004 г.).

+ + +

УДК 33.001

Р.Х. Тугуз

ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ИДЕОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Концепция и практика деидеологизации экономической теории была подвергнута острой критике в статье В.А. Шешина «Об идеологической функции экономической теории» [1]. Четко обозначенная и аргументированная позиция автора позитивно провоцирует на ответную критику и делает данную статью хорошим отправным пунктом для дальнейшей научной дискуссии.

В.А. Шешин обосновывает необходимость реидеологизации экономической теории по определенной логической схеме, в которой можно выделить семь ключевых пунктов.

Во-первых, экономическая теория, как и всякая другая социальная наука, в принципе «не может быть деидеологи-зированной и аполитичной» [1, с. 7].

Во-вторых, в современном мире существуют два основных класса (эксплуатируемые наемные работники и эксплуатирующие их капиталисты), соответственно, две основные идеологии и два основных течения экономической теории (политическая экономия и экономикс).

В-третьих, сторонники «политической экономии» честно признают идеологиче-

ский характер своей науки и открыто отстаивают интересы эксплуатируемых людей наемного труда. А вот сторонники «экономикс» в большинстве своем лукавят, утверждая, что их наука свободна от идеологии, но на самом деле обслуживают интересы эксплуататорского класса капиталистов.

В-четвертых, каждому экономисту придется четко определиться со своей идеологией, поскольку противоборство двух классов, двух идеологий и двух названных течений экономической теории неизбежно, а «стоять над схваткой» не получится.

В-пятых, для российского ученого предпочтительнее нравственный выбор в пользу той идеологии, которая защищает интересы «большинства населения — людей наемного труда» [1, с. 8].

В-шестых, четкое определение идеологической позиции ученого не противоречит его научной добросовестности и не исключает истинности результатов его исследований.

В-седьмых, наиболее видные и дальновидные представители «политической экономии» и «экономикс», признавая

реальность идеологического противостояния, не отрицают наличия позитивного научного потенциала у каждой из противоборствующих сторон. В подтверждение этой мысли В.А. Шешин цитирует, с одной стороны, Л.И. Абалкина, с другой, — Марка Блауга.

Конечно, можно поставить под сомнение каждый пункт. Но можно с каждым пунктом и согласиться. Можно выдвинуть упрек в чрезмерном упрощении ситуации. Но можно восхищаться простотой и ясностью биполярной модели общества, которая дает фундаментальное понимание бесконечно сложной реальности. Каждый из перечисленных семи пунктов является предметом давнего и все еще незавершенного спора. Поэтому почти невозможно высказать какое-нибудь весомое возражение, которое не оказалось бы трюизмом.

Ограниченный объем статьи не позволяет уходить в область сложнейшей полемики об интерпретации социальной стратификации современного общества и об оценке роли идеологии в формировании социальной солидарности и социальных конфликтов. Поэтому попробую условно согласиться со всеми пунктами аргументации В.А. Шешина и мысленно представить себе реидеологизи-рованную экономическую теорию в действии.

Как повлияет на эффективность научной и преподавательской деятельности экономиста нравственный выбор идеологической позиции? Как повлияет на качество экономического образования появление учебников по политической экономии, ориентированных на выполнение идеологической функции?

В поисках ответов на эти вопросы обратимся к богатому историческому опыту развития экономической науки в Советском Союзе, когда идеологическая функция всех общественных дисциплин не только декларировалась, но и реально осуществлялась. Советские учебники политэкономии постоянно напоминали студентам, что «буржуазные экономисты тщательно скрывают партийность своих теорий, пытаются представить себя стоящими вне классов, на деле же они служат корыстным интересам эксплуататорских классов. Марксистско-ленинская политическая экономия открыто выражает и

открыто выражает и защищает интересы рабочего класса и всех трудящихся масс» [2, с. 23]. Советские политэкономы последовательно и усердно выполняли свою идеологическую функцию, вооружившись «единственно научной политической экономией, освещающей путь всему человечеству к вершинам подлинного прогресса» [3, с. 27].

Но, как говорится, критерий истины — практика, а факты — упрямая вещь. Фактический вклад советских политэкономов в мировую экономическую науку оказался равен нулю. Более того, при всем своем идеологическом рвении опекаемые социалистическим государством советские обществоведы не смогли внести никакого существенного вклада даже в развитие марксистско-ленинской экономической теории. Профессор А.Г. Худокормов изложил этот исторический урок в форме максимы: «Чем более прямолинейно теория отвечает интересам правящей элиты, тем увереннее можно предположить, что она не научна» [4, с. 590].

Единственный советский лауреат Нобелевской премии по экономике Л.В. Канторович принципиально дистанцировался от идеологической борьбы и позиционировал себя как представителя математического направления в экономике. Он всегда весьма уважительно относился к своим западным коллегам и не видел в них классовых врагов и фальсификаторов. Более того, он по мере возможностей беспощадно критиковал именно наших политэкономов за их «ма-тематикобоязнь». Вот слова из выступления Л.В. Канторовича на собрании АН СССР в 1959 г., в котором он высмеивает идеологическое многословие и экономический непрофессионализм всей советской политической экономии.

«Известно, что человек часто более непритязателен к пище, чем животное. Здесь любопытным образом обнаружилось сходное явление по отношению к духовной пище. Оказалось, что машина не переваривает никакой научной продукции наших экономистов. Те длинные лекции на экономические темы (или статьи), которые люди спокойно выслушивали, читали и думали, что понимают, оказалось невозможным использовать. При попытке придать им необходимую для введения в машину логико-мате-

матическую, алгорифмическую форму ничего не получилось. Оказалось, что после удаления рассуждений общего характера, иногда и содержательных, но относящихся к философии или политике, а не к собственно экономике, а также после удаления всей «воды» либо вовсе ничего не остается, либо остается большой вопросительный знак — постановка нерешенной проблемы» [5, с. 280].

Л.В. Канторович прямо указывал на теоретическую несостоятельность и практическую бесполезность научной деятельности советских политэкономов: «Очень поучительным для характеристики положения в экономической науке является и то, что, не получая ничего от экономистов, за решение таких экономических вопросов, как эффективность капитальных вложений, рента, вынуждены браться гидротехники, энергетики, транспортники, строители, геологи, химики» [5, с. 280].

Очевидно, наши политэкономы были настолько сконцентрированы на идеологической борьбе, что до собственно экономических проблем руки у них совершенно не доходили. Объем идеологической работы был действительно огромен, поскольку приходилось критиковать и опровергать практически все достижения мировой экономической науки.

Разумеется, научная критика необходима ученым подобно тому, как скальпель необходим хирургу. Но идеологическая критика — это нечто наподобие скальпеля в руках маньяка. Чтобы убедиться в этом, достаточно увидеть, как убийственно бездумно критиковался советскими политэкономами Джон Мейнард Кейнс: «...теория Кейнса дает ложное представление о капиталистической действительности»; «.теория Кейнса извращает подлинный характер капиталистического воспроизводства»; «....Кейнс

маскирует подлинные причины кризиса и безработицы»; «.теория Кейнса носит явно апологетический характер»; «Кейнс дает ошибочную трактовку ссудного процента»; «.теория Кейнса не только маскирует суть капиталистической эксплуатации, но и направлена на ее усиление» [6, с. 260-261].

После такой идеологической экзекуции пропадает всякое желание возражать голословному и безапелляционному утверждению, что «одна из важней-

ших категорий теории Кейнса — мультипликатор — по своей сути антинаучен» [6, с. 261]. Ничего удивительного, что в нашей большой стране не нашелся ни один политэконом, который выступил бы в защиту кейнсианства.

Как показывает история, самые большие издержки идеологизации любой науки связаны с тем, что кардинально изменяется смысл общения между учеными, изменяется стиль научных споров, дебатов, дискуссий и взаимной критики. Любая идеология разделяет в сознании ученого все научное сообщество на классовых врагов и товарищей. Друзья становятся дороже научной истины. Выявление ошибок трансформируется в разоблачение лукавства. Обсуждение научных заблуждений превращается в осуждение преднамеренных фальсификаций. Деликатная критика заменяется беспардонной руганью. Малейшие возражения вызывают бурное возмущение. Эмоции затмевают разум. Идеологическая функция задает столь высокий накал в общении между экономистами, что вода из котла научной полемики выкипает и испаряется раньше, чем успевает свариться духовная пища для дальнейших размышлений.

Идеологическая борьба вредна не только своей огульной критикой врагов, но и своим запретом на критику друзей. Если кто-то решается на критику своего идеологического начальства, то он легко и быстро становится «чужим среди своих», получает ярлыки типа «иудушки», «предателя», «врага народа».

История развития марксизма представляет собой яркую иллюстрацию того, как малейшие трения среди единомышленников приводили к идеологическим расколам и безудержному размножению альтернативных идеологических течений: ленинизм, ревизионизм, оппортунизм, троцкизм, маоизм и так далее. История марксизма показывает, как легко ближайшие соратники по идеологии становятся заклятыми врагами, причем не потому, что изменили своим классовым принципам, а просто потому, что поспорили по какому-то второстепенному вопросу и затаили друг на друга обиду.

Это происходило и до прихода марксистов к власти. Вспомним их непримиримый раскол на большевиков и мень-

шевиков. Это происходило и после прихода марксистов к власти. Вспомним, как советские коммунисты называли своих китайских товарищей фашистами, а китайские коммунисты называли своих советских товарищей социал-империа-листами. Но на самом деле никто из них даже и не собирался переходить на классовые позиции буржуазии. Более того, в этом затяжном идеологическом противостоянии каждая сторона конфликта постоянно заявляла о своей приверженности учению Маркса и Ленина.

Подводя итоги кратких исторических экскурсов, можно выделить, по крайней мере, два принципиальных и, наверное, неустранимых недостатка идеологической функции.

Во-первых, в интеллектуальном аспекте исходная установка на борьбу с идеологическим врагом заставляет ученого постоянно подозревать своих оппонентов в каких-то нечестных трюках и подвохах. Поэтому идеологизированный ученый никогда не согласится с доводами другой стороны, никогда не признает свою ошибку, даже если она становится очевидной.

Во-вторых, в психологическом аспекте ученый оказывается в ситуации эмоционального напряжения, вызванного страхом проигрыша в идеологическом споре и потери уважения в глазах единомышленников. Поэтому он легко срывается на голословную критику, крики и ругань, которые заглушают разум и позволяют бесконечно долго не только не признавать своих ошибок, но даже и не замечать их.

Деидеологизация, по сути, создает более благоприятные интеллектуальные и психологические условия для ведения продуктивных научных дискуссий, ориентированных на совместный поиск истины. Деидеологизированный ученый способен спокойно анализировать направленную в его адрес критику и даже менять свои убеждения, если доводы оппонентов ему покажутся достаточно убедительными. Он видит в логически обоснованном изменении собственных мнений и взглядов проявление своего интеллектуального развития. Идеологизированный ученый, напротив, ценит абсолютную твердость в своих убеждениях, поскольку любое изменение взглядов ассоциируется у него с беспринцип-

ностью и изменой в непримиримом классовом противоборстве.

Не секрет, что движущей силой профессионального роста каждого ученого и развития всей науки в целом всегда были и будут плодотворные научные дискуссии, диспуты, конференции, в которых доминируют доброжелательная взаимная критика, направленная на поиск новых истин, и отказ от устаревших концепций. Продуктивность научной полемики зависит от степени готовности ученых без подозрений и предвзятости уважительно относиться к своим оппонентам, внимательно выслушивать их аргументы, стремиться понять иные точки зрения, честно признавать свои ошибки и искренне благодарить тех, кто помог их обнаружить.

Развитию науки не могут не мешать идеологические установки, внушающие ученым высокомерную убежденность в собственной непогрешимости, безупречной нравственности и причастности к учению, которое «всесильно, потому что оно верно». Ситуация значительно ухудшается, когда появляется государственная идеология. Тогда все общественные науки неизбежно превращаются в огромные механизмы идеологической пропаганды, а ученым отводится в них функция маленьких бездумных винтиков.

Переход от анализа истории к анализу современности позволяет легко обнаружить парадоксальное явление. Российские преподаватели экономической теории до сих пор остаются все такими же «маленькими винтиками», какими они были в советское время. Бюрократический механизм идеологической пропаганды разрушен де-юре. Но де-факто полностью сохранился в менталитете и образе действий всех участников образовательного процесса. Он пережил все перестройки и реформы. Адаптируясь к новым реалиям, он легко развернулся на 180°. Можно предположить, что современный каток пропагандистского стиля мышления, теперь уже двигаясь в противоположном направлении, будет точно так же давить под собой ростки свежих научных идей (если они появятся) и утрамбовывать их в асфальт новых идеологических штампов.

Если раньше всем нам было «приказано» бездумно критиковать экономикс,

то теперь «рекомендовано» столь же бездумно его преподавать. Сегодня экономикс «вне критики», потому что защищен в сознании преподавателей действующими государственными образовательными стандартами отнюдь не хуже, чем марксизм был в свое время защищен постановлениями партии и правительства о преподавании общественных наук.

Все дело в том, что внутри почти каждого российского преподавателя живет робкий чеховский учитель Беликов. Он, разумеется, знает что-то о своих правах и академических свободах. Но внутренний голос тихо шепчет ему на ушко: «Оно, конечно, так-то так, всё это прекрасно, да как бы чего не вышло» [7, с. 223]. В бюрократизированном российском педагогическом сознании, с характерным для него бумажным отношением к делу, государственный образовательный стандарт играет роль того самого футляра, в который удобно прятаться от собственных сомнений.

На первый взгляд может показаться, что ныне действующие образовательные стандарты по экономической теории деидеологизированы, поскольку в них нет явного требования критики идеологии социализма и марксизма. Но если задуматься, то нельзя не увидеть, что это очень похоже на один из известных приемов идеологической пропаганды, который уничтожает своих оппонентов не критикой, а простым замалчиванием их научных идей.

Следует заметить, что наше научнопреподавательское сообщество быстро адаптировалось к новым условиям работы. По всему спектру экономических проблем бурным потоком пошли публикации, в которых уже никто никого не критикует, потому что все черпают свою мудрость из одного и того же «священного» первоисточника, имя которому «мейнстрим». Научные доклады и статьи современных российских экономистов, как правило, представляют собой слегка перефразированные компиляции из многообразных по форме, но однообразных по сути учебников. Наши ученые теперь не только не критикуют друг друга, они уже почти и не читают друг друга, поскольку заранее

уверены, что не обнаружат в новой публикации для себя ничего нового.

Если раньше бдительное партийное руководство неизбежно принуждало советских экономистов к активной пропаганде социализма, то теперь российские экономисты, руководствуясь лишь внутренней самоцензурой, как правило, добровольно избегают любой критики в адрес капитализма. Вполне возможно, что такое добровольное единодушие в безоговорочном и некритичном принятии российской модели капитализма будет тормозить развитие экономической науки в нашей стране не в меньшей степени, чем раньше это делало принудительное единодушие в безоговорочном и некритичном принятии советской модели социализма.

Библиографический список

1. Шешин В.А. Об идеологической функции экономической теории / В.А. Шешин // Вестник Алтайского государственного университета. 2007. № 1. С. 5-8.

2. Курс политической экономии: учебное пособие для экономических вузов и факультетов. В 2 т. / под ред. Н.А. Цаголова. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Экономика, 1970. Т. 1. 760 с.

3. Политическая экономия: учебник для экономических вузов и факультетов. Т. 1. Капиталистический способ производства / А.М. Румянцев, Г.А. Козлов,

A. Г. Милейковский и др. 5-е изд., доп. М.: Политиздат, 1982. 558 с.

4. История экономических учений:

(современный этап): учебник / под

общ. ред. А.Г. Худокормова. М.: ИНФРА-М, 1998. 733 с.

5. Канторович Л.В. Проблемы эффективного использования и развития транспорта / Л.В. Канторович; под ред.

B.Н. Лившица, Н.В. Паенсон, Е.В. Тихомирова. М.: Наука, 1989. 304 с.

6. Критика антимарксистских теорий в курсе политической экономии: учебное пособие для высших партийных школ / под общ. ред. В.С. Афанасьева и Г.Н. Сорвиной. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Мысль, 1983. 552 с.

7. Чехов А.П. Человек в футляре / А.П. Чехов // Собрание сочинений в двенадцати томах. М.: Правда, 1985. Т. 9. С. 221-234.

+ + +

УДК 331.5 (571.15) В.И. Беляев,

М.В. Котванов

МЕТОДИКА АНАЛИЗА НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА НА ПРИМЕРЕ РЫНКА ТРУДА СПЕЦИАЛИСТОВ АПК АЛТАЙСКОГО КРАЯ

На современном этапе развития экономики края, реализации национального проекта «Развитие АПК» существует необходимость оценить состояние рынка труда специалистов агропромышленного комплекса. Комплексная оценка трудовых ресурсов проводится путем сопоставления кадрового потенциала и существующих вакансий. Одним из применяемых показателей является показатель напряженности на рынке труда — отношение количества безработных к количеству открытых вакансий.

Задача исследования заключается в выявлении фактического уровня напряженности на рынке труда в сфере вакансий специалистов агропромышленного комплекса.

По нашему мнению, основная сложность изучения рынка труда Алтайского края состоит в его недостаточном охвате государственным статистическим наблюдением.

Так, для краевого рынка труда характерны следующие черты:

• большая доля высококвалифицированной рабочей силы;

• регистрация государственной

службой занятости населения (ГСЗН), в основном вакансий, требующих низкой квалификации.

В среднем с 2000 г. по 2005 г. 16,8% всех работников края было занято в сфере обрабатывающего производства, сфере образования — 16,7% работников, а в сельском хозяйстве — 16,2%

[1]. Это говорит о большом накопленном интеллектуальном потенциале работников края. Однако среди вакансий, поступающих в ГСЗН в 2005-2006 гг., основная доля потребности в работниках (83 и 87%) приходилась на рабочие профессии, большинство из них — с использованием неквалифицированного труда и низким уровнем заработной платы (20% вакансий с зарплатой ниже прожиточного минимума) [1]. Таким образом, информация службы занятости с большим искажением отражает реально существующие тенденции на рынке труда.

Что касается динамики напряженности на рынке труда Алтайского края по данным ГСЗН, то на рисунке 1 прослеживается повышение общей напряженности

[2]. Так, минимальный уровень напряженности (количество безработных на одну вакансию) приходится на 01 января 2001 г. и составляет 3,8 человек. Максимальный уровень напряженности зафиксирован на начало 2006 г., он составляет 15,4 человек на одну вакансию.

Рис. 1. Динамика напряженности на контролируемом рынке труда Алтайского края в 2000-2005 гг.

Используя материалы ГСЗН, найдем показатель напряженности на рынке труда среди специалистов сферы АПК, далее, используя разработанную методику, рассчитаем аналогичный показатель напряженности, отражающий реальную картину.

Суть нашей методики анализа ситуации на рынке труда состоит в следующем:

Общее количество специалистов, желающих и имеющих возможность работать по специальности, равняется количеству занятых специалистов, увеличенному на количество безработных. Таким образом, упрощенная модель трудовых ресурсов имеет следующий вид:

Общее КоличествоКГ = ЗанятыеКГ + БезработныеКГ

где Общее Количество^ — общее количество специалистов на конец года;

ЗанятыеКГ — занятые на конец года;

БезработныеКГ — безработные на конец года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разделив части уравнения на

Общее Количество^ , получим:

БезработныеКГ —

средняя продолжи-

1 =-

БезработныеК

Общее КоличествоКГ Общее КоличествоКГ Отношение безработных к общему количеству специалистов можно представить в следующем виде:

Безработнъ^к

Притокг

Безработнъ^к

Общее Количество^ Общее Количествокг Притокг

где Притокг — увеличение количества

безработных за год;

_____Притокг_____— коэффициент

Общее КоличествоКГ

входа в безработицу;

Расчет напряженности на рынке

Притокг тельность безработицы.

Теперь, имея сведения о средней продолжительности безработицы и фактическом увеличении количества безработных за год, можно находить расчетным путем среднее количество безработных на конец года.

Найденное таким образом среднее количество безработных на определенную дату отличается от официальных данных ГСЗН и позволяет оценить в частности реальный уровень напряженности на рынке труда.

Данные таблицы 1 показывают, что рассчитанный по материалам ГСЗН [1] показатель напряженности на рынке труда в сфере АПК по выбранным специальностям увеличивается с 2004 по 2006 гг. и составляет к концу 2006 г. в среднем 20 человек на одну вакансию.

Информация Главного управления сельского хозяйства Алтайского края об обеспеченности трудовыми ресурсами хозяйств края по группам специалистов представлена в таблице 2.

Для расчета показателя напряженности необходимы данные о количестве вакансий и безработных на определенную дату. Количество вакансий соответствует нехватке специалистов (табл. 2), требуется найти количество безработных. Для нахождения количества безработных по каждой группе специалистов применим методику анализа состояния рынка труда:

БезработныеКг — средняя продолжи-

Притокг

тельность безработицы.

Таблица 1 труда сферы АПК по данным ГСЗН

Специальность 31.12.2004 г. 31.12.2005 г. 31.12.2006 г.

без- раб. ваканс. без- раб/ва- канс. без- раб. ваканс. без- раб/ва- канс. без- раб. ваканс. без- раб/ва- канс.

Агроном 98 5 19,6 118 4 29,5 128 3 42,7

Ветврач 101 14 7,2 119 11 10,8 103 9 11,4

Ветфельдшер 93 6 15,5 117 8 14,6 109 7 15,6

Главный зоотехник 23 5 4,6 13 2 6,5 19 4 4,8

Зоотехник 103 5 20,6 109 7 15,6 117 6 19,5

Главный инженер 9 5 1,8 12 2 6,0 14 4 3,5

Дояр 1137 37 30,7 1366 40 34,2 1377 43 32,0

Овощевод 43 1 43,0 58 2 29,0 65 2 32,5

Среднее 17,9 18,3 20,2

Таблица 2

Обеспеченность хозяйств Алтайского края главными специалистами и специалистами среднего звена в 2004-2006 гг.

Дата Наименование должности '— 31.12.04 31.12.05 31.12.06 +/- к 2004 г.

Главные специалисты

Требуется 3761 3519 2983 -778

В наличии 3352 3138 2668 -684

Нехватка 409 381 315

Уволено за год 406 361 284 -122

Руководители среднего звена

Требуется 3717 3381 2979 -738

В наличии 3604 3226 2826 -778

Нехватка 113 155 153

Уволено за год 339 293 267 -72

Специалисты среднего звена

Требуется 8189 7379 6270 -1919

В наличии 7781 6964 5912 -1869

Нехватка 408 415 358

Уволено за год 734 596 463 -271

Показатель Притокг известен как количество уволенных за год специалистов (табл. 2). Для нахождения среднего количества безработных на конец года по каждой группе специалистов используем

данные ГСЗН о средней продолжительности безработицы в крае [3].

В таблице 4 произведен расчет среднего количества безработных на конец года в 2004-2006 гг. на основании формулы:

БезработныеКГ = Средняя Продолжительность Безрабг х Притокг .

Таблица 3

Средняя продолжительность безработицы в Алтайском крае в 2004-2006 гг.

" Годы Показатели " 2004 2005 2006

Средняя продолжит. безработицы общая, мес. 5,6 5,4 5,4

По городам края 5,8 5,7 5,6

По районам края 5,4 5,2 5,3

Таблица 4

Расчет среднего количества безработных на конец года на основе данных ГУСХ Алтайского края в 2004-2006 гг.

’ Дата Показатели 31.12.04 31.12.05 31.12.06

Средняя продолжит. безработицы в АПК, мес. 5,4 5,2 5,3

Средняя продолжит. безработицы в АПК, год. 0,45 0,43 0,44

Главные специалисты

Приток в безработицу за год 406 361 284

Безработных, среднее на конец года (Приток*Средняя продолжительность, в годах) 182,7 155,23 124,96

Руководители среднего звена

Приток в безработицу за год 339 293 267

Безработных, среднее на конец года 152,55 125,99 117,48

Специалисты среднего звена

Приток в безработицу за год 734 596 463

Безработных, среднее на конец года 330,3 256,28 203,72

Таблица 5

Расчет напряженности на рынке труда в АПК края в 2004-2006 гг. на основании данных ГУСХ Алтайского края

Специальность 31.12.2004 31.12.2005 31.12.2006

без- раб. ваканс. без- раб/ва канс. без- раб. ваканс. без- раб/ва канс. без- раб. ваканс. без- раб/ва канс.

Главные специалисты 182,7 409 0,4 155,23 381 0,4 124,96 315 0,4

Руководители среднего звена 152,55 113 1,4 125,99 155 0,8 117,48 153 0,8

Специалисты среднего звена 330,3 408 0,8 256,28 415 0,6 203,72 358 0,6

Средняя напряженность 0,9 0,6 0,6

Определив количество вакансий и среднее расчетное количество безработных по каждой группе специалистов, имеем возможность рассчитать фактическую напряженность на рынке труда в сфере АПК края.

Данные таблицы 5 показывают, что по выделенным группам специалистов напряженность на рынке труда в сфере АПК составляет меньше 1, что говорит о преобладании количества вакансий над количеством безработных. Резкое отличие расчетных данных от информации службы занятости говорит о том, что несмотря на преобладание вакансий над количеством безработных многие вакансии остаются невостребованными, они не заполняются ввиду низкого уровня предлагаемой заработной платы.

Ценность предлагаемой методики анализа рынка труда состоит в том, что

+ + +

она позволяет сравнивать различные показатели, найденные расчетным путем, с официальными данными, что существенно обогащает видение реальной ситуации на рынке труда.

Библиографический список

1. Спрос и предложение рабочей силы на рынке труда Алтайского края в 2005 г. / УФГСЗН по Алтайскому краю. Барнаул, 2006. 44 с.

2. Рынок труда Алтайского края: 1999-2004 гг. / УфГСЗН по Алтайскому краю. Барнаул, 2005. 204 с.

3. Труд и занятость в Алтайском

крае. 2001-2006 гг. / Алтайкрайстат. [Электронный ресурс]. Заглавие с экрана. Режим доступа: http://www.

komstat.amitel.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.