Научная статья на тему 'Роль скорости переработки информации в успешности выполнения тестовых заданий в старшем дошкольном возрасте'

Роль скорости переработки информации в успешности выполнения тестовых заданий в старшем дошкольном возрасте Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
160
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЯ РЕАКЦИИ ВЫБОРА / ИНТЕЛЛЕКТ / КРЕАТИВНОСТЬ / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Мисожникова Е.Б.

Представлены результаты изучения роли показателей скорости переработки информации в успешности выполнения интеллектуальных, творческих и математических тестовых заданий в старшем дошкольном возрасте. Показано, что скорость переработки информации является значимым предиктором успешности выполнения интеллектуального и математического тестовых заданий. Не обнаружен вклад показателей скорости переработки информации в успешность выполнения творческого теста. Результаты, полученные на выборке старшего дошкольного возраста, соотносятся с ранее опубликованными результатами, полученными на иных возрастных выборках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Мисожникова Е.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль скорости переработки информации в успешности выполнения тестовых заданий в старшем дошкольном возрасте»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 159.9

РОЛЬ СКОРОСТИ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ В УСПЕШНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Е.Б. МИСОЖНИКОВА* ФГБУН «Институт психологии РАН», Москва

Представлены результаты изучения роли показателей скорости переработки информации в успешности выполнения интеллектуальных, творческих и математических тестовых заданий в старшем дошкольном возрасте. Показано, что скорость переработки информации является значимым предиктором успешности выполнения интеллектуального и математического тестовых заданий. Не обнаружен вклад показателей скорости переработки информации в успешность выполнения творческого теста. Результаты, полученные на выборке старшего дошкольного возраста, соотносятся с ранее опубликованными результатами, полученными на иных возрастных выборках.

Ключевые слова: время реакции выбора, интеллект, креативность, математические задания, старший дошкольный возраст.

Введение

Исследования связи показателей скорости переработки информации с успешностью решения различного рода тестовых заданий сравнительно многочисленны (например, Eysenck H.J., 1987 [9]; Jensen A.R., 1993 [10]; Deary I.J., Der G., Ford G., 2001 [7]; Semmes R., Davison M.L., Close S., 2011 [12]). При этом скорость переработки информации определяется как характеристика внимания и выражается в показателе, сочетающем точность и скорость, - время реакции на правильные ответы.

Следует отметить, что большинство исследований посвящено изучению взаимосвязи скорости переработки информации и интеллекта и проводились в основном на выборках студентов и взрослых людей. Так, мета-анализ данных 172 исследований с общим количеством в

© Мисожникова Е.Б., 2014

* Для корреспонденции:

Мисожникова Е.Б. аспирант

ФГБУН «Институт психологии РАН», Москва 129366 Москва, ул. Ярославская, 13

53542 испытуемых подтвердил наличие положительной корреляционной взаимосвязи скорости переработки информации с успешностью выполнения интеллектуальных тестовых заданий (Sheppard L.D., Vernon P.A., 2008) [13].

В исследовании на выборке взрослых людей сообщается о нелинейной взаимосвязи скорости переработки информации и успешности в выполнении интеллектуальных тестов: более тесные взаимосвязи обнаружены у неуспешно выполнивших тестовые задания испытуемых (Der G., Deary I.J., 2003) [8].

Показано также, что индивидуальные различия в скорости переработки информации связаны (r=0,21; p<0,05) с успешностью выполнения студентами математических тестовых заданий (Semmes R., Davison M.L., Close S., 2011) [12]. Противоположные результаты были получены на выборке российских обучающихся старшего школьного возраста: показатели скорости переработки информации не коррелировали с успешностью решения математических заданий с ограничениями и без ограничений во времени (Тихомирова Т.Н., Ковас Ю.В., 2013) [4].

Роль скорости переработки информации в успешности выполнения тестовых заданий ..

Исследования взаимосвязей скорости переработки информации и успешности в творческих заданиях дают противоречивые результаты, связанные, прежде всего, с различными видами творческой деятельности и типами творческих тестовых заданий (Aguilar-Alonso A., 1996 [6]; Rindermann H., Neubauer A.C., 2004 [11]). В одном из исследований, например, найдена отрицательная корреляция между временем реакции выбора и тестами дивергентного мышления (Vartanian O., Martindale C., Kwiatkowski J., 2007) [14].

Следует отметить, что источники таких противоречивых результатов остаются на данный момент необъясненными. Возможно, наблюдаемая разница в этих исследованиях может объясняться тем, что характер связи между скоростью переработки информации и успешностью в решении тестовых заданий меняется с возрастом: например, если во взрослом возрасте когнитивные показатели и успешность в выполнении тестовых заданий взаимосвязаны, то, например, в дошкольном и школьном возрасте эти взаимосвязи оказываются недостоверными. Так, в ряде работ обсуждается необходимость учета возрастных, эмоциональных и культурных особенностей при изучении взаимосвязей разного рода когнитивных показателей и успешности в решении тестовых заданий (например, Sheppard L.D., Vernon P.A., 2008 [13]).

Таким образом, целью настоящей работы является изучение роли показателей скорости переработки информации в успешности выполнения тестовых заданий различных типов на выборке старшего дошкольного возраста.

Методика

Испытуемые. В исследовании приняли участие 226 воспитанников дошкольных образовательных учреждений, из них 108 девочек (47,8%) и 118 мальчиков (52,2%). Средний возраст участников составил 6,2

года (стандартное отклонение составляет 0,6; минимальное значение возраста - 4,8; максимальное - 7,4).

Родители (законные представители) детей были проинформированы о целях исследования и условиях участия и выразили свое согласие на участие детей в письменном виде.

Методы. Испытуемые с интервалом в 1 неделю выполнили ряд тестовых заданий, представленных ниже. Задания выполнялись в индивидуальном порядке под наблюдением экспериментатора строго по разработанному протоколу. Инструкции к тестовым заданиям сформулированы в доступной для понимания форме, в соответствии с возрастными особенностями детей.

При выполнении заданий на компьютере экспериментатор объяснял детям, что на протяжении тестирования для ответов необходимо нажимать указательным пальцем только на клавиши «Й» и «З», на которые были наклеены красочные картинки.

Для диагностики успешности выполнения интеллектуального тестового задания использовался тест «Цветные прогрессивные матрицы» Дж. Равена (Равен Дж.К., Стайл И., Равен М., 1998) [3].

Для диагностики успешности выполнения творческого тестового задания применялся субтест «Завершение картинок» теста «Краткий тест творческого мышления» П. Торренса (Щебланова Е.И., Аверина И.С., 1995) [5].

Для диагностики успешности выполнения математического тестового задания применялся субтест «Сложение» компьютерной тестовой батареи «Когнитивные показатели и успешность в математике» (Малых С.Б., Тихомирова Т.Н., Жоу С., Вей В., Родич М., Мисожникова Е.Б., Давыдова Ю.А., Ковас Ю.В., 2012) [2]. В этом субтесте стимульный материал, предъявляемый испытуемым на экране, состоит из уже решенного арифметического примера на сложение в центральной части экрана и двух

вариантов ответов в нижней части экрана - справа и слева. Слагаемые в арифметических примерах были меньше 9. Испытуемым предлагается выбрать правильный ответ и быстро нажать на соответственно правую или левую клавишу на клавиатуре. Общее время выполнения этого субтеста ограничено тремя минутами.

Показатели скорости переработки информации фиксировались с помощью субтеста «Время реакции выбора» компьютерной тестовой батареи «Когнитивные показатели и успешность в математике» [2]. В этом тесте кружок появляется справа или слева от крестика. Стимулы предъявляются с интервалом от 1500 до 3000 мс. Задача состоит в том, чтобы максимально быстро и точно нажимать одну - правую или левую - из отмеченных на клавиатуре клавиш, в зависимости от правого или левого расположения появляющегося на экране кружка. Если ответ не дан в отведенное время, система автоматически переходит к следующему заданию.

Анализ результатов осуществлялся на базе обезличенных персональных данных.

Результаты и обсуждение

В статистический анализ вводились показатели общего балла по тестам «Цветные Прогрессивные матрицы» и «Завершение картинок»; оценка индивидуальной успешности по тесту «Сложение» рассчитывалась как разность правильных и неправильных ответов за три минуты; показатели скорости переработки информации выражены средним значением времени реакции на правильные ответы (в миллисекундах).

Описательные статистики показателей по всем анализируемым тестам представлены в таблице 1.

Указанное в таблице 1 среднее время реакции выражено медианой (в миллисекундах). Общий балл рассчитывался согласно тестовым инструкциям. Оценка вычислялась как разность правильных и неправильных ответов.

Таблица 1

Средние значения и стандартные отклонения значений анализируемых показателей

Тесты, показатели Среднее значение (стандартное отклонение)

«Время реакции выбора», среднее время реакции 945,28 (339,91)

«Цветные прогрессивные матрицы», общий балл 25,13 (4,99)

«Завершение картинок», общий балл 29,38 (15,43)

«Сложение», оценка 6,71 (8,52)

Корреляционный анализ. В ходе корреляционного анализа были изучены взаимосвязи между показателями скорости переработки информации и показателями успешности решения интеллектуальных, творческих и математических тестовых заданий. В таблице 2 представлены коэффициенты корреляции Пирсона.

Таблица 2

Матрица взаимных корреляций показателей

скорости переработки информации и успешности выполнения тестовых заданий

(1) (2) (3) (4)

«Время реакции выбора» (1) 1

«Цветные прогрессивные матрицы» (2) -0,28* 1

«Завершение картинок» (3) -0,12 0,25** 1

«Сложение» (4) -0,33** 0,25 0,14 1

Примечание: коэффициенты корреляции Пирсона, значимы на уровне *р<0,05;** р<0,01

Обнаружены умеренные корреляционные взаимосвязи показателей по тесту «Время реакции выбора» с показателями успешности выполнения тестов «Цветные прогрессивные матрицы» (г=-0,28; р<0,05) и «Сложение» (г=-0,33; р<0,01). При этом обращают на себя внимание отрицательные значения коэффициентов корреляции. Однако следует отметить, что чем больше значение по тесту «Время реакции выбора», тем медленнее оказывается скорость переработки информации.

Роль скорости переработки информации в успешности выполнения тестовых заданий .

Следовательно, выявленные взаимосвязи показывают, что при высоких показателях скорости переработки информации ожидаются лучшие показатели успешности дошкольников в выполнении интеллектуального и математического тестового задания.

Результаты корреляционного анализа, приведенные в таблице 2, демонстрируют также, что не обнаружено взаимосвязей скорости переработки информации с успешностью выполнения творческого тестового задания. Отсутствие взаимосвязей скорости переработки информации и успешности в творческих заданиях неоднократно встречается в литературе по данной проблематике (например, Дружинин В.Н., 1995 [1]). Возможно, этот факт связан со спецификой данного тестового задания, что также подчеркивается в литературе (например, Rindermann H., Neubauer A.C., 2004 [11]).

Регрессионный анализ. В рамках регрессионного анализа показатели скорости переработки информации рассматривались в качестве предиктора успешности выполнения интеллектуальных, творческих и математических тестовых заданий.

Характеристики регрессионных моделей представлены в сводной таблице 3, где показатели по тесту «Время реакции выбора» выступили в качестве предиктора, а показатели по тестам «Цветные прогрессивные матрицы», «Завершение картинок» и «Сложение» последовательно вводились в регрессионный анализ как зависимые переменные.

Из таблицы 3 видно, что показатель успешности в выполнении интеллектуального тестового задания предсказывает регрессионная модель, объясняя 6% дисперсии этого показателя. Показатель успешности в выполнении математического теста задания предсказывает регрессионная модель, объясняя 10% дисперсии.

Результаты оценки этих регрессионных моделей с помощью критерия Фишера позволяют считать регрессии в целом значимыми. Не обнаружен вклад показателей скорости переработки информации в успешность выполнения творческого тестового задания.

Таблица 3

Характеристики регрессионных моделей

Зависимая переменная R2 Скорректированный R2 F-ста-тистика Уровень значимости

«Цветные прогрессивные матрицы» 0,08 0,06 4,43 0,04

«Завершение картинок» 0,02 -0,01 0,75 0,39

«Сложение» 0,11 0,10 15,55 0,00

Оценка параметров регрессий показала, что скорость переработки информации является значимым предиктором успешности выполнения теста «Цветные прогрессивные матрицы» (в=-0,28 при р<0,05) и «Сложение» ф=-0,33 при р<0,001).

Отрицательное значение стандартизированных коэффициентов регрессии указывает на то, что с возрастанием предиктора значение зависимой переменной убывает. При учете специфики показателей скорости переработки информации (чем больше значение, тем медленнее дошкольник) взаимосвязь может быть охарактеризована как положительная.

Заключение

Таким образом, при анализе выборки старшего дошкольного возраста обнаружен вклад показателей скорости переработки информации в успешность выполнения интеллектуального и математического тестового задания с объяснением соответственно 6 и 10% дисперсий этих показателей. Следовательно, «быстрые» дошкольники оказываются более успешными в выполнении интеллектуальных и математических заданий по сравнению со своими более «медленными» сверстниками. Установлено, что скорость переработки информации не является предиктором успешности в выполнении творческого тестового задания в старшем дошкольном возрасте.

В целом, полученные данные соответствуют результатам предыдущих исследований о роли скорости переработки в успешно-

сти выполнения тестов интеллекта (Sheppard L.D., Vernon P.A., 2008) [13] и стандартизированных математических заданий (например, Semmes R., Davison M.L., Close S., 2011 [12]) во взрослом возрасте. При этом остается невыясненным направление взаимосвязи скорости переработки информации и индивидуальной успешности в выполнении тестовых заданий в различных возрастных периодах. Кроме того, информативным будет являться такой исследовательский дизайн, при котором успешность в выполнении, например, математических заданий, будет диагностироваться посредством выполнения испытуемым целого ряда тестов.

Литература

1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М.: «Лантерна-Вита», 1995.

2. Малых С.Б., Тихомирова Т.Н., Жоу С., Вей В., Родич М., Мисожникова Е.Б., Давыдова Ю.А., Ковас Ю.В. Структура взаимосвязей когнитивных характеристик и успешности в арифметике у дошкольников: кросскуль-турный анализ // Вопросы психологии. -

2012.- № 5. - С. 133-143.

3. Равен Дж.К., Стайл И., Равен М. Цветные прогрессивные матрицы. - М.: Коги-то-Центр, 1998.

4. Тихомирова Т.Н., Ковас Ю.В. Взаимосвязь когнитивных характеристик учащихся и успешности решения математических заданий (на примере старшего школьного возраста) // Психологический журнал. -

2013. - Т. 34. - № 1. - С. 35-45.

5. Щебланова Е.И., Аверина И.С. Краткий тест творческого мышления. - М.: ИНТОР, 1995.

6. Aguilar-Alonso A. Personality and creativity // Personality and Individual Differences. -1996. - Vol. 21(6). - P. 959-969.

7. Deary I.J., Der G., Ford G. Reaction times and intelligence differences. A population-based cohort study // Intelligence. - 2001. - Vol. 29. - P. 389-399.

8. Der G., Deary I.J. IQ, reaction time and the differentiation hypothesis // Intelligence. -

2003. - Vol. 31(5). - P. 491-503.

9. Eysenck H.J. Speed of information processing, reaction time, and the theory of intelligence / In: P.A.Vernon (Ed.). Speed of information-processing and intelligence. - Norwood, NJ: Ablex, 1987. - P. 21-67.

10. Jensen A.R. Why is reaction time correlated with psychometric g? // Current Directions in Psychological Science. - 1993. - Vol. 2(2). - P. 53-56.

11. Rindermann H., Neubauer A.C. Processing speed, intelligence, creativity, and school performance: Testing of causal hypotheses using structural equation model // Intelligence. -

2004. - Vol. 32. - P. 573-589.

12. Semmes R., Davison M.L., Close C. Modeling individual differences in numerical reasoning speed as a random effect of response time limits // Applied Psychological Measurement. -2011. - Vol. 35. - No. 6. - P. 433-446.

13. Sheppard L.D., Vernon P.A. Intelligence and speed of information-processing: A review of 50 years of research // Personality and Individual Differences. - 2008. - Vol. 44(3). - P. 535551.

14. Vartanian O., Martindale C., Kwiatkowski J. Creative potential, attention, and speed of information processing // Personality and Individual Differences. - 2007. - Vol. 43(6). - P. 1470-1480.

ROLE OF INFORMATION PROCESSING SPEED IN SUCCESSFUL TEST PERFORMANCE AT LATE PRESCHOOL AGE

E.B. MISOZHNIKOVA Institute of Psychology RAS, Moscow The results of studying the role of information processing speed in the successful performance in intellectual, creative and mathematical test tasks at high school age were presented. It was shown that the speed of information processing is a significant predictor of successful performance in intelligence and mathematical test tasks. Contribution of speed of information processing to the success in a creative test was not detected. The results obtained on a sample of preschool age correlate with the previously published results obtained on different age samples. Keywords: choice reaction time, intelligence, creativity, mathematical tasks, late preschool age.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.